503

Необычные миниатюры из старинных русских рукописей

Многим известно, что западноевропейское средневековые искусство содержит большое количество необычных, не совсем понятных и даже в каких-то моментах диких вещей. Но, как оказывается, и русское средневековье в этом плане ничуть не отстаёт.

Необычные миниатюры из старинных русских рукописей Лига историков, Страдающее средневековье, Миниатюра, Длиннопост, Летопись, Средневековая Русь

Первый рисунок повествует о том, как Антонию привиделся великан, который доставал головой до облаков. Чудовище размахивает своими огромными ручищами и препятствует душам возноситься на небо. Их он отправляет в ад, развёрзшийся у него под ногами. Душам, над которыми у него нет власти, удаётся прорваться в рай. Святой смотрит на это из окна кельи и всем своим видом как бы говорит: «Кто вы такие? Я вас не звал!».


Следующее изображение рисует на первый взгляд ужасную, оскорбляющую Бога картину: ангел Господень душит молодого парня, а за всем этим спокойно наблюдает монах-пустынник.


На самом деле не всё так ужасно, как кажется. Данное изображение является иллюстрацией к одной из повестей «Римских деяний» — средневекового сборника коротких нравоучительных легенд. В повести рассказывается история об отшельнике, которого всюду сопровождает ангел.


На протяжении истории ангел совершает всякие «злодейства»: ворует у честных людей, убивает ни в чём не повинного путника, делает подарок плохому человеку и т. д. В конце повести ангел разъясняет скрытый смысл этих поступков. В частности, ребёнка он, оказывается, задушил, чтобы тот не стал причиной будущих прегрешений своего отца. Главное — нравоучение чётко доносило до читателя мысль, что пути Господни неисповедимы, — остальное было не так важно.

Необычные миниатюры из старинных русских рукописей Лига историков, Страдающее средневековье, Миниатюра, Длиннопост, Летопись, Средневековая Русь

Эта миниатюра иллюстрирует эпизод из «Откровения Иоанна Богослова», в котором описывается снятие четвёртой печати и явление последнего всадника Апокалипсиса (6:7-8). В «Откровении» говорится о Смерти, восседающей на бледном коне, за которой следует Ад. Художник немного переосмыслил этот текст и изобразил коня в виде льва, вперившего взгляд в небеса. Видимо, царь зверей недоволен тем, что его использует в качестве ездового животного какой-то странный голый мужик.

Необычные миниатюры из старинных русских рукописей Лига историков, Страдающее средневековье, Миниатюра, Длиннопост, Летопись, Средневековая Русь

Перед вами миниатюра из лицевого сборника XVII века, не ней изображён мраволев (он же «мрамолев»). Что-нибудь слыхали о нём? Нет? А ведь в старину это было достаточно популярное чудовище — наполовину муравей, наполовину лев. Что-то вроде котопса, только мраволев.

Необычные миниатюры из старинных русских рукописей Лига историков, Страдающее средневековье, Миниатюра, Длиннопост, Летопись, Средневековая Русь

Антропоморфная смерть довольно часто изображалась на старинных миниатюрах. Обычно эти изображения представляли собой некое подобие скелета или высохшего трупа, обтянутого кожей. В руках средневековой смерти, в отличие от современной старухи с косой, чаще всего можно обнаружить лук со стрелами, которыми она разит людей, заражая их всяческими болезнями и чумой.


На миниатюре из Геннадиевской Библии 1499 года смерть предстаёт в довольно-таки уникальном для того времени образе: помимо саадака, она также имеет копьё, топорик и — самое интересное — ружьё. Такой вот четвёртый всадник апокалипсиса, оснащённый по последнему слову техники.

Необычные миниатюры из старинных русских рукописей Лига историков, Страдающее средневековье, Миниатюра, Длиннопост, Летопись, Средневековая Русь

Были времена, когда для Европы крокодил был абсолютно неведомым животным. Поэтому средневековые описания этого зверя варьировались от произведения к произведению и наполнялись различными вымыслами и фантастическими подробностями. В частности, существовало представление, что своей мочой крокодил может испепелить дерево («Сказание об Индийском царстве»). По внешнему виду экзотического животного, понятное дело, тоже не было единого мнения. И хотя можно найти и достаточно близкие к реальности изображения, встречаются также и такие, в которых художники, откровенно говоря, мажут по всем пунктам. Иллюстратор Александрии XVII века как раз из последних. Он, по всей видимости, опирался на типичное представление того времени, что крокодил должен сочетать в себе черты зверя и рыбы, поэтому изобразил его в виде льва с гривой из чешуи.

Необычные миниатюры из старинных русских рукописей Лига историков, Страдающее средневековье, Миниатюра, Длиннопост, Летопись, Средневековая Русь

«Человеки злообразни». Описания мифических существ, которые сочетают в себе человечьи и животные черты или имеют изменённый человеческий облик, довольно часто встречаются в древнерусских источниках. Одни памятники относят этих существ к человеческому роду. То есть они такие же люди, как и мы, только «дивии». И у нас с ними общий предок — Адам. А их «злообразность» объясняется карой за грехи. Так, согласно одной легенде, Бог в наказание за строительство Вавилонской башни не только смешал языки, но и наделил некоторых людей звериным обличьем — в полном соответствии с их скотскими делами.


На изображении из литературного сборника XVIII века можно увидеть псеглавца, воспылавшего любовью к безымянному существу, у которого рот на груди, а глаза на локтях. Подобные чувства вполне объяснимы — головы-то у него нет, получается, в своих фантазиях можно подставлять любую.

Необычные миниатюры из старинных русских рукописей Лига историков, Страдающее средневековье, Миниатюра, Длиннопост, Летопись, Средневековая Русь

источник

Найдены дубликаты

Отредактировала ltomme 6 дней назад
+59

Чет напомнило

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 2
+46

Ты нологи заплатил, бунтовщик?

Иллюстрация к комментарию
+15

МРАМОЛ  ЯДЪ !!!

Иллюстрация к комментарию
+40

Гнаар, муравьиный лев, Крамм, святой Христофор

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 19
+3

А почему у святого такое лицо?

раскрыть ветку 18
+27

а это святой Христофор, он был оооочень привлекателен и его постоянно искушали женщины. Он пропросил бога сделать его менее красивым - и из "горячего мачо" стал хорошим мальчиком.

раскрыть ветку 2
+3

Святой Христофор, старообрядцы так изображают. Есть мнение, что неправильный перевод истолкования местности откуда он родом

+3
Почитайте про псоглавцев
раскрыть ветку 13
+103

"В частности, ребёнка он, оказывается, задушил, чтобы тот не стал причиной будущих прегрешений своего отца."


Ну охуеть теперь, а отца он не мог придушить? Добрая светлая религия. А потом такие "Сын да не понесет беззакония отца своего".

раскрыть ветку 17
+50

Ой да ладно. В те времена жить - чёртовы муки. А тут пройдёт по статье "невиноубиенный" и сразу в рай. Ну, может на пару лет в чистилище для профилактики, чтобы в следующий раз не планировал отцов с пути истинного сбивать.

И нет, я не стебусь. Превинтивные меры - вполне метод.

раскрыть ветку 2
+8
Чистилище у католиков же
раскрыть ветку 1
+9
Да вообще вся эта логика в корне неверна.

Нельзя с противоправными действиями бороться ими же - получится анархия, так как каждый может в любой момент сказать, что его оппонент нарушает определенные правила, и будет прав.

Тот же эффект можно наблюдать, если правил не существует - каждый топит онли за себя и посрать на окружающих.
раскрыть ветку 2
+10

Зеки в камере во все карточные игры переиграли - скучно стало. Не знают что еще делать. И тут к ним приводят новенького. Они его сразу спрашивать начали, какие карточные игры он знает. Он обрадовался теплому приему, начал перечислять:


— Преферанс, дурак, бридж... монтана...


— Как-как, монтана говоришь? — переспрашивают зеки.


— Ну да, монтана, — отвечает новенький.


— Давай играть.


Сели они в круг, скинули денег в "банк", новенький раздал всем по одной карте, взял свою и крикнул: "Монтана, я выиграл!".


Они его не поняли и говорят ему:


— Слышь, игра-то веселая, но может правила объяснишь?


—Правила простые: скидываются деньги в банк, сдается по одной карте — кто первый карту возьмет и скажет МОНТАНА тот и выиграл.


— Ну блин так бы сразу и сказал. Давай еще раз.


Скинули они опять деньги в банк, раздал он по одной карте. Все сразу карты свои хватать начали и кричать наперебой "МОНТАНА, МОНТАНА". Новенький сидит смотрит на них, они орут. Вдруг он берет свою карту и говорит:


— Козырная Монтана, я выиграл.


И забрал себе все деньги.

раскрыть ветку 1
+3

Насчёт второго рисунка - в исламских писаниях есть такая история про пророка Хызыра (он до конца света будет жизнь и молодеть, так как хотел стать преспешником Мухаммеда). Ну так вот однажды пророк Муса увидел Хызыра (а.с.) и предложил ему путешествие вместе, на что Хызыр ответил - только все что я бы не сделал ты будешь молчать, ну так вот он там три поступка совершает, одним из них является убийство юноши (думаю рисунок изображает это)

раскрыть ветку 7
+3

В исламе и христианстве бог один и тот же, не зря у муслимов христиане считаются людьми писания, чтобы пока язычники существуют друг друга зря не гнобили, вот потом, хоть глотки друг другу режте за пророков и толкования. "Добрая светлая религия". Хотя кроме шуточных религий, вроде Пастафарианства, везде так. Даже Пастафарианство, если выйдет на соответствующий уровень, начнет крестовые походы, проблема не в религиях, проблема в людях, все люди сволочи. Если человек считат себя не сволочью, значит просто вокруг еще большие сволочи или он себе льстит.

раскрыть ветку 4
0

В иудаизме есть схожая история, различие в имени главного героя минимальны

раскрыть ветку 1
0

Никогда им не доверял

0

Сейчас вас привлекут за оскорбление чувств верунов..

раскрыть ветку 1
0

Изначально каммент должен был выглядеть совсем по другому, но тут я вспомнил где и в какие времена живу и решил, что за выражение "Добрая светлая религия" и выдержку из их священной книги будет сложно привлечь.

+27

Тут просто Тартарин

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 10
+14

Гравюра монстра татарина, вообще любопытно как изображали татар в то время, с лошадиной шеей, с луком и стрелами

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 2
+6
и без штанов
+3

На стенах домов висели яркие олеографии, изображавшие чудовищ в красных жупанах и шароварах, с пиками в руках; длинные лохмы волос сбегали вдоль спины до копчика, из раскрытых ртов торчали клыки, будто кинжалы, а глаза-как два красных блюдца. Под картинками, чтобы никаких сомнений не оставалось, было написано: "Русский казак. Питается сырым мясом германских младенцев".

В. Пикуль "Зато Париж был спасён"

К сожалению проходящего изображенияв интернете так и не удалось найти.

+10

Но это правда. Вот его потомок.

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 1
+5

Это что вообще?

+10

Ну так то они и 20 веке (а может и сейчас) всех, кто восточнее немцев находится, за людей не считали.

+6

А, да, часто таких в Казани встречал. Через одного просто.

0

Советский мультик про истребление чужой планеты.

0

Немец?

раскрыть ветку 1
0

Ариец.

+20

Тут явно видны следы злоупотребления всеми видами зелий, изобретёнными человечеством

раскрыть ветку 4
+11

Так и есть христианская религия основана на бухле и описываемые видения различных святых часто похожи на алкогольный делирий вроде горящих кустов, черепов, раступающегося моря. Поэтому в церквях всегда пьют бухлишко. Восточные религии держатся на наркоте там немного другие видения и различные курения в мечетях.

Первым запрещено употреблять
Вторым бухать, а то не в ту церковь/мечеть/xpам уйдут и таким образом диллер устраняет конкурентов

раскрыть ветку 3
+2

А вот про расступившееся море и вообще казни египетские есть интересная документалка. Если кратко, то извержение вулкана объясняет всё это безобразие. Ну и неточностей перевода в Библии, конечно, хватает

+1

Ладан является кстати наркотиком..

раскрыть ветку 1
+17
Иллюстрация к комментарию
+16

Настоящий мрамолев

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 2
+20
Мы знаем, как он на самом деле выглядит
Иллюстрация к комментарию
+7
Не надо вводить людей в заблуждение!
Иллюстрация к комментарию
+14
Смерть похожа на мистера Бернса
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 2
+7

Это было ДО симпсонов.

раскрыть ветку 1
+5

хахаха этот момент, когда хоть что-то еще не было в симпсонах первей

+12
Иллюстрация к комментарию
+37

Ах*енная "логика" у ангела... С такой "логикой", уже и Дьявол не страшен...

раскрыть ветку 2
+5

Вот кто писал сценарий к "Особому мнению"

+3

Человеки двуобразни все в поликлиниках сидят, в регистратуре.

+22
Хмммм
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 1
+13
Усы. Усы на рисунке. Это не Пу, это Лукаш.
+6

Наркоманы же, ну.

Человек очень изобретателен, когда нужда закинуться какой-нибудь дрянью

раскрыть ветку 2
+7

Вы предполагаете им платили за рисунки грибами?

раскрыть ветку 1
+7
Краски токсичные были может? Как на Союзмультфильме.
+10

Смерть в ружьём - это сильно! Только с ногами у неё (него) совсем беда...

+5
Иллюстрация к комментарию
+7
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
+3

Вот сейчас говорят: это все из-за видеоигр.

А тогда походу говорили: это все из-за икон и библии

+9

Надо добавить, что грамоте были обучены лишь малая часть населения, а писцы - учились лишь буковки выводить. Да и не развито было ещё искусство художественного рисунка... Кроме того, бОльшая часть фантазийных рисунков - следствие малой мобильности людей; т.е. писцы рисовали "с чужих слов" (по пересказам "через десятые руки"), сами никогда диковинных зверей не видели (откуда они в монастыре? А зоопарков не было). Ну, и с фантазией тогда у людей было победнее. Команда есть "изобразить страшилищ" в тексте, а вот каких - тут "кто во что горазд".

раскрыть ветку 5
+3
Ага, на современных авангардистов и сюрреалистов посмотреть, тоже офигеешь. Психика - штука хрупкая.
0
Написал комент и пошел листать дальше посты. Через один попался этот
Улитень
Прямо в тему коментария, на который отвечаю.
Улитень, млин, как следствие малой мобильности и отсутствия интернета...
раскрыть ветку 1
0

Да ладно, симпатичный улитень

0

На руси процент грамотных в городах был очень большой, в новгороде почти 100%

раскрыть ветку 1
+4

Это про какой век говорится? Да и грамотным считался тот, кто своё имя написать может.

+3

На последней картинке, у чувака справа, обе ноги -- левые. Как он ходил то, кругами? ))

А чувак слева вообще ноги местами перепутал, бедолага   ))

раскрыть ветку 1
+4

Они друг друга догоняют до сих пор.

+2

Такой вариант

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
+1
*глубокий вздох*
Иллюстрация к комментарию
+1

Скажу по своему опыту, ссал под дерево и документировал - от мочи кусты и деревья и правда "горят", от мочевина аля азот. Вот вам и крокодил обоссатый.

раскрыть ветку 1
+2
Ты пошто растения губишь, ирод?!
0

Вот откуда Кентаро Миура для своего берсерка черапал идеи для адских монстров.

0

Ах ты маленький

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
0

На самом деле в серии книг про монстролога подобные твари описаны. Значит точно были. =) Там на обложке даже фотка есть

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
0
Зашел в комменты чисто посмотреть как эти картинки в мемчики переделают)
0

Вторая пикча - когда батя привел тебя к лору.

0
Весьма познавательно)))
0

В эти времена процесс дистиляции еще не придумали. Вопрос : Что курили предки?

раскрыть ветку 6
+1

Брожение вполне себе изобрели))

раскрыть ветку 5
0

Но градус не тот, это ж сколько выдуть нужно?

раскрыть ветку 4
-1

О нет....пожалуйста не показывайте это РенТв...

раскрыть ветку 1
0

Так это оттуда и есть. Фотки выпускающего редактора да нескольких репортёров.

-2
Рисунки больных и извращенцев и все от попов.
И почему тогда их приписывают славянам?
-3

Только на днях смотрела передачу про искусство древнего Рима. И всю передачу ведущий пытался доказать, что в Риме искусство все-таки было, хоть и не такое шикарное, как в древней Греции. Показали фрески, мозаики, реалистичные, идеальные с анатомической точки зрения статуи, украшения, архитектуру... хотя бы те же акведуки и колизей.... И вот через пару-тройку сотен лет все эти знания канули в лету. И народ начал рисовать коляки-маляки на религиозную тему. У шестилетнего ребенка и то лучше бы получилось. Как же блин так? Такую империю просрали....

раскрыть ветку 10
+6

Так вы не путайте монументальное творчество с прикладным. Большинство приведенных рисунков из фресок и книг. Книги были рукописными и обычно тот, кто писал книгу - в ней же и рисовал, как умел. А писать и переписывать книги и расписывать небольшие культовые сооружения поручалось, в основном, монахам, которых не допускали ни к изучению анатомии, ни к обнаженной натуре, и весь их кругозор был ограничен библиотекой монастыря. Позже появилась школа иконописи, но и то, первые иконы сейчас можно выставить в музее абстракционизма.


Те крупные религиозные сооружения, в которые вливали достаточно бабла - расписывались совершенно по-другому. Художественные гильдии, которые зародились именно в средние века, в мастерстве не уступали античным художникам и успешно перекочевали в хваленую Эпоху Возрождения.


Вот вам картины средневекового художника Джорджо Вазари:

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 3
0

Этот чел жил в шестнадцатом веке -- какое нах Средневековье?

0

Все может быть, не спорю. Так как в этих вопросах знаний у меня вообще мало. Вот по передачам с ютуба самообразовываюсь)))

Просто поразило на сколько развитой была цивилизация 2000 лет назад. Какой уровень знаний, мастерства. И все это без применения современной техники и средств. Все в той же передаче было о каррарском мраморе. Что вот мол, что из него было сделано. А затем показали современного скульптора. И его шедевры. Если 2000 лет назад из того же материала были сделаны прекрасные тончайшей работы статуи, которые как живые. То сегодня это кусок отшлифованного камня, по типу "волна". Красиво, мило...но не то.

На истину в последней инстанции не претендую. Просто комент "мимопроходила".

раскрыть ветку 1
+1

https://shakko-kitsune.livejournal.com/1359942.html

Для ЛЛ: чтобы условный средний автор мог творить и творил на уровне античного искусства, ренессанса или конца 19 века, то есть с максимальным реализмом, требуется сочетание трёх факторов:

1. материальные ресурсы: пока у человека не закрыты нижние уровни потребностей по пирамиде Маслоу (пожрать-поспать-поебаться, но сначала тупо ВЫЖИТЬ), верхние, в том числе самовыражение, не в приоритете;

2. школа: чтобы средний ремесленник мог делать хорошо всегда, а не от случая к случаю, надо, чтобы его учили делать хорошо;

3. заказ извне, со стороны общества: если всем в целом насрать на высокое искусство, то и творцу на него тоже насрать, будет лепить куличики из говна и веток.


Разумеется, всегда может найтись свой Леонардо да Винчи, способный сделать дохуя из нихуя, но чем выше средний уровень, а также чем доступнее материалы для творчества, тем лучше для любых авторов.

0

Так варвары разрушили, приняли христианство повсеместно и ушли в убогое Средневековье. Также и Египет пал - какая там была культура и наука, также пал Хорезм и прочее.

раскрыть ветку 4
-1

Как бы, с одной стороны я за революцию.... ну там "землю - крестьянам, фабрики - рабочим". И ясно, что в Империи хорошо живется богатым, за счет эксплуатации бедных и разграбления захваченных территорий. Но пролетариат не может в искусство. В силу своей ограниченности. Поэтому, как в поэзии, есть Пушкин (наше всё, да) и Маяковский. Последний, сам по себе, не плох. Идеи, да даже их реализация - смело, модно, молодежно. Но с Пушкиным не сравнить.


Знаю, что Пушкин набил оскомину уже. Но просто для примера.

раскрыть ветку 3
Похожие посты