543

Необычные миниатюры из старинных русских рукописей

Многим известно, что западноевропейское средневековые искусство содержит большое количество необычных, не совсем понятных и даже в каких-то моментах диких вещей. Но, как оказывается, и русское средневековье в этом плане ничуть не отстаёт.

Необычные миниатюры из старинных русских рукописей Лига историков, Страдающее средневековье, Миниатюра, Длиннопост, Летопись, Средневековая Русь

Первый рисунок повествует о том, как Антонию привиделся великан, который доставал головой до облаков. Чудовище размахивает своими огромными ручищами и препятствует душам возноситься на небо. Их он отправляет в ад, развёрзшийся у него под ногами. Душам, над которыми у него нет власти, удаётся прорваться в рай. Святой смотрит на это из окна кельи и всем своим видом как бы говорит: «Кто вы такие? Я вас не звал!».


Следующее изображение рисует на первый взгляд ужасную, оскорбляющую Бога картину: ангел Господень душит молодого парня, а за всем этим спокойно наблюдает монах-пустынник.


На самом деле не всё так ужасно, как кажется. Данное изображение является иллюстрацией к одной из повестей «Римских деяний» — средневекового сборника коротких нравоучительных легенд. В повести рассказывается история об отшельнике, которого всюду сопровождает ангел.


На протяжении истории ангел совершает всякие «злодейства»: ворует у честных людей, убивает ни в чём не повинного путника, делает подарок плохому человеку и т. д. В конце повести ангел разъясняет скрытый смысл этих поступков. В частности, ребёнка он, оказывается, задушил, чтобы тот не стал причиной будущих прегрешений своего отца. Главное — нравоучение чётко доносило до читателя мысль, что пути Господни неисповедимы, — остальное было не так важно.

Необычные миниатюры из старинных русских рукописей Лига историков, Страдающее средневековье, Миниатюра, Длиннопост, Летопись, Средневековая Русь

Эта миниатюра иллюстрирует эпизод из «Откровения Иоанна Богослова», в котором описывается снятие четвёртой печати и явление последнего всадника Апокалипсиса (6:7-8). В «Откровении» говорится о Смерти, восседающей на бледном коне, за которой следует Ад. Художник немного переосмыслил этот текст и изобразил коня в виде льва, вперившего взгляд в небеса. Видимо, царь зверей недоволен тем, что его использует в качестве ездового животного какой-то странный голый мужик.

Необычные миниатюры из старинных русских рукописей Лига историков, Страдающее средневековье, Миниатюра, Длиннопост, Летопись, Средневековая Русь

Перед вами миниатюра из лицевого сборника XVII века, не ней изображён мраволев (он же «мрамолев»). Что-нибудь слыхали о нём? Нет? А ведь в старину это было достаточно популярное чудовище — наполовину муравей, наполовину лев. Что-то вроде котопса, только мраволев.

Необычные миниатюры из старинных русских рукописей Лига историков, Страдающее средневековье, Миниатюра, Длиннопост, Летопись, Средневековая Русь

Антропоморфная смерть довольно часто изображалась на старинных миниатюрах. Обычно эти изображения представляли собой некое подобие скелета или высохшего трупа, обтянутого кожей. В руках средневековой смерти, в отличие от современной старухи с косой, чаще всего можно обнаружить лук со стрелами, которыми она разит людей, заражая их всяческими болезнями и чумой.


На миниатюре из Геннадиевской Библии 1499 года смерть предстаёт в довольно-таки уникальном для того времени образе: помимо саадака, она также имеет копьё, топорик и — самое интересное — ружьё. Такой вот четвёртый всадник апокалипсиса, оснащённый по последнему слову техники.

Необычные миниатюры из старинных русских рукописей Лига историков, Страдающее средневековье, Миниатюра, Длиннопост, Летопись, Средневековая Русь

Были времена, когда для Европы крокодил был абсолютно неведомым животным. Поэтому средневековые описания этого зверя варьировались от произведения к произведению и наполнялись различными вымыслами и фантастическими подробностями. В частности, существовало представление, что своей мочой крокодил может испепелить дерево («Сказание об Индийском царстве»). По внешнему виду экзотического животного, понятное дело, тоже не было единого мнения. И хотя можно найти и достаточно близкие к реальности изображения, встречаются также и такие, в которых художники, откровенно говоря, мажут по всем пунктам. Иллюстратор Александрии XVII века как раз из последних. Он, по всей видимости, опирался на типичное представление того времени, что крокодил должен сочетать в себе черты зверя и рыбы, поэтому изобразил его в виде льва с гривой из чешуи.

Необычные миниатюры из старинных русских рукописей Лига историков, Страдающее средневековье, Миниатюра, Длиннопост, Летопись, Средневековая Русь

«Человеки злообразни». Описания мифических существ, которые сочетают в себе человечьи и животные черты или имеют изменённый человеческий облик, довольно часто встречаются в древнерусских источниках. Одни памятники относят этих существ к человеческому роду. То есть они такие же люди, как и мы, только «дивии». И у нас с ними общий предок — Адам. А их «злообразность» объясняется карой за грехи. Так, согласно одной легенде, Бог в наказание за строительство Вавилонской башни не только смешал языки, но и наделил некоторых людей звериным обличьем — в полном соответствии с их скотскими делами.


На изображении из литературного сборника XVIII века можно увидеть псеглавца, воспылавшего любовью к безымянному существу, у которого рот на груди, а глаза на локтях. Подобные чувства вполне объяснимы — головы-то у него нет, получается, в своих фантазиях можно подставлять любую.

Необычные миниатюры из старинных русских рукописей Лига историков, Страдающее средневековье, Миниатюра, Длиннопост, Летопись, Средневековая Русь

источник

Найдены дубликаты

Отредактировала ltomme 1 год назад

Лига историков

6.8K пост31.5K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения

Подробнее
+62

Чет напомнило

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 2
+51

Ты нологи заплатил, бунтовщик?

Иллюстрация к комментарию
+16

МРАМОЛ  ЯДЪ !!!

Иллюстрация к комментарию
+28

Тут просто Тартарин

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 11
+15

Гравюра монстра татарина, вообще любопытно как изображали татар в то время, с лошадиной шеей, с луком и стрелами

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 2
+10

Но это правда. Вот его потомок.

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 2
+10

Ну так то они и 20 веке (а может и сейчас) всех, кто восточнее немцев находится, за людей не считали.

+6

А, да, часто таких в Казани встречал. Через одного просто.

0

Советский мультик про истребление чужой планеты.

0

Немец?

раскрыть ветку 1
+108

"В частности, ребёнка он, оказывается, задушил, чтобы тот не стал причиной будущих прегрешений своего отца."


Ну охуеть теперь, а отца он не мог придушить? Добрая светлая религия. А потом такие "Сын да не понесет беззакония отца своего".

раскрыть ветку 17
+52

Ой да ладно. В те времена жить - чёртовы муки. А тут пройдёт по статье "невиноубиенный" и сразу в рай. Ну, может на пару лет в чистилище для профилактики, чтобы в следующий раз не планировал отцов с пути истинного сбивать.

И нет, я не стебусь. Превинтивные меры - вполне метод.

раскрыть ветку 2
+9
Да вообще вся эта логика в корне неверна.

Нельзя с противоправными действиями бороться ими же - получится анархия, так как каждый может в любой момент сказать, что его оппонент нарушает определенные правила, и будет прав.

Тот же эффект можно наблюдать, если правил не существует - каждый топит онли за себя и посрать на окружающих.
раскрыть ветку 2
+4

Насчёт второго рисунка - в исламских писаниях есть такая история про пророка Хызыра (он до конца света будет жизнь и молодеть, так как хотел стать преспешником Мухаммеда). Ну так вот однажды пророк Муса увидел Хызыра (а.с.) и предложил ему путешествие вместе, на что Хызыр ответил - только все что я бы не сделал ты будешь молчать, ну так вот он там три поступка совершает, одним из них является убийство юноши (думаю рисунок изображает это)

раскрыть ветку 7
0

Никогда им не доверял

0

Сейчас вас привлекут за оскорбление чувств верунов..

раскрыть ветку 1
+42

Гнаар, муравьиный лев, Крамм, святой Христофор

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 20
+4

А почему у святого такое лицо?

раскрыть ветку 19
+20

Тут явно видны следы злоупотребления всеми видами зелий, изобретёнными человечеством

раскрыть ветку 4
+11

Так и есть христианская религия основана на бухле и описываемые видения различных святых часто похожи на алкогольный делирий вроде горящих кустов, черепов, раступающегося моря. Поэтому в церквях всегда пьют бухлишко. Восточные религии держатся на наркоте там немного другие видения и различные курения в мечетях.

Первым запрещено употреблять
Вторым бухать, а то не в ту церковь/мечеть/xpам уйдут и таким образом диллер устраняет конкурентов

раскрыть ветку 3
+15
Смерть похожа на мистера Бернса
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 2
+7

Это было ДО симпсонов.

раскрыть ветку 1
+17
Иллюстрация к комментарию
+17

Настоящий мрамолев

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 2
+21
Мы знаем, как он на самом деле выглядит
Иллюстрация к комментарию
+7
Не надо вводить людей в заблуждение!
Иллюстрация к комментарию
+12
Иллюстрация к комментарию
+24
Хмммм
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 1
+14
Усы. Усы на рисунке. Это не Пу, это Лукаш.
+38

Ах*енная "логика" у ангела... С такой "логикой", уже и Дьявол не страшен...

раскрыть ветку 2
+5

Вот кто писал сценарий к "Особому мнению"

+3

Человеки двуобразни все в поликлиниках сидят, в регистратуре.

+6

Наркоманы же, ну.

Человек очень изобретателен, когда нужда закинуться какой-нибудь дрянью

раскрыть ветку 2
+7

Вы предполагаете им платили за рисунки грибами?

раскрыть ветку 1
+5
Иллюстрация к комментарию
+10

Смерть в ружьём - это сильно! Только с ногами у неё (него) совсем беда...

+8
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
+4

Вот сейчас говорят: это все из-за видеоигр.

А тогда походу говорили: это все из-за икон и библии

раскрыть ветку 1
0
Тогда говорили: это все из-за неверия в Бога! Начинаются своих научных трудов и давай убеждать всех что Земля круглая. Тьфу, срамота!
+9

Надо добавить, что грамоте были обучены лишь малая часть населения, а писцы - учились лишь буковки выводить. Да и не развито было ещё искусство художественного рисунка... Кроме того, бОльшая часть фантазийных рисунков - следствие малой мобильности людей; т.е. писцы рисовали "с чужих слов" (по пересказам "через десятые руки"), сами никогда диковинных зверей не видели (откуда они в монастыре? А зоопарков не было). Ну, и с фантазией тогда у людей было победнее. Команда есть "изобразить страшилищ" в тексте, а вот каких - тут "кто во что горазд".

раскрыть ветку 5
+3
Ага, на современных авангардистов и сюрреалистов посмотреть, тоже офигеешь. Психика - штука хрупкая.
0

На руси процент грамотных в городах был очень большой, в новгороде почти 100%

раскрыть ветку 1
0
Написал комент и пошел листать дальше посты. Через один попался этот
Улитень
Прямо в тему коментария, на который отвечаю.
Улитень, млин, как следствие малой мобильности и отсутствия интернета...
раскрыть ветку 1
+3

Такой вариант

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
+3

На последней картинке, у чувака справа, обе ноги -- левые. Как он ходил то, кругами? ))

А чувак слева вообще ноги местами перепутал, бедолага   ))

раскрыть ветку 1
+4

Они друг друга догоняют до сих пор.

+1
*глубокий вздох*
Иллюстрация к комментарию
+1

Скажу по своему опыту, ссал под дерево и документировал - от мочи кусты и деревья и правда "горят", от мочевина аля азот. Вот вам и крокодил обоссатый.

раскрыть ветку 2
+2
Ты пошто растения губишь, ирод?!
раскрыть ветку 1
0
Зашел в комменты чисто посмотреть как эти картинки в мемчики переделают)
0

Вот откуда Кентаро Миура для своего берсерка черапал идеи для адских монстров.

раскрыть ветку 1
0
Кентаро по ходу ещё и веществами догонялся. Жаль, зараза, главы раз в год выпускает. Не доживу я до конца Берусеруку
0

Вторая пикча - когда батя привел тебя к лору.

0

Ах ты маленький

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
0

На самом деле в серии книг про монстролога подобные твари описаны. Значит точно были. =) Там на обложке даже фотка есть

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 1
0
Я как раз начала эту книгу читать.
0
Весьма познавательно)))
0

В эти времена процесс дистиляции еще не придумали. Вопрос : Что курили предки?

раскрыть ветку 6
+1

Брожение вполне себе изобрели))

раскрыть ветку 5
-3

Только на днях смотрела передачу про искусство древнего Рима. И всю передачу ведущий пытался доказать, что в Риме искусство все-таки было, хоть и не такое шикарное, как в древней Греции. Показали фрески, мозаики, реалистичные, идеальные с анатомической точки зрения статуи, украшения, архитектуру... хотя бы те же акведуки и колизей.... И вот через пару-тройку сотен лет все эти знания канули в лету. И народ начал рисовать коляки-маляки на религиозную тему. У шестилетнего ребенка и то лучше бы получилось. Как же блин так? Такую империю просрали....

раскрыть ветку 10
+7

Так вы не путайте монументальное творчество с прикладным. Большинство приведенных рисунков из фресок и книг. Книги были рукописными и обычно тот, кто писал книгу - в ней же и рисовал, как умел. А писать и переписывать книги и расписывать небольшие культовые сооружения поручалось, в основном, монахам, которых не допускали ни к изучению анатомии, ни к обнаженной натуре, и весь их кругозор был ограничен библиотекой монастыря. Позже появилась школа иконописи, но и то, первые иконы сейчас можно выставить в музее абстракционизма.


Те крупные религиозные сооружения, в которые вливали достаточно бабла - расписывались совершенно по-другому. Художественные гильдии, которые зародились именно в средние века, в мастерстве не уступали античным художникам и успешно перекочевали в хваленую Эпоху Возрождения.


Вот вам картины средневекового художника Джорджо Вазари:

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 3
+2

https://shakko-kitsune.livejournal.com/1359942.html

Для ЛЛ: чтобы условный средний автор мог творить и творил на уровне античного искусства, ренессанса или конца 19 века, то есть с максимальным реализмом, требуется сочетание трёх факторов:

1. материальные ресурсы: пока у человека не закрыты нижние уровни потребностей по пирамиде Маслоу (пожрать-поспать-поебаться, но сначала тупо ВЫЖИТЬ), верхние, в том числе самовыражение, не в приоритете;

2. школа: чтобы средний ремесленник мог делать хорошо всегда, а не от случая к случаю, надо, чтобы его учили делать хорошо;

3. заказ извне, со стороны общества: если всем в целом насрать на высокое искусство, то и творцу на него тоже насрать, будет лепить куличики из говна и веток.


Разумеется, всегда может найтись свой Леонардо да Винчи, способный сделать дохуя из нихуя, но чем выше средний уровень, а также чем доступнее материалы для творчества, тем лучше для любых авторов.

0

Так варвары разрушили, приняли христианство повсеместно и ушли в убогое Средневековье. Также и Египет пал - какая там была культура и наука, также пал Хорезм и прочее.

раскрыть ветку 4
-2
Рисунки больных и извращенцев и все от попов.
И почему тогда их приписывают славянам?
-1

О нет....пожалуйста не показывайте это РенТв...

раскрыть ветку 1
0

Так это оттуда и есть. Фотки выпускающего редактора да нескольких репортёров.

Похожие посты
260

Новогодняя фаланга

Новогодняя фаланга Миниатюра, Фаланга, Лига историков, Оловянные солдатики, Солдаты, Солдатики, Тюмень, Длиннопост
Новогодняя фаланга Миниатюра, Фаланга, Лига историков, Оловянные солдатики, Солдаты, Солдатики, Тюмень, Длиннопост
Новогодняя фаланга Миниатюра, Фаланга, Лига историков, Оловянные солдатики, Солдаты, Солдатики, Тюмень, Длиннопост
Новогодняя фаланга Миниатюра, Фаланга, Лига историков, Оловянные солдатики, Солдаты, Солдатики, Тюмень, Длиннопост
Новогодняя фаланга Миниатюра, Фаланга, Лига историков, Оловянные солдатики, Солдаты, Солдатики, Тюмень, Длиннопост
Новогодняя фаланга Миниатюра, Фаланга, Лига историков, Оловянные солдатики, Солдаты, Солдатики, Тюмень, Длиннопост
Новогодняя фаланга Миниатюра, Фаланга, Лига историков, Оловянные солдатики, Солдаты, Солдатики, Тюмень, Длиннопост
Новогодняя фаланга Миниатюра, Фаланга, Лига историков, Оловянные солдатики, Солдаты, Солдатики, Тюмень, Длиннопост
Новогодняя фаланга Миниатюра, Фаланга, Лига историков, Оловянные солдатики, Солдаты, Солдатики, Тюмень, Длиннопост
Новогодняя фаланга Миниатюра, Фаланга, Лига историков, Оловянные солдатики, Солдаты, Солдатики, Тюмень, Длиннопост
Новогодняя фаланга Миниатюра, Фаланга, Лига историков, Оловянные солдатики, Солдаты, Солдатики, Тюмень, Длиннопост
Новогодняя фаланга Миниатюра, Фаланга, Лига историков, Оловянные солдатики, Солдаты, Солдатики, Тюмень, Длиннопост
Новогодняя фаланга Миниатюра, Фаланга, Лига историков, Оловянные солдатики, Солдаты, Солдатики, Тюмень, Длиннопост
Новогодняя фаланга Миниатюра, Фаланга, Лига историков, Оловянные солдатики, Солдаты, Солдатики, Тюмень, Длиннопост
Новогодняя фаланга Миниатюра, Фаланга, Лига историков, Оловянные солдатики, Солдаты, Солдатики, Тюмень, Длиннопост
Новогодняя фаланга Миниатюра, Фаланга, Лига историков, Оловянные солдатики, Солдаты, Солдатики, Тюмень, Длиннопост
Новогодняя фаланга Миниатюра, Фаланга, Лига историков, Оловянные солдатики, Солдаты, Солдатики, Тюмень, Длиннопост
Новогодняя фаланга Миниатюра, Фаланга, Лига историков, Оловянные солдатики, Солдаты, Солдатики, Тюмень, Длиннопост
Показать полностью 17
557

Военная хитрость

Военная хитрость Лига историков, Миниатюра, Военная хитрость, Доспехи, Полировка
417

Бонакон. Неприличное животное из Средневекового бестиария.

Бонакон. Неприличное животное из Средневекового бестиария. Лига историков, Бонакон, Бестиарий, Страдающее средневековье, Длиннопост
Бонакон. Неприличное животное из Средневекового бестиария. Лига историков, Бонакон, Бестиарий, Страдающее средневековье, Длиннопост
Бонакон. Неприличное животное из Средневекового бестиария. Лига историков, Бонакон, Бестиарий, Страдающее средневековье, Длиннопост
Бонакон. Неприличное животное из Средневекового бестиария. Лига историков, Бонакон, Бестиарий, Страдающее средневековье, Длиннопост
Бонакон. Неприличное животное из Средневекового бестиария. Лига историков, Бонакон, Бестиарий, Страдающее средневековье, Длиннопост
Бонакон. Неприличное животное из Средневекового бестиария. Лига историков, Бонакон, Бестиарий, Страдающее средневековье, Длиннопост
Бонакон. Неприличное животное из Средневекового бестиария. Лига историков, Бонакон, Бестиарий, Страдающее средневековье, Длиннопост
Бонакон. Неприличное животное из Средневекового бестиария. Лига историков, Бонакон, Бестиарий, Страдающее средневековье, Длиннопост
Показать полностью 7
125

Русские исповедные вопросники XIV-XVII вв как исторический источник. Часть 2.

Русские исповедные вопросники XIV-XVII вв как исторический источник. Часть 2. Лига историков, Древняя Русь, Средневековая Русь, Церковь, Длиннопост, Исповедь
Русские исповедные вопросники XIV-XVII вв как исторический источник. Часть 2. Лига историков, Древняя Русь, Средневековая Русь, Церковь, Длиннопост, Исповедь
Русские исповедные вопросники XIV-XVII вв как исторический источник. Часть 2. Лига историков, Древняя Русь, Средневековая Русь, Церковь, Длиннопост, Исповедь
Русские исповедные вопросники XIV-XVII вв как исторический источник. Часть 2. Лига историков, Древняя Русь, Средневековая Русь, Церковь, Длиннопост, Исповедь
Русские исповедные вопросники XIV-XVII вв как исторический источник. Часть 2. Лига историков, Древняя Русь, Средневековая Русь, Церковь, Длиннопост, Исповедь
Русские исповедные вопросники XIV-XVII вв как исторический источник. Часть 2. Лига историков, Древняя Русь, Средневековая Русь, Церковь, Длиннопост, Исповедь
Русские исповедные вопросники XIV-XVII вв как исторический источник. Часть 2. Лига историков, Древняя Русь, Средневековая Русь, Церковь, Длиннопост, Исповедь
Русские исповедные вопросники XIV-XVII вв как исторический источник. Часть 2. Лига историков, Древняя Русь, Средневековая Русь, Церковь, Длиннопост, Исповедь
Показать полностью 7
164

Русские исповедные вопросники XIV-XVII вв как исторический источник. Часть 1.

Русские исповедные вопросники XIV-XVII вв как исторический источник. Часть 1. Лига историков, Древняя Русь, Средневековая Русь, Церковь, Средневековый быт, Длиннопост, Исповедь
Русские исповедные вопросники XIV-XVII вв как исторический источник. Часть 1. Лига историков, Древняя Русь, Средневековая Русь, Церковь, Средневековый быт, Длиннопост, Исповедь
Русские исповедные вопросники XIV-XVII вв как исторический источник. Часть 1. Лига историков, Древняя Русь, Средневековая Русь, Церковь, Средневековый быт, Длиннопост, Исповедь
Русские исповедные вопросники XIV-XVII вв как исторический источник. Часть 1. Лига историков, Древняя Русь, Средневековая Русь, Церковь, Средневековый быт, Длиннопост, Исповедь
Русские исповедные вопросники XIV-XVII вв как исторический источник. Часть 1. Лига историков, Древняя Русь, Средневековая Русь, Церковь, Средневековый быт, Длиннопост, Исповедь
Русские исповедные вопросники XIV-XVII вв как исторический источник. Часть 1. Лига историков, Древняя Русь, Средневековая Русь, Церковь, Средневековый быт, Длиннопост, Исповедь
Русские исповедные вопросники XIV-XVII вв как исторический источник. Часть 1. Лига историков, Древняя Русь, Средневековая Русь, Церковь, Средневековый быт, Длиннопост, Исповедь
Русские исповедные вопросники XIV-XVII вв как исторический источник. Часть 1. Лига историков, Древняя Русь, Средневековая Русь, Церковь, Средневековый быт, Длиннопост, Исповедь
Показать полностью 7
59

Два древнерусских убийства

Два древнерусских убийства Лига историков, Древняя Русь, Михаил Тверской, Василий Березуйский, Летопись, Длиннопост
Два древнерусских убийства Лига историков, Древняя Русь, Михаил Тверской, Василий Березуйский, Летопись, Длиннопост
Показать полностью 1
128

Средневековые казни. Внимание, вопрос...

Средневековые казни. Внимание, вопрос... Лига историков, Казнь, Средневековье, Миниатюра, Длиннопост
Средневековые казни. Внимание, вопрос... Лига историков, Казнь, Средневековье, Миниатюра, Длиннопост
Средневековые казни. Внимание, вопрос... Лига историков, Казнь, Средневековье, Миниатюра, Длиннопост
Показать полностью 2
220

Жанр зомби-апокалипсиса. Начало.

Жанр зомби-апокалипсиса. Начало. Лига историков, Великолепный часослов герцога, Миниатюра, 15 век, Средневековье, Мертвецы, Битва
1036

Два белых мужика в постели с негром

Два белых мужика в постели с негром Лига историков, История искусств, Миниатюра, 15 век, Волхвы, Длиннопост
Два белых мужика в постели с негром Лига историков, История искусств, Миниатюра, 15 век, Волхвы, Длиннопост
Два белых мужика в постели с негром Лига историков, История искусств, Миниатюра, 15 век, Волхвы, Длиннопост
Два белых мужика в постели с негром Лига историков, История искусств, Миниатюра, 15 век, Волхвы, Длиннопост
Два белых мужика в постели с негром Лига историков, История искусств, Миниатюра, 15 век, Волхвы, Длиннопост
Показать полностью 4
155

«Никогда тебя не оставлю...». Бешеная страсть на бересте.

«Никогда тебя не оставлю...». Бешеная страсть на бересте. Лига историков, Берестяные грамоты, Великий Новгород, Средневековая Русь, Длиннопост
Открытие берестяных грамот сложно переоценить. Как судились, как готовились к хозяйственным работам и торговали, как любили горожане – маленькие кусочки березовой коры сообщают нам о переживаниях давно забытых людей. А некоторые грамоты совершили подлинный переворот в представлениях о русской женщине и семейных делах древности. Кое в чем наши предки были очень похожи на нас.
Если летописцы сообщают читателю о вещах необычайных, которые казались авторам важными для сохранения о них памяти — походах князей, эпидемиях, делах церковных или астрономических явлениях, — то берестяная грамота приоткрывает тайны повседневной жизни, казавшейся современнику ничем не примечательной и не достойной описания. Сегодня, по данным специализирующегося на берестяных грамотах лингвиста А. А. Гиппиуса, грамоты обнаружены в 12 городах (Псков, Тверь, Торжок и др.) — всего почти 1200 экземпляров, и больше всего (1089) — в Великом Новгороде, где почва позволяет бересте сохраняться тысячелетиями.
«Никогда тебя не оставлю...». Бешеная страсть на бересте. Лига историков, Берестяные грамоты, Великий Новгород, Средневековая Русь, Длиннопост
Многолетние исследования историков и филологов (А.В. Арциховский, А. Гиппиус, А. Зализняк и др.) показали, что грамотность на Руси распространилась быстро: уже в начале 11 века было достаточно много умеющих читать и писать людей, для которых письмо — повседневное дело. Археологи, помимо грамот, написанных бедными и богатыми, детьми и взрослыми, обнаружили многочисленные писала, или стилосы, для выцарапывания текста на бересте (крайне редко использовали чернила). Эти инструменты находят и в специальных кожаных футлярах для ношения на поясе. То есть писали жители Руси часто и по самым разным поводам. Письма, как правило, прочитывали, разрывали (чтобы скрыть содержание от посторонних) и выбрасывали. А сегодня их находят археологи и нередко удивляются прочитанному.
«Никогда тебя не оставлю...». Бешеная страсть на бересте. Лига историков, Берестяные грамоты, Великий Новгород, Средневековая Русь, Длиннопост
Одним из самых больших сюрпризов, еще когда грамоты только были обнаружены, были те, что написали женщины. Прежде предполагалось, что в средневековом русском обществе они не были активными участниками социальной и экономической жизни, ни писать, ни читать не умела, тем более если это, например, не княжеская дочь, а простая горожанка. Но грамот, написанных женщинами или им адресованных, множество. Самым невероятным оказалось и содержание этих текстов. Едва ли прежде можно было подумать, что мужчина 14 века, находящийся на полевых работах, мог просто послать небольшое письмо жене с обычной бытовой просьбой: «От Бориса к Настасье. Как придет эта грамота, пришли мне человека на жеребце, потому что у меня здесь дел много. Да пришли рубашку, рубашку забыл». Вот и все. Жена читала и отправляла рубашку. Или, например, кто бы мог раньше представить, что новгородец второй половины 13 в. может напрямую сделать предложение девушке? Эта грамота очень простая и понятная: «От Микиты к Маланье. Пойди за меня — я тебя хочу, а ты меня, а на то свидетель Игнат Моисеев…». Нам становится понятно, что молодая девушка могла в ряде случаев и сама определять свою судьбу, прочтя такое предложение, направленное лично ей (что было бы лишено смысла, если бы эта девушка была полностью во власти родителей).
«Никогда тебя не оставлю...». Бешеная страсть на бересте. Лига историков, Берестяные грамоты, Великий Новгород, Средневековая Русь, Длиннопост
Писала, костяные и металические
После свадьбы женщина тоже не оказывалась под абсолютной властью мужа, ничем не защищенная. Несколько грамот прямо указывают на защиту женщины ее братьями или даже мужчинами, связь которых с пишущей не установлена. В числе таких одна из самых первых обнаруженных в Новгороде грамот (№ 9), написанная в конце 12 в.: «От Гостяты к Василю. Что мне дал отец и родичи дали впридачу, то за ним. А теперь, женясь на новой жене, мне он не дает ничего. Ударив по рукам [в знак новой помолвки], он меня прогнал, а другую взял в жены. Приезжай, сделай милость». Женщина вышла замуж за человека бесчестного, захватившего ее приданое и бросившего жену ради другой, и теперь потерпевшая просит заступничества.
«Никогда тебя не оставлю...». Бешеная страсть на бересте. Лига историков, Берестяные грамоты, Великий Новгород, Средневековая Русь, Длиннопост
Грамота от Гостяты к Василю
Есть и грамоты, говорящие о моральной власти жены над мужем — это нередко и в современном обществе, но из-за устойчивых стереотипов кажется удивительным для Средних веков. Одна из таких грамот написана в 1380—1400 гг. и даже начинается со слова «Наказ»: «Наказ Семену от жены. Утихомирил бы ты [всех] попросту и ждал бы меня». Лингвист А. А. Зализняк так объясняет ее содержание: жена «наказывает», то есть весьма настоятельно рекомендует мужу остановить какой-то разгоревшийся конфликт и ждать ее, а уж она разберется со всеми по существу. А заканчивается грамота фразой, обращенной женой к мужу и соответствующей принятым нормам этикета, хотя и противоречащей тону послания: «А я тебе челом бью» (то есть кланяюсь с огромным уважением).
«Никогда тебя не оставлю...». Бешеная страсть на бересте. Лига историков, Берестяные грамоты, Великий Новгород, Средневековая Русь, Длиннопост
Наказ Семену от жены
«Никогда тебя не оставлю...». Бешеная страсть на бересте. Лига историков, Берестяные грамоты, Великий Новгород, Средневековая Русь, Длиннопост
Число берестяных грамот, еще ожидающих своего обнаружения, достигает, как считают археологи, десятков тысяч. Сегодня мы имеем только малую часть, и нас ждет еще много удивительных открытий и, вероятно, новых любовных драм.
источник
Показать полностью 6
949

Шедевры средневековой мысли

Для многих не секрет, что Средневековье богато на странные образы. Возможно, некоторые из этих вы уже находили, но я постарался собрать те, что не видел нигде.
Шедевры средневековой мысли Для многих не секрет, что Средневековье богато на странные образы. Возможно, некоторые из этих вы уже находили, но я постарался собрать те, что не видел нигде.
Показать полностью 1
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: