Мосметрострой. ч.5. Переходный год

Небольшая часть о происходивших в 1933 году на Метрострое событиях. События эти важны тем, что ознаменовали переход строительства метро от этапа познания и набора опыта к этапу активного строительства.


Часть 1.

Часть 2.

Часть 3.

Часть 4.


Реформа


Упоминавшаяся в прошлой части резолюция 28 февраля 1933 года содержала в себе не только новые задумки по методам строительства метро, но и полезные указания, направленные на ускорение хода работ.

Мосметрострой. ч.5. Переходный год Cat_cat, История, Длиннопост, Москва, Московское метро, Метро

Ад Комсомольской площади (простите за качество, это кинохроника такая — фильм «Есть метро», 1935 год, таймкод 6:10)


Метрострой был обязан на треть сократить свой управленческий аппарат, раздутый без меры, да ещё и следовать принципу единоначалия, а сохранившие места руководители должны были проводить на площадках половину рабочего дня. Каждый принимаемый на шахту рабочий теперь обязан был пройти курсы, чтобы сдать технический минимум, но зато вводилась сдельная оплата труда, а тем, кто работал в шахтах, полагалась зарплата на 25% выше, чем в среднем по отрасли. Отдельно полагалось проверить распределение коммунистов и комсомольцев и создать в каждой смене партийное ядро, способное повести за собой остальных. В помощь призывались порядка 1000 комсомольцев.


Но все эти требования Моссовета были, в общем-то, проигнорированы, и в марте Каганович вызвал на ковёр руководство Метростроя. Был снят с должности один из заместителей Роттерта Крутов, сам Роттерт обвинял профсоюзы и партию в недостаточной поддержке, в ответ второй заместитель Рошаль и секретарь парторганизации Метростроя Сивачёв закритиковали управленческий стиль своего начальника.

Мосметрострой. ч.5. Переходный год Cat_cat, История, Длиннопост, Москва, Московское метро, Метро

Параллельно 20 и 21 марта опубликовали постановление о строительстве метрополитена, получив, наконец, общий технический проект. Был утверждён проект 1931 года с 80,3 км длины, обосновывались методы строительства, аналогичные продавленным Роттертом в конце 1932 года. Но главное - сроки завершения работ сдвинулись с 1 января 1934 года на 11 месяцев - до 1 декабря. Был реорганизован и Метрострой - был ликвидирован громоздкий управленческий аппарат, и теперь основными административными единицами стали шахта (на участках с закрытым способом строительства) и дистанция (с открытым). На фоне идущей одновременно реформы на шахтах Донбасса оттуда в организацию пришли опытные горняки и инженеры. И возглавил их снятый с должности начальника угольного треста Егор Абакумов, ставший заместителем Роттерта.

Мосметрострой. ч.5. Переходный год Cat_cat, История, Длиннопост, Москва, Московское метро, Метро

Егор Абакумов за работой


Отношения у них как-то сразу не заладились. Абакумов с 12 лет работал в шахтах своей родины, а в начале 30-х обучался в Московском горном институте. Благодаря своему опыту и знанию народных обычаев новый замглавы Метростроя быстро завоевал любовь и авторитет в шахтах. Он по натуре был человеком эмоциональным и бурным в отличие от своего спокойного и рассудительного начальника. Роттерт, к тому же, считал Абакумова дураком, малополезным в реальной работе. Впрочем, нельзя не признать, что угольщик сыграл большую роль в дальнейшем прогрессе метростроя. Однако не последнюю очередь в этом прорыве сыграло, наверное, личное знакомство его с Хрущёвым. Ну и конечно свою роль сыграли комсомольцы, но о них, наверное, в отдельной части.


Дело начинает делаться


Апрель 1933 года ознаменовался прорывом. Несколько шахт Мясницкого радиуса пошли вглубь и в течение трёх месяцев достигли проектной глубины, после чего можно было начать наконец копать горизонтально, а в августе началась работа на участках, где полагалось строить берлинским способом. Впрочем, большинство других шахт приходилось переделывать. Особенно сложная ситуация сложилась в районе Комсомольской площади, но и по всей первой очереди она оптимизма не внушала. Использование шахтёрских методов делу совершенно не помогало, а только создавало риски. Деревянная крепь не держала давления московских грунтов, а вычерпывание при проходке шахт водоносных слоёв вело к просадкам грунтов и, как следствие, появлению трещин и рисков разрушения домов.

Мосметрострой. ч.5. Переходный год Cat_cat, История, Длиннопост, Москва, Московское метро, Метро

Устанавливаем кессонную секцию в шахту, 1933 год, Тургеневская площадь

Мосметрострой. ч.5. Переходный год Cat_cat, История, Длиннопост, Москва, Московское метро, Метро

Кессонная секция внизу


Решение (одно из) проблемы проходки в плывунных московских грунтах подоспело 22 апреля. В этот день под руководством инженеров Тесленко и Кучеренко создали кессонный отдел, предназначенный для проходки шахт и туннелей метрополитена кессонным способом.

Мосметрострой. ч.5. Переходный год Cat_cat, История, Длиннопост, Москва, Московское метро, Метро

Установка секции кессон-туннеля


Это уже четвёртый способ, применяемый в Москве, да-да. Суть очень проста. Берётся участок шахты и отсекается от остальной её длины, создавая внутри герметичную рабочую зону. В эту зону нагнетается повышенное давление, благодаря чему вода отступает от забоя. Таким образом, грунт становится суше и устойчивее, а значит, значительно меньше риск прорыва плывуна. Дальше рабочая зона расчищается, ставятся тюбинги или другая обделка. Изначально кессонный способ хотели применять только для шахт, но затем Хрущёв высказал идею строить с их помощью туннели целиком. Команда инженеров задумалась и выдала два способа работы. Во-первых, создавать в конце уже построенной части туннеля кессонную камеру и разрабатывать грунт в сухом забое. Во-вторых, строить секции туннеля на земле, затем ставить сверху на кессонную камеру, под которой бы разрабатывался котлован. Постепенно такой туннель (его называют кессон-туннель) бы опускался на проектную глубину. Вообще, кессонный способ - штука неприятная. Во-первых, это дорого, а во-вторых, вредно для рабочих, ведь это работа в зоне высокого давления со всеми вытекающими из этого последствиями для здоровья в виде кессонной болезни. К тому же, в кессонах куда выше опасность пожара, ведь если он вспыхнет, то покинуть опасную зону куда сложнее - она сильно ограничена, и бежать можно только в шлюзовую камеру, которая тоже не гигантская. Один такой пожар случился 21 сентября 1933 года при проходке перегонного туннеля от Охотного ряда до Дзержинской (ныне Лубянка) после прорыва плывуна. Тогда погибло два человека, потушить огонь удалось, но потребовалось сбросить давление, что привело к частичному затоплению участка плывуном. В результате наверху образовалась воронка и обрушился небольшой дом, к счастью - без последствий.

Мосметрострой. ч.5. Переходный год Cat_cat, История, Длиннопост, Москва, Московское метро, Метро

Ждём окончания шлюзования, чтобы войти в кессон или выйти наружу. Если этого не сделать — получите кессонную болезнь

Мосметрострой. ч.5. Переходный год Cat_cat, История, Длиннопост, Москва, Московское метро, Метро

Так шлюз снаружи выглядит


Наконец, добавился пятый способ проходки - для Арбатского радиуса. На одноимённой улице ситуация сложилась особо тяжёлая, так как до глубины 11 метров там были пески, а дальше - мощные плывуны. При этом необходимо было бы перепроложить коммуникации, окончательно заблокировав улицу, и хотя, как говорил Каганович, население района терпеливо и лояльно, всё-таки нельзя было оставлять его без коммунальных служб, особенно если речь идёт о живущей там интеллигенции. Но ведь ты же коммунист, Иван “при советских отношениях собственности они не связаны направлением улиц, но без всяких формальностей могут тянуть трассу через дворовые участки”, так что будущая трасса ушла с Арбата немного в сторону. Однако полноценно применить здесь ни берлинский, ни парижский способы было нельзя, а потому решили скомбинировать. В результате на этом участке туннели возводились своеобразным пунктиром - выкапывали серию траншей в несколько метров длиной, делали в них туннели, а затем тоже самое осуществляли на участках между уже построенными туннелями. Так удавалось копать прямо под домами.

Мосметрострой. ч.5. Переходный год Cat_cat, История, Длиннопост, Москва, Московское метро, Метро

Как-то так это будет выглядеть


Но это мы забежали немного вперёд, потому что это будет уже в 1934 году, а пока осенью 1933 года Каганович рвёт и мечет. К началу октября план на 1933 год по земляным работам был выполнен на 33,5%, а по бетонным - на 14,7%. Не решён вопрос о трассе на Арбате, положение и тип станций «Дворец Советов» и «Улица Коминтерна», ширина станций, гидроизоляция, система доставки пассажиров на станции, профиль тоннелей и габариты поездов (железнодорожная колея или уменьшенная) и снабжение электроэнергией подвижного состава. При этом, учитывая, что итогового техпроекта до сих пор толком нет (он был предложен в августе, но до конца так и не утверждён), постоянно сыпались переделки в том числе уже готовых участков. Плохая была ситуация и с механизацией работ: многое до сих пор делалось вручную, оборудование поставлялось не систематически и часто разукомплектованным, не хватало транспорта. Всё это вело к низкой производительности труда, а заодно и к тому, что на ряде участков затягивались, например, бетонные работы (качество которых было так себе), из-за чего деревянная крепь стояла слишком долго и могла обрушиться. При этом на складах метростроя было оборудование на 9 млн рублей, но которое не было использовано. Роттерт оправдывался, что оно закупалось для открытого способа проходки, который не применялся до февраля 1933 года, но это не отменяло того факта, что оно вместе с цементом лежало на открытой местности! Множество машин не удавалось запустить из-за недостаточного напряжения в сети, так что метростроевцам пришлось прокладывать свою собственную высоковольтную сеть, но её строительство задерживалось из-за медленных поставок кабелей! До конца ноября у Метростроя даже не было чёткого плана потребностей и работ по механизации.

Мосметрострой. ч.5. Переходный год Cat_cat, История, Длиннопост, Москва, Московское метро, Метро

Охотный ряд


«То, что сейчас делается, совершенно не годится: без нормирования, без порядка, без дисциплины, без требования дисциплины, без организации», - сказал Каганович на одном из совещаний с руководством своего детища в октябре 1933 года. Несмотря на весь творившийся в Метрострое пожар в бардаке во время наводнения, он настаивал на том, чтобы завершить работы в следующем году. И соответствующее постановление было принято 29 декабря. Нужно было в 5 раз повысить темпы земляных, а в 9 - бетонных работ. Каждая шахта и дистанция получали свои собственные планы и методические указания по организации благоприятных условий для рабочих с тем, чтобы повысить темпы строительства.


В этой нервной обстановке начинался самый важный год в истории первой очереди Московского метрополитена - 1934...


Источник: Cat_Cat. Автор: Александр Старостин.

Личный хештег автора в ВК - #Старостин@catx2

Лига историков

13.5K поста50.2K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения