Меня нет = мне не больно. Что испытывает человек с довербальной травмой

Напомню самое основное.

Довербальная травма - это травма, которую получил ребенок в первые годы жизни, когда понял что его потребности не будут удовлетворены, а пространство вокруг и значимый взрослый не проявляют тепло и заботу, давая понять что о потребностях не надо учиться говорить и выполнять их. Наносит ее, как правило, “мертвая” мать. Более подробно мы рассматривали эти моменты в предыдущих статьях.

Довербальная травма. Треугольник Карпмана с самим собой - это первая.

Продолжение поста «Довербальная травма. Треугольник Карпмана с самим собой» - это вторая.

Основные проявления довербальной травмы будут похожи на сложное посттравматическое стрессовое расстройство. Но самой травмы в памяти человека не будет, он не попадал в аварию, не участвовал в боевых действиях, не подвергался прямому насилию. Потому что травма была гораздо раньше.

Нарушение эмоциональной стабильности и аффектов. Человек не справляется со своими эмоциями и “тонет” в них. Они полностью захватывают его и сделать с этим что-то не получается. Человек понимает, что разрушает отношения, здоровье, карьеру и прочее, но сопротивляться не может, как бы не старался. Часто можно слышать примерно такое: “Я понимаю что это не адекватно, но сделать ничего не могу”.

Нарушения сознания и внимания. Дереализация, навязчивые мысли, искажения суждений - все это проявления шизоидного убежища, о котором я писал в первых частях. Человеку может и комфортно в нем, но чем сильнее психика закрыта, тем меньше у человека связи с реальностью и критического восприятия происходящего. И рядом всегда будут проблемы внимания. Гиперфиксации на чем-то, или ком-то, “витание в облаках”, расфокус внимания и прочее.

Нарушения самовосприятия. Тут все довольно просто, я плохой по умолчанию. Безусловной любви я заслуживать не могу. Мир - враждебен ко мне. Если ко мне относятся хорошо - это не правильно и я докажу всем что я хуже всех. И такие вещи не проговариваются именно так, но очень отчетливо проявляются буквально в каждом действии, или суждении. Это - безусловная установка, ядро, вокруг которого строится вся самоидентификация человека.

Проблемы в общении с другими. Эти проявления следуют из предыдущего. Если я отношусь к себе плохо, то и другим я к себе относиться хорошо позволить не могу. И поэтому буду искать абьюзивные отношения, токсичное окружение и все варианты на тему. Потому что в нем привычно и понятно. А любой, кто говорит что я молодец и хороший - какой-то псих.

Соматизация. Это физические проявления психологической боли. Головные боли, боли в спине и суставах, проблемы с желудком и многое другое, при малейших намеках на стресс. Как только есть угроза шизоидному убежищу, комфортному “пузырю”, который такой травмированный человек создал вокруг себя - он начинает буквально “сыпаться”. Часто, можно видеть такое на первых порах терапии. Человеку приходится сталкиваться в травмой и всем тем, что он тщательно забывал долгие годы и организм начинает интенсивно сопротивляться. Или когда приходиться отказываться от привычной зависимости от чего-то, или кого-то. Так что не всегда ухудшение физического состояния в терапии - плохо. Иногда наоборот, это показатель что вы на правильном пути. Но тут очень много нюансов, поэтому осторожнее.

Нарушение смысловых построений. Это итог всего, что описано выше. “Ко мне не могут хорошо относится просто так.”. “Надо мной издеваются и я это заслуживаю”. “Мне не может стать лучше, я не смогу\не заслужил, чтобы делать что-то для себя”. “Я никто”. “Ничего изменить невозможно”. Все это - неправильное формирование смыслов. Эти суждения не верны. Но они закреплены настолько глубоко и оказывают настолько комплексное влияние на личность, что просто вообразить что может быть по другому - невозможно и вызывает дискомфорт.

Это далеко не все признаки довербальной травмы, но самые заметные и если вы их наблюдаете у себя, причем в комплексе - то это повод обращаться к специалисту. Пусть это будут встречи по одному разу в месяц, но это уже даст очень серьезный скачок. Потому что самостоятельно, настолько глубоко проработать себя, потребует неадекватных усилий.

Какие последствия в бытовой жизни, будет испытывать человек с довербальной травмой.

Самое  первое и главное чувство - это полная беспомощность. Любая проблема - это слишком. Человек не понимает что делать и очень сильно переживает из-за этого. И единственная доступная реакция  - закрыться. Уйти в психологическое убежище, оборвать все связи с реальностью. Меня нет = мне не больно. Если меня нет, значит и нет проблем, несостоятельности, претензий к себе и всего того, что травмированный человек испытывает каждый день, просыпаясь утром.

Отсюда, невозможность давать отпор, говорить о том, что мне не нравится, невозможность уйти, или оттолкнуть человека. Терпение и удобность - главные качества такой личности. Даже если тобой откровенно манипулируют, или унижают, если твоими личными границами пренебрегают - человек не может сопротивляться. Потому что это идет против его глубинных убеждений о себе и о мире.

Невозможность выдерживать происходящее. Как следствие всего выше. Человеку не надо улучшать свою жизнь, не надо работать над собой, он не может этого сделать, потому что не может выдержать то, что происходит сейчас. Плюс, нужно понимать, что прийти к осознанию довербальной травмы к 20ти годам - это тяжело, но тебе 20. А если тебе за 30, или за 50, что гораздо чаще происходит. Степень фрустрации такого человека очень сложно представить. Большую часть своей жизни человек руководствовался последствиями травмы, которую ему нанесли в тот момент, когда он был беспомощен и не мог сделать вообще ничего. Это очень тяжело.

И от всего этого кошмара психика вынуждена уходить в шизоидное убежище. Это крайне рабочая тактика, она прекрасно выполняет свою функцию - защиту “Я”. Но вот формы этого убежища могут быть очень разные. Если в маленьком возрасте это будут фантазии, книги, игрушки, домашние животные и вообще какие либо объекты, через которые можно отключать  связь с окружением. То у взрослого таких вариантов сильно больше. Это может быть сон, спорт, курение, работа, походы и тд. А может быть созависимость с абьюзером, психоактивы, игровая зависимость, самореализация через провокативное поведение, полная социальная изоляция и многие другие “интересные” формы.

Все это время мы рассматривали “внутреннего ребенка” травмированного человека. Но вот какая штука, кроме этого “ребенка” в психике человека есть еще “внутренний взрослый” и “внутренний родитель”. И даже у человека с довербальной травмой они есть. Хоть и очень специфичные. И между ними происходит постоянный конфликт.

Я не просто так привел треугольник Карпмана в первой статье, он отлично иллюстрирует внутреннее состояние такого человека. Но это тема для отдельной статьи, которая выйдет совсем скоро. Большое спасибо что прочитали. Берегите свое психологическое здоровье.

А еще можете подписаться на мой телеграм-канал, я там бываю гораздо чаще и мы там над смешными картинками хихикаем между статьями https://t.me/Ivlevpsy

Психология | Psychology

20.6K поста59.6K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.