Мамбурин Харитон цикл «Гостеприимный мир» или пройди свой путь, он ведь один и с него не свернуть

Мамбурин Харитон цикл «Гостеприимный мир» или пройди свой путь, он ведь один и с него не свернуть Обзор, Фэнтези, Литрпг, Обзор книг, Попаданцы, Длиннопост

Книги Мамбурина Харитона Байконуровича лежат у меня на компьютере достаточно давно. Их скинул сам автор с формулировкой: «ну почитай как-нибудь, интересно, что скажешь».

Я пообещал почитать… и благородно отложил всё в дальний ящик. Такое, увы, случается.

Но хомяки – существа с хорошей памятью, они ничего не забывают. А потому, когда у меня наконец-то нашлось время, я решил исполнить обещанное и взял на почитать первый попавшийся цикл автора. Им оказалось семикнижие «Гостеприимный мир», которое ваш покорный слуга добил до конца.

Ну а теперь, стало быть, выскажет пару мыслей на заданную тему.

Капелька сюжета

Мамбурин Харитон цикл «Гостеприимный мир» или пройди свой путь, он ведь один и с него не свернуть Обзор, Фэнтези, Литрпг, Обзор книг, Попаданцы, Длиннопост

Страшная новая болезнь, обрушившаяся на человечество, убила семьсот миллионов, сто двенадцать превратила в инвалидов, а ещё тридцать три сделала паралитиками, заложниками собственных изувеченных тел.

Чтобы как-то облегчить страдания, бедолаг сперва отправили в криостазис, а пока те спали, спешно разработали систему виртуальной реальности, в которую и были перемещены оцифрованные счастливчики.

В теории это должно было дать им новый мир, полный приключений, возможностей, радости и счастья… Вот только когда главный герой книги – обычный мужик с никнеймом Соломон (игровая кличка потом поменяется, но я для простоты буду именовать его так весь обзор) согласился принять участие в игре и отправился на обучение, всё сразу же пошло как-то странно.

Для начала, это самое обучение длилось кучу лет и отличалось откровенной жестокостью, я бы даже сказал – беспощадностью – которую не ожидаешь встретить в игре, созданной для несчастных жертв болезни.

Мало того, что герою пришлось расти и взрослеть, так его ещё и отдали в «шаолиньский» монастырь, где тот заканчивал сценарий, постоянно получая по голове от всех и каждого. И боль он чувствовал очень даже неплохо!

Дальше – больше: когда обучение завершилось и все везунчики попали в Пан – игровой мир – выяснилось, что неписи считают их чем-то вроде бесплатной рабочей силы и лохов, которых нужно обманом привязать к собственной стране, городу, или даже себе любимому.

Ведь замечательная игровая Система бдит, чтобы никто и не помыслил о нарушении контракта – штрафы за это будут конские!

И быстро поняв, что в новом мире к чему, наш протагонист принимает стратегическое решение – свалить подальше, добраться до какого-нибудь тропического островка и жить там в своё удовольствие, кушая бананы и ловя рыбку.

Сказано – сделано. И вот он уже бежит в гордом одиночестве по виртуальному пространству, благо, класс монаха весьма самодостаточен. И всё было хорошо, пока Соломон не помог группе игроков-эльфов выпутаться из переплёта.

Увы, но ни одно доброе дело никогда не остаётся безнаказанным – в награду за помощь остроухая дура роняет его в мощнейший источник стихийной магии – крайне опасную аномалию, вызывающую разные интересные «мутации».

В результате наш герой пропускает добрых пятьдесят лет и приходит в себя совершенно в ином мире. Мире, в котором уже появились и сильные гильдии, и могучие королевства, и, в общем-то, все лакомые места поделены, структуры сформированы, а полезные ребята так или иначе пристроены к делу.

И здесь Соломон знакомится с такой же непонятной, как и он сам, японской девчонкой Митсураги Аи, и они начинают путешествовать вместе.

А дальше будет много всего. И предательства, и потери любимых, и боли, и дичайшего трэша вперемешку с сочнейшим угаром и (опционально) лютой содомией.

Ведь гостеприимный мир, распахнувший свои объятья тем, кто об этом не просил, не выпустит бедолаг, решивших жить, несмотря ни на что.

Мир

Мамбурин Харитон цикл «Гостеприимный мир» или пройди свой путь, он ведь один и с него не свернуть Обзор, Фэнтези, Литрпг, Обзор книг, Попаданцы, Длиннопост

Итак, у нас тут литРПГ, а я в таких случаях обычно рассказываю про реальность и «выдуманность». Увы, в этом случае такой номер не пройдёт – про Землю в семикнижии известно до обидного мало, а то, что есть, я попросту не имею права рассказывать, потому что это будет настолько диким спойлером, что дальше просто некуда.

А значит, поговорим исключительно про место приключательства нашего главного героя.

Планета Пан. Огромная и до упора населённая всякими существами. У неё есть несколько уровней, жёстко отделённых друг от друга, а именно: поверхность, «небеса», «подземелья». Пробраться через барьеры, перекрывающие ярусы, почти нереально, хотя возможность есть.

Ещё, если я правильно помню второй том, жизнь наличествует на спутниках, но в сюжете этот момент не задействован, а потому пропустим его.

Что можно сказать про Пан? С одной стороны – много, как-никак, на нём происходит действие аж семи книг. С другой стороны – мало, потому как мир получился достаточно простеньким, что ли?

Ну, то есть у нас, значит, есть леса, заполненные мобами, моря и реки, кишащие страшными монстрами, горы, и болота, в которых сидят чудовища, ну и вот это вот всё.

Время тут идёт гораздо быстрее, нежели в реальности. Сотня лет равна, кажется, десятилетию на Земле.

Крайне важным связующим звеном мира являются Дома Матери, в которых не только можно передохнуть, не опасаясь удара в спину (безопасная зона, как-никак), но и можно сдать лишние ресурсы и лут, чтобы подкачать свои основные характеристики, которые замирают по достижении Предела Расы, или переступить этот самый предел.

Таких домов много, и каждым управляет непись-джинн, у которого можно купить что-нибудь интересное.

Важнейшим игровым моментом является Система, следящая за поведением игроков, соблюдением договоров, честностью, и многим другим. Причём любой непись может сразу же проверить, говорит ли игрок правду, или лжёт, а заключённый договор невозможно разорвать без тяжёлых последствий для клятвопреступника.

Всё это, естественно, моментально привело к хитровымудренным обманкам, основанным на софистике, игре слов, мелком шрифте и прочих замечательных вещах, созданных человечеством за тысячи лет развития.

Ещё одним важным элементом мира являются так называемые Леса Сидов или дикие леса, и моря. 

Леса Сидов населены, собственно, Сидами – крайне могущественными неписями, терпеть не могущими людей. И так как игроков они убить не могут, ведь те бессмертны, то эти ребята придумали забаву повеселей – они пытают людей до тех пор, пока те не лишаются разума, после чего выпускают из леса пустую оболочку. 

С морями примерно то же самое – стоит в них нырнуть, и окажешься в тёплых объятьях многочисленных чудовищ, которые с радостью тобой закусят.

Увы, но респавн в игре происходит недалеко от места смерти, а использовать так называемый «Зов Матери» - телепорт в случайное место на карте – можно лишь раз в неделю, да и то с нюансами.

Ах да, ещё и боль ощущается во всей красе!

А ещё все азиаты тут оказались в верхней сфере, а где спрятались японцы, не знает вообще никто, но они точно тусуются где-то вместе.

Сразу же возникает вопрос: что за психопат придумал такую замечательную «игру»? А может, это не игра, а эксперимент? Или что-то ещё?

Собственно говоря, именно желание узнать ответ заставило меня дочитать цикл до конца. Ответ, в целом, получился не самым плохим. Принимается.

Что ещё сказать про мир книги?

Да в целом, пожалуй, это всё. Особой оригинальностью он, увы, не отличается. 

А потому предлагаю двигаться дальше.

Магия и боги

Этот пункт будет совсем коротким.

Боги есть – это такие же неписи, как и обычные жители, просто обладающие куда большими возможностями и «питающиеся» верой.

Магия… Короче, обычная она. Зато разнообразная.

Помимо стандартных некромантий с фаерболами и ментальным колдунством тут можно найти и проклятья, и всякие там превращения, алхимию, артефакторику… Короче говоря, всё то, что не раз и не два уже встречалось в других подобных книгах, имеется и в «Гостеприимном мире». Ну, почему бы и нет?

Не возражаю.

Персонажи

Мамбурин Харитон цикл «Гостеприимный мир» или пройди свой путь, он ведь один и с него не свернуть Обзор, Фэнтези, Литрпг, Обзор книг, Попаданцы, Длиннопост

Поговорим о героях книг.

Их не то, чтобы мало, но, говоря честно, большинство не остаётся в памяти – слишком уж часто они меняются от тома к тому.

Тем не менее, несколько более-менее постоянных героев выделить можно.

И начнём с протагониста – итак, Соломон.

По-моему, для персонажей такого типа уже нужно делать аббревиатуру навроде знаменитого японского ОЯШ. Хм-м-м… Обычный Русский Мужик? А что, пойдёт.

Итак, ОРМ Соломон – это именно что обычный такой наш соотечественник. В меру порядочный, в меру умный, в меру честный, в меру решительный. Всё в меру. Отвращения он не вызывает, но прямо за что-то зацепиться не получается. ОРМ как есть, да.

Однако постепенно, по мере приключательства он как-то неуловимо начинает превращаться в личинку Филина из «Бессистемной Отладки» Царенко. В смысле, бегает по миру, неся за собой стёб, трэш и разрушения.

Занятно, что его характер меняется по ходу повествования, правда… там есть спойлерные нюансы, просто отмечу этот момент.

Так, теперь поговорим об Обычной Японской Школьнице Митсураги Аи, выглядящей как обычная японская анимешная школьница.

Крайне занятная барышня с кучей скелетов в шкафу. Увы, как персонаж раскрыта достаточно плохо. Может, конечно, это проблема одного конкретного хомяка, но я не то, чтобы слишком хорошо понял её мотивацию. ИМХО, это, скорее, проблема повествования, о чём мы ещё поговорим.

Что же до Митсураги-тян… Ну, японка и японка. Шаблонно-стандартная такая. Во всех смыслах.

Третий персонаж, который мне запомнился, это 

Эдвард Эйнинген, он же девочк по классификации нашего протагониста. Великолепный артефактор, решивший, что в новом мире куда спокойней и выгодней тупо крафтить всякое на продажу, нежели бегать не пойми где, не пойми зачем.

Тем более, что он сдуру выбрал образ девочки, что тоже не способствовало геройствам, ибо боевая полторашка много не навоюет.

Впрочем, скидывать его со счетов не стоит, потому как самые разрушительные и опасные артефакты гражданин хранит у себя, не для продажи. 

Глас разума в шизанутом окружении Соломона, который, увы, слушают сильно меньше, чем следовало бы.

Михаил Ломов по прозвищу Барин. Друид, замерший в форме медведя. Эх, писал бы автор книгу сейчас, однозначно добавил бы ему друга-вампира! Вот прям обязательно!!!

Сварливый и тяжелый в общении мужик, явно имеющий отношение к органам, да и вообще, не с самым приятным характером. Как ни странно, но любит летающие корабли, кои тут начали строить аккурат к возрождению Соломона.

Перяслава. Дриада, познавшая всю боль этого мира и ощутившая Дзен. Возможно даже, почти достигшая Нирваны.

Естественно, стараниями нашего героя.

Пошла за ним, дабы понять смысл бытия. Ну или как-то так.

Аливеолла. Развратная вампирша (шутки про медведя всё ещё актуальны!!!), одевающаяся как goth-loli, прибившаяся к нашему герою из-за его доброты. Собственно, яркий пример того, что будет, если человека, наделённого бессмертием, но не обременённого интеллектом и целью в жизни снарядить ещё и сверхчеловеческими возможностями, а также, дать ему настроить свой внешний облик.

Пустая и капризная девчонка, потакающая своим прихотям. Любым. В любой момент времени.

Кира-Гира. Весьма странная и достаточно роялистая барышня, прибившася к нашему протагонисту в третьем томе. Большую часть времени выполняет почётную функцию Каски из «Берсерка». Ну, по крайней мере, той части сюжета, которая шла после вознесения Гриффита.

Переводя с анимешного на человеческий – является бессловесным и безмозглым брёвнышком, лишённым личности. Сознание к ней придёт, и об этом мы тоже поговорим чуть ниже. Добавляю её – третьестепенного безликого и бесполезного персонажа - сюда исключительно по этой причине.

И завершит наш список Абракадавр. Могущественный некромант, чей обучающий сценарий отличался такой жестью, что он напрочь слетел с катушек. Что, впрочем, не мешает господину магу оставаться холодным, расчётливым и рациональным человеком, главной страстью которого является поиск нового.

За и против

Мамбурин Харитон цикл «Гостеприимный мир» или пройди свой путь, он ведь один и с него не свернуть Обзор, Фэнтези, Литрпг, Обзор книг, Попаданцы, Длиннопост

В семикнижии мне понравилось многое.

С чего бы начать?

Пожалуй, с того, что автор решил организовать протагонисту time skip длиной в полвека. Это крайне интересный и очень запоминающийся ход.

Как обычно разворачивается сюжет в лит/реалРПГ? Главный герой со старта прописывается в топах (как директор рояльной фабрики или таки б-гизбГанный попаданец на случайный этаж), после чего начинает нестерпимо сноуболиться, обрастая статами, скиллами, шмотом, связями и вот этим вот всем.

Тут же наш протагонист оказался перед лицом поделённого мира, оформившихся отношений, выстроенной вертикали власти. Причём очень жёсткой вертикали! Сильные мира сего не спрашивают и не покупают, они требуют и получают то, что хотят.

А встретив отпор – бьют сильнее.

И это – второе достоинство цикла. Мир откровенно мрачен, несмотря на обилие хиханек и хаханек.

Пан, созданный чтобы быть раем (в теории), оказался если и не адом, то далеко не самым приятным местечком на свете.

А потому, в работах господина Мамбурина много серой и чёрной морали, хватает жестокости и мрачняка.

И – да – всё это разбавляется вагоном и маленькой тележечкой смешных (и, увы, смиЩных) шуток той или иной степени отбитости. Это, если что, тоже плюс. Любит ваш покорный слуга трэшатину, ничего не может с собой поделать.

Отмечу и старание автора писать получше. Не хорошо, конечно же, не будем просить от него невозможного, но получше. Если в первых книгах косяки пёрли стройными табунами, то ближе к финалу всё стало не так страшно. Хотя, возможно, я просто привык.

В любом случае, зачтём старание в плюс.

Мне понравился главный герой. Автор не стал делать его неконтрящейся имбой (есть, конечно, нюансы, но всё же). Соломон косячит, и косячит по-крупному, даже страшную мстю, к которой шёл с третьего тома не смог осуществить своими руками, что, без дураков, круто. Он – вестник Хаоса, элемент энтропии, застрявший меж отлаженных деталей сложного механизма, пуля со смещённым центром тяжести, попавшая в тело.

И это здорово!

Автор не запорол концовку. Она весьма неплоха, даёт ответы на главные вопросы, которые и заставили меня дочитать произведение до конца, а не дропнуть его после третьего тома, чего «Гостеприимный мир», в общем-то, заслуживает. 

Ну и канделябр – это круто.

Не могу не отметить также и попытку автора в социальную фантастику. Ещё б он делал это не так в лоб, цены б не было! Нельзя подобные мысли проговаривать монологом, чуть ли не ломая четвёртую стену. 

Но ладно, само по себе желание пытаться донести какие-то серьёзные мысли в литРПГ – это уже большое дело. Это хорошо.

И вот если бы всё было хорошо, то… было бы хорошо. АУФ!

Увы. Проблем у цикла хватает с избытком.

С чего бы начать? Ну, давайте с языка. Как я писал выше, ближе к концу цикла он стал получше, но вычиток «Гостеприимному миру» нужно больше одной. Мягко говоря. Вот только кто ж их делать-то будет, верно? Конвейер должен молотить, останавливаться нельзя ни на минуту. Как итог, если мне и не пришлось брать платочек для вытирания кровавых слёз, то местами он почти что был нужен. Особенно в начале.

Вторая проблема носит фундаментальный характер и решить её вычитками не получится. Итак, данный цикл заявлен, как литРПГ, вот только «РПГ» в этом «лит», как бы почти и нет.

 Если в первом томе ещё хватало разных элементов, присущих данному жанру, то чем дальше, тем более условным оно всё становилось. Я уже читывал пару книг с подобной проблемой, ту же «ЖОстокую игру» или «Хризалиду». Ну, когда наш доблестный главный герой валит противников в топ обвесе, на пару сотен левелов выше его; получает ну очень уникальные навыки, которые намертво разрушили бы баланс в любой ММО РПГ; когда он, вооруженный каким-то стоковым говном, наносит миллионы дамага; и так далее, и тому подобное.

 «Гостеприимный мир» отлично так прошёлся по всем вышеперечисленным граблям. ЛитРПГ-шность здесь – декорация. Поменяй цифровые копии людей, помещённых в виртуальный мир, например, на попаданцев, которых в новый мир переместили инопланетяне, всемогущий Господь, Великий Макаронный Монстр, Ктулху или же доблестные межзвёздные драконы, как было в «Дороге Домой», не изменится ровным счётом ничего.

Ну, разве что, придётся убрать упоминания статов и скиллов героя (которые и так от тома к тому появляются всё реже и реже), да и тут можно извернуться в духе японских исекаев.

РПГ-шная составляющая не влияет на повествование. Она необязательна. И добавлена, видимо, исключительно ради попадания в хайповый жанр.

Печально, что сказать.

Впрочем, на этом беды цикла не заканчиваются.

У него имеются серьёзные проблемы со связностью и последовательностью повествования. Или с объёмом. Или и тем, и другим.

Короче говоря, в книге до фига совершенно ненужных и необязательных приключений, которые зачастую дублируются, но с новыми действующими лицами в каждой последующей книге. Основной сюжет: ГГ в компании странных личностей прётся к чёрту на кулички, возвращаясь домой. В следующей книге всё повторяется, но с другими людьми. Мономиф, который мы заслужили!

Кстати, персонажи тоже имеют обыкновение резко исчезать из повествования, потому что так надо.

Вот только убери из семикнижия всё лишнее, и цикл скукожится до трилогии, а то и дилогии, пускай и не по двенадцать ал-ок каждая, а чуть побольше. А это недопустимо, это влияет на наше финансовое благополучие, отставить!

Как итог, уже после третьего тома читать становилось всё тяжелей и тяжелей. Ближе к концу – почти невыносимо скучно. Седьмую книгу я добивал на морально-волевых, чисто ради того, чтобы узнать, чем же оно всё кончится.

Не надо так, дорогие авторы.

Думаю, автору можно предъявить ещё немало всякого, но, пожалуй, хватит. Будем закругляться.

Заключение

Мамбурин Харитон цикл «Гостеприимный мир» или пройди свой путь, он ведь один и с него не свернуть Обзор, Фэнтези, Литрпг, Обзор книг, Попаданцы, Длиннопост

Я не ожидал ничего сверхъестественного, когда брал «Гостеприимный мир» в руки. Ничего сверхъестественного я и не получил.

Да, у нас тут не провал, но даже и не крепкий середняк. Обычный – пусть и бодрый – проходнячок, с претензией на нечто большее и тонной упущенных возможностей.

Плохо ли это? Всё зависит от того, чего вы хотите от данной книги. Если получить новый опыт, познать новые Смыслы, найти глубину, ну или хотя бы качественный язык уровня Елизарова, то не тратьте время, оно про другое.

Если же желаете просто приятно провести время и разгрузить башку, следя за забавными приключениями одного не в меру шибанутого ОРМ, смело можете брать, не пожалеете. Как минимум первые два-три тома развлекут вас на высшем уровне, а быть может, зайдут и все семь.

И на этой светлой ноте предлагаю заканчивать. В следующий раз мы поговорим про походы, my mother told me, Sköll и драккар. Всё ещё не Коксакерсона.

А на сегодня всё. Хомяк устал и уходит спать в кубло. Всем до новых встреч!

Книжная лига

22.5K поста78.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.


ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА

При создании поста обязательно ставьте следующие теги:


«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;


«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;


«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».


Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.


ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.