Король семи морей. Часть 1

Автор: Алан Цаликов.


Зачем Германии надводный флот


К окончанию Первой мировой войны германский кайзеровский флот насчитывал в своем составе 19 дредноутов, 5 линейных крейсеров, 21 устаревший броненосец, 44 крейсера, 137 эсминцев и 227 подводных лодок. Подписанный 28 июня 1919 г. Версальский мирный договор не оставил от былого величия и следа. Германии разрешалось сохранить 6 линкоров додредноутного типа, 6 легких крейсеров и по 12 эсминцев и миноносцев, общим тоннажем не свыше 108 000 т (в 1920 г. было разрешено держать в резерве еще 30% от этого числа). Численность личного состава флота ограничивалась 15 000 человек, из них не более 1500 офицеров.


Положение вещей стало меняться с приходом к власти нацистов. Германии за максимально короткий срок необходимо было решить несколько важнейших задач.


Задача первая: обеспечить тотальное превосходство немцев на Балтике. Необходимо было достичь превосходства над странами Скандинавии и Советским Союзом. Требовалось обезопасить Балтийское море от любых посягательств.


Задача вторая: максимально сократить количественный и качественный разрыв с флотом Франции, как наиболее вероятного соперника в новой войне. Немецкий флот как максимум должен был иметь возможность сойтись с силами французов в лоб, а как минимум повторить успех рейдерских операций первой мировой войны, а лучше превзойти его.


А вот с Англией планировалось договориться. Верхушка нацистов изначально мечтала о нейтралитете Англии в следующей войне, а господство Англии над морем не планировалось оспаривать. Следует понимать, что идея превзойти английский флот рассматривалась, но в глубокой перспективе. Немецкий план под кодовым названием «Z» предусматривал строительство огромного флота, но его постройка даже при самых лучших обстоятельствах не могла быть завершена раньше 1947-1948 года. Но, как мы уже знаем, Англия вмешалась в конфликт, а мечты нацистов о битве «раз на раз» с французским флотом так и остались мечтами.


Но опять же, вернемся к 1933 году. Германии нужен сильный, мобильный и достаточно многочисленный флот, который мог бы прикрыть Балтийское море, осуществить рейдерские операций в тылу противника, а при сильной необходимости сразиться на равных с линейным флотом Франции. Также крайне желательно было не спровоцировать Англию своей программой строительства флота.


Именно эти задачи определили дальнейший вектор развития немецкого надводного флота. Это объясняет дальнейший «компромисс» в виде постройки серии карманных линкоров «Дойчланд».

Но, карманные линкоры не могли противостоять на равных своим старшими коллегам. Необходимость строительства столь огромных и современных кораблей как «Бисмарк» стала вполне понятна после получения в 1933 году информации о том, что французы строят линкор «Дюнкерк». Настоящий монстр по немецким меркам, с полным водоизмещением в 34 тысячи тонн. У немецкого ВМФ не было адекватного ответа на такое, не было ни единого корабля, который мог бы хотя бы сравняться с «Дюнкерком». Примерно так и зародилась необходимость в линкорах серии «Бисмарк», как достаточно быстроходных, тяжелых рейдеров, которые в случае чего могут дать сражение линкорам класса «Дюнкерк» и выйти из боя победителями.

Король семи морей. Часть 1 Cat_cat, История, Бисмарк, Линкор, Корабль, Флот, Немцы, Война, Вторая мировая война, Германия, Третий рейх, Длиннопост

«Дюнкерк»


Строительство такого гиганта как «Бисмарк» и его брата-близнеца «Тирпица» стало возможным только благодаря грамотным политическим ходам нацистов. 16 марта 1935 года Гитлер официально объявил об отказе Германии соблюдать условия Версальского договора, так что формальных препятствий для постройки более крупных кораблей больше не было. Отказ Германии от Версальских ограничений вызвал естественное беспокойство в других странах, и во время дипломатических контактов с aнгличанам Гитлер дал понять, что желает добровольно ограничить свой ВМФ уровнем 35 процентов от британского. Дальнейшие переговоры привели к заключению 18 июня 1935 года в Лондоне англо-германского морского соглашения, закрепившего эту норму и, кроме того, обязавшего Германию соблюдать ограничения морских договоров, заключенных Великобританией с другими странами. Этот договор был заключен слишком поздно для того, чтобы повлиять на проект «Шарнхорста» и «Гнейзенау», но снял беспокойство по поводу политических осложнений из-за возможного роста водоизмещения кораблей по сравнению с проектным. Теперь Германия должна была следовать условиям Лондонских морских соглашений, ограничивавших лишь водоизмещение судов, а не их количество. А выйти за ограничения в 35% даже при большом желании для Германии было проблематично.


Что из себя представлял «Бисмарк»


Проект линкоров «F» и «G» утвержден 16 ноября 1935 года. По существовавшей в Германии традиции, корабль при закладке получал литерное обозначение, при этом в каждом классе велась своя «буквенная» линия. А официальное название ему присваивалось при спуске на воду. Так что, в нашем случае линкор «F» это Бисмарк, а линкор «G» это Тирпиц.


Согласно Лондонским соглашениям водоизмещение линкора не могло превышать 35 тысяч тонн. И изначально действительно, планировали уложиться в 35 тысяч. Но на практике оказалось, что стандартное водоизмещение итогового проекта составляет 41 тысячу тонн (это при том, что броню и так сделали тоньше чем планировали). Полное же водоизмещение достигло чудовищных 50 тысяч тонн. Сэкономить было уже никак, поэтому проект был утверждён. В рамках секретности во всей проектной документации была указана цифра в 35 тысяч. Максимальная скорость хода составляла 29 узлов, максимальная дальность плаванья составляла около 8500 миль, при скорости хода в 15 узлов.


Итак, давайте по пунктам разберем, почему же «Бисмарк» являлся грозной силой и гордостью Кригсмарине.


Броня.


Общий вес брони на «Бисмарке» составлял 18 700 метрических тонн или 40% от проектного боевого водоизмещения. Только японский суперлинкор «Ямато» превосходил немецкий корабль по суммарному весу бронирования (22 895 метрический тонн), но при этом существенно уступал по его процентному отношению к водоизмещению — всего 33,2%.

Король семи морей. Часть 1 Cat_cat, История, Бисмарк, Линкор, Корабль, Флот, Немцы, Война, Вторая мировая война, Германия, Третий рейх, Длиннопост

Схема бронирования линкора


Горизонтальная броня


Горизонтальная защита состояла из двух броневых палуб – верхней и главной (броневой). Верхняя палуба простиралась на 213,5 метров, что составляло около 85% длины корабля. Она была равномерно бронирована 50-мм плитами, утолщаясь до 80 мм в районе барбетов. Основным назначением палубы было инициирование взрывателей бомб, с тем чтобы взрыв происходил выше главной броневой палубы. Швы и кромки верхней палубы крепились при помощи сварки. Вес этой палубы составлял 2 248,053 т.


Вертикальная броня


Жизненно важные отсеки защищала броневая цитадель, прикрывавшая 68% длины корпуса по ватерлинии (70,7 м в длину и 7 м в высоту) и замыкавшаяся в носу и в корме броневыми траверзами. Вся вертикальная броня толще 100 мм изготавливалась из закаленной стали. Главный пояс состоял из верхнего и нижнего рядов плит. Нижний ряд плит (главный пояс) имел толщину 320 миллиметров. Верхняя кромка главного пояса располагалась на 100 мм ниже батарейной палубы, нижняя кромка – на 7800 мм выше киля. По верхней кромке пояс имел желоб и уступ для соединения с плитами верхнего ряда плит. Верхний пояс имел толщину 145 мм и доходил по высоте до верхней палубы. По замыслу германских конструкторов, этот пояс должен был служить защитой от снарядов крейсеров и эсминцев при стычках на ближних дистанциях.


Главный калибр


Выбор калибра для капитальных кораблей всегда являлся основным вопросом при составлении технического задания, а в случае с линкором «Бисмарк», постоянные перемены мнений относительно их артиллерии заставляли одновременно прорабатывать несколько вариантов эскизных проектов для разных калибров. При этом требовалось найти компромисс между скорострельностью орудий сравнительно небольшого калибра, позволявшей увеличить число попаданий, и разрушительным воздействием менее скорострельных крупнокалиберных орудий. По мнению немецких специалистов, наиболее полно этой задаче отвечали 380-мм орудия. Увеличение калибра при сравнимой начальной скорости снаряда вело к снижению живучести стволов, меньший же калибр считался малоэффективным по разрушительному действию боеприпасов, не обеспечивая при этом заметного преимущества в скорострельности. 380-мм орудия послужили хорошим компромиссом мощности и скорострельности. Всего на линкоре было размещено 8 орудий главного калибра, попарно в четырех башнях.

Король семи морей. Часть 1 Cat_cat, История, Бисмарк, Линкор, Корабль, Флот, Немцы, Война, Вторая мировая война, Германия, Третий рейх, Длиннопост

Зенитная и вспомогательная артиллерия


Артиллерия вспомогательного калибра линкора «Бисмарк» состояла из 12 орудий калибра 150-мм SKC/28, размещённых попарно в башнях. Над выбором вспомогательной артиллерии долго думать не пришлось, был взят обычный для тех времён средний калибр.

Король семи морей. Часть 1 Cat_cat, История, Бисмарк, Линкор, Корабль, Флот, Немцы, Война, Вторая мировая война, Германия, Третий рейх, Длиннопост

150-мм орудия.


«Бисмарк» и «Тирпиц» несли по шестнадцать зенитных 105-мм орудий LC/37. Восемь спаренных установок размещались на первом ярусе надстройки, по четыре с каждого борта. Изначально планировалось поставить 88-мм орудия, но потом поняли, что лафет под орудия 88-мм вполне спокойно выдерживает калибр побольше. Именно эти орудия должны были стать надежным щитом «Бисмарка» от самолетов противника. По проекту, противовоздушную оборону вблизи корабля обеспечивали шестнадцать 37-мм пушек C/30 и двенадцать 20-мм автоматов C/30 или С/38. Боекомплект для зенитных автоматов по штатам германского флота состоял из 2000 выстрелов на ствол.

Король семи морей. Часть 1 Cat_cat, История, Бисмарк, Линкор, Корабль, Флот, Немцы, Война, Вторая мировая война, Германия, Третий рейх, Длиннопост

зенитное орудие LC/37


Авиационное оборудование


В окончательном проекте «Бисмарк» получил две поперечных катапульты производства кильской «Дойче Верке». Они располагались позади дымовой трубы. Общая длина жестко закрепленного участка составляла 32 метра, но каждая катапульта могла телескопически раздвигаться еще на 16 метров. Был возможен одновременный пуск сразу двух гидросамолётов. Линкоры имели по три авиационных ангара.


Ангар номер 1 на два самолета находился под грот-мачтой. Ангары номер 2 и номер З располагались на корабле слева и справа от дымовой трубы и использовались для предполетной подготовки гидросамолетов. Их площадь составляла 60 квадратных метров, что позволяло разместить в них по одному самолету со сложенными крыльями. Рельсовые пути обеспечивали перемещение самолетов от ангаров к катапульте, а с помощью кранов, установленных побортно в районе дымовой трубы самолеты перемешались на пусковую тележку катапульты. Линкоры типа «Бисмарк» использовали гидросамолеты только одного типа – «Арадо» Аг 196.

Король семи морей. Часть 1 Cat_cat, История, Бисмарк, Линкор, Корабль, Флот, Немцы, Война, Вторая мировая война, Германия, Третий рейх, Длиннопост

Гидросамолёт «Арадо» при погрузке на корабль.


Энергетическая установка


Первоначально линкоры типа «Бисмарк» предполагалось оснастить турбоэлектрической силовой установкой с 3 агрегатам и по 46 000 л .с. Она должна была занимать три отсека: котлы побортно, генераторы – в середине корабля, между продольными переборками. Преимуществом такой установки были более простая конструкция турбин, вращавшихся в одном направлении с постоянной скоростью, короткие гребные валы, возможность быстрого изменении скорости и реверса с переднего хода на задний. Тем не менее, в окончательном проекте была принята более традиционная паротурбинная главная энергетическая установка (ГЭУ) на паре высоких параметров. Это увеличило физический размер самой установки, но такой вариант был дешевле.


Электрическая система


Стоит отметить, немцы электрифицировали всё что могли, начиная от механизма поворота и наведения орудий, заканчивая подъемными кранами для гидросамолётов. На «Бисмарке» даже были кондиционеры. Всё это нуждалось в огромном количестве энергии.


Для обеспечения электроэнергией на линкорах имелось по четыре главных электростанции (E-Werk). Отделения генераторов NQ I и NQ 2 располагались в отсеке V111 на нижней платформе по правому и левому борту соответственно. В каждом из них находилось по четыре 500-кВт дизель-генератора. Генераторные отсеки NQ3 и NQ4 размешались по аналогичной схеме в отсеке XIV, но в них было установлено по 3 турбогенератора (всего пять по 690 кВт и один 460 кВт). Генераторы производились фирмой «Гарбе-Ломайер». Основное оборудование и освещение питались от постоянного тока напряжением 220 В. Нормальная нагрузка электросети корабля составляла 3910 кВт, но с учетом суммарной производительности всех генераторов в боевой обстановке эта величина могла быть доведена до 7910 кВт, чем обеспечивалось более чем двойное резервирование по мощности. Стоит отметить, что даже когда «Бисмарк», в конце своего похода начал непосредственно тонуть, всё электрооборудование корабля продолжало работать в штатном режиме.


Вентиляция и кондиционирование


Кондиционерами оснащались корабельный лазарет, фотолаборатория для проявления снимков с гидросамолетов и офицерская кают-компания. Всего на кораблях имелось по 230 электрических вентиляторов, из которых 33 обслуживали котельные и машинные отделения. Вентиляционные шахты оснащались водонепроницаемыми шторками, так что водонепроницаемость помещений должна была сохраняться до уровня батарейной палубы. Под ней вентиляционные шахты располагались вертикально и не проходили через главные водонепроницаемые переборки. В отсеках энергетической установки вентиляционные шахты были оснащены также газонепроницаемыми шторками на случай возгорания нефти. Главная холодильная установка находилась в отсеке на нижней платформе. Установка была электрической.


Экипаж корабля.


По проекту экипаж линкора состоял из 1927 человек. Увеличиваясь до 2106 при использовании в качестве флагманского корабля. При вступлении в строй экипаж Бисмарка состоял из 103 офицеров и 1962 матросов.


Цена


Цена линкора «Бисмарк» составила 198 миллионов рейхсмарок. Курс к доллару тогда был 1 к 2. То есть, стоимость линкора «Бисмарк» составляла примерно 100 миллионов долларов. Для сравнения, например, самоходная установка «Штуг 3» стоила 100 тысяч рейхсмарок. Только американский серийный линкор «Айова» 1945 года выпуска, несопоставимо более мощный, с несопоставимыми по дороговизне радарами и оборудованием смог сравняться с «Бисмарком» по стоимости. Линкоры «Айова» тоже стоили 100 миллионов долларов за штуку. «Тирпиц» и «Бисмарк» обошлись Германии безумно дорого.


Боевое применение «Бисмарка». Операция «Учения на Рейне»


Корабль сошёл со стапелей 14 февраля 1939 года. При спуске на воду присутствовали Адольф Гитлер и внучка князя Бисмарка Доротея фон Левенфельд, по традиции «окрестившая» корабль бутылкой шампанского.

Король семи морей. Часть 1 Cat_cat, История, Бисмарк, Линкор, Корабль, Флот, Немцы, Война, Вторая мировая война, Германия, Третий рейх, Длиннопост

Окончательно «Бисмарк» был введен в состав Кригсмарине 24 августа 1940 года.


После введения корабля в строй встал традиционный вопрос. А что делать дальше? Как применять эти 198 миллионов? Франция уже пала. Англия не осталась нейтральной, а очень даже активно воюет. Ни о каком лобовом сражении с силами Англии и речи быть не могло. Выход был найден после фантастического успеха рейдерской операции «Берлин» (она достойна отдельной статьи, так что если хотите, то пишите в комменты).

Король семи морей. Часть 1 Cat_cat, История, Бисмарк, Линкор, Корабль, Флот, Немцы, Война, Вторая мировая война, Германия, Третий рейх, Длиннопост

Доротея фон Левенфельд готовится разбить бутылку с шампанским


Рейдерская операция линкоров «Шанхорст» и «Гнейзенау» окончилась просто безумно удачно. Два этих линкора потопили английских кораблей на 150 тысяч тоннажа и вернулись обратно в Германию. Пропаганда Геббельса буквально вопила об успехе. «Впервые немецкие линкоры вышли в открытое море и громят англичан». Операция «Берлин» послужила неким триггером для руководства Германии, операция показала буквально, что «так делать можно», немецкий линейный флот не будет бездельничать в портах, а может приносить ощутимую пользу в дальних рейдах. Других вариантов применения «Бисмарка» кроме рейдерских операций не было. Вообще и никаких.

Король семи морей. Часть 1 Cat_cat, История, Бисмарк, Линкор, Корабль, Флот, Немцы, Война, Вторая мировая война, Германия, Третий рейх, Длиннопост

Торжественный спуск «Бисмарка» на воду.


Итак, Бисмарк планировалось использовать как рейдерскую единицу в Атлантике, но по опыт прошлых лет показал, что эффективнее действуют рейдерские соединения в составе двух, а лучше трех судов. Необходимо было послать линкор «Бисмарк» и кого то ещё подходящего под дальнее плаванье. Решено было вместе с «Бисмарком» отправить тяжелый крейсер «Принц Ойген».

Король семи морей. Часть 1 Cat_cat, История, Бисмарк, Линкор, Корабль, Флот, Немцы, Война, Вторая мировая война, Германия, Третий рейх, Длиннопост

«Принц Ойген»


Командовать рейдерским соединением назначили адмирала Гюнтера Лютьенса. Ему же принадлежали лавры за проведение операции «Берлин». Лютьенс планировал повторить успех.

Король семи морей. Часть 1 Cat_cat, История, Бисмарк, Линкор, Корабль, Флот, Немцы, Война, Вторая мировая война, Германия, Третий рейх, Длиннопост

Гюнтер Лютьенс


Операция под кодовым названием «Учения на Рейне» состояла в том, что «Бисмарк» и «Принц Ойген» выйдут из Норвегии, пройдут через Датский пролив в Атлантику, нанесут максимальный ущерб торговому флоту союзников, а дальше по обстоятельствам. Либо возвращаться обратно в Норвегию, либо во французский Брест. Начало операции было назначено на 18 мая 1941 года.

Выход из Готенхафена назначили в ночь с 18 на 19 мая.


Корабли вышли поодиночке – сначала «Принц Ойген», потом «Бисмарк». Проливом Большой Бельт в ночь с 19 на 20 мая удалось пройти незамеченными. Но день 20 мая выдался ясным и солнечным, после полудня на встречном курсе показался «Готланд» – авианесущий крейсер нейтральной Швеции. Почти сразу после встречи немцы перехватили радиограмму. Шведский корабль сообщал о «больших немецких кораблях». Радиограмма не попала к англичанам , но англичане всё равно узнали о появлении «Бисмарка», правда, достаточно любопытным образом.


Из-за особенностей шведского нейтралитета на её территории находились военные атташе как Германии, так и Англии. И обстановка была достаточно милой, по вечерам шведские офицеры вместе с английским и немецким атташе могли перекинуться в карты и выпить бокал виски. Именно в тот вечер один шведский полковник в ходе игры в карты сообщил английскому атташе информацию об обнаружении «больших кораблей», после чего эта информация была немедленно передана в Лондон.


Эту информацию следовало подтвердить. Все, конечно, ожидали повторения операции «Берлин», но этот выход кораблей мог быть простыми учениями. Все опасения подтвердились после воздушной разведки. «Бисмарк» дозаправлялся. Это могло означать только одно – он готовился к дальнему походу.

Король семи морей. Часть 1 Cat_cat, История, Бисмарк, Линкор, Корабль, Флот, Немцы, Война, Вторая мировая война, Германия, Третий рейх, Длиннопост

Автор: Алан Цаликов.

Оригинал: https://vk.com/wall-162479647_313251

Пост с навигацией по Коту


А ещё вы можете поддержать нас рублём, за что мы будем вам благодарны.

Яндекс-Юmoney (410016237363870) или Сбер: 4274 3200 5285 2137.

При переводе делайте пометку "С Пикабу от ...", чтобы мы понимали, на что перевод. Спасибо!

Подробный список пришедших нам донатов вот тут.


В следующей части: охота на «Бисмарк».

Подпишитесь, чтобы не пропустить!


Продолжение: Король семи морей. Часть 2. Охота на "Бисмарк"

Лига историков

13.6K поста50.5K подписчик

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения