Хорошо родителям - хорошо детям

Я работаю в интернате для трудных детей и подростков в городе Вена и развод в семье - частое явление. В работе с родителями я стараюсь донести до них одну простую истину: "хорошо родителям - хорошо детям". Вот какие мысли по этому поводу. Пример взят из личной практики.


Делюсь!

Если родители расходятся, это часто может иметь негативное влияние на развитие детей. Что наглядно помогает на мой взгляд - это когда мать и отец остаются одной командой в вопросах воспитания детей.

Луизе было 13 лет, когда ее родители разошлись. Она с трудом помнит этот разговор. Она, только что закончила школу. Может быть, она была в своей комнате, может быть, на кухне. Во всяком случае, ее родители подсели к ней и сказали ей, что они скоро больше не будут жить вместе, что ее отец съезжает и что она должна подумать о том, с кем она хочет жить. Ее родители оставались абсолютно спокойными, и поэтому Луиза тоже оставалась абсолютно спокойной, по крайней мере внешне. Не было ни криков, ни слез — и, возможно, это отсутствие эмоций также является одной из причин, почему это событие так плохо запомнилось. Даже когда она решила переехать к отцу, мать оставалась спокойной. Не было четкого регламента относительно того, когда она и ее сестра должны видеться с другим родителем. Развод, как у родителей Луизы, является частью повседневной жизни в Австрии: по данным Федерального статистического управления, около 120 000 несовершеннолетних пережили развод своих родителей в 2021 году. Хотя это меньше, чем в предыдущий год, число браков в этой стране также снизилось. Многие мужчины и женщины сегодня создают семью, не вступая в брак. Поэтому их разделение не отражается в официальной федеральной статистике.

А как же дети в такой ситуации? Что могут сделать мама и папа, чтобы свести к минимуму последствия? И может ли это разделение иметь хоть какие-то положительные последствия? Эти вопросы волнуют и науку. Если ввести слова "развод" в PubMed, крупнейшей в мире исследовательской онлайн-базе данных в области наук о жизни, она тут же выдает более 7000 обращений. Самые старые исследования датируются 1930-ми годами. С тех пор появляется все больше свидетельств того, что разлучение родителей связано с негативными последствиями для развития детей. Что это означает, было кратко изложено в нескольких обзорах. Их результат: дети разведенных родителей обычно хуже учатся в школе, чаще принимают наркотики, чаще имеют избыточный вес и, как правило, имеют больше психологических проблем, таких как депрессия или синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Это также подтверждается текущим исследованием 2018 года для Австрии. Для исследования исследовательская группа под руководством ученого Эстер Гайслер  оценила и обобщила данные различных репрезентативных опросов, а также микро переписи и немецкого пенсионного страхования. Ее вывод: дети из разлученных семей не только чаще беспокоятся и впадают в депрессию, они также склонны страдать от страхов, чаще бывают рассеянными, злыми или агрессивными.

Однако никто не может точно сказать, действительно ли гнев является следствием развода. Хотя в настоящее время многочисленные исследования указывают на то, что развод и раздельное проживание родителей отрицательно сказываются на детях и что это кажется очень вероятным на первый взгляд, из исследований нельзя вывести никакой прямой связи. В Австрии например, многие родители-одиночки особенно страдают от бедности и получают социальную помощь.Тот, кому всегда приходится беспокоиться о том, что в конце месяца у него не хватит денег на покупки, испытывает не только финансовое, но и психологическое давление, которое часто передается детям.

К аналогичному выводу в своей работе приходит итальянский ученый Витторио Карло Везетти. Большинство его исследований показывают, что развод родителей негативно влияет на детей. Однако это не означает, что само разделение семьи вызывает проблемы. Важнее то, что расставание меняет все условия жизни семьи, и это влияет не только на финансовые ресурсы, но и на эмоциональную доступность родителей. Обзор, проведенный исследователями из Школы управления Херти, указывает на одно и то же: когда они исключили социально-демографические факторы, такие как финансовое положение семей, из своих данных, разница между детьми, чьи родители разошлись, и теми, кто все еще жил с обоими родители раньше, уже не такая большая.

Кроме того, в разлученных семьях часто бывает много ссор перед разлукой. Поэтому в исследовании 2015 года семейный социолог Пол Р. Амато из Пенсильванского государственного университета в США предостерег от сосредоточения внимания только на "средних последствиях развода", поскольку это скрывает индивидуальные корректировки, внесенные затронутыми детьми. Соответственно, сегодня многие исследователи меньше озабочены вопросом о том, какие негативные последствия имеет развод, а вместо этого исследуют, что нужно детям, чтобы хорошо с ней справляться. Нет сомнений в том, что развод родителей болезненно протекает для детей и что эту боль необходимо прожевать и проглотить. Например, всегда бывают случаи, когда родители расходятся после ссоры и недостаточно объясняют своим детям, почему мать или отец уходят.

Дети, которым не говорят, почему их отец или мать уходят, обычно винят себя. Они чувствуют себя покинутыми уходящим родителем. Таким образом такие разводы часто связаны с опасными "слепыми событиями", в которых родители не оказывают своим детям достаточной поддержки, что в конечном итоге приводит к негативным последствиям для развития. Вот почему так важно, чтобы родители ясно давали понять своим детям, что, хотя они и расстаются как пара, они останутся родителями. В исследованиях для этого был установлен термин "совместное воспитание", то есть способность матери и отца сотрудничать в родительской роли. Насколько это важно, подтверждает обзорная статья 2015 г. С этой целью психолог Диогу Ламела да Силва из Университета Порту в Португалии вместе со своей коллегой Барбарой Фигейреду из Университета Минью проанализировали все проведенные исследования по совместному воспитанию детей. в период с января 2000 г. по октябрь были выпущены в 2014 г. Они показывают, что у детей, чьи родители хорошо сотрудничают в воспитании детей после развода, значительно меньше поведенческих проблем, чем у тех, чьи родители часто ссорятся или подрывают авторитет друг друга. Если родители хорошо ладят даже после разлуки, это дает детям эмоциональную стабильность и гарантирует, что они будут чувствствовать себя в безопасности со своими отцом и матерью. Ссоры между родителями быстро приводят детей к конфликту лояльности. Таким образом, решающим фактором риска считаются так называемые высококонфликтные семьи.

Исследование, опубликованное исследователями под руководством Эйвинда Меланда из Бергенского университета в Норвегии в январе 2020 года в специализированном журнале "Скандинавский журнал общественного здравоохранения", показывает, насколько важны хорошие отношения с отцом. В отличие от Луизы, у многих разлученных детей нет выбора, с кем из родителей они хотят расти: по данным Федерального статистического управления, каждый пятый хороший ребенок в Австрии живет только с одним родителем. Девять из десяти таких детей остаются с матерью. Для норвежского исследования Меланд и его команда опросили более 1200 молодых людей в период с 2011 по 2013 год. Результат: участники, которые сообщали о редком контакте или об отсутствии контактов со своим отцом или которым было трудно разговаривать с отцом после развода, имели больше эмоциональных и физических проблем. К ним относятся: тревога, депрессия, стресс, боли в животе и головные боли. Однако исследование не показывает, что плохое общение с отцом является результатом разлуки. Также возможно, например, что у опрошенных молодых людей и до расставания не было с ним хороших отношений.

В глазах специалистов хорошие отношения с отцом характеризуются не тем, что отец и ребенок видятся каждый день или разговаривают по телефону. Важно не количество времени, проведенного вместе, а качество. Единственным исключением являются дети в возрасте до двух лет, потому что они сначала должны установить связь со своими родителями. При этом возраст детей на момент расставания, похоже, не оказывает большого влияния на то, насколько хорошо они справятся с расставанием. Опыт Луизы также показывает, что качество отношений не измеряется частотой контактов: после расставания она жила с отцом, но он поначалу был очень занят собой. Луиза принимала лёгкие наркотики и прогуливала школу — без последствий. Время от времени они спорили о мытье посуды и полов. Если дела обострялись, Луиза просто переезжала к матери на несколько дней.

В этом контексте также возникает вопрос о том, какие модели ухода за детьми обычно лучше всего подходят после развода. Потому что модель, при которой ребенок большую часть времени живет с одним родителем, все еще доминирует в Австрии. Обзор 2019 года, проведенный исследователями Ким Бастейтс и Инге Пастилс из Университета Антверпена в Бельгии, показывает, что модель чередования облегчает детям развитие хороших отношений с обоими родителями. Однако эта модель менее подходит для родителей, которые много спорят, или для семей, подвергшихся насилию. Кроме того, не все семьи могут позволить себе модель изменения. Поэтому для социального педагога особенно важно, чтобы родители чувствовали себя комфортно с моделью и достоверно передавали ее своему ребенку.

Психология | Psychology

20.4K постов59.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.