Как живут Саамы в России и мире. Быт. Одежда. История | Факты

В России, по данным переписи населения 2010 года, живут 1700 саамов, почти все ― в Мурманской области, в селе Ловозеро. В наши дни у этого народа есть собственный флаг и гимн, а их права защищаются выборными органами самоуправления — Саамскими парламентами, которые существуют во всех четырех странах. Что известно об истории происхождения саамов? Как они жили? Чем занимались? Чем питались и какую одежду носили? Об этом мы расскажем вам в нашем видео. Приятного просмотра!

Ученые выделяют несколько этнических групп саамов. Их общими предками были первые люди, которые заселили побережье Фенноскандии во время завершения Ледникового периода. Это произошло еще в конце VIII тысячелетия до нашей эры. Позже с ними смешались мигранты с востока и юга. Древние саамы жили на гораздо более обширной территории, чем современные ― южная граница их земель находилась у Ладожского озера. Упоминания об этом народе встречаются уже в 325 году до нашей эры у древнегреческого историка Пифея, он называет их словом finoi. А древнеримские авторы писали использовали для именования саамов слово fenni. Кроме того, некоторые ученые считают, что первым словом, которым называли этот народ представители других этносов, было слово finn. Однако единого мнения по этому вопросу пока нет.

Традиционно саамы занимались рыболовством, оленеводством и охотой — на суше или в море. Преобладание того или иного вида промысла зависело от территории проживания. Например, западные кольские саамы занимались преимущественно озерно-речным рыболовством, северо-западные ловили морскую рыбу, а восточные разводили оленей. Кроме того, охотились на животных и птиц. С декабря по март саамы жили в зимних поселениях-погостах. Они устраивались в местах, богатых ягелем, который служит кормом для оленей. В летний сезон восточные саамы перекочевывали к летним погостам, а западные расходились семейными группами и жили у промысловых участков. Традиционное зимнее жилище называется вежа. Оно представляет собой усеченную пирамиду с четырьмя или шестью гранями. Ее высота достигала примерно 2,5 метров, а площадь была около 9 квадратных метров. В центре жилища устанавливали каменный очаг, дым от него выходил через отверстие наверху. Остов вежи покрывали шкурами оленя, а сверху укрепляли корой, дерном и хворостом. С XIX века появляется еще один вид жилища — тупа или пырт. Это деревянная постройка площадью 12—13 квадратных метров. В ней было одно-два окна и плоская крыша. Летом использовали переносное жилище — кувакса. Для его устройства на конусообразный каркас из шестов натягивали чехол из оленьих шкур или парусины. А к XX веку стали использовать русскую избу и ненецкий чум. Как и у многих северных народов, основу зимнего питания саамов составляло оленье мясо. Его употребляли и в сыром виде, но чаще мясо вялили, жарили или варили похлебку, в которую добавляли ягоды и муку. Летом в рационе преобладала рыба. У русских саамы Кольского полуострова переняли способ запекания рыбы в тесте. Кроме того, ее тоже вялили, варили и жарили.

Саамы носили одежду, которая была приспособлена для длительного пребывания на холоде. И мужчины, и женщины сначала надевали яркую нательную рубаху с длинными рукавами, а сверху ― наплечную одежду из сукна. У саамов Норвегии и Финляндии такой одеждой были гакти или кафты. Их традиционно шили в черных и синих цветах, а рукава, воротник, плечи и подол украшали вышивкой и нашивками из цветных лоскутов. Наплечная одежда саамов Кольского полуострова — Юпа. Она представляет собой прямую рубаху, которую шили из цельного отреза плотной ткани. Женщины носили белые юпы, а мужчины — серые. И те, и другие украшали лоскутками цветной ткани и бисером, а подол подшивали плетеной шерстяной тесьмой. Зимой носили печок. У кольских саамов он называется песка, а в Скандинавии — мудд. Это верхняя глухая одежда со стоячим воротником. Для нее использовались две оленьи шкуры коричневого цвета. Их сшивали мехом наружу, воротник и рукава украшали кусочками цветной ткани. Мужской печок шили длинной чуть ниже колен, женский был до щиколотки. Зимний головной убор мужчин называется каппер. Это суконная шапка с подкладкой из меха оленя. Для каппера использовали сукно синего, красного и черного цвета. Головной убор также обязательно украшали орнаментом из бисера и жемчуга. Зимой женщины носили похожие шапки, а летом замужние покрывали голову шамшурой ― головным убором, похожим на русский кокошник. Девушки надевали повязки в форме полого цилиндра. И мужскую, и женскую обувь изготавливали одинаково. Для этого использовали выделанную оленью кожу или камус ― шкуру с ног оленя. У всей обуви были загнутые вверх носки. Вместо стелек использовали сухую траву и обязательно надевали вязаные чулки без ступни.

Традиционный уклад жизни кольских саамов стал разрушаться еще до начала XX века. Но наибольший удар по нему нанесло активное освоение полуострова в 20-е и 30-е годы прошлого столетия. Коллективизация привела к тому, что многие саамы перестали заниматься традиционными промыслами. При этом освоить новые формы ведения хозяйства было непросто. В результате традиционная культура, экономика и жизненный уклад саамов оказались практически уничтоженными. Кроме того, саамы пострадали от сталинских репрессий. При том, что численность этнического населения составляла около двух тысяч человек, 118 были репрессированы, 113 из них ― мужчины, а это 10% населения на тот момент. В 70-е годы XX века в Мурманской области активно строили и расширяли промышленные предприятия и территории военных объектов. Кроме того, укрупнялись совхозы, по этой причине были расселены 32 населенных пункта. Принудительному переселению подвергались и шведские саамы в 1919—1937. Особое внимание на сохранение коренного народа обратили в середине XX века. Тогда в Норвегии, Финляндии и Швеции создали Саамские парламенты и приняли законы по поводу статуса саамских языков. В наши дни в России статус саамов как коренного народа закреплён в Уставе Мурманской области. Уникальную культуру бережно хранят в селе Ловозеро. Здесь создан Саамский национальный культурный центр, проводятся народные праздники и фестивали. В Ловозере работает Кольское саамское радио, а также действует Музей истории, культуры и быта кольских саамов.

Лига историков

13.9K пост50.9K подписчик

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения