Как в СССР сбивали шведские самолёты

После окончания Второй мировой войны планете не суждено было долго наслаждаться спокойной жизнью. Две сверхдержавы – СССР и США – схлестнулись в непрямом противостоянии, названном «холодной войной». Мир раскололся на два полярных лагеря: капиталистический и социалистический. Были, правда, и страны, которые официально позиционировали себя как нейтральные.

Как в СССР сбивали шведские самолёты Военная история, СССР, Швеция, ВВС, Авиация, Разведка, Военная разведка, ГРУ, Военная авиация, Военная техника, Холодная война, НАТО, Военные, Фотография, YouTube, Видео, Длиннопост

Однако на поверку большинство из них тайно симпатизировали и даже помогали той или иной стороне. Одной из таких «нейтральных» стран была Швеция.

Капиталистическая сторона силы.

Несмотря на социалистический курс внутренней политики, который провозгласил после победы над фашизмом Стокгольм, шведы в «заочном противостоянии» Советского Союза и Соединенных Штатов приняли американскую сторону. Естественно, это нигде не афишировалось, а во всех острых вопросах, возникающих на международной арене, Швеция открыто и громко трубила о своем нейтралитете.

Как в СССР сбивали шведские самолёты Военная история, СССР, Швеция, ВВС, Авиация, Разведка, Военная разведка, ГРУ, Военная авиация, Военная техника, Холодная война, НАТО, Военные, Фотография, YouTube, Видео, Длиннопост

Сейчас можно долго дискутировать, что же вынудило шведские власти стать на сторону «мирового империализма». Может быть, экономическая привлекательность заокеанского рынка, который открывался шведам в награду за лояльность, а может быть, в Стокгольме помнили, как в свое время СССР пытался силой присоединить к социалистическому лагерю их соседей финнов. Как бы там ни было, но Швеция выбрала «капиталистическую сторону силы».

Вороны-шпионы бога Одина.

Главным вектором негласной шведской помощи американцам стала разведка. Это было прогнозируемо, учитывая близость границ скандинавского королевства и Советского Союза. Американцам же нужно было знать все о советских войсках, расположенных на границе и в приграничных районах СССР. В частности, о системах противовоздушной обороны (ПВО) потенциального противника.

Как в СССР сбивали шведские самолёты Военная история, СССР, Швеция, ВВС, Авиация, Разведка, Военная разведка, ГРУ, Военная авиация, Военная техника, Холодная война, НАТО, Военные, Фотография, YouTube, Видео, Длиннопост

Советские карикатуры 1950-х годов на США и НАТО.

Для сбора данных о размещении советских радаров ПВО в Прибалтике и Калининградской области РСФСР шведы под чутким руководством своих «друзей» из ЦРУ оборудовали пару транспортных авиалайнеров Douglas DC-3 – самолетов, которые великолепно зарекомендовали себя во время Второй мировой войны как в качестве грузовых, так и пассажирских крылатых машин.

Как в СССР сбивали шведские самолёты Военная история, СССР, Швеция, ВВС, Авиация, Разведка, Военная разведка, ГРУ, Военная авиация, Военная техника, Холодная война, НАТО, Военные, Фотография, YouTube, Видео, Длиннопост

Самолеты Douglas DC-3 широко использовались на воздушных пассажирских и грузовых перевозках во всем мире, в том числе и в СССР

Итак, два шведских «Дугласа» были напичканы самой современной на то время разведывательной аппаратурой, позволявшей вести аэрофото- и видеосъемку в довольно хорошем качестве. Для еще большего антуража самолетам присвоили кодовые названия «Хугин» (Hugin) и «Мунин» (Munin). Именно так в скандинавской мифологии звали двух воронов-шпионов верховного бога Одина.

Агент ГРУ в шведских ВВС.

Естественно, учитывая важность данных, которые Пентагон собирался получить с помощью самолетов-разведчиков, сама операция приобрела статус «секретной». Однако американцы и шведы, похоже, забыли, что на шпионов чаще всего охотятся такие же шпионы. Именно так случилось и в этот раз.

Как в СССР сбивали шведские самолёты Военная история, СССР, Швеция, ВВС, Авиация, Разведка, Военная разведка, ГРУ, Военная авиация, Военная техника, Холодная война, НАТО, Военные, Фотография, YouTube, Видео, Длиннопост

Пилоты шведских ВВС и эмблема Svenska flygvapnet.

В Svenska flygvapnet – Военно-воздушных силах Швеции – оказывается, тоже был шпион. Советский. Звали его Стиг Веннерстрем, и служил он в одном из штабов шведских ВВС в звании полковника. Никто из его коллег даже предположить не мог, что на 1952-й год этот офицер был «кротом со стажем». К тому времени Веннерстрем уже 15 лет работал на Главное разведывательное управление (ГРУ) Министерства обороны СССР.

Воздушный расстрел под Вентспилсом.

В пятницу, 13 июня 1952 года, один из самолетов-разведчиков – Hugin – отправился на свое первое задание. Экипаж, который состоял из 3 пилотов и 5 военных специалистов по электронике, получил приказ провести аэрофотосъемку нового советского крейсера класса «Свердлов», а также зафиксировать и оценить работу его радарных систем. Естественно, операция была секретной.

Как в СССР сбивали шведские самолёты Военная история, СССР, Швеция, ВВС, Авиация, Разведка, Военная разведка, ГРУ, Военная авиация, Военная техника, Холодная война, НАТО, Военные, Фотография, YouTube, Видео, Длиннопост

Бог Один и его вороны — Хугин и Мунин. Средневековый рисунок. Внизу — самолет Douglas DC-3.

Самолет-разведчик Douglas DC-3 «Хугин» совершал полет над нейтральными водами Балтики. Когда воздушная машина находилась примерно в сотне километров от советского портового приграничного города Вентспилс (Латвийская ССР, ныне – Латвия), ее без предупреждения атаковал истребитель МиГ-15 ВВС СССР.
За штурвалом боевой машины находился капитан советских военно-воздушных сил Григорий Осинский. В первом заходе истребитель буквально разорвал выстрелами из своих пушек один из топливных баков «Хугина». Самолет-разведчик загорелся, но советский ас и не думал прекращать атаку.

Как в СССР сбивали шведские самолёты Военная история, СССР, Швеция, ВВС, Авиация, Разведка, Военная разведка, ГРУ, Военная авиация, Военная техника, Холодная война, НАТО, Военные, Фотография, YouTube, Видео, Длиннопост

МиГ-15 и Douglas DC-3

Осинский сделал вираж и вышел на второй заход, в котором он в буквальном смысле слова добил пылающий Douglas DC-3. Никто из экипажа шведского воздушного судна не пережил атаку советского истребителя. Впоследствии за эту операцию капитан Григорий Осинский был награжден орденом Боевого Красного Знамени.

Сбить «Каталину».

Пентагон и ВВС Швеции прекрасно понимали, какая участь постигла их самолет-разведчик. Однако на его борту было весьма ценное оборудование, да и «замести следы» американцам и «нейтральным» шведам не помешало бы. Все это вынудило скандинавов отправить на поиски обломков «Хугина» пару самолетов-амфибий PBY Catalina, которые еще до Второй мировой войны были разработаны американской компанией Consolidated Aircraft Corporation.

Как в СССР сбивали шведские самолёты Военная история, СССР, Швеция, ВВС, Авиация, Разведка, Военная разведка, ГРУ, Военная авиация, Военная техника, Холодная война, НАТО, Военные, Фотография, YouTube, Видео, Длиннопост

Самолет-амфибия PBY Catalina ВВС Швеции (вверху). Внизу — посадка «Каталины» американских ВВС на воду.

Недалеко от советской границы одна из амфибий без предупреждения была атакована сразу двумя советскими истребителями МиГ-15. Поврежденный самолет сумел кое-как приводниться в нейтральных водах Балтийского моря. Спасли экипаж PBY Catalina моряки шведского сухогруза, который в это время оказался поблизости.
В европейской прессе вспыхнул скандал: газеты выходили с заголовками, обвиняющими СССР в атаке на гражданский самолет в нейтральном воздушном пространстве. Журналисты требовали у шведского правительства дипломатически жестоко ответить Советскому Союзу в связи с инцидентом. Однако официальный Стокгольм воздержался даже от ноты протеста, объясняя это нежеланием портить отношения с СССР.

Вместо послесловия.

Вскоре шумиха вокруг расстрела шведского самолета-амфибии потихоньку улеглась. Холодная война набирала обороты в ракетной сфере, и об инциденте над Балтикой постепенно забыли. А история с самолетом-разведчиком Douglas DC-3 «Хугин» вообще была засекреченной, причем как в Швеции, так и в Советском Союзе. Стокгольм продолжил открыто демонстрировать свой нейтралитет и даже стал вскоре одним из главных западноевропейских друзей СССР.

Как в СССР сбивали шведские самолёты Военная история, СССР, Швеция, ВВС, Авиация, Разведка, Военная разведка, ГРУ, Военная авиация, Военная техника, Холодная война, НАТО, Военные, Фотография, YouTube, Видео, Длиннопост

Остатки шведского самолета-разведчика Douglas DC-3 «Хугин».

Лишь в 1992 году инцидент со сбитым «шпионом бога Одина» стал известен широкой публике. Российское Министерство обороны рассекретило часть архивов, среди которых были и документы о событиях в небе Балтики, произошедших в 1952 году. Швеция была вынуждена официально отказаться от устоявшейся версии об учебном полете сбитой амфибии PBY Catalina возле берегов СССР.

Шведские пилоты-шпионы рассказали об уникальных полетах над СССР

Как в СССР сбивали шведские самолёты Военная история, СССР, Швеция, ВВС, Авиация, Разведка, Военная разведка, ГРУ, Военная авиация, Военная техника, Холодная война, НАТО, Военные, Фотография, YouTube, Видео, Длиннопост

ФОТО: КАДР ИЗ ВИДЕО Сааб 29 «Туннан» 

Шведские пилоты рассказали в интервью Dagens Nyheter о полетах над территорией СССР в конце 1950-х годов. Это была строго засекреченная операция, и говорить о ней разрешили только сейчас. Тогда восемь пилотов совершили свыше 30 вылетов за пять дней, пытаясь получить хорошие снимки военных объектов в СССР.

Среди этих пилотов был Ян Маттссон, которому в 1958 году был 21 год. Он летал на реактивном самолете «Саабе 29», который прозвали «Летающей бочкой». Капитан Йоста Лундстрём поставил задачу лететь на низкой высоте и фотографировать объекты. На вопрос о допустимости нарушения границы СССР он ответил: «Мне нужны чертовски хорошие снимки! Ничто другое меня не волнует!». Тем самым он дал понять, что пересекать границу можно.

Работавший с воздушной разведкой Ульф Хуго отметил, что самолеты на задании были закрашены черными полосами и не имели опознавательных знаков. У советских истребителей в то время не было радаров. Летали двойками или по одному. Один самолет делал панорамные съемки сверху, потом летел обратно, а второй устремлялся вниз, к воде, также делая детальную съемку. «Если хватало топлива, они не летели на базу прямым путем, а виляли в воздушном пространстве к западу от южного побережья Балтийского моря или еще южнее», — говорится в материале.

Однажды во время такого вылета Яна Маттссона заприметили российские перехватчики. Швед признается, что сильно испугался. «Я тогда струхнул не на шутку и на всех парах почесал домой, потому что полагал, что в воздухе у них огромное преимущество. Если бы они меня нашли и догнали, у меня бы не было ни единого шанса спастись», — поведал он.

А вот Бирьер Эстлинг, другой пилот, летал над территорией Польши, ближе к Гданьску и ближе к Эстонии. Однажды произошел курьез – мотор начал терять мощность и грозил заглохнуть. Эстлинг думал, что ему придется катапультироваться, но он этого боялся, так как был риск быть обнаруженными советскими военными. И все-таки ему удалось дотянуть до базы. Уже там во время проверки мотор полностью перестал работать. «Мне чертовски повезло», – говорит пилот.

Ульф Хуго отмечает, что все операции были организованы шведскими военными, но секретные материалы передавались в рамках НАТО и другим государствам.

ПРУФ