Авиация и Техника

Как автопилот мог спасти самолет от катастрофы

3 сентября 2010 года. Боинг-747 вылетает из Дубая в Кёльн. Через 21 минуту после взлета начинается пожар в грузовом отсеке.

Дым заполняет кабину, экипаж надевает кислородные маски, подает сигнал MAYDAY и разворачивает самолет обратно в Дубай.

Как автопилот мог спасти самолет от катастрофы Пилот, Гражданская авиация, Авиация, Самолет, Техника, Аварийная ситуация, Аварийная посадка, Аэропорт, Катастрофа, Полет, Boeing, Пожар, Длиннопост

Диспетчер советует экипажу произвести посадку в Дохе-она ближе, но командир принимает решение лететь в Дубай-более знакомый и подсознательно более безопасный аэродром.

«Так часто случается, когда в аварийной ситуации командир, вопреки здравому смыслу, выбирает знакомый аэродром, а не ближайший и более подходящий»

Дым в кабине густеет, температура растет. У капитана возникает проблема с подачей кислорода. Он встает с кресла, чтобы взять резервную маску и теряет сознание.

Второй пилот заходит на посадку. Он подводит самолет слишком высоко к полосе, понимает, что не сможет сесть и уходит на второй круг.

Как автопилот мог спасти самолет от катастрофы Пилот, Гражданская авиация, Авиация, Самолет, Техника, Аварийная ситуация, Аварийная посадка, Аэропорт, Катастрофа, Полет, Boeing, Пожар, Длиннопост

Самолет становится неуправляем. Второй пилот пытается выполнить повторный заход, но Боинг не реагирует на штурвал.

Самолет переходит в снижение с креном, цепляет крылом столбы и землю, падает плашмя, скользит несколько сотен метров и полностью разрушается. Падение произошло на территорию военной базы в 16 км от аэропорта. Оба пилота погибли.

Как автопилот мог спасти самолет от катастрофы Пилот, Гражданская авиация, Авиация, Самолет, Техника, Аварийная ситуация, Аварийная посадка, Аэропорт, Катастрофа, Полет, Boeing, Пожар, Длиннопост

В тот день на борту грузового Boeing-747 находились 8100 литий-ионных батарей, они и вызвали сильный негасимый пожар в грузовом отсеке.

В момент, когда второй пилот уходил на второй круг, огонь пережег тросы управления, соединяющие штурвал с гидроусилителями рулевых поверхностей. Самолет стал неуправляем в ручном режиме

Но автопилот сохранял функции управления самолетом! Автопилот подает электрические сигналы с панели управления напрямую в гидроусилители, и обрыв тросов не повлиял на его работу.

Расследования показало, что технически второй пилот мог включить автопилот, продолжить управляемый полет и выполнить автоматическую посадку.

Я считаю, что это было практически невозможно сделать по ряду причин:

  • Задымление. Видимость могла упасть настолько, что показания приборов и панель управления стали трудноразличимы.

  • Стресс. Пилот-обычный человек. Он лишь чуть более устойчив к коротковременному стрессу.

    В тот день второй пилот остался один на один с горящим самолетом и реальной угрозой умереть, не когда-нибудь в будущем, а прям сейчас. Невероятно даже то, что в таком стрессе он смог выполнить заход и уйти на второй круг.

  • Уход на второй круг. Даже в штатной ситуации этот маневр требует больших усилий и слаженной работы всего экипажа. Напомню, что второй пилот остался в кабине один, без командира.

Тест-пилоты воспроизвели ситуацию на тренажере и доказали, что, несмотря на оборванные тяги управления, посадка могла быть выполнена в автомате.

Как автопилот мог спасти самолет от катастрофы Пилот, Гражданская авиация, Авиация, Самолет, Техника, Аварийная ситуация, Аварийная посадка, Аэропорт, Катастрофа, Полет, Boeing, Пожар, Длиннопост

Но легко справляться с задачей, зная, что твоей жизни ничего не угрожает.

Спасибо за внимание, друзья. С вами был лётчик Миша-пилот и лидер группы SAHALIN

Поддержать канал и ускорить выход статей можно по ссылке

Авиация и Техника

9.3K постов17.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Правила Пикабу