Историческое и фольклорное происхождение пасхального кролика
Пасхальный кролик — популярный персонаж католической Пасхи. По традиции, в пасхальное воскресенье дети ищут спрятанные специальные угощения, часто шоколадные пасхальные яйца, которые «мог оставить пасхальный кролик».
Открытка с пасхальным кроликом
Фольклорист, профессор антропологии и коммуникаций Колледжа литературы, искусств и наук при Южно-Калифорнийском университете Ток Томсон пишет о фольклорных и исторических истоках пути, который проделал пасхальный заяц от глубокой древности до наших дней.
РЕЛИГИОЗНАЯ РОЛЬ ЗАЙЦА
Пасха — праздник весны и новой жизни. Яйца и цветы, по мнению Томсона, являются довольно очевидными символами женского плодородия, и в европейских традициях кролик с его большим репродуктивным потенциалом не отстаёт. Символика зайца на протяжении многих лет играла множество ритуальных и религиозных значений.
Зайцев ритуально хоронили вместе с людьми в эпоху неолита в Европе. Археологи интерпретируют это как религиозный ритуал, в котором зайцы символизируют возрождение. Более тысячи лет спустя, в железном веке, ритуальные захоронения зайцев были обычным явлением, а в 51 г. до н. э. Юлий Цезарь упомянул, что в Британии зайцев не ели из-за их религиозного значения.
Фигурки бронзового зайца (длина около 40 мм) из Вудкок-Холл (Англия), железный век.
От греческого мира до эпохи Возрождения зайцы часто появляются как символы сексуальности в литературе и искусстве.
Педро ди Козимо, «Венера, Марс и Амур», ок. 1505 г.
Также Деву Марию нередко изображали с белым зайцем или кроликом, как символом преодоления сексуального искушения.
Тициан, «Дева Мария с кроликом», 1530 г.
ОХОТА НА ЗАЙЦА
В немецких письменных источниках 1600-х годов описывают детей, охотящихся за пасхальными яйцами, спрятанными пасхальным зайцем, так же, как сегодня это делают дети в США. В документах из Англии того же периода также упоминается традиционная охота на зайца и употребление в пищу заячьего мяса на Пасху.
В Халлатоне, деревне в Лестершире в Англии, существует традиция под названием «Борьба за заячий пирог»: люди борются за кусок пирога с заячьим мясом, после чего съедают его. В 1790 году местный священник пытался остановить этот обычай из-за его языческих корней, но безуспешно, и обычай сохраняется в этой деревне до сих пор.
Альбрехт Дюрер, «Молодой заяц», 1502 г.
ЯЗЫЧЕСКОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ
В 1835 году немецкий филолог Якоб Гримм (один из братьев Гримм) утверждал, что пасхальный заяц связан с богиней, которую на древненемецком языке называли «Остара» (Ostara). Он прослеживает это имя от англо-саксонской богини Эостре, которую Беда Достопочтенный, бенедиктинский монах, упомянул в 731 году.
Беда Достопочтенный отмечал, что в Англии восьмого века Апрель назывался Эостурмонат (Eosturmonath) или месяц Эостре, в честь богини Эостре (Eostre). Он писал, что языческий праздник весны во имя богини ассимилировался христианским празднованием воскресения Христа.
Недавние археологические исследования подтверждают факт поклонения Эостре в некоторых частях Англии и Германии с зайцем в качестве её главного символа. Таким образом, пасхальный кролик может являться отголосками дохристианского праздника весны, возвещаемый днём весеннего равноденствия и олицетворяемый богиней Эострой.
Йоханнес Гертс, «Остара», 1884 г.
«После долгой холодной северной зимы людям кажется вполне естественным праздновать темы воскресения и возрождения. А весной как раз появляются зайчата», — говорит Томсон.
______________________________________________________________________________________________
Источник:
The Shifting Baselines of the British Hare Goddess October 2020, DOI:10.1515/opar-2020-0109
Smithsonian magazine article "The Ancient Origins of the Easter Bunny" , Tok Thompson, The Conversation
______________________________________________________________________________________________
Лига историков
13.9K пост50.8K подписчика
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения