Искусство жить — трудности коммуникации в кинематографе Аронофски

Даррен Аронофски – ключевая фигура не только для американского независимого кино, но и для всего современного культурного пространства 21 века. Всегда касаясь тем некоммуникабельности, эгоизма и зависимости от заменителей реальности, режиссер стремится привить зрителю ценность непосредственного контакта с миром и живого человеческого общения.

Искусство жить — трудности коммуникации в кинематографе Аронофски Фильмы, Даррен Аронофски, Аранофски, Режиссер, Режиссура, Обзор фильмов, Голливуд, Ной, Реквием по мечте, Фонтан, Мама, Кит, Фильм Черный лебедь, Длиннопост

О том, с чем борются герои его картин и как превозмогают невыносимое одиночество бытия, рассуждает Никита Морев в своей статье.

Явление кинематографа Даррена Аронофски пришлось на рубеж тысячелетий и точно совпало с изменениями в восприятии действительности. Всепроникающее телевидение и мотивационные ток-шоу, вычислительные машины и навязываемые медицинским контролем препараты – эти и многие другие заменители реальности внедрились в рутинный уклад, став перманентной потребностью. Их прямое предназначение заключалось в «облегчении повседневности», своего рода суррогате счастья, возможности подарить ощущение инертного проскальзывания сквозь заурядные будни.

Однако подмена реальности говорящим квадратом экрана, манящим кругом таблеток, линией цифрового кода смещает вектор человеческого восприятия в пользу дистанционного и опосредованного. Многочисленные допинги и репрезентации действительности растят наивность и эгоизм, которые словно разучивают человеческому общению и созерцанию. То есть непосредственному визуальному контакту с миром, когда индивид воспринимает окружающее без посредства экранов, гаджетов или любого другого заменителя реальности и входит в состояние умиротворения, находится с миром в одной тональности. Исследованию этой неумелости современного человека и посвящает свои фильмы Даррен Аронофски.

Искусство жить — трудности коммуникации в кинематографе Аронофски Фильмы, Даррен Аронофски, Аранофски, Режиссер, Режиссура, Обзор фильмов, Голливуд, Ной, Реквием по мечте, Фонтан, Мама, Кит, Фильм Черный лебедь, Длиннопост

«Реквием по мечте», 2000

С самых первых работ американский независимый режиссер, сформировавший свою манеру на фоне вышеобозначенных проблем, выясняет отношения с реальностью и одержимыми ее постижением/вскрытием персонажами. Это всегда зависимые, больные, если не одичалые, люди, бросающие все витальные силы на поиск расшифровки Вселенной и Бога. И самих себя, следовательно, тоже.

Математик-савант, внедряющийся в искусственный интеллект в попытке декодировать формулу гармонии бытия («Пи», 1998). Мать-одиночка, разрушающая собственный организм ради иллюзорной славы на ток-шоу («Реквием по мечте», 2000). Ученый, который в процессе поиска сока вечной жизни постигает бессмертность и цикличность всего сущего («Фонтан», 2006). Рестлер, не способный разорвать эмоциональную связь с бойцовским рингом («Рестлер», 2008). Балерина, несвобода которой доходит до разрушения личности, а роль – до самозаклания на сцене («Черный лебедь», 2010). Избранный Богом мужчина, должный отобрать на Ковчег лучших из худших и уплыть в новый старый мир («Ной», 2014). Молодая жена, благополучие которой трещит по швам прямо пропорционально ухудшению отношений с мужем («мама!», 2017). Китообразный человек, чья ранимая душа жаждала любви, но, измучившись, убежала от мирских страданий и спряталась во все увеличивающемся теле-тюрьме («Кит», 2022). Вера их всех в мечту, должную объяснить, оправдать или же отменить неудавшуюся настоящую жизнь, доводит плоть и психику до предела.

Искусство жить — трудности коммуникации в кинематографе Аронофски Фильмы, Даррен Аронофски, Аранофски, Режиссер, Режиссура, Обзор фильмов, Голливуд, Ной, Реквием по мечте, Фонтан, Мама, Кит, Фильм Черный лебедь, Длиннопост

«Мама!». 2017

Американский постановщик всякий раз полемизирует об отсутствии социальной интеграции и бегстве в другую реальность, ведущем к отчуждению и экзистенциальному одиночеству. При выборе между здоровыми и непосредственными взаимоотношениями его герои останавливаются на нездоровых и опосредованных. И потому поверхностных. В культовом фильме «Реквием по мечте» сын-наркоман покупает матери телевизор вместо личного присутствия, а рестлер из одноименной картины при возможности возместить годы одиночества новой семьей предпочитает боевое прошлое и неугасающий клик фанатской толпы.

Аронофски упорно и последовательно иллюстрирует фрейдистскую проблему эгоизма как зацикленности человека на собственных страстях, его страхе принять волевое решение и прекратить инертное саморазрушительное существование. Взрослые по возрасту герои оттого поддаются фрейдистским интерпретациям, что являют образ незрелых существ, зависящих от любви и одобрения большого мира, нуждающихся в защите. В каком-то смысле они еще не родились, лишь только учатся коммуникации и выходят из лона эго. Подтверждением этой мысли служит сцена в финале «Реквиема по мечте», в которой главные герои сворачиваются
в эмбриональную позу и в таком виде напоминают беззащитных маленьких детей, тянущихся к безусловной любви. Homo sapiens у Аронофски уязвим и податлив: в «Черном лебеде» фигура наставника-Отца диктаторски довлеет над героиней, расщепляя ее внутренний мир вплоть до исчезновения, а в «маме!» образ супруга-Бога с ветхозаветной непримиримостью контролирует жену и дом, не оставляя живого места любви и уюту.

Искусство жить — трудности коммуникации в кинематографе Аронофски Фильмы, Даррен Аронофски, Аранофски, Режиссер, Режиссура, Обзор фильмов, Голливуд, Ной, Реквием по мечте, Фонтан, Мама, Кит, Фильм Черный лебедь, Длиннопост

«Ной», 2014

Важнее мотивов австрийского ученого могут быть только тезисы Эриха Фромма о проблемах коммуникации в постиндустриальном обществе, нашедшие отражение в фильмах Аронофски. Представитель франкфуртской школы философии неоднократно взывал к непосредственному общению и утверждал одиночество современного человека, живущего в фальшивом мире рекламы и навязанных ценностей. Аронофски, как и Фромм, настойчив и демагогичен, поэтому в каждом своем фильме исследует неадекватные взаимоотношения и взывает к здоровому общению и любви как активной и обоюдно заинтересованной коммуникации между людьми.

Зацикленность на самих себе не приводит действующих лиц авторских кинокартин к ответам или грезящимся образам будущей счастливой жизни, как то безмятежность морского причала из «Реквиема по мечте». Наоборот, эгоцентричный человек добивается той степени самоуглубления, когда, не видя иного выхода, переходит к травматичным действиям – самобичеванию и самоубийству.

Искусство жить — трудности коммуникации в кинематографе Аронофски Фильмы, Даррен Аронофски, Аранофски, Режиссер, Режиссура, Обзор фильмов, Голливуд, Ной, Реквием по мечте, Фонтан, Мама, Кит, Фильм Черный лебедь, Длиннопост

«Черный лебедь», 2010

Примера протагониста из дебютного «Пи» достаточно для понимания режиссерского мировоззрения. Главный герой с болезненной ненормальностью избегает социума и боится света, вытесняет эротические потребности, питается одними энергетиками и стремится превратить себя в математизированный мозг без чувств и души. Он хочет взломать реальность, понять Бога рационально, даже стать Богом, но лишь глубже погружается в небытие. Эпизод со вскрытием черепной коробки в попытке достучаться до смысла вселенной будто доказывает тщету метафизических потуг без внимания к физическому миру. Главный герой просчитал все, но упустил самое главное – коммуникацию и созерцание. Как и других героев Аронофски, это разрушает его. Стремительный монтаж, раздражающие звуки и раздираемое напоказ тело соответствуют нервозности происходящего на экране и неровным содроганиям человеческих судеб. Протагонист засоряет свою голову кодами и шифрами, тогда как необходимо ее очистить. Весь дискомфорт фильма, режущий глаза, ведет к чистоте последнего кадра, полного спокойствия и гармонии.

Герои Аронофски никогда не живут в настоящем времени – они не то горюют о прошлом и зацикливают свою жизнь на прежнем амплуа, не то грезят о будущем и хороших временах. Те же мотивы можно встретить у независимых американских режиссеров братьев Сафди, персонажи которых не могут выплыть из водоворота насилия и денег («Хорошее время», 2017; «Неограненные драгоценности», 2019). Фатум засасывает их в пучину крови, заставляя проводить всю жизнь в бегах. Крайне жестокое содержание вопиет предельно гуманистический посыл – человеку необходима персональная поддержка и любовь, способная реабилитировать любую травму. Последняя, по Фромму, есть активное участие в жизни другого и бескорыстное проявление интереса к жизни как таковой. Именно поэтому любовь – summum bonum, наивысшее благо, когда человек находит себя в ком-то еще, познает мир через открытость и разумное отдавание себя. Активность предполагает настоящее время, которого лишены герои Аронофски и братьев Сафди. Они живут тем, чего еще нет – миражом благополучия или мерцающим смыслом на горизонте, который «спасет их жизнь».

Искусство жить — трудности коммуникации в кинематографе Аронофски Фильмы, Даррен Аронофски, Аранофски, Режиссер, Режиссура, Обзор фильмов, Голливуд, Ной, Реквием по мечте, Фонтан, Мама, Кит, Фильм Черный лебедь, Длиннопост

«Фонтан», 2006

Сюжетная формула кинематографа Аронофски зачастую такова: человека влечет иллюзия счастья, он страшится слезть с иглы быстрого получения дофамина, в результате чего не открывает для себя смысл мира и созидательную стабильность, а закрывает суть окружающего своими инертными и часто мазохистскими действиями. Все снимаемое нарочито неприятно и полно несчастий, оттого оно стремится избежать их или отсрочить, став бессмертным в эфемерном убежище.

В «Пи» – это код-шифр к сути вселенной; в «Реквием по мечте» – наркотики и ток-шоу, сулящее всеобщее обожание и крупный выигрыш; в «Фонтане» – метафизическое пространство бессмертия, где все всегда живо, просто приобретает иную форму; в «Рестлере» – зрительская поддержка выступающего на ринге; в «Черном лебеде» – «чистая» роль белого лебедя, не знающая «черных» сторон жизни с ее эксцессами; в «Ное», очевидно, корабль, который видится спасением для достойных; в «маме!» – дом, который стерпит все натиски и никогда не разрушится до основания; в «Ките» – непробиваемое тело, в пределах которого душа будто не чает тяжб и страданий мира сего. Эскапизм кажется героям Аронофски панацеей, но, парадоксально, именно активное присутствие в тревожном и непростом мире должно стать их спасением.

Искусство жить — трудности коммуникации в кинематографе Аронофски Фильмы, Даррен Аронофски, Аранофски, Режиссер, Режиссура, Обзор фильмов, Голливуд, Ной, Реквием по мечте, Фонтан, Мама, Кит, Фильм Черный лебедь, Длиннопост

«Пи», 1998

Из фильма в фильм действующие лица не признают окружающее осмысленным и самоценным, они не могут выстроить с людьми адекватные взаимоотношения, потому что на самом деле боятся мира. Каждый из них подобен пророку Ионе, который должен был отправиться к жителям Ниневии и призвать их покаяться за прегрешения, но испугался и решил уплыть прочь от порочной земли. Чем больше он отдалялся от Ниневии, тем стремительнее настигал его шторм и более неминуемо становилось наказание – заточение в брюхе кита. Иона не пошел на контакт с людьми, предпочтя закрыть на них глаза или посчитав их хуже себя, и тем самым навлек на себя беду. Можно не видеть страданий, только не касаясь самого мира. Искалеченное отношение друг к другу при всей неравнодушной природе человека – вот о чем всегда снимает Аронофски.

«Эгоистичный человек любит себя не слишком сильно, а слишком слабо, а на самом же деле он ненавидит себя», – писал Фромм. Не ошибкой было бы приписать эту мысль к этосу любого персонажа американского постановщика. Самым явным примером фроммовской риторики, пусть претенциозным, сентиментальным и чересчур нарочитым, является картина «Кит». Она вполне органично вписывается во всегда назидательную интонацию автора и требует отказаться от аморфной жизни в дистанционном формате. Вместо превозмогания травмы от потери возлюбленного, непосредственного участия в жизни прошлой семьи или самореабилитации герой Фрейзера исключает себя из мира.

Искусство жить — трудности коммуникации в кинематографе Аронофски Фильмы, Даррен Аронофски, Аранофски, Режиссер, Режиссура, Обзор фильмов, Голливуд, Ной, Реквием по мечте, Фонтан, Мама, Кит, Фильм Черный лебедь, Длиннопост

«Кит», 2022

Свою драму он обставляет неизменными театральными декорациями маленького дома и заочной работой репетитора со всегда выключенной камерой. Он учит излагать свои мысли и понимать литературные коды, при этом его собственная жизнь для него неизъяснима. Доводя излюбленную манеру фильма-притчи до условности театральной позы, в своем последнем опусе Аронофски выставляет напоказ нравоучительность и откровенное желание замотивировать зрителя. Как никогда ранее здесь имплицитно ясно: игровой фильм, будучи авторским рефлексивным конструктом на тему взаимоотношений с реальностью, путем визуально-текстуальных средств стремится обратить внимание зрителя на важность внешнего мира и умение учиться у него, а не только у экрана.

Художественный стиль Аронофски декоративен и перенасыщен символикой. Библейские параллели в каждой работе, кажется, лишь подчеркивают, как зациклен круг человеческих действий, сводящихся к единому знаменателю вот уже не одну тысячу лет. Американский автор заставляет нас уверовать, что и его фильмы – очередная попытка интерпретации реальности, хотя для понимания мира и людей достаточно контакта с ними. Каждая картина подспудно вопрошает: «Отвернитесь от экрана, обратите внимание друг на друга». Именно поэтому режиссерские шифры призваны не усложнить жизнь, а упростить ее, обратив к ней самой.

Искусство жить — трудности коммуникации в кинематографе Аронофски Фильмы, Даррен Аронофски, Аранофски, Режиссер, Режиссура, Обзор фильмов, Голливуд, Ной, Реквием по мечте, Фонтан, Мама, Кит, Фильм Черный лебедь, Длиннопост

«Рестлер», 2008

Во времена эрзац-реальностей и сплошной цифровизации, суррогатов счастья и всеобщего дистанционного режима Даррен Аронофски стремится проиллюстрировать теряющуюся красоту человеческого общения и обыкновенный интерес к миру. Всегда настаивая на текстуальности своего кинометода и мировоззрения, если он и превращает свои фильмы в моралите, то лишь с одной целью – устремить каждого к потокам жизни. Она сама все объяснит, не сказав ни слова.

Автор текста: Никита Морев
Источник: https://cinemaroutine.ru/iskusstvo-zhit-ili-trudnosti-obshch...

Другие материалы:

Всё о кино

19.9K постов58.3K подписчик

Добавить пост

Правила сообщества

1. Запрещено нарушать основные правила Пикабу (нет спаму, оскорблениям, вбросам, рекламе, политике).

2. Запрещены посты не по теме, посты о поиске фильмов и неинформативные посты. В случае несоответствия тематике сообщества или неинформативности пост будет удален в общую ленту.

3. Категорически запрещены спойлеры без специального тега или предупреждения как в постах, так и в комментариях.

4. Ставьте корректные теги при создании поста и указывайте в названии суть. Для постов с видеообзорами обязательно указывать тег "видеообзор". Для постов с видео c Youtube рекомендуется указывать название канала в тегах и небольшое описание, чтобы было понятно о чём это видео.

5. Запрещено целенаправленное разжигание негатива с отсутствием всякой аргументации. Авторы регулярных токсичных и агрессивных комментариев будут блокироваться. Давайте поддерживать дружественную атмосферу и уважать друг друга.

6. Будьте грамотны при составлении поста. В случае множественных ошибок в тексте пост будет удален в общую ленту, а автор, в случае неоднократного несоблюдения правил, заблокирован.

7. В сообществе не приветствуются фэйки, вбросы, теории заговора, конспирология и параноидальные бредни.

8. Запрещены посты о ТВ-шоу и реалити-шоу сомнительного качества в очевидно рекламных целях.