Лига историков
Серия Альманах исторических исследований Музея метро

«Искусство советского ар-деко на станциях Московского метрополитена»

Кто помнит какой сегодня день недели? Правильно - среда.
А это значит, что мы публикуем новую порцию из Альманаха исторических исследований Музея метрополитена. Читаем внимательно. Исследование подготовлено членом нашего экипажа
#izmetro, прекрасной Евгенией Любченко.

Введение

Московский метрополитен – самый красивый метрополитен в мире, настоящий музей под землей. Каждая эпоха в истории нашего государства нашла свое отражение в искусстве станций метрополитена. Богатство Сталинской эпохи, лаконизм Хрущевской, изящество Брежневской «классики», эклектика Лужковских времён. Сегодня, благодаря особому искусству оформления станций, мы имеем возможность исследовать развитие архитектуры, скульптуры, монументального искусства в отечественной истории.

Многие станции имеют статус «Объект культурного наследия регионального значения». Разумеется, метрополитен как важнейший сталинский проект оказывается в центре экспериментов в области архитектурного языка, понятного народам. К тому же, метро в архитектурном отношении оказалось абсолютно всеядным организмом. Поэтому неудивительно, что при оформлении станций архитекторы обращались и обращаются к уже существующим мировым стилям архитектуры: присутствуют элементы стилей ампир, ар-деко, готики, модернизма и неомодернизма, неоклассики и даже русские национальные мотивы. Но данное исследование направлено на изучение такого феномена в отечественном искусствознании, как использование советской версии ар-деко в оформлении станций Московского метрополитена.

Интересный факт – в Московском метро нет ни одной идентичной станции по своему художественному оформлению. Такая традиция родилась еще в 1935 году при строительстве первого участка метро от станции «Сокольники» до «Парка культуры». С первых шагов создания столичного Московского метрополитена перед архитекторами ставились новые, сложные, нетрадиционные задачи. Все станции задумывались не только как сугубо утилитарные транспортные сооружения, отвечающие всем новейшим эксплуатационным, техническим требованиям, но и, прежде всего, как произведения высокого монументального искусства. Архитектурный поиск первых архитекторов и художников при строительстве столь масштабного уникального проекта стал одной из причин такого архитектурного многообразия, который мы видим сегодня. И именно этот же поиск привел к тому, что столь роскошный западный стиль, как ар-деко, пришел в советский метрополитен и остался в оформлении целого ряда станций, в особенности первых очередей.

Глава 1. История возникновения стиля

Ар-деко – наследник неоклассицизма и модернизма, один из самых изысканных и привлекательных стилей искусства, который появился в начале ХХ века. Он передает особое настроение и образ жизни, появившиеся на Западе и становится эстетический ответом искусства на промышленную революцию, которая в 1920-е годы, после окончания Первой мировой войны, стремительно набирала обороты. Стиль был призван украсить жизнь людей, измученных войнами и революциями начала столетия. Эти люди, уставшие от войн, разрушений, нужд и потерь, стремились построить новый мир вокруг себя – роскошный, богатый, изысканный и в то же время изящный и гармоничный.

Официально считается, что зародился стиль в 1925 году после грандиозной Международной выставки современных декоративных и промышленных искусств в Париже – именно тогда заявило о себе направление, представляющее счастливый компромисс между авангардом и классикой (в результате сокращения слов Arts Décoratifs в названии выставки). На ее основе были опубликованы целых двенадцать томов энциклопедии новых произведений декоративного искусства – именно там и появилось название «ар-деко».

Если говорить о географии, то стиль ар-деко – международный стиль, широко распространившийся в Европе и Америке. Приверженцы стиля вдохновлялись культурами Древнего Рима и Греции, Древнего Египта, Америки, стран Востока и даже Древнего Вавилона. Почему именно данные регионы? Дело в том, что значительную роль в становлении стиля сыграли сенсационные находки древнеегипетского искусства (в Армане, гробницы Тутанхамона в 1922г.) и памятников цивилизаций «доколумбовой» Америки конца 19 - первой четверти 20 века. Эти находки подогрели интерес широкой общественности и исследователей искусства и культуры разных стран, что дало особенный толчок для развития стиля ар-деко, как стиля, использующего в своих оформлениях этнические детали, узоры и формы.

Стиль предполагает эффекные композиции из контрастирующих друг с другом по фактуре материалов, геометрических форм, упрощенной классики, не забывая про этнические вкрапления, и, конечно, ультрасовременные материалы. Кульминацией развития стиля ар-деко стали ребристые высотные Нью-Йоркские небоскрёбы (в особенности Эмпайр Стейт Билдинг , Крайслер Билдинг и т.д.), индустриальный дизайн Венского сецессиона ), Аделаида Хаус в Лондоне (рис.4) и Театр Елисейских полей в Париже (рис.5) – всё это манифесты этого мирового движения.

«Искусство советского ар-деко на станциях Московского метрополитена» Музей, Московское метро, Искусство, Архитектура, Метро, Общественный транспорт, Длиннопост

рис. 4

«Искусство советского ар-деко на станциях Московского метрополитена» Музей, Московское метро, Искусство, Архитектура, Метро, Общественный транспорт, Длиннопост

рис. 5

Глава 2. Особенности стиля советского ар-деко

Существует три основных принципа стиля ар-деко, на которые опираются все архитекторы и дизайнеры.

Первый принцип: глянец и роскошь. Гранит и мрамор, тёмные глянцевые поверхности, латунь, натуральная кожа, стекло – вот основные материалы, используемые в ар-деко; насыщенность цветов и контраст – бордовый, черный, золотой, бежевый, белый и коричневый – главные цвета стиля.

Второй принцип: технический прогресс. Использование всех инноваций времени и технически новых материалов будет превалировать у архитекторов и художников, работающих в данном направлении. В СССР в начале века начинают активно тестировать новые отделочные и конструкционные материалы (в особенности шла активная подготовка к проектировке и строительству главного здания страны - Дворца Советов) – нержавеющая сталь, новые приемы использования стекла, алюминий и использование всех этих новшеств в постройках.

Третий принцип: геометризация форм историзма и увлечение архаикой. За основу архитекторы брали классические постройки римской, греческой или египетской культур, но упрощали формы и делали их более геометричными, с отчетливым направленным движением вверх. Кроме того, используются все детали декора, узоры и мотивы древних цивилизаций, которые стали особенно популярны благодаря новому витку раскопок в странах Америки и Африки.

Важно отметить очень распространенное мнение, что в СССР не могло быть ар-деко; считаем, что данное заявление радикально и слишком привязано к терминологии (кому-то милей называть это - «постконструктивизм»). Причина такого мнения проста: такой буржуазный стиль, стиль свободы, ассоциирующийся с капитализмом, попросту не мог быть использован в коммунистической стране в чистом проявлении из идеологических соображений. Но, как мы уже отметили выше, весь мир чувствует в то время одинаковую потребность в создании «нового» мира, и граждане СССР тут не стали исключением, а, скорее, напротив, были теми, кто стремился создать новую реальность, новый процветающий мир после тягот революций и Первой мировой войны. Это было время динамичное, поэтому ар-деко со своими прямыми линиями и движением вверх подошел архитектуре Москвы в 20-30 годы, и своей советской версией стиль смог достойно отвечать западным постройкам. Хоть ар-деко в Советском союзе в чистом виде не встречается, здесь скорее речь идет о поиске национальных отличий.

Так, говоря о Москве в целом, мы можем привести в пример архитектурные постройки и некоторые проекты первых десятилетий страны Советов, которые так или иначе, но были построены с использованием мотивов стиля ар-деко – во, первых, это ВДНХ, 1939г. (первый вход, первые павильоны) (рис.6), экстерьер здания Библиотеки имени В.И.Ленина (рис.7), 1935г. (стиль которой у нас считается Сталинским ампиром, а во всем мире – это абсолютнейшее совпадение с французским ар-деко и зданием Музея современного искусства в Париже (рис.8), построенного в период, когда был популярен стиль ар-деко, в 1937 году), здание Наркомата обороны на Арбатской 1933г. (рис.9), высотное здание МИД (рис.10) стало наиболее выразительным и близким к стилю (проектируемое изначально без шпиля, оно в точности совпадало по высоте с заокеанским визави Галф Билдинг в Хьюстоне (рис.11)), здание Речного вокзала (рис.12) было выстроено с применением всех особенностей стиля (в том числе фарфор на фасаде работы Данько – дорогие материалы, диагональные активные построения линий, здесь же изображение станции Киевская Филевской линии (рис.13) тоже являющейся станцией, оформленной в стиле ар-деко; мраморные полы), входы в общественные здания (в Дома культуры, в метро - обязательно со скульптурой, с новым шрифтом, например, станция метро Охотный ряд – Д.Н.Чечулин, станция метро Красные ворота (рис.15) – Н.А.Ладовский), Дворец Советов (рис.16), (который так и не был построен, но утвержденный проект в виде ребристого небоскреба стало ярчайшим доказательством развития в СССР собственной версии ар-деко)), проект здания Аэрофлота Д.Н.Чечулина (рис.17) (который позже спроектирует вестибюль станции Динамо с элементами этого стиля); и часто используется данный стиль в интерьере - гостиницы (например, гостиница Москва ), и опять же многочисленные Дома культуры и кинотеатры, оформленные в стиле ар-деко. Все примеры – это, как уже говорилось выше, не чистое классическое ар-деко, но и совсем не конструктивизм – очень много вытянутых вверх линий.

«Искусство советского ар-деко на станциях Московского метрополитена» Музей, Московское метро, Искусство, Архитектура, Метро, Общественный транспорт, Длиннопост

рис. 6

«Искусство советского ар-деко на станциях Московского метрополитена» Музей, Московское метро, Искусство, Архитектура, Метро, Общественный транспорт, Длиннопост

рис. 7

«Искусство советского ар-деко на станциях Московского метрополитена» Музей, Московское метро, Искусство, Архитектура, Метро, Общественный транспорт, Длиннопост

рис. 8

«Искусство советского ар-деко на станциях Московского метрополитена» Музей, Московское метро, Искусство, Архитектура, Метро, Общественный транспорт, Длиннопост

рис. 9

«Искусство советского ар-деко на станциях Московского метрополитена» Музей, Московское метро, Искусство, Архитектура, Метро, Общественный транспорт, Длиннопост

рис. 10

«Искусство советского ар-деко на станциях Московского метрополитена» Музей, Московское метро, Искусство, Архитектура, Метро, Общественный транспорт, Длиннопост

рис. 11

«Искусство советского ар-деко на станциях Московского метрополитена» Музей, Московское метро, Искусство, Архитектура, Метро, Общественный транспорт, Длиннопост

рис. 12

«Искусство советского ар-деко на станциях Московского метрополитена» Музей, Московское метро, Искусство, Архитектура, Метро, Общественный транспорт, Длиннопост

рис. 13

«Искусство советского ар-деко на станциях Московского метрополитена» Музей, Московское метро, Искусство, Архитектура, Метро, Общественный транспорт, Длиннопост

рис. 14

«Искусство советского ар-деко на станциях Московского метрополитена» Музей, Московское метро, Искусство, Архитектура, Метро, Общественный транспорт, Длиннопост

рис. 15

«Искусство советского ар-деко на станциях Московского метрополитена» Музей, Московское метро, Искусство, Архитектура, Метро, Общественный транспорт, Длиннопост

рис. 16

«Искусство советского ар-деко на станциях Московского метрополитена» Музей, Московское метро, Искусство, Архитектура, Метро, Общественный транспорт, Длиннопост

рис. 17

Говоря о метро, отметим, что сам метрополитен – инновационный и новый объект, неудивительно, что он очень многое взял от ар-деко (особенно станции первых линий Московского метро).

Но как этот стиль оказался в использовании у архитекторов, работавших над оформлением первых станций? Московское метро вообще могло бы стать не имевшим аналогов ярким памятником советского конструктивизма, но не стало. Постановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций» пресекало любые проявления авангардных идей рационализма и конструктивизма и заставило архитекторов пуститься на отчаянные поиски нового языка.

Как раз в этот момент на повестке дня стоял метрополитен. Принятию многих проектных решений и строительству отводились весьма сжатые сроки. Архитектор Николай Колли вспоминает, как в его мастерской 1 марта 1934 года раздался звонок: «Дорогие товарищи, надо делать станции метро» – «Срок?» – «Двадцать пять дней» – «Какую именно станцию?» – «Вам, товарищ Колли, «Кировскую» – «Какого же рода станции надо делать?» – «Красивые станции». Подобные неточные определения заказчиков пока ещё оставляли лазейки для «независимого творчества». Так, самые первые станции московского метрополитена и показывают признаки, так называемого, стиля ар-деко. Хотя споры, был ли в СССР этот стиль ведутся до сих пор, но, на наш взгляд, они скорее находятся в области терминологии.

Ар-деко оказал заметное влияние на архитектуру 1930-х годов. Как мы уже отметили, был построен целый ряд станций Московского метро с применением данного стиля, в особенности, – первая очередь – Сокольническая линия и некоторые станции второй очереди – Замоскворецкая линия.

Глава 3. Станции метрополитена Москвы, выполненные в стиле советского ар-деко

В данной главе мы обратимся непосредственно к примерам станций, выполненных с элементами стиля ар-деко. Станция метро Сокольники, 1935г. – безусловное советское ар-деко, особенно в проекте вестибюля: с динамичными скульптурами, вазами и новым шрифтом надписи «Метро».

«Искусство советского ар-деко на станциях Московского метрополитена» Музей, Московское метро, Искусство, Архитектура, Метро, Общественный транспорт, Длиннопост

Следующая станция – «Маяковская», 1938 г. поистине считается одной из самых красивых станций Московского метрополитена вот уже более 8 десятков лет. Архитектура станции даёт ощущение легкости и простора, хотя сама станция меньше многих других по ширине и залегает глубоко под землей, – именно этого и стремились добиться архитектор А.Душкин и художник А.Дейнека, работая над убранством станции – уйти от ощущения сдавленности и подземности. Алюминий, сталь и родонит, блеск пола (один из первых гранитных полов в Московском метро – раньше полы на станциях были асфальтовыми), сверкающие арочные кроны, блеск света, игра со всеми этими новыми материалами, мозаики в сводах потолка с прорывом вверх (что является невероятной идеей для «негативной» архитектуры) – все это несомненные мотивы стиля ар-деко. Колонны и арки отделаны сталью, созданные по спецзаказу архитектора на заводе «Дирижабльстрой». Также имеются декоративные купола, в которые встроено освещение, направленное на мозаичные панно, находящиеся там же. Но рассмотреть эти детали оформления можно лишь встав под один из куполов и посмотрев наверх. Перед нам откроется целая история под названием «Сутки страны советов», выполненная по эскизам выдающегося художника А.Дейнеки мозаичистом В.А.Фроловым. Пол выложен модерновыми квадратами красного и серого цветов. Не зря станция получила Гран-при на всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 году и имеет статус «Ценного объекта культурного наследия».

«Искусство советского ар-деко на станциях Московского метрополитена» Музей, Московское метро, Искусство, Архитектура, Метро, Общественный транспорт, Длиннопост

Станция «Сокол», 1938г. Станция представляет собой два свода со средним рядом опор, а пролеты между колонн украшают купола, в нишах которых установлено освещение станции. Круги и дуги света, точно воронками выхваченные их полумрака, гигантскими лепестками раскрытых парашютов выпадают на своды. На полу мы видим целую композицию из серого и розового гранита. Сама станция раньше выглядела немного иначе – она была дополнена невероятной красоты бронзовыми торшерами с мраморным основанием, украшавшими лестницу, а также часами со стрелками и цифрами из бронзы, расположенными на колонне. Все это было утеряно во время реставрации, но невероятно дополняло облик станции - яркого примера архитектуры стиля советского ар-деко. Но на станции до сих пор осталась невероятной красоты и изящества лепнина свода – отсылка к классическим канонам искусства.

«Искусство советского ар-деко на станциях Московского метрополитена» Музей, Московское метро, Искусство, Архитектура, Метро, Общественный транспорт, Длиннопост

Станция «Аэропорт», 1938 год: очень по-художественному тонко получилось вписать тематику аэродрома и парашютов в данный архитектурный стиль. Весь пафос новых технологий, аэропланов, новых машин – вызывает особое отношение к архитектуре. Лестницы, лампы, узорчатые решетки при спуске на станцию, люстры (которые были на станции раньше и изображали маленькие парашютики, создающие одну огромную люстру – новые технологии использования стекла, о которых мы говорили ранее) – все это создало цельный объект. Линии станции подчеркивают объемность, потолок напоминает купол раскрытого парашюта, а переходящие линии на путевые стены – стропы парашюта. Колонны вестибюля требуют особого внимания: как и арки выходов со станциии, так и капители колонн вестибюля выполнены из металлических решёток, напоминающих нам Египетские лотосы – отсылка к тематике Древнего Египта. Цвета, в которых выполнена станция, – шикарные золотистый и красный оттенки мрамора на стенах, бронзовые решетки и капители – все соответствует канону стиля ар-деко.

«Искусство советского ар-деко на станциях Московского метрополитена» Музей, Московское метро, Искусство, Архитектура, Метро, Общественный транспорт, Длиннопост

Станция Кропоткинская (Дворец Советов), 1935г. соседство со зданием Дворца Советов – ярчайшего примера развития собственной версии ар-деко, сыграло свою роль при оформлении станции. Как отмечал сам архитектор А.Душкин: «Творчески архитектурный образ можно ассоциировать с подземными сооружениями Египта, при этом приобретает новый образ и новое содержание (в основе композиции каждой колонны лежит пентаграмма, «раскрывающаяся» кверху египетскими лотосами или образом пятиконечной звезды – символом Советского Союза).

«Искусство советского ар-деко на станциях Московского метрополитена» Музей, Московское метро, Искусство, Архитектура, Метро, Общественный транспорт, Длиннопост

Станция Автозаводская (Завод имени Сталина), 1943г. - архитектура вестибюля (в особенности изначальный его вид – отдельно стоящее здание) также перекликается с европейскими зданиями, построенными в стиле ар-деко.

«Искусство советского ар-деко на станциях Московского метрополитена» Музей, Московское метро, Искусство, Архитектура, Метро, Общественный транспорт, Длиннопост

Станция «Авиамоторная», 1979 г. – яркий пример того, что элементы стиля ар-деко использовались и после сталинской эры. Платформенный зал напоминает Нью-Йоркские небоскребы в стиле ар-деко, точнее их вестибюли. Упор идет на линии, уходящей в даль, акцентированные при помощи подвесного потолка из рифленого металла золотистого цвета, а над входом ярко-серебристые лопасти самолетного винта. Торец центрального зала украшен скульптурным панно на тему полета человека под названием «Икар». Станция выполнена в невероятных цветах - сияющий золотой свод, серебряный металлик панно, серые и светлые пол и стены – все выдержано со вкусом и согласно стилю ар-деко, хотя уже намного позже, чем сталинские станции (но явившаяся вестником перемен, новой визуализации и возврату к узнаваемости станций после типовых проектов хрущевской эпохи).

«Искусство советского ар-деко на станциях Московского метрополитена» Музей, Московское метро, Искусство, Архитектура, Метро, Общественный транспорт, Длиннопост

Станция «Киевская Филёвской линии», 1937г.. Вестибюль станции метро Киевская, который к слову не сохранился, – яркий пример использования элементов ар-деко в интерьере входной группы (необычные лампы, торшеры, создающие особый домашний уют). В декоре станции легко угадываются итальянские мотивы – она украшена колоннами с невероятными капителями, кессонированным полотком и сиянием множества светильников. Большое количество не необходимо конструктивно, а чисто эстетичных элементов, к примеру, капители, в создании которых использовали фарфор, мозаику. Все это – сочетание дорогих материалов и новых технологий.

«Искусство советского ар-деко на станциях Московского метрополитена» Музей, Московское метро, Искусство, Архитектура, Метро, Общественный транспорт, Длиннопост

Станция «Динамо», 1938г. - наземные вестибюли которой отсылают к образам античности. Место нашлось всему: ордерному членению, портикам, акротериям, аттикам, рельефным фризам. Глубина станции «Динамо» – 40 метров, но это поистине целый эллинистический дворец. Возврат к классике, яркий контраст – бордовые стены и белая колоннада вестибюля – все это влияние стиля ар-деко на советскую архитектуру. Здесь же - возвращение фарфора и применение его для украшения стен станции. Это – безтеневые скульптуры в формате тондо, обобщенно изображающие разные виды спорта (работа скульптора Е.Янсон-Манизер).

«Искусство советского ар-деко на станциях Московского метрополитена» Музей, Московское метро, Искусство, Архитектура, Метро, Общественный транспорт, Длиннопост

Станция «Площадь революции», 1938г. Станцию очень любят гости столицы. По углам арок изначально архитектор собирался разместить бронзовые барельефы на тему революции в разных странах. Но в итоге было решено разместить 20 объемных образов советских людей – от революционного матроса до школьниц с глобусом, повторив каждый образ по 4 раза. Прекрасные мраморные арки между пиллонов, контраст глубокого бордового цвета арок и белоснежного свода, геометрия на своде, люстры-тарелки молочного стекла и детально проработанные статуи в активных позах – все это запоминающийся образ станции, выполненной с элементами стиля ар-деко.

«Искусство советского ар-деко на станциях Московского метрополитена» Музей, Московское метро, Искусство, Архитектура, Метро, Общественный транспорт, Длиннопост

Станция Красные ворота, 1935г. Мы видим приемы классической архитектуры, примененные здесь, но являющиеся снова не конструктивной необходимостью, а эстетикой – это и кессонированный потолок, и черно-белый пол, который многократно появлялся в истории архитектуры, но здесь – в пространстве станции - эти элементы совершенно иначе воспринимаются и «живут» рядом с новыми материалами.

«Искусство советского ар-деко на станциях Московского метрополитена» Музей, Московское метро, Искусство, Архитектура, Метро, Общественный транспорт, Длиннопост

Станция Комсомольская, 1935г.. Заслуживает отдельного внимания панно художника-мозаичиста Евгения Лансере на станции Комсомольская. Очень схожее панно мы можем увидеть на потолке в вестибюле Крайслер Билдинг в Нью-Йорке (яркий пример чистого американского ар-деко) – те же рабочие строительные темы.

Заключение

Метрополитен Москвы – это уникальный проект, который появился однажды в нашей стране, и до сих пор находится в постоянном поиске тем, архитектурных и художественных решений.

Множество архитектурных стилей можно встретить, прогулявшись по станциям метро Москвы: ампир, готика, русский стиль и даже ар-деко. Казалось бы, последнему не было места в советском искусстве и архитектуре. Ассоциировавшийся с буржуазным миром капиталистического Запада, не отражающий идей социализма, он все же «просочился» в нашу страну и оставил свой след в истории страны. Да и какой! Станции, выполненные в стиле ар-деко до сих пор считаются одними из самых прекрасных, узнаваемых, уютных и необычных станций среди метрополитенов не только бывшего Советского Союза, но и всего мира! Стиль смог отразить надежды советских граждан, связанные с новым светлым будущем, с мирной жизнью и красотой окружающего нас мира.

Нам сегодня невозможно представить, за какую работу тогда взялись архитекторы, какой труд был проделан, в особенности, в первые годы его проектирования и строительства. Представляли ли первопроходцы, с чем им придётся столкнуться в полной мере, нам остаётся только догадываться. Но результат налицо, ведь их труды не прошли даром. И нам важно не забывать и сохранять культурное наследие нашей страны.

PS. К сожалению, на Пикабу можно заливать только 25 медиа, поэтому полную версию можно посмотреть у нас в ВК

Лига историков

13.5K постов50.2K подписчик

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения