Лига историков

Император Галлиен или “чтобы выиграть, нужно проиграть”

Автор: Дмитрий Абраменко.


Середина III века, а если быть точнее, 260 год считается наивысшей точкой кризиса Римской империи. Под ударами внешних врагов, политических и экономических проблем, до той поры единая империя фактически прекратила свое существование, распавшись на несколько вполне независимых государств. Тут можно смело утверждать, что дно пробито окончательно. А вот что если раскол империи оказался тем самым толчком, который и поможет Риму выкарабкаться? Давайте разбираться!


Для начала, совсем кратко обрисуем ситуацию к моменту описываемых событий. Империя трещала по швам. Непрерывная борьба “солдатских” императоров за власть окончательно дестабилизировала государство. “Дружелюбные” соседи не могли не воспользоваться таким положением дел. На Рим, как на раненого зверя, обрушились буквально со всех сторон. Добавьте к этому экономический коллапс, голод и эпидемии — получится ядреный коктейль из проблем, который должен был испить Валериан, пришедший к власти в 253 году от рождества Христова. Римский полководец, выходец из сенатской знати, был провозглашен императором собственными легионами, впрочем, как и все его предшественники во времена кризиса империи. Но нести такую ношу одному весьма обременительно. По этой причине Валериан принял весьма удачное решение, назначив своего сына Галлиена соправителем. Тем самым император убил сразу двух зайцев — он снял со своих плеч часть нависших проблем, а также слегка ограничил маневр для потенциальной узурпации власти. Валериан взял под свою опеку восток империи, где ситуация на тот момент казалась наиболее тревожной, а Галлиену достались западные ее части (хмм, где-то это мы уже видели — ах, да! Такое раздельное правление станет одной из ключевых особенностей поздней империи). Тем не менее, пока Валериан решал восточные проблемы, его сыну не пришлось прохлаждаться в столице — германские варвары лезли буквально со всех щелей.

Император Галлиен или “чтобы выиграть, нужно проиграть” Cat_cat, История, Рим, Древний Рим, Римская империя, Длиннопост

Первым делом Галлиен отправился замирять границы на Дунае. Но и там август пробыл недолго — франки в союзе с алеманнами прорвались за Рейн и прошлись огнем и мечом по западным провинциям империи. Галлиен на деле оказался хорошим полководцем и у него получилось взять ситуацию под свой контроль, стабилизировав положение на германской границе. Но, пока он сдерживал варварские атаки на Рейне, алеменнам в 258 году удалось вторгнуться в самое сердце Римской империи — Италию. Но и тут Галлиен не опустил руки. Оставив рейнскую границу под управлением своего второго сына Салонина (которого заботливый дедушка Валериан предусмотрительно назначил цезарем), Галлиен на всех парах помчался на перехват алеманнов в Северную Италию. И тут удача была на стороне августа — ему удалось разбить противника под Медиоланом, отведя угрозу непосредственно от Италии. Таким образом, на протяжении длительного времени Галлиену удавалось худо-бедно сдерживать натиск варваров на западных границах. Конечно, ни о каком окончательном замирении границ не могло идти и речи. Но все могло измениться в лучшую сторону, тем более при таких властителях, которые всеми силами хотели навести порядок в государстве. Так, может быть, и произошло, если бы не одно малюсенькое “но” — в это же самое время император Валериан был вдребезги разбит персами, пленен и унизительно убит.


Весть о позорнейшем пленении императора в 260 году, как гром среди ясного неба, пронеслась по всем уголкам огромной империи, доведя политический кризис государства до своего апогея. Персы, развивая свой успех, подчинили Месопотамию и вторглись в Сирию. Варварские племена ужесточили свои набеги на Галлию и Северную Италию, а готы в это время безжалостно грабили Балканы и Малую Азию. Ситуация катастрофическая. Поэтому римские полководцы ждали решительных действий от Галлиена, теперь уже единственного правителя Римской империи. И тут август понял, что почва уходит из под его ног — он ничего не мог поделать с восточной угрозой. Та огромная римская армия, которой командовал несчастный Валериан, была разбита персами, а сам Галлиен был скован вторжением варваров на Западе. Реакция на такое “бездействие” императора не заставила себя долго ждать — по всей державе прокатилась волна мятежей и узурпаций. Одним из первых восстал галльский полководец Постум, который находился в полной уверенности, что он как никто другой подходит на роль императора в столь тяжелое время и обязательно справится с предстоящими вызовами. Избавившись от сына Галлиена, Салонина, он смог сплотить вокруг себя почти все западные владения империи — Нижнюю Германию, Галлию, Британию и часть Испании. Впрочем, подобный ход мыслей был не только у Постума. Тем временем на Востоке остаткам римской армии при поддержке пальмирского царя Одената, союзника империи, удалось остановить вторжение персов. Получилось так, что восточные командиры справились с персидской угрозой самостоятельно (ну почти). Тогда в их головах возник вполне закономерный вопрос: “А зачем нам вообще нужен такой беспомощный император?”. Результат таких рассуждений был вполне очевиден — мятеж на Востоке полководца Маркиана, победителя персов, и провозглашение его сыновей новыми августами. Что-то недостаточно головной боли для Галлиена, нужно больше мятежей! Поэтому, чтобы еще сильнее “порадовать” императора, восстали легионы на Дунае и в Македонии, а префект Египта решил поддержать Маркиана и примкнул к мятежу на Востоке. Наконец, у нас сложилась идеальная картина гражданской войны, когда большая часть империи не была подконтрольна действующему правителю. Вот теперь-то можно ставить крест на державе ромеев, но Галлиен думал иначе.

Император Галлиен или “чтобы выиграть, нужно проиграть” Cat_cat, История, Рим, Древний Рим, Римская империя, Длиннопост

Галлиен думает (иначе)


Несмотря на несметное количество восстаний и давление внешних врагов на границы империи, Галлиен все же располагал значительной военной силой и был неплохим полководцем, что позволило ему хоть как-то маневрировать в сложившейся ситуации. Главное здесь было правильно расставить приоритеты. Первым делом Галлиен попытался наказать строптивого Постума в Галлии, но, не добившись никаких результатов, решил оставить все как есть — под напором германцев у новоявленного правителя Галльской империи не хватало сил пойти на Рим. Поэтому такое положение дел вполне устраивало Галлиена. Пускай Постум считает себя кем хочет, пока тот не имеет возможности захватить власть во всей империи, а также сдерживает наступления варваров из-за Рейна. Проблем и без него хватает. Например, восстание на Дунае, которое представляло большую угрозу власти Галлиена, как минимум, из-за своего географического расположения. По этой причине Галлиен отправил одного из лучших своих полководцев, Авреола, на подавление опасного мятежа. Впрочем, военачальнику Галлиена достаточно легко удалось стабилизировать ситуацию на Дунае. Тем не менее праздновать было еще рано — восточный узурпатор Маркиан, в отличие от Постума, имел возможность повести свои легионы на Рим, чем непременно решил воспользоваться.


Но и тут талантливый полководец Галлиена проявил себя с лучшей стороны — войско узурпатора было разбито в сражении на Балканах и власти императора напрямую уже ничего не угрожало (отличный парень, ничего не скажешь, надеюсь он не предаст своего императора). Не менее важно еще и то, что именно в этот момент подсуетился царь Пальмиры Оденат. Он прервал свой успешный персидский поход и добил приспешников Маркиана на Востоке, тем самым формально восстановив там власть императора. У Галлиена не было никакой возможности лично разбираться с восточными делами, поэтому в благодарность за поддержку император назначил Одената соправителем с титулом августа, что автоматически делало царя Пальмиры по факту независимым владыкой Востока. Галлиен с полной уверенностью пошел на такой серьезный шаг, ведь теперь вся эта борьба с неугомонными персами была отдана в чужие руки. Вскоре был усмирен и Египет, оставшийся без поддержки восточных провинций. Таким образом, к 262 году Галлиену удалось обуздать тот ужасный политический кризис, что возник после смерти его отца. Но какой ценой? Единой Римской империи больше не существовало. Но как бы то ни было император смог хоть на какое-то время вложить свой меч в ножны и заняться чем-нибудь кроме бесконечной войны.

Император Галлиен или “чтобы выиграть, нужно проиграть” Cat_cat, История, Рим, Древний Рим, Римская империя, Длиннопост

Такая своего рода “передышка” позволила Галлиену сфокусироваться на государственных преобразованиях и реформах. Так как армия давно уже стала главной опорой императорской власти, а задобрить солдат можно было только звонкой монетой, то при Галлиене стали возводиться монетные дворы прямо в районах дислокации легионов. Это очень упрощало процесс “задобрения”. Помимо этого, всем было очевидно, что традиционная военная система империи весьма устарела — проблемы на границах и поражения от персов ярко это продемонстрировали. По этой причине Галлиен провел реорганизацию армии, увеличив роль конницы и пограничных частей. В конечно счете императором был заложен фундамент мобильной армии, что получит дальнейшее развитие в поздней империи. Но самым важным нововведением Галлиена был запрет сенатскому сословию нести военную службу. Конечно, сенат к этому времени мало что решал в политической жизни империи. Однако, в его состав входили очень богатые и могущественные люди, а их тесная связь с армейскими командирами в какой-то степени облегчала узурпацию власти — Валериан, отец Галлиена, тому пример. Данной реформой император преследовал и другую цель. Теперь во главе легионов оказались настоящие военные профессионалы, что было невероятно важно в эпоху бесконечных войн. Галлиен смог эффективно воспользоваться данным ему мирным временем, чтобы заложить основы для тех перемен, которые должны были помочь империи выжить. Но, к сожалению, затишье длилось недолго.

Император Галлиен или “чтобы выиграть, нужно проиграть” Cat_cat, История, Рим, Древний Рим, Римская империя, Длиннопост

В 267 году готы вновь вторглись на Балканы и Малую Азию, грабя и сжигая все на своем пути. Ситуация была настолько серьезной, что Галлиену пришлось взять командование в свои руки. Тяжелым положением императора с легкостью мог воспользоваться Постум и, чтобы обезопасить Северную Италию от вторжения узурпатора, Галлиен назначил своего любимчика Авреола главнокомандующим имперской армии в регионе. Но пока император разбирался с готами, Авреол неожиданно предал Галлиена и перешел на сторону Постума. Мятежный генерал, за плечами которого было множество славных побед, решил испытать удачу и двинул свое войско на Рим. Галлиен “слегка” удивился и со словами: “Ты должен был бороться со злом, а не примкнуть к нему!” бросил все и двинулся в Италию. Ему удалось разбить Авреола и запереть военачальника в Медиолане. Казалось, кризисная ситуация вот-вот разрешится, но во время осады города Галлиена настигло то, что стало обыденностью для большинства императоров до него — талантливый полководец и реформатор пал жертвой заговора своих же сторонников.


Перед римским императором в то время стояла попросту невыполнимая задача — вытащить империю из полной анархии. Но все же Галлиен сумел показать себя как человек, который смог трезво оценить всю бедственность положения и найти максимально эффективный способ выйти из такой, мягко говоря, непростой ситуации. Да, для многих современников могло показаться слабостью “бездействие” Галлиена по отношению к узурпации власти Постумом на Западе и войне с персами на Востоке. Но расчленение империи на три части имело и положительный эффект. Благодаря вынужденному разделению власти наконец удалось справиться с внешними угрозами и сконцентрироваться на внутренних проблемах государства. Галлиену не пришлось расстрачивать свои и так небольшие силы на сдерживание варваров на рейнской границе (этим занимался Постум) и предпринимать какие-то шаги по персидскому вопросу (этим занимался Оденат). Такое обстоятельство позволило Галлиену найти время на военные и политические реформы. А именно эти преобразования дали дорогу новой и энергичной военной знати, которая впоследствии завершит начатые реформы, пересоберет империю и вытащит ее из кризиса III века.

Император Галлиен или “чтобы выиграть, нужно проиграть” Cat_cat, История, Рим, Древний Рим, Римская империя, Длиннопост

Автор: Дмитрий Абраменко.

Оригинал: https://vk.com/wall-162479647_401317

Пост с навигацией по Коту


А ещё вы можете поддержать нас рублём, за что мы будем вам благодарны.

Яндекс-Юmoney (410016237363870) или Сбер: 4274 3200 5285 2137.

При переводе делайте пометку "С Пикабу от ...", чтобы мы понимали, на что перевод. Спасибо!

Подробный список пришедших нам донатов вот тут.


Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!

Лига историков

13.5K постов50.2K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения