Иммунная система души. Часть 2
В прошлой части я остановился на том, что психическую устойчивость недостаточно «наработать» один раз, а с ней надо работать регулярно.
Понятно, что люди по-разному приспособлены к тому, чтобы справляться со стрессом. Какую роль в этом играет наш генетический состав? Гена устойчивости не существует. Не существует также конкретного гена, отвечающего за факторы психической устойчивости, таких как интеллект, который помогает нам решать проблемы, или оптимизм. Скорее, большое количество генов формируют черты личности, которые либо полезны, либо вредны для крепкой психики.
Склонность к тревожному поведению, повышающая риск развития депрессии и тревожных расстройств, связана с особенностью, влияющей на нейромедиаторные системы головного мозга. Например, баланс серотонина: Серотонин передаёт информацию в нервной системе и в то же время действует как гормон, способный положительно влиять на наше настроение. Из всего можно вынести одно: большое количество генов влияет на то, насколько устойчивым морально будет человек.
Ген переносчика серотонина действительно влияет на склонность к тревоге, но, как мы знаем, это лишь один из многих генов. Его эффект не так силён, как первоначально предполагалось. Это показывает, насколько сложен вопрос. Сейчас предполагается, что существует несколько сотен генов, которые влияют на нашу устойчивость. Наследственные факторы и условия окружающей среды так же оказывают большое влияние. Потому что гены взаимодействуют не только с окружающей средой, но и друг с другом. И наука до сих пор мало что знает об этом взаимодействии.
На вопрос об моральной устойчивости подростков в нашем Федеральном статистическом управлении нет обнадеживающего ответа: среди людей в возрасте от 10 до 24 лет психические расстройства были самой распространенной причиной госпитализации в 2022 году. Существуют предположения о причинах такого развития событий. Так же подозревается, что общество ориентировано на результат. К тому же есть постоянное состояние кризиса – пандемия, климат, война в Украине. Интересно, что социальные сети в этом списке не на самом последнем и «безобидном» месте.
Американский психолог Питер Грей, напротив, считает, что психологический кризис молодого поколения вызван потерей автономии. Как бы то ни было, проблема, похоже, не связана с дисфункциональными семейными отношениями. Об этом говорят такие опросы, как исследование 18.Shell, согласно которому подростки никогда не оценивали свои отношения с родителями так хорошо, как сегодня.
«Доля подростков, которые имеют позитивные отношения со своими родителями, неуклонно растёт с 2002 года», — таков вывод последнего опроса, в котором приняли участие более 2500 детей в возрасте от 12 до 25 лет. По крайней мере, там было нельзя заподозрить семейные факторы риска, такие как насилие и жестокое обращение, отсутствие привязанности или хронически конфликтный и бесстрастный родительский дом, которые ставят под угрозу здоровое психологическое развитие.
Большинству подростков, похоже, как раз хватает любви. Но, возможно, многим всё ещё не хватает поддержки и уверенности в том, что они смогут справиться с трудностями? Этот вопрос интересует меня как профессионала в своей сфере. Сегодня мы больше знаем о психических расстройствах, говорим о них более открыто. Там, где детей когда-то считали странными или плаксивыми, мы присмотримся повнимательнее. Это хорошее развитие событий, которое, по крайней мере частично, объясняет рост числа диагнозов.
Повышенная восприимчивость детей и подростков к психическим расстройствам, вероятно, также связана с преувеличенными представлениями о том, что представляет собой успешная жизнь, подпитываемыми социальным давлением с целью оптимизации и демонстрации её в социальных сетях. В идеале это высокая зарплата, соответствующий уровень жизни и отличная физическая форма. В работе со своими клиентами я регулярно сталкиваюсь с этими «идеалами». Неизбежно возникает разрыв между тем, кто они есть, и целями, которые они перед собой ставят. Это приводит к разочарованию, давлению и тревоге.
Так же я замечаю, что и родители могут сильно ослабить психическую защиту своего ребёнка. Испортить ребёнка, — лично для меня, — означает позволить ему слишком мало или слишком много. В первом случае это чрезмерная опека, недостаточная уверенность в ребёнке и его способностях или поспешное желание отобрать у него вещи, которые лишают подростков важного опыта обучения в области навыков решения проблем, регулирования эмоций и социальных навыков. Во втором случае родители не обеспечивают достаточного внимания, практически не устанавливают никаких ограничений, путают желания с потребностями и мешают ребёнку практиковать те самые навыки, которые так важны для устойчивой психики.
Уровень фрустрации и готовность прилагать усилия для достижения результата значительно снизились, если судить по моему опыту. Такое развитие обусловлено социальными событиями, которые подпитывают ожидания и неуверенность: это постоянное сравнение себя с теми, кто имеет больше благ, точно не помогает быть уравновешенным. Родители иногда теряют то, что они должны передать своим детям: уверенность в том, что всё сложится хорошо.
С другой стороны, родители хотят видеть своего ребёнка счастливым и неустанно стараются ему в этом угодить. Это ошибка, ведь чувства счастья и удовлетворенности – это чувства, которые человек должен создать себе сам. Единственное, что могут сделать его родители, — это поддержать его в этом. Следовательно, справедливо и следующее изречение: моральная/психическая устойчивость развивается только у тех, кто учится преодолевать сопротивление.
Психология | Psychology
23.5K постов60.3K подписчиков
Правила сообщества
Обратите особое внимание!
1) При заимствовании статей указывайте источник.
2) Не выкладывайте:
- прямую рекламу;
- спам;
- непроверенную и/или антинаучную информацию;
- информацию без доказательств.