Именьковская культура: пара-славяне в Поволжье (+северяне)

В науке есть несколько теорий относительно прародины славян. Это, например, теория археолога Марка Щукина (1937-2008) о славянской колыбели в Полесье или же помещение этой самой прародины в Центральную Европу - Паннонию (С.Назин) и Дунайский регион (Флорин Курта). Сегодня же мы поговорим о Именьковской культуре (4-7 веков н.э. ) в Среднем Поволжье.

Почему уместнее использовать термин пара-славяне (Греческая приставка Пара- имеет значение "возле, около")? Потому что в формировании ее ядра принял участие массив населения, который являлся отдельной ветвью славян (или балто-славян). Специалист по уральским народам В. В. Напольских на основании земледельческих заимствований в финно-пермских языках построил вот такую схему языка именьковцев.

Именьковская культура: пара-славяне в Поволжье (+северяне) Археология, Россия, Славяне, Северяне, Теплоход Булгария, Длиннопост

Однако, сразу оговорюсь, что культура формировалась из нескольких компонентов - то есть была полиэтничной (Сташенков 2005-2006). По мнению Н.П. Салугиной в именьковской заметны 3 компонента: местное (постгородецкое), пришлое с запада (около-славянское) и пришлое иранское. Другое дело, что значительная часть исследователей культуры видят в огромной части населения именно славян (Матвеева, Седов, Кляшторный, Старостин, Богачев).

Территория: Бассейн Волги (Самарская область, а также Ульяновская, Оренбургская, Саратовская + иногда причисляют группы поселений в Татарстане, Удмуртии, Мордовии, Чувашии)

В 1956-м В.Ф. Генинг впервые ввёл в историографию термин «именьковская культура», которую он предложил датировать 3-9 вв. Сначала учёный считал население финно-язычными народами, (Генинг, 1959. С. 208), а потом высказал гипотезу об их тюркском происхождении. В 70-е тюркскую атрибуцию отстаивал А.Х. Халиков (Халиков, 1971). В 1964 П.Д. Степанов высказал гипотезу о венгерской этнической, однако аргументация его коллегам показалась слабой. Серьезное изучение культуры относится к 60-80-м годам прошлого века, и большую роль в процессе сыграла Г.И.Матвеева. А.П. Смирнов (1962) заметил, что Рождественский могильник в Татарской АССР и бескурганный могильник у с.Волынцево Сумской области (Украина) очень похожи по многим факторам. В 1967-м П.Н. Старостин заключил, что значительную роль в формировании памятников сыграло не местное финно-пермское население, а пришлое - восточное. С появлением нового массива данных он признал правоту славянской атрибуции (1986).

Археолог В.В. Седов обосновал гипотезу, согласно которой после прихода в Среднее Поволжье болгар (булгар) большинство "именьковцев" ушло на юго-запад, где они стали ядром носителей волынцевской культуры 8 - начала 9 века н.э., в то время как часть их осталась на месте и влилась в состав жителей Волжской Болгарии, существенно повлияв на её культуру и экономику, в частности - на развитие земледелия. Его выводы поддержали Приходнюк и Матвеева.

Получается, именьковцы, как и Бильбо Бэггинс сходили "туда и обратно". Они сформировались на основе восточных памятников после распада Зарубинецкой культуры (балты и бастарны), пожив в Поволжье, они вернулись на Днепр. Учитывая то, что они влились в славянскую Волынцевскую культуру "гладко", различия были не такими заметными. Судя по всему, именно эти переселенцы принесли в район Киева гончарный круг (Моця 1987).

Именьковская культура: пара-славяне в Поволжье (+северяне) Археология, Россия, Славяне, Северяне, Теплоход Булгария, Длиннопост

О самоназвании именьковцев

Летописи знают в Днепровском Левобережье славянское племя северян - название Северская Земля оставалось за регионом Десны и Сейма вплоть до 16-17 века (Рыбаков 1974). В 1999-м Седов высказал идею, что "именьковцы" называли себя северянами и принесли этот этноним с востока. Есть идея Гумилева о том, что северяне - это савиры, сувары. Гипотеза Макса Фасмера о том, что племя получило название, потому что в отдельный момент было самым северным подтверждается лишь одним известием. В.В. Иванов и В.Н. Топоров (2000) указали, что этноним - это иранское слово savaya*. Славяне-волынцевцы действительно могли быть в ареале влияния тех же алан, находясь под властью Росского каганата. Интересно, что вторая "иранская" версия (Топоров, Трубачев) связывает название рек Сев, Сава с иранским *seu - черный. По данным Майорова (2006) у кочевых и полукочевых народов черный цвет традиционно связывался с севером. Иное племя балканских "северян" могло получить название от слова "severi" - дикие (Яйленко 1986).

По мнению ведущего российского востоковеда Сергея Григорьевича Кляшторного, сведения об именьковской культуре отразились в арабской традиции об "ас-сакалиба"-славянах, живущих на Волге.

Вернемся к упоминанию северян в летописи. Повесть временных лет гласит: "кривичи же сЕдят на верх Волги, и на верх Двины и на верх Днепра. Ихже град есть Смоленск. Туда бо сЕдят Кривичи. Также Северъ от нихъ." Летописец намекает, что северяне вышли из общности кривичей, однако никаких археологических или иных доказательств этому нет. К тому же, к моменту написания этих строк общности явно успели сформироваться.

Спасибо письму хазаров

В одном варианте письма хазарского царя Иосифа имеется перечисления народов у берегов Волги (Атиля). Тамм живут 9 народов, которые не поддаются точному распознанию и которым нет числа (но при этом, хазарский каган хвастается, что они платят ему дань). Среди этих народов: Бутасы, Булгары, Черемисы, Арису (эрзяне, или удмурты), В.н.н.тир (оногуры, или же славяне-вятичи), а также загадочные С.В.Р. м С.Л.ВИЮН.

Е.С. Галкина предположила, что речь о двух группах сувар, описанных у Ибн Фадлана. Однако, такие группы были у разных народов. Неужели они были настолько разными, чтобы удостоиться разных этнонимов в глазах хазар? Есть версия, что это наименование "*север" по отношению к тем, кто жил на тот момент на Поволжских землях именьковцев, хотя их масса ушла на Днепр.

Позже в ареале именьковской культуры появляется Волжская Булгария - кочевники-булгары ассимилируют местное финно-язычное и пост-именьковское население и перенимают от него традиции земледелия

Формирование культуры и ранний этап

1) Ранне-именьковские памятники Самарской Луки.

Сама́рская Лука́ — самая большая, значительно выраженная и известная излучина реки Волги в нижнем её течении между селом Усолье и городом Сызрань. Омывается водами Куйбышевского и Саратовского водохранилищ. Огибает Жигулёвскую возвышенность.

60 памятников 4-7 веков. Основой для формирования развитой именьковской культуры было именно население, оставившее  памятники на Самарской Луке.

Поселения ранней группы не укрепленные, расположены они преимущественно на первой террасе небольших стариц или притоков Волги и отличаются сравнительно большой площадью (от 1,5 до 10 га)

Именьковская культура: пара-славяне в Поволжье (+северяне) Археология, Россия, Славяне, Северяне, Теплоход Булгария, Длиннопост

Население: пара-славяне с включением племен сарматского круга. С сарматами связаны находки антропоморфных амулетов, литейной формы для отливки зеркала сарматского типа из Новинковского V селища. В археологических комплексах другого типа - городище Лбище тоже фиксируется не только западный праславянский, но и сарматский компоненты. Интересно и существование рядом с именьковцами могильников гуннов 3-4 веков, но об этом позже.

Датировка по остаткам угля в горне из Новинковского селища - 280 г.н.э. (+-50 лет). По мнению В.В.Кондрашина, анализировавшего кузнечные изделия Выползовского селища, технология изготовления кузнечной продукции выглядит довольно примитивной и отличается от традиций именьковских кузнецов из районов (Кондрашин, 2001)

Избранная литература:
1) Проблема этнической атрибуции носителей именьковской культуры в науке 1950-х – 2000-х годов. М.Жих. // Вояджер: мир и человек. 2016. № 6
2) Матвеева Г.И. О происхождении именьковской культуры // Древние и средневековые культуры Поволжья. Куйбышев, 1981
3) В. В. Напольских Балто-славянский языковой компонент в Нижнем Прикамье в сер. I тыс. н. э. // Славяноведение. — 2006. — № 2. — С. 3−19.
4) Д.А. Сташенков Оседлое население Самарского лесостепного Поволжья в I–V вв. н.э. М., 2005
5) Вязов Л.А., Семыкин Ю.А. Городище и селище Новая Беденьга: эпоха Великого переселения народов в Ульяновском Поволжье. Ульяновск, 2016

Лига историков

13.5K поста50.2K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
Автор поста оценил этот комментарий

Наш друг вот тут нарыл про именьковцев #comment_154304031

раскрыть ветку (6)
Автор поста оценил этот комментарий

Довольно красочно и интересно

1
Автор поста оценил этот комментарий

в целом - неплохо, но есть ряд спорных высказываний. Например, о самоназвании андроновцев...

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

Да, с названиями они того))

Поляне — на тюркских языках произносится как ‘аланы’, а русь-поляне — по-тюркски ‘рус-аланы’ (т.е. роксоланы античных авторов)

Откуда тюрки в этом регионе в античные времена... и вообще откуда такие данные.

А как там с остальным? По генетике не очень врут?

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий
По генетике довольно общие факты, но вроде правдивы...
раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

казанские татары по генетике наполовину европейцы (R1a), а наполовину финно-угры (N1c)

Y-хромосомная гаплогруппа N1c-Tat. В частности, она встречается у 67 % удмуртов, 61 % финнов, 53 % саамов, 51 % коми, 50 % марийцев и 34 % эстонцев.

а по антропологии татары также по большей части европейцы:

Среди всех исследованных татар преобладает понтийский тип (33,5%), затем светлый европеоидный (27,5%), в меньшем числе представлен сублапоноидный (24,5%) и, наконец, в самом незначительном проценте случаев (14,5%) монголоидный.

https://nomadica.ru/biblioteka/se_42_3_trofimova.html


Ну по археологии жили в Татарстане "именьковцы" до булгар:

Име́ньковская культу́ра — раннесредневековая археологическая культура IV—VII веков, расположенная на территории Среднего Поволжья (Самарская область, Татарстан, Мордовия, Чувашия, Ульяновская область). Многие исследователи видят в именьковской культуре праславян[8]. В 1981 году Г. И. Матвеева выявила родственность именьковской и зарубинецкой культур. Более всего именьковская культура близка к полесскому лесному варианту зарубинецкой культуры[9][10].
Племена именьковской культуры занимали территорию от правого берега Нижней Камы до устья реки Самары, от среднего течения Суры до среднего течения реки Белой[11]. Своё название культура получила по первому наиболее полно изученному городищу у села Именьково Лаишевского района Татарстана. После прихода в Среднее Поволжье булгар, во второй половине VII века, памятники именьковцев исчезают. Высказывается предположение, что часть именьковцев растворилась в пришельцах, часть ушла на запад, войдя в состав волынцевской культуры[12].

поэтому получается, что татары произошли от славян, а не наоборот

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Почему вы спекулируете этими гаплогруппами? Они не обозначают кто от кого произошёл. Славянский субклад R1a это m198, у татар другой, сарматский субклад z93.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку