Им еще рано! Или зачем разговаривать с детьми. Отвечает психолог Ольга Юрасова

Закрыть глаза и уши? Не знать, не слышать, не видеть… Чтобы что?

Скорее всего, чтобы не испытывать тяжелые неприятные чувства (боль, отчаяние, бессилие, гнев, печаль и другие).


Трагедии, войны, смерть, проблемные ситуации в семье и за ее пределами, трудности у близкого человека или в отношениях с ним, - все это так или иначе кружит вокруг нас. А значит и наших детей.

Не знаю, значит, этого и нет?

Неудобные вопросы, страшные темы. Они везде! Трудно говорить о них с ребенком? Хорошо бы разобраться, что с самим взрослым происходит в эти моменты.


Что будет, если я буду говорить с ребенком о том, что тревожит ребенка или меня? Чего я опасаюсь?

Да у каждого родителя есть свой выбор: говорить и не говорить, рассуждать вместе или нет, делиться своими переживаниями или нет. Важно понимать последствия каждого выбора.



Что важно учитывать, обсуждая с ребёнком «трудные» темы?

- Возраст ребенка и возможность воспринимать информацию. Чем меньше ребенок, тем проще и короче дается информация. («Мне грустно, потому что папа заболел…», «Я сильно злюсь, когда делают другим больно…»). Ребенку будет понятно, что ваше состояние и чувства связаны с каким-то событием. Ясность и четкость всегда снимает напряжение. И он будет учиться у вас, как говорить о трудном.


- Заинтересованность ребёнка. Особенно, когда он видит ваши переживания, слышит краем уха информацию или сам открыто задаёт вопросы.


- Доступность формулировок. Даём ответы в фактах, ваших чувствах, желаниях. Наблюдаем за ребенком. Если он удовлетворился и пошел дальше жить свою жизнь, значит ему достаточно сегодня. Если есть вопросы – общаемся.


Какие плюсы и полезные навыки ребёнок получит в разговоре?

- Опыт проживания событий и чувств, с ним связанных. Как влияют события или поступки на близких. Учится иметь к ним свое отношение.

- Ребенок проживает важный опыт ДОВЕРИЯ, когда взрослый делится чувствами и тем, что их вызвало, делится своими интересами, заинтересован поговорить о том, что волнует ребенка. Это рождает близость и доверие.


Высокочувствительные дети, восприимчивые, впечатлительные. С ними важна осторожность в описаниях, в деталях, которые могут стать «слишком большим грузом» для ребенка этого возраста. Родители таких детей из опыта знают, как ребенок проживает информацию. Как и сколько он может воспринять. Важно быть рядом, проживать трудные чувства при поддержке и сочувствии, обеспечивая ребенку безопасное пространство.


– Что получает чувствительный ребенок – опыт проживания чувств (при поддержке взрослого), того, что это возможно, не разрушает, и можно дальше жить.


Ребенок легко считывает эмоции близких. Если нет объяснений, уточнений, разговора – ребенок испытывает растерянность, напряжение. Постоянные убегания от тем, событий, информации создают много напряжения, а оно делает человека (и ребенка в том числе) беспокойным, нервозным. Трудно включаться в деятельность, испытывать к чему-то интерес, радоваться, творить, слышать свои желания и потребности, быть в близких отношениях.

Психология | Psychology

20.5K постов59.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.