Если каждый возьмет всю вину на себя, то на всех не хватит вины...

Я заметил, что большинство разговоров сводится к тому, что одни человек пытается навязать другому чувство вины. И в то же время оправдать самого себя. В этом цель всех жарких дебатов, дискуссий, политических диспутов. В этом смысл политической пропаганды разных партий и патриотических проповедей.

Чувство вины делает из свободной личности некого зомби, который комфортно себя чувствует в своих железных убеждениях, которые не подвергаются никаким сомнениям. Задаешь верующему человеку вопрос о его вере, а он отправляет вас к своему проповеднику, будучи не в состоянии что-то объяснить, даже повторить то, что слышал от своих проповедников по этому поводу. И в то же время ему все ясно. У одного нациста спросили на суде, почему он считал иудеев паразитами, он искренне ответил, что его начальству виднее, а лично его это не интересовало.

Так же было и с лютеранами, которые жгли людей на процессах ведьм, с католиками - инквизиторами. Все, что их привлекало в речах проповедников - это их невиновность и абсолютная грешность других, которая давала им право на захват их имущества, насилия над ними, то есть давала возможность совершать злодеяние безнаказанно, с полной уверенностью, что жертва даже не помыслит дать какой-либо отпор. Жертва парализована осознанием своей вины и может только смиренно просить о милости.

Вина вообще - это только иллюзия в природе её не существует. Не существует её и для определенного типа людей, которые не нуждаются в вождях. В сущности именно чувство вины и порождает эту "особенность человеческой психики". Работает все достаточно просто - человек боится сделать что-то не так, неправильно, совершить ошибку и быть впоследствии мучимым совестью, потому он перекладывает ответственность за свои действия на некого ведуна. Что говорили все нацисты, фашисты, энкеведешники? Они говорили, что просто выполняли приказ, что им задурили голову, что они были глупыми и наивными и некто этим воспользовался и втянул их в неблаговидное дело.

Чувство вины является не более чем страхом наказания за содеянное. Человек сначала ищет себе вождя, который прикажет ему делать то, что ему хочется, но за что можно и получить по мозгам в ответ. Этим и объясняется популярность различных тиранов. Всех их объединяет то, что они подобно Христу брали на себя их грехи. Многим хочется написать клевету на своего соседа и засадить его подальше в лагерь, дабы извлечь из этого какие-то выгоды, пусть и мелкие. Он знает, что это не хорошо, но не пойман, значит не преступник, никто не осмеливается осудить, значит нет преступления. А когда пострадавшие предпринимают ответные действия в том же духе, они начинают "каяться", просить прощения и говорить, что виноваты в этом не они, а тех, кто их побудил творить подобное. И вовремя раскаявшиеся начинают кидать камни в тех, кого еще вчера превозносили, декларируя этим свою непричастность к тому, что вчера сами же совершили.

Солженицын - яркий тому пример. Сначала он был советским офицером, который привык, что за ним ходил и прислуживал солдат, а потом, когда кто-то настрочил на него донос, чтобы добиться подобного положения и он сам попал в жернова той системы, которой верой и правдой служил, благами которой пользовался. И кто теперь его в чем-то обвинит? Да, он признает, что был таким, но виноват в этом Сталин и его окружение. Он больше не имеет ни малейшего отношения к тому, что творил. Впрочем, многие считают его предателем, многие осуждают, и его самого порой начинает мучить совесть, то есть страх по поводу того, что и в Америке его тоже назовут предателем.

Куда более распространенный тип поведения - это те приспешники Пол Пота, которые предпочли гордиться тем, в чем их обвиняют. Да, говорят они, я проломил не одну сотню голов мотыгой, но это был подвиг во имя светлого будущего, а не преступление. Страх того, что с ними поступят так же заставляет их вести себя так, будто они правы, таким образом они до последнего пытаются убедить окружающих в своей невинности.

Герману Герингу это почти удалось на Нюренбергском процессе. Он просто заявил, что все нацисты действовали так же, как граждане любой страны, и нет в этом ничего криминального. В СССР и США так же есть политические заключенные, так же имеются концентрационные лагеря, куда многие попали даже не за убеждения, а за происхождение - волжские немцы, коммунисты интернационалисты, которые приехали в СССР строить светлое будущее, американские граждане азиатского происхождения были просто арестованы и направлены в лагеря, где долго и безуспешно выясняли не японцы ли они. И не смотря на их американский патриотизм, послушание закону, с ними там обращались не лучше, чем нацисты обращались с ашкенази и прочими иудеями.

Однако не все люди нуждаются в вождях. К примеру, Альберт Эйнштейн. Его не удовлетворяли готовые ответы, которые ему выдавали в школе, многое он принял к сведению, но большую часть он проверял самостоятельно, много велосипедов изобрел заново. То же самое можно сказать практически про всех новаторов во всех направлениях человеческой деятельности и мысли. Я не возьмусь утверждать, что вожди - это креативные исследователи, скорее они те, кто пользуются плодами трудов исследователей и мыслителей.

Возникает вполне логический вопрос о том, что же с этим чувством вины делать, как от него избавиться. Попробуем посмотреть в корень этого чувства! Оно порождается конкурентностью, которая правит современным миром. А без конкуренции вряд ли возможен прогресс, эволюция, при её отсутствии, как общество, так и живые организмы начинают мутировать, вырождаться.

Однако прогрессу и эволюции способствует не только конкуренция. Сейчас мы видим, что в экономике и политике благодаря конкуренции развиваются тенденции самоуничтожения общества. А часто прогрессивные решения напротив тормозятся благодаря той же самой конкуренции. Возьмем хотя бы возобновляемые источники энергии, внедрению которых активно противостоят те, кто сейчас торгует ископаемыми энергоносителями. Некогда влиятельные люди так же саботировали внедрение двигателя внутреннего сгорания, видя в нем катастрофическое падение цен на уголь, падение спроса на тягловую скотину и корма для неё. Лишь Первая Мировая война, в которой большая часть популяции лошадей Европы погибла вынудила практически все страны начать изготавливать и пользоваться автомобилями.

В данный момент мы видим, что война в Украине и противостояние США, ЕС и РФ вынуждает Европу пойти на внедрение возобновляемую энергетику, отказавшись от ископаемой. Обычно подобный переход связан с заменой экономической элиты целых регионов. Вот вам злободневный пример того, как экономическая конкуренция привела к гражданской войне, которая может перерасти в более глобальную.
В животном мире, даже там, существует не только конкуренция, но и симбиоз, сотрудничество, гармония. В истории человеческой цивилизации так же существует множество примеров того, что конкуренция трансформируется в сотрудничество. Можно сказать, что выживает и побеждает в конфликтах только тот, кто идет на сотрудничество, а не всеми силами добивается полного уничтожения конкурента. В итоге конкуренция приводит только к разрушению, а не к созиданию. Конкурирующие производители начинают производить более низкие по себестоимости товары и больше денег вкладывать в рекламу, а не в производство, не говоря уже о новых технологиях, которые внедрять в таких условиях жесткой конкуренции особенно большой риск. Потребители получают просто красиво упакованный мусор, и зомбируются рекламой, которая убеждает их в том, что он необходим. Горы природных ресурсов перерабатываются в горы ядовитых отходов, которые и достанутся в награду победителю.

Представим себе нескольких абсолютно разных людей, которые живут вместе. По мнению сторонников конкурентной модели существования. Они обязаны начать пытаться уничтожить друг друга. Или хотя бы пытаться подмять всех остальных под себя, подчинить своей воле и сделать из них свои блеклые копии, заставить жить по своим понятиям. А теперь зададимся вопросом о том, какова будет жизнеспособность данного социума в целом. Внутренняя конкуренция ослабляет этот социум, а так же делает его наименее благополучным, настолько неблагополучным, насколько неблагополучно все человечество сегодня. Если же эти люди осознают себя, как нечто единое и целое, неделимое и начнут поддерживать друг друга, дополнять и помогать, сотрудничать, то иммунитет этого социума к внешним воздействиям существенно возрастет.

Мы пришли к тому, что все дело заключается в понятии человека о себе самом. Многие считают, что они - это только тело, многие говорят нечто неопределенное о себе настоящем, как о душе, которая находится в том измерении, где на неё ничего не влияет, соответственно её решения - это только её решения и то же самое можно сказать и о вине и ответственности за действия. Но некоторые думают, что они - только составные части общего целого и неделимого человечества, вселенной. И чувство отделенности, одиночества, отчуждения только оттого, что они забыли о своем настоящем Я в связи с потерей памяти и приобретением субъективного опыта одного организма. Эта потеря памяти связана с тем, что рациональный разум не способен считывать генетическую информацию.

Психиатрия

1.9K постов12K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

В нашем сообществе запрещены оскорбления, троллинг и провокации, как в отношении авторов постов, так и в отношении подписчиков. Соблюдайте нормы приличия и культуру общения. Помните, что именно вы создаете атмосферу в нашем сообществе, от вас зависит наcколько дружеской и комфортной она будет.

Посты о поиске и просьбах продать то или иное лекарственное средство, запрещены правилами сайта.

За систематические нарушения правил, предусмотрено занесение нарушителя в игнор-лист сообщества сроком на 7 дней.


Уважаемые подписчики, в случае если вы наткнулись на нарушения правил нашего сообщества или у вас возникли вопросы, не стесняйтесь призывать нас с помощью призыва @admoders