Что вы знаете о марке «Руссо-Балт»?

Думаете, что российский автопром начался после Первой мировой войны с копирования зарубежных аналогов? Как бы не так! В свое время эти автомобили удивляли мир надежностью и ходовыми качествами. Знакомьтесь – первая массовая модель марки «Руссо-Балт» С 24/30! Сегодня мы расскажем ее историю.

Что вы знаете о марке «Руссо-Балт»? Интересное, Полезное, Машина, Автомобилисты, Авто, Отечественный автопром, Транспорт, Водитель, Техника, Ретро, СССР, Сделано в СССР, Изобретения, Руссо-балт, Как это сделано, Цены, Паровоз, Европа, 20 век, Опыт, Длиннопост

При чем тут паровозы?

Все началось с Русско-Балтийского вагонного завода (РБВЗ), который, будучи акционерным обществом, к концу первого десятилетия ХХ века оказался в тяжелом финансовом положении. Однако за долгие годы своей деятельности предприятие, основанное аж в 1869-м, обросло множественными партнерскими связями по всей Европе, среди которых выделялась бельгийская компания Fondu. Изначально она также специализировалась на выпуске оборудования для железнодорожных составов, но к 1906 году была перепрофилирована под производство нового перспективного транспортного средства, то есть автомобиля.

Что вы знаете о марке «Руссо-Балт»? Интересное, Полезное, Машина, Автомобилисты, Авто, Отечественный автопром, Транспорт, Водитель, Техника, Ретро, СССР, Сделано в СССР, Изобретения, Руссо-балт, Как это сделано, Цены, Паровоз, Европа, 20 век, Опыт, Длиннопост

Помимо Шарля Фондю, который являлся прямым наследником основателя марки, в Fondu работал талантливый инженер Жюльен Поттера, участвовавший во всех ранних разработках бельгийских автомобилей. В 1908 году этот молодой человек в возрасте всего 26 лет возглавил инженерный отдел новообразованного предприятия по выпуску автомобилей «Русско-Балтийский». Название бренда вскоре сократилось до более привычного «Руссо-Балт» благодаря французскому сокращению Russo-Baltique.

Что вы знаете о марке «Руссо-Балт»? Интересное, Полезное, Машина, Автомобилисты, Авто, Отечественный автопром, Транспорт, Водитель, Техника, Ретро, СССР, Сделано в СССР, Изобретения, Руссо-балт, Как это сделано, Цены, Паровоз, Европа, 20 век, Опыт, Длиннопост

Уже через год ворота РБВЗ покинула первая партия автомобилей, собранных сотрудниками предприятия. Модель с индексом С 24/30, означающим расчетную и максимальную мощности, не являлась пионером среди авторских транспортных средств царской России, зато была первым серийным авто. Именно «Руссо-Балты» изготавливались однотипными партиями в несколько десятков единиц. Кроме того, эти автомобили собирали полностью из российских комплектующих по принципу полного цикла, а не отправляли куда-то на подсборку. То есть поздние версии С 24/30 вполне можно назвать аутентичными.

Иностранный опыт

Поскольку у «Руссо-Балта» не было никакого опыта в производстве автомобилей, директор предприятия вполне обоснованно предложил дать иностранцу Поттера карт-бланш на развитие авторских разработок. В этом бельгийцу помогали два русских конструктора, недавние выпускники Харьковского технологического института Дмитрий Бондарев и Иван Фрязиновский.

Что вы знаете о марке «Руссо-Балт»? Интересное, Полезное, Машина, Автомобилисты, Авто, Отечественный автопром, Транспорт, Водитель, Техника, Ретро, СССР, Сделано в СССР, Изобретения, Руссо-балт, Как это сделано, Цены, Паровоз, Европа, 20 век, Опыт, Длиннопост

Так, первая модель «Руссо-Балт» С 24/30 была основана на конструкции Fondu CF 24/30 – автомобиля, созданного Жюльеном Поттера в 1907 году. К примеру, шасси российского авто почти полностью копировало бельгийское и включало в себя карданную передачу, полуоси разной длины и третью поперечную рессору сзади, улучшавшую плавность хода на плохой дороге.

Что вы знаете о марке «Руссо-Балт»? Интересное, Полезное, Машина, Автомобилисты, Авто, Отечественный автопром, Транспорт, Водитель, Техника, Ретро, СССР, Сделано в СССР, Изобретения, Руссо-балт, Как это сделано, Цены, Паровоз, Европа, 20 век, Опыт, Длиннопост

Что касается двигателя, то у «Руссо-Балта» он мало чем отличался от большинства решений, используемых в то время. Это был четырехцилиндровый силовой агрегат, состоявший из двух блоков. При рабочем объеме 4,5 л (105×130 мм) мотор развивал мощность 30 л.с. при 1200 об/мин. К слову, он почти полностью копировал бельгийский аналог с поправкой на возможности РБВЗ – карбюратор, например, здесь был другой.

Что вы знаете о марке «Руссо-Балт»? Интересное, Полезное, Машина, Автомобилисты, Авто, Отечественный автопром, Транспорт, Водитель, Техника, Ретро, СССР, Сделано в СССР, Изобретения, Руссо-балт, Как это сделано, Цены, Паровоз, Европа, 20 век, Опыт, Длиннопост

Позже двигатель модели был дважды модернизирован. Первый раз благодаря установке карбюратора Zenith вместо собственного удалось повысить мощность до 35 л.с. при 1200 об/мин. В 1913 году «Руссо-Балт» С 24/40 научился развивать все 40 л.с. при 1500 об/мин. Тогда же на смену 3-ступенчатой коробке передач пришла 4-ступенчатая. Если вам кажется, что подобные показатели ничтожны, для сравнения приведем возможности ряда моделей, считавшихся в свое время передовыми: Ford Model T – 20 л.с., Cadillac Model 30 Touring – 30 л.с., Chevrolet Classic Six – 40 л.с.

Что вы знаете о марке «Руссо-Балт»? Интересное, Полезное, Машина, Автомобилисты, Авто, Отечественный автопром, Транспорт, Водитель, Техника, Ретро, СССР, Сделано в СССР, Изобретения, Руссо-балт, Как это сделано, Цены, Паровоз, Европа, 20 век, Опыт, Длиннопост

Шасси «Руссо-Балтов» серии С несколько раз модернизировали. На модели С 24/40 была изменена рама, задний мост сделали симметричным. Но заднюю дополнительную поперечную рессору даже на поздних модификациях автомобиля все же сохранили.

Автомобиль-рекордсмен

Самым престижным и знаковым событием в техническом мире начала ХХ века являлись автопробеги. Причем во главу угла ставились не скоростные характеристики участников, а их запас прочности и ремонтопригодность в полевых условиях. Это была своего рода демонстрация силы и внутреннего потенциала, повышающая репутацию среди конкурентов и, как следствие, уровень продаж.

В свой первый автопробег «Руссо-Балт» С 24/30 отправился вскоре после начала серийного выпуска, то есть в августе 1909 года. Из 19 машин, вышедших на старт маршрута Санкт-Петербург – Рига – Санкт-Петербург, до финиша добралось всего 8 автомобилей, то есть меньше половины. И только один из них прошел всю дистанцию длиной 1177 км в одну сторону всего за 8 часов и не заработав ни единого штрафного очка.

Что вы знаете о марке «Руссо-Балт»? Интересное, Полезное, Машина, Автомобилисты, Авто, Отечественный автопром, Транспорт, Водитель, Техника, Ретро, СССР, Сделано в СССР, Изобретения, Руссо-балт, Как это сделано, Цены, Паровоз, Европа, 20 век, Опыт, Длиннопост

В 1912 году экипаж аналогичной машины в составе известного российского гонщика и автожурналиста Андрея Нагеля и штурмана Вадима Михайлова первым из 87 участников прошел дистанцию ралли Санкт-Петербург – Монако, получив сразу несколько главных призов. Кстати, за успех в ралли Монте-Карло и создание благоприятного имиджа российских автомобилей за рубежом император Николай II наградил Андрея Нагеля орденом Святой Анны 3-й степени. Кроме того, в 1913 году на автомобиле «Руссо-Балт» С 24/30 был совершен международный автопробег протяженностью более 15.000 км по дорогам Западной Европы и Северной Африки. А еще указанная модель стала первым в мире автомобилем, добравшимся до вершины Везувия. В то же время произошел знаменитый курьез, когда «Руссо-Балт», водитель которого не справился с управлением, на полном ходу врезался в избу и… развалил ее. Сам автомобиль при этом отделался незначительными повреждениями, а гонщик и вовсе не пострадал.

Все имеет свою цену

Невзирая на прицельное копирование бельгийской модели и высокую степень оснащения автомобилей оборудованием, заказываемым у европейских производителей, преображение марки «Руссо-Балт» в самостоятельного производителя шло высокими темпами. К 1909 году сборочная линия предприятия была перевезена в Санкт-Петербург, где РБВЗ выкупил «Экипажную фабрику Фрезе и К», после чего стал доступен выпуск широкой кузовной гаммы: торпедо, фаэтонов и дубль-фаэтонов, лимузинов, ландо и др.

Что вы знаете о марке «Руссо-Балт»? Интересное, Полезное, Машина, Автомобилисты, Авто, Отечественный автопром, Транспорт, Водитель, Техника, Ретро, СССР, Сделано в СССР, Изобретения, Руссо-балт, Как это сделано, Цены, Паровоз, Европа, 20 век, Опыт, Длиннопост

Чтобы снизить импорт необходимых комплектующих до минимума, на РБВЗ было решено самостоятельно освоить выпуск всей номенклатуры деталей, от радиаторов до спидометров. Для этого пришлось строить новые цеха, закупать дополнительные станки и оборудование, что и было сделано. За счет ориентированного на конкретные задачи развития производства в короткие сроки удалось наладить конвейерную сборку машин, выпуская детали с допусками в сотые доли миллиметра, взаимозаменяемость которых у авто одной производственной партии была стопроцентной. К сожалению, все это отражалось на конечной стоимости автомобилей «Руссо-Балт».

Что вы знаете о марке «Руссо-Балт»? Интересное, Полезное, Машина, Автомобилисты, Авто, Отечественный автопром, Транспорт, Водитель, Техника, Ретро, СССР, Сделано в СССР, Изобретения, Руссо-балт, Как это сделано, Цены, Паровоз, Европа, 20 век, Опыт, Длиннопост

К примеру, самый недорогой из рижских автомобилей – облегченная модель К 12/20 – стоил 5500 рублей, тогда как импортные аналоги от Renault и Opel были на 500 рублей дешевле. А наиболее популярная и технологичная модель «Руссо-Балт» С 24/30 тянула аж 7500 рублей и была сопоставима с Rolls-Royce Silver Ghost первой генерации.

Что вы знаете о марке «Руссо-Балт»? Интересное, Полезное, Машина, Автомобилисты, Авто, Отечественный автопром, Транспорт, Водитель, Техника, Ретро, СССР, Сделано в СССР, Изобретения, Руссо-балт, Как это сделано, Цены, Паровоз, Европа, 20 век, Опыт, Длиннопост

Несмотря на это, автомобильное производство РБВЗ держалось на плаву за счет так называемых «казенных» заказов. Машины «Руссо-Балт» высоко ценились российскими военными. Модели С 24/30 и К 12/20 использовались в качестве курьерских и штабных экипажей. Причем их конструкция допускала высокую степень целевых модификаций. К примеру, в 1913 году была изготовлена первая машина с полугусеничным движителем французского же изобретателя А.Кегресса, трудившегося тогда в царской России. Предназначенная для эксплуатации зимой, эта машина оснащалась лыжами и резиновыми гусеницами с металлическими гребнями.

***

Невзирая на хороши перспективы РБВЗ, развитие автомобильной промышленности в России сдерживалось низкой платежеспособностью населения, а также стремительными геополитическими сдвигами. В 1915 году, когда началась Первая мировая война, производство было эвакуировано по частям в Петроград, Тверь и Москву. Последние автомобили собирали в Петрограде примерно до 1918 года. Всего было изготовлено немногим больше 600 единиц «Руссо-Балтов», из них больше половины – легендарной серии С. Так, модернизированный «Руссо-Балт» С 24/40 под именем Промбронь в 1922 году стал первым автомобилем Советской России.

Что вы знаете о марке «Руссо-Балт»? Интересное, Полезное, Машина, Автомобилисты, Авто, Отечественный автопром, Транспорт, Водитель, Техника, Ретро, СССР, Сделано в СССР, Изобретения, Руссо-балт, Как это сделано, Цены, Паровоз, Европа, 20 век, Опыт, Длиннопост

Сегодня единственный уцелевший автомобиль экспонируется в Московском политехническом музее. Модель К 12/20 выпуска 1911 года с шасси №73 когда-то была заказана воздухоплавательной школой из Твери. Еще один экземпляр, выставленный в качестве экспоната в Рижском мотормузее, представляет собой пожарную машину «Руссо-Балт» Д 24/40, собранную из оригинальных частей двух разных моделей.

Ретро

1.6K поста4.8K подписчиков

Правила сообщества

- Уважаем друг друга!

- Посты должны относиться к предметам, событиям, людям и моде прошлых лет

- Запрещается выяснять "кто старее" и троллинг на тему "а вот в наше время было..."