Археологический контекст Гнездовской надписи.

Доброго времени суток, друзья! Данный пост, если так можно выразиться, внеплановый (хотя какие уж тут планы). Пишу по просьбе коллеги @klapaucjusz, так сказать, в продолжение поста о знаменитой надписи "Гороушна", самой ранней надписи на кириллице на территории нашей страны. Сразу скажу, что в дебри филологии лезть не собираюсь, не специалист. Всем интересующимся - прямиком сюда - https://pikabu.ru/story/kirillitsa_na_rusi_gnyozdovskaya_nad....

Археологический контекст Гнездовской надписи. Длиннопост, Археология, Древность, Славяне, Курган, Погребение, Смоленск

Нет, это не тот курган, о котором пойдет речь. Фотография сделана в процессе раскопок 2017 г. Увы, фотографий 1949 г. в моем распоряжении (по крайней мере, в относительно быстром доступе) просто нет. Однако насыпь на фото выше была возведена примерно в тоже самое время, что и курган №13, и данная картинка неплохо демонстрирует облик гнездовских курганов.


Кратко о Гнездовском археологическом комплексе. Он включает в себя несколько городищ, селищ, а также курганный могильник, состоящий из нескольких групп. Данный некрополь является самым крупным курганным могильником эпохи викингов. Гнездово является одним из самых изученных древнерусских памятников, можно сказать, что эталонным для славяно-русской археологии. Раскопки ведутся и по сей день экспедициями МГУ им. М.В. Ломоносова и ГИМа (Государственный исторический музей). Располагается он в 12 км от Смоленска, назван по деревне Гнездово, располагающейся в том числе и на территории самого археологического памятника (что, конечно, не способствует его нормальному сохранению).

Археологический контекст Гнездовской надписи. Длиннопост, Археология, Древность, Славяне, Курган, Погребение, Смоленск

Курган Л-13, раскопанный в 1949 г. экспедицией под руководством выдающегося археолога Д.А. Авдусина, также располагается в Лесной группе курганного могильника Гнездово. Название группы, думаю, понятно откуда. Раскопано в том полевом сезоне было 42 курганные насыпи, многие из которых дали весьма интересный материал. Однако все внимание археологического сообщества, безусловно, было обращено именно на курган №13. Все дело, конечно же, в надписи, которая является до сих древнейшей кириллической надписью на нашей территории. За это рекультивированный после раскопок курган Л-13 удостоился памятника, красующегося на его вершине.

Археологический контекст Гнездовской надписи. Длиннопост, Археология, Древность, Славяне, Курган, Погребение, Смоленск

Памятник "Гороушна". Уж простите за качество, фотография уже немолода (в отличии от автора опуса на ней), камеры тогда не отличались качеством, а ручки потрясывало после хороших вечеров. Если захотите глянуть в лучшем качестве - в поисковике находится сразу же. А лучше посмотреть в натуре=)

Археологический контекст Гнездовской надписи. Длиннопост, Археология, Древность, Славяне, Курган, Погребение, Смоленск

Д.А. Авдусин. Выдающийся советский археолог, воспитавший целую плеяду отечественных исследователей. Известен, в первую очередь, своими первоклассными учебниками "Полевая археология СССР" и "Основы археологии", которые зубрили студенты-археологи по всему бескрайнему Союзу. (Что говорить, в некоторых моментах они актуальны до сих пор). Свою научную карьеру посвятил исследованию Гнездова, Смоленска и окружающих территорий, славяно-русской археологии.


Вступление было долгим, давайте к конкретике. Высота кургана №13 составляла 1,6 м, диаметр - 47,5 м (у основания). Для Гнездовского могильника, как и в целом, для курганов этого времени, такие показатели очень приличные, что является первейшим признаком высокого социального статуса погребенного. По центру кургана в верхний слоях насыпи прослежены остатки деревянного столба. Вполне вероятно, после завершения кургана на его вершину был поставлен деревянный столб. Оно могло символизировать самого умершего (аналогии - каменные изваяния на вершинах степных курганов, например, половецкие бабы), на нем могло быть начертано его имя. Так, например, знаменитый арабский путешественник Ибн-Фадлан, описывая похороны русса, рассказывает, что на его могиле была поставлен деревяшка и "написали на ней имя мужа и имя царя руссов и удалились". Упоминание Ибн-Фадлана относится к началу 10 в., что хорошо согласуется с датировкой погребения под курганом №13. Но о датировке чуть позже.


Погребение было совершено по обряду кремации (трупосожжения). По всей видимости, сожжение происходило в ладье, т.к. на площади кострища было обнаружено скопление железных заклепок (61 шт), использовавшихся в кораблестроении. К тому же, кострище было крупным, до 7,5 м в поперечнике, толщиной до 20 см, что позволило Д.А. Авдусину примерно прикинуть длину судна - около 7 м.


По всей площади погребения был обнаружен разнообразный инвентарь, общее число находок - около 200. Безусловно, объект первостепенного внимания - причерноморская амфора, получившая на Руси наименование корчага, на тулове которой была начертана та самая надпись "Гороушна".

Археологический контекст Гнездовской надписи. Длиннопост, Археология, Древность, Славяне, Курган, Погребение, Смоленск

Сама корчага была разбита в ходе погребального обряда (обряд преднамеренной порчи, о нем немного подробнее - далее), склеена уже в ходе камеральной обработки находок. Такие амфоры массово производились в причерноморских гончарных центрах (Херсонес, Тамань, Тиритака, станица Цимлянская и т.д.) в 8-9 вв. и имели очень широкое хождение буквально по всей Европе. Объем такой амфоры - 5200 см3, использоваться она могла буквально для чего угодно. Споры о ее наполнении - в филологическом посте. Кратко - от вина и зерен до нефти. В любом случае, даже сам по себе предмет импортный, дорогой, в очередной раз доказывает, что владелец - человек очень не простой.


Еще одним заметным предметом из погребального инвентаря является каролингский меч типа Е по Петерсу.

Археологический контекст Гнездовской надписи. Длиннопост, Археология, Древность, Славяне, Курган, Погребение, Смоленск

1 - фотография меча до реставрации; 2 - прорисовка рукояти и верхней части, перекрестье уже на месте.


Примечательно, что меч был также ритуально сломан. Верхняя часть с рукоятью была воткнута в землю, нижняя часть - находилась рядом. Как уже говорил выше, ритуальная порча погребального инвентаря - дело весьма распространенное в древних сообществах, вплоть с бронзового века. Путем преднамеренной порчи предметы перемещались в мир мертвых вслед за владельцем. Именно таким образом отправился с покойным на тот свет меч (все-таки, вещь первостепенной необходимости для настоящего воина), а также и сосуд (вещь дорогая, статусная, чтобы было, чем похвастать перед предками и богами). При этом, меч использовали одновременно и для обряда "запечатывания" погребения, воткнув его в землю. Это было широко распространено в древнерусских курганных могильниках (и в Гнездово, и в Темеревских курганах под Ярославлем). Обряд запечатывания фиксировал обрядовый момент перехода в иной мир, разграничивая мир мертвых и живых.


А.Н. Кирпичников обратил внимание, что меч из кургана №13, хоть и относится к типу Е, однако имеет своеобразие в орнаментике. Обычно клинки этого типа в Европе имеют мелкоячеистый орнамент, в данном случае - крупные ячейки и проволочные выкладки. Датирует патриарх отечественного оружиеведения данный меч "крепким X в.".


Однако в плане датировки кургана №13 решающую роль играют не амфора с мечом, а 5 монет - арабских дирхамов. 

Археологический контекст Гнездовской надписи. Длиннопост, Археология, Древность, Славяне, Курган, Погребение, Смоленск

Один из них (не представлен на картинке) - совершенно неопределим, мелкий аморфный обломок. Второй - также не особо определим (из него сделана привеска), но в целом можно сказать, что был отчеканен при Аббасидах (династия арабских халифов). Примерная дата третьего дирхама - вторая половина 8 - начало 9 в. Четвертый - чеканен в 848-849 гг.; пятый, происходящий из Багдада, - в 907-908 гг. Таким образом, мы можем увидеть, что хождение арабского серебра было весьма и весьма долгим в Древней Руси, между третьей и пятой монетой - разница в столетие! А все дело в том, что относились к нему, как к простому серебру, не разбирая номиналов и династий халифов. Об этом же говорят и разрубленные дирхамы на картинке, половинки. Рубили и на четвертинки, в зависимости от надобности. Таким образом, по монетам выходит, что дата совершения погребения - не раньше 907-908 гг.


Пожалуй, на этом и заканчиваются наиболее известные предметы из погребального инвентаря. Именно они лучше всего опубликованы, их я только и помнил из комплекса этого кургана. Но, полистав публикации, обнаружил, что вещевой комплекс этого кургана весьма обширен. Просто из-за ярких находок, обозначенных выше, внимания на них никто не обращал. Тут и детали складных весов (гирька, коромыселко), янтарные и стеклянные бусы, костяной гребень (в многочисленных обломках), черепаховидная фибула (пряжка) 10 в., три лепных сосуда (один из них щедро орнаментирован), маленький туалетный кувшинчик, мелкие сильно оплавленные железные, серебряные и даже несколько золотых предметов (абсолютно неясные из-за огня), спиральное височное кольцо. Наверняка, есть что-то еще, если смотреть по отчету, но видимо всякая мелочь.

Археологический контекст Гнездовской надписи. Длиннопост, Археология, Древность, Славяне, Курган, Погребение, Смоленск

Спиральное височное кольцо из кургана №13.


И все-таки, разберемся с датировкой комплекса. Ясно, что совершено погребение не раньше 907-908 гг., тут с монетой не поспоришь. А вот верхняя граница датировки - скорее всего, не позже середины 10 в. К этому располагает весь комплекс находок в целом, он содержит в себе большое количество явно ранних вещей 9 в., однако присутствуют и явные предметы 10 в., появившиеся в обиходе покойного, вероятно, в последние годы жизни. Хождение подобных амфор-корчаг ограничивается как раз серединой 10 в., именно в это время самые поздние подобные сосуды имели хождение в Саркеле (хазарский город на левом берегу Дона, ставший впоследствии древнерусской крепостью Белая Вежа; в археологии памятник называется Левобережное Цимлянское городище).


Кстати, о покойном. Был ли он один, и вообще, он ли это? Физическая антропология нам в этом, к сожалению, уже не помощник. В то время фиксировалось лишь присутствие кремированных останков, речи о том, чтобы их собирать, а уж тем более хранить, даже и не шло. Да и в настоящее время методик, уверенно позволяющих проводить половозрастной анализ высокотемпературных кремаций (когда кости, можно сказать, в труху), просто не существует. Однако нам в помощь археологический контекст и анализ инвентаря. Набор основных предметов - явно мужской, характерный для дружинного сословия очень высокого ранга. Ладья, меч, импортный сосуд, дирхамы, серебро - все это типично мужские игрушки тех лет. Но при этом в комплексе присутствуют обильно бусы, височное кольцо, а одна монетка - привеска. Т.е. мы вполне в праве предположить, что на тот свет бравый воин отправился не один, а как минимум в компании одной славянской красавицы.


Подводя некоторые итоги, можно ясно увидеть, что даже без знаменитой надписи "Гороушна" на амфоре, комплекс кургана №13 сам по себе интересен, это погребение богатого и знатного дружинника весьма стойкого, нордического характера. Во всех смыслах. Ведь весь погребальный обряд данного кургана буквально вопит о скандинавах и их традициях. Но при этом, эти традиции были органично вписаны в культуру и историю Древней Руси. Особенно хорошо это демонстрируется именно надписью, сделанной кириллицей. И именно благодаря ей память об этом нашем далеком предке, надеюсь, не сотрется из памяти поколений достаточно долго. Наверняка он об этом даже и не мечтал.


Что же, надеюсь, @klapaucjusz доволен, как, впрочем, и остальные, кто вообще прочел сей опус. Если что-то упустил, не объяснил - прошу простить и приглашаю в комментарии.


Для тех, кто подписался (спасибо вам огромное) уже давно и ждет постов (наивный, правда?=)) - торжественно клянусь, что в скором времени будет пост с новыми открытиями. Спасибо за внимание и терпение!

Лига историков

15.2K поста52K подписчика

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения