Археологический контекст Гнездовской надписи.
Доброго времени суток, друзья! Данный пост, если так можно выразиться, внеплановый (хотя какие уж тут планы). Пишу по просьбе коллеги @klapaucjusz, так сказать, в продолжение поста о знаменитой надписи "Гороушна", самой ранней надписи на кириллице на территории нашей страны. Сразу скажу, что в дебри филологии лезть не собираюсь, не специалист. Всем интересующимся - прямиком сюда - https://pikabu.ru/story/kirillitsa_na_rusi_gnyozdovskaya_nad....
Нет, это не тот курган, о котором пойдет речь. Фотография сделана в процессе раскопок 2017 г. Увы, фотографий 1949 г. в моем распоряжении (по крайней мере, в относительно быстром доступе) просто нет. Однако насыпь на фото выше была возведена примерно в тоже самое время, что и курган №13, и данная картинка неплохо демонстрирует облик гнездовских курганов.
Кратко о Гнездовском археологическом комплексе. Он включает в себя несколько городищ, селищ, а также курганный могильник, состоящий из нескольких групп. Данный некрополь является самым крупным курганным могильником эпохи викингов. Гнездово является одним из самых изученных древнерусских памятников, можно сказать, что эталонным для славяно-русской археологии. Раскопки ведутся и по сей день экспедициями МГУ им. М.В. Ломоносова и ГИМа (Государственный исторический музей). Располагается он в 12 км от Смоленска, назван по деревне Гнездово, располагающейся в том числе и на территории самого археологического памятника (что, конечно, не способствует его нормальному сохранению).
Курган Л-13, раскопанный в 1949 г. экспедицией под руководством выдающегося археолога Д.А. Авдусина, также располагается в Лесной группе курганного могильника Гнездово. Название группы, думаю, понятно откуда. Раскопано в том полевом сезоне было 42 курганные насыпи, многие из которых дали весьма интересный материал. Однако все внимание археологического сообщества, безусловно, было обращено именно на курган №13. Все дело, конечно же, в надписи, которая является до сих древнейшей кириллической надписью на нашей территории. За это рекультивированный после раскопок курган Л-13 удостоился памятника, красующегося на его вершине.
Памятник "Гороушна". Уж простите за качество, фотография уже немолода (в отличии от автора опуса на ней), камеры тогда не отличались качеством, а ручки потрясывало после хороших вечеров. Если захотите глянуть в лучшем качестве - в поисковике находится сразу же. А лучше посмотреть в натуре=)
Д.А. Авдусин. Выдающийся советский археолог, воспитавший целую плеяду отечественных исследователей. Известен, в первую очередь, своими первоклассными учебниками "Полевая археология СССР" и "Основы археологии", которые зубрили студенты-археологи по всему бескрайнему Союзу. (Что говорить, в некоторых моментах они актуальны до сих пор). Свою научную карьеру посвятил исследованию Гнездова, Смоленска и окружающих территорий, славяно-русской археологии.
Вступление было долгим, давайте к конкретике. Высота кургана №13 составляла 1,6 м, диаметр - 47,5 м (у основания). Для Гнездовского могильника, как и в целом, для курганов этого времени, такие показатели очень приличные, что является первейшим признаком высокого социального статуса погребенного. По центру кургана в верхний слоях насыпи прослежены остатки деревянного столба. Вполне вероятно, после завершения кургана на его вершину был поставлен деревянный столб. Оно могло символизировать самого умершего (аналогии - каменные изваяния на вершинах степных курганов, например, половецкие бабы), на нем могло быть начертано его имя. Так, например, знаменитый арабский путешественник Ибн-Фадлан, описывая похороны русса, рассказывает, что на его могиле была поставлен деревяшка и "написали на ней имя мужа и имя царя руссов и удалились". Упоминание Ибн-Фадлана относится к началу 10 в., что хорошо согласуется с датировкой погребения под курганом №13. Но о датировке чуть позже.
Погребение было совершено по обряду кремации (трупосожжения). По всей видимости, сожжение происходило в ладье, т.к. на площади кострища было обнаружено скопление железных заклепок (61 шт), использовавшихся в кораблестроении. К тому же, кострище было крупным, до 7,5 м в поперечнике, толщиной до 20 см, что позволило Д.А. Авдусину примерно прикинуть длину судна - около 7 м.
По всей площади погребения был обнаружен разнообразный инвентарь, общее число находок - около 200. Безусловно, объект первостепенного внимания - причерноморская амфора, получившая на Руси наименование корчага, на тулове которой была начертана та самая надпись "Гороушна".
Сама корчага была разбита в ходе погребального обряда (обряд преднамеренной порчи, о нем немного подробнее - далее), склеена уже в ходе камеральной обработки находок. Такие амфоры массово производились в причерноморских гончарных центрах (Херсонес, Тамань, Тиритака, станица Цимлянская и т.д.) в 8-9 вв. и имели очень широкое хождение буквально по всей Европе. Объем такой амфоры - 5200 см3, использоваться она могла буквально для чего угодно. Споры о ее наполнении - в филологическом посте. Кратко - от вина и зерен до нефти. В любом случае, даже сам по себе предмет импортный, дорогой, в очередной раз доказывает, что владелец - человек очень не простой.
Еще одним заметным предметом из погребального инвентаря является каролингский меч типа Е по Петерсу.
1 - фотография меча до реставрации; 2 - прорисовка рукояти и верхней части, перекрестье уже на месте.
Примечательно, что меч был также ритуально сломан. Верхняя часть с рукоятью была воткнута в землю, нижняя часть - находилась рядом. Как уже говорил выше, ритуальная порча погребального инвентаря - дело весьма распространенное в древних сообществах, вплоть с бронзового века. Путем преднамеренной порчи предметы перемещались в мир мертвых вслед за владельцем. Именно таким образом отправился с покойным на тот свет меч (все-таки, вещь первостепенной необходимости для настоящего воина), а также и сосуд (вещь дорогая, статусная, чтобы было, чем похвастать перед предками и богами). При этом, меч использовали одновременно и для обряда "запечатывания" погребения, воткнув его в землю. Это было широко распространено в древнерусских курганных могильниках (и в Гнездово, и в Темеревских курганах под Ярославлем). Обряд запечатывания фиксировал обрядовый момент перехода в иной мир, разграничивая мир мертвых и живых.
А.Н. Кирпичников обратил внимание, что меч из кургана №13, хоть и относится к типу Е, однако имеет своеобразие в орнаментике. Обычно клинки этого типа в Европе имеют мелкоячеистый орнамент, в данном случае - крупные ячейки и проволочные выкладки. Датирует патриарх отечественного оружиеведения данный меч "крепким X в.".
Однако в плане датировки кургана №13 решающую роль играют не амфора с мечом, а 5 монет - арабских дирхамов.
Один из них (не представлен на картинке) - совершенно неопределим, мелкий аморфный обломок. Второй - также не особо определим (из него сделана привеска), но в целом можно сказать, что был отчеканен при Аббасидах (династия арабских халифов). Примерная дата третьего дирхама - вторая половина 8 - начало 9 в. Четвертый - чеканен в 848-849 гг.; пятый, происходящий из Багдада, - в 907-908 гг. Таким образом, мы можем увидеть, что хождение арабского серебра было весьма и весьма долгим в Древней Руси, между третьей и пятой монетой - разница в столетие! А все дело в том, что относились к нему, как к простому серебру, не разбирая номиналов и династий халифов. Об этом же говорят и разрубленные дирхамы на картинке, половинки. Рубили и на четвертинки, в зависимости от надобности. Таким образом, по монетам выходит, что дата совершения погребения - не раньше 907-908 гг.
Пожалуй, на этом и заканчиваются наиболее известные предметы из погребального инвентаря. Именно они лучше всего опубликованы, их я только и помнил из комплекса этого кургана. Но, полистав публикации, обнаружил, что вещевой комплекс этого кургана весьма обширен. Просто из-за ярких находок, обозначенных выше, внимания на них никто не обращал. Тут и детали складных весов (гирька, коромыселко), янтарные и стеклянные бусы, костяной гребень (в многочисленных обломках), черепаховидная фибула (пряжка) 10 в., три лепных сосуда (один из них щедро орнаментирован), маленький туалетный кувшинчик, мелкие сильно оплавленные железные, серебряные и даже несколько золотых предметов (абсолютно неясные из-за огня), спиральное височное кольцо. Наверняка, есть что-то еще, если смотреть по отчету, но видимо всякая мелочь.
Спиральное височное кольцо из кургана №13.
И все-таки, разберемся с датировкой комплекса. Ясно, что совершено погребение не раньше 907-908 гг., тут с монетой не поспоришь. А вот верхняя граница датировки - скорее всего, не позже середины 10 в. К этому располагает весь комплекс находок в целом, он содержит в себе большое количество явно ранних вещей 9 в., однако присутствуют и явные предметы 10 в., появившиеся в обиходе покойного, вероятно, в последние годы жизни. Хождение подобных амфор-корчаг ограничивается как раз серединой 10 в., именно в это время самые поздние подобные сосуды имели хождение в Саркеле (хазарский город на левом берегу Дона, ставший впоследствии древнерусской крепостью Белая Вежа; в археологии памятник называется Левобережное Цимлянское городище).
Кстати, о покойном. Был ли он один, и вообще, он ли это? Физическая антропология нам в этом, к сожалению, уже не помощник. В то время фиксировалось лишь присутствие кремированных останков, речи о том, чтобы их собирать, а уж тем более хранить, даже и не шло. Да и в настоящее время методик, уверенно позволяющих проводить половозрастной анализ высокотемпературных кремаций (когда кости, можно сказать, в труху), просто не существует. Однако нам в помощь археологический контекст и анализ инвентаря. Набор основных предметов - явно мужской, характерный для дружинного сословия очень высокого ранга. Ладья, меч, импортный сосуд, дирхамы, серебро - все это типично мужские игрушки тех лет. Но при этом в комплексе присутствуют обильно бусы, височное кольцо, а одна монетка - привеска. Т.е. мы вполне в праве предположить, что на тот свет бравый воин отправился не один, а как минимум в компании одной славянской красавицы.
Подводя некоторые итоги, можно ясно увидеть, что даже без знаменитой надписи "Гороушна" на амфоре, комплекс кургана №13 сам по себе интересен, это погребение богатого и знатного дружинника весьма стойкого, нордического характера. Во всех смыслах. Ведь весь погребальный обряд данного кургана буквально вопит о скандинавах и их традициях. Но при этом, эти традиции были органично вписаны в культуру и историю Древней Руси. Особенно хорошо это демонстрируется именно надписью, сделанной кириллицей. И именно благодаря ей память об этом нашем далеком предке, надеюсь, не сотрется из памяти поколений достаточно долго. Наверняка он об этом даже и не мечтал.
Что же, надеюсь, @klapaucjusz доволен, как, впрочем, и остальные, кто вообще прочел сей опус. Если что-то упустил, не объяснил - прошу простить и приглашаю в комментарии.
Для тех, кто подписался (спасибо вам огромное) уже давно и ждет постов (наивный, правда?=)) - торжественно клянусь, что в скором времени будет пост с новыми открытиями. Спасибо за внимание и терпение!
Лига историков
15.2K поста52K подписчика
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения