4 этапа мысли о своей смерти. Объясняю на себе

4 этапа мысли о своей смерти. Объясняю на себе Психология, Суицид, Суицидальная депрессия, Депрессия, Психиатрия, Психотерапия, Психологическая помощь, Мысли, Психолог, Длиннопост, Негатив

В размышлении о собственной смерти есть 4 этапа. Нулевой этап = отсутствие мыслей о смерти, а конец четвёртого = суицид. Расскажу, как прогулялся по всем четырём этапам, не доходя до конца.

Четыре этапа выдумал не я. Прочитал о них у психолога Аарона Бека. Мужик считается основателем когнитивно-поведенческой терапии (КПТ). Это такая штука, которая помогает оказывать психологическую помощь, работая с мыслями. КПТ вроде бы о том, что корявые мысли ведут к непонятным реакциям и невнятному поведению. Если же мысли распутать, то и реакции станут яснее, и поведение понятнее. Так вот и мешанину из смертемыслия КПТ помогает разложить на 4 этапа. Дословно их не помню, но суть вот в чём.

Этап 1 – Мысль: «Ух ты! Да я ж когда-нибудь умру…»

Тут всё просто: мыслей о смерти не было, не было, а потом – Тыдыщ! – появилась мысль и рухнула куда-то глубоко и громко, аж всё нутро услышало и поняло – нам конец.

До 30 лет мысли о смерти меня не задевали. Когда мне было 8, умер дедушка. Родители ничего не объяснили. Помню, что дома было несколько дней совсем тихо, словно все в молчанку играли. Ничего не понял и не почувствовал. Потом умерли бабушки и тоже как-то мимо, потому что снова никто ничего не объяснил.

Когда мне было 17, убили приятеля, с которым вместе пили. Был на похоронах, но там снова та же эмоциональная тупость. Зато сделал вот какое открытие. Выясняя с кем-либо отношения, скажи, что у тебя умер друг, и тотчас оппонент сменит гнев на милость и начнёт сочувствовать. Только непонятно с какими именно чувствами связано это со-чувствие.

В 25 у меня умер кот. Вот это уже было грустно, но тоже как-то не про меня.

Что-то треснуло, когда мне было уже за 30. После развода я устроился один в съёмной квартире и вспоминал, чем жил последние 5 лет. Хотел в инфобизнесе работать и попробовал, но вышло гадко, и я слинял оттуда. Хотел зарабатывать с каждым годом всё больше, а тут остался без работы и не понимал, чем заниматься. Мечты о звании мастера спорта окончились травмами. Преподавать в ВУЗе передумал и отчислился из магистратуры. Хотел встретить старость с Машей, но мы развелись. Эйфория после путешествий по Германии, Черногории, Вьетнаму и Таиланду сошла на нет и меня никуда не тянуло.

Стало ясно, что жизнь коверкала все мои намерения и превращала их в абсурд. Хотел одно, а получал другое. Понял, что так было всю мою жизнь и будет всегда. Всё будет приходить в непонятном виде, а потом уходить. Я перестал быть кузнецом своего счастья, и оказался под молотом причинности на наковальне следствий. И все эти преходящие противоречия кончатся только одним – моей смертью. Когда и как – это решится без меня, но точно решится.

Такой вот первый этап: осознание своей смертности.
Возможные побочки: бессилие (и зачем стараться?) и недоумение (на кой чёрт все вы куда-то ходите и что-то делаете?).

Этап 2 – Мысль: «Вот бы меня не было…»

На этом этапе человек может пассивно хотеть, чтобы его просто не существовало. Например, думать\говорить: «Могли бы меня и не рожать», «Вот бы это всё уже кончилось».

Когда случился ковид, я лишился 4 из 5 своих заказчиков, расстался с девушкой, самоизолировался в квартире и заболел. Нелепо вспоминать тот период, потому что «Я тогда» и «Я сейчас» – разные. Сейчас мне норм, а тогда было плохо, но как именно не помню – не смогу описать состояние.

Помню, что бил посуду, рыдал, яростно качал пресс, страдал в дневниках. Тогда появилась мысль: «Вот бы всё это уже кончилось!». Не в смысле ковид и изоляция, а я кончился. Хотелось заиметь кнопку, которая бы стёрла меня и память обо мне. «Чпоньк!» – и словно в мире не было Сергея, и никто даже не расстроился.

Это был второй этап: пассивное желание не быть. Если вас посещают мысли вроде «Эх, а вот бы не проснуться», то это оно. Вполне безобидный этап, комики часто о таком шутят.

Этап 3 – Мысль: «А каково это, убить себя?»

Этот этап характеризуется мыслями не о смерти вообще, а о самоубийстве. Плюс пассивное суицидальное поведение.

Например, люди могут смотреть на поток автомашин и думать: «А что будет, если я брошусь под колёса?». Но не бросаются. Или гулять ночью по тёмным переулкам, мечтая нарваться на серийного убийцу. Но не нарываться.

Помню, что был период, когда я по ночам гулял возле Лазурного. Поговаривали, что в этом клубе часто дерутся, и я хотел, чтобы и мне досталось. Как я пришёл к таким желаниям, не припоминаю. Вроде как через близость к боли и смерти мне хотелось почувствовать себя живым.

С пассивным суицидальным поведением всё сложно. Некоторые психологи считают, что курение сигарет, употребление алкоголя, и даже стояние на гвоздях – примеры саморазрушительного поведения, которым люди пассивно приближают свою смерть.

Сюда же ещё иногда относят тех, кто беспощадно ушатывает себя в спортзале. Например, советский тяжелоатлет и кумир Шварценеггера – Юрий Власов говорил: «Люди слишком себя жалеют», и толкал штанги по 200 кг. О подобном даже говорят: «Он убивается на тренировках».

Однажды у меня случился сон, который ответил мне на вопрос, а убить себя – это как? Если кратко, то во сне совсем старый я повесился в лесу. Проснулся я после такого счастливый и довольный, и жить хотелось.

Думал потом, а чего ж я такой радостный проснулся и вспомнил слова философа Фридриха Ницше: «Мысль о самоубийстве является большим утешением: с ее помощью можно пережить много темных ночей». Типа, когда знаешь, что можешь покончить с собой, это утешает примерно, как наличие запасного плана.

Такой вот этап номер три: пассивные суицидальные мысли и пассивное суицидальное поведение.

Этап 4: Планирование самоубийства.

Когда говорил психологу, что думаю о самоубийстве, тот меня спрашивал: «Сергей, а ты что-то конкретное планируешь? Готовишься?». На моё «нет», он немного расслаблялся и говорил, что если начну планировать, то мне не к психологу, а к психиатру надо. Тогда я не планировал, а вот потом началось.

Хотел тут расписать все приготовления, но передумал. Мало ли кто решит повторить. Скажу только, что я терпел и носился с желанием убить себя две недели. Читал, что две недели – достаточный срок, чтобы можно было поставить диагноз: депрессия. Если меньше, то может это не депрессия, а перепад настроения из-за смены образа жизни или какого-то потрясения. Просто чёрная полоса, бывает.

Когда две недели подходили к концу, я записался к психологу, чтобы через него получить направление к психиатру. Ещё записался к нотариусу, чтобы оформить завещание. И ещё подруге сказал, что так и так, я всё.

От подруги получил взбучку, а через 4 дня пошёл к психологу, но в итоге не понял, зачем пришёл. Говорил ему, что мне было не очень, а потом это прошло. Ещё просил его не затягивать сеанс, потому что мне надо было готовить обед, а потом работу работать и родителей навестить. До нотариуса так и не дошёл. Это было 2 года назад.

В общем, последний этап – конкретные действия и планирование самоубийства. Тут психиатр в помощь.

Этапы размышления о собственной смерти ещё раз:
1 – Мысль: «Ух ты! Да я ж когда-нибудь умру…»
2 – Мысль: «Вот бы меня не было…»
3 – Мысль: «А каково это, убить себя?»
4 – Планирование самоубийства.
Последний этап не про размышления, а про действия. Если дошло до него, просите о помощи.

Думать о смерти в рамках первых трёх этапов – вполне себе норм. Вся великая литература пропитана такими размышлениями. Эти мысли мало того, что неизбежны, так ещё и важны. Только вспоминая о смерти, можно жить истинной жизнью.

Психология | Psychology

19.8K постов59.1K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.