Серия «Обидеть художника»

Серия Обидеть художника

Анри де Тулуз-Лотрек. Идите к нам сюда, женщины!

Когда ты рождаешься аристократом, семья чаще всего ожидает от тебя многого. Ну уж точно не того, что ты станешь художником. А если ты ещё и из древнейшего аристократического рода, тогда нужно соответствовать вообще самым высоким стандартам. Например, ездить на лошади, изучать греческий и латынь.

Анри де Тулуз-Лотрек. Идите к нам сюда, женщины! Биография, Художник, Лотрек, Тулуз-лотрек, Париж, Богема, ЖЗЛ, Живопись, Афиша, Длиннопост

Художник Анри де Тулуз-Лотрек родился аристократом высшей пробы, а потом начал ломать себе ноги и разочаровал всех даже раньше, чем стал рисовать.

Отец возлагал на сына большие аристократические надежды. «Ах, сынок, — говорил он ему, — мы поедем с тобой верхом на охоту, а потом там будут женщины, и мы скажем им на греческом "Идите к нам сюда, женщины!", а если они нас не поймут, мы, как настоящие аристократы, перейдем с греческого на латынь.»

— Хорошо, папа, я согласен! — ответил Анри, упал с лошади и сломал себе бедро.

Правда, в других источниках пишут, что бедро он себе сломал, вставая с кресла. В случае с Тулуз-Лотреком пресловутые «другие источники» вообще невероятно сильны и встревают буквально на каждом шагу: «не с лошади, а с кресла», «не инцест, а так получилось», «не дружки-подстрекатели, а Ван Гог».

В падение с лошади, конечно, больше верится, но груз аристократии тяжёл, он давит и тогда, когда пытаешься встать с кресла, и даже когда просто в нём сидишь.

Анри де Тулуз-Лотрек. Идите к нам сюда, женщины! Биография, Художник, Лотрек, Тулуз-лотрек, Париж, Богема, ЖЗЛ, Живопись, Афиша, Длиннопост

Анри полулежит под тяжестью аристократии

В общем, отец пожелал сыну поскорее выздоравливать, чтобы и дальше предаваться греко-латинской верховой езде.

— Хорошо, папа! — сказал Анри и через год снова упал с лошади и сломал второе бедро. «Не с лошади, а в канаву!» — немедленно встревают вездесущие другие источники.

Ноги срослись (в смысле, каждая по отдельности, а не между собой), но дальше удлиняться отказывались.

Родители ужасно расстроились, особенно папа, потому что с короткими ногами в нормальную мужскую аристократию не берут. У них же что — балы, верховая езда и военная служба. И потом женитьба ещё, а в женитьбу-то точно надо входить широким шагом.

Вообще-то им надо было раньше беспокоиться, когда они там в своем аристократическом роду спали друг с дружкой без разбору.

Но у природы, видимо, была своя отмеренная на Анри норма роста, поэтому вместо ног у него выросла большая голова, ладони, талант, самоирония и кое-что ещё. Почему-то во всех биографиях Тулуз-Лотрека обязательно написано, что у него были большая самоирония и кое-что ещё. В этом сходятся даже «другие источники». Единогласно.

Из-за невозможности брать сына с собой в номера и на охоту, отец Анри брал его на ярмарку и в цирк. В цирке Анри нравилось, но с отцом они так и не сошлись. Cудя по всему, отец был тот ещё аристократ и тяготился компанией сына. Поэтому регулярно говорил семье, что ему нужно на минутку выскочить за хлебом в соседний замок, а возвращался через несколько месяцев, смущенно улыбаясь и рассказывая правдоподобные истории про обеденный перерыв и приём товара.

С женщинами Анри не везло и мы, конечно, думаем, что в этом виноват рост. Но кто знает, вдруг он просто всегда всем женщинам представлялся своим полным именем! А когда тебя зовут Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа, то понятно, что ту часть имени, которая идёт после «де», ты будешь говорить уже в уходящую женскую спину.

Родители будущего художника в итоге развелись, Анри остался с матерью и с живописью. Сломанные ноги и творчески подкованные родственники пришлись как нельзя кстати — пока он восстанавливался, ему давали уроки рисования. И додавали до того, что сто пятьдесят два сантиметра Тулуз-Лотрека отправились в Париж к популярному живописцу Леону Бонна.

И заехали на Монмартр. А как говорил поэт: «Монмартр юношей питает, тулуз Лотреку подаёт». Видимо, поэтому за свою недолгую творческую и откровенно короткую биологическую жизнь Анри написал тыщу картин и пять тыщ набросков. И литографий под четыреста штук.

Анри де Тулуз-Лотрек. Идите к нам сюда, женщины! Биография, Художник, Лотрек, Тулуз-лотрек, Париж, Богема, ЖЗЛ, Живопись, Афиша, Длиннопост

«Мадам Натансон в театре». Анри де Тулуз-Лотрек, 1895

Но началось всё с того, что он подружился с Эмилем Бернаром и Винсентом Ван Гогом. Как-то раз они шатались втроем по улицам Парижа в поисках вдохновения, и бывалые художники дали молодому Анри профессиональный творческий толчок. Сняли ему проститутку.

Как пишут в таких случаях писатели, «эта встреча определила всю его дальнейшую жизнь!». Мы с вами не писатели, по крайней мере не все, поэтому давайте будем проще: по результатам рандеву Анри написал отличную тематическую картину, затем ещё одну, потом ещё. Так, слово за слово, Анри пошёл в маркетинг.

Будучи на короткой ноге с владельцем кабаре «Мулен-Руж», Тулуз-Лотрек уговорил его, что сделает заведению такую наружную рекламу — закачаешься. «Мулен-Руж» был тогда на грани разорения, так что выбора особо не было, владелец согласился.

Когда Анри принёс заказчику макет, тот был в ужасе и даже воскликнул в сердцах, что Анри ещё откровенно.... не дорос до рекламных креативов. Но афиша завирусилась, в «Мулен-Руж» повалили посетители, а к Тулуз-Лотреку — заказчики. Афиши, переплеты, комиксы, витражи — Анри рисовал всё. «Же-е-есть!» — восторженно восклицали клиенты, готовые потроллить общественность рекламой авторства Анри.

Анри де Тулуз-Лотрек. Идите к нам сюда, женщины! Биография, Художник, Лотрек, Тулуз-лотрек, Париж, Богема, ЖЗЛ, Живопись, Афиша, Длиннопост

Афиши Мулен-Руж

Анри де Тулуз-Лотрек. Идите к нам сюда, женщины! Биография, Художник, Лотрек, Тулуз-лотрек, Париж, Богема, ЖЗЛ, Живопись, Афиша, Длиннопост

Привыкший к восхищению афишами, Тулуз-Лотрек открыл было персональную выставку своих живописных работ, но тут все единодушно решили, что это «Грязные работы похотливого карлика, не имеющие ничего общего с искусством». Известная история, да кому такого не говорили! Но для Анри это был удар ниже по... ну примерно в область груди. И он как будто в отместку бросался в своих работах во всё более правдивые и жесткие образы.

Художнику импонировал кабарешный мир, свободный от предрассудков и полный танцовщиц — отличное место для человека с большой самоиронией и кое-чем ещё. Поэтому Анри вел активную творческую и откровенно ураганную половую жизнь, и пользовался большим успехом в обеих из них.

Но вот душа... Душа, конечно, была не на месте и искала большой и чистой любви. Например, по имени Алина, которая, в отличие от остальных, была не из танцовщиц, а происхождения вполне аристократического. Сначала всё даже шло хорошо, но потом родители вернули свою Алину обратно в монастырь, а Анри переехал с Монмартра в центр города — туда, где у Парижа находилось дно богемной жизни. И Анри, в частности благодаря маленькому росту, лёг на это дно максимально низко.

Анри де Тулуз-Лотрек. Идите к нам сюда, женщины! Биография, Художник, Лотрек, Тулуз-лотрек, Париж, Богема, ЖЗЛ, Живопись, Афиша, Длиннопост

«Портрет Сюзанны Валадон», 1885

Анри де Тулуз-Лотрек. Идите к нам сюда, женщины! Биография, Художник, Лотрек, Тулуз-лотрек, Париж, Богема, ЖЗЛ, Живопись, Афиша, Длиннопост

«Прачка», 1886

Анри де Тулуз-Лотрек. Идите к нам сюда, женщины! Биография, Художник, Лотрек, Тулуз-лотрек, Париж, Богема, ЖЗЛ, Живопись, Афиша, Длиннопост

«В "Мулен Руж": Танец», 1890

Тамошних девушек даже с большой натяжкой нельзя было назвать танцовщицами, но поскольку Анри к тому моменту уже изрядно пил, то его всё в целом устраивало. Дни Тулуз-Лотрек проводил среди художников, ночи — среди проституток, а такая жизнь может подкосить кого угодно. Это вам скажет любой, кто знаком с художниками.

Среди разнузданных оргий он познакомился с девушкой, которую называл Рыжей Розой. Она быстро стала одной из любимых его моделей и подарила Анри сердце, вдохновение и сифилис. «...Валькирия!» — как говорил персонаж совершенно не к месту здесь упомянутого фильма «ДМБ».

Впрочем, происхождение сифилиса внутри Анри не совсем определенно — есть версия, что он достался ему от мамы. По наследству. Об этом нам услужливо напоминают другие источники.

Постепенно творческая энергия Анри уступила место депрессии, а самоирония — параноидальному бреду, поэтому Тулуз-Лотрек оказался в психушке. Там его подлатали настолько, что выписался он вместе с серией цирковых картин и в том числе выдающейся картиной «Канатная плясунья».

Анри де Тулуз-Лотрек. Идите к нам сюда, женщины! Биография, Художник, Лотрек, Тулуз-лотрек, Париж, Богема, ЖЗЛ, Живопись, Афиша, Длиннопост

«Канатная плясунья», 1899

Но эффект больницы продержался недолго под давлением эффекта борделя. Анри сорвался в глубокий алкогольно-проститутошный штопор, отвесно спикировал в инсульт, разбился параличом и через пару недель догорел в родовом замке под присмотром матери. Которая по-прежнему считала его сыном, но упорно не считала художником.

Что сказать. Каждый раз ужасно сложно вообразить себе, до каких высот трагедии могут довести талантливого человека семейные проблемы, маркетинг и самоирония.

Показать полностью 9
Серия Обидеть художника

Художник Карл и не слишком-то пухлые итальянки

Однажды в совершенно недостроенный тогда ещё Петербург приехал скульптор Георг Брюлло и принялся плодить здесь художников.

Художник Карл и не слишком-то пухлые итальянки Искусство, Живопись, История искусств, Карл Брюллов, Биография, Длиннопост


И если Георг породил только одного художника Иоганна, а Иоганн породил только одного художника Пауля, то Пауль уже породил художников Фёдора, Павла, Александра, Ивана и почему-то Карла. Может быть, он сразу разглядел, что Карл получился лучше всех.

Ещё Пауль породил Юлию, которая сама не рисовала, но замуж вышла за художника — так тоже можно было оправдать доверие семьи. И породил было Марию, но та начала писать стихи. Что ж, как говорится, в семье не без поэта.

Говорить о внуках Пауля мы даже не будем, потому что всех художников там банально сложно сосчитать. Как в их семье так получалось, неизвестно. Возможно, все родители обычно запрещают детям рисовать на стенах, а Брюлло, наоборот, заставляли.

Когда Карл был маленький, он болел золотухой и почти не вставал с постели, но потом отец так ударил его по башке, что Карл навсегда оглох на одно ухо и сразу поступил в Академию художеств.

Излеченный отцом от хандры и золотухи, Карл учился лучше всех, легко справлялся со всеми задания и этим снискал, как пишут, «всеобщую любовь». Ну то есть неприязнь к маленькому выскочке испытывали решительно все, особенно когда он написал картину «Гений искусства», её признали образцом и остальные были вынуждены с неё срисовывать. Какая уж тут любовь.

Художник Карл и не слишком-то пухлые итальянки Искусство, Живопись, История искусств, Карл Брюллов, Биография, Длиннопост

«Гений искусства», Брюллов

В качестве выпускной работы из Академии ему дали задание написать картину «Явление Аврааму трёх ангелов у дуба Мамврийского».
— А? — переспросил Карл.
— Трёх ангелов Аврааму! — повторил академсовет немного громче, — у дуба Мамврийского, Карл!

Услышав раздраженные нотки, Карл сразу почему-то вспомнил отца, бросился работать, переделал картину восемь раз и написал такого Авраама и таких ангелов, что ему сразу дали большую золотую медаль.

Художник Карл и не слишком-то пухлые итальянки Искусство, Живопись, История искусств, Карл Брюллов, Биография, Длиннопост

«Явление Аврааму трёх ангелов у дуба Мамврийского», Брюллов

Вместе с медалью Карлу полагалась пенсионерская поездка в Италию. Пенсионерская не в смысле очень терпеливого гида и более частых остановок на пописать, а просто государство берет на себя все расходы, чтобы художник съездил и повысил себе мастерство.

Но президент Академии художеств Оленин немного притормозил Карла и сказал, что неплохо бы ещё года три посовершенствовать мастерство здесь. «А совершенствовать тебя будет... будет... — тут Оленин упёрся взглядом в проходящего мимо по коридору преподавателя Ермолаева — ...Ермолаев! Да, вы! Подойдите сюда, будете совершенствовать Брюлло».

«Это ещё кто кого...» — с досадой процедил Карл ненавистному всем воспитанникам академии Ермолаеву, и попросил заменить наставника. А когда ему отказали, ответил, что они могут взять его пенсион и засунуть себе в ректорат.

И ушёл из Академии, потому что хорошему художнику всегда есть, чем себя занять, а даже если и нет — семья поможет.

Тем более, что за пару лет до окончания его учебы, в 1818 году, в Петербурге начали строить Исаакиевский собор. Творческое семейство Карла восприняло столь монументальное строительство как личный вызов: семья Брюлло облепила собор и начала писать в него живопись, точить скульптуры и применять свои таланты монументалистов. Брат Карла Александр вообще работал помощником Монферрана, лично подкатывал ему колонны и подносил портики.

Но без Италии Карл не остался, потому что ему предложили вступить в Общество Поощрения Художников и он вступил. Да, не в масонскую ложу, как папа, но тоже не кисло.

Общество Поощрения Карла сказало, что оплатит ему поездку в Италию для совершенствования мастерства, ты только пиши, Карл, и регулярно присылай нам готовые работы. Карл согласился и даже выполнил тестовое задание: написал «Эдипа и Антигону» и «Раскаяние Полиника».

Но перед поездкой было ещё одно важное предприятие по превращению Карла в великого русского живописца.

Российская Империя была державой такой строгой, что даже буквы здесь раздавал лично император. И только тем, кто сильно заслужил. Карл заслужил, высочайшим указом ему вручили букву «в» и разрешили поделиться с родственникам. Так семья Брюлло превратилась в Брюлловых. Даже отец, Пауль Иоганныч, на радостях стал Павлом Иванычем — заграбастал себе сразу две лишние буквы сверх фамилии.

Теперь всё было готово. Карл собрал вещи и брата Александра и спросил его: «Ну что, прямо в Рим, никуда не сворачивая?!».

Александр согласно кивнул и они поехали прямо в Рим, по пути заехав в Ригу, Кёнигсберг, Берлин, Дрезден, Мюнхен, Венецию, Падую, Верону, Мантую и Болонью. И буквально через девять месяцев, в мае 1823, прибыли в Рим.

Сразу же по прибытии Карл получил шифровку из Центра, то есть, простите, письмо от Общества Поощрения с заданием украсть Колизей, то есть, простите еще раз, скопировать фреску Рафаэля «Афинская школа».

Карл закатил глаза, как святой Себастьян, и скопировал. Да, фреска пять на восемь метров, но договор есть договор, да и получилось местами даже лучше, чем у Рафаэля.

Художник Карл и не слишком-то пухлые итальянки Искусство, Живопись, История искусств, Карл Брюллов, Биография, Длиннопост

Фреска «Афинская школа», Рафаэль

И Карл исправно выполнял договор по отправке картин до 1829 года, пока Общество Поощрения и лично император не сказали ему, что картина «Итальянский полдень» как-то не очень.
— В смысле? — не понял Карл.
— Где там историзм, где религиозные сюжеты? И эта итальянка, слушай, она какая-то слишком, ну...
— Что?
— Ну... — Общество Поощрения многозначительно расширило глаза.
— Ну?!
— ...ну пухлая она! Пух-ла-я!

Художник Карл и не слишком-то пухлые итальянки Искусство, Живопись, История искусств, Карл Брюллов, Биография, Длиннопост

«Итальянский полдень», Брюллов

Карл тут же разорвал отношения с Обществом Больше Не Поощрения Художника, потому что да кто они такие вообще, чтобы критиковать. И решил, что уж как-нибудь протянет и без них.

Думать так ему совсем немножечко помогал заказ от Анатолия Демидова на «Последний день Помпеи».

Тема с Помпеями трендовая — в то время раскопки Помпеев и Геркуланума были мейнстримом, художники ломились туда на эскизы, а когда в 1828 году Везувий решил слегка поизвергаться, там вообще все склоны были в живописцах с этюдниками.

Карл тоже поехал, но ровно на те четыре дня, пока он был в Помпеях, Везувий терпел и не извергался, как назло. Мол, сам придумывай, Карл, ты ж художник.

Когда Карл придумал и дописал картину, все натурально взвыли, так всё получилось необычно и свежо. А то, что вместо половины жительниц города нарисована карлова муза Юлия Самойлова, поначалу никто даже и не заметил.

Художник Карл и не слишком-то пухлые итальянки Искусство, Живопись, История искусств, Карл Брюллов, Биография, Длиннопост

«Последний день Помпеи», Брюллов

Довольный успешным меценатством Демидов возил картину по выставкам, а в 1834 привез с Парижского салона в Петербург и преподнёс Николаю I. Как вам картина, император, не слишком ли гибнущие жители города... мнэм... пухлые?

Николай I сказал, что вообще не пухлые, идеальные, картину выставили в Эрмитаже, а Брюллова вызвали в Петербург, чтобы чествовать и награждать профессорством Академии художеств.

И Брюллов немедленно отправился прямо с Петербург. Через Малую Азию, Константинополь, Одессу и Москву. И буквально через два года уже был в Питере.

По пути, в Москве, на торжественном вечере в честь его самого Карл даже познакомился с Пушкиным. Они тогда ужасно напились и, качаясь, хлопали друг друга по спине:
— Пишешь?
— Пишу...
— Пишешь?!
— Пишу!
— Пиши-и-и!
— И ты пиши, главное, пиши!

А потом случился Петербург. Человека, даже в сумрачной промозглой Италии страдающего нервным перенапряжением, депрессиями и лихорадкой, веселый тёплый Петербург принял радушно! И организовал ему тяжелые простуды, больное сердце, ревматизм и старый добрый Исаакиевский собор.

К 1843 году, когда с начала строительства собора прошло всего-то двадцать пять лет, Карлу предложили расписать его изнутри. Стылая сырость! Строительная пыль! Идеально для творчества и здоровья. К 1849 году Карл прохрипел, что он, кажется, больше не может, и редкие неритмичные удары сердца отдают ему в ревматизм.

И по настоянию врачей отправился лечиться прямиком на Мадейру. Прямиком «по-брюлловски» — через Польшу, Пруссию, Бельгию, Англию и Португалию.

Впрочем, на Мадейре он надолго не задержался.

Карл вернулся в Италию, чтобы в 1852 году умереть там в маленьком домике под Римом — прославленным, разочарованным и страшно недовольным собой.

Художник Карл и не слишком-то пухлые итальянки Искусство, Живопись, История искусств, Карл Брюллов, Биография, Длиннопост

Дагерротип Карла Брюллова

Показать полностью 7

Гоген: я только одну картину и всё!

Что делает с некоторыми погоня за мечтой и дурные знакомства — сложно себе даже вообразить. Взять хотя бы Гогена.

Гоген: я только одну картину и всё! Художник, Поль Гоген, Импрессионизм, Живопись, Биография, Картина, Картина маслом, Длиннопост

Папа Гогена Кловис был либеральным журналистом, а судьба у них в целом одна на всех, поэтому через год после рождения Гогена им всей семьёй пришлось из Парижа бежать в Казахстан. То есть в Перу.

Но им повезло, потому что мама Алина Мария (это одна мама, а не две) была девушкой знатной и в Перу у её родителей всё было хорошо насчет поместья и серебряных ложечек. Поэтому папа Кловис, загружаясь на корабль, не особенно расстраивался. А даже подумал, что так оно, наверное, и к лучшему — заживём в Перу, открою собственное издательство, эх!.. После чего он упал и немедленно умер от сердечного приступа прямо на палубе.

Следующие семь лет у Гогена всё было хорошо — он сладко ел, вкусно спал и наслаждался экзотическими видами. Прям привык, понимаете, к тропическому раю на всю жизнь — это ещё аукнется потом нескольким доверчивым таитянским женщинам.

А через семь лет в Перу начались гражданские беспорядки и Алина Мария с Гогеном вынуждены были бежать в Казахстан. Ну, в смысле, обратно во Францию.

Алина Мария устроилась в швейную мастерскую в Париже, а Гоген устроился у дедушки в Орлеане. Он принялся учиться изо всех сил, меняя школы и делая успехи в учёбе. Сам себя он считал гением и так в общем про себя и говорил. Остальные говорили про него, что он агрессивный высокомерный засранец, ну или как там по-французски будет «токсичный».

Внутри Гогена с самого мелкого возраста билась жажда путешествий. Путешествовать в девятнадцатом веке лучше всего по морю, поэтому Гоген собрался в мореходное училище. И провалил там вступительные — видимо, от большой гениальности. Тогда Гоген плюнул на училище, а пошёл и тупо завербовался матросом в торговый флот. И его взяли, потому что адмиралов пруд пруди, а работать вечно некому.

Ещё семь лет Гоген проплавал по миру, пробороздил океан, а потом вернулся читать завещание матери. Матерь неплохо знала Гогена, поэтому написала в завещании, чтобы сына делал карьеру, а то характер у него всегда был такое говно, что никто из родственников и друзей близко к нему не подойдет.

И если с характером она была права, то с поддержкой промахнулась — Гоген вернулся в Париж и там друг семьи, дядюшка Гюстав Ароза, устроил парня в биржевые брокеры.

Хваткий юноша Гоген почуял запах денег. На запах денег слетелась и Мэтт-Софи Гад, первая жена, которая принялась рожать Гогену четверых детей. У Гогена всё неумолимо росло — состояние, площадь квартир, уважение в обществе, количество детей и, собственно, сами дети. Казалось, беспокоиться не о чем.

Гоген: я только одну картину и всё! Художник, Поль Гоген, Импрессионизм, Живопись, Биография, Картина, Картина маслом, Длиннопост

Мэтт-Софи Гад и пятеро гогеновских детей

Но дядя Гюстав при всех своих плюсах обладал роковой привязанностью — он коллекционировал живопись. Сам он не писал, только коллекционировал, ведь настоящий дилер собственный товар не пробует.

И вот тут Гоген сорвался. Возможно, этот самый дядюшка Ароза его и подговорил. Сценарий-то печально известен: «Да нарисуй, попробуй, чисто из любопытства, с одной картины не подсаживаются».

Гоген: я только одну картину и всё! Художник, Поль Гоген, Импрессионизм, Живопись, Биография, Картина, Картина маслом, Длиннопост

Голые икры гения

Одна картина, другая... Гоген стремительно покатился по наклонной — рисовал всё больше и больше, начались скандалы с женой. При этом, конечно, он говорил всем, что не художник, а просто иногда пишет и может бросить в любой момент.

— Да ты посмотри, у тебя же опять руки в краске! — кричала жена. — Какой ты всё-таки гад!
— Вообще-то это ты Гад, Софи! — парировал Гоген и, хохоча, убегал в комнаты.

Однажды жена застала его с обнаженной служанкой. «Ах!» — стыдливо прикрылась служанка. «Эй! — стыдливо прикрыл собой холст Гоген, — не смотри, не дорисовано!»
— Да лучше б ты мне изменял... — обреченно бросила жена. — Хоть бы о детях подумал.
«О, а это идея!» — подумал о детях Гоген и нарисовал несколько портретов, особенно любимого старшенького Эмиля.

Гоген: я только одну картину и всё! Художник, Поль Гоген, Импрессионизм, Живопись, Биография, Картина, Картина маслом, Длиннопост

Поль Гоген с детьми Эмилем и Алиной

Конечно, где живопись, там и плохая компания. Сначала Гоген познакомился с Камилем Писарро, который прилюдно, не стесняясь, называл себя импрессионистом. Тот, в свою очередь, познакомил его с Эдгаром Дега, а там уже и до дружбы с Ван Гогом было недалеко. Коготок увяз — всей птичке пропасть, Гоген начал выставляться.

Когда Гоген выставил первые свои картины, никто не спешил говорить, что он гениален. Видимо, хотели подогреть дарование. Поэтому говорили наоборот, что его картинами можно разве что развлекать детей. Страдание, говорил Гоген, обостряет талант.

Брокерская карьера летела под откос. Запах денег постепенно покидал жилплощадь, сменяясь тяжелым зловонием масляных красок. Платить по счетам стало более нечем. Пришлось всей фамилии переехать к тещё в Копенгаген, но рисующий зять — горе в семье, поэтому долго терпеть его не стали. Мэтт-Софи выдала Гогену одного сына из четырех и хлопнула перед его носом дверью.

Тут Гоген вообще уверился, что станет великим художником. Как у него это только получалось.

Он бросился обратно в Париж, рисовать по несколько раз в день, зависать там с дружками и говорить всем: «Да, я художник, и что?». После чего униженно предлагал купить у него несколько картин, ну парочку, ну хотя бы одну, пожалуйста.

Гоген: я только одну картину и всё! Художник, Поль Гоген, Импрессионизм, Живопись, Биография, Картина, Картина маслом, Длиннопост

Художники на мосту. Гоген тоже где-то там

Дурная привычка окончательно превратилась в порочную страсть, Гоген с натурального легкого импрессионизма перешел на синтетизм — сам намешал. Затем вместе с такими же, как он, опустившимися организовал Понт-Авентскую школу живописи и мы не будем сейчас говорить о том, что там творилось. Одно слово, клуазонизм.

Он нашел себе в друзья Ван Гога, который тоже был тот ещё неадекват. Они дружили так сильно, что Ван Гог отрезал себе ухо, а Гоген уехал на Таити. Потому что ещё Пушкин говорил: быть можно мерзким человеком, но думать о красе Таитей.

Гоген: я только одну картину и всё! Художник, Поль Гоген, Импрессионизм, Живопись, Биография, Картина, Картина маслом, Длиннопост

На фото — Гоген (предположительно) с таитянками (точно)

На Таити Гоген хотел слиться с природой. Но когда приехал, оказалось, что там вообще-то уже 150 лет как цивилизация, города и вот это всё. Но Гоген нашёл укромный уголок и слился с природой там. Точнее, слился он с четырьмя таитянками, которым было по 13-14 лет.

А потом он, уже окончательно подсев на тяжёлый постимпрессионизм, решил, что теперь он совсем гений, и вернулся во Францию с триумфом. Франция засмеялась и затолкала ему его триумф обратно. Таитянок в Париже не было, поэтому пришлось довольствоваться четырнадцатилетней Анной.

Пример Гогена однозначно показывает, почему нельзя заводить романы с четырнадцатилетними девочками: Анна затопила его квартиру, погубив все хранившиеся в ней работы.

От расстройства он вернулся на Таити и слился там еще с одной несовершеннолетней таитянкой, которая родила ему ещё более несовершеннолетнего сына. А потом они втроем уехали на остров Хива-Ова. Втроем — это в смысле Гоген, его алкоголизм и сифилис. Таитянка осталась на Таити.

На Хиве-Ове гений Гогена (гогений?) раскрылся уже в полную силу. Он писал картины, писал рассказы, писал газетные статьи, писал жалобы в администрацию, борясь за права туземцев. Но по триста миллионов долларов за штуку потом продавались только картины — это так, на заметку пишущим.

Кроме гения у Гогена в полную силу раскрылись ещё болезнь сердца, экзема, депрессия, бедность и последствия отравления мышьяком. Мышьяком он сам себя пытался отравить за пару лет до этого, но гения не хватило, только заблевал всё вокруг и заработал побочки.

В конце биографий Гогена обычно пишут, что умер он «внезапно», хотя учитывая список выше, тут больше подходят фразы типа «понятное дело» или «неожиданно долго протянул».

Так что Гоген неожиданно долго протянул почти до 55 лет, когда его нашли в хижине с остановившимся сердцем и ампулой из под морфия рядом.

И вот тогда к нему пришла слава.

Гоген: я только одну картину и всё! Художник, Поль Гоген, Импрессионизм, Живопись, Биография, Картина, Картина маслом, Длиннопост

Гоген в образе Михаила Боярского

Показать полностью 7

Эдвард Мунк. «Кричите — не кричите»

Читал про картину Мунка «Крик» и про самого Мунка заодно. Это вам, конечно, не Климт с его голыми женщинами, а сплошное страдание.


Если бы и вправду существовало какое-нибудь Провидение, и оно выбирало, кому из смертных доведется воплощать гениальные идеи из его, Провидения, коллекции, то с Мунком было бы всё сразу ясно-понятно. Дайте ему самое жуткое!


Только подготовить к такому нужно как следует, поэтому детство у Мунка было просто огонь. Мать умерла от туберкулеза, сестра умерла от туберкулеза, брат тоже умер от туберкулеза. Младшей сестре диагностировали шизофрению, самому художнику диагностировали шизофрению. И вообще редкому члену семьи Мунков её не диагностировали, если уж на то пошло.

Эдвард Мунк. «Кричите — не кричите» Эдвард Мунк, Крик, Искусство, Живопись, Художник, Биография, Истории из жизни, Длиннопост, Эдвард Мунк Крик

«Больная девочка», 1886. Это был первый раз, когда картина Мунка вызвала публичный скандал. Он-то писал свои воспоминания, а в глазах критиков картина выглядела незавершенным этюдом

Глубоко религиозный отец из добрых побуждений читал детям такие красочные проповеди, что наш маленький Мунк после них спал через раз, преследуемый по ночам видениями ада. Примерно тогда он и начал рисовать.


«Ага!» — обрадовалось Провидение тому, что его план работает. И подарило Мунку роман с ветреной, но замужней женщиной, чтобы безответная любовь смешивалась в душе художника с ужасом от нарушения регилиозных табу.


А там и до выставок картин уже было недалеко.


Знаете, наверное, как бывает: вокруг все смотрят на картину и говорят — шеде-е-евр! А ты смотришь — на ней кто-то кричит и больше ничего непонятно.


Это нормально. Когда «Крик» первый раз показали на выставке — там тоже никто ничего не понял. Даже пришлось вызывать полицию — публика требовала закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду». Саму картину, как водится, почти никто не обсуждал, сразу перешли на личности: как же так, такой прекрасный юноша, а пишет всякую дрянь.

Эдвард Мунк. «Кричите — не кричите» Эдвард Мунк, Крик, Искусство, Живопись, Художник, Биография, Истории из жизни, Длиннопост, Эдвард Мунк Крик

Самая известная версия «Крика». 1910, масло

А что насчёт «Крика», так Мунк с друзьями пошел однажды гулять. Ну на гору, там ещё рядом главная скотобойня Осло и психиатрическая лечебница. Чисто «Место силы», как сейчас говорят.


Друзья заболтались о чём-то между собой, вперёд ушли и не видят, что товарища накрыло. Стоит Мунк, глаза бешеные и внутри у него «аааааа!», а природа в ответ «оооооо!», и они вместе «аааоооааааыыыы!» — в резонанс вошли. И ещё психи из-за холма завывают, и коровы на бойне богу душу отдают со страшным мычанием. И кроваво-красное небо над этим над всем.


Провидение, конечно, много чего может предусмотреть, но такого успеха не ожидало даже оно.

Собственно, после того случая Мунк исторг из себя не один, как планировалось, а примерно сорок штук разных «Криков». То пастелью, то масляными красками, то взвигнет литографией.

Эдвард Мунк. «Кричите — не кричите» Эдвард Мунк, Крик, Искусство, Живопись, Художник, Биография, Истории из жизни, Длиннопост, Эдвард Мунк Крик

Оставшиеся три из четырех основных версий — две пастели и масло. Кроваво-красное небо он, возможно, действительно видел: в 1883 году вулкан Кракатау извергся так мощно и выбросил столько пепла, что еще несколько лет после этого закаты были сочнее обычного

Один раз только прервался ненадолго — буквально на полгода — в психушке полежать. Но Провидение тут уже ни при чем, на эту Матильду он сам наткнулся.


Нет, сначала всё как раз было очень хорошо. Историки предполагают, что тень сомнений насчёт их совместного благополучия закралась Мунку в тот день, когда Матильда прострелила ему руку во время своей второй попытки самоубийства.


Через некоторое время у него завязался новый роман — с виолончелисткой, выступавшей под псевдонимом Эва, простите, Мудоччи. Как раз на нём Мунк и перешёл плавно к лечению в стационаре.


Как он с такими приключениями дотянул до 80 лет — даже удивительно. Провидение прячет глаза, будто это не оно.

***

Предыдущие рассказы:
про золото и женщин Густава Климта

про Сальвадора Дали с семейными сценами

Показать полностью 3

Сальвадор Дали. Чтоб повидать всё то, что видится в Дали

Художнику без музы никак, но гений некоторых настолько велик, что сил одной музы может и не хватить. Даже если муза очень мощная.


Можно ведь быть самой распрекрасной музой, а всем этим... творцам нужно от тебя только одно! Вдохновение. После чего они сразу отворачиваются лицом к холсту и всё, давай, до следующей картины.


Так и у Сальвадора Дали. Все, конечно, сразу вспоминают его жену Галу. Ну ладно, сразу же после слонов на длинных тонких ножках. Гала была мощна, но пока они не познакомились, музу ему как могла заменяла сестрица, Анна Мария.

Сальвадор Дали. Чтоб повидать всё то, что видится в Дали Сальвадор Дали, Дали, Искусство, Живопись, Биография, Художник, Истории из жизни, Длиннопост

«Фигура женщины у окна», Дали, 1925. Анна Мария смотрит из окна летнего дома Дали в Кадакесе. Жанр картины чаще всего определяют как магический реализм. Это примерно как «Сто лет одиночества» Маркеса, только в живописи

Ей приходилось непросто, потому что брат, этот капризный засра... то есть впечатлительный юноша был невероятно капризным засра... то есть очень эксцентричным молодым человеком.


Например, когда он поступал в Академию изящных искусств, то принёс вступительный рисунок меньшего размера, чем требовалось. Его завернули, но до конца поступления было еще три дня. Дали успел к дедлайну, только новый рисунок был ещё меньше. Правда, такой мастерский, что его всё равно приняли. А потом потерпели несколько лет и выперли.


Если уж откровенно, сестра носилась с братом-гением, как с писаной торбой — восхищалась и нянчилась. И поначалу Дали на всех женских портретах рисовал только сестру. Она то так, то эдак сидела спиной к нему, лицом — к городу Кадакесу, а он её изображал и особенно волосы всё норовил выписать потщательнее. Так ему прям нравились волосы — сил нет.


Никакой управы на этих художников: насмотрятся картин Вермеера в пубертате — и рисуют потом волосы, рисуют...

Сальвадор Дали. Чтоб повидать всё то, что видится в Дали Сальвадор Дали, Дали, Искусство, Живопись, Биография, Художник, Истории из жизни, Длиннопост

Анна Мария и её фирменные три прядки волос. Тот же 1925 год — «Девушка со спины», и 1926 год — миниатюра «Спина девушки»

Портреты сестры были прекрасны и безмятежны. Но это как с инстаграмом: на фотках ты в спортзале, с букетом и пьешь смузи из сельдерея, а в жизни тебя вот-вот уволят, лишний вес и молния на пуховике сломалась, бесит.


В жизни Анну Марию начинал выводить из себя весь этот эпатаж, особенно после выходки брата на выставке в Париже. Когда он на холсте картины «Священное сердце» написал: «Иногда я с наслаждением плюю на портрет моей матери».


«Ах так!» — подумала Анна Мария, понимая, что из муз её вот-вот уволят. На самом деле мы, конечно, не знаем, что она тогда подумала, зато в 1949 году вышла книга «Сальвадор Дали глазами сестры».


Анна Мария следила за судьбой Дали — особенно за тем, как Гала постепенно занимает его сердце, ум и мастерскую. Но в книге описала, что брат был совсем не рок-звездой в блестках, а обычным юношей, романтичным, спокойным, любящим живопись, семью и мурмурмур.


Мальчики вообще не очень любят, когда их считают обыкновенными, что уж говорить про гениев. Особенно про тех, которые годами выстраивают эпатажно-скандальный имидж.

«Ах так!» — подумал Дали. И мы опять, конечно, не знаем, что он взаправду подумал. Но следующий портрет сестры уже назывался не как-нибудь типа «Женщина у окна», а «Юная девственница, предающаяся содомскому греху при помощи рогов своего целомудрия».


Но волосы тщательно выписал всё равно.

Сальвадор Дали. Чтоб повидать всё то, что видится в Дали Сальвадор Дали, Дали, Искусство, Живопись, Биография, Художник, Истории из жизни, Длиннопост

«Юная девственница, предающаяся содомскому греху при помощи рогов своего целомудрия», 1954

***
Предыдущий рассказ — про золото и женщин Густава Климта.

Показать полностью 3

Густав Климт. Эх, золотое было время!

Женщин Климт очень любил. И золото. Женщины Климта тоже любили, хотя он совершенно отказывался на них жениться. А политики и духовенство Климта не любили. Потому что среди его нарисованных женщин почти все были голыми.


А потом Климт умер и сейчас его любят вообще все. Это ли не счастье для художника!

Густав Климт. Эх, золотое было время! Искусство, Живопись, Густав Климт, Биография, Истории из жизни, Длиннопост

Климт так хотел поработать с золотом, что даже родился сразу в семье ювелира. Они жили в Вене и в бедности, хоть отец и ювелир. Работы было мало, а тут еще все сыновья пошли в художники. Вылитые отец!


Зато когда все молодые художники взбунтовались против академических устоев, потому что так всегда делают молодые художники, Климт не взбунтовался. Он сказал, что ему нравится и так.

Поэтому в 18 лет умный мальчик уже расписывал интерьеры театра, а в 26 получал «Золотой крест» за заслуги в искусстве. А вы бунтуйте, не отвлекайтесь.


Потом у Климта умер отец и он понял, что придётся стать знаменитым художником с мировым именем.


Перед тем, как начать рисовать обнажёнными нагих голых женщин, Климт рисовал пейзажи. Но женщины пришли и победили в Климте пейзажи.

Густав Климт. Эх, золотое было время! Искусство, Живопись, Густав Климт, Биография, Истории из жизни, Длиннопост

«Березовая роща», 1902

Все говорят, что у Климта эротический подтекст. Как определить: если женщина на картине голая — подтекст эротический. Если нет — тоже. Всё просто.


Когда Климту доверили украсить потолок Венского университета, он тут же нарисовал на нём невероятного размера трёх голых женщин. Потому что настоящий художник не изменяет себе. Вообще, это были аллегорические философия, медицина и юриспруденция, но профессора почему-то сказали, что это не аллегория, а порнография. Не поняли задумки, а еще профессора, называется!

Густав Климт. Эх, золотое было время! Искусство, Живопись, Густав Климт, Биография, Истории из жизни, Длиннопост

Роспись потолка Венского университета. Сами картины погибли, остались только черно-белые фотки и один кусочек цветной

Климт разозлился и нарисовал очередную женщину и назвал её «Голая правда». Она была совсем рыжая везде, что на картине очень, очень хорошо видно. Это называется «вызов общественности».


Еще Климт основал объединение художников и стал его президентом. Они проводили выставки, издавали журнал, а через восемь лет художники его раскритиковали и выгнали из президентов. А еще братья-живописцы, называется!


Климт даже засомневался в своём таланте. Он написал письмо, чего обычно не делал, а в нём сказал: «Или я стал слишком старым или слишком нервным или слишком глупым, но что-то явно идет не так».


После чего у него случился Золотой период, он нарисовал картину «Поцелуй», получил огромную популярность и как-то всё наладилось. Потому что даже когда ты сомневаешься в себе, нужно просто продолжать рисовать. Если вы понимаете, о чём я.

Густав Климт. Эх, золотое было время! Искусство, Живопись, Густав Климт, Биография, Истории из жизни, Длиннопост

Портрет с ироническим взглядом, талантом и котиком

Показать полностью 3
Отличная работа, все прочитано!