31

Ответ на пост «Самое важное про воспитание детей из книги "Общаться с ребенком. Как?"»

"Однако сама психолог [Гиппенрейтер] говорит, что в молодости ей пришлось сделать немало ошибок в воспитании своих детей, коих у нее трое: две дочери и сын."

Почему б не поучиться на опыте человека, который сам косячил и не факт, что не передаёт свои косяки... А может и факт...

"Проблема Гиппенрейтер" заключается в нескольких моментах, разделю на 2 части.

1) О психологе.

ВНЕЗАПНО! Гиппенрейтер нифига не детский и почти не семейный психолог.

Является профессором кафедры общей психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.
Занимается экспериментальной психологией (психология восприятия, внимания, психофизиология движений), семейной терапией, нейро-лингвистическим программированием.

А вот названия её диссертаций, авторефератов, монографий и т.п.: "Роль движения глаз в деятельности человека", "О восприятии высоты звука", "О движении психологического глаза", "Функционирование семей жертв сталинских репрессий конца 1930-х годов в трёх поколениях". Прямо явно про воспитание детей и работу с семьями, да? ))

Просто в какой-то момент она скомпилировала труды Роджерса (супер кратко основная идея: не мешайте ребенку, он сам вырастет умным, воспитанным и красивым) и, кажется, Выготского, написала книжку про воспитание детей и тут, что называется, "попёрло". Пипл схавал и попросил добавки. Где она взяла примеры для книжки - а хз. Но про её детей и внуков можно почитать дальше.

Кстати, сама Гиппенрейтер:

Воспитывалась в строгости, с малых лет родители приучали к труду и аккуратности.

Так, о Гиппенрейтер мы уже знаем, что она с таким воспитанием добилась успеха. А чего добились её дети (трое, кажется)?

Особо ничего. Старшая дочь Мария написала вроде бы 2 книги, как она моталась по стране, про неудачный брак и т.п. не очень счастливую жизнь. И почти не упоминает там мать. Младший сын умер. О Великой Родительнице и Воспитательнице дети и внуки почему-то в СМИ не вспоминают и интервью о том, как ей благодарны, не дают. Упс.

А вот такие отзывы встречаются о Гиппенрейтер в интернете. Когда речь не про книжки:

Юлия Борисовна преподавала у нас на психфаке в МГУ, в то время, когда я училась она не позиционировала себя как детский психолог, она читала у нас психологию восприятия (зрительные иллюзии и т.п.), а моя подруга писала у нее курсовые и диплом. Подруга постоянно жаловалась, что ее научный руководитель совершенно не умеет общаться всякий раз после разговора с Гиппенрейтер она чувствовала себя побитой собакой, глупой и ни к чему не способной. А девочка была вполне умная, хорошо училась. Но чуть не завалила диплом, спасло то, что перешла к другому преподавателю. Она мне еще рассказывала, что у ЮБ были проблемы с дочерью (до полного разрыва), потом с внуком..

Кстати, по слухам внук Гиппенрейтер, которого она классно воспитывала и про которого много пишет в книге (Федя), повесился. Ещё один упс.

2) О воспитании детей.

Начнём с того, НЕОЖИДАННО! - у ребёнка несколько этапов взросления и какие-то советы и действия пригодны от 0 до 3, какие-то от 3 до 5, какие-то с 12 до 14 и т.д.

А ещё, ВНЕЗАПНО! - воспитывать девочек и мальчиков стоит немного по-разному.

А ещё - сами дети бывают разные, скажем, некоторым и в некоторых случаях нужна именно дрессура.

А фройляйн Гиппенройтер - такая: эге-гей, уравниловка, ко всем одинаково! Э, нет, так просто не работает.

Следующая проблема в том, что Гиппенрейтер миксует вполне работающие советы (например, о важности общения с ребёнком, о предоставлении ребёнку большей ответственности и самостоятельности) с А) теорией, Б) тем, что работает сильно не у всех и не всегда - это как Черчилль - который пил и курил и умер в районе 90 лет. Будут ли все доживать до 90, если будут также пить и курить? Сильно не факт.

Возьмём хотя бы её базовые тезисы - безусловное принятие и никакого насилия в отношении ребёнка. Мол, любить ребёнка надо не за то, что он умный, красивый, отличник и т.д., а просто за то, что он есть. И физически наказывать нельзя.

БЛДЖД! Прочитайте ещё раз! Перефразирую для лучшего понимания:

- жену/мужа надо любить не за что-то, а просто потому что он(а) есть. Муж бьёт? Но он же есть у тебя, просто люби. Жена изменяет? Но ты просто люби за то, что она у тебя есть.

Да нет, блин! Надо выгнать человека на мороз и найти другого, которого можно любить за уважительное отношение, за верность и т.д.

Конечно, ребёнка не выгонишь за то, что он не хочет делать уроки. И ремнём пороть не стоит. Но, скажем, если мой "жеребёнок" воткнёт в рот себе электронку, спиздит что-то в магазине, засунет против желания девочки в школе ей руку в трусы, то ПОСЛЕ пары попыток убедить его на словах, он СО ВСЕЙ БЕЗУСЛОВНОЙ ЛЮБОВЬЮ получит пиздюлей аж до Луны. Потому что если он не понял на словах, то поймёт на жопе, что ни мне, ни ему не нужны рак лёгких или тюрьма.

Ещё про теорию - приведу пример из книги:

"Пришли мы с [четырёхлетним] сыном в аптеку. Он захотел витамины, я ему купила. Потом он увидел другие, стал и их просить. Я сказала: «Сережа, давай договоримся: когда эти витамины кончатся, я куплю другие». Но он начал ныть, а потом — толкать меня и кричать, причем так, чтобы слышали окружающие. Мне было очень неприятно и стыдно. Я уже не замечала вокруг никого не знала, как выйти из положения.

И тогда я громко сказала: — Мне ужасно стыдно из-за такой сцены!

И вдруг Сережа оглянулся, посмотрел по сторонам на всех, потом прижался ко мне, обнял за ноги и говорит: — Мам, пойдем! Как хочешь! Вот сколько скажешь съесть витаминок, столько я и съем. Скажешь одну — съем одну, скажешь две — съем две.

Вот серьёзно, я сотни раз видел подобные истерики детей, в том числе часто мама говорила, что именно ей ужасно стыдно, и как вы думаете, сколько раз настоящий ребёнок поступал так, как книжный Серёжа?..

Ответ на пост «Самое важное про воспитание детей из книги "Общаться с ребенком. Как?"»

Приведу ещё пример, на мой взгляд, лютой дичины из книги Гиппенрейтер. Она там приводит пример двух конфликтов:

1) мама хочет смотреть фильм, а ребёнок футбольный матч.

2) мама ждёт гостей, дома нет хлеба, мама просит дочь сходить за хлебом, но у дочки какая-то секция должна начаться.

ДОЧЬ: Да, понимаешь, у нас ведь начинается с разминки, и ее нельзя пропускать.

МАМА: Тебе нельзя опаздывать... (активное слушание). А у меня такое затруднительное положение... Гости вот-вот придут, а хлеба нет! («Я-сообщение».) Как же нам быть?

Щщщука! Из-за какого-то хлеба испортить жизнь ребёнку на секции? Гиппенрейтер, ты серьезно?

Дальше автор описывает 2 неконструктивных решения конфликта, например: 1) мать смотрит фильм - ребёнок обижен, 2) ребёнок смотрит матч и вырастает эгоистом.

Но есть, мол, вариант, когда выиграют оба! Как? Я, например, ваще не представляю как на одном телевизоре в одно время посмотреть и фильм, и матч. Явно кто-то подвинется и "win-win" не будет. Аналогично с хлебом: или ребёнок опоздает на тренировку, или мать сама пойдёт за хлебом/останется без хлеба.

Ну и какое же решение предложила Гиппенрейтер для вышеуказанных конфликтов, знаете? А никакого! ))))) Просто написала, что, мол, есть вариант, когда выигрывает и родитель, и ребёнок, но как это сделать - ответа именно по этим двум конфликтам не дала.

Без шуток, книга "Общаться с ребёнком. Как?", 2 издание, страницы 67-78. Я уже не говорю о седой древности приведённых конфликтов, когда не было смартфонов чтобы посмотреть фильм/матч на нём и позвонить гостям, чтобы они по дороге купили хлеб.

На самом деле, книги Гиппенрейтер - это одно из худших творчеств о воспитании детей. Точнее не так. Если вы хотите вырастить очередную "снежинку" (гуглите "поколение снежинок") или "онжеребёнка", то фпирёд, Гиппенрейтер вам поможет.

PS: работал с детьми, есть ребёнок, Гиппенрейтер читал и видел наглядные примеры применения её "методики". Это чтоб не думали, что у меня только теория.

Показать полностью 1
310

Самое важное про воспитание детей из книги «Общаться с ребенком. Как?»

Меня зовут Роман, многие знают меня по разборам общения на Пикабу. В этом посте — выжимка одной из моих любимых книг Юлии Борисовны Гиппенрейтер про общение с детьми. Постарался пересказать суть, составил списки, подобрал примеры — надеюсь, будет полезно всем, кто планирует или уже воспитывает детей.

Самое важное про воспитание детей из книги «Общаться с ребенком. Как?»

В основе отношений с ребенком лежит не дрессура, а безусловное принятие

Ребенок считывает, принимают его родители или нет, по словам, жестам, интонации, количестве объятий в день. Безусловное принятие критически важно для ребёнка.

Безусловно принимать ребенка — значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, а просто так. Просто за то, что он есть

Противоположность безусловному принятию — оценочное отношение. Оно формирует у ребенка неуверенность, зависимость от чужого мнения, шаткую самооценку и «комплекс непринятия».

✅ Безусловное принятие: «Как хорошо, что ты у нас есть», «Я так рада тебя видеть», «Мне хорошо, когда мы вместе»
❌ Оценочное отношение: «Не лезь ко мне, пока не научишься нормально себя вести»

Причина оценочного отношения к детям в том, что многие родители считают награды и наказания главными средствами воспитания. Но воспитание — это не дрессура, а родители нужны не для того, чтобы вырабатывать у детей условные рефлексы.

От себя добавлю, что многим взрослым сложно безусловно принимать ребёнка, потому что они сами в детстве не слышали слов вроде: «Мне хорошо, когда мы вместе», и поэтому до сих пор не могут принять себя и относятся к себе оценочно. Некоторые даже ревнуют: «Что это мой ребенок просто так будет получать безоценочное принятие? У меня такого не было, и у него не будет!». Тут родителю стоит начать с себя.

Гораздо важнее «дрессуры» построить добрые отношения с ребенком, наладить контакт, который очень легко потерять. Простое правило:

Сначала доверительные отношения, потом дисциплина

Забегая вперед скажу, что одна из основ доверительных отношений — открыто делиться с другим человеком своими чувствами. Многие взрослые стесняются делиться своими чувствами с детьми — и такое поведение разрушает доверие между ребёнком и родителем. Подумайте, часто ли вы делитесь с ребёнком тем, как вам обидно, тревожно, какой у вас азарт или восторг?

Может показаться, что безусловное принятие означает, что надо задабривать ребенка и нельзя на него сердиться. Это не так — негативные чувства стоит выражать, но особым образом: можно выражать недовольство действиями ребенка, но не им самим и не его чувствами — раз они у него возникли, значит у них есть основа. Не должно быть «запретных чувств».

✅ Мне не нравится, что ты раскидал игрушки
❌ Ты, скотина неблагодарная
❌ Ты еще злиться вздумал?! Ну-ка привёл себя в порядок, быстро!

Помощь родителей и совместные занятия с ребёнком

Одна из вещей, которая подрывает и уверенность ребенка в себе, и ваши с ним отношения — это помощь без запроса. Простое правило:

Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!»

Не стоит комментировать и оценивать занятия ребёнка: «Ой, как у тебя неуклюже получается, ты бы сначала научился». Указывать на ошибки в педагогических целях можно, но стоит соблюдать правила:

  • Не стоит замечать каждую ошибку — если это не угрожает жизни и здоровью ребенка, пускай делает по-своему

  • Ошибку лучше обсуждать не когда ребенок увлечен делом, а позже, в спокойной обстановке

  • Обсуждать ошибки стоит на фоне общего одобрения, чтобы ребенок не сомневался, ято вы его принимаете

Не забывайте, что помимо конкретных знаний мы делаем вклад в самооценку ребенка и в наши с ним отношения — тот самый «контакт», который так легко потерять. Так что если ребенок строит несуразный замок, рисует собачку, похожую на ящерицу, не очень складно рассказывает, но при этом увлечен или сосредоточен — не критикуйте и не поправляйте его.

А если вы проявите интерес к занятию ребёнка, то почувствуете, как усилится ваше взаимное уважение и принятие друг друга, так необходимые ему и вам.

Другое дело, если ребенок натолкнулся на трудность, с которой он не может справиться. Тогда работает правило:

Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему

При этом:

  • Возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому

  • По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему

Очень хорошо тут подходит фраза: «Давай вместе!».

Может показаться парадоксом, но дети проявляют большое желание заниматься «взрослыми» делами: стирать, гладить, ходить в магазин. Если взрослые не способствуют этому, такие желания к подростковому возрасту угасают, а родители начинают упрекать детей в «лени» и «эгоизме».

Поэтому в процессе приобщения ребёнка к делам важно чутьё и баланс:

✅ Не вмешиваться, если ребенок не просит помощи и ему ничего не угрожает
✅ Обязательно помогать, если ребенок нуждается и готов принять помощь
✅ Не слишком рано переложить всю задачу на ребенка, но и не слишком долго помогать

Если ребенок может, но не хочет заниматься совместной деятельностью, возможно, тот самый «контакт» с ним потерян. Как сказала одна девочка-подросток:

Я бы уже давно убирала и мыла за собой посуду, но тогда родители подумают, что они победили меня

На что стоит обратить внимание: если вы занимаетесь совместной деятельностью с ребёнком, важен дружелюбный тон и общение на равных. Не стоит занимать позицию над ребёнком: против неё хочется восставать, оспаривать «бесспорное» и сопротивляться «необходимому».

Используйте естественные увлечения и сильные стороны вашего ребенка, прибегайте к помощи внешних средств: списков, наклеек, таблиц соревнования с друзьями или родителями. Алгоритм может быть такой:

  • Помогите ребенку выполнять дело из его «зоны ближайшего развития» — которое он может выполнить только с вашей помощью

  • Не забывайте про дружелюбность и позицию на равных, используйте любопытство, азарт и другие сильные стороны ребёнка

  • По возможности замените своё участие подходящим внешним средством (списком, таймером, счётами)

  • Постепенно расширяйте список дел, которые ребенок может делать без вашей помощи

Не забывайте, что ребёнок нуждается и в негативном опыте — позволяйте ему встречаться с отрицательными последствиями своих действий или бездействия. Только так он будет взрослеть и становиться «сознательным».

Активное слушание

Если у ребёнка эмоциональная проблема, его стоит активно выслушать:

Активно слушать ребенка — значит возвращать ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство

Сначала активное слушание может показаться непривычным и даже неестественным:

- Он отнял мою машинку!
- Ты огорчен и рассержен на него

- Больше я туда не пойду!
- Ты больше не хочешь ходить в школу

- Не буду носить эту уродскую шапку!
- Она тебе очень не нравится

Гораздо привычнее дать в ответ ребёнку совет или даже приказать: «Ну-ка надел шапку, быстро я сказала!». Но именно ответы по способу активного слушания показывают, что родитель понял внутреннюю ситуацию ребенка, готов, услышав о ней больше, принять её.

От себя добавлю, что в современной психологии проговаривание чувств называется affect marking («маркирование аффекта») и является доказанным способом управлением эмоциями.

Дополнительные правила по способу активного слушания:

  • Повернитесь к ребёнку лицом, лучше на его уровне глаз. Не начинайте разговор между делом, на бегу, из другой комнаты — это всё сигналы вашего безразличия

  • Если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросы — они могут быть восприняты как отсутствие сочувствия. Используйте утвердительные предложения

  • Очень важно в беседе «держать паузу» — после каждой вашей реплики лучше помолчать. Пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании

Положительные результаты, которые дает метод активного слушания:

✅ Исчезает или по крайней мере сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка
✅ Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше
✅ Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы

Резюме

Это первая часть пересказа книги — сейчас работаю над второй, если не хотите пропустить, подписывайтесь здесь или в телеграме

Сохраняйте в закладки и пишите в комментарии, какие книги по общению или психологии еще стоит разобрать. До связи!

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!