psy.ziferblat

psy.ziferblat

Психологический клуб антикафе «Циферблат» Здесь будет интересная информация из мира психологии. Tg: https://t.me/psychoclubzifer
На Пикабу
349 рейтинг 5 подписчиков 2 подписки 26 постов 7 в горячем
8

ВРЕДНАЯ ПРИВЫЧКА

Каждый человек в повседневной жизни испытывает большое количество различных зависимостей, однако мы не считаем эти зависимости патологическими, ведь они не приносят вреда организму, мало того - мы просто не осознаем сам факт этих зависимостей.

Нервная система человека имеет свойство формирования и закрепления привычек, в том числе и вредных (курение, азартные игры и т.п.).
Если научиться управлять привычками – мы сможем управлять поведением.

Любого рода вредные привычки, которые наносят вред здоровью, в дальнейшем начинают казаться нормой, неотъемлемой частью жизни. В таком случае можно утверждать, что смысл управления своим поведением заключается в том, чтобы вовремя распознать предпосылки к образованию ненужной привычки, устранить ее, чтобы не попасть в ее сети.

Зависимое поведение проявляется так: отсутствие контроля провоцирует контроль со стороны привычки. Появляется чувство отсутствия выбора. Привычка укореняется в жизни, становясь незаметной. Человек повторяет из раза в раз действия, пытаясь получить более сильный эффект.

В моменты одиночества, беспокойства, физической боли – человек повторяет свои «обряды». Складывается ощущение, что преодоление неблагоприятных жизненных ситуаций невозможно без этих фиксированных привычек.

Существует эмоциональная зависимость. От обычных навязчивых идей, эмоциональная зависимость отличается жизненной тягой к деятельности, которая полностью завладевает человеком.

У человека может возникнуть созависимое поведение по отношению к эмоциям. Удовлетворение этих эмоциональных потребностей приводит к удовольствию и облегчению.

Мы в tg: https://t.me/psychoclubzifer

Показать полностью
0

БЕЗГРАНИЧЬЕ ГРАНИЦ

«Границы» - один из самых употребляемых в обиходе психологических терминов, хотя, строго говоря, в научной психологии такого термина и вовсе нет, в общепринятом его понимании. Он стал популярным не так давно, благодаря появлению в Гештальт-терапии понятия граница-контакт и начало активно применяться где не попадя, к месту и не к месту. Это привело к тому, что почти каждый из нас использует этот термин в жизни, но почти никто не понимает, что же на самом деле он обозначает.

Тем не менее, тема не теряет популярности десятилетиями, и даже наоборот, на данный момент является одной из самых актуальных и животрепещущих. Психологи-популисты в интернете зачастую говорят о границах, как о каменной крепости, которая нужна, чтобы защитить наши права, чувства и внутреннюю гармонию, расположение стен которой надо очень хорошо знать, чтобы ни в коем случае не пропустить опасное вторжение. Многие берут эту информацию на заметку и активно применяют в жизни, будучи уверенными в том, что в руках у них универсальная калька поведения, подходящая в любой ситуации. В реальности все, разумеется, гораздо сложнее. Дело в том, что в психике человека нет ничего каменного, стопроцентного и абсолютно объективного, помимо когнитивных функций. Любая структура - динамичная и гибкая, пока мы сами не покрыли ее костяным панцирем. Эта гибкость - необходимое условие для успешной адаптации в окружающем мире, как только появляется панцирь - адаптация нарушается.

Мы обладаем инструментами, которые можно использовать для изменения и, даже, нарушения границ других людей. Это не только конечности, но и голос, и взгляд. В присутствии другого свойства границ меняются. Каждый день мы нарушаем чужие границы и каждый день нарушаются наши: начиная разговор с человеком, мы вторгаемся в его границы и наблюдаем за их изменениями.

Значит ли это, что границ и вовсе не существует? Ведь есть же ситуации, когда необходимо дать отпор, когда нужно отказать или показать собственное непринятие действий людей по отношению к вам. Такие ситуации случаются, ведь граница с другим познаётся в конфликте, в столкновении потребностей, интересов. Но для того, чтобы эффективно преодолевать такие столкновения, важно не изучать схему расположения стен крепости, а учиться чутко слышать собственные ощущения.

Больше у нас в tg: https://t.me/psychoclubzifer

Показать полностью

РОЛИ РОЛЕЙ

Повседневность большинства из нас, особенно тех, кто живет в городе, состоит в основном из общения с другими людьми, поэтому общение выступает своеобразной матрицей на которой выстраивается вся наша жизнь. Работа, отдых, учеба, путешествие, праздники - сегодня представляют собой формы общения, в которой каждому из нас отведена определенная роль. Овладеть ролью значит занять место в алгоритме передачи определенной информации, и то насколько хорошо мы сможем ее передавать, зависит и то насколько успешно мы справляемся с этой ролью. Поэтому чем старше становится наше цивилизация, и чем больше становятся города, тем большую значимость приобретает навык общения, и тем меньшую легкомысленность мы можем позволить себе в нем.

События, которые в данный момент происходят как на западе, так и у нас в стране, демонстрируют, что даже к обыденному общению людей предъявляется все больше правил, большая строгость. Поскольку с развитием виртуальный среды наш повседневный мир все более становится вербальным, а не предметным, постольку слова начинают иметь все больший вес, большую реальность. Первые удивления уголовной ответственности за пост в интернете или репост, реализуемой в пределах всего развивающегося, цивилизованного мира остались в прошлом и сегодня, наблюдая за очередным приговором, мало кто станет удивляться, ведь все большая ответственность возлагается на каждое наше слово.

Учитывая все выше сказанное, можно сделать вывод о том, что от грамотности и адекватности нашей речи во многом зависит наше будущие, поэтому постоянную работу над улучшением своей речи необходимо выполнять ежедневно.

Этот вывод необходимо иметь в виду любому взрослому человеку, несущему ответственность за свою деятельность, и, дающему в ней себе отчет. В противном случае, мы сталкиваемся с хамством и грубой некомпетентностью, что может привести к ужасным последствиям. Как пример можно рассмотреть явление ятрогении. Ятрогения - это ухудшение физического и психологического состояние пациента, вызванное ненамеренными действиями врача. Но ятрогения это не только нежелательные последствия профилактических и диагностических лечебных вмешательств, но и ряд психогеных заболеваний, возникших вследствие неосторожного высказывания врача.

Представьте, что на приеме у врача, в процессе обсуждения ваших анализов, врач заявляет вам, что анализы ваши ему не нравятся и отправляет вас на дополнительное обследование. Обследование, естественно, назначается если не на следующую неделю, то через месяц, и ожидая этого обследования вам придется жить с «анализами, которые не понравились вашему врачу». Как вы себя будете чувствовать в этот период? А если человек уже до приема переживал за свое здоровье, что с ним будет после высказанного врачом мнения?

Или, если в процессе сдачи крови, сидя в кресле, с катетером в предплечье, к вам подходит медсестра и говорит: «Ой, а у вас кровь кончилась». Как вы будете реагировать в такой ситуации?

Именно по этой причине ятрогения является отдельной категорией заболеваний, с которым в дальнейшем придется работать уже другому врачу.

Больше у нас в tg: https://t.me/psychoclubzifer

Показать полностью
9

С ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ НАЧНУ

«С завтрашнего дня сажусь на диету! С завтрашнего дня начну бегать по утрам!»
Но проходят дни, недели, месяца, а завтрашний день так и не наступает…
Большинство из нас лично знакомы с таким феноменом, как прокрастинация (в переводе с латинского «откладывание на завтра»). И сегодня мы постараемся разобраться, почему она возникает, с чем связана и как бороться с ней?

Когда наша психика сталкивается с неприятными переживаниями, она старается любыми способами защитить нашу личность, потому что зачастую те дела, которые мы откладываем «на потом», сопровождаются неприятными для нас эмоциями, такими как: страх неудачи, тревога, стыд, вина, злость и т.д. В данном случае прокрастинация выступает, как психологическая защита человека.

Теперь рассмотрим, что происходит с нашим мозгом в тот момент, когда мы прокрастинируем?
Совершение деятельности, которая в прошлом приносила нам удовлетворение, стимулируется выбросом нейромедиатора - дофамин. Его выделение сопровождается тем спектром положительных эмоций, которые мы получаем при удивлении или при знакомстве с чем-то новым. Однако со временем что-то новое становится уже совсем не новым, а скучным и энергозатратным. Мы бы не ушли далеко от животных, если бы всегда шли на поводу у экономии, получая быстрый дофамин. Если мы привыкли экономить и откладывать, то нам будет труднее перестроиться. Однако если мы будем чаще переключаться, сменять виды деятельности, то увидим, что в новых начинаниях огромное количество удовольствия.

Курт Левин в своих экспериментах показал, что в начале работы над какой-либо задачей, у человека возникает чувство напряжения, которое полностью не уходит, если прервать дело. Это чувство напряжения помогает помнить о незавершенном деле, вызывает желание закончить это дело. Так был проведен эксперимент с детьми, которым предлагалось выполнить творческую работу. В середине выполнения экспериментаторы начинали предлагать детям сменить вид деятельности, либо отдохнуть, 90% детей продолжали выполнять незаконченное действие, проигнорировав полученные предложения.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что самое трудное, что связано с прокрастинацией, это начать действие. Как можно помочь себе в этом?
Во-первых, стоит разобраться, какие чувства вы испытываете перед выполнением действия. Зачастую мы окрашиваем запланированное действие негативными эмоциями, и оно начинает казаться нам неприятным, трудно выполнимым. Для этого можно попробовать разбить предстоящее действие на простые задачи, которые не будут вызывать негативных эмоций, то есть попробовать обмануть свой мозг. Например, если вы хотите начать бегать по утрам, то можно расписать следующие задачи:
1)приготовить вечером чистую форму
2)подготовить плейлист для пробежек
3)утром выпить стакан воды перед пробежкой
4)надеть кроссовки и т.д.
Во-вторых, чтобы было проще начать выполнение действия, стоит по окончании его подкреплять чем-то приятным для себя. Таким образом, в конце выполнения действия вы будете испытывать удовлетворение, приятные эмоции от того дела, которое изначально вызывало напряжение.
А какие у вас способы борьбы с прокрастинацией?

Больше у нас в Tg: https://t.me/psychoclubzifer

Показать полностью
4

«КОГДА НА ДУШЕ КОШКИ СКРЕБУТ»

13 октября состоится встреча на тему одиночества. Знакомо ли вам это ощущение? Уверены, что в голове у каждого появился положительный ответ. Но почему же нас так пугает одиночество? От чего возникает чувство ненужности и бесполезности?
Далее возникает еще один вопрос. Почему мне сложно находиться наедине с самим собой?

Можно сказать, что чувство одиночества возникает на фоне ностальгии по кому/чему-либо. А проявляется сильнее, когда появляется неуверенность в собственных силах, беспомощность и ощущение «Я лишний». В состоянии одиночества просыпаются глубокие страхи, которые только усиливают тоску.

Чувство одиночество можно объяснить с помощью экзистенциальной философии. Она гласит, что человек неразделим с миром. «Быть здесь - это означает быть в мире». Этот мир может быть любым в разные моменты бытия. Семья, работа, коллектив, город - всё это маленькие миры, связанные с человеком. Если в этой соотнесенности (человек - мир) что-то не функционирует, тогда мы испытываем недостаток чего-то и можем чувствовать себя одинокими. Эти аспекты можно объединить в понятие «внешние отношения». Но есть отношения направленный внутрь себя, отношения с собой.
Можно не чувствовать своё тело, дыхание, настроение, усталость, радость и тд. Чувства приглушены, либо вовсе отсутствуют. Всё это указывает на разрыв отношений с собой, на внутреннее одиночество. Естественный рефлекс человека - отвернуться, убежать от того, что причиняет боль и страдания. Если нас обидели, разочаровали, обманули, то при «взгляде на себя» мы пробуждаем былые негативные ощущения и травмирующий опыт, который не был проработан.

Больше в нашем tg: https://t.me/psychoclubzifer

Показать полностью
47

МАССОВЫЙ ПСИХОЗ НАШЕГО ВРЕМЕНИ

С каждым днем все страшнее открывать новостные каналы: за последние недели мы наблюдали стрельбу в школе, стрельбу в клубе, самоподжог на автовокзале, массовые попытки поджога военкоматов, самоубийства, пытки, крупнейшую за последние десятилетия волну эмиграции. Как это может охарактеризовать исторический момент, в котором все мы оказались и как не увязнуть в водовороте насилия и безумия, распространяющимся с невероятной скоростью?

Карл Юнг однажды заметил: «Не голод, не землетрясения, не микробы, не рак, но сам человек представляет наибольшую опасность для человека по той простой причине, что нет адекватной защиты от психических эпидемий, которые бесконечно более разрушительны, чем худшие из природных катастрофы». Чтобы понять, что провоцирует развитие подобных эпидемий, разберемся для начала какие причины подталкивают к психозу любого отдельного человека. Такими причинами могут быть резкое снижение уровня жизни, продолжительный поток отрицательных эмоций, страдания близких. В идеале во всех упомянутых случаях психика, спустя какое-то время, адаптируется и приспосабливается к измененным условиям среды без серьезных последствий. Совсем по-другому реагирует на стресс толпа.

Толпа – это стихийная социальная группа, объединенная общими настроениями и интересами. Каждый из нас в той или иной мере является частью толпы. Что особенно важно, эта социальная группа имеет совершенно новые черты, отличающиеся от черт, характеризующих отдельных членов группы, то есть фактически толпа – это отдельный организм, в котором нет места индивидуальности. Индивидуальность попросту растворяется в чувстве общности, а феномен заражения, описанный французским социологом Гюставом Лебоном, формирует коллективный разум, подавляющий критичность отдельного представителя. Самые яркие примеры психического заражения – религиозные экстазы, панические состояния, массовая агрессия. Феномен заражения выражается в том, что когда человек наблюдает проявление аффекта у других людей, его сознательная оценка реальности отключается и он впадает в то же состояние, так оно распространяется все дальше и дальше, перебрасывается по цепной реакции и достигает невероятно больших охватов. Механизм такого реагирования является инстинктивным, обратите внимание как он же облегчает жизнь в животном мире: антилопы боятся и убегают от хищника вместе, потому что так снижается вероятность смерти отдельного члена стада. Однако в стае людей такая стратегия не всегда является выигрышной: под действием заражения, когда интересы толпы становятся выше личностных характеристик, мы теряем возможность здраво оценивать собственные поступки, нас перестают волновать последствия и самосохранение, мы подвержены иллюзиям и не в состоянии видеть настоящую картину.

Когда резко исчезают все прежние смыслы, опоры, надежды и планы, психика нуждается в защите, чтобы сохранить дееспособность. Такой защитой может служить объединение с некой группой людей, ведь переживать потери, страх и горе легче вместе. Подобную необходимую сейчас общность можно найти в новой близости с семьей и друзьями, однако гораздо проще и доступнее – поддаться заражению и раствориться в массе. Здесь можно сохранять анонимность, здесь ответственность не является личной, здесь, наконец, можно отпустить удила и раскрепоститься, не потратив при этом ни рубля на использующиеся в подобных целях вещества.

На эту тему есть поучительная байка о средневековом монахе, который в один день вдруг начал безостановочно мяукать. Мяуканье подхватили монахини из соседнего монастыря, во главе с аббатисой. Прекратилось оно только после того, как к монастырю был отправлен отряд солдат с плетками.

«Недаром наш век взывает к личности-искупителю, к тому, кто может освободиться от тисков коллективного психоза и спасти хотя бы свою собственную душу, кто зажигает маяк надежды для других, провозглашая, что здесь по крайней мере, один человек, которому удалось освободиться от фатальной идентичности с групповой психикой»
Карл Густав Юнг

Вот несколько рекомендаций, спасающих от психотической эпидемии:

• Не доверяйте слухам и мнениям
• Проверяйте источники
• Старайтесь держаться за логику, не поддаваясь общей панике
• Занимайтесь повседневными делами, постарайтесь заземлять себя рутиной
• Держитесь близких, не бойтесь просить поддержки и не забывайте давать ее в ответ: возможность быть полезным другим сохраняет рассудок в самые тяжелые времена
• Позволяйте себе радоваться даже сейчас и особенно сейчас
• Если вы чувствуете что испытываете сильную тревогу, дайте себе возможность отдохнуть от новостей или выберете определенное время, когда сможете их читать (например не больше 20 минут в день и только с утра)

Больше у нас в tg: https://t.me/psychoclubzifer

Показать полностью
10

«Воплощенная реальность»

Почему мы видим мир таким и только таким? Этот вопрос является одним из ключевых вопросов в гносеологии, на который точного ответа мы, вероятно, не найдем никогда, однако что-то из того, что мы уже знаем, дает нам хотя бы какое-то представление об особенностях человеческого познания.

Если понаблюдать за детьми, чьи познавательные способности находятся только в процессе созревания, то мы можем заметить, что их развитие опосредуется деятельностью. То есть даже для такого элементарного на первый взгляд процесса как восприятия ( целостное отражение объекта), ребёнку необходимо научиться эту целостность собирать.

Происходит это в процессе физической деятельности, в результате которой полученный сенсорно-моторный опыт становится содержанием объекта. Однако обезьяна тоже взаимодействует с миром, но при этом ее способность к познанию близкому к уровню человека крайне спорная. И это верно, ведь то, что человека делает человеком, это слово. Именно слово становится категорией, куда помещается весь опыт взаимодействия с объектом.

Так многие родители могут отметить, что ребенок, овладевающий речью, сопровождает свою деятельность постоянным проговариванием. Предположим ребенок играл с машинкой и проговаривал: «Машинка едет вперед, она спешит на работу». В данный момент предложение и физическая деятельность являются единым целым. Однако, сформировав это предложение, уже вне физического взаимодействия с машинкой, ребенок, проговаривая это предложение, снова оказывается в процессе взаимодействия с машинкой, но не физическом, а образном. Само взаимодействие открепляется от реальности и переходит во внутренний мир, становясь его содержанием.

Наше восприятие опосредованно речевыми конструктами. За счет них мы видим реальность в свете сознания, представленной в качестве фильма, который мы с удовольствием наблюдаем.

Больше в нашем tg: https://t.me/psychoclubzifer

Показать полностью
1

СЕЛЕЗЕНКОЙ ЧУЮ!

Интуицию описывают как выход за границы привычных стереотипов, используя при этом логический и последовательный поиск решения задач.
К. Г. Юнг, в процессе работы над теорией коллективного бессознательного, первым обратил внимание на данный феномен. Он говорил, что бессознательное способно отражать практически всё многообразие идей, которые на выходе могут проявляться в виде интуиции.

Интуиция строится на развитой эмпатии, наличии опыта в нужной среде и богатом воображении. Механизм интуитивных процессов представляет собой объединение признаков разных модальностей, которые обобщаются в единое решение. Можно говорить о том, что интуиция напрямую связана с состоянием подъема психической и физической энергии человека. Что порождает рост чувствительности органов восприятия человека.

Существуют условия возникновения расширения сознания и восприятия:
•Концентрация на поставленной задаче;
•Разумное отвлечение от поставленной задачи ( для своевременного выхода за границы концентрации);
•Исключение стереотипизации и предубеждений;
•Комфортное состояние и забота о собственном здоровье.

Способы проявления интуиции напрямую зависят от личностных особенностей человека и его характеристик мышления. Обычно рассматривают три вида интуиции:
•Эмоциональная (человек получает ответы в виде образов);
•Физическая (человек получает сигналы в виде изменённых ощущений в теле);
•Мысленная (решения возникают непосредственно).

Наша интуиция тесно связана с эмоциональной памятью. Именно она находит в нашем опыте ответы на всевозможные вопросы. Бессознательно мы сопоставляем внешнюю картинку с нашим архетипическим образом. Эта информация становится для нас сигналом в виде эмоции. Именно эту реакцию мы зовем «внутренний голос».
Чтобы развивать интуицию, стоит больше ориентироваться на реакции своего тела.

Одна из практик подразумевает следующее:
В расслабленном медитативном состоянии вам нужно задавать себе очевидные вопросы (Сейчас осень? – да; Тебя зовут Максим? – да). После каждого ответа стоит внимательно отследить поведение своего тела. Постепенно добавляйте вопросы с отрицательными ответами. Каждая реакция организма поможет вам лучше ориентироваться в сигналах тела, а позже выявить закономерность между ответами на вопросы и ответами тела. Это может быть покалывание в груди, сокращение мимических мышц, ощущение тепла в зоне живота и тд.

Это всего лишь одна из практик, которая поможет вам лучше само ориентироваться и ответить на вопрос: «Интуицию можно прокачать или же это некий дар?»

Делитесь своими историями, когда интуиция могла вам в жизни, а, возможно, очень подвела

Больше у нас в tg: https://t.me/psychoclubzifer

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!