ivan.grigorjev

ivan.grigorjev

Управляющий партнёр IT-компании ЛАРД lard.digital Профессиональный опыт в области IT более 10 лет, из них более 5-ти в качестве руководителя. Занимаюсь разработкой цифровых решений для бизнеса. В том числе: — Разрабатываю web-сервисы и личные кабинеты. — Разрабатываю отраслевые ERP и CRM системы. — Разрабатываю мобильные приложения и сайты. Веду телеграм-канал, рассказываю о новых проектах и развитии нашей компании. t.me/grigorjev_blog Сайт: ivangrigorjev.ru
Пикабушник
поставил 22 плюса и 5 минусов
141 рейтинг 5 подписчиков 5 подписок 3 поста 1 в горячем

Как я применяю теорию архетипов личности для построения IT-компании

Теория архетипов личности — полезный инструмент не только для самопознания. В бизнесе она помогает с определением ценностей и подбором сотрудников. Расскажу, как с ее помощью сформулировать позиционирование и ценности компании и понять, соответствует ли им твоя команда. Это несложно — достаточно вспомнить любимых героев и осознанно соотнести их качества со своими.

Как я применяю теорию архетипов личности для построения IT-компании IT, Архетипы, Команда, Бизнес, Предпринимательство, Позиционирование, Длиннопост

Привет, я Иван Григорьев, управляющий партнер LARD. Теория архетипов — это многофункциональный инструмент. Его можно использовать для познания и распаковки личности, при создании эффективной команды, а также для формирования позиционирования компании и бренда.

Теория архетипов помогает определить суперсилу личности и за счет этого стать продуктивнее, понять логику поступков разных людей и выстраивать командную работу. То же самое относится и к бизнесу. Позиционирование через архетипы — классный ресурс для укрепления эмоциональных связей, повышения узнаваемости компании и лояльности к бренду.

Чтобы узнать свои архетипы по классическому методу, можно пройти длинный тест в интернете. Это долго и неудобно. Мне не хватало именно прикладной инструкции для определения архетипов. Именно поэтому я нашел свою методику. Перед тем как к ней перейти, коротко расскажу о теории архетипов: только самое главное и интересное.

Сначала коротко об архетипах личности: что это такое

Архетипы личности — это устойчивые паттерны поведения, через которые человек взаимодействует с миром. Сценарии поведения являются неосознанными и заставляют личность реагировать на обстоятельства определенным образом.

Классификацию придумал швейцарский психоаналитик Карл Юнг. На самом деле архетипов больше, но для простоты принято использовать 12 типовых моделей поведения.

Как я применяю теорию архетипов личности для построения IT-компании IT, Архетипы, Команда, Бизнес, Предпринимательство, Позиционирование, Длиннопост

Архетипы делятся на четыре группы в зависимости от их ценностей:

  • Индивидуальность — Простодушный, Искатель, Мудрец. Эти архетипы выбирают собственный путь, не зависят от действий и мнений окружения.

  • Принадлежность — Приятель, Влюбленный, Шут. Хотят быть ближе к обществу, работать в команде. Готовы подстраиваться под коллектив.

  • Стабильность — Служитель, Правитель, Творец. Выступают за безопасность и порядок, сохранение всего того, что уже есть.

  • Изменения — Воин, Бунтарь, Маг. Готовы рисковать, смелые, постоянно развиваются и двигаются вперед.

Теоретическая часть заканчивается, и мы подходим к самому интересному: как же определить свои архетипы.

Я заметил, что часто для решения простых задач, в том числе в бизнесе, мы ищем сложные решения и инструменты, когда в действительности они лежат на поверхности. Именно поэтому мой метод работы с архетипами несложный и эффективный, в нем всего два этапа.

Первый этап методики — выбрать из противоположностей

Даже сейчас, глядя на описания групп архетипов, вы можете сказать, что некоторые характеристики очень близки вам, а другие — совсем нет. Каждый из нас хорошо знает себя, поэтому важно отвечать максимально честно и осознанно: не приукрашивать действительность и отсекать лишнее.

Четыре группы, о которых я говорил выше, противопоставлены друг другу по смыслу. По горизонтали: общность — независимость, по вертикали: изменения — стабильность. На первом этапе ваша цель из каждой пары выбрать одну группу, которая точно не про вас.

Определите, что вам не отзывается в первой паре: общность или независимость. Подумайте, что вам ближе — идти своим путем или быть со всеми. Если вы не готовы подстраиваться и жертвовать собой ради общего дела, то группа «Принадлежность» не ваша. Вычеркиваем ее, и у нас «уходит» три архетипа: Приятель, Влюбленный, Шут.

Выберите свое «нет» во второй паре: изменения или стабильность. Задайте себе вопрос, что вам больше по душе: стабильность или изменения? Допустим, вы не любите ничего кардинально менять и неохотно покидаете зону комфорта, в приоритетах — улучшение того, что уже есть. Значит, группа «Изменения» выбывает, в том числе архетипы Воин, Бунтарь, Маг.

Как я применяю теорию архетипов личности для построения IT-компании IT, Архетипы, Команда, Бизнес, Предпринимательство, Позиционирование, Длиннопост

У вас останется всего шесть архетипов. Из них снова уберите те, чьи качества вам не откликаются. Например, для Простодушного характерна вера в лучшее, несмотря ни на что, оптимизм и наивность. Близка ли вам такая модель поведения? Если нет, вычеркиваем Простодушного. По такой логике действуем дальше. Обычно на этом этапе отсеивается еще 2–3 архетипа.

Как я применяю теорию архетипов личности для построения IT-компании IT, Архетипы, Команда, Бизнес, Предпринимательство, Позиционирование, Длиннопост

В итоге у вас осталось 3–4 архетипа. Они понадобятся для второго этапа.

Второй этап методики — найти своих героев

У каждого человека есть персонажи, которые вызывают симпатию. Это могут быть герои кино, книг, мультфильмов, политические деятели, спортсмены, медийные лица. Определите, кто ближе вам. Если сразу ответить сложно, вспомните себя в период взросления. Кем вы восхищались, на кого хотели быть похожи?

Выпишите 3–4 таких персонажа и разберите их по оставшимся в первом этапе архетипам. Нужно найти качества, которые у них ярко проявлены, они укажут на лидирующий архетип. Как мейджик из 3–4 персонажей вы начнете замечать, что у них явно присутствует один архетип.

Расскажу подробнее о каждом архетипе и персонажах.

Бунтарь — человек, у которого проявлен этот архетип, склонен рушить устоявшиеся порядки, его выбор — новаторство, неподчинение, смелость, оригинальный ход мыслей. К бунтарям я отношу Джокера и Стива Джобса. Абсолютно разные, они оба меняют мир вокруг себя, так как не могут существовать в предложенных рамках. Они — революция. Только в случае с Джокером она несет разрушение, а с Джобсом — созидание.

Воин — как Арагорн из «Властелина колец». У него сильная воля, обостренное чувство справедливости. Он всегда держит слово, готов брать на себя ответственность и доводит до конца любую задачу.

Маг — человек, который трансформирует пространство вокруг себя. Мистик и психолог, изучающий работу сознательного и бессознательного. Манипулятор, он через смыслы умеет воздействовать на чувства людей. Яркий пример такого героя — Альбус Дамблдор.

Правитель — стремится к тотальному контролю, устанавливает рамки и правила и следит за тем, чтобы жизнь была максимально предсказуема и благополучна. Миранда Пристли из «Дьявол носит Прада» проявляет качества этого архетипа.

Творец — как Алиса из Страны чудес, создает необычные и креативные решения во всём. Ему важно быть вне рамок и получать свободу самовыражения.

Служитель — его задача состоит в том, чтобы помогать другим. Он альтруист и эмпат, как Амели. В жизни, если это руководитель, он будет опекать подчиненных и мягко, но настойчиво направлять их деятельность.

Шут — легко относится к жизни, принимает всё как есть, умеет прощать и не зацикливаться надолго на негативе, жизнерадостный, с отличным чувством юмора, смело высказывается и умеет жить с удовольствием. Пример — главный герой из «Не шутите с Зоханом».

Влюбленный — архетип, который заключает в себе все виды любви: родительскую, дружескую, романтическую, страсть к делу. Он ищет красоту и гармонию во всём, это эстет и ценитель прекрасного. Его цель — установить теплые доверительные отношения, личные или деловые.

Приятель — как Человек-паук, стремится быть принятым и понятым, не выделяться из сообщества, а стать его полноправным участником. Он выступает за равенство, дружбу, комфортное взаимодействие в коллективе.

Простодушный — архетипу соответствуют доверчивость, оптимизм, верность идеалам, наивность, честность и поиск безопасности. Например, Форрест Гамп — герой беззлобный и по-детски доверчивый, добрый, исполнительный и верящий в лучшее.

Искатель — в приоритете свобода, поиск нового. Человек всегда на волне трендов и в курсе всех изменений. Он видит новые возможности в многообразии вариантов и умеет их отобразить через призму своего мировоззрения.

Мудрец — это ученый и наставник. В приоритете точные знания, проверенная информация. Он всё подвергает анализу и делится выводами с окружающими. Умеет принимать взвешенные беспристрастные решения.

Второй чаще всего встречающийся у персонажей архетип — второстепенный, он менее проявлен. Второстепенные архетипы тоже часто будут совпадать у нескольких героев.

Архетипы, лидирующий и второстепенные, которые вы определите у персонажей, — это и есть ваши архетипы.

Как пользоваться методом персонажей: покажу на своем примере

После первого этапа у меня остались архетипы Искатель, Мудрец, Служитель и Творец. Теперь нужно выбрать героев. Для меня кажутся наиболее близкими Бэтмен и Железный человек — они вызывают у меня яркие положительные эмоции

У них есть одинаковый приоритет — помощь людям. У Бэтмена была большая цель — помогать жителям Готэма противостоять преступному миру и коррумпированным властям. Железный человек помогал своей команде бороться с врагами.

Желание помогать, опекать и заботиться о безопасности является приоритетом для одного архетипа — это Служитель. Он и есть мой основной архетип.

Далее определим менее проявленный архетип. Что одинаково характерно для Бэтмена и Железного человека? Они ищут тех, кому могли бы оказать помощь. Значит, мой второстепенный архетип — Искатель.

Синергия архетипов Служитель и Искатель может проявиться через желание работать на благо общества и всегда быть готовым помогать людям.

Как применять теорию архетипов в бизнесе для построения команды и при позиционировании бренда

Перед тем как определять архетипы, важно задать себе вопрос: зачем я это делаю и для чего хочу применять теорию?

Допустим, вы хотите понять, как собрать эффективную команду, которая работает на синергии сильных качеств участников. В такой команде не должно быть случайных людей, а ценности сотрудников должны совпадать с ценностями компании.

Расскажу на своем примере, как сформировать ценности внутри компании, чтобы привлекать только нужных людей.

Для определения ценностей компании я использую вторую часть своего метода — выделяю персонажа, который мне ближе всего.

У любого героя можно выделить пять базовых характеристик: его миссия, цель, ценности, убеждения, ограничения.

Моя задача: выписать человеческие ценности персонажа и сравнить их с ценностями руководителя, то есть в данном случае с моими. Они должны совпасть.

Для примера выберем персонажа, с которым я буду сравнивать себя с точки зрения бизнеса. Это Железный человек.

  • Его миссия: безопасность общества любой ценой. Готов пожертвовать всем ради большого блага. Переводя в бизнес, своей миссией я вижу безопасность компании и сотрудников прежде всего.

  • Цель: поиск утопающих. Он ищет тех, кому сможет помочь. Мы в компании помогаем заказчикам добиваться поставленных целей и решать трудные задачи.

  • Ценности (личные качества): ответственность. Только ответственный человек может сказать, что он — Железный человек. Также активность, упорство. Для моей компании важна репутация, мы ответственно относимся к взаимоотношениям с заказчиками, условиям работы, дедлайнам.

  • Убеждения: добро побеждает зло. Мне тоже близко это убеждение. Справедливость и честность всегда выигрывают в долгосрочной перспективе.

  • Ограничения: непримиримость к предательству. Предательство для него равно невозможному. Для меня тоже предательство недопустимо. За что можно уволить человека? Не за то, что он что-то не сделал или сделал неправильно, а потому, что предал. Если сотрудник предал, я больше не смогу с ним работать.

Таким образом мы выписываем человеческие ценности этого персонажа, которые, как мы удивимся, будут очень похожи на мои ценности. От них выстраиваются ценности компании, которые я учитываю при подборе команды. Так рождаются те самые команды, которые с тобой.

Также можно применять архетипы для выстраивания бренда.

Архетип бренда — это универсальный образ, набор характеристик и ценностей, которые определяют позицию компании на рынке. Он помогает очеловечить бизнес, провести аналогию с личностью.

Мои лидирующие архетипы — Служитель и Искатель. Именно поэтому моя компания транслирует заказчикам, что мы приветствуем сложные задачи и нетипичные проекты. Работа над ними несет пользу для бизнеса заказчика и позволяет нам постоянно развиваться, становясь лучшей версией себя.

Вот так можно интересно и без тестов определять архетипы личности и бренда, а также использовать эти знания в бизнесе. Попробуйте сами и поделитесь впечатлениями, какой метод определения, классический или мой, вам больше откликается?


Про digital-проекты в различных отраслях бизнеса и свои мысли я рассказываю у себя в телеграм-канале.

Показать полностью 3

Разработали систему, которая продумывает маршруты пациентов и сокращает очереди. Вместо «Кто последний?» — QR-код

Умная электронная очередь сама строит маршруты для пациентов, чтобы они как можно быстрее проходили нужных специалистов. В итоге медцентр принимает больше клиентов и увеличивает прибыль, а пациенты не стоят в очередях. Рассказываю, как работает эта система.

Разработали систему, которая продумывает маршруты пациентов и сокращает очереди. Вместо «Кто последний?» — QR-код Разработка, Медицина, Программирование, Цифровые технологии, Пациенты, IT, Видео, Без звука, Длиннопост

С чем пришел клиент: очереди и неравномерная нагрузка на докторов

К нам обратилась сеть медцентров, которая оказывает услуги по проведению профосмотров и медкомиссий работникам организаций. Компании ежегодно отправляют сотрудников на медосмотры, уклониться от этой обязанности нельзя. Часто работники приходят в клинику большими группами, в несколько десятков человек. Такая специфика работы подразумевает сразу несколько проблем:

  • В один день приходит много человек, которым нужно попасть в одни и те же кабинеты. Пациентам нужно пройти осмотры врачей, сдать анализы, сделать ЭКГ и другие функциональные исследования, а потом получить заключение по результатам медосмотра.

  • Пройти весь маршрут нужно как можно быстрее, желательно за день. Пока сотрудники находятся в медцентре, работодатель теряет деньги.

  • К одним врачам копятся очереди, другие простаивают. Приемы у разных специалистов различаются по длительности. Например, в одном кабинете пациент проводит в среднем 5 минут, в другом 15, в третьем 10.

В итоге пациенты проводят в очередях примерно столько же времени, сколько и на приемах, а иногда и больше — при этом злятся, нервничают и устают. Медцентр в это же время испытывает нагрузку и не принимает других пациентов.

Что придумали: систему, которая динамически строит и корректирует маршрут каждого пациента

Раньше человек приходил в регистратуру, получал обходной лист со списком кабинетов, которые нужно посетить. Такой же перечень получали его коллеги. Они все ходили по этому маршруту, ожидали приема врачей и спрашивали: «Кто последний?». Иногда возникали конфликты, когда кто-то хотел попасть в кабинет вне очереди.

Обычно медцентры ставят на стойку регистратуры электронную очередь, которая показывает номера талонов и к какому окну необходимо подойти. Мы разработали систему, которая строит индивидуальный маршрут для каждого посетителя по кабинетам. Причем это происходит динамически и на протяжении всего времени, пока пациент находится в учреждении. Перед тем как указать следующий кабинет обходного листа, алгоритмы анализируют множество факторов:

  • Среднюю продолжительность приема в каждом кабинете, чтобы избежать очередей.

  • Сколько человек ждет приема в те кабинеты, куда нужно попасть конкретному посетителю.

  • Кабинеты, в которых пациент уже побывал, чтобы система не отправила его дважды к одному и тому же доктору.

  • Перерывы в работе кабинетов — от отдыха врачей до кварцевания и уборки.

  • Последовательность, в которой нужно пройти обследования и осмотры — например, к терапевту нужно идти уже с готовой кардиограммой. Значит, его кабинет должен идти после кабинета, где делают ЭКГ. Или пациенту нужно пройти вакцинацию, поэтому сначала он должен попасть к терапевту, и только потом в процедурный кабинет.

На основе этих данных система определяет, куда нужно направить пациента, чтобы он потратил как можно меньше времени в медцентре. При этом посетителю не надо запоминать, за кем он занимал очередь, и считать, сколько перед ним человек. Все это уже сделал и учел алгоритм, достаточно просто ждать вызова в нужный кабинет.

Разработали систему, которая продумывает маршруты пациентов и сокращает очереди. Вместо «Кто последний?» — QR-код Разработка, Медицина, Программирование, Цифровые технологии, Пациенты, IT, Видео, Без звука, Длиннопост

Первый пункт маршрута посетители узнают в регистратуре, а следующие — в кабинетах специалистов. Можно сразу сказать, что мужчина с рюкзаком и пациент в бело-красной куртке отправятся в разные кабинеты

Как шла работа: моделировали ситуации и много раз проходили их шаг за шагом

Чтобы разработать с нуля и внедрить программное обеспечение, нам понадобилось девять месяцев. За это время мы прошли четыре этапа работы:

  1. Собрали данные о проблемах у заказчика и систематизировали их.

  2. Сформулировали гипотезы, каким образом должны строиться маршруты по медцентру.

  3. Проанализировали и проверили гипотезы для будущей системы.

  4. Разработали ПО на основе сценариев, которые прошли проверку во время третьего этапа.

Заказчику важно было сократить время, которое посетители проводят в центре. Ведь его можно использовать, чтобы принять других пациентов. Условно, до внедрения системы медосмотр успевали пройти 20 человек, а с ней — 40. В итоге мы существенно увеличили проходимость медцентра, что позволило вернуть недополученную прибыль.

Параллельно возникла идея, что система поможет собрать статистику по каждому специалисту: сколько времени уходит на приемы, перерывы, скольких пациентов успевает принять. На основе этих данных руководитель медцентра будет считать KPI для каждого сотрудника. Еще с помощью информации о времени приемов можно контролировать эффективность врачей-специалистов. Как только они отмечают, что закончили прием одного пациента, система приглашает следующего. При этом, если врачу нужен перерыв, он может отметить это в программе. А если кто-то захочет схитрить и не поставит отметки, что прием закончился, это отразится на KPI.

Одним из самых сложных для нас оказался третий этап — работа с гипотезами. Мы моделировали все возможные сценарии и шаг за шагом тестировали возможные маршруты пациентов. Вносили новые переменные и снова тестировали. Например, считали, как изменятся маршруты, если врач уйдет на обед. Рассчитывали так, чтобы за 20 минут до часа икс запись в кабинет закрылась, а возобновилась только после того, как доктор вернется.

Были идеи, которые сначала показались перспективными, но в итоге мы их сильно изменили или вообще отказались от них. Среди них — фиксированные маршруты. Изначально мы хотели, чтобы пациент на ресепшене сразу получал индивидуальный маршрут со всеми точками. В реальности оказалось, что это невозможно, ведь обстановка меняется каждую минуту: кто-то опоздал на прием, и доктор вызвал другого пациента. Где-то прием длится дольше запланированного, и под дверью копится очередь, а у другого специалиста, наоборот, образовалось свободное время. Готовая система реагирует на эти факторы и перестраивает маршруты.

Разработали систему, которая продумывает маршруты пациентов и сокращает очереди. Вместо «Кто последний?» — QR-код Разработка, Медицина, Программирование, Цифровые технологии, Пациенты, IT, Видео, Без звука, Длиннопост

Всю актуальную информацию пациент видит на планшете около нужного кабинета: порядок действий, примерное ожидание в очереди и номер посетителя на приеме

Придумали защиту системы от тех, кто встал в очередь и куда-то ушел. Если человек пропустил вызов в кабинет — например, не услышал звукового оповещения, — то он автоматически становится следующим в очереди. Если пациент пропустил и эту возможность, ему придется заново подойти к планшету и считать QR-код, чтобы встать в очередь.

Корпусы для планшетов тоже разрабатывали сами — не только ПО, но и внешнюю часть оборудования. Нужно было разместить планшет, сканер QR-кода и провода питания в едином корпусе. При этом было важно, чтобы устройство долго служило и выглядело аккуратно в интерьере медцентра.

Сначала мы спроектировали модели корпуса и распечатали на 3D-принтере для тестов. Самый удобный и эстетичный вариант заказали на производстве. Материалы подобрали максимально долговечные — металл и антивандальное стекло.

Разработали систему, которая продумывает маршруты пациентов и сокращает очереди. Вместо «Кто последний?» — QR-код Разработка, Медицина, Программирование, Цифровые технологии, Пациенты, IT, Видео, Без звука, Длиннопост

Мы разработали корпус с нуля — от материалов до дизайна и сборки. Продумали все крепления и разъемы так, чтобы устройство было прочным и при этом эстетичным

В итоге получилась система из практичных устройств. В алгоритме можно корректировать логику: менять количество кабинетов и врачей, сокращать или увеличивать время приема. Система подстроится под изменяющиеся условия и новые вводные. А сами планшеты прослужат долго за счет прочных материалов.

Как работает система и чем она отличается от обычной электронной очереди

Работает система на базе аппаратного комплекса из терминала, планшетов и телевизоров. Они выполняют следующие функции:

👉 Терминал. Через него посетитель получает талончик, чтобы встать в очередь в регистратуру. Именно там человек получает первую точку своего маршрута.

Разработали систему, которая продумывает маршруты пациентов и сокращает очереди. Вместо «Кто последний?» — QR-код Разработка, Медицина, Программирование, Цифровые технологии, Пациенты, IT, Видео, Без звука, Длиннопост

Через терминал посетитель выбирает нужную опцию, получает талон и с ним идет в регистратуру

👉 Телевизор. В каждом холле установлено несколько больших телевизоров. На экранах отображается порядок очереди к стойке регистратуры. На больших экранах можно показывать рекламу или включать имиджевые ролики.

Разработали систему, которая продумывает маршруты пациентов и сокращает очереди. Вместо «Кто последний?» — QR-код Разработка, Медицина, Программирование, Цифровые технологии, Пациенты, IT, Видео, Без звука, Длиннопост

Телевизоры показывают информацию об очереди в регистратуру

👉 Планшеты. Они расположены около каждого кабинета. Через них доктор приглашает на прием, а пациенты видят на экране занятость кабинета, среднее время ожидания в очереди и расписание перерывов.

Планшеты висят около каждого кабинета. Чтобы встать в очередь или покинуть ее, нужно отсканировать QR-код

Со стороны это похоже на обычную электронную очередь в банке или на почте. Но наши алгоритмы сложнее. Они анализируют массу данных перед тем, как отправить пациента в какой-то кабинет. Благодаря системе для пациентов после прохождения стойки регистратуры начинается магия. Иначе назвать профосмотр с минимумом очередей нельзя.

В итоге путь пациента выглядит так:

  • Регистратура. Посетитель получает талон с QR-кодом вместо обходного листа и номер первого кабинета в маршруте.

  • Холл. Пациенту нужно уведомить систему, что он дошел до кабинета и встал в очередь — отсканировать QR-код через планшет около двери.

  • Кабинет специалиста. После осмотра доктор называет следующую точку маршрута, которую определила система.

Посетитель проходит по кабинетам до тех пор, пока не пройдёт всех специалистов.

Разработали систему, которая продумывает маршруты пациентов и сокращает очереди. Вместо «Кто последний?» — QR-код Разработка, Медицина, Программирование, Цифровые технологии, Пациенты, IT, Видео, Без звука, Длиннопост

Благодаря умной электронной очереди время пребывания пациента в медцентре сократилось почти в два раза — в среднем с 80 минут до 45 минут. Пациенты проводят меньше времени в очереди, а врачу не нужно выходить в коридор и звать следующего пациента на прием.

Алгоритмы умной очереди можно использовать не только в медцентрах, которые занимаются профосмотрами. Возможности этой системы адаптируются и под учреждения, которые занимаются лечебной диагностикой: например, обычные клиники, куда пациенты приходят, чтобы пройти обследование перед госпитализацией или операцией. Отсутствие очередей — сильное УТП для пациентов. Они хотят получить услуги быстро и качественно, а клиника — распределить нагрузку на специалистов так, чтобы они успевали принять за день еще больше пациентов.

Про рабочие проекты в различных отраслях бизнеса, которые мы реализуем с помощью цифровых решений, я рассказываю у себя в телеграм-канале.

Показать полностью 6 1

Как я победил хаос умных устройств, или Цифровая трансформация жилого пространства

Несколько лет назад я увлекся проектированием системы умного дома и создал для себя удобное пространство, в котором не нужно открывать дверь курьеру или включать настольную лампу для работы. Покажу, что подключил и как работает система. Сразу спойлер: умный дом не зависит от наличия интернета или облачных сервисов.

Как я победил хаос умных устройств, или Цифровая трансформация жилого пространства Разработка, Умный дом, Home Assistant, Автоматизация, Программирование, Цифровизация, Длиннопост

Привет, я - Иван Григорьев, управляющий партнер LARD. За период своей сознательной жизни я сменил множество увлечений. Так, я модифицировал прошивки двигателей для автомобилей, разрабатывал свои DIY-устройства, связанные с автомобилями. Они расширяли функциональность, позволяли интегрировать в автомобиль то, что не стояло там с завода. Всё это очень увлекало, я мог часами погружаться в тему и изучать до тех пор, пока глаза не покраснеют.

Сейчас у меня тоже есть увлечение — это умный дом. Расскажу, как строю у себя дома полноценную экосистему.

Начинал с готовых систем умного дома, но быстро разочаровался

Мое увлечение умным домом началось в 2019 году. Уже тогда на рынке было много различных бюджетных систем от Яндекса, Xiaomi, Tuya. Я протестировал многие: подключил несколько устройств, завел какие-то базовые автоматизации и быстро понял, что готовая экосистема — это развлечение на один раз. С такими системами огромные проблемы:

  • Ограниченный набор устройств. Чаще всего готовые системы умного дома являются закрытыми и поддерживают только устройства от конкретных производителей. Каждая из них имеет собственную экосистему умных устройств, и, за редким исключением, они несовместимы друг с другом. Пользователи вынуждены использовать сторонние хабы, чтобы объединять устройства разных производителей, это создает неудобства, ограничения возможностями хабов, нестабильность системы.

  • Ограниченная функциональность. Проблема вытекает из первого ограничения. Например, я пользуюсь экосистемой от Xiaomi и хочу, чтобы по команде включался режим кинопросмотра: закрывалась штора, менялся режим освещения и включался телевизор. Но телевизор не входит в систему Xiaomi, значит, его нельзя интегрировать в умный дом, и приходится включать вручную. Да, есть ИК-пульт, но всё же.

  • Зависимость от интернет-соединения. Еще один немаловажный момент: такие системы управляются через облачные сервисы, их работа напрямую зависит от наличия и качества канала доступа в интернет. Если доступ нестабилен или пропадает, устройствами невозможно управлять. А еще это ограничивает возможности масштабирования — к бытовому Wi-Fi-роутеру с сохранением стабильной работоспособности можно одновременно подключить небольшое количество устройств.

В итоге получается, что перечень возможностей для объединения различных компонентов в рамках одной системы ограничен. Конечно, есть производители умного дома, которые предлагают более профессиональные решения. У них шире возможности, но проблемы остаются те же самые.

Не захотел мириться с ограничениями и перешел на Zigbee2MQTT и Home Assistant

Не люблю жить с ограничениями и стремлюсь создавать собственные системы, поэтому решил перейти на open source решение, которое работает по локальной сети, практически независимо от наличия интернета.

Отказался от Wi-Fi и выбрал протокол Zigbee. Это беспроводной протокол, структура которого строится на работе нескольких компонентов:

  • Координатор. Отвечает за инициализацию сети, передачу команд между устройствами и обработку данных. В сети Zigbee может быть только одно устройство-координатор, оно выполняет роль контролирующей станции.

  • Роутеры. Устройства, предназначенные для перенаправления данных между другими устройствами в сети. Они помогают расширять зону покрытия и повышать надежность соединения.

  • Устройства. Конечные девайсы, подключенные к сети Zigbee, которые принимают и передают данные, — те самые датчики, светильники, термостаты.

В сети Zigbee узлы могут сами менять маршруты соединений, переходя с роутера на роутер, с роутера на координатор и наоборот. Протокол независим от интернет-соединения, а интеграция Zigbee2MQTT поддерживает устройства более чем 400 вендоров и позволяет в рамках одного умного дома интегрировать огромное их количество — до 65 535 согласно спецификации Zigbee 3.0. У самих устройств высокая энергоэффективность, беспроводное питание и низкое энергопотребление.

Развернул свой сервер умного дома на базе мини-ПК Raspberry Pi 4 Model B 8Gb в корпусе Argon One M.2. Установил в него Zigbee-стик v.4 на CC2652. Благодаря интеграции Zigbee2MQTT я могу в любой момент интегрировать в систему практически любые устройства из более чем трёх тысяч девайсов различных вендоров, и для этого не требуется подключать сторонние хабы, объединять их с помощью костыльных решений.

В качестве программного обеспечения выбрал Home Assistant. Это система управления умным домом с открытым исходным кодом.

Перед тем как сделать выбор, я сравнивал OpenHAB, Domotix и Home Assistant. Одним из главных преимуществ Home Assistant является ее гибкость: система позволяет настраивать автоматические действия и сценарии, а также создавать собственные программные интерфейсы для управления устройствами. Кроме того, Home Assistant поддерживает интеграцию с другими системами управления умным домом — например, Apple HomeKit или Умный дом от Яндекса.

Как я победил хаос умных устройств, или Цифровая трансформация жилого пространства Разработка, Умный дом, Home Assistant, Автоматизация, Программирование, Цифровизация, Длиннопост

У других систем также есть подобные интеграции, но Home Assistant сейчас наиболее активно развивается. У него огромное комьюнити, участники которого помогают в развитии по всему миру.

Среди недостатков Home Assistant можно выделить то, что не все задачи можно решить при помощи графического интерфейса. Несмотря на то что за последний год команда разработки ПО сделала большой шаг в пользу создания инструментов для no-code-настройки, пока необходимы хотя бы минимальные знания для ручных настроек и написания кода — это может быть проблемой для начинающих.

Спроектировал собственный интерфейс управления

Код интерфейса управления я писал параллельно с установкой датчиков и первых умных устройств. В Home Assistant есть блочный no-code-конструктор, но он недостаточно гибкий, и мне гораздо интереснее выстраивать систему с чистого листа. Как только появляется новый блок управления или устройство, я добавляю соответствующий элемент на рабочий экран в интерфейсе.

Проектировать умный дом ничуть не сложнее, чем верстать любую панель управления ERP-системой: смысл тот же самый.

Как я победил хаос умных устройств, или Цифровая трансформация жилого пространства Разработка, Умный дом, Home Assistant, Автоматизация, Программирование, Цифровизация, Длиннопост

Сейчас на главный экран выведены дашборды для мониторинга температуры и влажности в нескольких комнатах, а также кнопки для быстрого управления устройствами

Для каждой зоны в квартире разработал отдельные экраны мониторинга и управления устройствами. На них вывел графики температуры и влажности, управление группами устройств в конкретных помещениях.

Как я победил хаос умных устройств, или Цифровая трансформация жилого пространства Разработка, Умный дом, Home Assistant, Автоматизация, Программирование, Цифровизация, Длиннопост

На экран гостиной выведены кнопки для управления очистителем воздуха и мультимедийной системой: приставкой, телевизором, умной колонкой

Данные на каждом экране разделены на три тематических блока: освещение, климат, мультимедиа.

Как я победил хаос умных устройств, или Цифровая трансформация жилого пространства Разработка, Умный дом, Home Assistant, Автоматизация, Программирование, Цифровизация, Длиннопост

В спальне тоже есть управление освещением, а еще мониторинг влажности и управление уборкой.

Виджеты с графиками показывают состояние помещений в реальном времени: климат, активные устройства.

Как я победил хаос умных устройств, или Цифровая трансформация жилого пространства Разработка, Умный дом, Home Assistant, Автоматизация, Программирование, Цифровизация, Длиннопост

На кухне у меня подключены управляемые розетки, поэтому я могу следить за их состоянием и отключать, если кто-то забыл выдернуть вилку.

Как я победил хаос умных устройств, или Цифровая трансформация жилого пространства Разработка, Умный дом, Home Assistant, Автоматизация, Программирование, Цифровизация, Длиннопост

В прихожей можно настроить режим домофона 

Интерфейс управления системой доступен с любых устройств. На входе в квартиру я установил планшет, и теперь он выполняет роль главной панели управления. Можно, проходя мимо, включить любое устройство — например, по нажатию запустить пылесос перед уходом из дома или голосом попросить это сделать Алису или Google Assistant.

Автоматизировал управление освещением и отоплением

Освещение. Первое, с чего обычно начинают устройство умного дома, — это автоматизация освещения. Можно установить проходные или сценарные выключатели, датчики движения, умные лампочки, подсветку — и с помощью одной кнопки управлять целой группой освещения.

Самый распространенный сценарий — освещение в прихожей. Приходишь в квартиру, открываешь входную дверь, и срабатывает датчик движения. Включается свет. Когда уходишь, датчик перестает фиксировать движение, и через 2–3 минуты свет гаснет.

Сейчас у меня в гостиной несколько различных источников света. Есть основная люстра, контурная подсветка, торшер и освещение за телевизором, а еще настольная лампа на рабочем столе. На входе в комнату я установил выключатель с шестью клавишами и с его помощью могу управлять устройствами, которые физически не связаны с выключателем и друг с другом — для этого достаточно написать скрипт. Могу добавить в контур другое устройство: например, к Новому году подключил управление елочной гирляндой.

Как я победил хаос умных устройств, или Цифровая трансформация жилого пространства Разработка, Умный дом, Home Assistant, Автоматизация, Программирование, Цифровизация, Длиннопост

Для разных источников света можно настроить автоматизации — и лампы будут включаться по времени или по датчику

Отопление. У меня батареи с регулировкой температуры: на коллекторе есть поворотный механизм, с помощью которого можно регулировать нагрев. Вместо стандартного регулятора на каждую батарею я установил беспроводные термоголовки Moes BRT-100-TRV.

Как я победил хаос умных устройств, или Цифровая трансформация жилого пространства Разработка, Умный дом, Home Assistant, Автоматизация, Программирование, Цифровизация, Длиннопост

У умной термоголовки вместо поворотного механизма — сенсорное управление

Они работают от батареек, но, как я уже говорил, Zigbee-устройства очень энергоэффективные, поэтому термоголовки работают без замены аккумуляторов уже два года. Также установил датчики температуры, чтобы система считывала уровень тепла в помещении в целом, а не рядом с батареей.

Так же подключается отопление, которое управляется через щит управления отоплением, — в этом случае подбираются термоголовки намного проще и чаще всего с постоянным питанием и устанавливаются на главный коллектор.

Сейчас система снимает показания с датчика и позволяет управлять термоголовкой удаленно. Достаточно установить желаемую температуру, и при ее достижении термоголовка будет отключать нагрев. Если температура в помещении будет ниже установленной, термоголовки откроются, и батареи начнут греться. Также учитывается режим проветривания по датчику открытия окна.

Как я победил хаос умных устройств, или Цифровая трансформация жилого пространства Разработка, Умный дом, Home Assistant, Автоматизация, Программирование, Цифровизация, Длиннопост

Интерфейс управления температурой: можно ее прибавить, убавить или отключить отопление совсем

Добавил в систему управление различными устройствами и настроил автоматизации

Умные гаджеты — часть комфортного дома, а поскольку ограничения по брендам или количеству устройств на мою систему уже не распространяются, я интегрировал в умный дом:

  • увлажнитель воздуха;

  • очиститель воздуха;

  • робот-пылесос;

  • Яндекс Станцию;

  • приставку PlayStation 5;

  • телевизор;

  • умный карниз.

Под каждое устройство в интерфейсе Home Assistant разрабатывал отдельные экраны.

Как я победил хаос умных устройств, или Цифровая трансформация жилого пространства Разработка, Умный дом, Home Assistant, Автоматизация, Программирование, Цифровизация, Длиннопост

Экран управления роботом-пылесосом

Как я победил хаос умных устройств, или Цифровая трансформация жилого пространства Разработка, Умный дом, Home Assistant, Автоматизация, Программирование, Цифровизация, Длиннопост

Экран управления очистителем воздуха

Как я победил хаос умных устройств, или Цифровая трансформация жилого пространства Разработка, Умный дом, Home Assistant, Автоматизация, Программирование, Цифровизация, Длиннопост

Экран управления мультимедиа

Чтобы система работала без моего участия, настраивал автоматизации. Перечислю несколько сценариев:

  • Режимы освещения. Например, в ночном режиме по датчику движения загорается свет, а в дневном — нет. Настроил режим chill-out, и в гостиной по нажатию одной кнопки включается легкая подсветка для кинопросмотра.

  • Выключение всех устройств по нажатию выключателя в спальне. Очень удобно перед сном погасить везде свет.

  • Автоматическая регулировка температуры в помещении в соответствии с заданными значениями.

Настроил несколько нестандартных сценариев: управление настольной лампой через датчик в кресле и автоматизацию домофона

Конечно, у меня к системе умного дома подключены телевизоры, увлажнитель воздуха, голосовой помощник — это классика. Но кроме этого я настроил несколько нестандартных сценариев, удобных лично для меня:

Освещение рабочего места. В рабочее кресло у меня встроен датчик давления. Он сигнализирует системе умного дома, когда кто-то садится на кресло. Автоматически включается настольная лампа. Когда кресло освобождается, датчик перестает передавать сигнал, и лампа сама гаснет — не нужно тянуться к выключателю.

Умный домофон. Домофон тоже интегрирован с системой умного дома, у него есть несколько режимов: «Открыто», «Курьер» и «Закрыто». В режиме «Открыто» система автоматически открывает дверь звонящему, а когда «Закрыто» — сбрасывает звонок. Режим «Курьер» открывает дверь первому, кто звонит в домофон. Этот режим интегрирован со смартфоном — в систему умного дома поступают уведомления из определенных приложений. Например, Яндекс Еда присылает пуш о том, что курьер выехал, — система его считывает и активирует режим «Курьер», открывает ему дверь, а мне в телеграм-бота присылает уведомление о том, что курьер поднимается.

Другой пример автоматизации управления домофоном — по геопозиции. Умный дом считывает местоположение моего смартфона и, если я нахожусь в определенном радиусе от системы, на ближайшие 10 минут активирует режим «Открыто» по геопозиции, и мне не нужно доставать ключи — достаточно набрать номер квартиры, и дверь откроется. Такую настройку можно выполнить для нескольких устройств — например, членам семьи.

Подключил вентиляцию в ванной и теперь хочу интегрировать в умный дом управление водоснабжением

Обычно вытяжка в ванной завязана на включение основного света. Свет горит, вентилятор включен, вытяжка работает. Но как только ты принял душ и выключил свет, вентиляция отключается, а влажность в помещении остается, и достаточно большая.

У меня включением вентиляции управляет отдельное реле, интегрированное в умный дом. Установлены пороги, при какой влажности должна включиться вытяжка, а когда — закончить работу, и должна ли она включаться по движению внутри ванной комнаты.

Как я победил хаос умных устройств, или Цифровая трансформация жилого пространства Разработка, Умный дом, Home Assistant, Автоматизация, Программирование, Цифровизация, Длиннопост

Поменять настройки или перейти на ручное управление можно в интерфейсе Home Assistant

Вентиляция — история про удобство. Я решил пойти дальше и сделать еще одну полезную модернизацию — управление водоснабжением и умную систему защиты от протечек. Если в ванной установлены датчики, в момент протечки дома будет включаться колонка и сообщать: «Потоп!», а мне придет уведомление в Телеграме. А еще планирую установить на коллектор актуаторы, чтобы вовремя и удаленно отключить подачу воды.

Также в планах настроить энергомониторинг (можно снимать показания счетчиков и контролировать энергопотребление в каждом помещении или по группам) и приточную вентиляцию (проветривание + система оттока застоявшегося воздуха из квартиры).

Зачем это всё?

Встречал мнение, что существует полезная часть умного дома — установить датчики открывания окон, дверей, дыма, а есть развлекательная — подключить голосового помощника, чайник, похвастаться гостям. Я не разделяю это мнение и считаю, что по-настоящему умный дом, как и любой гаджет, должен помогать во всех аспектах жизни:

  • Безопасность. И за нее отвечают не только датчики открывания окон и дверей. Когда все устройства интегрированы в одну систему, можно удаленно, не находясь в квартире, управлять ими. Если уходишь или уезжаешь из дома, можно проверить, что все они отключены. А система управления водоснабжением сообщит о протечке, и можно будет перекрыть воду автоматически, до возвращения домой.

  • Различные режимы автоматизации. Очень неудобно запоминать, какая кнопка на выключателе за что отвечает. Неудобно вручную запускать различные устройства, подходя к каждому. Привычнее мыслить сценариями: посмотреть фильм, поработать, отдохнуть. Круто, когда по нажатию одной кнопки включается всё, что нужно. В умном доме можно настроить автоматизации, а еще сменяющиеся автоматически режимы — например, день или ночь. Днем свет при движении в прихожей включать не нужно. Если это ночь, там другая история и другие настройки.

  • Мониторинг. Можно создавать отдельные дашборды для любого устройства и в динамике отслеживать в помещениях уровень влажности, освещенности, тепла. Проверить, сколько работала PlayStation и играли ли дети в игры вместо уроков :)

В создании умного дома нет цели, только путь. Мне по кайфу это увлечение, да и мыслительный процесс должен сменяться физическим, как считаете? Давайте обсудим :)

Про рабочие проекты в различных отраслях бизнеса, которые мы реализуем с помощью цифровых решений, я рассказываю у себя в телеграм-канале.

Показать полностью 13
Отличная работа, все прочитано!