gleb.golitsyn

gleb.golitsyn

На Пикабу
120 рейтинг 0 подписчиков 9 подписок 3 поста 0 в горячем
10

«А Горюшко вслед собакою...»: как народные сказки помогли рассказать о войне глазами ребенка

Желание рассказать о войне, которая закончилась 80 лет назад, всегда ставит перед создателями произведения множество вопросов и вызовов. Как отразить чувства, впечатления, старательно сложив их в целостную историю? Нам известны судьбы Тани Савичевой и Анны Франк, Лёни Голикова и Кэлвина Грэма и сотен тысяч детей, которых коснулась война. Искусство XX и XXI веков осмысляло их истории в книгах, фильмах, комиксах и играх. Легко вспоминаются «Иваново детство», «Сын полка», «Судьба человека», «Кролик Джоджо», «Война Анны».

В игре «А Горюшко вслед собакою...» Великая Отечественная война показана глазами маленькой девочки-почтальонки. Её деревня находится за линией фронта, но страх, голод и смерть постоянно проникают в их маленький мир — через письма, которые девочке приходится разносить из-за болезни матери.

Перед нами стоял выбор между документальным прообразом для главной героини или более абстрактной центральной линией, при этом заполненной достоверными микроисториями второстепенных персонажей. В итоге прототипом для юной почтальонки стали бабушка одного из создателей игры, а также лирическая героиня из «Стихов о почтальонке» Татьяны Черновской. А вот судьбы, жизненные зарисовки и ситуации времён войны для большинства персонажей второго плана взяты из рассказов родни, фронтовых историй и писем прадедов, а также нескольких открытых источников.

«А Горюшко вслед собакою...»: как народные сказки помогли рассказать о войне глазами ребенка Инди, Инди игра, Игры, Компьютерные игры, Gamedev, Indiedev, Русские сказки, Великая Отечественная война, Видео, Короткие видео, Длиннопост
«А Горюшко вслед собакою...»: как народные сказки помогли рассказать о войне глазами ребенка Инди, Инди игра, Игры, Компьютерные игры, Gamedev, Indiedev, Русские сказки, Великая Отечественная война, Видео, Короткие видео, Длиннопост

Если переживания катастрофы эпизодических персонажей были разработаны на основе имеющихся аудио-, видеоматериалов, живой памяти и т. д., то какими средствами передать собирательный образ героини? Ответ был найден в русской народной сказке. Погружаясь в виртуальный мир, нам приходится управлять главными героями игры, а кроме того, ассоциировать себя с ними. Путь любого героя в целом весьма архаичен — проходя даже обыденные повседневные испытания в жизни, мы часто сравниваем себя и окружающих нас людей с известными образами, ищем похожие истории в книгах, кинематографе и т. д. Отсюда показалось оправданным совмещение мотивов народных сказок, где герой преодолевает трудности, и истории простой девочки в период войны. Мы обратились к исследователям, собирателям сказок, которые ясно описали те структуры, что имеются внутри пути героя из начала в конец.

Книга «Народные русские сказки» А. Н. Афанасьева стала для нас настольной на время создания игры. Она легко и широко открывает дверь в мир сказок.

Ключевыми образами из волшебных сюжетов стали:

  • «Горе» из одноименной сказки в сборнике А. Н. Афанасьева, а также «Горе» и «Стих о Горе» из сборника «Жар-птица. Свирель славянина» (1907) К. Д. Бальмонта.

  • «Кощей» / «Баба-яга» и образ покидания героем родного дома — сказки «Леший», «Гуси-лебеди», «Марья Моревна».

  • Отвлечённые, не конкретные образы животных — «Смерть петушка», «Курочка», «Журавль и цапля».

Всех названий не перечесть, равно как не все отсылки из сказок имели прямое влияние на игру, сюжетные линии и т. п. Для нас скорее важно было наполнить страшный мир войны, похоронных извещений и наградных приказов узнаваемыми детскими переживаниями.

«А Горюшко вслед собакою...»: как народные сказки помогли рассказать о войне глазами ребенка Инди, Инди игра, Игры, Компьютерные игры, Gamedev, Indiedev, Русские сказки, Великая Отечественная война, Видео, Короткие видео, Длиннопост
«А Горюшко вслед собакою...»: как народные сказки помогли рассказать о войне глазами ребенка Инди, Инди игра, Игры, Компьютерные игры, Gamedev, Indiedev, Русские сказки, Великая Отечественная война, Видео, Короткие видео, Длиннопост

Также подсказкой были философия и исследования русской сказки Евгения Трубецкого: если «иное царство» в сказке — это не потусторонний мир, а иной способ восприятия, то для героини письма могут становится таким «иным царством» — пространством, где смерть соседствует с надеждой, а ужас — с трогательной человечностью.

И что, если война — не просто исторический период, а нечто большее? Может ли она быть таким же абстрактным, но всепоглощающим злом — как Кощей, «бессмертный» в своей жестокости? Не событием, а существом без лица, что душит деревню холодом, голодом и трагичными извещениями?

Работа философа Евгения Трубецкого «"Иное царство" и его искатели в русской народной сказке» с самого начала послужила для нас важным импульсом. Цитаты из этой книги не только вошли в основу раннего концепт документа, но и стали своеобразным компасом, помогающим ориентироваться в пространстве народного мифа.

«От начала и до конца сказка — дитя нашей кручины и печали. Об этом говорят бесчисленные сказочные образы; об этом поет и песня народная; Горе — стимул всех магических превращений».

«В русской сказке необыкновенно ярко и образно отражается психология русской народной печали. Возвращается бедняк с богатых именин, где его обнесли кушаниями, и пробует затянуть песню, чтобы казаться людям весёлым. Поет-то один, а слышно два голоса, остановился и спрашивает: "Это ты, Горе, мне петь подсобляешь?" Горе отозвалось: "Да, хозяин, это я подсобляю". "Ну, Горе, пойдем с нами вместе". "Пойдем, хозяин, я теперь от тебя не отстану". И ведёт Горе хозяина из беды в беду, из кабака в кабак...».

(«Иное царство и его искатели в русской народной сказке» Е. Н. Трубецкой)

«А Горюшко вслед собакою...»: как народные сказки помогли рассказать о войне глазами ребенка Инди, Инди игра, Игры, Компьютерные игры, Gamedev, Indiedev, Русские сказки, Великая Отечественная война, Видео, Короткие видео, Длиннопост
«А Горюшко вслед собакою...»: как народные сказки помогли рассказать о войне глазами ребенка Инди, Инди игра, Игры, Компьютерные игры, Gamedev, Indiedev, Русские сказки, Великая Отечественная война, Видео, Короткие видео, Длиннопост

Народное повествование в сказках, былинах не всегда ясно простому читателю или слушателю. Хотя логика развития сюжета в сценарном искусстве, литературе, играх напрямую наследует фольклорные традиции, понятные объяснения сказки пришли в условный Голливуд из филологии, фольклористики, сравнительных методов и структурализма в лингвистике. Поэтому мы не могли обойти стороной работы «Морфология сказки» и «Исторические корни волшебной сказки» В. Я. Проппа. Первый том его исследования посвящён поиску универсальных структур в волшебной сказке, которые выявляются автором благодаря анализу функций персонажей. Мотивы, возраст, пол и атрибуты персонажей по Проппу не влияют на сюжет, а являются фоном реальных структур, заложенных действиями, поступками, влияющими на ход сказки. Такое исследование может стать полезным и быть серьёзным подспорьем при трудностях создания любого сюжета.

Ценным для нас оказалось следующее сочетание: научная строгость Проппа и философская глубина Трубецкого, позволяющая увидеть в сказке не схему, а живое отражение человеческого духа.

«Русская сказка очень женственна. Она настроена не на борьбу, не на перелом, а на очень тонкое эмоциональное восприятие, на способность чувствовать мир в целом. Посредником между этим миром и иным часто оказывается баба яга. Она осуществляет инициацию, сообщая путь в тот самый иной мир, то самое запределье. В большей части русских волшебных сказок, женщина всё делает за мужчину и руководит им».

«… К этой цели в русской сказке ведете не столько подвиг и доблесть мужа, сколько мудрость его жены. Характерно, что мудрость олицетворяется не мужским, а по преимуществу женственным образом. Именно женскому началу принадлежит здесь центральная руководящая роль».

(«Иное царство и его искатели в русской народной сказке» Е. Н. Трубецкой)

«А Горюшко вслед собакою...»: как народные сказки помогли рассказать о войне глазами ребенка Инди, Инди игра, Игры, Компьютерные игры, Gamedev, Indiedev, Русские сказки, Великая Отечественная война, Видео, Короткие видео, Длиннопост
«А Горюшко вслед собакою...»: как народные сказки помогли рассказать о войне глазами ребенка Инди, Инди игра, Игры, Компьютерные игры, Gamedev, Indiedev, Русские сказки, Великая Отечественная война, Видео, Короткие видео, Длиннопост
«А Горюшко вслед собакою...»: как народные сказки помогли рассказать о войне глазами ребенка Инди, Инди игра, Игры, Компьютерные игры, Gamedev, Indiedev, Русские сказки, Великая Отечественная война, Видео, Короткие видео, Длиннопост

Работая над сценарием, мы сознательно отказались от использования готовых сценарных приемов и драматургических конструкций. Важно было отключить в себе расчетливых драматургов и позволить материалу — письмам, воспоминаниям, народным образам — самому определять форму и структуру повествования. Этот органичный подход особенно актуален, когда речь идет о детском восприятии войны — непосредственном, фрагментарном, но при этом насыщенным глубокими символами.

В процессе создания также вспоминались сюжеты, персонажи произведений детских писателей XX в., отечественной и зарубежной мультипликации. Вообще, читать и перечитывать детскую литературу, народные корпуса текстов нужно и полезно в любом процессе рассказывания историй — корпишь ли ты над игрой, снимаешь ли клип или пишешь научную статью. Сказка знакомит нас не только с искусно выстроенной логикой повествования, с отважными и глупыми, а подчас странными и местами жуткими персонажами, но и учит нас понимать другой, фольклорно-мифологический язык, переключать социальные и исторические регистры.

В конечном счете, «А Горюшко вслед собакою...» — это попытка найти тот самый «иной способ видеть реальность», о котором писал Трубецкой. Не документальная реконструкция, не аллегория, а именно пространство, где война предстает одновременно и как конкретно-историческая трагедия, и как вневременной миф, проживаемый ребенком — с его страхами, надеждами и удивительной способностью находить свет даже в самых темных сказках.

«А Горюшко вслед собакою...»: как народные сказки помогли рассказать о войне глазами ребенка Инди, Инди игра, Игры, Компьютерные игры, Gamedev, Indiedev, Русские сказки, Великая Отечественная война, Видео, Короткие видео, Длиннопост

~~~~~~~~

Наша игра на Steam и VK Play

Наш канал в Telegram.

Группа в VK.

Показать полностью 10
5

«А Горюшко вслед собакою…» уже в Steam и VK Play

История юной почтальонки, которая разносит фронтовые письма во время Великой Отечественной войны.

Мы выпустили игру «А Горюшко вслед собакою…» («Grief like a stray dog») — это интерактивное произведение, сочетающее элементы визуальной новеллы и приключения. История разворачивается на фоне Великой Отечественной войны, хотя сама война остается за кадром. Визуальный стиль черпает вдохновение из неоэкспрессионизма, детских рисунков и советской книжной иллюстрации. Основой для сюжета послужили сердечные рассказы, которыми делилась бабушка одного из разработчиков игры, а также мотивы русских народных сказок.

Ссылки на Steam и VK Play.

Трейлер на YouTube: https://www.youtube.com/watch?v=cV03ZSUGAJI

Мы будем рады, если вы попробуете нашу игру и поделитесь своим мнением в личном сообщении или на своем ресурсе/канале.

Ваши отзывы на платформах Steam и VK Play также важны.

Наш канал в Telegram: https://t.me/rayonistgames

«А Горюшко вслед собакою…» уже в Steam и VK Play Компьютерные игры, Игры, Инди игра, Визуальная новелла, Инди, Gamedev, Unity, Квест, Видео, Короткие видео, Длиннопост
«А Горюшко вслед собакою…» уже в Steam и VK Play Компьютерные игры, Игры, Инди игра, Визуальная новелла, Инди, Gamedev, Unity, Квест, Видео, Короткие видео, Длиннопост
«А Горюшко вслед собакою…» уже в Steam и VK Play Компьютерные игры, Игры, Инди игра, Визуальная новелла, Инди, Gamedev, Unity, Квест, Видео, Короткие видео, Длиннопост
«А Горюшко вслед собакою…» уже в Steam и VK Play Компьютерные игры, Игры, Инди игра, Визуальная новелла, Инди, Gamedev, Unity, Квест, Видео, Короткие видео, Длиннопост
«А Горюшко вслед собакою…» уже в Steam и VK Play Компьютерные игры, Игры, Инди игра, Визуальная новелла, Инди, Gamedev, Unity, Квест, Видео, Короткие видео, Длиннопост
«А Горюшко вслед собакою…» уже в Steam и VK Play Компьютерные игры, Игры, Инди игра, Визуальная новелла, Инди, Gamedev, Unity, Квест, Видео, Короткие видео, Длиннопост
«А Горюшко вслед собакою…» уже в Steam и VK Play Компьютерные игры, Игры, Инди игра, Визуальная новелла, Инди, Gamedev, Unity, Квест, Видео, Короткие видео, Длиннопост
Показать полностью 7
10

Мы сделали визуальную новеллу, и это не аниме. История разворачивается на фоне Великой Отечественной, но война в ней где-то за кадром

Всем привет!

На протяжении многих месяцев мы работали над игрой, в которой визуальный стиль черпает вдохновение из неоэкспрессионизма, детских рисунков и советской книжной иллюстрации. Основой для сюжета послужили сердечные рассказы, которыми делилась со мной бабушка, а ещё мотивы русских народных сказок.

«А Горюшко вслед собакою…» («Grief like a stray dog») — это игра, сочетающая жанры визуальной новеллы и приключения. Действие разворачивается в небольшой деревне в тылу во время Великой Отечественной войны. Игроку предстоит погрузиться в историю юной Нади, которая, заменяя больную мать, становится почтальонкой, разносящей вести с фронта. Среди писем — не только слова надежды, но и трагические извещения.

Сейчас мы на финишной прямой: уже в среду, 29 января 2025 года, игра выйдет на Steam и, скорее всего, на VK Play тоже.

Карусель со скриншотами из игры

Мы бы хотели поделиться нашим новым трейлером.

Трейлер на YouTube: https://youtu.be/cV03ZSUGAJI?si=qanjrN3pUWOjIHPL

Трейлер в ВК: https://vk.com/video-203004279_456239021

А также, если вам интересно, ссылки на игру в Steam и VK Play, где вы можете добавить игру в список желаемого.

Steam: https://store.steampowered.com/app/1831800/A_Goryushko_vsled...

VK Play: https://vkplay.ru/play/game/a_gorjushko_vsled_sobakoju/

В следующем посте мы постараемся рассказать, как работали над речью героев, поделимся опытом поиска утраченного языка.

Показать полностью 8
Отличная работа, все прочитано!