energyplus

energyplus

Энергия+ — онлайн-журнал об энергии и энергетике. http://e-plus.media/
На Пикабу
12К рейтинг 62 подписчика 2 подписки 469 постов 99 в горячем
14

На скорости 500+ километров в час: как устроены самые быстрые автомобили в мире

Чаще всего суперкары создают, чтобы устанавливать гоночные и инженерные рекорды. В этой статье мы собрали фото самых скоростных авто в России и мире в 2025 году и выяснили, что делает их такими быстрыми. Пристегнитесь — и поехали!

Это материал «Журнала автомобилиста», оригинал статьи и другие материалы для водителей читайте в приложении АЗС «Газпромнефть».

Rossa LM GT

Скорость: до 350 километров в час

Это самый быстрый российский автомобиль. Он оснащен 5,2-литровым двигателем мощностью 650 лошадиных сил. Машина разгоняется до 100 километров в час за три секунды, а ее максимальная скорость в зависимости от настроек аэродинамических элементов достигает 350 километров в час.

Российский суперкар Rossa LM GT

Российский суперкар Rossa LM GT

Благодаря карбоновым кузову и обвесу и особой «настройке» подвески российский суперкар Rossa LM GT уверенно конкурирует по конструкции с машинами, которые входят в списки лучших гиперкаров и суперкаров мира.

Rossa LM GT дебютировала в гонках в октябре 2024 года: машина участвовала в этапе Российской серии гонок на выносливость на автодроме Moscow Raceway. Серийный суперкар разрабатывают в двух вариантах: гоночная модификация категории GT2 уже готова, а версия для дорог общего пользования пока в работе.

Bugatti Chiron Super Sport 300+

Скорость: до 482 километров в час

Это первый серийный автомобиль, который разогнался до 482 километров в час. В этом суперкару помог восьмилитровый двигатель W16 с четырьмя турбинами, мощность которого — 1600 лошадиных сил.

Bugatti Chiron Super Sport 300+. Фото автопроизводителя

Bugatti Chiron Super Sport 300+. Фото автопроизводителя

Чтобы установить рекорд, французский бренд изменил аэродинамику обычного Chiron. Разработчики удлинили кузов на 25 сантиметров, вывели патрубки выпускной системы за пределы кузова, оптимизировали задний диффузор и оснастили автомобиль дисками из магниевого сплава, чтобы колеса стали легче.

Чтобы один из самых быстрых автомобилей в мире оставался стабильным на экстремальных скоростях, важна каждая деталь — от центра тяжести до состава шин. Для покрышек Chiron Super Sport компания использовала специальную резину, созданную совместно с инженерами из авиационной отрасли.

SSC Tuatara

Скорость: до 443 километров в час

Американская компания Shelby SuperCars поставила перед собой амбициозную цель: создать самый быстрый и исключительно мощный гиперкар. Разработчики провели несколько тестовых заездов и засняли, как автомобиль разогнался до 532 километров в час. Правда, потом они признались, что подделали видео: на самом деле скорость Tuatara не превышает 443 километров в час.

SSC Tuatara. Фото автопроизводителя

SSC Tuatara. Фото автопроизводителя

Несмотря на фальсификацию, гиперкар все равно очень быстрый. Этому способствует 5,9-литровый двигатель V8 мощностью 1750 лошадиных сил, который работает на биоэтаноле.

Развивать большую скорость помогает и обтекаемая форма кузова. При разработке кузова Tuatara использовали аэродинамические модели, похожие на те, что применяются в авиастроении. У Tuatara коэффициент лобового сопротивления — характеристика аэродинамического сопротивления при движении автомобиля — составляет 0,279. Для сравнения у Bugatti Chiron Super Sport 300+ этот показатель равен 0,350. Рекордно низкое сопротивление делает автомобиль кандидатом на звание самого быстрого гиперкара в современном мире.

Koenigsegg Jesko Absolut

Скорость: до 560 километров в час

Шведский производитель Koenigsegg заявляет, что Jesko Absolut способен развить скорость 560 километров в час. Официальных тестов скорости еще не было, а во время неофициальных зафиксировали максимум 360 километров в час. Пока официальный рекорд Jesko Absolut считают по Agera RS — предыдущей версии автомобиля: в 2017 году он разогнался до 447,19 километра в час, благодаря чему стал самым быстрым серийным суперкаром на тот момент.

Koenigsegg Jesko Absolut. Фото автопроизводителя

Koenigsegg Jesko Absolut. Фото автопроизводителя

Гиперкар способен удивить: у него пятилитровый двигатель V8 с двойным турбонаддувом мощностью 1622 лошадиных силы, ультралегкий карбоновый кузов и девятиступенчатая трансмиссия Light Speed Transmission, которая переключает передачи с минимальной задержкой для гоночных коробок передач.

Предшественник Jesko Absolut, Koenigsegg Agera RS, долгое время считался самым быстрым гиперкаром в мире.

Автокомпания Koenigsegg известна тем, что делает почти все «внутри», на собственных производствах: от коробок передач до элементов тормозной системы. Jesko Absolut продолжает эту традицию. Автомобиль собран как единое инженерное решение, без использования готовых блоков.

Hennessey Venom F5

Скорость: до 500 километров в час

Это один из самых быстрых суперкаров, ориентированный на скорость, а не на массовость. Американская компания Hennessey Performance Engineering создала Venom F5, чтобы превзойти Bugatti. Разработчики говорят, что автомобиль может разогнаться до 500 километров в час. Пока за результат взяли 437 километров в час — это показатель пилотной версии Venom F5.

Hennessey Venom F5. Фото автопроизводителя

Hennessey Venom F5. Фото автопроизводителя

Гиперкар оснащен 6,6-литровым двигателем V8 с двойным турбонаддувом мощностью 1817 лошадиных сил. Вместо кузова у него карбоновый монокок массой 86 килограммов. С ним Venom F5 весит 1,385 тонны.

До Venom F5 компания Hennessey выпустила Venom GT, который успел наделать шума в мире гиперкаров. Новый автомобиль продолжает ту же линию, только его мощность еще больше.

Rimac Nevera

Скорость: до 412 километров в час

Суперкар из Хорватии стал самым шустрым электромобилем в мире — он развил скорость 412 километров в час. Все благодаря четырем электродвигателям совокупной мощностью 1914 лошадиных сил и интеллектуальной системе контроля над тягой, которая в реальном времени распределяет мощность между колесами.

Rimac Nevera. Фото автопроизводителя

Rimac Nevera. Фото автопроизводителя

В гиперкаре Rimac Nevera нет привычной коробки передач — каждая пара колес работает автономно. Это позволяет перераспределить тягу по мере необходимости. Такой подход обеспечивает быстрому автомобилю устойчивость даже при ускорении, которое сопоставимо с нагрузками на гоночные болиды.

Показать полностью 6
24

В ХМАО испытали первый российский комплекс для бурения скважин титановыми иглами

В Югре успешно испытали первую российскую технологию бурения боковых стволов горизонтальных скважин с помощью титановых игл. Она позволит на 36% увеличить добычу трудноизвлекаемых запасов углеводородов и дополнит традиционные методы разработки в сложных геологических условиях.

В ХМАО испытали первый российский комплекс для бурения скважин титановыми иглами

Новую технологию создала и испытала «Газпром нефть» вместе с партнерами. Высокоточное бурение осуществляется тонкими иглами из титана — этот металл позволил сделать конструкции легкими, прочными и устойчивыми к коррозии. Каждая игла оснащена своим буровым инструментом диаметром 12 миллиметров. При этом применять дополнительные оборудование, материалы и реагенты при таком методе не нужно.

Бурение титановыми иглами подходит для разработки тонких пластов с нефтью, которые проходят рядом с водоносными горизонтами и газовой шапкой. Обычно «трудную» нефть добывают с помощью гидроразрыва пласта, но в таких сложных геологических условиях использовать его нельзя: трещины могут выйти за пределы нефтяных залежей, и в скважину устремится газ либо вода.

Специалисты «Газпром нефти» вместе с российскими инженерами и учеными разработали и применили технологию, которая стала дополнением к традиционному гидроразрыву пласта. Испытания продемонстрировали высокий потенциал оборудования для его дальнейшего применения на месторождениях компании. Это повысит эффективность разработки геологически сложных залежей и поможет в добыче «трудной» нефти на удаленных участках в Восточной и Западной Сибири.

Сергей Доктор, начальник департамента по добыче «Газпром нефти»

Первую горизонтальную скважину по новой технологии построили на месторождении «Газпром нефти» в ХМАО — Югре. Специалисты пробурили иглами 54 боковых ствола, создав сеть искусственных каналов. Это увеличило приток нефти в скважину более чем на треть.

Показать полностью
4

Новые отечественные присадки втрое продлили срок службы моторного масла

Ученые Губкинского университета создали наборы присадок для моторного масла, которые в 2,5–3 раза дольше сохраняют свои свойства по сравнению с зарубежными аналогами. Добавки адаптировали к минеральным и синтетическим маслам.

Новые отечественные присадки втрое продлили срок службы моторного масла

Специалисты синтезировали наборы присадок по известным технологиям, при этом использовали отечественные компоненты. В их числе — разбавители, которые ранее в промышленности не применяли. Они представляют собой смесь базовых масел с полярными соединениями — веществами, в молекулах которых разделены центры положительного и отрицательного зарядов. Благодаря растворителям добавки лучше распределяются в синтетических маслах.

На втором этапе исследователи сформировали комбинации присадок в оптимальном соотношении. Их набор одновременно замедляет разрушение моторного масла из-за перегрева и интенсивных нагрузок, а также блокирует вредные химические реакции, что продлевает срок службы масла.

Мы взяли за основу технологии синтеза присадок, известные со времен Советского Союза, доработали и использовали свое ноу-хау — разбавитель. Также мы разработали две технологии синтеза антиокислительных присадок (аминный и фенольный антиокислители) — они не имеют аналогов на отечественном рынке.

Анна Песковец, руководитель молодежной лаборатории современных функциональных присадок для смазочных масел Губкинского университета

Отечественные наборы присадок прошли испытания на дизельных двигателях MAN и Cummins. Образцы моторных масел с использованием новых присадок сохраняли физико-химические свойства до трех раз дольше импортных аналогов. Небольшие изменения свойств зафиксировали лишь после 50 тысяч километров пробега, в то время как зарубежные масла утрачивают исходные характеристики уже после 20 тысяч километров и демонстрируют оптимальный уровень свойств лишь в промежутке 7–15 тысяч километров пробега.

Разработанные наборы присадок подходят для минеральных (нефтяных) и синтетических видов масел. Опытно-промышленные партии уже передали Ассоциации автомобильных инженеров для получения допуска на использование в России. В перспективе ученые планируют разработать наборы для трансмиссионных и других видов масел.

Показать полностью
9

В Перми создали доступный материал для эффективных водородных топливных элементов

Ученые Пермского политеха разработали новый материал для водородного твердооксидного топливного элемента — устройства, которое преобразует химическую энергию водорода в электричество.

В Перми создали доступный материал для эффективных водородных топливных элементов

Исследователи создали материал для электролита, который в таких топливных элементах представляет собой многослойную керамику. Она пропускает ионы кислорода и не пропускает электроны, за счет чего происходит химическая реакция — до 70% энергии водорода переходит в электричество и 30% теряется в виде тепла.

Если керамика некачественная, ионы преодолевают ее хуже, элемент работает менее эффективно и может перегреться. Со временем керамика может трескаться, в том числе от перепадов температуры. Обычно для увеличения качества и долговечности керамики в ее состав добавляют дорогостоящие компоненты — например, платину или иттрий-стабилизированный цирконий.

Диоксид церия хорошо проводит ионы кислорода, что критично для работы твердооксидного топливного элемента, а редкоземельные добавки улучшают его свойства: создают дефекты в кристаллической решетке, облегчая движение ионов, повышают стабильность при перепадах температур и снижают рабочую температуру. В результате материал получается доступнее и эффективнее аналогов.

Никита Фаустов, ассистент кафедры «Химия и биотехнология» Пермского политеха

Ученые рассчитывают, что их разработка поможет развитию водородной энергетики, удешевив производство элементов на 30–40%. Они, по словам специалистов, пригодились бы для энергоснабжения в удаленных районах.

Показать полностью
5

Кремний подружили с золотом, чтобы в 10 тысяч раз активнее поглощать и излучать свет

Ученые Университета ИТМО создали новый материал на основе кремния и золота. Он в десять тысяч раз активнее поглощает и излучает свет, чем обычный кремний. Это свойство делает его полезным в разных сферах, включая медицину, промышленность и энергетику.

Кремний подружили с золотом, чтобы в 10 тысяч раз активнее поглощать и излучать свет

По словам разработчиков, весь секрет — в созданной ими метаповерхности особенной формы. Она представляет собой массив упорядоченных цилиндров из золота и кремния на металлической пленке. Массив цилиндров отделен от подложки зазором. Он выступает ловушкой для фотонов, надежно удерживая их. За счет этого даже небольшие объемы материала могут поглощать или излучать намного больше света: его коэффициент поглощения в десять тысяч раз выше, чем у обычного кремния.

Золото ученые выбрали за то, что оно очень хорошо отражает свет, особенно видимый и инфракрасный, практически без поглощения фотонов. Это объясняется атомарной структурой этого металла.

Материал может пригодиться для создания наносенсоров и наноизлучателей, которые используются в медицине, науке и промышленности. Другое потенциальное применение — оптические вычислительные системы. Носителями информации в таких системах будут частицы света, а не электрический ток, поэтому они смогут работать быстрее и меньше нагреваться.

Артем Ларин, научный сотрудник физического факультета Университета ИТМО

По словам Артема Ларина, метаповерхность, способная ловить частицы света и «запирать» их для улучшения взаимодействия с веществом, может стать основой более эффективных солнечных батарей. Однако для этого ее нужно будет модернизировать — в нынешнем варианте она улавливает только инфракрасное излучение длиной волны 1135 нанометров.

Показать полностью
3

Эксперт: Омский комплекс «Биосфера» поможет оздоровить Иртыш за два года

Эксперт: Омский комплекс «Биосфера» поможет оздоровить Иртыш за два года

Высокотехнологичный комплекс биологической очистки воды «Биосфера», который заработал на Омском нефтеперерабатывающем заводе в полную мощность, поможет за два года существенно оздоровить Иртыш за счет снижения водозабора. Об этом «Энергии+» рассказала доктор биологических наук, профессор кафедры экологии, природопользования и биологии Омского государственного аграрного университета имени Столыпина Ольга Баженова.

Иртыш — одна из главных рек Сибири и одна из самых протяженных и полноводных водных артерий России в целом. Благодаря «Биосфере» завод будет очищать промышленную воду на 99,99% и возвращать ее в производство. Это позволит втрое сократить водозабор из Иртыша и поможет ежегодно сберегать более десяти миллионов кубометров воды.

«Биосфера» — важный проект для региона и страны. Иртыш — это одна из немногих трансграничных рек России, испытывающих высокий уровень антропогенного воздействия, поэтому так важен контроль состояния ее экосистемы. Иртыш относится к высокопродуктивным (эвтрофным) рекам: в нем обитает множество живых организмов — от микроскопических водорослей до рыб.

Ольга Баженова, профессор кафедры экологии, природопользования и биологии Омского государственного аграрного университета имени Столыпина

В Иртыше живут краснокнижные виды — например, сибирский осетр. Гарантировать, что запуск «Биосферы» позволит его популяции восстановиться до состояния, как столетия назад, увы, нельзя — это зависит от множества факторов, в том числе от работы других предприятий региона. Однако снижение нагрузки на реку за счет уменьшения водозабора благоприятно скажется на среде обитания рыб.

— Специалисты нашей кафедры продолжат вместе с Обь-Иртышским управлением по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды регулярно отслеживать главные показатели экологического состояния Иртыша: индекс загрязнения воды, уровень биологического и химического потребления кислорода, численность и структуру фитопланктона и другие, — подчеркнула Ольга Баженова. — Думаю, примерно через два года после запуска «Биосферы» мы получим реальные подтверждения тому, что за счет снижения водозабора качество воды в Иртыше повысилось, а общее состояние реки улучшилось.

Показать полностью
4

В России появится новая специальность, которая ускорит цифровую трансформацию ТЭК

В России появится новая специальность, которая ускорит цифровую трансформацию ТЭК

С нового учебного года в Национальном исследовательском ядерном университете «МИФИ» начнут обучать будущих специалистов по цифровой трансформации хайтека. Выпускники новой специальности помогут ТЭК быстрее разрабатывать и внедрять цифровые технологии.

Новая образовательная программа бакалавриата называется «Управление цифровой трансформацией наукоемкого бизнеса». Она позволит вузу готовить менеджеров, которые смогут внедрять цифровые технологии в наукоемком и высокотехнологичном бизнесе — например, в энергетике, в том числе ядерной.

Помимо основ менеджмента, экономики, финансов и права студенты будут изучать предметы, связанные с цифровыми инновациями: управление цифровой трансформацией бизнеса, цифровое управление качеством, цифровые технологии управления жизненным циклом наукоемкой продукции, цифровые платформы бизнеса.

В программе предусмотрено глубокое изучение математики, чтобы выпускники могли профессионально работать с высокотехнологичными системами. Также студенты изучат основные ИТ-дисциплины: вычислительные и корпоративные системы, телекоммуникации, информационную безопасность, нейросети.

В дополнение к техдисциплинам учащимся прочтут курсы по истории — науки и техники, атомной энергетики.

Показать полностью
12

В Томске придумали «сито» для просеивания атомов, которое может изменить энергетику

В Томске придумали «сито» для просеивания атомов, которое может изменить энергетику

Ученые Томского государственного университета предложили новую технологию разделения изотопов. Она позволит эффективнее выделять частицы урана, важные в атомной энергетике, а в перспективе, возможно, поможет нарабатывать и топливо для термоядерных реакторов — гелий-3.

Новый метод основан на прохождении потока изотопов в газовой форме через многослойную мембрану в присутствии внешнего ускоряющего электрического поля. Мембрана состоит из графена с крошечными порами. Внешнее электрическое поле «проталкивает» через них заряженные атомы.

Процесс идет при минус 269 градусах — почти при абсолютном нуле. При такой температуре атомы ведут себя, как электромагнитные волны: подобно свету или звуку. Поры в мембране пропускают только волны определенной длины. Легкие частицы (с длинной волной) проходят сквозь «сито», а тяжелые (с короткой) — застревают.

Мембраны уже используют для разделения изотопов: легкие проходят ее чуть быстрее, чем тяжелые. Однако разница получается мизерной, из-за чего процесс приходится повторять тысячи раз. Мембрана, разрабатываемая томскими специалистами, представляет собой систему из двух барьеров, которые будут функционировать с учетом механизма резонанса.

Разрабатываемый способ существенно отличается от имеющихся: он опирается на другие принципы разделения. Сейчас мы изучаем механизмы резонансного прохождения изотопов через двухбарьерные системы нанопористых мембран, чтобы получить ответ на вопрос о принципиальной возможности применения мембранных технологий для разделения изотопов урана, гелия и других веществ.

Михаил Бубенчиков, руководитель проекта, профессор механико-математического факультета Томского государственного университета

В отличие от обычных методов разделения новая не потребует много энергии и сложного оборудования. Так, газовые центрифуги вращают смесь изотопов на огромной скорости, и более тяжелые (уран-238) прижимаются к стенкам, как белье в стиральной машине, а легкие (уран-235) остаются в середине — такой метод требует тысяч центрифуг и много времени.

Ученые ожидают, что при помощи новой технологии можно будет выделять востребованные в атомной энергетике уран-238 и уран-235. Возможно, технология поможет выделять и редкий гелий-3, который считается идеальным топливом для перспективных термоядерных реакторов. По подсчетам ученых, он сможет дать в тысячу раз больше энергии, чем водород, и после отработки не оставит после себя радиоактивные отходы, как уран.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!