dartvladimir

Пикабушник
Дата рождения: 01 января
21К рейтинг 5482 подписчика 39 подписок 14 постов 14 в горячем
Награды:
5 лет на ПикабуЗа колонизацию Солнечной системыболее 1000 подписчиков

Космические деньги

Про финансы и экономику освоения космоса

Космические деньги Луна, Космос, Колонизация, Стоимость, Starship, Длиннопост

Логистика освоения солнечной системы описана в посте
Колонизация солнечной системы

Уточнение
@sun.ami в прошлом посте нашёл ошибку: у меня при расчете купола взят полный объём сферы, должно быть 2100 вместо 4200 м3.



Внимание: расчёт сугубо оценочный с округлениями и допущениями, предназначен для только для понимания порядка затрат.


1. Стоимость запуска многоразового корабля Земля - НОО

Рассчитаем стоимость доставки 100 тонн на НОО для корабля типа «Starship» и первой ступени типа «Super Heavy» от «SpaceX». Данный аппарат наиболее близок к реальному производству и уже достаточно проработан, чтобы по нему можно было провести оценку.

Стоимость двигателя «Merlin 1D» при тяге 67 тс составляет около 1 млн $ (или 15000 $/тс). Пересчитав пропорционально мощности можно оценить стоимость двигателя «Raptor»: при тяге в 200 тс, получаем стоимость в 3 млн $.

Космические деньги Луна, Космос, Колонизация, Стоимость, Starship, Длиннопост

На первой ступени планируется 37 двигателя «Raptor», стоимость их составит 111 млн $. Двигатели составляют примерно половину от стоимости всей ступени, таким образом, фюзеляж ступени с топливной системой и авионикой будут стоить также 111 млн $.

Стоимость «Starship» (периодически буду называть его 2-ой ступенью) - это 6 двигателей и 18 млн $.
Остальные элементы можно оценить пропорционально элементам 1 ступени:
- через отношения масс 180:120;
- через отношение длин 70:50.
Также можно выразить суммарную стоимость через двигатели, принимая, что они стоят 25% от всего корабля.
Получаем, соотвественно, 74, 79 и 54 млн $. Возьмём максимальные 79 млн $.

Вся ракета получается 319 млн$.

Расчёт коррелируется с другими данными, найдеными на просторах интернета.

Космические деньги Луна, Космос, Колонизация, Стоимость, Starship, Длиннопост

Инфографику увидел в посте
Космическая экспансия человечества

Базовая цена запуска ракеты-носителя «Атлас-5» составляет 109 млн $. На первой ступени установлены двигатели «РД-180», стоимостью 25 млн $ (тягой 390 тс) и «RL-10A» тягой 10 тс (данных по стоимости не нашёл). Двигатели первой ступени составляют около четверти от цены запуска. Также примерно четверть составляет прибыль компании, стоимость пусковых услуг, страховка.

Ещё был найден такой расчёт:
https://astronews.space/spacecrafts-2/252-raschet-stoimosti-...

Далее идёт эффект многоразовости.
На текущий момент первая ступень «Falcon 9» при заявленном десятикратном использовании достигла 6 повторных пусков, используя керосиновые двигатели. Это позволяем предположить, что к 2035 году вполне реально достижение на более совершенном «Starship», проектируемые с учётом полученного опыта и более совершенных двигателях, следующих показателей:
- ресурс планёра и первой ступени - 50 циклов взлёта-посадок (шаттл «Discovery» остановился на 39);
- ресурс двигателя 25 циклов взлёта-посадок;
Следующее предположение - после каждой посадки требуется затратить 1 % от стоимости элемента на осмотр и, при необходимости, ремонт.

Таким образом каждый запуск будет стоить 5.16 млн $ по ресурсу двигателей, 3.8 млн $ по ресурсу планера и, соответсвенно, 1.29 и 1.9 млн $ на осмотр и ремонт.

При многоразовом использовании, когда стоимость 1 запуска сильно падает, вклад топлива начинает существенно расти. «Starship» использует метан-кислородную пару. Стоимость жидкого метана - 430 $ за тонну, жидкого кислорода - 200 $ за тонну (цена в России при текущем курсе). Оптимальное соотношение кислорода к метану 3.65 к 1. Соответсвенно средняя цена топлива - 250 $ за тонну.

Для запуска 100 тонн и возвращения ступеней используется 3400 на 1-ой и 1200 тонн на 2-ой. При цене по 250 $/т получаем 1.15 млн $.

Следующее допущение: увеличение частоты пусков снизит стоимость пусковых услуг (пусковой стол, пункт управления, заправка, транспортировка, посадочные платформы и страховка) до 25 % от стоимости ракеты с топливом и подготовкой к повторному пуску. Прибыль компании примем тоже как 25 %.

Итого получаем: 13.3 млн $ - ракета и топливо, 20 млн $ - суммарная стоимость запуска 100 тонн на НОО.
При увеличении ресурса планёра и двигателей до 100 и 50 пусков соответсвенно, а также появления конкурентов для «SpaceX», что повлечёт снижение прибыли и стоимости организации пуска до 10%, получим стоимость вывода на НОО чуть выше 10 млн $ (уже 2035...2040 год).

Вполне реальная цифра к 2040 году:
100 тысяч $ за тонну на НОО

Для справки: самая низкая цена сегодня («Falcon 9») - 4 млн $ за тонну.


2. Стоимость рейса НОО - Луна

Космические деньги Луна, Космос, Колонизация, Стоимость, Starship, Длиннопост

Для полетов между НОО Земли и НОО Луны используется отдельный корабль, который не совершает посадок на поверхность.

Такому кораблю не нужны мощные двигатели, вполне достаточно два (для безопасности) метановых аналога «Мерлина». Таким образом, стоимость двигателей будет около 2 млн $.

Отсек полезной нагрузки «Starship» при пересчёте пропорционально длине составит примерно 40 тонн массы и 28 млн $ в цене.

Удельная масса и стоимость бака составляет около 60 кг и 0.038 млн $ на тонну топлива.

Требуемый запас характеристической скорости для полёта между Землей и Луной около 4 км/с, что при удельном импульсе в 3800 м/с потребует топлива по массе почти в 2 раза больше массы корабля.

Чтобы вернуться после доставки 100 тонн, для корабля массой 120 тонн (40 отсек и двигатели + 80 баки), потребуется 240 тонн топлива. Для того, чтобы доставить от Земли корабль массой 460 тонн (корабль, топливо и целевая нагрузка) потребуется уже 920 тонн топлива. Фактически получаем тот же «Starship», но с намного большим ресурсом планёра (не надо выдерживать вход в атмосферу) и дешевыми двигателями.

Получаем стоимость 81 млн $ (79 ступень + 2 двигателя) с ресурсом (грубо) 500 полетов (до Луны и обратно) для планера, но 50 для двигателей.

Стоимость осмотра для планера приём также 1 % от стоимости (проводится реже, но в условиях космоса), а для двигателей - 4 % от стоимости (повышение из-за условий космоса).

Для такого корабля возникают дополнительные траты - доставка топлива, новых двигателей и запчастей на орбиту.
Масса 2 двигателей и некоторого количества ЗИП примем за 2 тонны.

Дополнительно к замене двигателей придётся добавить 0.2 млн $, что, относительно мало, а вот за подъем на орбиту 1200 тонн топлива придётся выложить дополнительно 120 млн $.

Стоимость работ по организации примем равной двойной стоимости наземного пуска - около 3.5 млн $.

Стоимость вывода корабля на орбиту - 12 млн $, с учётом ресурса в 500 полетов, это добавит только 0.024 млн $ за один полёт.

Итого стоимость отправки на Лунную орбиту 100 тонн груза составит почти 125 млн. (0.04 + 0.16 + 0.79 + 0.08 + 0.024+ 3.5 + 120.2) причём доля доставки топлива составит 96 %.

Для пилотируемых миссий такой вариант подходит, так как важно время.

Вполне реальная цифра к 2045 году:
1.25 млн $ за тонну между НОО Земли и Луны на химических двигателях.


Космические деньги Луна, Космос, Колонизация, Стоимость, Starship, Длиннопост

Если ракета на химическом топливе оправдана для пассажирских перевозок, то перевозка грузов выйдет слишком дорого. Все грузовые рейсы выгодно осуществлять на ионных ядерных буксирах.

На ОКР по разработке такой техники выделили 4.2 млрд рублей. Из чего можно сделать вывод, что стоимость опытного образца мощностью 1 МВт и массой в 20 тонн выйдет в 2.1 млрд рублей. Буксир, массой в 200 тонн и выводимый в два этапа, может (далее экспертная оценка) иметь мощность 30 МВт и стоимость 21 млрд рублей или 300 млн $.

Время набора 4 км/с для буксира массой 200, корабля 40 и с нагрузкой 100 тонн займёт 16 дней, таким образом, полёт в обе стороны займёт 36 дней (с учётом стыковки, разгрузки, выхода на орбиту разгона).

Срок службы ядерных буксиров составляет 10 лет, что эквивалентно 100 рейсам.

Для ионных двигателей с удельным импульсом 50 км/с потребуется 50 тонн ксенона на рейс.

Стоимость ксенона 250 тыс $ за тонну. Учитывая необходимость вывода на орбиту, стоимость на рейс составит 17.5 млн $.

Доставки 100 тонн при помощи ядерного буксира будет состоять из 4 млн $ - за ресурс корабля, 3 - за ресурс буксира, 0.24 - за доставку на орбиту корабля и буксира, 3.5 - организация запуска, 3 - осмотр и ремонт, 17.5 - рабочее тело для ионных двигателей. Всего 31.5 млн $. Даже в ядерном буксире стоимость топлива (ксенона) составит 55.6 %.

Вполне реальная цифра к 2045 году:
0.32 млн $ за тонну между НОО Земли и Луны при помощи ядерного буксира.


3. Стоимость доставки груза с НОО Луны на поверхность

Космические деньги Луна, Космос, Колонизация, Стоимость, Starship, Длиннопост

Необходимый запас характеристической скорости для посадки/взлёта с Луны с запасом для коррекции орбиты и маневрировании на посадке составляет 1.9 км/с.

Для возврата корабля в 60 тонн (40 корабль и 20 двигатели и топливные баки) потребуется 40 тонн топлива. Соответсвенно, для посадки такого корабля с грузом 100 тонн необходимо 132 тонны топлива. Общая масса - 332 тонны. 3 двигателя «Merlin 1D» более чем достаточно для взлета или посадки с резервированием.

Стоимость лунного шаттла составит 40 млн $ (3 - двигатели, примерно 30 - корабль (36 % от «Starship»), 7 - баки). Ресурс принимается для планера в 200 посадок (нет входа в атмосферу), для двигателей - 50 циклов.

Доставка 1 тонны груза с поверхности Земли до НОО Луны обойдётся в 0.415 млн $. Доставка 2 тонн запчастей и двигателей - 0.83 млн $, корабля - 24.9 млн $, 172 тонн топлива для 1 посадки взлёта - 71.4 млн $. Итоговая стоимость составит 75.8 млн $ (0.08 - двигатели, 0.32 - корабль с доставкой, 3.5 организация рейса, 0.12 + 0.37 - осмотр двигателя и корабля, 71.4 - топливо) за 100 тонн. Доля топлива - 84 %.

Вполне вероятная цифра к 2045 году:
0.76 млн $ за тонну между НОО Луны и ее поверхностью.


4. Подведем итог

Стоимость доставки:
Земля - орбита Земли - 0.1 млн $ за тонну груза;
Земля - ортита Луны - 0.42 млн $ за тонну груза или 1.35 млн примерно за 4-х человек.
Земля - Луна - 1.18 млн $ за тонну груза или 2.11 млн $ примерно за 4-х человек.

Дорого ли это?

Сейчас самую низкую цену - 4 млн $ за тонну за вывод на НОО - предлагает «SpaceX» на «Falcon 9».

Постройка авианосца типа «Gerald R. Ford» стоит 14 млрд $, а его авиакрыло около 8 млрд $. Это соответственно отправка 11800 тонн и примерно 15000 человек.

Бюджет NASA - 25 млрд $ в год, сопоставимо с авианосцем. Это позволит США без особых экономических усилий держать постоянную базу в несколько сотен астронавтов на Луне.

Бюджет Роскосмоса намного скромнее - около 2.5 млрд $. Всю инфраструктуру не построить, но в кооперации с Китаем, можем себе позволить пару десятков человек на Луне.

Показать полностью 5

Колонизация солнечной системы

Часть 4. Трава у дома

Колонизация солнечной системы Колонизация, Луна, Марс, Космические путешествия, Космос, Длиннопост

Рассмотрим инфраструктуру колоний на Луне и Марсе.

Очевидно, первые полеты на другие планеты будут похожи на высадку американцев на Луну - прилетели, поработали, улетели. Но со временем появятся постоянные базы для десятка человек, а потом и полноценные колонии на тысячи.

Начало постройки базы будет выглядеть как-то так:
- прилетает спутник ДЗЗ, который строит подробнейшие карты с рельефом, по которым определяются лучшие места для посадки;
- прилетает пилотируемая миссия, подтверждается точка развёртывания базы, ставятся навигационные маяки в точки посадки (параллельно можно разворачивать лунный/марсианский «Глонасс»);
- в обозначенные точки прилетает куча беспилотных ракет, выгружают тонны оборудования, роботизированных модулей, манипуляторов и экскаваторов;
- выполняются все подготовительные работы, которые могут быть выполнены удаленно и автономно;
- в уже подготовленную временную станцию направляются отряды колонистов, которые должны будут обустроить основу для долговременной станции.

Собственно, что нужно для обеспечения колонии?
- космодром;
- жилые модули;
- электростанция;
- производство;
- биосферные модули;
- транспорт.


Космодром

Колонизация солнечной системы Колонизация, Луна, Марс, Космические путешествия, Космос, Длиннопост

Космодром - основная часть инфраструктуры любой действующей колонии.

Так как что на Луне, что на Марсе отсутсвует органика, то будет необходимо регулярно снабжать колонистов едой, пластиком и резиной.

Для посадочной площадки требуется довольно прочное основание и защита прилегающих территорий от пыли, поднимаемой двигателями. И если защититься от пыли можно растянув довольно легкую термостойкую пленку, то для поверхности площадки потребуются металические листы и небольшой слой связанного грунта (аналогично бетону) под ними.

С учётом того, что в целях безопасности посадочную площадку необходимо делать на удалении от обитаемых модулей, возникает вопрос доставки людей из герметичного корабля до герметичного помещения. И тут либо аналог «кишки» в аэропорту, лило скафандры и электробусы.

В любом случае, процесс разгрузки грузового корабля потребует тяжелой автотранспортной техники.

В 100 тонн можно уложить стальную площадку диаметром 50 м и толщиной 6 мм. Достаточно мало, но если превратить реголит с помощью «эпоксидки» в аналог бетона, то и 6 мм сверху такого основания будет вполне достаточно.


Жилые модули

Колонизация солнечной системы Колонизация, Луна, Марс, Космические путешествия, Космос, Длиннопост

Самая важная вещь для модуля - это герметичность и возможность выдерживать перепад давления в 1 атмосферу (на Марсе давлением местной атмосферы можно пренебречь).

Другой важный аспект - защита от радиации. Самый простой способ защитится от вредного космического излучения на планетах с твёрдой поверхностью - расположить людей за парой метров грунта. Делать панорамное смотровое окно в крыше над кроватью будет не самой хорошей идеей, если, конечно, оно не толщиной в метр. При этом маленькие боковые окна-трубы, которые идут сквозь защиту - вполне пригодны для создания психологического комфорта.

В целом, для этих целей (избыточное давление и необходимость держать массу земли) идеально подходит шарообразная форма купола, причём распределённый вес земли сверху, будет уравновешивать внутреннее давление. Это обеспечит минимальную массу конструкции и, как следствие, более дешёвую доставку модулей на Луну.

Для возведения такого модуля необходимы:
- луноход-трактор для углубления и выравнивания площадки, насыпи грунта на поверхность модуля (рыть в глубь слишком сложно, а если строить на поверхности, то все равно придётся рыть яму, чтобы добыть грунт для насыпи сверху);
- стальные арочный каркас-основа и панели, которые соединяются сваркой;
- роботы-манипуляторы, типа «Kuka» для автоматической сборки всей конструкции.

Технологический аналог таких модулей - большие нефтяные резервуары типа РВС-20000, на Земле делают без особых проблем.

Масса полусферического купола (каркас и обшивка) радиусом 10 м составит около 25 тонн, а с учётом внутренних помещений и системы жизнеобеспечения можно спокойно уложиться в 100 тонн. Стоит отметить, что объём такого строения около 4200 м3. Для человека на Земле вполне комфортно жить в 50 м3. Таким образом, купол, запускаемый одной ракетой с Земли, обеспечит жильем примерно 50 человек в комфорте или 125 по нормативам общежития, и при этом в центральной части останется большое общее пространство.


Электростанция

Колонизация солнечной системы Колонизация, Луна, Марс, Космические путешествия, Космос, Длиннопост

На любой внеземной базе все оборудование будет электрическим. Отсюда возникает потребность в большом количестве мегаватт.

Может показаться, что будущие колонии будут утыканы солнечными панелями. Но это не так. Если на Марсе небольшие вспомогательные «поляны» панелей оправданы, то на Луне исключены. Основа энергетики - газовые ядерные реакторы.

Причины следующие:
- на Марсе слишком низкая энергия солнечного излучения и для 1 кВт потребуется 10 кг панелей. Есть смена суток, что повлечёт для среднего потребления 1 кВт - 20 кг панелей и 30 кг аккумуляторов, что даст 50 кг/кВт.
- на Луне очень длинная ночь, которая потребует огромного количества аккумуляторов, так как все системы должны работать круглосуточно.

Ядерный реактор может иметь удельную массу менее 30 кг/кВт (если верить данным по «Нуклону» и, что более важно, работать ночью.

Поэтому, вместо бескрайних «полей» солнечных - небольшой холмик с «полянкой» ярко-красного свечения радиаторов реактора.


Производство

Колонизация солнечной системы Колонизация, Луна, Марс, Космические путешествия, Космос, Длиннопост

Основа существования любой колонии - это воздух и вода.

На Луне вода содержится в районах полюсов в виде льда, а также в очень малой доле в реголите. На Марсе в районах полюсов в виде льда, а также под поверхностью, в том числе, в жидком виде.

В случае с Марсом, если повезёт, можно пробурить скважину. А так,потребуются экспедицию на элетрогрузовике с цистерной в кратеры, поближе к полюсам, где будут добывать лёд, и доставлять обратно на станцию.

Кислород для воздуха можно получать либо из воды, либо из оксидов методом электролиза. Если организована добыча металлов, то кислород может быть побочным продуктом.

Стоит отметить, что на Марсе можно получать азот для воздуха путём обогащения местной атмосферы.

Если есть вода и кислород, то можно рассмотреть возможность добычи местных полезных ископаемых.

На Луне в большом количестве представлены:
- Кремний;
- Кальций;
- Магний;
- Железо;
- Алюминий;
- Титан (не во всех районах).
Остальное представлено в малых количествах.
На Марсе плюс-минус тоже самое.

С учётом того, что на Луне есть вода и нет особых проблем с электричеством, можно достаточно просто наладить производство (металлургическое) основных конструкционных материалов, а также стекла.

Имея железо, титан, алюминий и выполнив доставку 3D-принтеров на Луну, можно изготавливать довольно сложные изделия из металла.

Тут возникает проблема: можно спокойно делать предметы из металла и керамики, но привычную пластмассу или резину можно получить только с Земли.

Целесообразно организовать производство изделий, типа электродвигателей или аналогичной сложности, которые практически полностью состоят из металла.

Помещение завода - все тот же металлический купол, аналогичный жилым.


Биосферные модули

Колонизация солнечной системы Колонизация, Луна, Марс, Космические путешествия, Космос, Длиннопост

Если вода в колонии имеет замкнутый цикл, то вот с едой возникают проблемы. Человеку нужно в среднем 2.5 кг еды в день. Разовая поставка в 100 тонн, обеспечит пищей 100 человек на год.

Современные теплицы позволяют иметь урожайность до 50 кг/м2 в год. Модуль диаметром 20 м, даст около 25 тонн овощей в год при двухъярусном варианте, а также будет утилизировать углекислый газ.

Выращивать животных спасла не имеет, так как они потребляют слишком много корма, который тяжело получить в замкнутых условиях. Проще привезти мясо с Земли.

Естественно, что биосферный модуль не сможет обеспечить полную автономность, но даст возможность несколько упростить снабжение и самое важное - обеспечить психологический комфорт людям.


Транспорт

Колонизация солнечной системы Колонизация, Луна, Марс, Космические путешествия, Космос, Длиннопост

Что на Луне, что на Марсе вариантов транспорта всего 2 (не считая велосипеда):
- электропоезд;
- электромобиль.

Развитие железнодорожной сети вполне оправдано - производство подвижного состава и рельс возможно непосредственно в колонии.


Что имеем в итоге?

Внешне - радиальная сеть холмов, соединенные между собой переходами. В центре большие с производственными и биосферными модулями, по периметру жилые меньшего размера. На удалении, с одной стороны посадочные площадки, с другой ядерная электростанция. Все это связано дорогами. Колонии связаны между собой сетью железных дорог и грунтовок.

Внутри - многоэтажные интерьеры из стекла и металла, квартиры по периметру полусферы с маленькими иллюминаторами, в центре просторное общее помещение (спортивные залы, столовые, зоны отдыха). Переход из одного купола в другой, а также до производственных модулей - по длинным коридорам.


PS: Следующий пост цикла будет про экономику и стоимость таких проектов.

Показать полностью 6

Колонизация солнечной системы

Часть 3. Точки опоры

Колонизация солнечной системы Космос, Луна, Марс, Орбитальная станция, МКС, Солнечная система, Длиннопост

В этой части рассмотрим рациональный способ колонизации солнечной системы и логистику. Стоит отметить, что речь идёт не о разовой высадке, а про постоянно действующие полуавтономные базы, между которыми выполняются регулярные рейсы.

Подразумевается уровень технологий близкий к текущему, а это наличие аппаратов на ионных двигателях с ядерными энергетическими установками, полностью многоразовых космических кораблей, выводящих около 100 тонн на НОО и обратно.

На мой взгляд, способ освоения космоса может быть только один: создание опорных орбитальных станций, с их помощью осуществление стабильных перемещений с поверхности планет на низкую орбиту и далее между опорными станциями планет.

Очередность освоения банальна: опорные орбитальные станции на орбитах Земли и Луны - освоение Луны - орбитальная станция Марса - Марсианская база.

Чтобы человеку лететь дальше, нужен скачок технологий в части двигателей (обеспечивающий запас по скорости ближе к 100 км/с), без него постоянные пилотируемые полёты дальше пояса астероидов маловероятны - слишком большая длительность. Поэтому Каллисто и Титан - это уже очень далекая перспектива, а Церера на грани достижения аппаратами ближайшего будущего.

«Новый дивный Мир»
Первое что нужно для создания колоний - это опорные орбитальные станции.

Колонизация солнечной системы Космос, Луна, Марс, Орбитальная станция, МКС, Солнечная система, Длиннопост

Фотография станция «Мир»

В обозримом будущем неизбежно появление орбитальных станций, по сравнению с которыми «Мир» и МКС будут смотреться небольшими cubsat’ами.

Создание колонии, подразумевает перемещение большого количества грузов с поверхности Земли на поверхность другой планеты (спутника) и постоянное перемещение людей между ними.

Посадка и взлёт на поверхность могут быть выполнены только при помощи химических двигателей, при этом межпланетные перелеты или доставку грузов (где время не играет большого значения) выгоднее выполнять на ионных. Тут выявляется первая задача такой станции: необходимость пересадки пассажиров, накопление и загрузка контейнеров.

В целом, если речь идёт о массовых полетах, то экономически целесообразно делать разные корабли:
- для выполнения посадки на Землю (Марс) с возможность выдерживать высокие тепловые нагрузки при посадке;
- для выполнения посадок/взлёта на Луну, которые будут иметь в шесть раз меньше двигателей чем для взлёта с земли, небольшие топливные баки и без тепловой защиты;
- для выполнения пассажирских перевозок между станциями с радиационной защитой вместо тяжёлых элементов для посадки на поверхность, а также с минимальным количеством двигателей;
- для грузовых перевозок в виде медленного ионного ядерного буксира с возможностью установки множества стандартных контейнеров (хотя для космоса это скорее цилиндры).

Например, взлёт с Луны и выход на ее низкую орбиту, требует в 6 раз меньше тяги и в 7 раз меньше топлива. Соотвественно, при одинаковой выводимой массе полезной нагрузки Лунный аппарат можно сделать более чем в 6 раз дешевле.

Для перелётов между Землей и Луной не нужны мощные двигатели, которые обеспечивают взлёт с поверхности, а достаточно одного маломощного (но тут нужна оптимизация с точки зрения вероятности отказа). Топливные баки можно делать меньше примерно в 4 раза. Это все снижает массу, что позволит без особых потерь делать массивную радиационную защиту.

Туристический чартер будущего (не надо воспринимать всерьёз)

Колонизация солнечной системы Космос, Луна, Марс, Орбитальная станция, МКС, Солнечная система, Длиннопост

До тех пор, пока в колонии не начнёт функционировать производство компонентов топлива - необходимо осуществлять дозаправку ракет. Взлёт с земли не позволяет иметь на борту достаточного количества топлива для полетов даже к Луне (имеется ввиду применение и возвращение аппаратов многоразового использования). Таким образом, для любых полетов с НОО (если они не в один конец) потребуется наличие топлива на орбите. Например, чтобы заправить до полного «Starship» требуется выполнить 12 запусков и осуществить 11 стыковок с процедурой перелива топлива. Очевидно, удобнее и выгоднее выполнить заправку один раз, пристыковавшись к орбитальной станции. И быстрое обеспечение топливом - это второе основное предназначение орбитальных станций.

Появление кораблей, которые не рассчитаны на сход с орбиты (буксиры с ядерными энергоустановками), повлечёт за собой необходимость выполнения сборочных, ремонтных операций и технического обслуживания прямо в космосе. Учитывая, что вывод более 100 тонн с Земли достаточно тяжелая задача, поэтому, чтобы собрать грузовой корабль с реактором мегаватт на 30, его придётся выводить на орбиту по частям и уже на ней выполнять крупноузловую сборку. Это третья функция орбитальной станции.

Фактически на орбите Земли и любого другого «шара», где развивается колония, необходим грузовой и пассажирский порт. Соотвественно, появляется необходимость наличия постоянного рабочего персонала, для которого требуется создать комфортные условия. Тут уже неизбежно появление «центробежной» гравитации.

В итоге, на орбитах Луны, Марса (а затем и на других обозначенных планетах) получим что-то вроде МКС, с длинными фермами причалов, ядерным реактором, полями панелей радиаторов, шарообразными баками с топливом, надувными ангарами и вращающимся тором жилых модулей. По всему этому великолепию будут постоянно передвигаться «лифты» и люди в скафандрах.

Картинки, удовлетворяющей меня с инженерной точки зрения, не нашёл, поэтому прикреплю наиболее адекватную с просторов интернета.

Колонизация солнечной системы Космос, Луна, Марс, Орбитальная станция, МКС, Солнечная система, Длиннопост

Выгоднее иметь одну международную станцию. Чем больше - тем безопаснее при выходе из строя отдельного модуля. Чем чаще на неё летают - тем дешевле снабжение и ротация людей. Станция будет расти, пока не упрется в предел по площади панелей системы охлаждения и прочность конструкции, необходимой для выполнения коррекции орбиты.

Стоит отметить: для оптимизации запусков к Луне и Марсу наклонение орбиты станции должно быть около 25 градусов, что заставляет задуматься о роли России в этом прекрасном будущем.


Полёт с Земли на Луну будет выглядеть примерно так:
- добираешься до космопорта;
- садишься на ракету;
- взлетаешь и летишь к орбитальной станции;
- отдыхаешь с зале ожидания с видом на Землю пару часов;
- пересаживаешься на корабль с метан-кислородными двигателями до Луны;
- отлетаешь от Земной станции, летишь в космосе (по времени как трансокеанский перелёт) и выходишь на Лунной станции;
- там пересаживаешься на посадочный шаттл с водородо-кислородными двигателем, и долетаешь до Лунного космопорта;
- садишься на экспресс-луноход и едешь до нужной базы.

У нас некоторые на поезде до Чёрного моря дольше ездят.

Колонизация солнечной системы Космос, Луна, Марс, Орбитальная станция, МКС, Солнечная система, Длиннопост

Картинка из интернета.

Процесс доставки на Марс посылки будет примерно следующим:
- на марсианском алиэкспрессе делается заказ;
- заказ приходит в сортировочный центр космопорта;
- его вместе с другими заказами упаковывают в стандартный космический грузовой контейнер (например, цилиндр 8x12 м) и выводят к орбитальной станции;
- там автоматические манипуляторы под присмотром оператора разместят контейнер на буксире с ионными двигателями, добавит ещё штук 11 таких контейнеров (с запасными реакторами, разными консервами, компьютерной техникой, скафандрами и прочими вещами);
- далее этот космический контейнеровоз начинает свой полёт на Марс;
- на марсианской станции его разгружают и по одному контейнеру спускают с орбиты на посадочных модулях;
- далее груз сортируют и доставляют заказ уже в жилой модуль.


Про инфраструктуру колонии в следующем посте.

Показать полностью 5

Человека - в космос

Ответ на вопрос, что делать человечеству на других планетах.

Человека - в космос Космос, Человечество, Луна, Марс, Космические путешествия, Длиннопост

Предлагаю рассмотреть вопрос колонизации соседних планет и спутников с точки зрения мотивации, не касаясь финансовой стороны вопроса. В моем понимании, денежный вопрос вторичен, зависит от существующих технологий и степени необходимости осваивать космические просторы.

Рассмотрю 2 сценария для каждого из которых присутствуют свои интересы на солнечную систему:
- первый для текущего политического положения, где все страны практически конкурируют между собой;
- второй для объединённого в одну глобальную страну мира (утопическая, а может и антиутопическая перспектива, но возможная).


«Каждый сам за себя»
В данной концепции основной движущей силой является конкуренция стран: военная, экономическая и политическая.

Человека - в космос Космос, Человечество, Луна, Марс, Космические путешествия, Длиннопост

Основным фактором развития космоса а ХХ века было военное и политическое соперничество США и СССР.
Гагарин полетел (далее грубое обобщение) вместо фоторазведовательной аппаратуры на ракете, которая предназначалась в своей базе для доставки ядерных боеголовок старым союзникам. Армстронг гулял по Луне, лишь для того, чтобы у США тоже был свой «первый человек».
Станция «Мир» и «Space Shuttle» - последствия все той же военно-политической конкуренции.

Сейчас XXI век, глобальные игроки сменились. Теперь «первый человек» требуется уже Китаю, деньги и технологии есть, осталось подождать. И для этой цели вполне подойдёт создание небольшой лунной базы или полёт к Марсу. Сразу город на Луне не построят, но запустят цепную реакцию, где США (и тем кто потянет) придётся отвечать. Каждый полёт, каждый новый модуль - это совершенствование технологий освоения космоса, что позволит, сделав «небольшой шаг для человека», через некоторое время «протоптать тропинку», а потом и «проложить автобан» на другие планеты.

Другой аспект - экономический. Фактически, Луну и Марс можно рассматривать как Америку, когда ее начало осваивать Европейцы. Принцип будет простой: кто первый территорию занял - тому она и будет принадлежать. Нужна она или нет, покажет время, а соорудив серию баз по периметру - можно половину видимой стороны Луны сделать своей. Но это произойдёт, естественно, после создания необходимых технологий.


«Один за всех»
Главная мотивация объединённого человечества (предполагаем, что это позитивный сценарий, а не тотальное угнетение) - выполнение глобальных задач и научное развитие (второе, конечно, маловероятно)

Человека - в космос Космос, Человечество, Луна, Марс, Космические путешествия, Длиннопост

Когда мир объединён и целью правящего класса является прибыль - то эксплуатировать остаётся только своих граждан. Чтобы прибыли было много и постоянно, а граждане не сильно возмущались, нужно ставить глобальные задачи, в выполнении которых задействованы огромные массы людей. Но что еще более важно, эти глобальные задачи должны нравятся людям. Идеальный пример - колонизация Марса: строим металлургические заводы, химические, конвейеры по производству ракет и космических кораблей, вводим налог на освоение космоса для спасения человечества и устраиваем лотерею для полетов на Марс - и все счастливы. Все работают для великой цели, а прибыль с ракет идёт.

Научное развитие - самый лучший вариант. Познаем другие планеты, ищем внеземную жизнь, вместо Эвереста покоряем Олимп. Авианосные соединения, ядерное оружие и прочие средства уничтожения иностранных партнеров в рамках единого мира строить уже не надо, и ресурсы можно перенаправить на космическую сферу. Ну и очевидное для науки - заселяем другие планеты, чтобы если прилетит метеорит/комета или иной «конец света», то сохранить человечество как вид.


Варианты, при которых человечество начнёт осваивать космос, есть и для них понятна мотивация. Так что вполне вероятно, следующее поколение уже будет иметь постоянные базы вне Земли.


В посте использованы кадры из к/ф «Планета бурь».


PS:
@Uberkreatur написал пост Космическая экспансия человечества
В нем разобраны кратко экономика и мотивация для космической экспансии. Кому тема космической экспансии интересна - советую прочитать.

Показать полностью 2

За что любить SpaceX

Ну и Илона Маска естественно.

За что любить SpaceX SpaceX, Роскосмос, Илон Маск, Falcon 9, Дракон, Космос, Длиннопост

Для масколюбов и роскосмослюбов настоятельная просьба дочитать до конца.

Начнём с того, за что «SpaceX» заслуживает уважение.

1. Результаты «SpaceX»
1.1. Ракетный демпинг
Приведу практически полный перечень основных ракетоносителей среднего и тяжёлого классов (указан год первого запуска, производитель и страна):
- Falcon-9 (v1.0 - 2010) - SpaceX, США;
- Delta-IV Heavy (2004) - Boeing, США;
- Atlas-5 (2002) - ULA, США;
- Ariane-5 (1996) - EADS, Европа;
- Чанджэн -5 (2016) - CALT, Китай;
- H-IIB (2009) - Mitsubishi, Япония;
- GSLV-III (2014) - ISRO, Индия;
- Протон-М (Протон-К - 1967) - Хруничев, Россия;
- Союз-2 (базовый вариант - разработка конца 50-х годов) - «Прогресс», Россия.

Из всего многообразия ракетоносителей на 2018, 2019 год - «Falcon» уверено в тройке лидеров и самая массовая американская ракета, причём количество запусков превосходит все остальные ракетоносители США вместе взятые. Это значит, что «SpaceX» предлагает очень выгодные условия» для запуска спутников, выгодных условий на рынке спутников два - цена и срок запуска. Маск захватил рынок США и учитывая возможность доставки людей на МКС, его позиции будут только расти.

Стоит заметить, что в текущих тенденциях, основным конкурентом «SpaceX» по объемам запусков будет не Россия или другие компании США, а Китай.

В сверхтяжёлом классе у Маску не с кем соревноваться. Falcon Heavy (2018) - единственная ракета способная поднять 64 тонны на НОО (низкую опорную орбиту).

За что любить SpaceX SpaceX, Роскосмос, Илон Маск, Falcon 9, Дракон, Космос, Длиннопост

С кем будет конкурировать доведённый до на текущий момент до 6 посадок «Falcon»? В ближайшее время поступят в эксплуатацию наша «Ангара-5» (совершила полёт в 2014), Vulcan (2021) разработки ULA (США), Ariane-6 (2020) разработки EADS (Европа) и New Glenn (2021) разработки «Blue Origin» (США). Из всех ожидаемых ракет в среднем и тяжелом классе только «New Glenn» планируется многоразовой, при этом ее многоразовость надо будет ещё отработать. Таким образом, конкурентов для «Falcona-9» нет сейчас и не предвидится в ближайшее время.

Что касается перспективы ракетоносителей, выводящих 100 тонн на НОО, то всего 3 страны пытаются их создать: российский «Енисей» - разработчик «Энергия» (2028), американская «SLS» (Space Launch System) - под игидой NASA (2021), китайский «Чанджень-9» - разработчик «CALT» (2028) и, конечно, «Starship» Маска.

За что любить SpaceX SpaceX, Роскосмос, Илон Маск, Falcon 9, Дракон, Космос, Длиннопост

SLS близка к своему первому полету и на время станет самой мощной действующей ракетой. Но и она, и все остальные ракеты, обладают одним большим минусом - они одноразовые, а значит к моменту выхода «Starship» (до 2028 года успеют), он опять останется без конкурентов. Гигантские суммы денег конкурентов будут истрачены в пустую.


1.2. Американцы снова на своём.

За что любить SpaceX SpaceX, Роскосмос, Илон Маск, Falcon 9, Дракон, Космос, Длиннопост

Разработку и производство пилотируемых кораблей до «Crew Dragon» освоили всего всего 4 компании 3 стран: американские «North American Rockwell» и «McDonnel», советская (российская) «Энергия» и китайская «CASC». До запуска «Crew Dragon» от «SpaceX» почти 10 лет эксплуатировались только наши «Союз-МС/ТМА-М» (базовый вариант - разработки 60-х годов) и китайская копия Союзов - «Шеньчжоу».

«SpaceX» стала 5-ой компанией в мире создавшей пилотируемый космический корабль. Говорить, что «SpaceX» всего-лишь повторили то, что делали уже с 60-х, не справедливо. Во первых, после запуска «Space Shuttle” в 1981, следующий (разработанный) пилотируемый корабль запустили китайцы только в 2003. А во вторых, «Crew Dragon» - это многоразовый корабль (отмечу, что служебный отсек сгорает, как и вторая ступень «Falcon-9»), который идеально подходит для массовой доставки астронавтов на космические станции. А многоразовым кораблем, совершившим пилотируемые полёт был только «Space Shuttle» «Rockwell» для NASA. «Буран» по объективным причинам вторым не стал.

Тут важно уточнить, что в гонке к МКС «SpaceX» обогнала «Boeing» со «Starliner». После напряженных 10-и лет «белые» скафандры победили «синих». И это при условии, что «Boeing» получил на разработку больше денег. Уже за одно это надо уважать всю компанию и Маска лично.

За что любить SpaceX SpaceX, Роскосмос, Илон Маск, Falcon 9, Дракон, Космос, Длиннопост


2. Космический темп разработок.
Маск организовал работу компании так, что она показала способность реализовывать проекты за очень короткие, по космическим меркам сроки, не имея при этом опыта в прошлом:
- «SpaceX» образована в 2002 году.
- «Falcon-1» успешно вывел в космос целевую нагрузку уже в 2008;
- «Falcon-9» в своём базовом варианте вывел нагрузку в 2010;
- Грузовой «Dragon» доставил груз к МКС в 2010;
- Первая ступень «Falcon-9» успешно вернулась в первый раз в 2015;
- «Falcon Heavy» вывел красный родстер на траекторию к Марсу в 2018;
- пилотируемый корабль доставил астронавтов к МКС в 2020;
- Первая ступень «Falcon-9» совершила 6 полет в 2020.

Для сравнения:
ULA (компания от двух крупнейших, номер 1 и номер 2 в мире, разработчиков авиакосмической техники «Boeing» и «Lockheed») начала разработку ракеты «Vulcan» в 2014, а первый запуск планируется в 2021, при условии что на данный момент это «одноразовая» ракета и, глядя на Маска, ее тоже будут модернизировать до многоразовой.

3. Взгляд в будущее
Сделав ставку на многоразовость и запустив «Falcon-9», компания «SpaceX» открыла новую веху в освоении космоса. Можно много спорить, нужна ли технология многразовости или нет, но факт остаётся фактом: все крупные игроки пытаются модернизировать или спроектировать новые ракеты с возвращаемыми первыми ступенями, либо капсулами грузовых и пилотируемых кораблей. Конкуренты могут сколько угодно говорить, что повторное использование не выгодно, а потом объявлять о начале разработки многоразовых ракет.

На сегодняшний день главная ценность компании - накопленный опыт многоразового использования космической техники. Все компании, которые начнут запускать ракеты, столкнуться с долгим и дорогостоящим процессом доработки, отладки и настройки своих возвращаемых ступеней и кораблей. И тут у Маска есть в запасе 7-10 лет.

Хорошо это, или плохо, но именно Маск своим решением определил путь развития космической техники в нулевых и до середины 21 века точно.


О том, в чем многие заблуждаются по отношению к «SpaceX».

1. Частная, но деньги государственные.
Можно ли считать что они, первая частная компания, запустившая человеке в космос? - Можно.
Можно ли считать, что SpaceX запустили человека на МКС за свои деньги? - Нет.

NASA, видимо под влиянием крупных компаний, изменила правила игры:
- раньше NASA заказывала разработку аппаратов у частных компаний (в США других и нет), выделяло им денег на разработку, потом принимала результат и эксплуатирована космическую технику;
- теперь NASA заказывает разработку аппаратов у частных компаний, выделяет им деньги на разработку, проверяет безопасность и заключает контракт на запуски.
Ключевое - деньги, а они все равно государственные.

2. Больше взрывов.
Взрывы прототипов, транслируемые в fullHD - это часть шоу, которое нацелена на привлечение внимания инвесторов. Чем больше шума и чем больше взрывов, тем больше денег можно привлечь на очередных раундах инвестирования.
Вся череда прототипов - это способ привлечь ресурсы на разработку.

За что любить SpaceX SpaceX, Роскосмос, Илон Маск, Falcon 9, Дракон, Космос, Длиннопост



О грустном или стоит ли радоваться неудачам Роскосмоса на фоне «SpaceX»?

Искренне не понимаю людей, которые радуются тому, что «Роскосмос» терпит явные неудачи на фоне компании Маска. Стоит заметить, что практически вся ракетостроительная отрасль мира оказалась в затруднительном положении после очевидно успешного выхода на рынок многоразовых Falcon-9 и единственной на сегодняшний день сверхтяжёлой «Falcon Heavy». Собственно, не только «Роскосмосу» не чем ответить, крупнейшая компания в мире в аэрокосмической сфере «Boeing» также проиграла конкуренцию, при учете того, что получила практически вдвое большее финансирование от NASA.

«Роскосмос» как корпорация, даёт много рабочих мест по всей России, хоть и сейчас идёт тенденция к из сокращению. Чем меньше заказов у Роскосмоса - тем хуже живут наши друзья и соседи, которые работают в космической сфере. Меньше запусков спутников и космонавтов на МКС - меньше зарплаты - хорошие специалисты начнут уходить, а соответсвенно при попытке сделать новую технику не будет тех, кто может ее сделать.

Сильно ли виноват Рогозин и «Роскосмос» в том, что мы отстали? - Как не странно, нет. Он назначен в Роскосмос в 2018. Цикл разработки ракетоносителя и корабля при наличии научно-технического задела - 5-7 лет. Т.е. чтобы сейчас что-то полетело, начинать надо было в 2013-2015 в лучшем случае. Многострадальные «Ангара» и «Орёл» («Федерация») проекты «нулевых». Хотя стоит заметить, что внятных новостей про «Иртыш» и «Енисей» тоже нет. Объективно судить Рогозина в части космических результатов, можно в 2023 году.

Надо ли Рогозину нанять хорошего пресс-секретаря, чтобы не совершать «информационные самострелы» в стиле «батутов»? Определенно стоит.

Все ли потеряно для «Роскосмоса»? С большой вероятностью, в части доставки людей и спутников в ближний космос, конкуренцию составить Маску уже не сможем. Иностранные контракты постепенно будут уходить, а военных и научных запусков наша, не самая богатая экономика позволить в необходимом, для расцвета отрасли количестве, не сможет. Но в дальнем космосе и исследовании других планет у нас есть все шансы «откусить большой кусок космического пирога». Этим шансом можно воспользоваться.

За что любить SpaceX SpaceX, Роскосмос, Илон Маск, Falcon 9, Дракон, Космос, Длиннопост




В посте использованы иллюстративные материалы с сайта spacex.com.

Показать полностью 7

Радиоактивный космос

Специально для тех, кто боится радиации, особенно космической.

Если пугает космическая радиация - не смотрите на северное сияние.

Радиоактивный космос Радиация, Космос, Космические лучи, Космические путешествия, Длиннопост

Начнём с американцев - в полёте на Луну они пролетели через радиационные пояса Земли, считали вспышки в голове при попадании тяжелых частиц, работали на поверхности Луны, у которой нет магнитосферы. После этого первый человек на Луне прожил до 82 лет.

Чем опасна радиация и как с ней жить?
В целом - это поток заряженных частиц. Данный поток прошивает тело человека и в случайном порядке повреждают белковые молекулы и ДНК в клетках. Клетки перестают правильно работать и погибают, а органы накопив критический процент таких клеток отказывает.
Доза радиации показывает сколько повреждений в клетках получено.
(Оговорюсь сразу - можно поесть иода-131 или углерода-14, тогда он заменит нормальные изотопы, из которых состоят организмы и будут «фонить» уже внутри молекул)

Поэтому можно получить всю дозу сразу, а можно долго, но по-немногу.

Как пример - ликвидация аварии ЧАЭС.

Радиоактивный космос Радиация, Космос, Космические лучи, Космические путешествия, Длиннопост

Но это другая история.


Условно, космическую радиацию для космонавтов можно разделить на 2 части:
- в радиационных поясах планет;
- от космических лучей (галактические, внегалактические и от солнца).

Соответсвенно, это зоны при отлёте от планет с магнитосферой и при межпланетных перелетах.

Начнём с космических лучей.

Радиоактивный космос Радиация, Космос, Космические лучи, Космические путешествия, Длиннопост

Кадр из «Звездных войн».

По сути это поток высокоскоростных частиц, образованных при взрывах сверхновых и прочих космических событий. Из всего потока наиболее опасны - это протоны (92%) и электроны (1%), с высокой энергией. Остальное - это ядра гелия (и прочих частиц) и нейтроны, которых там мало.

На самом деле, космические лучи можно даже «увидеть» - если лететь в корабле с тонкой обшивкой, то периодически будут происходить вспышки в глазах (даже закрытых) - предположительно, это протон влетел и разрушил пару клеток/нейронов.

В целом, галактические лучи равномерно распределены в пространстве, поэтому будут лететь в корабль со всех сторон. Защищаться с одной стороны смысла нет.


Теперь, про радиационные пояса планет.

Картинка для общего понимания процессов.

Радиоактивный космос Радиация, Космос, Космические лучи, Космические путешествия, Длиннопост

Если упростить процесс - космические лучи (в основном солнечный ветер) попадают в магнитную ловушку земли и формируют относительно устойчивые области с повышенной концентрацией частиц в пространстве.

При этом радиация там всего в 100 раз выше, чем на МКС. Дозу, которые космонавты получают за полгода командировки, в радиационнном поясе, они схватят за 2 дня (это при условии пропорциональной защиты)

Радиоактивный космос Радиация, Космос, Космические лучи, Космические путешествия, Длиннопост

Но не так все страшно, как, на первый взгляд, кажется.
Основная характеристика это энергия.

Есть два способа борьбы с космической радиацией:
- активный - летим быстро, чтобы получить норму по излучению, и вылетаем/садимся на планеты в район магнитных полюсов по орбитам с высоким наклонениям (облетая радиационные пояса планет);
- пассивный: это установка «брони» на корабль (увеличение толщины обшивки).

Броня кораблю никогда не помешает, а постепенное совершенствование двигателей будет приводить к сокращению времени полёта.


Как полностью бороться с такими частицами «броней»?
Есть такая характеристика, как пробег протонов и электронов в веществе.
Наиболее оптимальным для экранирования считается алюминий.

Приведу таблицу по эффективной дистанции пробега протонов и электронов.

Радиоактивный космос Радиация, Космос, Космические лучи, Космические путешествия, Длиннопост
Радиоактивный космос Радиация, Космос, Космические лучи, Космические путешествия, Длиннопост

Теперь, чтобы понять от чего можно защититься в реальности нужно определиться с распределением энергии частиц и тем, какую толщину «брони» можем обеспечить.

Для расчетов возьмем Starship SpaceX и его характеристики с сайта компании:
- масса выводимой на НОО нагрузки 100 тонн (это используем чуть позже);
- габариты отсека - диаметр 9м, длина 18 м.
Используя габариты, получаем цифру площади поверхности жилого отсека - 415 м2.

Если вместо целевой нагрузки, запустить Starship с обшитыми алюминием стенками жилого отсека, то получим (100000 кг / 415 м2 / 2800 кг/м3) 86 мм.
Можно запустить Starship со всем оборудованием, а на орбите вставить панели в жилые отсеки.

При этом Starship - довольно удобный корабль.

Картинка из интернета для понимания степени комфорта.

Радиоактивный космос Радиация, Космос, Космические лучи, Космические путешествия, Длиннопост

Смотрим от чего можно защититься броней 8.6 см:
- протоны с энергией до 200 МэВ;
- электроны с энергией до 500 МэВ.

Вот график интенсивности потока в зависимости от энергии частиц.

Радиоактивный космос Радиация, Космос, Космические лучи, Космические путешествия, Длиннопост

Как видно, радиационный пояс земли, солнечный ветер, солнечные вспышки и практически все солнечные лучи, становится практически безопасным (остается высокоэнергетическая часть СКЛ), при наличии на борту 100 тонн алюминия для 900 м3 объема.

Возникает проблема с галактическими лучами.

И если возможности защиты заканчиваются на 1 ГэВ, то энергия галактических лучей тут только начинается.

Если в условия колонизации планет и спутников эта проблема решается насыпью грунта в несколько метров, в зависимости от его состава, то защитить корабль уже не получится.

Соответсвенно, эти частицы будут пробивать обшивку насквозь вместе с человеком.
И тут вопрос в их количестве.

Радиоактивный космос Радиация, Космос, Космические лучи, Космические путешествия, Длиннопост

Тут я не понимаю, как получается 1 частица в год при 10^-13. По идее, должно быть 3х10^-7, в дальнейшем буду этого придерживаться.
Если вы летали в самолёте, то при большом везении поймали в себя пару высокоэнергетический частиц из средней части графика, либо «осколков» молекул воздуха, которые были ей образованы.

Тут важно заметить, что магнитное поле Земли не может отклонять высокоэнергетические частицы галактических лучей.

Частицу с энергией 10^11 МэВ (10^17 эВ) за полёт до Титана можно уже и не поймать. Начиная с этой энергии вклад в общую дозу радиации практически не учитывается и является делом теории вероятности.

Вероятность попадания частицы с энергией 10^19 МэВ в область головы человека (такая частица проходит раз в год через площадь в 1 км2) за 3-х летний полёт составляет в 0.000054% (примерно 1 к 1 900 000).

Тут важно заметить, энергия частицы, а следовательно и доза будет получена полностью, если частицы остановятся при проходе через тело человека (см. Эффект Брегга). Но даже частица в 1 ГэВ уже прошивает алюминий толщиной в 1,5 метра (по массе брони эквивалентно основному бронепоясу линкора), а это только начальная энергия частиц ГКЛ. Таким образом, лишь малая часть энергии частиц переходит в радиационную дозу, поглощенную человеком.

Чтобы не проделывать отдельную научную работу, для подсчета поглощённых доз, воспользуемся следующей статьей:
Безродных И.П. ИКИ РАН
«Факторы космического пространства, влияющие на исследования и освоения Луны».

Приведу интересующий график.

Радиоактивный космос Радиация, Космос, Космические лучи, Космические путешествия, Длиннопост

1 рад = 0.01 Зв
Тут выбран минимум солнечной активности, так как в это время получается максимум галактических лучей.

Стоит заметить, что с увеличением толщины защиты - протоны начинают «выбивать» вторичные частицы, увеличивая радиационное поражение, образуется аналог ШАЛ (широкий атмосферный ливень).

Толщины защитного экрана 86 мм это примерно 24 г/см2. Таким образом, при полете в космическом корабле при максимальном потоке ГКЛ, получим около 10 рад/год или 0.1 Зв/год.

Главный вопрос: сколько «бомбардировок» выдержит человеческое тело?
250 мЗв - предел для ликвидаторов ЧАЭС.
1 Зв - профессиональный предел для космонавтов (официального подтверждения цифры не нашёл).

Получаем, что космонавт сможет летать 10 лет, а обычный человек (турист, рабочий) только 2.5 года, а дальше списание по полученной дозе облучения.

10 лет полетов - это 12 рейсов на Марс и 12 обратно (если длительность по 150 дней).


В итоге:
- для полетов в космосе необходимо снабжать корабли радиационной защитой, минимум в 8 см алюминия для защиты от основной массы солнечных лучей;
- защититься от галактических лучей разумным техническим методом нельзя (либо метры брони, либо искусственное магнитное поле, в разы сильнее земного);
- для снижения получаемой дозы, необходимо увеличивать скорость космических полётов;
- в перспективе нужны медицинские наработки по борьбе с радиацией.


PS:
В посте могут быть неточности в цифрах, но они не меняют принципиальной сути вещей космической радиации и защиты от нее.
Если есть космические радиационные профессионалы, прошу при прочтении не ломать девайсы в порыве гнева, а поправить по сутевой части.

Показать полностью 11

Про ядерный буксир

Часть 3
Про ядерный планетолет, ядерный буксир, «Нуклон», транспортно-энергетический модуль и ещё много названий одного аппарата.

Предыдущее по теме:
Немного про ядерный буксир
Немного про ядерный буксир

Разберу подробно и, постараюсь просто объяснить, как эта штука устроена.

Начнем с общей схемы:

Про ядерный буксир Космос, Космонавтика, Ионный двигатель, Длиннопост

Тут и далее будут использованы скриншоты из видеопрезентации КБ «Арсенал».

Буксир в сложенном состоянии, ужатый по габаритам головного обтекателя (предположительно РК «Протон-М»).


Принцип действия и основные агрегаты

В носовой части находится ядерный реактор на высокообогащенном топливе (надо работать долго, а весить мало). Основная фишка - газовый теплоноситель - смесь гелия и ксенона (гелий обладает очень высокой теплоемкостью, а ксенон массой, смесь хорошо отводит тепло и может быть сжата/расширена в приемлемом режиме работы турбомашины).

В моём понимании (есть другие точки зрения) - для минимизации массы и повышения надёжности данная система должна быть одноконтурная. Газ из реактора циркулирует в панелях. На земле делают несколько контуров - но это, потому что теплоносителя целый пруд или река, а систему обслуживают люди, которым радиация вредна. В космос аппарат вывели и больше к нему в ближайшей перспективе никто не будет подлетать. А если подлетит, то внешняя радиация фонить будет на уровне самого реактора. Опять же второй контур требует для себя второго насоса для циркуляции теплоносителя. Соответсвенно вероятность отказа двух насосов больше чем одного. Выход из строя что первого, что второго контура, все равно нарушает процесс теплообмена.

В одноконтурной схеме есть компрессор - прокачивает газ через реактор и турбина, на которой газ, получивший энергию срабатывает и обеспечивает энергией компрессор, а также крутит генератор.

В ход пошла Википедия:

Про ядерный буксир Космос, Космонавтика, Ионный двигатель, Длиннопост

С - компрессор,
Т - турбина,
W - в нашем случае горячая зона реактора,
М - в нашем случае панели радиатора,
~ - электрогенератор,

Турбино-компрессорных пар на аппарате будет несколько из соображений дублирования и резервирования. Возможно 3 пары (но с четным количеством проще компенсировать крутящие моменты) со своим контуром панелей каждая.

На каждой паре, на одном валу с турбиной и компрессором стоит генератор. Он вырабатывает переменный ток, который через блоки трансформируется в постоянный, либо идёт на питание систем буксира.

Для охлаждения газа после его сжимания используются панельные радиаторы, которые при помощи излучения сбрасывают до 3.8 МВт тепловой мощности.

Выработанный генераторами ток идёт на питание ионных (плазменных) реактивных двигателей, использующих ксенон в качестве рабочего тела.


Далее про функционирование и порядок развертывание на орбите.

Чтобы аппарат «ожил» необходимо поймать связь с Землей, и начать процесс «раскрытия». Для этого необходимо привести в движение сервоприводы и запитать их от солнечных батарей. Реактор ещё не работает, аккумуляторы ещё понадобятся.

1. Первый процесс - раскрытие солнечных батарей.

Про ядерный буксир Космос, Космонавтика, Ионный двигатель, Длиннопост

Судя по размерам (порядка 8 м2) они будут обеспечивать до 1 кВт электрической мощности на Земной орбите.
На гранях хвостового «куба» можно заметить двигатели коррекции.

2. После раскрытия солнечных панелей и получения телеметрии, начинается процесс выдвижения фермы.

Про ядерный буксир Космос, Космонавтика, Ионный двигатель, Длиннопост

Ферма - почти гиперболоид инженера Гарина.
Внутри проходит кабельная сеть от реактора для питания двигателя и от батарей для питания систем до запуска реактора.
Учитывая телескопический механизм, скорее всего внутри ферм из оборудования ничего нет.

3. Далее начинается раскрытие панелей охлаждения (чёрные)

Про ядерный буксир Космос, Космонавтика, Ионный двигатель, Длиннопост

При раскрытии панелей видим «треугольник» белых панелей радиаторов. Так как они покрашены в белый цвет, значит им надо отражать солнечную энергии, а это значит, что ее мощность, сопоставима с мощностью излучения этих панелей (чёрное тело хорошо поглощает и хорошо излучает, белое плохо поглощает, и может приемлемо излучать), а это примерно 1 кВт/м2. Площадь данного радиатора около 60 м2. Он нужен для охлаждения низкотемпературных систем. Главные панели радиатора реактора для этого не подходят, так как теплоноситель в них имеет температуру выше 500 С. Учитывая, что на борту работают генераторы, компьютеры, сервоприводы управления реактором, без «холодного» теплоносителя не обойтись.
Например, на борту работают генераторы на 1000 кВт, при КПД 98% они потребуют отвода 20 кВт теплоты.
Под этим «треугольником» также находятся баки с запасом теплоносителя, чтобы восполнять естественные утечки.

Про ядерный буксир Космос, Космонавтика, Ионный двигатель, Длиннопост

На данном скриншоте видно, что на каждую панель идёт 2 прямых и 2 обратных магистрали, таким образом обеспечивается независимый контур теплоносителя на каждую секцию радиаторов.

4-ре белых коробки - возможно трансформаторы, либо иная часть системы электроснабжения. Опять же они белые, вынесены от всех радиаторов и находятся снаружи - значит постоянно греются.

Про ядерный буксир Космос, Космонавтика, Ионный двигатель, Длиннопост

В носовой части под «белым треугольном», вероятно, находятся системы управления, аккумуляторные батареи - радиаторы способны защитить электронику от основного потока космических частиц.

4. В хвостовой части открываются загадочные панели.

Про ядерный буксир Космос, Космонавтика, Ионный двигатель, Длиннопост

Стоит обратить. Внимание, стоят ровно за основными радиаторами, значит они не должны лишний раз нагреваться. Раньше такого не встречал.

Предположения:
- антенны для связи (но они тогда должны быть направлены):
- дополнительные радиаторы для охлаждения двигателей и системы преобразования электричества солнечных панелей (но трубок с теплоносителем не видно);
- научное оборудование, например, для исследования потока космических лучей (но тут слишком тонкие пластины для их улавливания).

Если есть обоснованное предположение - ославляйте в комментариях.

5. Запускается реактор

Про ядерный буксир Космос, Космонавтика, Ионный двигатель, Длиннопост

Тут есть сложность:
После запуска реактора, требуется его охлаждение теплоносителем. Для циркуляции теплоносителя нужно вращать компрессор. Для этого нужна энергия на турбине. А энергии на турбине, пока не будет разогрет реактор, нет. Соответсвенно, при запуске реактора требуется работа электродвигателя (используется генератор), для работы которого нужен хороший запас батарей. Процесс схож с запуском реактивного двигателя.
После запуска, генератор переключается в режим выработки энергии.

6. Включаются ионные двигатели

Про ядерный буксир Космос, Космонавтика, Ионный двигатель, Длиннопост

Оценка тяги и времени разгона на таких двигателях приведена в части 2.
В хвостовой части, в центре отсека, расположен бак с ксеноном, используемом двигателями в качестве расходного тела.
Также тут запасы топлива для двигателя коррекции.

Белая крышка в хвостовой части - для обслуживания. Данная точка для стыковки не подходит - ионники выбрасывают газ со скоростью 45 км/с, так что все что непосредственно за ними будет подвергнуто медленному, но верному прожигу.

Вторая нерешенная для меня деталь - охлаждение ионных (плазменных) двигателей. Даже при КПД 90% надо будет отдавать в космос 100 кВт тепла. И тут 2 варианта:
- на двигатели идёт далеко не вся мощность реактора, и стоят двигатели 25 кВт (тут возникает вопрос во временни перемещения такого аппарата);
- стоит система охлаждения из двух контуров (тогда вопрос, при какой температуре сохраняет работоспособность ионник?).

Если двигатели охлаждаются главными панелями, то тогда трубопроводы идут через всю ферму, так как основные радиаторы имею соединение трубопроводов в носовой части, что тяжело технологически. Остаётся охлаждение корпусными панелями хвостового «куба». Теоретически должно хватить.

Что не нашёл:
- двигатели ориентации в носовой части.
- явные места для крепления целевой нагрузки;
- параболические антенны дальней связи.

Что осталось непонятным:
- панели в хвостовой части;
- охлаждение ионных двигателей.


На этом серию про буксир закончу, пока не обнародуют новые данные.

Надеюсь на решение «загадок дыры» в комментариях.

Показать полностью 10

Колонизация солнечной системы

Часть 2

Заметка про то, что ждёт космонавтов в потенциальных местах для создания колоний.

Колонизация солнечной системы Колонизация, Солнечная система, Космос, Планета, Длиннопост

Изображение проекта Starship при торможении в атмосфере Марса.

Часть 1 - Колонизация солнечной системы

Перед началом надо заметить, что данный пост (как и первая часть) не говорит, о том, что уже завтра летим колонизировать Титан, Марс. Колонизация, в полном ее понимании (не разовые высадки), в ближайшие лет 30, не грозит даже Луне. Это будет долгий и опасный процесс по длительности ближе к сотне лет. На вопрос «Зачем надо лететь к другим планетам?» очевидного ответа нет. Но я надеюсь, что человечество выберет путь запуска ракет на другие планеты, а не друг по другу.


Самое главное для колоний - это условия обитания вне жилых модулей.

Начнём с самых удобных для человека. А это Венера и Титан.

Венера

Колонизация солнечной системы Колонизация, Солнечная система, Космос, Планета, Длиннопост

Для высот 45 - 55 км, в среднем примерно + 15 С. В атмосфере углекислый газ и немного азота 3.5%, давление близко к земному, (можно выбирать, что комфортнее температура или давление - поднимаемся выше, там холоднее и разряженее, ниже, наоборот). Тяготение 0.9 g - кислородный баллон очень быстро начнёт оттягивать спину. В облаках серная кислота, но концентрация довольно большая. Можно ходить в ОЗК, с баллоном кислорода. В принципе, акваланг с полным гидрокостюмом (из подходящего материала) вполне подойдёт. Вокруг облака, земли не видно. Если вывалиться из аэростата, то не долетев до земли, примерно одновременно, сварит в атмосфере и раздавит давлением. Радиация приемлема.

Подходящая форма одежды для длительного пребывания в облаках Венеры - это акваланг.

Колонизация солнечной системы Колонизация, Солнечная система, Космос, Планета, Длиннопост

Если надо быстро перебежать от одного- конца дирижабля до другого - можно в повседневной одежде, надо просто задержать дыхание (опять же глаза лучше закрыть), если вдохнёте - отравитесь серной кислотой.

Серная кислота на Венере космонавтов не окислит - если судить, что концентрация кислоты 80%, а доля водяного пара на «жилых высотах» 1% (0.1 г/кг) , получаем 1 г кислоты на м3. (тут приблизительный расчёт), это в 5 раз выше смертельной дозы. Но в пластиковом костюме - не страшно.

Условия подтверждены аппаратами, совершившими посадку (либо попытку) на поверхность:
- Венера 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 11, 12, 13, 14;
- Вега 1, 2;
- Пионер-Венера 1, 2.


Титан

Колонизация солнечной системы Колонизация, Солнечная система, Космос, Планета, Длиннопост

Очень холодно, температура почти постоянна и равна - 179 С. На Земле люди периодически выдерживают - 70 С. Давление 1.5 атмосферы - будет не заметно даже. Тяготение 0.14 g - можно на себе таскать очень много кислорода и оборудования. Атмосфера - почти полностью азот и 1.6% метана + немного, но ядовитых примесей. Вдыхать даже подогретый местный «воздух» не стоит - можно хорошо травануться, а вдох холодного гарантировано убьёт. Много рек и озёр/морей жидкого этана, метана, пропана (вообщем мечта Газпрома). Из этих газов собственно состоят облака, идут дожди. Радиация приемлемая.

Подходящая форма одежды - очень тёплый непродуваемый (почти герметичный) комбинезон, с принудительным наддувом (система может состоять из насоса, тепловой спирали, батареи и нагнетая забортный воздух предотвратит поступление холодного воздуха из вне) подогретым атмосферным азотом и кислородная маска с баллоном.

Колонизация солнечной системы Колонизация, Солнечная система, Космос, Планета, Длиннопост

В метановых озёрах купаться и мыть руки не следует.

Температура - 180С не такая страшная. В обычной зимней куртке, защитив глаза и задержав дыхание, можно кратковременно (минута) прогулялся по поверхности.
Теплопередача прямо пропорциональна разнице температур, соответсвенно, так как на Земле и на Титана в воздухе в основном азот, то человек будет мерзнуть всего в 3.5 раза быстрее. Можно вспомнить, что много людей пользуются криосаунами.

Условия подтверждены зондом «Гюйгенс», совершившим посадку на поверхность.


Теперь там, где условия похуже.

Для Луны/Цереры/Каллисто/Марса форма одежды одна - гермоскафандр.

Колонизация солнечной системы Колонизация, Солнечная система, Космос, Планета, Длиннопост


Марс

Колонизация солнечной системы Колонизация, Солнечная система, Космос, Планета, Длиннопост

Температура в среднем -63 С. Атмосфера считай отсутсвует, для человека разницы между ней и вакуумом нет. Радиация приемлема. Тяготение - 0.38 g. Пейзаж думаю всем известен.

Условия подтвердили как минимум 4-ре Марсохода и аппаратами Викинг 1, 2.


Луна

Колонизация солнечной системы Колонизация, Солнечная система, Космос, Планета, Длиннопост

Температура от -173 до 117 С с резким перепадом, атмосферы нет, тяготение 0.17 g, вокруг пустыня, под ногами почти песок, на полюсах попадаются куски льда.
Большой плюс - уже частично освоена астронавтами. Радиация приемлема.

Условия пребывания подтверждены астронавтами.


Церера

Колонизация солнечной системы Колонизация, Солнечная система, Космос, Планета, Длиннопост

Температура в среднем -106 С. Атмосферы нет. Тяготение - 0.028 g. Прыгать можно очень высоко (метров на 30), но ходить из-за этого будет тяжело. Под ногами глина с небольшой примесью льда. Радиация высока.

Посадок на поверхность не было, только пролеты.


Каллисто

Колонизация солнечной системы Колонизация, Солнечная система, Космос, Планета, Длиннопост

Температура в среднем -139 С
Атмосферы нет. Тяготение - 0.126 g. Под ногами - на половину лёд и металлическая руда. Радиация высокая

Посадок на поверхность не было, только пролеты.


Пояснение:
- под радиацией приемлема понимаю, что можно гулять по поверхности в своё удовольствие, но со счетчиком Гейгера и пока он не покажет предел.
- под высокой радиацией понимаю, что выходить на поверхность лишний раз не стоит. Но если надо, то ладно.


Теперь про то, где жить.

У Венеры свой путь

Колонизация солнечной системы Колонизация, Солнечная система, Космос, Планета, Длиннопост

Фотография дирижабля из интернета.

Создание наземной базы там исключено. Обитать там можно только а облаках. Так как сход с орбиты дирижабля жесткой конструкции в плотные слои атмосферы представляется маловозможным, то остаётся схема развёртывания относительно небольших мягких аэростатов из отсека космического корабля уже в атмосфере, после торможения.

Аэростаты из СССР в атмосфере Венеры уже успешно летали.


Для всего остального это подземные или хорошо присыпанные землей модули.

Строения должны быть похоже, как минимум, на данный проект ЕКА.

Колонизация солнечной системы Колонизация, Солнечная система, Космос, Планета, Длиннопост

Лучше, но сложнее, углубляться под поверхность.

Такая концепция решает сразу несколько проблем:
- защита от радиации;
- сохранение тепла либо предотвращение нагрева;
- защита от микрометеоритов, если нет атмосферы.

Все проекты надземных городов на Марсе и Луне обречены на провал - жить там можно, но не постоянно. Придётся слишком часто менять персонал из за получения предельных доз облучения.

Абсолютно все модули должны быть герметичными, так как снаружи либо вакуум, либо недружелюбная атмосфера.

Основная проблема внеземных колоний - получение энергии. Пока есть электричество - есть тепло, воздух, вода, возможность работы оборудования и оборудования для починки оборудования. Как только электричество пропадает - начинается обратный отсчёт.
Солнечные панели дальше Марса не эффективны. Соответсвенно на все колонии надо будет везти реакторы.

Но это уже тема инфраструктуры колоний. Об этом в следующей части (через пару постов).


PS.
Веста, Энцелад (похожие на них планеты и астероиды) не попали в список по причине малых размеров и, как следствие, низкой гравитации (0.01 g для Энцелада).

Следующий пост скорее всего будет про космическую радиацию.

Показать полностью 12
Отличная работа, все прочитано!