Путь "из варяг в греки". Новая жизнь. (Много букв)
Все же помнят? Кто не помнит… Варягам (читай викингам) надо было куда-то плавать и кого-то грабить. Нас было грабить не выгодно, потому что восточные славяне долго были нищебродами, поэтому викинги (читай варяги) плавали через нас и кошмарили Византию. Византию можно было грабить бесконечно много. Ну а так, как путь пролегал через наши территории, большая часть денег осаживалась у нас. Варяги покупали у нас пушнину, арендовали тогдашние казино с блэк джеком и сами знаете кем, нанимали тогдашний ЧОП для хранения своего золота между походами, платили за услуги перетаскивания волоком кораблей (драккаров) и ещё много всего.
Короче, вот так варяги поднимали с колен экономику Новгородского княжества. Ну а потом мы сами научились пользоваться этим путём и стали преспокойно грабить своих соседей и вешать свои щиты на воротах всяких городов. Пополняя казну, набирая войско, покоряя другие восточнославянские племена, расширяя зону торговли и границу новорожденного государства.
Что сейчас? На западе у нас одни враги. Все же знают? Среднюю Азию и Закавказье мы стремительно теряем. Китай продавливает свои цены, да и торговать с нами такому экономическому гиганту не очень интересно. Короче, соседи так себе. И тут у нас находится друг – Иран. Иран – страна, на которую мы вместе со всем коллективным западом раньше накладывали санкции. А сейчас решили, что он наш стратегический партнёр. Ну и ладно. Пусть. В конце концов, Ирану тоже дружить с кем-то надо, тут не до гордости. Осталось дело за малым. Настроить логистические цепочки. И тут на помощь пришёл СССР.
Дело в том, что раньше, в недалёком прошлом (до 1991 года) наша страна была экономически развита. Огромные производственные комплексы, промышленные кластеры и разного рода заводы были раскинуты по необъятной стране. В таких условиях возрастала роль логистики. Не последнее место в логистических цепочках занимало судоходство. Русла рек чистились, берега укреплялись, множились шлюзы и гидроузлы, строились каналы. Этими каналами можно пользоваться и по сей день, без существенных вложений, как любят делать наши управители со всем советским наследием - юзать до победного, без какой-либо реставрации.
Что придумали? Из Балтийского моря в порт Санкт-Петербурга, затем по каналам до Волги, по Волге в Каспий, через Каспийское море в Иран, а там железнодорожным транспортом до Персидского залива. Нормальная схема. Ведь там ещё вдоль по Волге много каналов. А ещё каналами связаны Азовское море (читай Чёрное море) и Каспийское. Удобненько.
Между прочим, Иран уже тратит большие деньги на усовершенствование и расширение своей железнодорожной сети от Каспия до Персидского залива, потому что понимает, что для него такая схема очень выгодна. Железная дорога вообще штука прибыльная. Жаль этого не понимают в Москве. Если бы понимали, давно бы уже модернизировали и расширили Транссибирскую магистраль, чтобы связать Китай с Европой дорогой, проходящей по территории России. Но! Это была бы сверхприбыльная затея для нашей страны, а сверхприбыль, по всей видимости, нам не нужна((((
Чем это нам выгодно? Только в первом приближении мы можем получить (наконец-то) массовые ремонты каналов и шлюзов, благоустройство набережных, увеличение судов типа «Волго-Балт» и даже «Волго-Дон», увеличение судов - речных ледоколов, увеличение заводов по ремонту и строительству судов типа «Волго-Балт» и «Волго-Дон», развитие Поволжья, как торгово-промышленного региона, кратчайший выход к рынкам Индии и Северо-восточной Африки, снижение зависимости от рынков Европы и других соседей, развитие речного судоходства. Ну а при детальном рассмотрении, есть ещё огромное количество плюшек для нас. Возможно даже на этот путь обратят внимание владельцы бизнеса в Северной Европе, почему нет?
Справедливости ради, нужно сказать, что и у нас уже есть подвижки в освоении этого пути «Север-Юг», например, Росморречфлот уже выпрашивает 100 миллиардов рублей на запуск круглогодичного сообщения (сегодня можно пользоваться каналами только 250 дней в году) между Азовом и Каспием (в основном ремонт гидроузлов). На подходе проект по ремонту гидроузлов на Волге. Судостроительные верфи получают предварительные заявки на устройство «мелкосидящих» ледоколов и танкеров/сухогрузов, имеющих ледовый класс. В Совете Федераций всё чаще поднимают данный вопрос.
Заработает проект? Возможно. Для этого сегодня есть все условия. Может ли он провалиться? Запросто. Бизнес, как всегда, в ожидании. Поволжье готово к рывку. Поддержит ли государство? Покажет время. Ну а мы, в любом случае, будем рады принять в Калининграде грузы из Ирана, Индии и Ближнего Востока!