TitanicSociety

TitanicSociety

Крупнейшее русскоязычное сообщество о «Титанике». Жизнь и гибель «Титаника», его пассажиров и членов экипажа, факторы и причины катастрофы, разоблачение мифов и заблуждений и самый большой фото- и видеоархив о лайнере - все это и формирует самое популярное в интернет-пространстве Сообщество «Лайнер-Легенда «Титаник». Оно является неотъемлемой частью «Историко-Исследовательского Сообщества Титаника» (ИИСТ) - крупнейшего русскоязычного общественного объединения, занимающегося изучением истории «Титаника».
На Пикабу
16К рейтинг 148 подписчиков 0 подписок 32 поста 24 в горячем

«Стоп машина» или «Полный назад»: какой была команда на двигатели «Титаника» перед столкновением? Разбираем показания очевидцев

«Стоп машина» или «Полный назад»: какой была команда на двигатели «Титаника» перед столкновением? Разбираем показания очевидцев Титаник, Катастрофа, Мифы, Корабль, Видео, Видео ВК, YouTube, Длиннопост

Удивительно, какими стойкими могут быть мифы, подтверждённые красочным видеорядом – именно таковой можно назвать максимально драматичную сцену попытки реверса «Титаника» в фильме Джеймса Кэмерона. Уильям Мэрдок, бегущий к телеграфу и переводящий ручку телеграфа на «Полный назад», десятки механиков, бегающих в панике по машинному отделению и переводящие огромный двигатель на реверс… Неудивительно, что убежденность в отдаче именно команды «Полный назад» до сих пор так сильна, несмотря на документальные свидетельства, которые мы далее разберем.

Первом делом, на чем основывается версия того, что перед столкновением на «Титанике» была отдана команда на реверс? За основу в отчете Британской комиссии были взяты слова 4-го помощника капитана Джозефа Боксхолла, утверждавшего, что он якобы видел позицию ручки телеграфа на позиции «Полный назад», когда он вошел на мостик и что он слышал, как Уильям Мердок докладывал капитану, что отдал приказ повернуть и реверсировать машины. Однако, из его собственных же показаний, Боксхолл не видел всего происходившего на мостике – он пришел из штурманской уже после столкновения и лишь слышал три удара колокола. Более того, в дальнейшем он признал, что на мостике он не мог сразу разобрать, что там происходило – его глаза не сразу привыкли к практически кромешной тьме полностью затемненной рубки после ярко освещенного коридора.

Но верно ли все увидел и услышал Боксхолл? Любопытными в данном контексте являются показания двух других очевидцев, также непосредственно присутствовавших на мостике в момент столкновения – рулевых Роберта Хиченса и Альфреда Оливера. Ни Хиченс, ни Оливер не упоминают отдачи команды «Полный назад». Но вдруг они просто не услышали не обратили на этот момент внимания? Такое может быть, ведь они просто рулевые. Но мимо кого команда на машины точно не могла ускользнуть, так это «трюмной команды» – свидетелей из котельных и машинного отделения. Что они говорили?

Получение команды на двигатели с точки зрения команды кочегаров довольно проста: система подачи команд на машины такова, что если отдать приказ реверсировать двигатели, в котельных об этом даже не узнают – никакого сигнала не поступит, и кочегары должны будут продолжать кидать уголь в топки, чтобы обеспечивать давление пара для выполнения команды реверса. Котельным все равно, в какую сторону на полный ход работает машина. Но на «Титанике» в котельных о команде на двигатели узнала вся кочегарская смена, поскольку за пару секунд до столкновения вдруг пришел приказ «Стоп», ярко загоревшийся на индикаторных панелях в котельных. Вот что на слушаниях Британской комиссии по расследованию катастрофы говорит кочегар Фредерик Барретт:

1860. – Когда судно должно остановиться, (на индикаторной панели – прим.пер.) загорается красный свет. Белый - для полного хода, синий - для малого. Вдруг загорелся красный свет. Я прокричал «закрыть все топки».
– И вы поняли, что это был приказ остановить машину? – Сигнал на индикаторе показывал «Стоп».

«Стоп машина» или «Полный назад»: какой была команда на двигатели «Титаника» перед столкновением? Разбираем показания очевидцев Титаник, Катастрофа, Мифы, Корабль, Видео, Видео ВК, YouTube, Длиннопост

Индикаторная панель в котельных «Титаника» (с) Parks Stephenson

А вот что сказал еще один спасшийся кочегар Джордж Бошамп:
663. – И сразу после удара вы получили команду? – Да.
– Какую? – Остановиться. Телеграф указал на деление «Стоп».
– Это приказ был с мостика? – Да.
– И двигатели были остановлены? – Телеграф показывал на команду «Стоп», так что я полагаю, что да.

Показания смазчика Томаса Диллона, находившегося непосредственно в машинном отделении:
3715. – Вы почувствовали удар? – Немного.
– И незадолго до этого поступила команда? – Да.
– Насколько незадолго? – За две секунды до удара.
– Какая команда была отдана на двигатели? – Я не видел, я только услышал команду.
– Что дальше произошло с двигателями? – Они остановились.

Показания еще одного смазчика Фредерика Скотта, находившегося в турбинном отсеке по соседству:
5537. – Вы слышали (отданную команду на) машинные телеграфы? – Да, все четыре телеграфа зазвенели.
– Какая это была команда? – «Стоп».

Это далеко не все свидетельства, прямые или косвенные, подтверждающие, что на двигатели после обнаружения айсберга была отдана команда «Стоп машина», а не «Полный назад». Более того, любой присутствовавший на борту огромного 40000-тонного объекта, идущего со скоростью 22.5 узлов, ощутил бы прошедшую по всему корпусу дрожь из-за борьбы двигателей и винтов с огромной инерцией движения – но никаких массовых свидетельств подобного рода от спасшихся нет.

Наконец, любые размышления и рассуждения о том, каковой была (или должна была быть) команда в машинное отделение в целом довольно бессмысленны – как известно, команда на двигатели все равно была исполнена лишь после столкновения и на скорость и направление движения «Титаника» до удара никак не повлияла. Судьба лайнера была предрешена.

В качестве бонуса - исторически верная хронология столкновения «Титаника» с айсбергом на основе сцены фильма Джеймса Кэмерона:

Показать полностью 1 2

ГОА «Титан» исчез прямо над обломками «Титаника». Что известно о пропаже аппарата на данный момент

ГОА «Титан» исчез прямо над обломками «Титаника». Что известно о пропаже аппарата на данный момент Титаник, Катастрофа, Корабль, Новости, Длиннопост, Происшествие с батискафом Титан

Источник британского издания The Times сообщает, что связь с аппаратом «Титан» пропала как раз в тот момент, когда он находился над обломками «Титаника». Сеанс связи с судном обеспечения происходит каждые 15 минут, и последний раз аппарат выходил на связь в районе 17 часов МСК 18 июня. Спустя 6 часов была объявлена официальная поисковая операция, которая может стать самой глубоководной спасательной операцией в истории. По мнению специалистов, такая резкая утрата связи может свидетельствовать о том, что «что-то очень трагичное произошло очень стремительно».

Компания OceanGate.inc выступила с официальным комментарием, заявив, что она «мобилизует все ресурсы» для возвращения команды аппарата назад. Помимо этого, компания получает «обширную помощь» со стороны «нескольких частных и государственных организаций» с целью восстановления связи с аппаратом, что свидетельствует о серьезности сложившейся ситуации.

Ранее сообщалось, что из-за плохой погоды в рамках текущей экспедиции удастся совершить лишь часть планировавшихся погружений.

О поисковой операции:

Тем временем береговая охрана США сообщила, что делает «все возможное», чтобы найти и спасти людей на борту пропавшего «Титана», заявил в ходе пресс-конференции контр-адмирал Джон Могер. Береговая охрана направила к месту исчезновения самолеты специального назначения C-130 и P-8 Poseidon для проведения воздушного и радиолокационного поиска, особая надежда возлагается на подводный гидролокатор, позволяющий прислушиваться к любым звукам, которые могут раздаваться в толще воды

Могер добавляет: «Место проведения поисковых работ находится примерно в 2000 километрах от побережья на глубине примерно 3800 метров. Это удаленный район, и провести поиск в этом отдаленном месте сложно. Но мы задействуем все доступные средства, необходимые для обнаружения аппарата и спасения людей на его борту».

ГОА «Титан» исчез прямо над обломками «Титаника». Что известно о пропаже аппарата на данный момент Титаник, Катастрофа, Корабль, Новости, Длиннопост, Происшествие с батискафом Титан

Судя по всему, поиск может занять не один день, так как, по словам Могера, «в течение следующих нескольких дней мы ожидаем прибытия дополнительных судов и оборудования для расширения поисков».

Поиски пропавшего подводного аппарата являются крайне непростой задачей, так как они проводятся как под водой, так и на поверхности океана. По словам властей, «Титан» мог самостоятельно всплыть, но, возможно, потерял связь с судном обеспечения. По еще одним предположениям, аппарат мог столкнуться с подводным рифом или же застрять непосредственно среди обломков «Титаника». Запаса воздуха на борту «Титана» должно хватить на период от 72 до 96 часов.

Об отсутствии сертификации аппарата:

Журналист CBS Дэвид Поуг, погружавшийся на ГОА «Титан» в 2021 году, сообщил, что перед погружением все участники подписывают документ, в соответствии с которым они согласны участвовать в погружении на борту аппарата, не получившего сертификацию или одобрения какого-либо официального сертификационного органа, чем берут на себя ответственность в случае возможных физических и эмоциональных травм, вплоть до фатального исхода. Поуг также рассказал, что в течение экспедиций 2021 и 2022 годов утеря связи с аппаратом на более чем пару часов случалась несколько раз, но сообщать об этом в СМИ команда OceanGate не разрешала, а на судне обеспечения в такие моменты даже отключался WiFi. Также Поуг отметил, что на «Титане» специальный аварийный буй так и не был установлен – и что его размещение как раз активно обсуждалось накануне текущей экспедиции. Стоктон Раш, директор и основатель OceanGate, вместе с исследователем Полем-Анри Наржоле и британским миллиардером Хэмишем Хардингом также находился на борту «Титана», когда тот в последний раз позавчера ушел под воду.

Об использовании ROV и ГОА:

Исследователь Дэвид Конкэннон, который также планировал участвовать в данном погружении, но был вынужден отменить поездку, сообщает, что к месту поиска направлены глубоководные подводные роботы, способные функционировать на такой глубине.

И действительно - оперативно проводить глубоководные операции на глубине 4 километров сегодня могут лишь необитаемые аппараты. В случае с гражданскими глубоководными обитаемыми аппаратами, когда на поиски могут отправиться непосредственно люди, все значительно печальнее: российские ГОА «Мир» способные в тандеме успешно одушевлять подводные операции, были преждевременно выведены на покой. Из оставшихся ГОА сегодня способны осуществлять погружения на глубину «Титаника» лишь «Лимитирующий Фактор» Виктора Весково, а также старички «Алвин» и французский «Наутиль». Однако в данный момент «Лимитирующий Фактор» находится в разобранном состоянии, и в прошлом году была информация, что Весково собирается продавать аппарат. Американскому «Алвину» уже более 60 лет, и, хотя он и прошел полную модернизацию с заменой обитаемой сферы, его погружения проходят значительно реже. Наконец, французский «Наутиль» также доживает последние времена - его планируют заменить подводными роботами, вывод из эксплуатации аппарата запланирован на 2024 год. Тем не менее нельзя исключать, что какой-либо из данных аппаратов был в момент исчезновения «Титана» в походном состоянии и может быть оперативно направлен на поиски.

Запаса воздуха на борту исчезнувшего аппарата должно хватить до первой половины дня 22 июня.

Об эксплуатации ГОА «Титан»:

Глубоководный обитаемый аппарат (ГОА) «Титан» с глубиной погружения до 4000 метров был построен частной американской компанией OceanGate.inc в 2017 году для осуществления туристических погружений на «Титаник» (которые официально, правда, называются «погружением специалистов», так как участники проходят небольшой курс обучения перед погружением). Первая экспедиция к «Титанику» на борту «Титана», вмещающего пятерых вместе с пилотом аппарата, планировалась еще в 2018 году, однако и в 2018, и в 2019 годах она была отменена из-за технических неполадок, характер которых так и не был опубличен.

ГОА «Титан» исчез прямо над обломками «Титаника». Что известно о пропаже аппарата на данный момент Титаник, Катастрофа, Корабль, Новости, Длиннопост, Происшествие с батискафом Титан

Первая полноценная экспедиция состоялась лишь в 2021 году, однако часть запланированных погружений так и не удалось осуществить из-за вновь обнаруженных неполадок. Наконец, экспедиция 2022 года окончилась успехом, в результате чего была запланирована экспедиция и на текущий год.

Погружение, в ходе которого была утрачена связь с «Титаном», должно было стать одним из первых в этом сезоне. В данной экспедиции принимают участие среди прочих легендарный французский исследователь Поль-Анри Наржоле, погружавшийся к обломкам с 1987 года, ирландский исследователь Рори Голден, филантроп Рената Рохас и другие.

Показать полностью 2

Срочные новости: ГОА «Титан» пропал во время погружения на «Титаник»

ГОА «Титан», на борту которого к обломкам «Титаника» направилась очередная группа специалистов в рамках текущей экспедиции к затонувшему лайнеру, утерян, с ним нет связи. Ведутся поисковые работы.

Новость дополняется.

Срочные новости: ГОА «Титан» пропал во время погружения на «Титаник» Корабль, Катастрофа, Титаник, Экспедиция, Новости, Происшествие с батискафом Титан

Глубоководный обитаемый аппарат (ГОА) «Титан» был построен частной американской компанией OceanGate.inc в 2017 году для осуществления туристических погружений на «Титаник» (которые официально, правда, называются «погружением специалистов», так как участники проходят небольшой курс обучения перед погружением). Первая экспедиция к «Титанику» на борту «Титана», вмещающего пятерых вместе с пилотом аппарата, планировалась  еще в 2018 году, однако и в 2018, и в 2019 годах она была отменена из-за технических неполадок, характер которых так и не был опубличен.

Первая полноценная экспедиция состоялась лишь в 2021 году, однако часть запланированных погружений так и не удалось осуществить из-за вновь обнаруженных неполадок. Наконец, экспедиция 2022 года окончилась успехом, в результате чего была запланирована экспедиция и на текущий год.

Погружение, в ходе которого была утрачена связь с «Титаном», должно было стать одним из первых в этом сезоне.

Срочные новости: ГОА «Титан» пропал во время погружения на «Титаник» Корабль, Катастрофа, Титаник, Экспедиция, Новости, Происшествие с батискафом Титан
Показать полностью 2

Российские ученые рассказали о погружении на «Титаник»

Российские ученые рассказали о погружении на «Титаник» Титаник, Экспедиция, Корабль, Судостроение, Катастрофа, Судно, Длиннопост

Фото носовой оконечности "Титаника" и знаменитые пенопластовые стаканчики, сжавшиеся в несколько раз под давлением воды на глубине 3800 метров. Изображение: Anna Gebruk/Центр морских исследований МГУ имени М.В. Ломоносова

Участие российских ученых в экспедициях на «Титаник» стало практически обязательным с 1991 года, когда аппараты «Мир» впервые погрузились к обломкам лайнера. И хотя российские ГОА уже ушли на покой, отечественные ученые продолжают традицию погружений на «Полигон Титаник», собирая ценную информацию о биосфере, окружающей обломки.

В 2022 году в ходе уже ставшей знаменитой экспедиции компании OceanGate.inc в погружениях приняла участие Анна Гебрук, PhD, Scientific Project Manager в Университете Эдинбурга, специалист по глубоководным экосистемам в районе «Титаника». О своем удивительном опыте Анна рассказала на одном из «Морских Семинаров» - серии научно-популярных лекций Центра морских исследований МГУ имени М.В. Ломоносова.

По словам Анны, изначально ее миссия ограничивалась исключительно присутствием на судне обеспечения и фиксировании собранных погружавшимися специалистами биологических данных. Но в один день ей поступило предложение, от которого отказаться было невозможно – лично погрузиться на «Титаник». В ходе погружения на борту ГОА «Титан» Анна лично наблюдала обширные колонии «растиклз», во многом уже заменивших собой конструкции «Титаника». Она также отметила зарождение новой колонии глубоководной горгонарии - или, как ее прозвали, «подводного перышка», - прямо на носовой оконечности лееров форштевня «Титаника», появившейся практически на месте предыдущей, рост которой ученые ИО РАН последовательно наблюдали с 1991 по 2005 гг., но, увы, исчезнувшей к 2021 году.

Российские ученые рассказали о погружении на «Титаник» Титаник, Экспедиция, Корабль, Судостроение, Катастрофа, Судно, Длиннопост

Анна и ее команда на "Титанике". На втором фото снизу слева сама Анна на фоне носа "Титаника" в иллюминаторе ГОА "Титан". Изображение: Anna Gebruk/Центр морских исследований МГУ имени М.В. Ломоносова

Участие Анны в экспедициях на «Титаник» символично и тем, что она буквально идет по стопам своего отца – Андрей Гебрук является замдиректора Института океанологии РАН и сам не раз участвовал в экспедициях на «Титаник» на борту «Академика Келдыша», так что погружения к лайнеру фактически стали уже семейной традицией. В этом году Анна планирует вновь отправиться в экспедицию к месту крушения «Титаника».

Российские ученые рассказали о погружении на «Титаник» Титаник, Экспедиция, Корабль, Судостроение, Катастрофа, Судно, Длиннопост

Момент погружения на "Титаник". Изображение: Anna Gebruk/Центр морских исследований МГУ имени М.В. Ломоносова

Российские ученые рассказали о погружении на «Титаник» Титаник, Экспедиция, Корабль, Судостроение, Катастрофа, Судно, Длиннопост

Общее фото участников первой экспедиции команды ГОА "Мир" на "Титаник" в 1991 году, в которой участвовал и отец Анны. В этом году Анна планирует вновь принять участие в экспедиции. Изображение: Anna Gebruk/Центр морских исследований МГУ имени М.В. Ломоносова

Показать полностью 3

Цифровая модель обломков «Титаника»: новые кадры

Цифровая модель обломков «Титаника»: новые кадры Титаник, Корабль, Судостроение, Загадка, Новости, Катастрофа, Длиннопост

Первая полноценная цифровая модель затонувшего «Титаника», созданная компанией Magellan в ходе экспедиции 2022 года, продолжает оставаться в центре внимания специалистов и исследователей обломков лайнера, а каждый кадр подробно изучается.

В рамках недавнего новостного сюжета о «Титанике» британского телеканала ITV были опубликованы новые материалы с результатами сканирования носовой и кормовой частей затонувшего судна. На этих кадрах подробно представлен левый борт носовой части, который заметно деформировался: проседание корпуса в этой части сильнее, чем с правого борта, и листы обшивки уже начали отходить от шпангоутов и палуб.

Цифровая модель обломков «Титаника»: новые кадры Титаник, Корабль, Судостроение, Загадка, Новости, Катастрофа, Длиннопост
Цифровая модель обломков «Титаника»: новые кадры Титаник, Корабль, Судостроение, Загадка, Новости, Катастрофа, Длиннопост
Цифровая модель обломков «Титаника»: новые кадры Титаник, Корабль, Судостроение, Загадка, Новости, Катастрофа, Длиннопост

На кадрах кормовой части отдельное внимание привлекают ранее не публиковавшиеся изображения винта левого борта, а также непосредственное место разлома и остатки огромных паровых двигателей, возвышающихся над обломками.

Цифровая модель обломков «Титаника»: новые кадры Титаник, Корабль, Судостроение, Загадка, Новости, Катастрофа, Длиннопост
Цифровая модель обломков «Титаника»: новые кадры Титаник, Корабль, Судостроение, Загадка, Новости, Катастрофа, Длиннопост
Цифровая модель обломков «Титаника»: новые кадры Титаник, Корабль, Судостроение, Загадка, Новости, Катастрофа, Длиннопост
Цифровая модель обломков «Титаника»: новые кадры Титаник, Корабль, Судостроение, Загадка, Новости, Катастрофа, Длиннопост
Цифровая модель обломков «Титаника»: новые кадры Титаник, Корабль, Судостроение, Загадка, Новости, Катастрофа, Длиннопост

В данный момент продюсерская студия Atlantic Expeditions работает над созданием полноценного документального фильма о цифровой модели затонувшего «Титаника», который, как ожидается, покажет обломки максимально детально.

Показать полностью 8

Самый стойкий миф – миф о биноклях для впередсмотрящих на «Титанике»

Самый стойкий миф – миф о биноклях для впередсмотрящих на «Титанике» Титаник, Корабль, Загадка, Мифы, Бинокль, Катастрофа, Судно, Судостроение, Видео, Видео ВК, Длиннопост

О том, что у вперёдсмотрящих на «Титанике» не было биноклей, известно всем. Многие утверждают, что если бы не отсутствие биноклей, то вперёдсмотрящие смогли бы вовремя заметить айсберг, и катастрофы удалось бы избежать. Во время допроса вперёдсмотрящий Фредерик Флит, который находился на дежурстве, когда лайнер столкнулся с айсбергом, заявил то же самое. Так правдиво ли это крайне популярное утверждение?

Ответ на этот вопрос становится тем удивительнее, когда обнаруживается, что впередсмотрящим на «Титанике» бинокли в принципе не полагались, и отдельной пары для них на борту даже не подразумевалось. Как это так? Давайте разбираться.

«Я бы не когда не думал о том, чтобы давать бинокли впередсмотрящим»

На борту «Титаника» у командного состава было всего 5 биноклей: 3 для старших офицеров, 1 для лоцмана (когда не использовался, то хранился в шкафчике на мостике) и 1 личный у капитана Смита. Отдельных биноклей для вперёдсмотрящих на борту «Олимпика» и «Титаника» предусмотрено не было. Причину такого подхода на расследовании гибели «Титаника» описал второй помощник капитана Чарльз Лайтоллер:

«Впередсмотрящие вполне могут попытаться рассмотреть объект (который замечен на горизонте – прим. пер.), но мы не хотим, чтобы они это делали. Все что они должны сделать - позвонить в колокол».

Отсутствие отдельных биноклей для впередсмотрящих не удивляло: согласно существовавшей тогда (и существующей часто и сегодня) практике наблюдения впередсмотрящие обязаны следить за горизонтом неограниченным зрением, а бинокли полагаются лишь офицерскому составу.

Самый стойкий миф – миф о биноклях для впередсмотрящих на «Титанике» Титаник, Корабль, Загадка, Мифы, Бинокль, Катастрофа, Судно, Судостроение, Видео, Видео ВК, Длиннопост

«Олимпик», 1920-е годы. Промофильм, снятый по заказу "УСЛ". На кадрах капитан и офицеры активно используют бинокли (но не впередсмотрящие).

Это было резонно: бинокль не только ограничивал угол обзора и создавал искушение пользоваться им постоянно, так как прикрывал глаза от холодного ветра, но и вызывал желание у впередсмотрящих инстинктивно рассмотреть замеченный предмет, тратя на это драгоценное время в опасных ситуациях, что было грубым нарушением правил наблюдения за горизонтом. Как выразился на расследовании заслуженный капитан «Уайт Стар Лайн» Бертрам Хэйс, бинокли «портят» наблюдение:

«Когда впередсмотрящий замечает огонь, и если у него есть бинокли, то он более склонен его использовать и посмотреть в него, чтобы понять, что это за судно. Но это обязанность офицера. Обязанность впередсмотрящего – замечать огни и сообщать о них».

На расследовании гибели «Титаника» такую сложившуюся практику подтвердили и другие многочисленные капитаны Трансатлантики. Джордж Бартлетт, командир Военно-Морского резерва, капитан с 30-ти летним стажем, а также будущий капитан «Британника», однотипного «Титанику», утверждал, что бинокли никогда не должны быть в «Вороньем гнезде», потому что они могли «соблазнить» впередсмотрящих рассмотреть объект поближе:

Бартлетт: «Бинокли - источник опасности. Они мешают работе впередсмотрящих».
Судья:  «Как это?»
Бартлетт: «Впередсмотрящий должен просто искать объекты впереди. Рассматривать их через бинокль - задача офицера».

Интересно мнение и капитана печально известного «Калифориэна» Стэнли Лорда, который также не считал обеспечение впередсмотрящих биноклями полезным. Он всего единственный раз отдал такой приказ - утром 15 Апреля 1912 года во время поисков людей с борта «Титаника». Это было сделано для того, чтобы впередсмотрящие не звонили каждый раз, как что-то заметят впереди, например, обломки:

- (Судья) Помогли бы бинокли впередсмотрящим для поиска льда?
- (Стэнли Лорд) Нет, я так не думаю. Я бы не когда не думал о том, чтобы давать бинокли впередсмотрящим.
- И вы так никогда не поступали?
- Лишь однажды. Не думаю, что я сделаю это еще когда-нибудь.
- Когда вы это сделали?
- В то утро, когда я искал Титаник, я передал им пару биноклей.
- И это был единственный раз, когда вы использовали бинокли в «Вороньем Гнезде»?
- Единственный раз, о котором я когда-либо слышал.
- Позвольте спросить, откуда вы взяли эти дополнительные бинокли для впередсмотрящих?
- Я взял их с капитанского мостика. Дополнительная пара биноклей была на мостике.
- На мостике у вас были бинокли для собственного использования?
- Да.
- И больше у вас никогда не было биноклей в «Вороньем гнезде» для их использования впередсмотрящими?
- Нет.

Вторили Лорду и другие капитаны:

- Вы думаете, впередсмотрящие должны иметь бинокли?
- Нет, я так не думаю.
(Ричард Джонс, капитан судна SS Canada).

- Мы никогда их не используем.
(Капитан Фредерик Пассоу, капитан SS St. Paul).

- Я никогда не верил в бинокли.
(Капитан Бенджамин Стил, управляющий «Уайт Стар Лайн»).

Таким образом, впередсмотрящий и не должен был требовать для себя бинокль, так как в его обязанности входило следить за океаном собственным зрением и сразу же сообщать о возможных замеченных объектах на мостике – а не тратить драгоценное время на рассматривание замеченного объекта, так как это задача вахтенного офицера, принимающего в тот момент решения на мостике.

Миф о «ключе от шкафчика с биноклями»

О каких тогда биноклях говорили впередсмотрящие «Титаника»? Действительно, при переходе из Белфаста в Саутгемптон в начале апреля впередсмотрящие пользовались биноклями, но это не бинокли для их личного пользования – это был экземпляр, который одолжил второй офицер Дэвид Блэр. Впередсмотрящий Джордж Хогг рассказывал, что не обнаружил биноклей в «Вороньем Гнезде», когда судно покидало Белфаст, поэтому и спросил у Блэра, где их можно взять, и Блэр отдал свой. На этом бинокле так и было написано – «Second Officer, SS Titanic». По прибытии в Саутгемптон, Блэр поднялся в «Воронье Гнездо» и попросил Хогга запереть бинокль в шкафу в каюте второго офицера и вернуть ему ключ, что Хогг и сделал, а затем передал ключ Блэру через матроса Уильяма Веллера. С этим ключом в кармане Блэр и сошел на берег с борта «Титаника» - очевидно, он просто забыл его отдать коллегам.

Самый стойкий миф – миф о биноклях для впередсмотрящих на «Титанике» Титаник, Корабль, Загадка, Мифы, Бинокль, Катастрофа, Судно, Судостроение, Видео, Видео ВК, Длиннопост

Офицер Дэвид Блэр и его ключ с биркой с оборотной стороны (с) The Sun

Как известно, вскоре Лайтоллер сменил Блэра на посту второго помощника, и именно к нему обратился другой впередсмотрящий Джордж Саймонс после отбытия из Саутгемптона. Он сказал Лайтоллеру, что «в Вороньем Гнезде нет биноклей». «Я понял», - ответил Лайтоллер и проследовал в каюту старшего помощника Генри Уайлда, которому и сообщил об отсутствии биноклей. Уайлд ответил, что он «в курсе», но добавил, что для впередсмотрящих нет биноклей. «Саймонс, для тебя нет биноклей», - передал слова старшего офицера Лайтоллер. Этим ответом офицер лишь подтвердил тот факт, что отдельной пары биноклей для вперёдсмотрящих в принципе не выделялось, так как в их задачу входило следить за океаном собственными глазами.

А что с теми «запертыми биноклями» в шкафчике на мостике и «роковом» ключе к нему, который с собой забрал офицер Блэр и о котором вот уже век твердят газеты, жадные до сенсаций? В действительности же, запертый шкаф совсем не был проблемой, так как:

  • На борту было отдельное помещение, где хранились копии всех ключей.

  • Большинство ключей на судне были похожей формы, поэтому подобрать ключ для любого замка не было большой проблемой.

  • Ключи для шкафчиков имели всего лишь два зубца, которые легко можно было сымитировать, просто немного покопавшись в таком простом замке.

  • На судне был плотник, в конце концов.

Более того, нам известно, что второй помощник Лайтоллер пользовался биноклем в ходе первого рейса «Титаника», и можно предположить, что это был как раз бинокль, полагавшийся второму помощнику (и который был одолжен впередсмотрящим при переходе из Белфаста с Саутгемптон). Это дает повод предположить,  что Лайтоллер смог открыть этот самый шкаф в своей каюте и взять необходимый ему бинокль.

Таким образом, история о «ключе для биноклей» стала идеальным примером мифа, который из представления публики совсем непросто. Маленький ключик, из-за которого погиб крупнейший лайнер в мире? Слишком красивая и наполненная символизмом история, чтобы так просто от нее отказаться.

Мнение потомков погибших на «Титанике»

Дэвид Хайсман - один из немногих здравствующих детей-прямых потомков пассажиров «Титаника». Он является сыном Эдит Хайсман, урождённой Браун - одной из последних живших пассажиров легендарного лайнера. Ей было 16 лет, когда ее отец погиб на «Титанике».

Самый стойкий миф – миф о биноклях для впередсмотрящих на «Титанике» Титаник, Корабль, Загадка, Мифы, Бинокль, Катастрофа, Судно, Судостроение, Видео, Видео ВК, Длиннопост

Казалось бы, для Дэвида утрата деда и отца матери является личной трагедией, и в этом можно было бы в том числе винить и отсутствие биноклей в вороньем гнезде, но в жизни ему повезло взглянуть на события, происходившие на «Титанике», под совсем другим углом - он сам стал профессиональным впередсмотрящим. Более того, служил он не где-нибудь, а на легендарных «Королевах» Кунарда. И на вопрос о том, полагаются ли бинокли впередсмотрящим, он даёт однозначный ответ, который в целом подытоживает развенчание мифа, что главной причиной гибели «Титаника» стало отсутствие биноклей у вперёдсмотрящих:

«За всю мою 30-летнюю карьеру профессионального впередсмотрящего в торговом флоте и в особенности в «Кунард-Уайт Стар» мне ни разу не выдавались бинокли. Исключение составляли только ситуации «человек за бортом», и не стоит путать торговый флот с ВМФ, где бинокли действительно могут выдаваться (это ошибка, которую часто многие совершают, сравнивая правила торгового и военно-морского флотов). Среди руководства компаний и судоводителей принято считать, что бинокли впередсмотрящим не полагаются. По сложившемуся правилу, даже сегодня, имея в наличии такое количество навигационного оборудования, впередсмотрящие следят за горизонтом исключительно собственными глазами. Ведь его главная обязанность - не определить, что именно он увидел, а только это «что-то» заметить и оповестить об этом мостик. И уже на мостике займутся выяснением того, что же именно было замечено впередсмотрящими».

Мнение эксперта

В завершение, представляем мнение одного из ведущих исследователей «Титаника», а также бывшего офицера ВМФ США Паркса Стивенсона, которого спросили, полагались ли бинокли впередсмотрящим. Вот, что он ответил:

_______
Материал подготовлен Историко-исследовательским сообществом Титаника

Показать полностью 3 1

Cудьба аппаратов «Мир» – знаменитых исследователей «Титаника»

Cудьба аппаратов «Мир» – знаменитых исследователей «Титаника» Титаник, Корабль, Судостроение, Музей, Катастрофа, Подводная лодка, Видео, Видео ВК, Длиннопост

Аппарат «Мир» на «Титанике» (Фото: Earthship Entertainment)

ГОА (Глубоководные обитаемые аппараты) «Мир-1» и «Мир-2» прославились на весь мир в 1997 году после выхода на большие экраны блокбастера Джеймса Кэмерона «Титаник». Два небольших аппарата, словно загадочные красно-белые подводные жители, спускались с борта российского НИС «Академик Мстислав Келдыш», направляясь изучать и снимать на кинокамеру обломки разрушающегося, но все еще притягивающего «Титаника».

Cудьба аппаратов «Мир» – знаменитых исследователей «Титаника» Титаник, Корабль, Судостроение, Музей, Катастрофа, Подводная лодка, Видео, Видео ВК, Длиннопост

Кадр из фильма «Титаник» Джеймса Кэмерона (Paramount Pictures/20th Century Fox)

Это была уже не первая экспедиция «Миров» к обломкам лайнера. Два технически совершенных аппарата, построенных в 1987 году в Финляндии под руководством российского ученого и конструктора Игоря Евгеньевича Михальцева и глубоководного исследователя Анатолия Михайловича Сагалевича для Института Океанологии РАН Им. П.П. Ширшова, впервые погрузились на «Титаник» в 1991 вместе со съемочной командой IMAX и CBS. С тех пор большинство экспедиций к обломкам были осуществлены именно на борту «Миров», а сам Анатолий Сагалевич стал мировым рекордсменом по количеству погружений к «Титанику» — 57 раз.

Cудьба аппаратов «Мир» – знаменитых исследователей «Титаника» Титаник, Корабль, Судостроение, Музей, Катастрофа, Подводная лодка, Видео, Видео ВК, Длиннопост

Аппараты «Мир» на «Титанике» в 1991 году ( Фото: The Stephen Low Company)

Документальный фильм «Миры на Титанике» (режиссер В. Маркин, Видеостудия ИО РАН)

Сегодня о «Мирах» и их погружениях на «Титаник» практически ничего не слышно. К сожалению, в последний раз «Миры» спускали с борта «Келдыша» в 2007 году – спустя 2 года после их последней экспедиции на «Титаник». Финальное погружение аппаратов под воду случилось в 2011 году в Швейцарии, когда они исследовали знаменитое Женевское озеро. После возвращения «Миров» в Россию, новое руководство Института Океанологии им. П.П. Ширшова РАН решило, что отныне больше нет необходимости в обитаемых подводных погружениях, и резко сократило финансирование программы обслуживания аппаратов. Несмотря на попытки вернуть финансирование (включая 4-х часовую подводную «аудиенцию» А.М. Сагалевича с премьер-министром Владимиром Путиным во время погружения на Байкале в 2009 году), аппараты остались без возможности осуществлять новые экспедиции.

Анатолий Сагалевич, несмотря на почтенный возраст (в этом году он отпразднует 85-летие), пытался использовать все возможности по возвращению «Миров» в активную деятельность. Так, в 2012 году к 100-летней годовщине гибели «Титаника» им велась активная подготовка к проведению экспедиции к обломкам лайнера. Контракт с Майком МакДоуэллом, руководителем компании Deep Ocean Expeditions, был уже практически подписан, когда в результате противодействия со стороны вышестоящих инстанций его пришлось отменить. Долгожданным погружениям к «Титанику» на столетие гибели не суждено было случиться.

Cудьба аппаратов «Мир» – знаменитых исследователей «Титаника» Титаник, Корабль, Судостроение, Музей, Катастрофа, Подводная лодка, Видео, Видео ВК, Длиннопост

«Миры» сегодня: «Мир-1» (Музей Мирового Океана) и «Мир-2» (Атлантическое подразделение ИО РАН)

В 2015 году «Мир-1» был помещен в Музей Мирового Океана в Калининграде, однако не в качестве уже отработавшего свое музейного экспоната, а с условием возможности возвращения аппаратов в работу. Инженерная команда «Миров» до сих пор регулярно осуществляет технический контроль за аппаратами. Велись разговоры и о передаче аппаратов в аренду Китаю, а затем – об использовании аппаратов российскими военными, однако А.М. Сагалевич выступил резко против такой идеи: аппараты с названием «Мир» не могут использоваться в качестве возможного орудия глубоководной войны.

Попытки вернуть аппараты в строй продолжались вплоть до 2020 года, но все тщетно. В истории «Миров» наступил новый этап – они будут служить наглядным примером технических достижений для будущих поколений. «Мир-1» продолжит выставляться в Музее Мирового Океана, где он уже стал главным памятником экспедиций к «Титанику» и глубоководных достижений команды «Миров». Судьба «Мира-2» была решена в 2020 году: его планируется установить в центре главной экспозиции нового глубоководного научно-исследовательского центра ИО РАН в Москве, начало строительства которого запланировано на 2024 год. Мощные светильники аппарата будут функциональными и станут подсветкой самого здания – даже после окончания глубоководной карьеры свет «Миров» продолжит освещать дорогу человечеству, которое смогло познать тайны глубоководного мира через иллюминаторы этих удивительных аппаратов.

Cудьба аппаратов «Мир» – знаменитых исследователей «Титаника» Титаник, Корабль, Судостроение, Музей, Катастрофа, Подводная лодка, Видео, Видео ВК, Длиннопост

Проект размещения аппарата «Мир-2» в новом здании Центра глубоководных исследований в Москве (Фото: Институт Океанологии им. П.П. Ширшова РАН).

Для желающих подробно ознакомиться с историей аппаратов «Мир», узнать детали их многочисленных погружений и открытий, рекомендуем к прочтению две работы А.М. Сагалевича:

«Глубину», предисловие к которой написал Джеймс Кэмерон;
— Научно-популярные мемуары «Романтическая Океанология», в которой ученый раскрывает человеческую сторону своих легендарных погружений.

Cудьба аппаратов «Мир» – знаменитых исследователей «Титаника» Титаник, Корабль, Судостроение, Музей, Катастрофа, Подводная лодка, Видео, Видео ВК, Длиннопост

_________
Материал впервые опубликован в летнем номере «The Atlantic Daily Bulletin» «Британского Общества Титаника»

Cудьба аппаратов «Мир» – знаменитых исследователей «Титаника» Титаник, Корабль, Судостроение, Музей, Катастрофа, Подводная лодка, Видео, Видео ВК, Длиннопост
Показать полностью 6 1

«Титаник не сталкивался с айсбергом», или как рождаются мифы

История о том, как рождение очередного глупого мифа о «Титанике» можно наблюдать в «прямом эфире».

«Титаник не сталкивался с айсбергом», или как рождаются мифы Титаник, Конспирология, Загадка, Катастрофа, Корабль, Рептилоиды, Длиннопост

Вчерашняя новость о создании цифровой модели затонувшего «Титаника» наделала немало шума и стала объектом активного обсуждения. Новостные издания, стараясь перещеголять друг друга, бросились бездумно переводить зарубежные первоисточники новости, не пытаясь разобраться в описываемой теме. К чему же это привело?

В оригинальном сообщении BBC, получившей эксклюзивное «право первой новости» (https://www.bbc.com/news/science-environment-65602182), исследователь Паркс Стивенсон, комментируя создание первой трехмерной модели, заявил в оригинале следующее: «We really don't understand the character of the collision with the iceberg. We don't even know if she hit it along the starboard side, as is shown in all the movies - she might have grounded on the iceberg».

Перевести данные слова Стивенсона можно следующим образом: «Мы до сих пор не знаем точного характера столкновения «Титаника» с айсбергом. Мы не знаем, столкнулся ли лайнер с айсбергом правым бортом, как это показано во всех фильмах, – он также мог совершить «наезд» на айсберг». Говоря о «наезде» (grounding), Стивенсон имеет ввиду классическую теорию днищевого столкновения «Титаника» с айсбергом, согласно которой айсберг повредил не только правый борт, но и двойное дно в результате «наскока» на ледяной шип рокового айсберга. Теория эта имеет свои обоснования, опирается на косвенные свидетельства очевидцев и считается частью экспертов наиболее вероятной.

Тем временем российские издания, не сильно углубляясь в то, о чем говорит Стивенсон, взяли первое значение вызывавшего замешательства слова «to ground» – «сесть на мель» – и… так и перевели! (Раз, два и множество других изданий, перепечатавших более массовые СМИ). Логичный вопрос, откуда могла взяться мель посреди Атлантического океана, где глубина достигает 4000 метров, у авторов, к сожалению, не возник.

«Титаник не сталкивался с айсбергом», или как рождаются мифы Титаник, Конспирология, Загадка, Катастрофа, Корабль, Рептилоиды, Длиннопост

Дальше – больше: сегодня эта удивительная мысль развилась в заголовки «А был ли айсберг?» (например, в обычно уважаемом издании «Вокруг Света»), где автор заметки неиронично задается вопросом, действительно ли «Титаник» столкнулся с айсбергом и не «переписывает ли историю лайнера» это новое исследование:

«Титаник не сталкивался с айсбергом», или как рождаются мифы Титаник, Конспирология, Загадка, Катастрофа, Корабль, Рептилоиды, Длиннопост

Не удивимся, если в ближайшее время мы сможем наблюдать «срывающие покрова» ролики на ютьюбе, в которых рассказывается о насыпанной тандемом иллюминатов и сионистов посреди океана роковой горе из песка.

Вот таким глупым образом и рождаются очередные глупые мифы.

Показать полностью 3
Отличная работа, все прочитано!