«Стоп машина» или «Полный назад»: какой была команда на двигатели «Титаника» перед столкновением? Разбираем показания очевидцев

«Стоп машина» или «Полный назад»: какой была команда на двигатели «Титаника» перед столкновением? Разбираем показания очевидцев Титаник, Катастрофа, Мифы, Корабль, Видео, Видео ВК, YouTube, Длиннопост

Удивительно, какими стойкими могут быть мифы, подтверждённые красочным видеорядом – именно таковой можно назвать максимально драматичную сцену попытки реверса «Титаника» в фильме Джеймса Кэмерона. Уильям Мэрдок, бегущий к телеграфу и переводящий ручку телеграфа на «Полный назад», десятки механиков, бегающих в панике по машинному отделению и переводящие огромный двигатель на реверс… Неудивительно, что убежденность в отдаче именно команды «Полный назад» до сих пор так сильна, несмотря на документальные свидетельства, которые мы далее разберем.

Первом делом, на чем основывается версия того, что перед столкновением на «Титанике» была отдана команда на реверс? За основу в отчете Британской комиссии были взяты слова 4-го помощника капитана Джозефа Боксхолла, утверждавшего, что он якобы видел позицию ручки телеграфа на позиции «Полный назад», когда он вошел на мостик и что он слышал, как Уильям Мердок докладывал капитану, что отдал приказ повернуть и реверсировать машины. Однако, из его собственных же показаний, Боксхолл не видел всего происходившего на мостике – он пришел из штурманской уже после столкновения и лишь слышал три удара колокола. Более того, в дальнейшем он признал, что на мостике он не мог сразу разобрать, что там происходило – его глаза не сразу привыкли к практически кромешной тьме полностью затемненной рубки после ярко освещенного коридора.

Но верно ли все увидел и услышал Боксхолл? Любопытными в данном контексте являются показания двух других очевидцев, также непосредственно присутствовавших на мостике в момент столкновения – рулевых Роберта Хиченса и Альфреда Оливера. Ни Хиченс, ни Оливер не упоминают отдачи команды «Полный назад». Но вдруг они просто не услышали не обратили на этот момент внимания? Такое может быть, ведь они просто рулевые. Но мимо кого команда на машины точно не могла ускользнуть, так это «трюмной команды» – свидетелей из котельных и машинного отделения. Что они говорили?

Получение команды на двигатели с точки зрения команды кочегаров довольно проста: система подачи команд на машины такова, что если отдать приказ реверсировать двигатели, в котельных об этом даже не узнают – никакого сигнала не поступит, и кочегары должны будут продолжать кидать уголь в топки, чтобы обеспечивать давление пара для выполнения команды реверса. Котельным все равно, в какую сторону на полный ход работает машина. Но на «Титанике» в котельных о команде на двигатели узнала вся кочегарская смена, поскольку за пару секунд до столкновения вдруг пришел приказ «Стоп», ярко загоревшийся на индикаторных панелях в котельных. Вот что на слушаниях Британской комиссии по расследованию катастрофы говорит кочегар Фредерик Барретт:

1860. – Когда судно должно остановиться, (на индикаторной панели – прим.пер.) загорается красный свет. Белый - для полного хода, синий - для малого. Вдруг загорелся красный свет. Я прокричал «закрыть все топки».
– И вы поняли, что это был приказ остановить машину? – Сигнал на индикаторе показывал «Стоп».

«Стоп машина» или «Полный назад»: какой была команда на двигатели «Титаника» перед столкновением? Разбираем показания очевидцев Титаник, Катастрофа, Мифы, Корабль, Видео, Видео ВК, YouTube, Длиннопост

Индикаторная панель в котельных «Титаника» (с) Parks Stephenson

А вот что сказал еще один спасшийся кочегар Джордж Бошамп:
663. – И сразу после удара вы получили команду? – Да.
– Какую? – Остановиться. Телеграф указал на деление «Стоп».
– Это приказ был с мостика? – Да.
– И двигатели были остановлены? – Телеграф показывал на команду «Стоп», так что я полагаю, что да.

Показания смазчика Томаса Диллона, находившегося непосредственно в машинном отделении:
3715. – Вы почувствовали удар? – Немного.
– И незадолго до этого поступила команда? – Да.
– Насколько незадолго? – За две секунды до удара.
– Какая команда была отдана на двигатели? – Я не видел, я только услышал команду.
– Что дальше произошло с двигателями? – Они остановились.

Показания еще одного смазчика Фредерика Скотта, находившегося в турбинном отсеке по соседству:
5537. – Вы слышали (отданную команду на) машинные телеграфы? – Да, все четыре телеграфа зазвенели.
– Какая это была команда? – «Стоп».

Это далеко не все свидетельства, прямые или косвенные, подтверждающие, что на двигатели после обнаружения айсберга была отдана команда «Стоп машина», а не «Полный назад». Более того, любой присутствовавший на борту огромного 40000-тонного объекта, идущего со скоростью 22.5 узлов, ощутил бы прошедшую по всему корпусу дрожь из-за борьбы двигателей и винтов с огромной инерцией движения – но никаких массовых свидетельств подобного рода от спасшихся нет.

Наконец, любые размышления и рассуждения о том, каковой была (или должна была быть) команда в машинное отделение в целом довольно бессмысленны – как известно, команда на двигатели все равно была исполнена лишь после столкновения и на скорость и направление движения «Титаника» до удара никак не повлияла. Судьба лайнера была предрешена.

В качестве бонуса - исторически верная хронология столкновения «Титаника» с айсбергом на основе сцены фильма Джеймса Кэмерона: