В понедельник, двадцатого апреля, жители различных городов России, в сервисах "Яндекс.Карты" и "Яндекс.Навигатор" оставляли комментарии вокруг городских администраций с различными требованиями к пока ещё действующей власти. После того как метки начали пропадать с карты - аналогичная ситуация возникла в сервисе "2ГИС". Данное событие получило название «онлайн-митинг». Яндекс оперативно ввёл запрет на размещение комментариев незарегистрированными пользователями.
Как сообщила пресс-служба Яндекс ТАСС: «"Яндекс.Навигатор" и "Яндекс.Карты" не могут быть площадкой для выражения мнения по политическим вопросам. "В "Яндексе" работает более 10 тыс. человек, у каждого из нас разные политические взгляды, вероисповедание и ценности. Но всех нас объединяет одна цель - создавать качественные сервисы, которые помогают людям каждый день. Мы делаем сервисы для всех, поэтому более 20 лет назад мы договорились строить "Яндекс" вне политики, на этом же принципе основаны наши сервисы и правила их модерации».
Конечно руководство Яндекс лукавит, компания подстраивается под власть любой ценой (кому интересно, могут почитать). В масштабах Яндекс, сложно оставаться вне политики.
Однако сложно обвинять в этом компанию. В конце концов, цель у них одна - остаться на рынке, минимально подчинённым государству.
При этом, необходимо помнить, кто сделал Яндекс таким в конечном итоге. Это мы с вами. Российские предприятия, российские пользователи, иными словами - граждане России.
«Миссия Яндекса — помогать людям решать задачи и достигать своих целей в жизни.»
«Все сервисы Яндекса сделаны для того, чтобы улучшать и упрощать жизнь людей. Каждый из наших сервисов помогает делать что-то, что еще вчера казалось невозможным.»
«Счастье пользователей — очень важное для нас понятие. Среди прочего оно означает, что польза, которую приносит сервис, и то, насколько приятно с ним работать, для нас важнее, чем его монетизация. Как правило, если нам удается сделать хороший сервис, который нравится людям, его модель монетизации образуется сама собой. При этом она обязана учитывать интересы пользователя.»
В то время, как китайские предприятия внесли свой вклад в помощь гражданам, в денежном эквиваленте исчисляемый миллиардами долларов, крупнейший агрегатор не принял мер помощи своим согражданам, например понизить стоимость поездок в такси, уменьшить или вовсе отменить стоимость доставки и прочее. Разумеется, это частный бизнес и формально данная обязанность отсутствует. Тем не менее, со стороны Яндекса это был бы посильный вклад в помощь гражданам, с другой - весьма эффективная реклама и положительный имидж компании.
Вместо этого, мы наблюдаем очередную попытку компании соответствовать интересам власти лишь с одной целью - выжить. На этом фоне ценности и миссия заявленные компанией выглядят не вполне убедительно.
И необходимо учитывать, что власть приходит и уходит, а граждане остаются...