Orlovcheg

Orlovcheg

Пикабушник
рейтинг 2 подписчика 10 подписок 12 постов 1 в горячем
Награды:
10 лет на Пикабу
102

Русская Жанна Д’Арк, или о Подвиге медсестры Риммы Ивановой

Русская Жанна Д’Арк, или о Подвиге медсестры Риммы Ивановой

9 сентября 1915 года неподалеку от села Мокрая Дубрава немецкие солдаты увидели, как молодая девушка с красным крестом на платье подняла русских бойцов в атаку. С криком: «Братцы, за мной!» — полковая медсестра Римма Иванова бросилась на врага. Атака успешно завершилась. Немецкие позиции были взяты, но сама героиня погибла, получив смертельное ранение в бедро. Ее последними словами были: «Боже, спаси Россию».


Поступок девушки не одобрил председатель германского Красного Креста генерал Пфуль, посчитавший, что сестра милосердия не должна брать в руки оружие или поднимать бойцов в атаку, но женевская штаб-квартира Международного Комитета Красного Креста решила, что подвиг Риммы Ивановой не нарушает никаких положений этой организации. Это было верное решение. Идя в атаку, Римма Иванова оставалась сестрой милосердия и сохраняла жизни солдат, которых противник мог попросту уничтожить.


Вообще, во время Первой мировой войны иногда случались удивительные вещи. Немцы могли отпустить пленных русских офицеров свободно гулять под честное слово, русские солдаты могли пережить газовую атаку без средств защиты, а потом победить врага в бою. Геройский поступок Риммы Михайловны Ивановой стоит в одном ряду с этими и многими другими выдающимися деяниями того времени.


За этот подвиг солдаты и офицеры 105-го Оренбургского полка попросили наградить медсестру орденом Святого Георгия IV степени. По статуту этот орден могли получить лишь офицеры, а Римма Иванова была девушкой из простой семьи, служившей сестрой милосердия и не имевшей никакого воинского звания. Солдаты и офицеры ждали решения императора Николая II и рассказывали новобранцам историю ее жизни.


* * *


Римма Михайловна Иванова родилась 15 июня 1894 года в Ставрополе. В 1913 году окончила Ольгинскую гимназию и стала работать народной учительницей в одной из сельских земских школ. Когда началась Первая мировая война, Римма Иванова вернулась в Ставрополь. Она выучилась на медсестру и 17 января 1915 года добровольцем ушла на фронт. Ее родители беспокоились за судьбу дочери, и Римма отправила письмо, в котором рассказывала о том, что у нее все хорошо:


«Господи, как хотелось бы, чтобы вы поуспокоились. Да пора бы уже. Вы должны радоваться, если любите меня, что мне удалось устроиться и работать там, где я хотела… Но ведь не для шутки это я сделала и не для собственного удовольствия, а для того, чтобы помочь. Да дайте же мне быть истинной сестрой милосердия. Дайте мне делать то, что хорошо и что нужно делать. Думайте, как хотите, но даю вам честное слово, что многое-многое отдала бы для того, чтобы облегчить страдания тех, которые проливают кровь. Но вы не беспокойтесь: наш перевязочный пункт не подвергается обстрелу… Мои хорошие, не беспокойтесь ради Бога. Если любите меня, то старайтесь делать так, как мне лучше… Вот это и будет тогда истинная любовь ко мне. Жизнь вообще коротка, и надо прожить ее как можно полнее и лучше. Помоги, Господи! Молитесь за Россию и человечество».


Отметим, что Римма попала на фронт почти также, как героиня фильма «Гусарская баллада». Девушка коротко постриглась и назвалась Иваном Ивановым. Вскоре незатейливый обман был раскрыт, и она продолжила служить уже под своим именем. За мужество при спасении раненых она была удостоена Георгиевского креста 4-й степени (знак отличия Военного ордена Св. Георгия для нижних чинов) и двух Георгиевских медалей.


В августе 1915 года сестре милосердия дали короткий отпуск, и она отправилась навестить тяжело болеющего отца. Тот просил ее перевестись в 105-й Оренбургский полк, где работал полковым врачом ее старший брат Виктор Иванов. Римма согласилась.


Жить ей оставалось меньше месяца.


В начале сентября она написала родителям несколько писем с фронта: «Мои хорошие, милые мамуся и папка! Здесь хорошо мне. Люди здесь очень хорошие. Ко мне все относятся приветливо… Дай вам Господи здоровья. И ради нашего счастья не унывайте».


Через несколько дней «русская Жанна Д`Арк» героически погибнет.


22 сентября 1915 года начальник Ставропольской губернии получает телеграмму с фронта, в которой говорится, что Николай II 17 сентября 1915 года «соизволил почтить память покойной сестры милосердия Риммы Михайловны Ивановой орденом Святого Георгия 4-й степени. Сестра Иванова, невзирая на уговоры полкового врача, офицеров и солдат, всегда перевязывала раненых на передовой линии под страшным огнем, а 9 сентября, когда были убиты оба офицера 10-й роты 105-го Оренбургского полка, собрала к себе солдат и, бросившись вперед вместе с ними, взяла неприятельские окопы».


Брату героини было разрешено отвезти тело девушки в Ставрополь. Встречать останки Риммы Ивановой вышел весь город, а во время отпевания священник храма в честь апостола Андрея Первозванного протоиерей Семен Никольский сказал: «Франция имела Орлеанскую деву — Жанну д’Арк. Россия имеет Ставропольскую деву — Римму Иванову».


О подвиге девушки до революции знали многие. В ее честь была названа стипендия для учащихся в Ставропольской фельдшерской школе, Ольгинской гимназии города Ставрополя и земской школе села Петровского. Имя Риммы попало на памятник героям Великой войны, открытом в 1916 году в Вязьме. Однако в советское время памятник был снесен, как и надгробие на территории Андреевской церкви. До 1917 года девушке хотели поставить памятник в Ставрополе. Были даже предложения о канонизации Риммы Ивановой, но потом история России пошла по другому пути. В советское время не любили вспоминать о Первой мировой войне, и многие страницы славного прошлого нашей страны были на долгие годы забыты. К счастью, сейчас ситуация меняется. Именем Риммы Ивановой названа улица в 204-м квартале Ставрополя. В память о ее подвиге установлена мемориальная доска на здании бывшей Ольгинской гимназии.

Показать полностью

Мотоциклистов-доноров могут освободить от транспортного налога

Мотоциклистов-доноров могут освободить от транспортного налога

Депутаты Совета Федерации предлагают таким образом поддерживать жителей, давших прижизненное согласие на трансплантацию органов.


Член Совета Федерации и сенатор от Ненецкого автономного округа Вадим Тюльпанов считает резонным поддержать мотоциклистов-доноров. Он предложил Минздраву и Минэкономразвитию снять с доноров, владеющих мотоциклами транспортный налог. Такие же меры, по его мнению, стоит распространить и на владельцев мопедов, байков и мотороллеров, в случае если они дадут "прижизненное согласие на посмертную трансплантацию своих донорских органов".


Это предложение было высказано в связи с тем, что Минздрав сейчас занимается подготовкой законопроекта о донорстве органов. Для их изъятия с момента принятия документа потребуется согласие донора.


Предложение, по мнению самого автора инициативы, выгодно с любой точки зрения. Мотоциклисты знают, что подвергают себя риску и сознательно на него идут, если предложить такую схему, то многие станут аккуратнее на дорогах, по логике Тюльпанова.


Кроме того, в России мотоциклы составляют 5,9 процента, от всего количества транспорта. А значит большого ущерба бюджет не получит.


Лидер российского мотоклуба «Ночные волки» Александр (Хирург) Залдостанов в ответ на идею изымать органы мертвых байкеров пригласил сенаторов в гости:


«Иезуитская тема и новый вид бизнеса! Я сейчас строю байк-шоу в Севастополе. Приглашаю Совет Федерации в Севастополь, на гору Гасфорта, чтобы они приехали и посмотрели кульминацию байк-шоу 12 августа. После того, как они посмотрят на это, они будут думать о совсем других законах и предложениях»

Профессиональный каскадер и чемпион России по мотокроссу Анна Флегонтова заявила, что она не против отдать свои органы в случае несчастного случая:


«Люди наивно полагают, что мы чаще разбиваемся. Мы, на самом деле, не против. Почему у нас запретили тюнинговать машины, джипы лифтовать, лишать людей творчества, чтобы они стали конченными зомби - вот это вопрос! А на органы - пусть разбирают. Нам пофигу. Мы знаем, на что идем. Пусть хоть кому-то пригодятся. Только я не завидую тем, кому пересадят органы мотоциклистов»

Мотопутешественник Максим Игнатьев, которого в 2012 году задержали в Ираке, когда он ехал из Турции в Афганистан, считает, что настоящей проблемой является высокий транспортный налог, а сенатор пытается скрыть проблему:


«Это предложение уводит внимание от основной проблемы. Основная проблема состоит в том, что увеличение налога на одну "лошадь" приведет к тому, что молодые ребята будут снимать мотоциклы с учета и ездить по беспределу. Органы - это уже популистские меры. Никакой законодательной базы для того, чтобы такой закон прижился, я не вижу. Это вброс, чтобы посмотреть, как люди отреагируют»

Журналист и мотоциклист Сергей Доренко, который в 2001 году попал в ДТП, считает, что сенатор от Ненецкого автономного округа просто издевается над погибшими в авариях байкерами:


«Сенатор Тюльпанов издевается, почти не скрываясь. Он издевается над мертвыми байкерами. Он говорит, что ему нужны глазные яблоки, сердца и почки его сограждан. Мне кажется, что это бесстыже, в любом случае. Если ему нужны почки, сердца и органы байкеров, то почему бы ему не пойти дальше и не сказать, что водителям, которые собьют байкера нужно давать премию тысяч по 20-30 рублей? По логике сенатора, тогда донорских органов появится побольше. Тогда нужно награждать тех, кто сбил байкера. Это - постыдная для государственного человека шутка»

Согласно российским законам, медики имеют право изымать органы погибших людей в случае, если они сами или их родственники не возражали против этого.


http://360tv.ru/news/nochnye-volki-priglasili-sovfed-v-krym-...


http://tsargrad.tv/news/2016/06/15/motociklistov-donorov-mog...


http://360tv.ru/news/ne-zaviduyu-tem-komu-peresadyat-organy-...

Показать полностью
16

Кого победил инок Александр Пересвет или за что уважают русских на Тибете

Кого победил инок Александр Пересвет или за что уважают русских на Тибете

В Троице-Сергиевой лавре есть монах, который во времена своей юности, как и многие тогда, был увлечен восточными духовными традициями и боевыми искусствами. Когда началась перестройка, он с друзьями решил поехать в Тибет, дабы поступить в какой-нибудь буддийский монастырь. С 1984 года, когда монастыри Тибета открыли для доступа, правда, по ограниченным квотам, туда стало приезжать множество иностранцев. И надо прямо сказать, что к чужеземцам отношение в монастырях было крайне скверное: все-таки это тибетская национальная духовность. Наш будущий монах и его друзья были разочарованы: они так стремились к этому возвышенному учению, к этому братству, духовным подвигам, мантрам и молитвам.


Такое отношение продолжалось до тех пор, пока тибетцы не узнали, что перед ними русские. Они стали переговариваться между собой, и в разговоре прозвучало слово «Пересвет». Стали выяснять, и оказалось, что имя этого русского монаха записано в особой святой книге, где фиксируются их важнейшие духовные события. Победа Пересвета занесена туда как событие, которое выпало из привычного хода вещей. Оказывается, Челубей был не просто опытным воином и богатырем - это был тибетский монах, прошедший подготовку не только в системе боевых искусств Тибета, но и освоивший древнейшую практику боевой магии Бон-по. В результате он достиг вершин этого посвящения и обрел статус «бессмертного».


Словосочетание «Бон-по» можно перевести как «школа боевой магической речи», то есть искусство борьбы, в котором эффективность приемов боя беспредельно возрастает за счет привлечения путем магических заклинаний силы могучих сущностей потустороннего мира - демонов (бесов). В результате человек впускает в себя «силу зверя», или, проще говоря, превращается в единое с демоном существо, некий симбиоз человека и беса, становясь бесноватым. Платой за такую услугу является бессмертная душа человека, которая и после смерти не сможет освободиться от этих жутких посмертных объятий сил тьмы.


Считалось, что такой монах-воин практически непобедим. Количество таких, избранных духами, воинов-тибетцев всегда было крайне невелико, они считались особым явлением в духовной практике Тибета. Поэтому-то Челубей и был выставлен на единоборство с Пересветом - чтобы еще до начала сражения духовно сломить русских.


На известной картине В. М. Васнецова оба воина изображены в доспехах, что искажает глубинный смысл происходившего. Павел Рыженко написал этот сюжет вернее: Пересвет на схватку вышел без доспехов - в облачении русского монаха великой схимы и с копьем в руке. Поэтому он и сам получил тяжелую рану от Челубея. Но «бессмертного» он убил. Это вызвало полное замешательство татарского войска: на их глазах произошло то, чего в принципе не может быть. Нарушился привычный ход вещей и пошатнулись незыблемые законы языческого мира.


И по сей день служители духов тьмы, мастера восточных единоборств, хранят память о том, что есть некие «русские», у которых есть свой Бог, сила которого неодолима. И этот русский Бог выше всех их богов, и воины этого Бога - непобедимы.

Показать полностью

Украинский завод прекратил поставку в РФ жизненно важного препарата

Украинский завод прекратил поставку в РФ жизненно важного препарата
Украинское предприятие прекратило поставлять в Россию лекарственный препарат мезатон, который внесен в перечень жизненно важных препаратов.


Производитель — Опытный завод при Харьковском государственном научном центре лекарственных средств — потребовал повысить закупочную цену препарата, пишет «Коммерсант». Препарат широко используется реаниматологами, анестезиологами и акушерами, его запас должен находиться в каждой клинике, а также у бригад скорой помощи.


Это популярный анестетик, который используется для местного и общего наркоза, особенно часто применяется при травмах, ранениях, острой недостаточности кровообращения. Врачи ряда российских регионов жалуются на нехватку мезатона. Препарат либо закончился, либо на исходе, «остатки прошлогодних запасов еще есть, но предупредили, что новых уже не будет».


Для решения проблемы, отмечает газета, медицинские учреждения вынуждены закупать дорогостоящий французский аналог. В Росздравнадзоре подтвердили, что «в настоящее время на российском рынке наблюдаются перебои с поставками препарата мезатон, который включен в список жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств». В ведомстве подчеркнули, что причины прекращения поставок им неизвестны.


По сведениям издания, министерство здравоохранения Ростовской области уже обратилось за разъяснением в федеральный Минздрав с просьбой либо поставить препарат, либо исключить его из списка жизненно важных. Представитель производителя Наталья Ворона заявила газете, что цена на препарат не менялась шесть лет. По ее словам, предприятие поставляло мезатон себе в убыток.


Ранее сообщалось, что на 26 российских заводах снято с производства около 80 торговых наименований лекарств из списка жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) из-за резкого снижения рентабельности. Это связано с ограничением цен на препараты и существенным ростом стоимости импортного сырья и материалов после падения курса рубля. В списке сейчас 646 наименований, более 70 процентов из них производятся в России. Предельная отпускная цена на препараты из этого перечня устанавливается государством. По данным Росздравнадзора, в целом ЖНВЛП по итогам прошлого года подорожали на 8,8%, а ЖНВЛП дешевле 50 рублей — на 16%.


http://www.kommersant.ru/doc/3012623

http://ria.ru/society/20160614/1446959473.html

http://www.vesti.ru/doc.html?id=2764759

Показать полностью 1
4

ЯЗЫК (Самарская быль)

«Язык дан человеку для того, чтобы скрывать свои мысли», – сказал мастер политической интриги француз Шарль Талейран.


У нас же привыкли руководствоваться другим понятием о назначении языка и произносимых нами слов, даже порой не зная, что они сказаны в Евангелии от Матфея: «От слов своих оправдаешься, от слов своих и осудишься» (Мф. 12: 37).


Хочу поделиться с вами историей, которая произошла не так давно в нашем Иверском монастыре. Но прежде всё же надо немного сказать о самом монастыре, чтобы понятней стала и сама история.


У каждого города есть особо чтимые места, которые и есть его лицо, его «визитная карточка». По колокольне монастыря в честь Иверской иконы Богоматери, по его церквям и еще по кафедральному Воскресенскому собору, который высился за монастырскими святынями, находясь неподалеку, и узнавалась Самара.

В безбожные годы снесли и знаменитый на всю Россию собор, и колокольню, и храмы Иверского, оставив лишь здание трапезного храма. В нем разместились кабинеты Дома ученых, которые занимались распространением знаний – разумеется, соответствующих марксизму-ленинизму. А там, где был погост и захоронения самых выдающихся граждан Самары, возвели жилой дом, в котором поселили самых видных жителей новой Самары – то есть управленческий аппарат во главе с первым секретарем обкома КПСС.


В наши сегодняшние времена квартиры в «обкомовском» доме стали покупать самые богатые жители Самары, так как «отцы» упокоились, а их дети предпочли выгодно продать доставшееся им жилье. Квартиры в «престижном доме», из окон которого открывался чудесный вид на Волгу, теперь принадлежали предпринимателям, или бизнесменам, как их стали называть на капиталистический манер.


Среди них особенно выделился один, который создал в Самаре сеть торговых точек, самых, пожалуй, крупных. Он-то и выкупил анфиладу просторных комнат с высокими окнами, расположенными полукругом.


Так обустраивались «новые русские», не придавая значения и другому обустройству города и государства. А возрождался мало-помалу и Иверский монастырь. Трудностей было не перечесть – спуск к Волге шел как раз мимо «дома ученых», прямо к Пивзаводу, к тому известному всей Самаре месту, которое называлось «Дно». Тут шла торговля «распивочно и на вынос», и каких только картинок тут тогда не увидишь. Неслучайно известный кинорежиссер Станислав Говорухин финал своего документального фильма «Россия, которую мы потеряли» снял именно здесь, показав, как в обнимку, шатаясь, идут от «Дна» к Волге пьяные мужчина и женщина.


Но если бы режиссер приказал своему оператору повернуть кинокамеру в противоположную сторону, на Иверский монастырь, находящийся через дорогу, то он увидел бы, как возникают, словно град Китеж из-под вод, каменные стены, первый храм в честь иконы Иверской, первый сестрический корпус.


Но режиссер ставил другие задачи, и потому если и увидел, что возрождается монастырь, то этот факт «не вписался» в ткань его в свое время нашумевшего фильма.

Сестер обители, бывшей прежде духовным центром Самары, становилось все больше, молитва их усиливалась. Особенно в самые тяжкие дни, когда, казалось, беды накроют всех с головой и уже не выбраться из-под бушующей стихии «девяностых». Назову лишь одну из них: на территории монастыря образовался так называемый «рабочий городок» с коммуналками и всеми прелестями жизни в подобных «вороньих слободках», описанных известными сатириками. Все водопроводные и канализационные коммуникации сгнили, дома ни разу капитально не ремонтировались, и когда из обувного предприятия стали возрождать прежде бывший здесь главный храм обители, сгнившие трубы вот-вот должны были прорваться. Не успели ликвидировать эту грозную опасность, как возникла новая, не менее страшная. Угол «обкомовского дома» стал оседать, грозя обвалиться. Немудрено, ведь дом построили на рыхлых грунтах, на погосте.


Обнажившиеся гробы и склепы свезли на новое место территории монастыря, где устроили некрополь. Отслужили молебен во главе с предстоятелем епархии владыкой Сергием. Перезахоронения провели совместно с учеными, которые почерпнули для своих научных работ немало ценнейших фактов, связанных с историей Самары. Убедили власти помочь строительству – для этих целей пришлось закачать огромное количество бетона в холм, построить опорную стену, чтобы «обкомовский дом» не сполз вниз.


Пришло время, и дивной красотой засиял возрожденный храм в честь чудотворной иконы Иверской Богоматери. Сюда, в обитель, где уже не теплилась, а горела неугасимая лампада веры православной, со всего города потянулись люди, вспомнив, что именно Иверский монастырь был центром духовной жизни губернии.

А настоятельница монастыря, матушка Иоанна (Капитанцева), как начала святое дело возрождения обители, так и продолжила его.

Наш архиерей, духовное чадо покойного Блаженнейшего Владимира (Сабодана), в то время митрополита Киевского и всея Украины, попросил своего учителя прислать к нам духовно опытную монахиню, которая бы возглавила возрождение обители. Выбор пал на монахиню Иоанну из Золотоношского монастыря, что неподалеку от Почаевской Лавры. И матушка Иоанна вот уже более 20 лет несет послушание здесь, на самарской земле. Знаменательно, что родилась она в Сталинграде и в зрелые годы снова вернулась на волжские берега. Упоминаю об этом неслучайно, потому что в характере матушки Иоанны есть черты именно коренные волжские.


Настало время возведения колокольни, с которой мы и начали наш рассказ. Ведь и сама колокольня, и ее особенные звоны служили опознавательным знаком Самары, ее духовным символом, были радостью для горожан.


И кто бы мог подумать, что это деяние матушки Иоанны станет еще одним испытанием для настоятельницы, может быть самым тяжелым!


Тот самый бизнесмен, который занял анфиладу комнат в «обкомовском доме», крайне раздражился, увидев из своих высоких окон, что колокольня строится напротив его апартаментов. Ему бы порадоваться, что звоны, которые лечат болящих, будут лететь прямо к нему, что колокольня будет не закрывать ему вид на Волгу, а, наоборот, украшать, как в былые времена, и панораму всего города, и обзор из его окна. Но он рассудил иначе. Посыпались письма в самые разные инстанции. Ему объяснили, что земля, на которой возводится колокольня, монастырская. Что восстанавливается историческая святыня, принадлежащая монастырю более 150 лет.

Тщетно!


«Захар», так называли бизнесмена и его торговые комплексы, никак не мог согласиться с тем, что его железная воля наткнулась на камень, который он не может сдвинуть с места.


Исчерпав все аргументы, которые приводятся в законном порядке, он прибег к тому, который используется в его мире как самый действенный.


Когда мне поручено было написать о матушке Иоанне к 50-летию ее монашеского пострига и 20-летию служения на самарской земле, ее келейница рассказала вот что:


– Однажды глубокой ночью раздался звонок в дверь игуменского дома. Звонок настойчивый, требовательный. Я вышла. Смотрю: на пороге стоят двое с автоматами, а между ними сам Захар. Говорит: «Зови свою начальницу». Я к матушке: так и так. Она встала с постели, оделась. Говорит: «Иди открой. Ничего не бойся». Вышла к незваным гостям. Захар принялся грозно так матушку бранить и нецензурно, матом. «Если, говорит, ты стройку не прекратишь, мы тебя уберем». И опять матом. И опять грозить. Я вам скажу, что ни один мускул на лице матушки не дрогнул. Она спокойно так всё выслушала и говорит: «Ты ведь не меня бесчестишь, а Саму Богородицу. Одумайся». В ответ он опять пригрозил и только после этого ушел со своими автоматчиками. Я тогда подумала: «Вот это да, вот это матушка наша! Вот у кого мы должны учиться, как в вере стоять. Вот что значит воин Христов».


– После этого случая узнаём, что этот Захар уехал отдыхать на Лазурный берег во Францию, – продолжила рассказ келейница. – И вот там между ними, этими бизнесменами, произошла перестрелка. И этому Захару пуля попала прямо в язык. Пришлось половину языка отрезать. А потом, уже в другом месте, его расстреляли насмерть.


Я навел справки, прежде чем публиковать очерк о матушке Иоанне. Действительно, в известного самарского предпринимателя стреляли дважды. Первый раз пуля попала в щеку, прошла навылет, повредив язык. Второй раз, на пляже в Марселе, «Захар» в криминальных «разборках» был убит.

С колокольни Иверского монастыря открывается чудесный вид на Волгу, на город. Конечно, не всё в моем городе так, как хотелось бы. «Свечки» построили вдоль набережной и закрыли тем самым вид на старую, исконную Самару. Что поделаешь, многие предприниматели воюют за выгодные, особо привлекательные места поближе к Волге, забывая, что такие города, как наш, поднимались от реки ярусами, не закрывая один дом другим. Но ничего, зато красуется на высоком откосе храм во имя Георгия Победоносца, построенный к 2000-летию рождения Спасителя и к юбилею Победы. Высится и колокольня Иверского, и ее звоны зовут к молитве в самом центре моего города. Звонарь – невысокая, худенькая матушка – звонит прекрасно: у нее замечательный музыкальный слух.


Я слушаю эти звоны, смотрю на колокола и вижу, что у каждого из них есть язык, как и у человека. И этот язык зовет во храм, ко Господу, к Пресвятой Богородице, Которая, как глубоко убеждена матушка Иоанна, и является Игуменией монастыря.


А язык «празднословный и лукавый», как сказано у Александра Сергеевича Пушкина в знаменитом «Пророке», вырывается с корнем.


Иногда и в прямом смысле, как это и произошло у нас.

Показать полностью 5

Сейчас тебе хочется справедливости?

Сейчас тебе хочется справедливости?

"Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими." (Мф. 18: 23)


Уверяю вас, у нас у всех есть проблемы, и иногда мы ищем помощи у людей, думая, что у них особых проблем нет, но у них они тоже есть. У всех есть проблемы, и это нас объединяет – эта боль, эта общая человеческая природа, это общее человеческое бессилие, эта общая потребность – взыскать Божией милости и утешения друг у друга. Это прекрасно, когда один другого укрепляет, говорит ему доброе слово с любовью, чтобы так, потихоньку прошла эта жизнь, чтобы протекли наши дни и исподволь, как-то незаметно открылась перед нами другая реальность – небесная реальность, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания.


Там ты уже не будешь вздыхать, не будешь скорбеть, там уже не будет боли, тревоги, болезни, смерти, рака, терзающего стольких людей, не будет досады, страданий – всех этих неприятностей там не будет существовать. Но тут они есть. Поэтому нам необходимо великое терпение. С терпением жди Господа, и увидишь, что в конце Он тебя не разочарует. Христос никого не разочаровал. Даже если кто-нибудь и говорит, что разочаровался, но наступит миг, когда он поймет, что и то, что сегодня кажется ему разочарованием, им не является, потому что жизнь еще не закончилась. Лучшее еще не пришло, оно придет. Однако нужно иметь надежду, живую веру и терпение, чтобы увидеть, что будет дальше. Дар, который Бог готовит тебе, приближается, он уже на соседней улице.


Сейчас тебе больно, ты страдаешь, сейчас у тебя проблемы – но потом наступит что-то хорошее. Нужно лишь, чтобы все эти проблемы, все эти испытания, через которые мы проходим, преображали нас, преображали нашу жизнь, меняли нашу душу к лучшему, освящали нас, чтобы мы пережили сказанное в псалмах, что эта перемена – от десницы свыше, что эта перемена, это преображение – следствие вмешательства Божией десницы: достаточно, чтобы добрая рука Божия тронула твое сердце, преобразила тебя, переменила и усовершенствовала.


Если бы мы каждый день всё больше становились христианами! Ты христианин, и я тоже, мы крещены, однако христианин ли я, Христов ли я, такой ли я человек, каким хочет видеть меня Бог? Ты знаешь, что значит «христианин»? Я еще не понял точно, что это значит. Понимаю только, что я не такой, каким должен быть.


Однажды мой приятель, 70-летний афонский иеромонах, у которого была детская душа, сказал мне:


– Я выезжал со Святой Горы всего ничего за свою жизнь. Я тут уже 50 лет и выбирался всего несколько раз – пять или шесть, когда был вынужден. Скажи, если по городу, в котором ты живешь, пройдется какой-нибудь инопланетянин (скажем, на другой планете есть жизнь и какой-нибудь человек прилетит на землю), то узнает ли он вообще, поймет ли, что на этой земле, на которой ты живешь, через твой город проходил Христос?


Он понял бы, что Христос родился? Глядя на людей, отличит ли он, кто из них христиане, а кто нет? Не по документам, не по тому, крещены ли они, то есть не по каким-нибудь внешним признакам, а поймет ли он, что Христос прошел здесь, по той перемене, которую увидел бы в душах людей? Отличаются ли чем-нибудь нынешние христиане? Отличаются ли они по высоте своей жизни, по тому, как они духовно взращивают свое сердце, отличаются ли они от остальных? Чтобы они не отличались себялюбием, а чтобы спасительно и человеколюбиво помогали всему человечеству, всем людям? Я не знаю. Я думаю: такие ли мы, какими Господь хочет видеть нас, и свидетельствуем ли своей жизнью о Христе? Ведь иногда люди даже не догадываются, что мы христиане.


Однако кто-нибудь скажет: «Так что же мне теперь делать? Начать кричать об этом?» Напротив, если ты станешь делать это, будет еще хуже. Вопрос не в том, чтобы ты стал кричать и заявлять об этом формально, внешне, а чтобы другой увидел тебя и понял, что в тебе есть нечто такое, что выделяет тебя и притягивает его, что отличается от всего вокруг и очаровывает, но отличается смиренно. И тогда другой видит тебя и ощущает, что твое сердце – чувствительное сердце, смягченное сердце, оно не жесткое. И чтобы он понял, что ты – возрожденный человек, чувствительный, добрый, смиренный. Смиренный? Это великое дело. И чтобы ты излучал это, и чтобы это было видно, чтобы оно передавалось другим и сияло вокруг тебя.


Иногда, я не скрываю этого, иногда скорее у мирских людей, вообще не заходящих в церковь, видишь замечательные черты, которые следовало бы иметь прежде всего христианам. Но у нас, христиан, их нет, а они есть у этих людей, которые и в церковь-то особо не захаживают. Они не очень церковны, не ходят на библейские уроки, не выписывают христианских журналов, но они больше нас христиане по своему поведению: они честнее, искреннее, откровеннее, не лицемерят, говорят прямо, какие они есть, и показывают это. Может, они и не святые, но честно говорят, что они собой представляют, и принимают это.


Что же хочет сделать Церковь с того самого момента, когда мы рождаемся, и пока не умрем? По Божией милости – переменить нас, преобразить, смягчить наше сердце, из каменного сделать его плотяным, человеческим сердцем, чувствительным сердцем, и дай Бог, чтобы когда-нибудь оно стало таким, как сердце Христа, как благоутробие Христа, как доброта Господа, чтобы ее стяжали и мы. Вот это и хочет сделать Церковь: смягчить нас, освятить, преобразить, потому что годы проходят. Пока не наступил час, когда мы отойдем из жизни сей…


И вопрос заключается вот в чем: успел ли ты стать Христовым человеком, чтобы смягчилось твое сердце, успел ли перемениться, стал ли таким, каким хочет видеть тебя Бог? А чего Господь хочет больше всего? Он больше всего хочет нашего блага. Естественно, всё, что Бог дарует нам, прекрасно. Бог хочет сделать нас абсолютно счастливыми, всецело блаженными, всецело прославленными, чтобы мы полностью вошли в гармонию с самими собой, с Богом, миром, небесным и земным миром. И одна из множества этих превосходных целей, которые Бог преследует для нашей пользы, – это смягчить наше сердце и даровать нам это благоутробие, эту благостыню, это милосердие и любовь к нашим ближним.


Чаще всего мы жестоки и мстительны, но, несмотря на это, утверждаем, что верим в Христа. Мы говорим, что мы церковные люди, и, невзирая на это, не можем с легкостью простить, не можем проявить милосердие, проявить любовь к своим братьям. Помните евангельский случай, где показано, какую боль испытывает Бог оттого, что у нас нет этой доброты? Помните тот случай, где говорится, что Царство Небесное подобно царю, который захотел посмотреть, как живут люди в его царстве, его рабы, посмотреть, что они сделали в своей жизни, чего достигли в борьбе?


– А ну-ка, давайте посмотрим, давайте сочтемся! Придите, посмотрим, что вы сделали, до чего дошли в борьбе, которую вели.


И пришел один из его слуг, который был должен ему чрезвычайно большую сумму – 10 000 талантов, астрономическую сумму для той эпохи, – и он не мог ее вернуть: ему негде было найти столько. Должен он был много, но у него этого не было, и царь, судивший его, сказал:


– Позови тогда свою жену, детей, я заберу их в рабы вместо того, что ты мне должен. Отдай мне свою семью, дом, всё…


И что же сделал этот слуга? Он пал перед ним ниц смиренный, потрясенный, он смягчился ненадолго, поклонился господину и сказал:


– Господин, очень прошу тебя: прояви терпение и великодушие, и я найду способ вернуть их тебе, только имей терпение. Не спеши судить меня, прояви терпение. Дай мне еще одну возможность.


И в притче говорится, что господин этого слуги, царь этот сжалился: Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему (Мф. 18: 27). И что же он ему сказал?


– Я сжалился над тобой, мое сердце тронулось от того, что ты сказал, и я не просто не хочу, чтобы ты изводил себя, стараясь вернуть мне деньги сию же минуту, но и вообще прощаю тебе долг!


– Но почему же?


– Ради тебя! Потому что я люблю тебя! Я прощаю тебя просто так!


У Бога не существует «почему»: когда Бог любит тебя, когда Бог прощает, когда Бог милует, тогда не существует логических объяснений. Мы не делаем Ему какого-либо подношения, чтобы Он нас простил, – Бог прощает нас без всяких предварительных условий. Он прощает нас, потому что Он любовь, Бог есть любовь. Мы даем, чтобы нам давали, делаем добро, когда нам делают добро, – это закон природы, это природное свойство человека: ты даешь мне – тебе дают. А Бог говорит:


– Нет! Я распинаюсь за вас еще до того, как вы Меня возлюбите, до того, как упадете на колени и скажете: «Я согрешил!», до того, как заплачете, до того, как покаетесь, до того, как попоститесь, совершите бдения, предпримете духовную борьбу, – до всего этого Я вас прощаю. Я люблю вас, распинаюсь за вас, проливаю Свою драгоценную Кровь за всё человечество, за все согрешения еще до того, как вы их совершите, какими бы они ни были!


Первый шаг делает Он: первым возлюбил Он – хотя мы были грешны, Христос умер за нас, хотя мы были и продолжаем быть грешными, Господь совершает первый благородный шаг любви, первую атаку этой любви и «прижимает нас к стенке» в Своей милости. Он осаждает нас Своей милостью и говорит:

– Я делаю этот шаг, прощаю тебя!


Это ощущаем мы, христиане, ощущаешь это и ты, не правда ли? Ты ощущаешь это в Таинствах Церкви, когда идешь и причащаешься, и священник многократно повторяет эти слова. (Мы, духовники, много раз повторяем: «Тело и Кровь Христовы», – говорим это постоянно, каждому верующему. Иногда произносим и всё выражение: «Тело и Кровь Христовы во оставление грехов и в жизнь вечную») Ты причащаешься Тела и Крови Христовых во оставление грехов, и грехи, которые ты совершил, прощаются тебе. Ты причащаешься, и ты уже прощен, в тебя входит жизнь вечная. И ты говоришь:


– Что я такого сделал, Господи, что Ты меня прощаешь? Неужели за этот пост, который я держал пару дней накануне, или за краткую борьбу, которую вел?


Нет, возлюбленный мой. Первое Святое Причастие и первая Жертва, в первый раз, когда была совершена эта великая Жертва на Голгофе, она не была совершена после постов и дел с нашей стороны, а по Христовой любви. И после этого из благодарности, из боголюбия, из любви нам захотелось сделать что-нибудь для Бога, и мы постимся, подвизаемся, молимся, воздерживаемся. Первым, однако, Христос нас возлюбил, а мы из благодарности тоже делаем что-то, и Христос говорит:


– Я дарую тебе прощение грехов – ты причащаешься, и Я тебе прощаю грехи! Воровал ли ты? Я прощаю тебя! Убивал? Ты покаялся, исповедался? Смирил себя? Я тебя прощаю. Я на Голгофе уже простил тебя еще до того, как ты сделаешь что-нибудь из всего этого. Я простил тебя, но сейчас ты из благодарности приходишь и говоришь Мне: «Господи, благодарю Тебя за эту милость, которую Ты явил мне, и хочу открыть Тебе свои грехи!»


Не то, чтобы Он меня не простил, – Он простил меня. Прощение дано было на Голгофе, дано, но сейчас я прихожу с распростертыми руками, прося Твоей милости и за то, что я сделал; а Ты, Господи, уже возлюбил меня, уже простил меня.


Что естественно сделать, возлюбленный, когда ты получишь это огромное прощение, когда тебя зальет эта великая милость, это великое Божие милосердие, что должно быть самым естественным движением, следующим шагом твоей души? Что будет самым естественным? Чтобы ты растаял, чтобы сокрушился, чтобы почувствовал, как твои кости становятся мягкими, как воск, и сказал:


– Господи, какова же эта доброта, которую Ты являешь мне! Господи, какова эта любовь, которую Ты оказываешь мне! Господи, я ведь ничего не сделал! А Ты мне говоришь: «Во оставление грехов и в жизнь вечную», – мне, персти, глине. Ты даруешь мне целое небо, мне, преступнику, заключенному в тюрьму собственных страстей, и выводишь меня на место свободы. Мне, страстному, даруешь Свое бесстрастие, любовь, славу. Господи, что же мне делать, что мне сделать, чтобы сказать Тебе: благодарю?


И Господь говорит:


– Чтобы ты… Да ничего не делай, просто оставь свою душу, чтобы она напоилась от этой милости, и когда она напоится, она сама по себе смягчится.


Когда ты почувствуешь, что тебя заливает Божия благодать, когда примешь участие в Таинстве Святого Причастия, когда пойдешь, исповедуешься и почувствуешь, что Господь тебя любит и прощает, что Церковь снова принимает тебя в свои объятия и Христос наполняет тебя Своей любовью, снимает твою скверную ризу и дарит тебе новую одежду, надевает тебе на руку Царский перстень, дает новую обувь, чтобы ты ходил по пути Его любви и мира, и делает тебя новым человеком, – когда ты почувствуешь всё это, тогда уже не нужны проповеди. Душа твоя трогается, потрясается, она становится чувствительной, становится смиренной и говорит:


– Христе мой, Христе мой, благодарю Тебя! Благодарю Тебя, благодарю Тебя!


И ты непрестанно молишься по четкам, говоря: «Благодарю Тебя!» Ничего больше. На каждый узелок говоришь: «Христе мой, благодарю Тебя!» И из глаз твоих льются слезы любви и благодарности, и ты постоянно говоришь: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе! Слава Богу!» И не можешь насытиться, говоря:


– Господи, я не хочу ничего просить, я не хочу больше ничего в жизни! Я чувствую себя таким полным, таким счастливым, таким насыщенным!


– Почему?


– Потому что получил Твою милость, принял Твою милость.


«Но это же теоретические вещи!» Что? То, что ты получил Божию милость? Это не теоретическое, а онтологическое состояние, это экзистенциальное, реальное переживание. Божия милость заливает тебя, и это не твоя фантазия или впечатление, а движение Бога к тебе. Христос входит в твое сердце, прощает тебя, обнимает, милует, просветляет, дарует тебе всё хорошее, и ты уже говоришь:


– Как хорошо, и я ощутил Христово прикосновение!


После этого, возлюбленный мой, появится повод показать, смягчила ли тебя Божия милость, которую ты ощутил, сделала ли тебя из бесчувственного чувствительным, из жестокого, каким ты был раньше, сделала ли она тебя добрым человеком. В твоей жизни появятся поводы показать, усвоил ли ты благодать, которую получил. Сделал ли благодать, которую получил от Бога, своей и не дал ли ей скатиться, как это бывает с зонтом, под которым дети ходят, когда дождь льется на них: капли скатываются по зонту и не впитываются в одежду детей, не касаются их.


К сожалению, так мы поступаем и с Божией милостью, потому что часто, когда она проливается на нас, когда она хочет войти в наше сердце, чтобы Бог мог просветить нас, мы делаем так, что, к сожалению, эта милость отступает, и мы зря принимаем Божию благодать. И апостол просит нас и говорит: «Не принимайте напрасно благодать Божию, не принимайте ее бесцельно, чтобы не осталась тщетной эта благодать Божия и милость». Того, что Бог даром дает тебе, не теряй, и Его доброта и любовь пусть изменяют и трогают тебя.


«Да, это тронуло меня. Я ходил на службу, и как хорошо я себя там чувствовал. Смотрел на иконы, ладан благоухал, такое умиление, как хорошо было всё». Да, всё это хорошо, теоретически, всё кажется хорошим сначала, но на деле видно будет, переменило ли это тебя реально. Немного погодя. Когда? Когда ты выйдешь из храма, сразу, как только прервешь молитву и шагнешь в повседневную жизнь. Когда придет твой коллега, твой брат, который немного должен тебе, как и ты много должен Богу (другие люди тоже должники перед нами, и они должны нам что-то, то есть плохо поступили с нами, должны нам денег, не воздали нам хорошим поведением, хорошим словом, добрым взглядом), да, и тогда Бог хочет посмотреть:


– А эта милость, которую Я дал тебе, она коснулась тебя? Как Я благостно отнесся к тебе, ты отнесешься сейчас так к другим? Я поступил благородно с тобой, и ты сказал, что был тронут. Но, вопреки этому, Я видел, что немного спустя пришел некто и обратился к тебе, а ты ответил ему очень сурово, очень язвительно, обидел его жестоко, хотел отомстить ему. Вижу, ты таскаешь по судам свою жену, ты, сказавший, что исповедь, которую принес, тронула тебя, и Я простил тебе всё. А ты после этого идешь и ищешь справедливости в суде, ведешь брата своего в суд и говоришь: «Пусть он заплатит, пусть будет наказан! Есть еще справедливость на этом свете!»


И Бог наш говорит:


– А ну-ка постой, сейчас тебе хочется справедливости. А когда Я тебя судил, почему ты тогда не хотел справедливости и говорил: «Господи, если станешь замечать беззакония, кто устоит? Господи, постой же теперь и не смотри на всё по справедливости! Прости меня, прости меня!»


И Он говорит:


– Я простил тебе все долги, всё, что ты был должен Мне, Я не поступил с тобой справедливо.


Да, Бог несправедлив, Бог человеколюбиво несправедлив, для Бога один плюс один не два, для Бога один плюс один столько, сколько захочет Он, лишь бы спасти Свое создание. Бог спасает нас не по Своей справедливости, а по Своему человеколюбию и любви. Он подает нам пример этоса, пример духа, пример сердца. И говорит:


– Я так сильно люблю тебя, Я так много тебе прощаю, а почему же вы не делаете того же?


И ты говоришь:


– Откуда Ты знаешь, что мы не делаем того же?


И Он говорит далее в этой притче, которую я тебе рассказывал о слуге: этот прощеный слуга, которому царь простил всё, пошел и разыскал своего приятеля, то есть ближнего, находившегося в той же категории, что и он. Тот должен был ему 100 динариев. Первый был должен 10 000 талантов, а второй 100 динариев – гораздо меньше, совсем малую сумму. И, несмотря на это, несмотря на то, что он только что получил прощение, получил благодать Великого Царя, Бога, только что получил благодать Божию, что он сделал в следующий момент? И, схватив его, душил, говоря:


– Отдай мне, что должен (Мф. 18: 28)! Верни мне долг.


Что же он тебе должен? Прах должен праху? Прах и ты, человече мой, с которым плохо поступили, прах и другой, и оба вы когда-нибудь умрете. Оба вы – немощные создания Божии; разве и ты, и он не грешны? Что же ты недоумеваешь теперь? Произошло недоразумение между грешниками, между преступниками, ссора между заключенными – ведь все мы преступники и заключенные пред Богом! Не следовало ли этой греховности, этой нашей общей греховности объединить нас, сделать более дружелюбными и чтобы мы говорили:


– Ну что тебе сказать, брат? Сегодня ты со мной говорил резко, вчера я с тобой говорил резко, разве ты не помнишь? Я понимаю тебя, прощаю тебя. Приди, чтобы нам вместе подвизаться и обоим бороться, становиться такими, какими Бог хочет видеть нас! Дай мне руку, чтобы мне поцеловать тебя, чтобы ты меня простил и я тебя простил и чтобы мы снова стали подвизаться.


Не так ли? Разве все мы не одинаковые? Мы люди. Все мы виноваты пред Богом. Но, несмотря на это: «Нет!» – отвечает он. А только что получил прощение! Видишь, его ничего не коснулось, и он говорит своему ближнему:


– Хочу, чтобы ты отдал мне всё сейчас же!


И пал, говорится, друг в ноги ему, и умолял его горячо, и говорил:


– Прошу тебя!


И говорил ему те же самые слова: «Потерпи на мне, умоляю тебя, и всё отдам тебе», – которые он сам только что говорил царю. Те же самые слова, вспомни и растрогайся. Не говорил ли ты только что своему Господину: «Смилуйся надо мной»? И Он тебя пожалел. Хорошо, а теперь другой говорит тебе:


– Смилуйся надо мной, пожалей меня, и я сделаю, что могу, чтобы вернуть тебе деньги.


Однако он не захотел! Он не захотел, и пошел, и посадил его в тюрьму, пока тот не найдет, как вернуть их.


Другие, однако, увидели этот его жестокосердый поступок – нет ничего хуже жестокосердия, христианского жестокосердия, немилосердия, жестокости христиан, церковных людей, которая часто вынуждает мирских людей показывать на нас пальцем, а недолго спустя и совсем перестать обращать на нас внимание и говорить:


– Да знаю я их. Видал я их. Не ходи ты, не связывайся с этими христианами. Они заняты одними судами, они хуже мирских людей, они жестокие, будут требовать справедливости до последнего. У них только и хотят, чтобы ты им заплатил, хотят тебя унизить, уничижить, увидеть, как ты падаешь им в ноги.


Ну разве это Христов этос? Возможно ли, чтобы такое делал человек, который регулярно исповедуется? Человек, который причащается?!


Сколько раз ты причащался в своей жизни? Много. Не спрашивая уже о том, сколько раз мы, клирики, причащались и сколько Святых Потиров потребили. И сколько раз в нас – и в тебя, и в меня – вошел этот океан прощения от Бога, Его Пресвятое Тело и Кровь, Его благодать и милость.


Да, ты говоришь, что иногда бываешь тронут. А не разговариваешь с братом своим, держишься высокомерно и корчишь рожи своему ребенку или матери, приятелю своему, соседу. Ты жесток и с женой, и с ребенком, а в венах твоих течет Христова Кровь? Как же может эта Кровь двигаться в тебе – эта Кровь, которая истекла на Голгофе? И эта Кровь взывает к прощению, к милости, к милосердию. Как можешь ты носить эту Кровь в себе, чтобы она заквашивалась с тобой и с твоим сердцем и чтобы, несмотря на это заквашивание, твоя душа вообще не могла закваситься, чтобы не могла тронуть тебя и изменить?


Но почему? Как это получается? Что же это за колоссальная злобная сила, которую я ношу в себе, так что даже Сам Бог не может преобразить меня и изменить? Как я приступаю к Таинствам Церкви, но не принимаю в себя преображающую благодать этих Таинств и силу, которую они таят? Не трагично ли всё это?


Я видел мирских людей, как они прощают из человеческого великодушия, как они говорят:


– Я хорошо воспитан, я великодушен. Я прощаю тебя, не хочу копаться в мелочах, я прощаю тебя!


И чтобы при этом мы, христиане, не прощали, помнили зло, которое нам кто-нибудь причинил? И чтобы не просто не прощали, но и проклинали и божились? «Благословляйте, а не проклинайте, – говорит Господь, – молитесь за обижающих вас и гонящих вас». Чтобы ты молился о них с любовью. О чем – об их зле? Нет, об их благе.


Другой вопрос, что тогда Бог оправдывает тебя больше, и кто вредит тебе, тот будет смирён Богом. Существует Божественная справедливость: эта рука, которая постоянно бьет тебя и мучает, если ты ей не отомстишь, то Бог придет, ударит по ней и поставит ее на место – но только Бог, а не ты. Ты не должен изрыгать из себя мстительности, неприятности, злобы, проклятия.


Можно ли проклинать – и считать, что ты христианин, и осмеливаться приступать ко Святому Причастию? Изрыгая из ума и сердца, да и из уст тоже, проклятия: проклинать своего ребенка, говорить своему чаду тяжкие слова – о его будущем, о его детях:


– Да чтоб тебе век радости не видать! Чтоб тебе сладкого хлеба не есть никогда в жизни!


Ну разве это слова? Ты дерзаешь говорить так, изрыгаешь такую злобу, а носишь имя христианина, и другие думают, что ты христианин. Ты носишь имя, будто жив, но ты мертв, душа твоя умерла – так написано в Откровении. И горе нам, братья, если мы такие, горе нам!


Святой апостол Павел говорит: если вы участвуете в Таинствах Церкви, и прежде всего – в Святом Причастии, и остаетесь такими неисправимыми и неблагодарными Божией милости, остерегайтесь, ибо это обернется вам ко злу. Это и значат слова «не в суд или осуждение» – это осуждение наступит.


А что значит осуждение? Разве осуждение – это что-то неопределенное? Нет, наступит и осуждение в твоей жизни – в тебя входит Тело и Кровь Господа, в тебя входит прощение, которое ты получаешь на исповеди, и ты после этого остаешься неисправимым и даже становишься еще хуже и вместо того, чтобы прощать и любить, мстишь и наказываешь?


Другие слуги пришли к господину и сказали:


– Господин, ты простил ему, а он потом обошелся очень жестоко с другим человеком.


Тот опять его позвал, говорится:


– Рабе лукавый! Да ты, я смотрю, лукав! Ты только что плакал, ползал передо мной на коленях и говорил: «Прости мне!» – и Я тебе простил. Тогда Я не назвал тебя лукавым, Я всегда оставляю вам возможность. Но всему есть конец, безапелляционный приговор будет оглашен в какой-то момент, и тогда всё встанет на свои места. Я всё простил тебе, потому что ты меня упросил, а тебе самому не надо было простить?


Мне не нравится слово «надо». И Бог взял его и сказал: «А тебе не надо было?..» – но это не как долг или обязанность, Он говорит «надо» не в смысле хорошего поведения, а в смысле любочестия. Он словно говорит ему:


– Дитя мое, нет ли в тебе хоть чуточки любочестия? Хотя бы немного? Я такую доброту явил тебе! Не надо ли было и тебе чуточку проявить милость? Ну, в конце концов, кого бы ты помиловал? Меня, Бога? Нет. Твоего друга – прах. Ты прах, и он прах, и он человек, как и ты, он тоже человек. Почему же ты был так жесток к ближнему своему? Как Я помиловал тебя, явил милость тебе – а ты явил ли такую же милость?


И, наконец, говорится, господин тот разгневался и предал его мучителям, пока не вернет всех долгов, которые задолжал, – то есть человек этот уже никогда не выпутается из долгов и всегда будет мучиться, вот что это значит.


И Господь заканчивает притчу. Вы помните, как я начинал эту притчу? Господь говорит: «Царство Небесное будет подобно…» – то есть Он хочет дать нам представление о рае, о том, что значит рай. Рай будет означать милосердие, Царство Божие будет означать доброту, будет означать любовь, теплое сердце – вот что будет означать рай. Рай не означает справедливости, того, что говорят многие: «Да он хоть в рай попади, я не хочу быть вместе с ним!»


В раю могут оказаться и некоторые из тех, кого ты не переносишь, с кем не хочешь быть вместе. Зачастую это говорит о нашем неблагоразумном сердце и нашем невежестве: мы не знаем, что такое рай, нас не тронула эта реальность, и мы не хотим платить цену, чтобы войти в него. Нам нравятся вершины, однако мы хотим оказаться на них, не взбираясь, не истоптав обуви, не натерев мозолей на ногах, а так не бывает.


Поэтому Христос завершает эту притчу и говорит: "Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его" (Мф. 18: 35).


Внимайте, Господь Иисус Христос сказал: Небесный Мой Отец поступит с вами так, если и вы не простите брата своего от сердца своего. Поэтому от сердца, от души научимся прощать чужие прегрешения.


Как это трудно и как просто пойти в рай – делай только это, только доброту в сердце имей, только душевную сладость имей, как сказал мне один святогорский монах из монастыря Дионисиат. Очень старый, никогда не слышавший радио, он сказал мне:


– Когда ты Божий человек, ты весь сладкий.


Как же у нас появится этот сладкий вкус? Ведь очень горький вкус ощущают другие, когда обращаются к нам. Где же эта сладость, которую другой ощутит в душе, когда приблизится к тебе и узнает тебя? Где эта доброта?


Как же наша жизнь стала таким адом? И ты спрашиваешь, куда мы отправимся там? Да где ты находишься сейчас, туда отправишься и потом. Если ты уже сейчас переживаешь ад немилосердия, если уже сейчас живешь адом злобы, ненависти, мстительности, жестокосердия, как же ты отправишься в рай? Ты не сможешь отправиться в рай, ты не захочешь отправиться в рай, потому что привык к другому.


Архимандрит Андрей (Конанос)

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!