Константин Великий: Христианский язычник или языческий христианин?
Определение характера религиозной политики императора Константина является поистине трудной задачей, так как свидетельства источников противоречивы. Да и странно говорить о том, что языческая империя вдруг резко стала христианской. Многие источники показывают нам, что процесс христианизации был очень долгим. Предлагаю посмотреть на императора Константина чуть с другой стороны.
После победы над Максенцием, новый император строго придерживался Миланского эдикта. Напомним, что Миланский эдикт (313 год) провозглашал не свободу христианства, а свободу вероисповедания в целом. Были запрещены тайные гадания, но император не препятствовал проведению авгурий и гаруспиций. Подданные могли исполнять обряды как и было прежде, т.е. языческие культы продолжали отправляться. Однако, ситуация меняется, когда Лициний объявляет себя защитником язычества, вынуждая Константина действовать, объявив себя защитником христиан. За несколько месяцев до войны, император издает указ, согласно которому язычники будут подвергнуты суровому наказанию, если принудят христиан приносить жертвы.
Евсевий приписывает императору некий эдикт, предписывающий разрушать языческие храмы. Однако, сам Константин опровергает ходившие среди христиан слухи о запрете языческих культов: «Пусть никто не беспокоит другого, пусть каждый делает то, чего хочет душа» [1]. Если бы подобный эдикт и был, то точно бы отразился в текстах язычников, чего мы не находим. Очень многое зависело от отношения к христианству на местах. Где-то курия уступала достаточно быстро и безболезненно, и христианизировалась, но в других местах, например, в Газе Палестинской, курия сопротивлялась очень долго.
Сам Константин не разрывал личных связей со многими выдающимися язычниками, и регулярное отправление языческого культа продолжалось. Именно Константин дает разрешение на учреждение в культа гения рода Флавиев, а позднее и на сооружение храма своего гения в г. Гиспеллуме. Да и Константинополь был не то чтобы совсем христианским городом… Зосим упоминает, что Константин в построил в городе два храма, в которых «были поставлены две статуи — в одном — матери богов Реи, а в другом — статуя Судьбы Рима» [2]. Также Иоанн Малала свидетельствует, что «император Феодосий в этом году снес три [языческих] храма в Константинополе, на месте прежнего Акрополя» [3]. Храм Гелиоса был дарован Церкви, храм Артемиды переделан в игорный дом, а храм а храм Афродиты стал штабом префекта претория. Так что в Константинополе были самые разнообразные храмы и вероисповедания, как и положено шумной столице империи.
В последние годы жизни Константин приказал разрушить отдельные языческие храмы, чьи культовые практики он считал аморальными. Так, например, были разрушены храмы в Афаке и Гелиополисе, где практиковалась ритуальная проституция. Уничтожению такие подверглись храмы, находящиеся на священных для христиан местах, например, святилище Афродиты у Голгофы и языческий жертвенник у Мамврийского дуба [4].
В целом, языческие источники характеризуют Константина как императора нечестивого, "противника богов", но веротерпимого. Христианские авторы, вслед за Евсевием Памфилом, называют Константина "защитником христианства". И действительно, после нескольких веков гонений, дамокловым мечом висевших над каждым христианином, император, который не просто не гонит, а даже и помогает, воспринимался как нечто невероятное.
Источники:
[1] Евсевий Памфил, О жизни блаженного василевса Константина, II, 56
[2] Зосим, Новая история, II, 31
[3] Иоанн Малала, Хронография, XIII, 39
[4] Евсевий Памфил, О жизни..., III, 26; III, 52-53


