История Ка-50
2 поста
2 поста
2 поста
2 поста
2 поста
3 поста
Су-25Т в Кубинке. Источник: http://www.airwar.ru
Мало кто не слышал об автомате Калашникова от мира авиации – простом и надежном штурмовике Су-25, который принял участие во всех возможных конфликтах начиная с Афганистана. У него много плюсов, главный из которых, пожалуй, живучесть: самолет умудряется возвращаться на аэродром после сильнейших повреждений.
Но есть у «Грача» и недостатки. В основном, они сводятся к устаревшему бортовому радиоэлектронному оборудованию, которое не позволяет эффективно применять высокоточные боеприпасы: для поиска цели и наведения на нее у летчика есть только свои глаза. Да и сама номенклатура такого оружия ограничена модификациями ракет Х-25 и Х-29 с лазерными ГСН.
Также у самолета нет ИЛС (индикация на лобовом стекле) — для применения вооружения используется архаичный стрелковый прицел АСП-17ВС-8, созданный еще для Су-17. Да, это не прицел времен Второй Мировой, он сопряжен с лазерным дальномером и умеет делать поправки, но все равно был далеко не самым передовым ещё в 1970-х.
Военные уже тогда осознавали, что будущее за самолетами, обладающими широкой номенклатурой высокоточного вооружения, и способными их эффективно применять. Поэтому работы по проекту «продвинутой» версии Су-25 стартовали в 1979 году, то есть ещё до окончания государственных испытаний базового самолета, которые завершились в 1981-м.
Будущий Су-25Т решили строить на основе планера учебно-боевого Су-25УБ, который тогда еще только создавался. На месте для второго члена экипажа разместили дополнительный топливный бак и аппаратуру обзорно-прицельной системы «Шквал».
Первый опытный экземпляр Су-25Т — Т-8М. Для маскировки под обычную спарку на корпусе нарисовали остекление места второго члена экипажа.
Также серьезным изменения подверглась носовая часть, которую пришлось переделать под размещение прицельного комплекса.
30-мм пушку ГШ-2-30 хотели заменить на новое перспективное 45-мм орудие, но военные не хотели усложнять логистику ещё одним типов снарядов, поэтому пушку оставили ту же, но вынесли под фюзеляж и перенесли назад, разместив за шасси.
В хвостовую часть добавили ещё один топливный бак. Там же, под килем, была установлена станция оптико-электронных помех «Сухогруз», предназначенная для защиты от ракет с инфракрасной головкой самонаведения.
Поскольку самолет создавался на основе планера от учебно-боевого Су-25УБ, он унаследовал те же изменения по сравнению с обычным Су-25, что были внедрены в спарке. Наиболее заметные из них – это увеличенный в размерах киль и крыло другой конструкции.
На Су-25Т установили новые двигатели Р-195, которые являются улучшенной версией Р-95 с базовых Су-25. Моторы по-прежнему не имели форсажной камеры, которая не требовалась для дозвукового штурмовика, но получили возможность кратковременной работы на чрезвычайном режиме (ЧР), при котором тяга достигала 4300 кг вместо предельных 4100 кг. Также на двигатели установили специальные сопла для снижения заметности в инфракрасном диапазоне.
Кардинальным отличием от обычных Су-25 стало использование бортовой вычислительной машины, которая решала задачи по применению оружия и навигации. Говоря проще, самолет получил автопилот, которого на базовом «Граче» не было. Вместо стрелкового прицела установили многофункциональный ИЛС.
К 1990 году самолет был готов к серийному производству на заводе ТАПО в Тбилиси, где на тот момент выпускались базовые Су-25. В дальнейшем планировалось снять их с производства и постепенно начать заменять на более продвинутую версию.
Хоть Су-25Т и считается только модификацией, но по сути, это уже другой самолет с куда более широкими возможностями. Классический Су-25 был максимально простым самолетом с прицельным комплексом, который предназначался для работы преимущественно неуправляемым вооружением. Для точного поражения нужно было работать с небольших высот и в радиусе работы ПЗРК и зенитной артиллерии.
Су-25Т благодаря системе «Шквал» мог обнаруживать цель типа «танк» с 8-10 километров и атаковать, не входя в зону действия средств ПВО ближнего радиуса. На каждый штурмовик можно было подвесить до 16 сверхзвуковых противотанковых «Вихрь», которыми можно работать с предельной дальности в 8-10 км, ночью – с 5-6 км. Благодаря тандемной боевой части ракета способна поражать танки и другую технику с динамической защитой.
Система «Шквал» и ракеты «Вихрь» помимо Су-25Т устанавливались на вертолеты Ка-50, а в настоящее время усовершенствованные «Вихри» успешно применяются с Ка-52.
Одними «Вихрями» расширение арсенала штурмовика не ограничилось. Су-25Т научили применять ракеты Х-29Т, работающие по статичным целям по принципу «выстрелил-забыл», корректируемые авиабомбы КАБ-500КР, ракеты Р-73 для противостояния с воздушными целями. При использовании подвесного контейнера «Фантасмагория» с борта Су-25Т можно было применять противорадиолокационные ракеты Х-58Э, которые позволяют охотиться за серьезными ЗРК.
При этом Су-25Т сохранил всю номенклатуру неуправляемого и управляемого вооружения базового Су-25. Теперь удобство и точность применения Х-25Л, С-25Л и Х-29Л выросли в разы, поскольку глазам летчика помогала оптика с 23-кратным увеличением.
При входе в зону действия ПВО самолет защищался при помощи станции оптико-электронного противодействия «Сухогруз», которая должна была засвечивать головки самонаведения ракет ПЗРК. Под крылья подвешивались станции помех, мешавшие наводить на самолет ракет с радиолокационными ГСН.
Предполагалось, что самолет сможет работать и ночью, для чего создавалась низкоуровневая телевизионная система «Меркурий». В габариты самолета она уже не вписывалась и размещалась в подвесном контейнере. На испытаниях цель типа «танк» обнаруживалась ночью с трех километров, что было явно недостаточно. В итоге «Меркурий» так и не довели до удобоваримых характеристик и в состав оборудования серийного самолета он не вошел.
Экипаж состоял из одного летчика, который должен был одновременно управлять самолетом и применять вооружение. Часть нагрузки, особенно в плане навигации, снимала электроника, процесс обнаружения упрощал «Шквал», но все равно нагрузка была значительной.
Кстати, сама обзорно-прицельная система тоже была далека от идеала в плане надежности, нередко выдавала отказы и требовала непростого обслуживания.
Несмотря на описанные выше недостатки, в лице Су-25Т отечественные ВВС могли получить универсальный самолет, который мог применять широкую номенклатуру неуправляемого и управляемого вооружения.
Но судьба распорядилась иначе.
Производство стартовало в 1990 году на заводе в Тбилиси и продолжалось до конца 1991-го, за это время удалось выпустить порядка десяти самолетов. После распада СССР сохранить производство в теперь независимой Грузии оказалось невозможным и его перенесли в Улан-Удэ, где делали Су-25УБ. На новом месте из оставшегося от спарок задела изготовили четыре усовершенствованных Су-25ТМ (экспортное обозначение Су-39), после чего выпуск прекратился, поскольку у своих ВВС не было денег, а иностранные заказчики не проявили особого интереса.
Шесть серийных самолетов, выпущенных еще в Тбилиси, в 1996 году после доработок передали для войсковых испытаний в Липецкий центр боевого применения ВВС. В 1999 году эти машины приняли участие в кампании на Северном Кавказе, нанося точечные удары. По итогам этой командировки военные высоко оценили результаты применения штурмовиков, но не обошлось без претензий по технической части.
В конце 1999 года два самолета из состава липецкого центра после переоборудования продали Эфиопии, которая в тот момент участвовала в вооруженном конфликте с Эритреей. Штурмовики, получившие индекс Су-25ТК (К – коммерческий), активно применялись не только для работы по точечным целям, но и для подавления ПВО. При этом один из штурмовиков доказал высокую живучесть, вернувшись на базу после попадания ракеты ЗРК «Квадрат».
ВВС России самолеты данного типа больше не эксплуатирует. Из четырех оставшихся серийных один установлен в качестве памятника на полигоне в Крыму, другой является экспонатом музея Дальней авиации на аэродроме в Энгельсе и ещё один можно увидеть в подмосковном парке «Патриот».
На вооружении ВКС России до сих пор стоят Су-25. Большая часть модернизирована до уровня Су-25СМ, но остались и самолеты в базовой версии, которые к 2023 году уже серьезно устарели. Также действует программа модернизации Су-25СМ3, по которой самолет получает оптическую систему СОЛТ-25 (аналог «Шквала") и систему оптико-электронного противодействия ракетам с ИК ГСН. Таким образом, самолет приближается к возможностям разработанного более 30 лет назад Су-25Т, но не может применять "Вихри".
Ну а модернизированный Су-25ТМ (Су-39) поездил по выставкам и так никого и не заинтересовал. На вооружение не принимался.
Вот такая печальная судьба у интересного самолета. Появись Су-25Т хотя бы лет на пять раньше, возможно успел бы разойтись относительно большой серией, но история сослагательного наклонения не имеет.
Напомню, что также мои материалы на тему военной техники и военного кино доступны в Telegram и Дзене.
Мой канал в Telegram: https://t.me/ivanartuchannel
Канал в Дзене: https://dzen.ru/ivanartu
При желании можете поддержать автора рублем через донаты. Коплю деньги на новый ноутбук для работы и немного игр. Буду рад любой сумме.
Самолеты семейства Ту-95 уже почти 70 лет служат верой и правдой в отечественной дальней авиации. В этой статье я немного расскажу о самом молодом ее представителе — ракетоносце Ту-95МС, а именно о том, для чего создавался самолет, почему он не может считаться ровесником B-52 и его родстве с противолодочным самолетом.
В 1976 году Совет министров СССР принял постановление о срочном создании стратегической малогабаритной маловысотной дозвуковой крылатой ракеты воздушного, наземного и морского базирования. Срочность была вызвана работами по аналогичным темам в США, которые приведут к созданию ракет воздушного базирования AGM-86 и КРБД Tomahawk морского и наземного базирования.
В СССР разработкой ракеты для стратегической авиации занялось МКБ «Радуга», прорабатывавшее тему еще с 1971 года в инициативном порядке.
Х-55 в музее крылатых ракет в Дубне. Источник фото: https://missiles.ru/2017/10/21/muzei-krylatykh-raket_izd/?sh...
Основным носителем нового изделия должен был стать новый сверхзвуковой многорежимный стратегический бомбардировщик, проходивший по документам как «самолет 70» — будущий Ту-160.
Испытания новых ракет начались в 1978 году, за три года до первого полета Ту-160. Для них переоборудовали опытный Ту-95М-5, на котором ранее испытывалась возможность переделки Ту-95М в носитель противокорабельной ракеты КСР-5. На самолет смонтировали новую РЛС, навигационное оборудование и системы для подготовки ракет к пуску. Помимо самих ракет, на опытовой машине предстояло испытать и револьверную пусковую установку МКУ-6-5.
Отмечу, что также существует версия, что для испытаний переоборудовали не Ту-95М-5, а Ту-142.
Вопрос с самолетом для испытаний ракет был решен, но оставался еще один — более серьезный. Ракеты будут готовы к серийному производству явно быстрее, чем принципиально новый, сложный и дорогой стратегический ракетоносец. Понадобится еще время на производство, освоение и «лечение детских болезней» новой техники, а отставать от американцев, уже готовившихся переоборудовать свои B-52 под AGM-86, было нельзя.
Свободных самолетов из наличия, которые подходили бы под переоборудование, не было. Относительно «свежие» ракетоносцы Ту-95КМ модернизировались под противокорабельные ракеты Х-22, более старые Ту-95М и Ту-95К не подходили из-за ресурса, которого осталось совсем мало.
Новые Ту-95 на тот момент не выпускались, но решение нашлось. На тот момент на авиазаводе в Таганроге серийно строился дальний противолодочный самолет Ту-142МК. Он был создан в 1960-х годах на базе морского разведчика-целеуказателя Ту-95РЦ, который в свою очередь построен на основе бомбардировщика Ту-95М.
Ту-142 отличался от «стратегов» не только набором оборудования и вооружения. На него установили более тонкое крыло с интегрированными топливными баками вместо вкладных, однощелевые закрылки заменили на двухщелевые, заменили шасси, убрали кабину стрелка с выпирающими блистерами и две (верхнюю и нижнюю) пушечные установки. И это лишь малая часть отличий. В то же время самолет сохранил главное: большую дальность полета и возможность возить значительную полезную нагрузку в виде оборудования и вооружения.
Тогда возник соблазн переделать в носители Х-55 часть ранее выпущенных Ту-142, а затем уже строить новые машины с нуля. Но в таком случае пришлось бы ослаблять морскую авиацию, забирая у нее самолеты, способные охотиться за американскими стратегическими подводными лодками в дальней морской зоне.
Также существовал и политический аспект: Ту-142, несмотря на близкое родство со стратегическими бомбардировщиками, в приложении к договору об ограничении стратегических вооружений ОСВ-2 не учитывался как «стратег», поскольку не мог быть использован для ударов по наземным целям. В случае же трансформации имеющихся 142-х в ракетоносцы, у американцев появился бы предлог для перевода в эту категорию всего парка самолетов, что было крайне нежелательно.
Тем не менее, как минимум один Ту-142 был переоборудован в ракетоносец с полным набором оборудования. Это и был первый Ту-95МС, совершивший свой первый полет в сентябре 1979 года.
Уже в 1981 году на заводе в Таганроге началось серийное производство, которое через два года перенесли в Куйбышев для увеличения темпов производства. Ради этого пришлось частично урезать выпуск гражданских Ту-154.
Таким образом, самый первый серийный Ту-95МС на 19 лет моложе самого последнего выпущенного B-52H, который покинул завод в 1962 году. Кроме того, учитывая, что остальные модификации Ту-95 (кроме Ту-142) ныне сняты с вооружения, говорить о том, что самолет служит еще с 1950-х, не совсем корректно. Ни применительно к типу, ни к отдельным выпущенным машинам.
Всего до марта 1992 года в Таганроге и Куйбышеве (Самаре) выпустили 88 Ту-95МС в двух версиях с боекомплектом в 6 или 16 ракет Х-55: Ту-95МС-6 (31 самолет) и Ту-95МС-16 (57 самолетов.)
Первоначально на ракетоносце планировали разместить две револьверные пусковые установки МКУ-6-5 на шесть ракет каждая. Однако из-за проблем с центровкой от идеи пришлось отказаться, поэтому на все Ту-95МС устанавливалась только одна пусковая револьверного типа в отсеке вооружения.
Интересный факт: поскольку от установки второй МКУ отказались, решено было уменьшить длину фюзеляжа: Ту-95МС короче Ту-142 на 4 с лишним метра.
Часть самолетов (Ту-95МС-16) в дополнение к ней получала еще и четыре подкрыльевых держателя: два на три ракеты и два на две. При установке на них ракет самолет терял в дальности полета (6500 км вместо 10000 км) из-за увеличения аэродинамического сопротивления, но зато боезапас вырастал в 2,5 раза.
Позднее от подкрыльевых точек подвески отказались. Почему? Тут две версии: из-за ухудшения летных характеристик или для соответствия международным договоренностям по сокращению наступательных вооружений. Однако при модернизации по программе Ту-95МСМ подкрыльевые держатели возвращают на место. Их снова четыре, но теперь все одинаковые: на две ракеты.
Спустя 40 с лишним лет после первого полета Ту-95МС по-прежнему остается основным самолетом отечественно стратегической авиации. Ту-160, который изначально планировали построить серией в 100 машин, не успел стать действительно массовым. Хоть в настоящее время его производство возобновлено, 160-й едва ли в ближайшие годы обгонит по численности 95-й.
Напомню, что также мои материалы на тему военной техники и военного кино доступны в Telegram и Дзене.
Мой канал в Telegram: https://t.me/ivanartuchannel
Канал в Дзене: https://dzen.ru/ivanartu
При желании можете поддержать автора рублем через донаты. Коплю деньги на новый ноутбук для работы и немного игр. Буду рад любой сумме.
В новом посте расскажу о редких, опытных и мелкосерийных образцах боевой техники, которые демонстрировались во время парадов на Красной площади в советское время.
Без этих двух самоходных орудий циклопических размеров эта статья никак не могла обойтись.
Работы по созданию 406-мм самоходной пушки 2А3 «Конденсатор-2П» и самоходного миномета 2Б1 «Ока» стартовали в 1955 году. Обе системы предназначались исключительно для стрельбы тактическими ядерными боеприпасами и являлись ответом на создание в США 280-мм пушки Atomic Annie, которая также специализировалась на ядерных снарядах.
Рекордные для артиллерийских установок на гусеничном шасси калибры «Конденсатора» и «Оки» обуславливались тем, что ученым пока не удавалось сделать достаточно компактный заряд, чтобы уместить его, например, в 280-мм снаряд мортиры БР-5.
Первые образцы были готовы в 1957 году, тогда же их впервые показали на параде 7 ноября. Орудия произвели неизгладимое впечатление на собравшихся и потом еще не раз демонстрировались на Красной площади.
При этом что «Конденсатор», что «Ока» были фактически небоеспособны. Модифицированное шасси от танка Т-10 не выдерживало огромной нагрузки: после 20-25 км марша начинали разрушаться траки. Из-за огромной отдачи при выстреле и отсутствии противооткатных устройств страдала подвеска и другие узлы. Фиксировались даже случаи, когда срывалась с места коробка передач.
Опытная эксплуатация в специально сформированном под «ядерные пушки» полку продлилась всего год, после чего от них окончательно отказались. Ну а нишу средства доставки тактического ядерного заряда на дистанцию в районе 30 км успешно занял ТРК «Луна».
Несмотря на это, «Оку» и «Конденсатор» продолжали демонстрировать на парадах, вводя в заблуждение разведки потенциальных противников.
Кстати, у меня есть отдельный пост, посвященный этим циклопическим орудиям. Найти его можно по ссылке.
Во время Великой Отечественной войны у Красной Армии отсутствовали серийные зенитные самоходные установки, за исключением небольшого количества машин, полученных по ленд-лизу. Только в 1945 году было начато серийное производство ЗСУ-37, которая представляла собой сочетание из шасси СУ-76М и 37-мм зенитного автомата 61-К образца 1939 года, установленного во вращающуюся башню.
До конца войны было выпущено всего 12 таких самоходных зениток, но в боевых действиях они участие не принимали. Производство продолжалось и после Победы, но было недолгим. Всего собрано порядка 75 машин.
Несмотря на это, в 1946 году ЗСУ-37 впервые приняли участие в параде 7 ноября на Красной площади.
О дальнейшей службе ЗСУ-37 ничего толком не известно. До нашего времени не сохранилось ни одного экземпляра, а та машина, что представлена в музее в Кубинке как ЗСУ-37, таковой не является.
Об этой интересной машине я случайно узнал, просматривая подряд все видео с советских военных парадов.
Бытует заблуждение, что между «Катюшами» и «Градом» в истории отечественных РСЗО ничего и не было, однако это не так. В 1951 году была запущена в производство 240-мм система залпового огня БМ-24. На шасси грузовика ЗиС-151 разместили пакет из 12 направляющих, соединенных фермой. Максимальная дальность стрельбы реактивным снарядом МД-24Ф составляла 17,5 км.
В 1955 году на вооружение Советской армии приняли версию БМ-24 на шасси среднего гусеничного тягача АТ-С — БМ-24Т. Отличия заключались не только в другой базе: направляющие сделали трубчатыми.
Устройство БМ-24Т. 1 - ствол; 2 - ферма; 3 - вертлюг; 4 - тумба; 5 - рама; 6 - поворотный механизм; 7 - подъемный механизм; 8 - прицельные приспособления; 9 - защита кабины; 10 - световая сигнализация. Источник: https://missilery.info/missile/bm-24t
Новые гусеничные РСЗО предназначались для поддержки танковых соединений, поскольку благодаря высокой проходимости могли следовать за ними, не отставая.
В открытых источниках совсем немного информации о БМ-24Т. Неизвестно, сколько их всего выпустили, как долго оставались на вооружении. Судя по размещенному выше фото из Чехословакии, сделанного в 1968 году во время операции «Дунай», как минимум до конца 1960-х БМ-24Т прослужили.
2К5 «Коршун», впервые показанный на параде 7 ноября 1957 года, представлял собой нечто среднее между тактическим ракетным комплексом и реактивной системой залпового огня. Он предназначался для создания коридоров в обороне противника для наступления танков.
Самое необычное в комплексе — это ракеты ЗР7. Они были жидкостными, а максимальная дальность пуска составляла 55 км. Можно пофантазировать, как «Коршун» запускает свои шесть ракет и каждая из них летит по своей цели. Но нет. ЗР7 были неуправляемыми и обладали низкой точностью. Чтобы это компенсировать, огонь по району цели планировалось вести одновременно двумя-тремя дивизионами. Но и это особо не помогало, поскольку обычная фугасная БЧ в 100 кг была слишком слабой, а ядерная отсутствовала даже в проекте.
Комплекс размещался на шасси новейшего на тот момент грузовика ЯАЗ-214 (да, еще ярославской сборки, на КрАЗ производство переведут чуть позже)
В итоге 2К5 был выпущен небольшим числом. Доподлинно неизвестно, был ли он принят на вооружение или находился только в опытной эксплуатации.
2К5 «Коршун» на учениях. Источник фото: http://russianarms.ru
Хоть «Коршун» и не прижился в армии, его все равно чуть ли не до начала 1970-х регулярно демонстрировали на парадах, запутывая разведки вероятных противников.
Напоследок расскажу о машине, которую очень трудно найти на кадрах парадной хроники, но непременно присутствовала на каждом параде с начала 1970-х. Речь о тягаче обеспечения парадов — сокращенно ТОП.
Семь таких тягачей были переделаны из САУ СУ-122-54 в начале 1970-х силами Львовского БТРЗ. С машин убрали все вооружение, заварили амбразуру под пушку, а за рубкой установили два сидения для членов экипажа. В случае, если одна из участвующих в параде единиц техники сломается, эти два бойца должны были быстро подцепить неисправную машину на трос. Поскольку речи об участии ТОП в боевых действиях не было, такие открытые сидения в этой ситуации были оптимальным решением.
ТОП во время одного из парадов. Обратите внимание на двух членах экипажа, расположившихся на внешних сидениях. Фото Russianarms.ru
ТОП прослужили вплоть до второй половины 1990-х. В последний раз, судя по всему, их привлекали к работе 9 мая 1995 года на Поклонной горе. После 2008 года, когда возобновились парады с техникой на Красной площади, задачу эвакуации неисправных боевых машин возложили на обычные армейские тягачи.
ТОП на параде 9 мая 1995 года. Фото Russianarms.ru
Напомню, что также мои материалы на тему военной техники и военного кино доступны в Telegram и Дзене.
Мой канал в Telegram: https://t.me/ivanartuchannel
Канал в Дзене: https://dzen.ru/ivanartu
При желании можете поддержать автора рублем через донаты. Коплю деньги на новый ноутбук для работы и немного игр. Буду рад любой сумме.
Какие самолеты вспоминаются первыми, когда речь заходит об истребителях-перехватчиках авиации ПВО СССР? Конечно, на ум приходят сразу МиГ-25 и МиГ-31, Су-15 ну или Ту-128 (особенно если вы уже читали мою статью о нем). Однако машин, которые десятилетиями служили в ПВО, гораздо больше. И сегодня я хочу рассказать о самолете, вокруг которого был создан первый в своем роде комплекс перехвата в СССР. Он создавался для перехвата обнаглевших американских разведчиков и одно время держал несколько мировых рекордов.
Это Су-9. Первый действительно массовый истребитель-перехватчик ОКБ Сухого.
В 1950-е годы американские самолеты-разведчики вели себя очень нагло в советском небе. И если RB-47 или «Канберру» (RB-57) еще можно было как-то достать, то с 1956 года к полетам над территорией СССР присоединился новейший Lockheed U-2 Dragon Lady, без проблем преодолевавший тысячи километров на высоте в 20 километров. Ни один из имевшихся у СССР самолетов не мог достать его на такой высоте. А ведь американцы и союзники не просто занимались воздушным хулиганством, а вели разведку стратегических объектов.
В сети можно встретить утверждение, что работы по новым скоростным и высотным перехватчикам форсировали именно, чтобы достать U-2, но это несколько сомнительно, поскольку советские военные знали о полетах неопознанного объекта на высотах порядка 20 километров, но не знали, что именно это был за борт. Да, над секретностью американцы очень трудились.
В те годы в СССР активно работали над зенитно-ракетными комплексами. В 1957 году был принят на вооружение легендарный С-75, строилась эшелонированная система ПВО Москвы на основе комплекса С-25 «Беркут». Однако прикрыть границы огромнейшей страны при помощи ЗРК с максимальной дальностью, не превышавшей 40 км, было невозможно. Поэтому нужны были скоростные высотные истребители-перехватчики, способные отогнать наглецов от территории СССР.
Над истребителями нового поколения работали сразу несколько конструкторских бюро. В частности, ОКБ Сухого разрабатывала два истребителя схожей конструкции, но с разным типом крыла: С-1 со стреловидным и Т-3 с треугольным.
Кстати, такая система обозначений опытных самолетов используется до сих пор, вспомните те же С-37 и Т-50.
В результате работ по С-1 появится истребитель Су-7, породивший семейство истребителей-бомбардировщиков Су-7Б, Су-17 и Су-22 различных модификаций.
Нас же интересует Т-3. Он впервые поднялся в воздух в мае 1956 года. Планировалось, что истребитель сможет на форсаже разгоняться до 1950 км/ч, а практический потолок составит 19 200 метров. Однако в том же году по настоянию руководства страны от КБ, работающих над истребителями, потребовали поднять потолок до 21 000 метров, что было весьма нетривиальной задачей.
Опытный истребитель Т-3. В «носу» в верхней части нерегулируемого воздухозаборника располагалась РЛС
Предлагались разные варианты. Например, прорабатывалась идея установки жидкостных ракетных ускорителей. Но они не потребовались.
10 октября (по другим данным 10 сентября) 1957 года летчик-испытатель Владимир Ильюшин впервые поднял в воздух Т-43 — дальнейшее развитие Т-3, фактически прототип будущего Су-9. Уже в третьем полете 30 октября он достиг высоты в 21 500 м, а через три дня разогнался до скорости в 2200 км\ч. При этом от КБ министерство авиационной промышленности требовало потолок в 21 000 метров, а значит нужный результат был достигнут. Безусловно, это был еще опытный самолет без РЛС и вооружения, но прогресс был на лицо.
Достичь столь высоких характеристик удалось благодаря доработанному двигателю АЛ-7Ф-1 конструкции Архипа Люльки. На форсаже он выдавал до 9 600 кгс, что было очень достойно для тех времен. Однако за все эти показатели пришлось заплатить мизерным ресурсом в 25-50 часов и низкой надежностью. Позднее часть проблем удалось решить, но не полностью.
Помимо двигателя Т-43 отличался от предшественника регулируемым воздухозаборником с подвижным конусом, в котором позднее разместят РЛС. Конечно, отличий было на самом деле больше, но это наиболее явные.
В апреле 1958 года вышло новое постановление правительства, согласно которому на основе опытного Т-43 создавался не отдельный самолет, а впервые в СССР целый комплекс перехвата. В него вошел сам перехватчик, РЛС РП-9У, ракеты РС-2УС (К-5) и наземные РЛС с системой наведения и управления «Воздух-1».
Зачем так усложнять? Дело в том, что самолетные радары имеют весьма скромные возможности по сравнению с наземными, особенно тех лет. При работе в сопряжении со стационарными РЛС обнаруживать и перехватывать цели гораздо проще, поскольку система не только обнаруживает противника, но и передает по радиоканалу системы «Лазурь-М» на индикатор в самолете команды управления для выхода на цель.
С расстояния в 8 километров летчик уже должен был захватить цель бортовой РЛС и атаковать ракетами. На четырех точках подвески размещались ракеты РС-2УС (К-5) с радиокомандным наведением — модификация первой советской массовой ракеты класса «воздух-воздух». Изделие было капризным и сложным в применении: обстрел только в заднюю полусферу с дистанции не более 6 км (в реальности меньше) с необходимостью держать цель в прицеле до момента попадания и не маневрировать. Пушек на Су-9 не было: на первых машинах предусматривалась возможность их установки, но позднее пространство под них заняли двумя топливными баками по 180 литров.
Выбор вооружения можно назвать вынужденным. На момент начала производства самолета ракета РС-2УС уже считалась устаревшей, однако она была испытана и принята на вооружение и могла работать с компактной РЛС ЦД-30 (она же РП-9), которая без проблем размещалась в подвижном конусе воздухозаборника. Поскольку высотные перехватчики требовались еще вчера, взяли готовые отработанные решения, хоть и не самые лучшие.
Одновременно разрабатывался над вариантом самолета с более совершенной РЛС «Орёл» и ракетами К-8М. Они приведут к созданию Су-11, который будет запущен в производство позже.
В 1960-х в номенклатуру вооружения включили ракеты К-55 с ИК ГСН, что положительно сказалось на возможностях перехватчика. Как правило, стандартная боевая нагрузка состояла из двух РС-2УС с радиокомандным наведением и двух К-55.
Комплекс перехвата Т-3-51 в составе истребителя-перехватчика Су-9, ракет РС-2УС, РЛС РП-9У, наземных РЛС и системы наведения «Воздух-1» был принят на вооружение в 1960-м году. При этом самолеты начали поступать в части раньше: 150 машин были переданы в строевые полки еще до конца 1959 года.
Как я уже говорил выше, за высокие характеристики пришлось заплатить большую цену. Двигатель АЛ-7Ф-1 имел ресурс всего в 25 часов. После исчерпания его снимали с самолета и отправляли на ремонт, а на перехватчик ставили новый. Да, позднее ресурс удалось увеличить, но все равно силовая установка оставалась непростой в эксплуатации.
За 20 лет службы из примерно 1150 выпущенных Су-9 в авариях и катастрофах было потеряно около 100 бортов. Чаще всего, причиной был двигатель.
Одной из его особенностей был механизм перепуска. На низких скоростях компрессор давал слишком много воздуха, что приводило к помпажам. Чтобы это исключить, был сконструирован механизм, который через ленты перепуска переносил воздух на четвертую и пятую ступени компрессора. На посадке эти ленты должны были находится в открытом положении иначе летчику не удавалось снизить обороны двигателя.
Система управления механизмом перепуска была электрической и в случае падения напряжения переставала работать. По этой причине был потерян не один Су-9. Также стоит отметить, что в случае нештатной ситуации на взлете или посадке у летчика оставалось немного шансов на спасение, поскольку катапультируемые кресла в то время были еще не столь совершенные: устанавливаемые на Су-9 кресла КС-2А позволяли покидать самолет на высоте не менее 150 метров и скорости не менее 500 км/ч.
Кроме того, из-за быстрого набора скорости на взлете требовалось быстро убирать шасси и закрылки, иначе был риск их моментально потерять.
Первое время освоению самолета в полках мешало отсутствие спарок, которые были сконструированы и выпущены серией в 50 машин, но уже в 1960-х. До этого подготовка летчиков велась на МиГ-15УТИ, которые и близко не соответствовали характеристикам скоростного перехватчика.
Несмотря на все трудности, Су-9 служили в ПВО до 1980-х годов, на экспорт при этом не поставлялись. Недостатки были хорошо известны, но они перевешивались в глазах руководства страны и ВВС наличием в ПВО массового скоростного и высотного перехватчика.
Безусловно, были у самолета и преимущества помимо высоты и скорости полета. Летчики отмечали, что Су-9 с трудом сваливался в штопор и хорошо управлялся во всем диапазоне скоростей. Поначалу высший пилотаж на Су-9 находился под строгим запретом, разрешили его только в 1967 году. Самолет выдерживал высокие перегрузки: отмечен случай, когда в 1960-м один из летчиков вывел Су-9 из пикирования уже почти у земли. После посадки акселерометр (показания не сбрасывались) продемонстрировал максимальную перегрузку в 9,2 G, что было очень достойно.
За высокие динамические характеристики Су-9 приходилось расплачиваться и большим расходом топлива, пространство под которое на самолете не бесконечно. Радиус перехвата у машин первой серии для типовой цели на высоте около 20 000 метров составлял порядка 320-450 км. Позднее благодаря увеличению запасов топлива радиус перехвата удалось расширить до 430-600 км. С двумя подвесными топливными баками дальность полета Су-9 достигала 1700 км.
В рамках курса боевой подготовки Су-9 летчики обучались перехвату нескольких типовых целей: высотные малоскоростные (U-2), средневысотные (B-47 и B-52), а также скоростные малоразмерные (крылатые ракеты AGM-28 Hound Dog). Для каждой был разработан оптимальный вариант набора высоты и режимов перехвата.
На практических занятиях по отработке выхода на цель в качестве учебных целей использовались Як-25РВ, Ту-16 и Су-9. Во время ракетных стрельб в качестве мишеней применялись списанные Ил-28 и МиГ-15 на радиоуправлении, а также беспилотный самолет-мишень Ла-17.
Звездный час Су-9 мог наступить 1 мая 1960 года, когда в воздушное пространство СССР вторгся высотный разведчик U-2 под управлением Гэри Пауэрса.
Среди самолетов, вылетевших на его перехват, был Су-9, случайно оказавшийся в аэропорту Свердловска. Он не имел вооружения, поскольку находился не на дежурстве, а перегонялся в полк. Выбора особо не было, поэтому капитан Ментюков все равно взлетел на своем Су-9, чтобы совершить таран на высоте в 20 км. Поступок отчаянный, поскольку говорить о шансах на спасение в таких обстоятельствах говорить не приходится.
Но выйти на цель по командам с земли Ментюкову не удалось и по исчерпанию топлива он вернулся на аэродром.
Самолет с такими выдающимися для своего времени характеристиками никак не мог остаться без рекордов. Всего на счету Су-9 имелось четыре мировых рекорда, официально зарегистрированных в FAI (международная авиационная федерация). Для рекордов использовались не строевые Су-9, а модифицированные Т-43-1 и Т-43-5. В FAI они регистрировались как T-431 и T-405.
14 июля 1959 года летчик-испытатель Владимир Ильюшин на Т-43-1 с двигателем АЛ-7Ф-1 забрался на высоту в 28 852 метра, установив мировой рекорд высоты полета (динамический потолок). Прошлое достижение, установленное американцами на F-104A Starfighter было перекрыто на 949 метров. Рекорд продержался до декабря того же года, когда американцам удалось поднять F-4H Phantom II на высоту в 30 040 метров.
28 мая 1960 года летчик-испытатель Борис Андрианов на Т-43-5 установил мировой рекорд скорости на 100-километровом замкнутом маршруте — 2 092 км/ч. Интересно, что рекорд будет побит уже 16 сентября того же года Константином Кокинаки на МиГ-21 (2 148,66 км/ч).
4 сентября 1962 года свой второй рекорд на Т-43-1 установил Владимир Ильюшин. Это был абсолютный мировой рекорд высоты установившегося горизонтального полета — 21 170 метров. Правда достижение было перекрыто уже через неделю Петром Остапенко на экспериментальном перехватчике КБ МиГ Е-166 (Е-152/1). Его рекорд — 22 670 м.
Последний мировой рекорд Су-9 датирован 25 сентября 1962 года. Летчик-испытатель Владимир Кознов на Т-43-5 разогнался на 500-километровом замкнутом маршруте до 2 337 км/ч. Достижение продержалось до 1 мая 1965 года, когда его с результатом в 2 644,22 км/ч побили американцы на опытном перехватчике YF-12A.
Всего в 1958-1962 годы было выпущено порядка 1100 обычных одноместных Су-9. Кроме того, в начале 1960-х собрали около 50 учебно-боевых Су-9У. На самолете установили двухместную кабину, у курсанта были все те же органы управления, что и у инструктора, но последний мог отключать для обучаемого ряд систем. Самолет почти не уступал по характеристикам одноместной версии, но для этого пришлось убрать две точки подвески ракет из четырех.


Су-9У
С 1961 по 1964 год малой серией выпускался Су-11, отличавшийся от Су-9 другой РЛС, новыми ракетами Р-8 (К-8М) с дальностью пуска до 20 км и новым более надежным двигателем АЛ-7Ф-2 с дублированием механизма перепуска. После катастрофы с гибелью летчика во время облета первого серийного Су-11 31 октября 1962 года заказ сильно сократили в пользу Як-28П. Всего было выпущено 108 Су-11.
Правда стоит отметить, что Су-11 был скорее не развитием Су-9, а параллельной разработкой с другой РЛС и более совершенным вооружением.
Серийный Су-11. Вооружение состояло всего из двух ракет, но зато они были более совершенными, чем у Су-9
Как можно понять из сказанного выше, Су-9 был далеко не идеальной машиной с целым ворохом «детских болячек». Однако он стал первым в своем роде высотным скоростным перехватчиком, работающим в едином комплексе перехвата с наземными РЛС и системой наведения. Уже по его стопам пойдут Су-15, МиГ-25 и другие.
Кроме того, именно Су-9 стал первым массовым истребителем перехватчиком КБ Сухого, которое позднее станет одним из ведущих производителей истребителей и других самолетов оперативно-тактической авиации в мире.
Напомню, что также мои материалы на тему военной техники и военного кино доступны в Telegram и Дзене.
Мой канал в Telegram: https://t.me/ivanartuchannel
Канал в Дзене: https://dzen.ru/ivanartu
При желании можете поддержать автора рублем через донаты. Коплю деньги на новый ноутбук для работы и немного игр. Буду рад любой сумме.
На фоне обсуждения подвижного комплекса с баллистической ракетой средней дальности «Орешник» все чаще в сети вспоминают его предка, чье появление в арсенале советских РВСН более 40 лет назад серьезно изменило баланс сил в Европе. Речь, конечно, о подвижном грунтовом ракетном комплексе «Пионер».
В этом посте я о нем и расскажу.
Баллистические ракеты средней дальности — это стратегические ракеты, предназначенные для доставки к цели преимущественно ядерных боевых частей на дальность от 1 000 до 5 500 км.
Если сильно не разбираться в вопросе, можно подумать: зачем они нужны, если есть МБР дальностью в 10 000 км и более?
Чтобы это понять, нужно вспомнить принцип действия баллистической ракеты. На активном участке, когда работают маршевые двигатели, ракета сообщает головной части нужную скорость и направление, а после отделения ступеней, ГЧ летит по баллистической траектории, то есть как брошенный рукой камень: добирается до наивысшей точки и затем снижается к цели под действием гравитации.
Таким образом, точка, куда прилетит головная часть, зависит от импульса, переданного на активном участке, и направления, а также действующих на них сил: гравитации, трения и так далее. Вспомним еще раз камень: если бросить его под углом около 45 градусов, он улетит намного дальше, чем под углом, близким к 90 градусам при одинаковой силе броска.
Современные межконтинентальные баллистические ракеты предназначены для пуска по целям на дальность порядка 10 000 км. Чтобы атаковать цель ближе, нужно либо менять траекторию, либо уменьшать время работы двигателей на активном участке. И то и другое сделать теоретически можно, но сложно и не очень надежно. При этом будут выброшены на ветер огромные средства, поскольку ракета строилась под другую дальность, что требует больший объем топлива и различного оборудования.
В случае с Россией можно также было бы запускать ракеты в сторону Европы откуда-нибудь с Камчатки, но в этом случае у обороняющейся стороны будет больше времени на принятие решений, поскольку вырастет время.
Какое в этом случае решение? Нужны специализированные ракеты, которые закроют «мертвую зону», которая есть у МБР и при этом будут иметь минимальное подлетное время, что сокращает шанс на ответный удар.
Вершиной среди советских ракетных комплексов средней дальности стал ПГРК 15П645 «Пионер» и его усовершенствованная версия 15П653 «Пионер-УТТХ». Также комплекс известен под индексом РСД-10, им он обозначался в договоре о ликвидации ракет средней и меньшей дальности.
Обработка фото из сборника "Оружие России", MilitaryRussia.Ru, 2011 г.
Постановление о начале работ по мобильному комплексу с твердотопливной ракетой средней дальности вышло 28 апреля 1973-го, а уже в сентябре следующего года состоялся первый испытательный пуск с полигона Капустин Яр. На вооружение «Пионер» официально приняли 9 января 1976-го, а уже 30 августа первый полк, вооруженный новинкой, заступил на боевое дежурство.
Таким образом, весь процесс занял чуть больше трех лет. Как такое вообще возможно? Дело в том, что при создании «Пионера» Московский институт теплотехники взял за основу ранее разработанный ПГРК 15П642 ТЕМП-2С с межконтинентальной баллистической ракетой 15Ж42.
У нее позаимствовали двигатели первой и второй ступеней, при этом последний был доработан: на переднем днище двигателя размещались окна отсечки (обнуления) тяги, вскрываемые «детонирующим удлиненным зарядом» (ДУЗ). За счет отсечки можно было регулировать дальность полета ракеты.
Также использовались узлы и агрегаты СПУ «Темп-2С». Кстати, в сети нет ни одного достоверного изображения этого комплекса. Только примерные эскизы.
«Пионер» получил новую головную часть в виде ступени разведения с тремя головными частями по 150-200 кт (согласно другому источнику, 450 кт). Это усложняло работу систем ПРО и позволяло атаковать несколько целей.
Ракета находилась в транспортно-пусковом контейнере из композитных материалов, усиленном титановыми кольцами. Перед пуском она поднималась в вертикальное положение, одновременно с этим сбрасывалась крышка ТПК.
Чтобы эта весьма массивная деталь далеко не укатилась и не нанесла ущерба, ее цепляли на трос к бамперу самоходной пусковой установки. Сама машина предварительно вывешивалась на гидравлических домкратах.
Источник фото: http://militaryrussia.ru/
Во время пуска ракета выбрасывалась из контейнера при помощи порохового аккумулятора давления. В процессе отстреливались опорно-ведущие пояса, благодаря которым ракета внутри ТПК была вывешена и не касалась стенок и днища.
Источник фото: Дячок А., Степанов И., Storen. Подвижный грунтовый ракетный комплекс средней дальности РСД-10 (РТ-21М) (SS-20 "Saber"). 2008 г.)
Самоходная пусковая установка располагалась на шасси на основе шасси МАЗ-547 производства МЗКТ, сама СПУ собиралась на заводе «Баррикады» в Волгограде.
Просматривая фото «Пионера» в сети, можно заметить, что у некоторых машин две одинаковые кабины, а у других вторая отличается меньшим размером и смещена назад, а на ее месте располагается автоматический гирокомпас системы прицеливания, который перед стартом опускался на землю.
Разгадка проста: машина с одинаковыми кабинами — это не СПУ, а ТПА — транспортно-перегрузочный агрегат. Он позволял без использования крана перегрузить ТПК с ракетой из специального вагона, доставить, куда нужно, и перегрузить на СПУ.
Для этого обе машины ставили максимально соосно, после чего ТПК передвигался по специальным направляющим на положенное место на СПУ.
Надеюсь, что вы не запутались в аббревиатурах.


Процесс перегрузки ТПК с ракетой
С 1980-го года на вооружение стал поступать модернизированный комплекс 15П653 «Пионер-УТТХ» с улучшенными характеристиками. Благодаря новой ступени разведения удалось уменьшить круговое вероятное отклонение с 550 до 450 метров.
Помимо этого, на базе «Пионера» был создан подвижный комплекс с командной ракетой «Горн», предназначенной для передачи сигналов боевого управления.
В 1980-е советские конструкторы работали еще над парой перспективных разработок на основе «Пионера». Например, как вам противокорабельный комплекс для борьбы с авианосными и десантными соединениями, получающий целеуказание от МКРЦ «Легенда»? Также велась работа над более совершенной модификацией — «Пионер-3». В рамках ее испытаний провели 15 пусков, все из которых были успешными.
В итоге работу по обеим темам прекратили после заключения договора о ликвидации РСМД.
«Пионеры» поступали в в ракетные полки взамен уже устаревших Р-12 и Р-14 шахтного базирования, а также на новые специально создаваемые под них площадки базирования.
Поставки в войска шли невиданными темпами для такой дорогой и сложной техники. Так, в 1976 году РВСН получили первые 16 пусковых установок, в 1981-м их было уже 297 (из них 81 «Пионер-УТТХ»), а пик достигнут в 1985-м: 405 развернутых СПУ с ракетами и 245 ракет в арсеналах. То есть всего 650 ракет.
Предельная дальность пуска составляла 4700 км, при этом большую часть «Пионеров» разместили на Украине и в Белоруссии, чтобы не только без проблем доставать любую точку Европы, но и буквально до 10 минут сократить подлетное время.
Также на случай обострения отношений с Китаем часть комплексов разместили в Сибири и в Забайкалье.
Массовое развертывание «Пионеров» стало неприятной новостью для НАТО. Советское руководство заявляло, что новые комплексы лишь заменяют старые Р-12 и Р-14, однако это никак не убедило европейских и американских политиков: твердотопливные ракеты на подвижных пусковых установках, да еще и с РГЧ обладали явно большим потенциалом.
Пересказывать обострение гонки вооружений в первой половине 1980-х, происходившее на фоне развертывания «Пионеров», я не буду, но отмечу пару моментов. В 1979 году в качестве ответной меры США решают разместить в Европе 108 баллистических ракет средней дальности «Першинг-2» и 464 крылатые ракеты «Томагавк» наземного базирования (комплекс BGM-109G Gryphon).
Оба комплекса уступали «Пионеру» в дальности полета, но ее все равно хватало, чтобы достать основные центры принятия решений на Европейской территории СССР. Кроме того, и «Першинг» и «Грифон» отличались высокой точностью, а первый еще и малым подлетным временем.
Эскалация продолжалась всю первую половину 1980-х и вплоть до прихода к власти Михаила Горбачева. В отношениях между СССР и США наступала разрядка и по ее результатам 8 декабря 1987 года страны подписали договор о ликвидации ракет средней дальности.
По его условиям, страны обязались полностью уничтожить все БРСД, а также крылатые ракеты наземного базирования с дальностью действия от 500 до 5500 км.
Также американцы добились включения в список ликвидируемого вооружения оперативно-тактический комплекс «Ока», который с дальность в 400 км под требования соглашения не подпадал.
Договор объективно сильно снижал вероятность ядерной войны в Европе, но при этом советские и российские политики, военачальники и эксперты отмечали, что СССР уничтожил по нему вдвое больше ракет, чем США. Да и другие страны, не участвовавшие в соглашении, никак не ограничивались в своих средствах.
ТПА ПГРК «Пионер» следуют в колонне к месту уничтожения ракет. На заднем фоне видно краны, с помощью которых ракеты будут сгружать
Уничтожение ракет закончилось к 12 июня 1991 года. Большую часть взорвали, еще 72 уничтожили методом пуска из района Канска и Читы в сторону Тихого океана.
В России сохранившиеся СПУ можно увидеть в музее полигона Капустин Яр в городе Знаменск Астраханской области (плюс макет ракеты), а также в Центральном музее ВС РФ в Москве. Кроме того, отдельно ракеты представлены в музее Академии РВСН в городе Балабаново Калужской области и в Национальном музее воздухоплавания и астронавтики США в Вашингтоне. Там макет ракеты экспонируется вместе со вторым «Першингом».
Часть соединений после сдачи «Пионеров» на утилизацию вместо расформирования получили новейшие ПГРК «Тополь» с межконтинентальной баллистической ракетой. Но это уже совсем другая история.
Договор о ликвидации РСМД просуществовал вплоть до 2019 года. Сейчас уже объявлено, что «Орешник» с дальностью в 5500 км и гиперзвуковыми боевыми блоками в скором времени будет размещен в Белоруссии. В том числе на тех же площадках, где 40 лет назад нес службу «Пионер».
Очевидно, что ответные действия со стороны НАТО не заставят себя ждать. Впрочем, уже сейчас никто не может гарантировать, что в универсальных пусковых установка комплексов ПРО Aegis Ashore действительно стоят на дежурстве только противоракеты SM-3, а не «Томагавки».
Хотелось бы, чтобы и как в прошлый раз обе стороны сохранили рассудок и не стали применять свой ядерный арсенал по назначению.
Если вам понравился пост, обязательно подписывайтесь: новые публикации у меня выходят регулярно. Также мои материалы на тему военной техники и военного кино доступны в Telegram и Дзене.
Мой канал в Telegram: https://t.me/ivanartuchannel
Канал в Дзене: https://dzen.ru/ivanartu
При желании можете поддержать автора рублем через донаты. Буду рад любой сумме.
Противостояние снаряда и брони непрерывно продолжается с момента появления первых танков на поле боя. Ручные противотанковые гранатометы с кумулятивными гранатами ворвались в это соревнование более 80 лет назад, во время Второй мировой войны.
Эталоном такого оружия по праву можно считать советский РПГ-7, принятый на вооружение еще в 1961 году. Благодаря постоянному появлению новых боеприпасов, простоте освоения и надежности гранатомет остается на вооружении десятков стран по сей день.
РПГ-7В1. Источник фото: Vitaly V. Kuzmin, CC BY-SA 4.0 <https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0>, через Викисклад
Но не стоит думать, что не было попыток сделать что-то новое, более соответствующее духу времени. В СССР в 1980-х годах был создан монструозный гранатомет, сравнимый по размером с безоткатными орудиями. Его успели официально принять на вооружение, однако ни в советскую, ни в российскую армии он так и не попал, зато засветился в ряде конфликтов на Ближнем Востоке.
Речь об РПГ-29 «Вампир», именно о нем и расскажу в этом посте.
В 1980-е годы противостояние снаряда и брони вышло на новый уровень. На танках впервые появилась динамическая защита. Ее блоки при попадании кумулятивного снаряда взрывались, разрушая кумулятивную струю, либо серьезно ослабляли ее воздействие на броню. Первыми эту идею внедрили в Израиле, затем большое развитие ДЗ получила в СССР: были запущены в серию танки новые Т-64БВ и Т-72Б, а также модернизированные Т-72АВ, Т-62МВ и Т-55АМВ.
Израильский M60 с блоками ДЗ Blazer. Интересно, что создал данный комплекс немецкий ученый-физик Манфред Хельд. Его идея не нашла поддержки среди военных НАТО, зато инновацию оценили в Израиле
Ожидая, что вскоре технологию активно станут применять и войска НАТО на своих машинах, советские конструкторы начали работать над мерами противодействия. В ГНПП «Базальт» во второй половине 1980-х был разработан новый выстрел для РПГ-7 — ПГ-7ВР с тандемной боевой частью, состоящей из лидирующего и основного зарядов. Первый, калибром 64 мм, должен был инициировать ДЗ, а второй (105 мм) уже пробивать броню, которая оголялась, поскольку блок динамической защиты уже был подорван первым зарядом.
Пробиваемость составляла 600-750 мм брони за динамической защитой. Это позволяло поразить любой иностранный танк, проблемы могли возникнуть только с лобовыми деталями «Абрамса», защищенными в том числе бронеэлементами с обедненным ураном.
Вроде бы все отлично, но имелся серьезный недостаток: прицельная дальность стрельбы нового выстрела упала до 200 метров. Из-за потяжелевшей боевой части траектория полета гранаты не отличалась настильностью, а значит даже на небольших дистанциях стрелку будет нелегко попасть в танк, особенно движущийся.
Поэтому параллельно с работами по новому выстрелу для старого-доброго РПГ-7 в «Базальте» шли работы над гранатометом нового поколения — будущий РПГ-29.
РПГ-29 и выстрел ПГ-29ВР. Выстрел имел две модификации, отличавшихся двигателями. Их камеры сгорания изготавливали из стали или стеклопластика, в зависимости от материала отличалась начальная скорость боеприпаса
Чтобы добиться существенного увеличения эффективной дальности, изменили способ заряжания и отказались от надкалиберной гранаты, как в РПГ-7. Теперь выстрел заряжался через казенную часть и полностью был скрыт внутри «трубы».
Заряжание РПГ-29. На этом фото гранатомет установлен на треногу, от чего может показаться, что перед нами какая-то безоткатка.
Основной выстрел ПГ-29В был унифицирован по боевой части с ПГ-7ВР, но отличался двигателем: выстрел для «Вампира» имел один твердотопливный двигатель, работавший только до выхода снаряда из ствола, маршевого двигателя, как у выстрелов к РПГ-7, он не имел. В полете боеприпас стабилизируется с помощью восьми раскладных стабилизаторов.
Кумулятивный выстрел ПГ-29В. Характеристики бронепробиваемости: 600 мм гомогенной брони за динамической защитой, 750 мм гомогенной брони, более 1500 мм железобетонной преграды, более 2000 мм кирпичной стены и более 3700 мм деревоземляной преграды
У гранаты «Вампира» отсутствует активный участок траектории, что упрощает прицеливание и снижает воздействие пороховых газов у стрелка. Однако чтобы добиться этого и обеспечить требуемые характеристики, пришлось увеличивать ствол. В итоге в боевом положении он достигает длины в 1,85 м.
Для сравнения: такой же длины достигает ствол станкового гранатомета (безоткатного орудия) СПГ-9. Если точнее, то «сапог» все же длиннее на 0,26 метра за счет затвора. Размеры сопоставимы, при том, что РПГ-29 должен был применяться в том числе с плеча.
Чуть не забыл про массу: снаряженный выстрелом «Вампир» с оптическим прицелом весит 18,8 кг. Для сравнения: РПГ-7 с выстрелом ПГ-7ВР имеет массу порядка 11 кг.
Чтобы облегчить участь расчета, «Вампир» выполнен разборным на две части длиной 1000 и 850 мм. Обе половины переносятся в одном тюке. Всего в расчете двое: один несет сам гранатомет, второй — боекомплект из трех выстрелов.
Прицельная дальность при использовании стандартного оптического прицела 1П38 составляет 500 метров, максимальная — 700 . Также для РПГ-29 разработаны еще несколько прицельных комплексов, в том числе ночной. Они позволяют вести прицельный огонь на больших дистанциях — порядка 1000 м.
При отсутствии штатного прицела огонь можно вести при помощи механических прицельных приспособлений на стволе гранатомета.
Интересной особенностью РПГ-29 является наличие сошки, которая в разложенном виде находится за спиной гранатометчика. Нужна она для стрельбы лёжа.
РПГ-29 официально был принят на вооружение ВС СССР в 1989 году, но, согласно открытым источникам, ни в советскую, ни в российскую армию ни одна партия так и не поступила. При этом позднее, уже после 1991 года, «Вампир» засветился за границей в армиях Казахстана, Вьетнама, Мексики и Сирии. Все эти поставки особо не афишировались.
Несмотря на свою редкость, РПГ-29 применялся в вооруженных конфликтах. Например, боевики Хезболлы применяли «Вампиры» против израильских танков во время скоротечной войны в Ливане в 2006 году. Гранатометы они, предположительно, получили из Сирии. Тогда были подбиты огнем из ПТУР и РПГ до 52 танков «Меркава» различных модификаций, из них только пять безвозвратно. Сколько именно пришлось поражений на счет РПГ-29, неизвестно.
А уже в 2010-х «Вампиры» использовались разными сторонами гражданской войны в той же Сирии. После разграбления армейских складов гранатометы в том числе достались антиправительственным группировкам.
РПГ-29 во время гражданской войны в Сирии в руках у боевика одной из многочисленных антиправительственных группировок
Помимо этого, есть еще обрывочные сведения о применении РПГ-29 в Ираке против американских войск во второй половине 2000-х, но никакой конкретики нет.
Точного ответа на этот вопрос у меня нет. В 1990-е на новые гранатометы денег не было. Позднее, когда средства появились, возможно, военные могли посчитать, что РПГ-29 просто избыточен. При своих огромных габаритах, сравнимых с безоткатным орудием и ПТРК, он обеспечивает поражение целей на дистанции всего в 500-700 метров, что не так уж и много. При этом по стоимости он явно обгоняет более простой и мобильный РПГ-7, для которого есть почти идентичный выстрел.
Также, возможно, само применение тандемных боеприпасов, считали избыточным, поскольку на вооружении потенциального противника не так уж и много техники, прикрытой динамической защитой.
Скорее всего, поставки РПГ-29 в российскую армию уже никогда не начнутся. Для ближних дистанций есть РПГ-7, а все, что дальше, берут на себя FPV-дроны и ПТРК.
Но если рассматривать «Вампир» не в качестве противотанкового средства, а в роли безоткатного орудия для поддержки пехоты, то какие-то перспективы могут и появится. Но для этого потребуется расширять номенклатуру боеприпасов и вводить новые прицельные комплексы.
Если вам понравился пост, обязательно подписывайтесь: новые публикации у меня выходят регулярно. Также мои материалы на тему военной техники и военного кино доступны в Telegram и Дзене.
Мой канал в Telegram: https://t.me/ivanartuchannel
Канал в Дзене: https://dzen.ru/ivanartu
При желании можете поддержать автора рублем через донаты. Буду рад любой сумме.
В 1962 году на вооружение Советской армии была принята зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 «Шилка». Машина заслуженная, легендарная, на момент появления не имевшая серийных аналогов.
Спустя два года «Шилка» пошла в серию и начала поступать в подразделения Советской армии, а затем и других государств. Дожившие до нашего времени ЗСУ-23-4 воюют до сих пор, правда все чаще используются не по прямому назначению, а для работы по наземным целям.
Одновременно с «Шилкой» шли работы по другой зенитной самоходной установке по теме «Енисей». Она успешно прошла испытания, была рекомендована к принятию на вооружение, но в серию не пошла.
Именно о ней и пойдет речь в этой статье.
В 1955 году в СССР стартовало серийное производство первой по-настоящему массовой зенитной самоходной установки — ЗСУ-57-2. Машина получилась по-настоящему мощной: огонь по целям велся из орудия С-68, которое представляло собой две спаренные 57-мм автоматические пушки АЗП-57 от комплекса С-60. Ни у кого больше подобного не было. Например, у вероятных противников из НАТО самоходные зенитки, в основном, вооружались 40-мм Бофорсами.
Конструкторы с задачей справились. Однако новая ЗСУ все равно стала стремительно устаревать, только появившись. Причиной этому было стремительное развитие боевой реактивной авиации. Для эффективного поражения столь скоростных целей требовались автоматизированные средства обнаружения и наведения, а также более скорострельные орудия.
Итогом стало постановление Совмина СССР от 17 апреля 1957 № 426-211 о разработке новых скорострельных ЗСУ «Шилка» и «Енисей» с радиолокационными системами наведения.
Про реки. Енисей в представлении не нуждается. А Шилка протекает в Забайкальском крае, является левой составляющей Амура.
В качестве базы было выбрано шасси самоходной артиллерийской установки СУ-100П. Сама САУ практически не выпускалась, а вот ее шасси впоследствии станет очень популярным в качестве базы для различных систем: ЗРК «Круг», самоходный миномет «Тюльпан», САУ «Гиацинт-С» и многих других.
Отмечу, что помимо шасси с шестью катками на борт, в 1962 году был разработан модернизированный вариант с семью парами катков и измененным корпусом.
Бронирование имелось, противопульное. Известно, что башня в местах, где располагался боекомплект, держала бронебойный 7,62-мм патрон Б32 с дистанции от 400 м.
Вооружение ЗСУ-37-2 состояло из автоматического зенитного орудия 2А12 «Ангара», которое состояло из двух 37-мм пушек 500П (2А11) с ленточным питанием. Орудие специально разработали под «Енисей» в КБ Нудельмана, оно не было унифицировано по боеприпасам с ранее выпускаемыми 37-мм пушками за исключением буксируемой установки «Шквал», которую произвели в 1959-1960 годах совсем небольшой серией
Темп стрельбы составлял 1048 выстр./мин., что в три с лишним раза медленнее, чем у «Шилки» (3400 выстр./мин.), но тут решал калибр: 37-мм снаряды летели дальше, за счет чего «Енисей» мог работать по целям на высоте до 3000 метров, когда когда «Шилка» могла эффективно доставать самолеты и вертолеты, летящие не выше 1500 метров.
Наведение осуществлялось электрогидравлическими приводами, которые затем планировалось заменить полностью электрическими. Для охлаждения стволов применена водяная система (зимой можно было залить антифриз). Боезапас — 2900 выстрелов. Непрерывно можно было выпустить по 150 снарядов на ствол, после чего требовался перерыв для охлаждения
ЗСУ-37-2 демонстрирует максимальное возвышение орудия. Углы вертикальной наводки составляли от -1 до +85 градусов
Обнаружение, сопровождение и поражение целей обеспечивалось с помощью радиолокационного прицельного комплекса «Байкал» сантиметрового диапазона. О нем мало что известно, кроме унификации по части модулей с системами, входящими в ЗРК «Круг». Скорее всего, со станцией наведения ракет. Но это не точно.
Еще до окончания работ по «Шилке» и «Енисею» стало ясно, что обе ЗСУ имеют недостаточные возможности по обнаружению целей. Для решения проблемы прорабатывалось создание отдельного самоходного радиолокационного комплекса «Обь» для управления огнем ЗСУ. Но работы по нему достаточно быстро прикрыли, чтобы освободить задействованные организации для разработки ЗРК «Круг».
Для обеспечения электропитанием систем «Енисея» была предусмотрена вспомогательная газотурбинная силовая установка.
Сразу оговорюсь, что сравнивать между собой эти две ЗСУ не совсем корректно, поскольку они хоть и создавались параллельно, но работы велись по разным программам. «Шилка» за счет более скорострельных пушек лучше поражала низколетящие цели. Так, при стрельбе по истребителю МиГ-17 и бомбардировщику Ил-28 на высотах в 200 и 500 метров ЗСУ-23-4 оказалась эффективнее в 2 и 1,5 раза соответственно.
В то же время «Енисей» мог поражать цели до 3000 метров по высоте и 4500 метров по наклонной дальности, что серьезно превышало возможности «Шилки» (1500 и 2500 метров соответственно).
Испытания также показали, что всего одна ЗСУ «Енисей» превосходила по эффективности батарею 57-мм пушек С-60 или батарею из четырех ЗСУ-57-2. Огонь можно было вести не только с места, но и на ходу. При движении по танковой трассе на полигоне со скоростью 8-10 км/ч точность стрельбы снижалась на 25%, что было достойным результатом. Также «Енисей» показал лучшую точность по сравнению с ЗСУ-57-2: в 2–2,5 раза выше. При этом за 6266 выстрелов отмечены всего две задержки и четыре поломки, что оказалось меньше показателей, закрепленных в тактико-технических требованиях.
Таким образом, две ЗСУ как бы дополняли друг друга, закрывая свои зоны ответственности. Правда в случае принятия на вооружение обеих систем, служить они должны были в разных подразделениях. Так, более легкие и скорострельные «Шилки» рассматривались для ПВО мотострелковых частей. Ну а более дальнобойный «Енисей» должен был защищать от средств воздушного нападения танковые полки и дивизии, поскольку считалось, что при нанесении ударов по ним самолеты противника будут действовать как раз на высотах до 3000 метров.
Также предполагалось использовать ЗСУ-37-2 для прикрытия ЗРК «Круг» — «Енисей» полностью закрывал бы «мертвую зону» ракетного комплекса по высоте и частично по дальности.
Еще один вариант применения — обстрел наземных целей. 37-мм снаряды с высокой начальной скоростью могли эффективно работать по легкой бронетехнике и живой силе противника. Безусловно, никто не собирался отправлять зенитки в атаку вместе с танками: возможность работы по «наземке» рассматривалась исключительно для самообороны.
По итогам испытаний, завершившихся в 1962 году, комиссия рекомендовала принять на вооружение и «Шилку» и «Енисей», не выделив ни одну машину в качестве приоритетной. Тем не менее, постановлением от 5 сентября 1962 года № 925-401 на вооружение приняли только ЗСУ-23-4. А 20 сентября вышел приказ о прекращении работ по «Енисею».
Конкретные причины, почему ЗСУ-37-2 оказалась за бортом, неизвестны. Но они точно не связаны с качеством самой машины, поскольку она успешно прошла испытания и впоследствии организации, участвовавшие в ее создании, были премированы на равне с разработчиками «Шилки».
Так в чем же могли быть причины отказа? Давайте порассуждаем.
«Енисей», конечно, был дороже, но не на много. Обе самоходные зенитки были более-менее в равной степени унифицированы с другими серийными или создававшимися перспективными образцами техники. Например, «Шилка» строилась на шасси ГМ-575 на базе серийной САУ АСУ-85, оснащалась 23-мм пушками, которые уже производились серийно для буксируемой ЗУ-23.
«Енисей» был построен на шасси СУ-100П, к производству которого готовились три завода, пушки ранее выпускались небольшой серией для орудия «Шквал», кроме того, радиолокационный прицельный комплекс «Байкал» был унифицирован по части компонентов с ЗРК «Круг».
Скорее всего, на итоговое решение повлияли сразу несколько факторов. Самый очевидный из них — желание сэкономить совсем не резиновый военный бюджет и упростить эксплуатацию парка зенитных самоходных установок. Как? Дешевле и проще эксплуатировать один тип, чем два, да еще и не унифицированных между собой.
Также не исключаю, что при принятии решения рассчитывали, что задачи борьбы с воздушными целями на высоте от 1500 метров в скором времени возьмут на себя зенитно-ракетные комплексы «Стрела-1» и «Оса» (первоначально «Эллипсоид»), работы по которым шли с 1960 года.
ЗРК 9К33 «Оса». Источник фото: By http://www.vitalykuzmin.net/?q=node%2F596 - Vitaly V. Kuzmin, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=40188493
И еще один возможный фактор. Унификация с ЗРК «Круг» могла сработать в минус: ракетный комплекс средней дальности явно был в приоритете. В такой ситуации массовый выпуск ЗСУ с тем же шасси и рядом элементов радиолокационного прицельного комплекса мог негативно сказаться на темпах производства ЗРК.
Если у вас есть свои версии, особенно подкрепленные документально, добро пожаловать в комментарии.
К сожалению, до нашего времени ни одной ЗСУ-37-2 не сохранилось.
Если вам понравился пост, обязательно подписывайтесь: новые публикации у меня выходят регулярно. Также мои материалы на тему военной техники и военного кино доступны в Telegram и Дзене.
Мой канал в Telegram: https://t.me/ivanartuchannel
Канал в Дзене: https://dzen.ru/ivanartu
При желании можете поддержать автора рублем через донаты. Буду рад любой сумме.
В новом посте собрал для вас интересные факты о самолетах семейства Як-38. Эти легкие реактивные штурмовики стали первыми отечественными палубными самолетами, а также и первыми в СССР серийными самолетами вертикального взлета и посадки.
Они были сложными в эксплуатации и управлении, демонстрировали высокую аварийность и не снискали по итогам 14 лет эксплуатации особой славы и почета. Впрочем, для принципиально новой техники, изобилующей разными не особо проверенными новшествами, это обычное дело.
Тем не менее, Як-38 был действительно интересной машиной, в истории создания и эксплуатации которой хватало нестандартных ситуаций. Поэтому я решил собрать для вас пять интересных фактов об этом самолете.
Справка
Як-38 (первоначально Як-36М) — советский палубный штурмовик вертикального взлета и посадки. Совершил первый полет в 1970 году. Помимо самой массовой базовой модификации (142 машины) также выпускались модернизированный Як-38М и учебно-тренировочный Як-38У. Самолеты базировались на тяжелых авианесущих крейсерах проекта 1143 «Киев», «Минск», «Новороссийск» и «Баку». Производство прекращено в 1989 году, эксплуатация — в 1991-м. За врем эксплуатации с Як-38 произошло порядка 40 аварий и 11 катастроф.
Як-38 был очень непростым в управлении самолетом, особенно это касалось взлета, посадки и переходных режимов. В случае ошибки летчика или отказа одного из двигателей счет здесь шел на секунды и даже доли секунд, которых могло не хватить человеку на решение о катапультировании. Поэтому специально для Як-38 была разработана система автоматического катапультирования (САК) СК-ЭМ.
При достижении заложенных в нее параметров крена, тангажа и угловой скорости система принудительно катапультировала летчика через фонарь кабины (он разбивался подголовником кресла).
Летчики-испытатели первоначально отнеслись системе негативно, резонно опасаясь ложных срабатываний. В итоге пришли к компромиссу: летчики получили возможность вручную включать и выключать САК. При этом было предусмотрено автоматическое отключение на переходном режиме в момент, когда поворотные насадки ПМД достигали установленного угла.
Кресло КЯ-1М, которое устанавливалось на опытные Як-36М и первые серийные Як-38. Позднее стали ставить унифицированное кресло К-36ВМ
Благодаря САК, несмотря на высокую аварийность Як-38, число жертв среди летчиков было сравнительно невелико, система реально спасала жизни. При этом первое ее срабатывание было ложным.
Случилось это 4 марта 1976 года. Военный летчик-испытатель полковник Владилен Хомяков был катапультирован из самолета при переходном режиме полета на высоте 70 метров. При этом самолет в тот момент находился в горизонтальном положении и срабатыванию САК ничего не предвещало.
Летчик приземлился на парашюте и не получил никаких травм. А его самолет продолжил полет и после выработки топлива приземлился на поле, где его обнаружили колхозники. Позже выяснилось, что САК нештатно сработала из-за дефекта в электронной схеме.
Этот случай еще больше усилил недоверие летчиков к системе, но уже в следующем году, в январе 1977, САК впервые спасла человека. Летчик испытатель Анатолий Исаев заходил на посадку, когда случился отказ ПМД на переходном режиме. Автоматика катапультировала летчика за 0,2 секунды до столкновения машины с землей.
Позднее САК еще не раз спасала летчиков от неминуемой гибели.
Як-38 для обеспечения вертикального взлета и посадки был оснащен сразу тремя двигателями. Все они хорошо видны на схеме ниже.
За кабиной летчика находились установленные под углом 10 градусов к вертикали два подъемных двигателя (далее — ПД) РД-36-35ФВ/ФВР. Они работали только на режимах вертикального взлета, висения, вертикальной посадки и на переходных режимах.
В остальных режимах ПД закрывались сверху поднимаемым щитком, снизу — двумя створками.
В центральной части фюзеляжа был расположен подъемно-маршевый двигатель (далее — ПМД) Р27В-300. Он был разработан специально под Як-38 и больше не ставился ни на один самолет. Чтобы при вертикальном взлете направить вектор тяги вниз, двигатель был оборудован двумя поворотными насадками.
Кроме того, для управления креном, тангажом и направлением висения в «вертикальных» режимах самолет оснащался четырьмя струйными рулями: передним, задним и крыльевыми. Их реактивная струя формировалась из сжатого воздуха, который забирался за компрессором ПМД. При этом передний и задний рули могли отклоняться вправо и влево на 45 градусов. За счет этого самолет мог изменять направление висения.
Схема с двумя ПД и одним ПМД была вполне рабочей, но имела один серьезный недостаток: подъемные двигатели никак не использовались на протяжении большей части полета, но занимали место и немало весили. Особенно эти факторы негативно сказывались на дальности полета, поскольку внутри машины было немного места под топливо.
Як-38 во время взлета с коротким разбегом. Такой способ взлета был едва ли не сложнее, но позволял экономить топливо.
Як-38 во время взлета с коротким разбегом. Такой способ взлета был едва ли не сложнее, но позволял экономить топливо
На момент проведения морской фазы испытаний Як-36М (индекс Як-38 самолет получит при принятии на вооружение) первый советский тяжелый авианесущий крейсер «Киев» еще не был готов. Поэтому для испытаний с посадкой на корабль и последующим взлетом выделили противолодочный крейсер «Москва» проекта 1123. Выбор пал на этот корабль из-за большой полетной палубы для вертолетов.
Чтобы при посадке двигатели самолета не повредили палубы реактивной струей, на ней соорудили площадку размером 20 на 20 метров из термостойкого материала, разработанного специалистами ВИАМ.
18 ноября 1972 года летчик-испытатель Михаил Дексбах совершил на опытном Як-36М совершил успешную посадку на палубу «Москвы».
Присутствовавший на корабле командующий авиацией ВМФ, будущий маршал авиации Иван Борзов, поручил командиру корабля сделать сделать следующую запись в вахтенный журнал: «День рождения палубной авиации».
Звучит несколько удивительно, но Як-38 в первой половине 1980 года вместе с еще опытным Су-25 проходил испытания в боевой обстановке в Афганистане. Мероприятие проходило под кодовым наименованием «Ромб».
Информации о нем мало, и она весьма противоречива. Испытания проходили на аэродроме Шиндад на севере Афганистана, расположенном на высоте в 1100 метров. Всего туда направили четыре Як-38 (доставили на место на Ан-22) и два Су-25 (перелетели своим ходом).
Як-38 с бортовым номером 25, предположительно, участвовавший в операции «Ромб». Перекрашен в камуфляж
В рамках испытаний планировалось в комплексе исследовать боевую эффективность «вертикалок» в условиях высокогорья и высоких температур, а также возможности автономного базирования.
Всего с 19 апреля по 29 мая было совершено 107 полетов парами, в том числе боевые вылеты под прикрытием Су-17. Уже под самый конец испытаний случилась авария: во время взлета с коротким разбегом машина резко потеряла высоту, ударилась о взлетную полосу, проскользила по ней на фюзеляже и подвешенных блоках НАР УБ-32. Летчик, полковник Козлов, получил травму позвоночника. Самолет же подняли на шасси и убрали с полосы. После этого эпизода машина больше не летала.
Полеты в условиях жары и высокогорья показали недостаточную тяговооруженность самолета, что сильно ограничивало его возможности. По результатам «Ромба» Як-38 получили ряд доработок, при этом к идее применения «вертикалок» для поддержки наземных войск с импровизированных площадок или полноценных аэродромов больше не возвращались.
Этот факт из истории Як-38 игнорировать нельзя. Самолет не эксплуатируется уже более 30 лет, но в народе все равно жива очень едкая поговорка, иронизирующая над надежностью первого отечественного серийного СВВП. Звучит она так:
В небе реет грозный Як. Як, об палубу [произвёл касание на высокой вертикальной скорости]
Вместо выражения в квадратных скобках ставится рифмующееся нецензурное глагольное междометие, означающее мгновенность действия.
По мотивам поговорки в сети можно найти не менее ироничное хайку (хокку).
Несмотря на все критическое отношение, не без причин сложившееся по отношению к Як-38, я все же хочу отметить, что первые шаги такой сложной отрасли, как авиация, всегда отличаются чрезвычайной сложностью. В создание отечественных СВВП было вложено бесчисленное множество труда тысяч людей: от рабочего на авиазаводе до генерального конструктора и испытателей.
На Як-38 во многом набивались шишки, решались сложные инженерные задачи, зарабатывался драгоценный опыт, который должен был воплотиться в новое поколение СВВП в лице Як-141. Однако его испытания так и не были завершены, поэтому мы никогда не узнаем, насколько реально он был удачен.
Если вам понравился пост, обязательно подписывайтесь: новые публикации у меня выходят регулярно. Также мои материалы на тему военной техники и военного кино доступны в Telegram и Дзене.
Мой канал в Telegram: https://t.me/ivanartuchannel
Канал в Дзене: https://dzen.ru/ivanartu
При желании можете поддержать автора рублем через донаты. Буду рад любой сумме.
