
Фильм «Черная акула». Интересные факты
3 поста
Я искренне люблю фильм «ДМБ», особенно проникся им после своей срочной службы. Раз в пару лет обязательно пересматриваю первую часть, а вот продолжения в глаза не видел.
Почему? Известно, что над продолжениями отказался работать режиссер оригинала Роман Качанов, также не стал сниматься Михаил Петровский, игравший Штыка. Отзывы на всевозможных киноресурсах однозначно свидетельствуют, что качество всех составляющих фильма опустилось на дно. Хотя некоторые пользователи и отмечали некоторые удачные моменты.
После определенных сомнений я все же решил ознакомиться хотя бы со второй частью. И видит бог, лучше бы я этого не делал.
Фильм структурно разбит на три примерно равные части (новеллы), действие которых разворачивается в разных местах. В первой главе Пуля (Петр Коршунков), Пыса (Алексей Панин) и Малыш (Роман Радов) под командованием дикого прапора Казакова (Сергей Арцибашев) едут на международную выставку продавать секретные боеголовки. В один прекрасный момент один из ящиков с боеприпасами падает с грузовика, пока солдаты спят. Пропажу обнаруживают позже, когда от места уже уехали на почтительное расстояние.
Водитель (его кстати, играет известный актер Александр Робак) отказывается ехать на поиски, поскольку тогда на обратную дорогу не хватит топлива. Прапор грозится стреляться, но солдаты его отговаривают и отправляются пешком на поиски. К утру они ничего не находят и идут «завтракать» водкой с шашлыком в придорожном кафе. Там они встречают жриц любви, которые и дают наводку на соседнюю деревню Какино, чьи жители могли утащить боеголовки.
Пьяного прапора солдаты сажают в бочку, а сами направляются в деревню. На месте оказывается, что в населенном пункте с очень смешным названием люди живут фактически в секте, которую возглавляет слепой старец с накладной бородой. Вам ведь уже смешно, да?
В итоге герои вернут обе боеголовки (правда в одной из них вместо взрывчатого вещества окажется капуста). Ради этого они… согласятся поработать: перекидать дрова. А старец окажется бывшим прапором, который произвел впечатление на селян, взорвав сельсовет гранатой. Вот и весь сюжет.
Первая новелла про Какино вызывает не смех, а сильное чувство испанского стыда. То есть когда делает кто-то другой, а стыдно в итоге тебе. Если первый фильм был снят с минимумом затрат, то тут бюджета, судя по всему, хватило только на водку и шашлык в придорожной забегаловке.
Операторская работа и монтаж примерно соответствуют съемке на VHS-камеру утренника в детском саду. Хотя нет, утренники обычно снимают лучше. А разгадка проста: на самом деле, продолжения «ДМБ» являются не полноценными кинофильмами, а часовыми сериями низкобюджетного сериала, который выходил сразу на ТВ и видео.
В диалогах между героями местами можно услышать намек на остроумные реплики из оригинального фильма, но на из-за плохой актерской игры, никакой постановки сцен и дешевой съемки они совсем не работают. И если вам казался юмор первой части низкопробным, то в «ДМБ-002» он пробивает дно. Пошлые шутки тоже нужно уметь подать, тут же они максимально вульгарные.
Ну и отмечу пару забавных моментов. Одного из сошедших с ума селян играет Алексей Ошурков, которому через несколько лет достанется роль капитана Зубова в сериале «Солдаты».
Правда говорит он голосом Александра Ильина старшего (отец актера, исполнившего роль Лобанова в сериале «Интерны») В роли деревенского гуру отметился актер озвучки Александр Пожаров, получивший широкую известность в образе Шуры Каретного.
А еще в совсем небольшой роли бабки сыграла Валентина Березуцкая. В 1981 году она снялась в фильме «Ответный ход» в небольшом эпизоде про танки с одной гусеницей.
«- Поскорее гоните овечек, тут скоро танки пройдут.
- Да где ж они тут пройдут, тут же узко!
Эти пройдут, у этих одна гусеница!
- Ой... Понаделают чёрти чего...»
Во второй главе фильма та же троица солдат вместе с прапором отправляются на выставку, чтобы продать боеголовки иностранным покупателям. При этом прапор по-прежнему сидит в бочке, поскольку жители Какино с какой-то неведомой целью ее заварили.
На выставке боеголовками заинтересовалась индийская делегация во главе с тучным магараджи. Но еще больше их привлекла бочка, а вместе с ней прапор, который начал сыпать философскими изречениями, которые на деле являлись выдержками из устава. Затем наши герои и гости с востока перенеслись в тенек под самолетом МиГ-25, где пили водку из каски и слушали мудрости от прапора.
В целом, вот и весь сюжет второй новеллы. Шутка про прапора-мудреца, сидящего в бочке, довольно смешная. Но она очень затянута. И мало того, далее она становится стержнем всего сюжета.
Отсутствие какого-либо бюджета в этом эпизоде бросается в глаза еще сильнее. Никаких декораций нет, а роль выставки вооружений играет экспозиция техники в главном музее ВВС в Монино (это можно определить по редким самолетам, мелькающим на фоне). Более того, создателям настолько безразлично творение, что они не удосужились хотя бы выдрать траву из асфальта, чтобы это смотрелось не так убого.
Ну и финальная новелла, которую смотреть наименее больно. Через месяц после выставки к воротам части прибывает та самая индийская делегация, которая желает набраться мудрости у Николя-Баба (так они называют прапора).
Командир части решает навешать иностранным гостям лапши на уши про просветление через труд, чтобы они отправились собирать урожай в подшефном хозяйстве, встречает их с хлебом-солью и устраивает «конференцию». При этом индусы поселяются в казарме и перенимают армейские традиции.
На второй день вслед за индусами приезжают немцы, а на третий – делегация молоденьких девушек из Швеции (одну из них играет довольно известная актриса Алиса Гребенщикова и будущая солистка «ВИА ГРЫ» Альбина Джанабаева). В итоге все перерастает в серию пьянок, а про работу на подсобном хозяйстве все забывают.
Во всей этой вакханалии есть один довольно смешной момент: Индусы, которые приехали первыми, начинают «строить» немцев как дембеля духов. Но опять же эта шутка снова сильно затянута.
Итогом безудержного веселья становится массовое посещение санчасти всем личными составом, включая командира и полкового пса. Заболели они, конечно же, совсем не гриппом. После этой неприятной оказии всех иностранных гостей выпроваживают за ворота части, а прапора, который так и не стал рассказывать участникам «конференции» про просветление через праведный труд на подсобном хозяйстве, самого отправили туда работать.
Хронометраж фильма составляет всего 1 час 9 минут. Но тянется как все три. Видно, что создатели пользовались наработками Ивана Охлобыстина, который числился одним из сценаристов, но реализовали их из рук вон плохо.
Впрочем, отговаривать от просмотра не буду: на вкус и цвет товарищей нет.
Кстати, помните в начале я упоминал, что Штыка в продолжениях играет другой человек? В этой части его нет, зато роль отображена в титрах. Еще в титрах есть Станислав Дужников (Бомба), но его я вообще не заметил.
А знаете почему? Это единые титры под все последующие фильмы. Дело в том, что первоначально планировалось выпустить сериал для ТВ. Однако по какой-то причине решили перемонтировать отснятое в несколько отдельных фильмов и выпустить на кассетах.
Если вам понравился пост, обязательно подписывайтесь: новые публикации у меня выходят регулярно. Также мои материалы на тему военной техники и военного кино доступны в Telegram и Дзене.
Мой канал в Telegram: https://t.me/ivanartuchannel
Канал в Дзене: https://dzen.ru/ivanartu
Пост про первую часть ДМБ читайте по ссылке: Фильм «ДМБ»: история создания и интересные факты об актерах
В истории советского танкостроения было огромное число опытных машин: одни потом стали серийными и обрели мировую славу, другие сохранились в единичных экземплярах и теперь лишь радуют посетителей различных музеев, а третьи и вовсе остались только на бумаге.
Как вы уже могли догадаться, эта статья посвящена второй и третьей категориям. В ней я собрал для вас пять малоизвестных советских опытных танков, которые не стали серийными или не вышли за стадию эскизного проекта.
Похожий на катер с башней танк создан в ОКБ Сухопутных войск в 1950 году. К-90 разрабатывался в паре с бронетранспортером К-78, конкурируя за право на существование соответственно тандемом из ПТ-76 и БТР-50.
К-90 и К-78
От ПТ-76 наш сегодняшний герой отличался почти всем, кроме орудия. Боевое отделение располагалось в корме, двигатель — в носовой части. Экипаж состоял из трех человек: мехвода, заряжающего и командира, который также выполнял функции наводчика.
От ПТ-76 К-90 отличался не только принципиально другой компоновкой, но и удешевлением благодаря использованию уже отработанных узлов с других машин. Например, ходовую часть и подвеску позаимствовали у артиллерийского тягача М-2, а двигатель мощностью 140 л.с. у грузовика ЯАЗ-200 (с 1951 года МАЗ-200). Кроме того, вместо более сложных водометов на К-90 применили гребные винты.
Артиллерийские тягачи М-2 на параде. Взгляните повнимательнее на ходовую часть и подумайте: ничего не напоминает?
По результатам испытаний К-90 уступил конкуренту в надежности работы трансмиссии, водоходным качествам и защищенности водоходного движителя (винтов). На вооружение тандем из К-90 и К-78 принимать не стали, но передали документацию в мобилизационный резерв.
Проект перспективного танка 1980-х, который прорабатывался в недрах харьковского КБ имени Малышева под руководством легендарного Александра Александровича Морозова.
Работы по эскизному проекту начались в 1972 году после одобрения со стороны Министерства оборонной промышленности.
Главное, чем интересен объект 450 — это новый подход к компоновке. Орудие планировали разместить в миниатюрной необитаемой башне, а экипаж, боеприпасы и топливо и двигатель расположить в изолированных отделениях.
По шасси танк был полностью унифицирован с Т-64А. А приводить в движение перспективный Т-74 должен был харьковский дизель мощностью 1250 л.с. Такого правда на тот момент не было. Да и сейчас нет.
Высокую защищенность обеспечивало применение комбинированной брони. Лобовая деталь должна была иметь защищенность, эквивалентную 700-мм гомогенной бронестали. При всем при этом по массе Морозов планировал уложиться всего в 40 тонн.
Модель Объекта 450
Вооружить перспективный танк предлагалось орудием калибра 125 или 130 мм, а автомат заряжания взять у Т-64А.
Все бы хорошо, даже отлично, но электроника тех лет не могла потянуть задачи по обнаружению целей и управлению вооружением. А поскольку весь экипаж сидит в изолированной капсуле, командир и наводчик должны были получать идеальную картинку без задержек.
В итоге проект не привел к воплощению танка в металле, а КБ имени Малышева продолжило развивать тему «танков будущего», но несколько в другом ключе.
Еще один легкий плавающий танк. Так можно было бы сказать, но нет. Объект 911Б вышел очень необычной машиной.
Появился он во многом благодаря конкурсу на первую БМП. В нем приняли участие несколько предприятий, каждое из которых представило проект один оригинальнее другого.
Например, КБ Волгоградского тракторного завода сконструировало машину с изменяемым клиренсом и гусенично-колесным движителем. При этом его реализовали не как в танках серии БТ, когда переходили на колеса после снятия гусениц. Нет. Две пары колес поднимались из корпуса! Так предполагалось увеличить скорость передвижения по твердым покрытиям и сэкономить ресурс гусениц.
БМП Объект 911 с разных ракурсов. Особенно обратите внимание на корму. Что-то напоминает? Все верно: позже наработки используют при создании БМД-1
В итоге конкурс выиграл менее технически рискованный и более сбалансированный проект от ЧТЗ — Объект 765. Именно его серийное воплощение известно нам как БМП-1
Волгоградцы долго не расстраивались и решили использовать наработки по своей БМП для создания оригинального плавающего танка. И у них это получилось!
Экипаж сократили всех до двух человек: командира, который еще и исполнял функции наводчика, и мехвода. При этом оба размещались в башне.
Рабочее место механика-водителя установили на специальной платформе, которая вместе с приборами наблюдения оставалась неподвижной, несмотря на вращение башни. Ее также можно было развернуть на 180 градусов, чтобы уверенно ехать кормой вперед.
Благодаря размещению мехвода в башне получилось не только снизить высоту танка, но и освободить переднюю часть. В получившемся отсеке разместили два топливных бака, два аккумулятора, гидроцилиндры натяжения гусениц и волноотражающего щитка. Но даже со всем этим еще осталось место для двоих человек, для которых даже предусмотрели систему вентиляции. Это в теории позволяло использовать танк в санитарных целях.
Схема Объекта 911Б в разных проекциях. Источник: https://topwar.ru/35438-proekt-plavayuschego-tanka-obekt-911...
Но это не самое главное: экипаж находился не просто в башне, а фактически в бронекапсуле. Между боевым отделением и передним отсеком было несколько бронелистов общей толщиной в 35 мм, перегородка, отделяющая от МТО состояла из двух 35-мм бронеплит с противопожарной перегородкой между ними, с бортов экипаж прикрывали бронелисты толщиной 20 мм (снизу) и 45 мм (сверху). Если учесть, что дополнительная защита обеспечивалась двигателем и передним отсеком, защищенность экипажа была на очень высоком уровне для такой легкой машины.
Толщина брони башни составляла 40 мм, лобовой части корпуса — 10 мм под углом 45 градусов, борта — 8 мм. Вооружили танк 73-мм орудием «Гром», таким же какое устанавливали на БМП-1.
Благодаря двигателю в 300 л.с. и массе всего в 12,5 тонны, Объект 911Б разгонялся по твердому покрытию до 72 км\ч. На воде танк перемещался с помощью водометов на скорости до 11 км\ч.
Единственный прототип танка был собран в 1964 году. Он прошел испытания, на которых по некоторым параметрам показал себя лучше серийного ПТ-76, но на вооружение принят не был. Военные не увидели у него существенных преимуществ перед БМП-1, которая имела схожий комплекс вооружения (но еще и с ПТУР), сравнимую защищенность, но еще и могла перевозить десант.
В итоге в системе вооружений Советской армии место такой интересной машине не нашлось.
Когда речь заходит о ракетных танках, то в первую очередь вспоминается ИТ-1 на базе Т-62, который оказался единственной серийной машиной такого типа. Но были и другие.
Например, Объект 287. Создан в первой половине 1960-х в КБ Ленинградского Кировского завода под руководством еще одного легендарного конструктора — создателя всех тяжелых танков и САУ времен Великой Отечественной войны Жозефа Яковлевича Котина.
В качестве базы выбрали новейший Объект 432, он же Т-64 в первой его версии. А вот комплекс вооружения получился оригинальный: пусковая установка ПТУР «Тайфун» и две револьверные полуавтоматические 73-мм пушки 2А25 «Молния». Револьвер каждого орудия вмещал по 8 выстрелов ПГ-15В «Копье», то есть по боеприпасам 2А25 была унифицирована с 2А28 «Гром» — орудием будущих БМП-1\БМД-1.
В лобовой проекции танк сохранил уровень бронирования исходного шасси, а значит выдерживал попадание любого современного на тот момент иностранного танка. Все в порядке было и с подвижностью: двигатель мощностью в 700 л.с. и меньший вес по сравнению с исходным Объектом 432 гарантировал достойные динамические характеристики: удельную мощность в 19,8 л.с. на тонну и максимальную скорость по шоссе в 66 км\ч.
А вот с комплексом вооружения вышел провал. Противотанковая ракета «Тайфун» теоретически могла поражать цели на дистанциях от 500 м до 4 км, пробивая до 500 мм брони. Вот только попасть было очень сложно, поскольку средства автоматизации отсутствовали. Если в случае с ПТРК «Дракон» на ИТ-1 можно было даже результативно стрелять с ходу, то тут и огонь с места представлялся непростым делом.
Почему? У комплекса «Тайфун» на Объекте 287 не было полуавтоматического наведения, когда после пуска нужно просто удерживать цель в перекрестии. В случае с «Тайфуном» требовалось напрямую управлять полетом ракеты, что требовало действительно большого умения командира-оператора.
Две 73-мм пушки предназначались для поражения целей в пределах «мертвой зоны» ПТРК, то есть до 500 метров. Однако и тут возникли проблемы из-за низкой точности орудий.
Неприятный сюрприз ждал и мехвода. Специально разработанный для него прибор ночного видения имел большую инерционность изображения. То есть тормозил. Водить в таких условиях на относительно высокой скорости было невозможно.
Испытания Объекта 287 проходили с 1965-го по 1968-й год, по их итогам его не стали принимать на вооружение — в серию пошел показавший себя лучше ИТ-1.
До нашего времени сохранился один опытный Объект 287, его можно увидеть в музее в Кубинке. Всего для испытаний построили две машины, но вторую разобрали на металлолом.
Заключительный «герой» этой статьи относится к «бумажным» танкам, поскольку дальше эскизного проекта дело не пошло. Но машина довольно интересная, поскольку являлась фактически модификацией хорошо известной всем БМП-1.
Попытка сделать масштабную модель Объект 788, переделав модель БМП-1. Автор: пользователь Axilesrus с форума http://scalemodels.ru
А история такая. В начале 1970-х по настоянию министра обороны СССР Андрея Антоновича Гречко перед заводами, занимавшимися легкой гусеничной боевой техникой, поставили задачу подготовить аванпроекты легких плавающих танков массой до 15 тонн.
Из этого конкурса вышли созданные «в металле» волгоградский Объект 934 «Судья» (предок БМД-3 и «Спрута») и курганский Объект 685 (предок БМП-3). А вот проект КБ Челябинского тракторного завода дальше эскиза не продвинулся.
Объект 685 и Объект 934
На ЧТЗ решили не плодить сущности, а спроектировали переделку ранее разработанной в заводском КБ БМП-1 в легкий танк. Что же изменилось? Командир переехал из левой части корпуса в новую двухместную башню со 100-мм орудием, а вместо десантного отделения разместили в корме укладку боеприпасов.
Объект 788. Источник фото: http://otvaga2004.ru/tanki/istoriya-sozdaniya/nelegkaya-sudb...
Челябинцы первыми представили свой проект на конкурс, но убрали из него ПТРК «Фагот», водометы и оборудование для самоокапывания, поскольку с ними не удалось бы уложиться в требуемую массу в 15 тонн.
Если вам понравился пост, обязательно подписывайтесь: новые публикации у меня выходят регулярно. Также мои материалы на тему военной техники и военного кино доступны в Telegram и Дзене.
Мой канал в Telegram: https://t.me/ivanartuchannel
Канал в Дзене: https://dzen.ru/ivanartu
14 мая 1955 года в противовес НАТО была создана Организация Варшавского договора, объединившая восемь европейских государств, находившихся в советской зоне влияния.
Само собой, что основная доля оружия и военной техники в ОВД была либо производства СССР, либо выпускалась в «странах народной демократии» по лицензии. Однако были и собственные разработки, хоть порой и основанные на продукции советского ВПК.
В этой статье я собрал как раз пять показавшихся мне интересными образцов военной техники, которые выпускались союзниками СССР по ОВД.
САУ на четырехосном колесном шасси Dana была разработана в Чехословакии в 1970-х, чтобы обеспечить армию 152-мм самоходной артиллерийской установкой собственного производства и не прибегать к закупке у СССР «Акаций».
Интересной особенностью Dana было автоматизированное заряжание, что на серийных САУ такого калибра было реализовано впервые. При этом орудие можно было зарядить при любом угле возвышения. Колесное шасси грузовика Tatra 815 по сравнению с гусеничными имело меньшую цену и больший ресурс, но, конечно, обладало худшей проходимостью.
Помимо армии Чехословакии, «Даны» также поставлялись на экспорт, в том числе в СССР. Хотя наши военные прохладно отнеслись к колесной САУ и не нашли у нее преимуществ перед «Акацией», советские войска все же получили порядка 120 машин, которые далеко от завода не уехали, поскольку служили в 211-й артиллерийской бригаде ЦГВ, расквартированной как раз в Чехословакии.
Массовое производство продолжалось до начала 1990-х, по разным данным выпущено от 450 до 750 машин.
Более поздние версии, например, Zuzana, таким тиражом уже не делали.
Бронетранспортер был разработан чехословацкими конструкторами на рубеже 1950-1960-х годов. Серийное производство стартовало в 1963 году в кооперации с Польшей.
Не раз встречал оценки OT-64 как лучшего бронетранспортера Восточного блока. И с ними трудно не согласиться.
По сравнению с БТР-60 (с модификации ПА) SKOT выгодно отличался более удобным десантным отделением с двумя распашными дверьми в корме, имел более серьезное бронирование (6-13 мм по сравнению с 5-9 мм у БТР-60), оснащался более экономичным дизельным двигателем мощностью 180 л.с. (против двух бензиновых по 90 л.с.). При этом несмотря на массу порядка 14 тонн, OT-64 плавал.
Первые модификации не имели вооружение, позднее стартовал выпуск SKOT-2A с башней от БРДМ-2. Таким образом, его вооружение соответствовало вооружению БТР-60ПБ.
Всего было выпущено порядка 4500 OT-64 разных модификаций. Помимо использования в армиях Чехословакии и Польши, они активно поставлялись на экспорт.
Ранее я уже рассказывал, что в Болгарии в свое время было развернуто серийное производство МТ-ЛБ и САУ 2С1 «Гвоздика». На основе последней болгары создали свою собственную боевую машину пехоты БМП-23.
Ее первая версия, представленная впервые на параде в 1984 году, получила оригинальную башню с уже устаревшим на тот момент ПТРК «Малютка», 23-мм пушкой 2А14 («половинка» ЗУ-23-2) и спаренным с ней 7,62-мм пулеметом ПКТ. Из заметных отличий по сравнению с исходной САУ также стоит выделить измененную носовую часть с еще одним местом справа от мехвода. Само собой, была увеличена бронезащита.
Позже «Малютку» поменяли на «Конкурс», а в начале 1990-х решили не мелочиться и установили целиком башню от БМП-2, эта версия получила название БМП-30, но в серию не пошла. Впрочем, и БМП-23 тоже особо массовой не назовешь: всего выпущено около 115 единиц, из которых 70 до сих пор остаются на вооружении армии Болгарии.
Пожалуй, самая оригинальная модификация БМП-1. Просто вдумайтесь: самоходный 120-мм миномет с автоматом заряжания. Максимальный боекомплект составляет 80 выстрелов, из которых 21 помещается прямо в АЗ, а остальные располагаются в специальных лотках слева и справа.
Помимо этого, имеется 12,7-мм пулемет НСВ и можно установить ПТРК «Конкурс» с тремя выстрелами. Чтобы выдержать возросшие нагрузки, ходовую БМП-1 удлинили на один каток.
Машина получилась довольно удачная, но не стала массовой. ShM vz. 85 PRAM-S приняли на вооружение в 1985-м и до 1990-го собрали всего 12 единиц. Производство прекратили из-за ограничений, наложенных Договором об обычных вооружениях в Европе. Уже выпущенные самоходные минометы отправили на базу хранения.
После разделения страны восемь машин досталось Чехии и четыре Словакии. Их сняли с хранения и передали в регулярные части.
Вы наверняка слышали, что советский вертолет Ми-2 за исключением опытных и предсерийных образцов производился только в Польше. Почему? Чтобы занять свое производство другими вертолетами, но главной причиной, скорее всего, была поддержка товарищей по Совету экономической взаимопомощи (СЭВ).
Армейский W-3A. Источник фото: https://airwar.ru/enc/uh/w3a.html
В начале 1970-х в Польше начались работы над новой машиной, являвшейся развитием Ми-2. Разработка велась совместно с советскими специалистами и основным покупателем, конечно, должен был стать СССР. Из-за противоречивых требований гражданских и военных заказчиков, а также забастовочного движения в Польше работы затянулись и серийное производство стартовало лишь 1985 году.
Медико-эвакуационный W-3A армии Чехии. Источник фото: https://airwar.ru/enc/uh/w3a.html
Хоть W-3 и создан на основе Ми-2, его трудно назвать глубокой модернизацией, все же это другой вертолет. У него более мощные двигатели, большая скорость и дальность полета, почти вдвое большая максимальная взлетная масса. По сути, это уже машина другого класса.
Ударная версия W-3WA. Вертолет вооружен сдвоенной 23-мм пушкой, имеет четыре точки подвески для неуправляемых ракет и ПТРК
Интересный момент с моторами. На W-3 установлена лицензионная версия советского двигателя ТВД-10, созданного на основе двигателя ГТД-3Ф с вертолета Ка-25. Помимо польского вертолета, ТВД-10 ставился также на гражданский самолет АН-28, опять же выпускавшийся в Польше, а также на не пошедшие в серию советские пассажирские Бе-30 и Бе-32.
Поскольку в 1991 году основного заказчика не стало, до настоящего времени было выпущено всего порядка 150 машин, из которых более половины ушло на экспорт в разные страны. W-3 Sokół до настоящего времени не снят с производства, но выпускается небольшими партиями.
Если вам понравился пост, обязательно подписывайтесь: новые публикации у меня выходят регулярно. Также мои материалы на тему военной техники и военного кино доступны в Telegram и Дзене.
Мой канал в Telegram: https://t.me/ivanartuchannel
Канал в Дзене: https://dzen.ru/ivanartu
«Буря» и Т-4
Страна-производитель? Это тоже, но объединяет данные образцы технической мысли то, что их созданием руководил один и тот же человек. Во всех случаях главным конструктором был Наум Семёнович Черняков.
А еще МТБ-82, МКР «Буря» и Т-4 в разные годы строились на одном и том же предприятии - Тушинском машиностроительном заводе.
Кстати, большой пост про «Бурю» читайте по ссылке.
Сегодня хочу вновь вспомнить «ДМБ» – фильм об армии на все времена. Абсурдный, смешной, но в то же время очень жизненный.
В этом посте я собрал интересные факты о съемках фильма, его создателях и, конечно, актерах, исполнивших главные роли.
Сценарий фильма режиссер Роман Качанов написал вместе с актером Иваном Охлобыстиным. За плечами обоих была срочная служба в не самые простые для страны годы, поэтому они знали, о чем пишут.
И Качанов и Охлобыстин исполнили в фильме небольшие роли. Охлобыстин воплотил образ особиста, предлагавшего сотрудничество призывникам на сборном пункте, а Качанов сыграл каптера Геру Либермана. При этом голоса режиссера в фильме вы не услышите: по его словам, он не смог принять участие в озвучке из-за сильного похмелья и попросил записаться актера Владимира Вихрова, которого поймали в коридоре киностудии.
Кстати, режиссера «ДМБ» часто путают с его отцом, тоже Романом Качановым – известным советским мультипликатором, автором «Чебурашки», «Тайны третьей планеты» и других известных мультфильмов. В первом издании «ДМБ» на DVD Качанову-младшему ошибочно приписали фильмографию отца. Галюцинация одного из героев про Чебурашку, который ищет друзей, как раз является отсылкой к его творчеству.
Изначально постановщику предлагали снять не полноценный фильм, а что-то вроде шоу со скетчами в духе КВН, но Качанов был нацелен именно на кино. В те годы это было довольно рискованно, поскольку из-за упадка кинотеатров и повального пиратства отбить бюджет, а ещё и что-то заработать в прокате было очень сложно.
По признанию продюсера фильма Сергея Хотимского, на фильм скинулись шесть-семь человек и в сумме получилось 120 тысяч долларов: 70 на само производство и 50 на рекламу. По меркам современного кино, это копейки, но для 1998 года это была приличная сумма.
Фильм снимался на территории в/ч №83796 в Москве станция метро «Полежаевская». По сюжету герои попадают в РВСН, но на самом деле в части находился стройбат. В/ч давно расформирована, на ее территории теперь располагаются различные коммерческие организации.
О том, что тут когда-то была часть, напоминает только сохраненный монумент в виде солдата и матери на фоне кремлевской стены.
Создатели не рассчитывали на успех. По признанию режиссера, после просмотра черновой версии продюсеры готовы были списать фильм на убытки.
Интересно, что сами съемки прошли очень быстро, всего за 18 дней. После премьеры фильм много критиковали, называли скандальным, из-за чего некоторые актеры не хотели ставить свои фамилии в титры. Сергей Жигунов даже предлагал забрать материал и перемонтировать. К счастью, этого не сделали и фильм в итоге нашел своего зрителя.
В поисках актеров на главные роли был проведен кастинг, в котором поучаствовали полторы сотни человек. В итоге роли достались Петру Коршункову (Пуля), Станиславу Дужникову (Бомба) и Михаилу Петровскому (Штык). Также «ДМБ« стал дебютом в большом фильме для Алексея Панина (признан иноагентом на территории России).
По словам Ивана Охлобыстина, троица главных героев – это собирательные образы мужского населения нашей страны: «Кто-то кутила, кто-то бабник, а кто-то обычный работяга. Но в армии все равны и вместе принимают тяготы армейской жизни».
Карьеры актеров после фильма сложились по-разному. Дужников до сих пор активно снимается в кино и сериалах, особенно известен по «Ворониным». Панин тоже стал звездой, снимался в больших фильмах (особенно запомнился его герой их «Жмурок»), вот только в последнее время больше известен своими сомнительными выходками и заявлениями.
Коршункову яркая главная роль особо не помогла – он возвращался к образу Пули в не самых удачных продолжениях, играл в театре и исполнял небольшие роли в кино, но так и не стал действительно звездным актером. А в 2012 году он и вовсе получил два года условно по статье 228.
Ну а Петровский отказался от съемок в продолжениях, вскоре ушел из кино и стал автожурналистом. В 2009 году был ведущим русской версии Top Gear вместе с Оскаром Кучерой и Николаем Фоменко.
Небольшую, но очень запоминающуюся роль ветерана «с орденами чуть не за взятие Шипки» исполнил композитор Владимир Шаинский. В фильме он появился благодаря давней дружбе с отцом режиссера.
Также зрителям полюбился феерический персонаж дикого Прапора в исполнении Сергея Арцыбашева. В сцене в ресторане вместо водки он пил обычную воду. Всего за тот день он выпил два литра. Кстати, сцены с пьяным танцем прапора изначально не было в сценарии – это импровизация Арцыбашева.
Для Сергея Николаевича роль в фильме ДМБ стала одной из многих в его большой карьере. В последний раз мы могли увидеть его в образе не самого чистого на руку чиновника в фильме «Дурак» 2014 года.
Многим, конечно, запомнился военком, сыпавший эпичными цитатами об армии. Его образ воплотил на экране Олег Пащенко. К сожалению, больше таких ярких ролей в его кинокарьере не было. Он играл в театре, снимался в сериалах, также появился в небольшой роли в фильме «Тарас Бульба» в 2009 году. Актер ушел из жизни в 2019 году.
Совсем небольшую роль невозмутимого начальника патруля сыграл Александр Дедюшко. В последующие годы он снимется во множестве фильмов и сериалов, станет звездой боевиков. А в «ДМБ» у его героя всего одна реплика. Зато запоминающаяся.
Армии солдаты нужны. В армии без солдат абсурд и коррупция. Щас урегулируем.
К сожалению, актера не стало на самом взлете карьеры. В 2007 году он погиб в ДТП вместе женой и сыном. Последний фильм с его участием вышел в 2009 году: это был «Тарас Бульба», да, тот же, в котором сыграл Олег Пащенко.
Кстати, любители сериала «Физрук» могут заметить в «ДМБ» молодого Психа – Владимира Сычева. Именно он не хотел пускать на теплоход главных героев, тащивших на себе прапора.
После успеха фильма продюсеры решили ковать железо пока горячо, поэтому в работу вскоре ушли продолжения. Роман Качанов отказался участвовать в их создании, что в итоге явно сказалось на качестве. Кроме того, отказался сниматься Петровский, вместо него взяли другого актера.
Продолжения уже не были такими успешными и выходили сразу на видео и на ТВ. Всего в 2000-2001 годы сняли целых четыре фильма: «ДМБ-002», «ДМБ-003», «ДМБ-004» и «ДМБ: Снова в бою». Но они не снискали ни толики народной любви, что обрушилась на первую часть.
Если вам понравился пост, обязательно подписывайтесь: новые публикации у меня выходят регулярно. Также мои материалы на тему военной техники и военного кино доступны в Telegram и Дзене.
Мой канал в Telegram: https://t.me/ivanartuchannel
Канал в Дзене: https://dzen.ru/ivanartu
Боевая машина поддержки танков (БМПТ) «Терминатор» не нуждается в особом представлении. Несмотря на совсем небольшое количество серийных экземпляров, БМПТ в свое время так хорошо разрекламировали, что известность машина получила широкую.
При этом Объект 199 «Рамка», переименованный в маркетинговых целях в «Терминатора», был далеко не первой попыткой отечественных конструкторов по созданию хорошо бронированной машины для поддержки танков.
В этой статье я расскажу о четырех опытных БМПТ, созданных в СССР и России до широко известного «Терминатора», но не принятых на вооружение.
Разные проекты БМПТ начали прорабатываться в СССР в первой половине 1980-х и на тот момент эта аббревиатура еще расшифровывалась как Боевая Машина Пехоты Тяжелая. Она должна была бороться с танкоопасной живой силой, то есть с операторами ПТРК, расчетами безоткатных орудий и гранатометчиками.
В Афганистане эту роль выполняли БМП-2 со своими 30-мм автоматическими пушками, «Шилки» с демонтированными РЛС и дополнительным боекомплектом, а также ЗУ-23-2, которую устанавливали везде, куда можно и нельзя. Но у всех перечисленных выше вариантов был важный недостаток — слабая защищенность от противотанковых средств. В БМПТ этот вопрос должны были решить. Также первоначально предполагалось не только поддерживать огнем танки, но и перевозить пехоту.
Первые чертежи будущей машины в 1984 году представила Военная академия бронетанковых войск. В следующем году тему одобрил Главком Сухопутных войск маршал Василий Петров, после чего БМПТ включили в план НИОКР на 1985-1990 годы. При этом есть информация, что именно Петров установил новую расшифровку аббревиатуры, которая уже привычна нам — Боевая Машина Поддержки Танков.
Разработку и дальнейшее изготовление машины нового типа поручили ГСКБ-2 Челябинского тракторного завода. В 1987 году были готовы опытные образцы БМПТ под обозначением Объект 781 в двух исполнениях. Они создавались на основе танка Т-72Б и отличались преимущественно комплексами вооружения.
Первая машина получила целый ассортимент разных «стволов». В двух независимых боевых модулях разместили по 30-мм пушке 2А72 и спаренному 7,62-мм пулемету ПКТ. Кроме того, на правой «башенке» разместили установку для двух ракет ПТРК «Конкурс» или «Корнет», готовых к выстрелу. Пусковая была закрыта противопульной броней.
Но это было еще не все: за основными модулями на люке командира расположили установку под пулемет (7,62 или 12,7 мм), в надгусеничных полках — по автоматическому гранатомету или пулемету.
Информация про экипаж, которая есть в сети, довольно странная. Он якобы состоял из семи человек: мехвода, двух стрелков курсовых гранатометов (пулеметов), командира (он же наводчик модуля с ПТРК) и наводчика второго боевого модуля. Получается пять, а где еще два? Их называют кормовыми пулеметчиками. При этом «пулеметить» им неоткуда: амбразур никаких нет, разве что управлять пулеметной башенкой над люком командира, но зачем это делать вдвоем?
Еще в одном источнике эти двое вообще причисляются к перевозимому десанту. Правда безопасного выхода для спешивания все равно нет: все через люки на крыше. Скорее всего, экипаж у Объекта 781 вариант А все же состоял из пяти человек, а число семь взято у второй машины — Объекта 781 в варианте Б.
БМПТ Объект 781 вариант А из музея УВЗ. Восстановлена несколько лет назад. Обратите внимание: эта машина вооружена курсовыми пулеметами в надгусеничных полках, а не гранатометами
В варианте А построено две машины и обе сохранились. Одну можно увидеть в Кубинке в техническом центре парка «Патриот», вторую — в музее УВЗ в Нижнем Тагиле. Интересно, что у них разное курсовое вооружение: у одной (Кубинка) гранатометы, у другой (УВЗ) — пулеметы.
Второй вариант БМПТ получил принципиально другой боевой модуль, напоминающий башню БМП-3. Однако башня была своя, с низким профилем и противоснарядным бронированием. Комплекс вооружения — как у «тройки» (100-мм пушка 2А70, 30-мм пушка 2А42 и 7,62 мм пулемет ПКТ) с добавлением автоматического гранатомета.
Как и в случае с первой версией, у второй в надгусеничных полках разместили курсовые гранатометы, при этом задней пулеметной башенки не было, зато имелись амбразуры для пулеметов в бортах за башней.
Вот тут уже экипаж точно состоял из семи человек: мехвода, командира, наводчика, двух стрелков курсовых гранатометов и двух «задних» пулеметчиков.
Объект 781 в варианте Б создан в единственном экземпляре, он сохранился и выставлен в Техническом музее парка «Патриот» в подмосковной «Кубинке».
Объект 781 вариант Б в Кубинке (Технический центр парка «Патриот»). Источник фото: https://odetievbrony.ru/viewtopic.php?id=105
Обе опытные машины в 1987 году продемонстрировали руководству армии на полигоне Алабино в Подмосковье, где привлекла внимание всех, в том числе Министра обороны и Начальника Генштаба. Затем начались испытания на полигоне Чебаркульского учебного центра в Челябинской области.
По итогу испытаний выбор пал на вариант А с двумя боевыми модулями. В 1990 году коллектив ГСКБ-2 завершил опытно-конструкторские работы и начал готовить чертежи для серийного производства. Но в том же году ЧТЗ получил приказ из Москвы о сворачивании всех работ по военной тематике в рамках конверсии, после чего проект был закрыт, а документация по указанию свыше передана УВЗ.
Если о прошлых двух машинах известно немного, то про БМПТ на базе легкого танка Объект 934 (ОКР «Судья») сведений еще меньше. Над машиной в 1980-х работал ЦНИИТОЧМАШ.
Использование шасси не ставшего серийным легкого танка может вызвать вопросы, но на его основе примерно в те же годы в Волгограде шли работы по БМД-3, а позднее и по СПТП «Спрут-СД», так что все логично.
Интересен подбор вооружения. Тут у нас не традиционная 2А42, а две 30-мм зенитных автоматических пушки 2А38 (как на «Тунгуске» или «Панцире»). И если на ЗРПК они разнесены по сторонам от башен, то тут спарены.
Для борьбы с танками предусматривалась пусковая с двумя ПТУР, готовыми к пуску, для пехоты — пулемет ПКТ и АГС.
А больше информации и нет. Разве что можно по эмблеме на борту определить, что машина, скорее всего, предназначалась для ВДВ. А еще боевой модуль напоминает тот, который устанавливался на ранний прототип БМП-3 — Объект 688.
И закончим статью машиной, созданной уже в России 1990-х. Это была инициативная разработка того же ГСКБ-2 ЧТЗ. Стартовала она в 1995 году на средства предприятия, а готова опытная машина была уже в 1996-м.
В этот раз опять взяли за основу Т-72, но не стали перекраивать корпус: изменения коснулись башни, из которой демонтировали орудие с автоматом заряжания. По бокам установили две 30-мм пушки 2А72 со спаренными ПКТ и два блока по шесть направляющих для неуправляемых авиационных ракет. Корпус и башня были максимально прикрыты блоками динамической защиты «Контакт-1».
Экипаж оставался стандартным: мехвод, командир и наводчик, при этом управлять вооружением могли и командир и наводчик.
Объект 787 «Гадюка» незадолго до реставрации. Источник фото: https://parkpatriot.ru/
Предполагалось, что за счет переделки уже имевшихся Т-72 можно будет быстро насытить армию машиной для поддержки танков, об актуальности которой стали говорить после начала боевых действий в Чечне.
На испытаниях в апреле и июле 1997 года машина хорошо показала себя при стрельбе как из пушек, так и ракетами. По итогам испытаний «Гадюка» была положительно оценена рядом высокопоставленных военных, что могло положительно сказаться в будущем. Но дальше произошла какая-то весьма странная история.
Отреставрированный Объект 787 в парке «Патриот». Источник фото: https://parkpatriot.ru/o-parke/tekhnika-parka/gadyuka-obekt-...
Предприятие начало рекламную кампанию БМПТ, в том числе в прессе, что компетентные органы расценили как разглашение военной тайны. В итоге руководству завода хорошенько досталось, программа разработки была закрыта, а единственный экземпляр отправился в Кубинку, где до недавнего времени ржавел в запасниках. Несколько лет назад машину восстановили до приличного состояния и теперь ее можно увидеть в парке «Патриот».
Больше ЧТЗ военными разработками не занимался. А уже известная всем БМПТ «Терминатор», она же Объект 199 «Рамка», разрабатывалась на другом предприятии — в КБ Уралвагонзавода. Но это уже совсем другая история, о которой я как-нибудь позже обязательно расскажу.
Если вам понравился пост, обязательно подписывайтесь: новые публикации у меня выходят регулярно. Также мои материалы на тему военной техники и военного кино доступны в Telegram и Дзене.
Мой канал в Telegram: https://t.me/ivanartuchannel
Канал в Дзене: https://dzen.ru/ivanartu
Продолжаю рассказывать о разных интересных системах вооружений, появившихся на рубеже 50-60-х годов XX века. Это было время невиданного прогресса в развитии авиации и ракетной техники, обусловленного не только достижениями науки, но и крайней необходимостью. Ядерная война тогда не казалась чем-то маловероятным, а вполне могла начаться в результате любого обострения.
В США в начале 1950-х годов уже всерьез опасались советского ядерного оружия, единственным средством доставки которого на тот момент были бомбардировщики.
Именно для их перехвата в 1950-х была создана зенитная ракета Bomarc, не имеющая аналогов до сих пор. Дело в том, что ее предельная дальность поражения остается непревзойденной и в наше время: 418 км у первой версии ракеты (IM-99A) и 708 у второй (IM-99B). При этом к цели ракета летела на сверхзвуковой скорости до 3,2 Маха (около 3 800 км/ч), а высота поражения достигала 18 км у первой версии и 30 км у второй.
Те читатели, кто ранее ознакомился с моей статьей про советскую межконтинентальную крылатую ракету В-350 «Буря», могут ощутить на этом моменте некоторое дежавю.
Дело в том, что и на Bomarc и на «Буре» использовались прямоточные воздушно-реактивные двигатели, которые как раз и обеспечивали такую сумасшедшую скорость. Расплатой за нее была необходимость использовать ускорители при старте из-за невозможности работы ПВРД на нулевой или низкой скорости, а также ограниченная маневренность. Дело в том, что при резком изменении угла атаки двигатель может остаться без воздуха и выключится.
CIM-10 Bomarc взлетает при помощи стартового ускорителя. Хорошо видны два маршевых прямоточных воздушно-реактивных двигателя, которые будут запущены позже
Для старта Bomarc использовался ускоритель в хвостовой части ракеты. Два маршевых ПВДР располагались снаружи корпуса в районе крыла. На первой серийной версии ракеты (IM-99A) ускоритель был жидкостным, топливом для него выступал керосин, а окислителем – азотная кислота. Это обстоятельство существенно подрывало боеготовность ракеты, поскольку она не могла долгое время находиться в заправленном состоянии.
При боевой тревоге вражеская авиация не будет ждать, пока Bomarc заправят, поэтому на второй версии (IM-99B) ускоритель сделали твердотопливным.
Два ПВРД маршевой ступени работали на 80-м бензине (M-99A) и ракетном топливе JP-4 на основе керосина (M-99B). Токсичный и быстро испаряющийся окислитель им не требовался, поэтому заправлять маршевую ступень прямо перед запуском не было необходимости.
Bomarc не имели собственных систем обнаружения целей, а полагались на инфраструктуру NORAD – объединенную систему защиты от воздушно-космического нападения США и Канады, созданную в 1958 году. Поэтому назвать Bomarc именно зенитно-ракетным комплексом язык не поворачивается.
Радары, входящие в NORAD, передавали информацию об обнаруженных целях в координационную систему SAGE, которая постоянно держала связь с ракетой, выдавая команды ее автопилоту.
Когда до цели оставалось в районе 20 километров, включалась радиолокационная ГСН ракеты и уже сама вела изделие до цели.
Отмечу, что наведение ракет было не основной задачей SAGE, в первую очередь система предназначалась для полуавтоматического наведения на цели истребителей-перехватчиков.
Ну и главная изюминка: точность оставляла желать лучшего, поэтому для гарантированного поражения цели ракеты оснащались ядерными боеголовками мощностью около 10 килотонн (половина мощности бомбы, сброшенной на Хиросиму). Считалось, что взрыв такой боеголовки позволит уничтожить самолет при промахе до 800 метров. Также можно было установить на ракеты и неядерные боеголовки массой в 150 кг, но они не использовались.
Постановка CIM-10 на боевое дежурство стартовала в 1959 году. По плану 1955 года планировалось развернуть 52 базы со 160 ракетами на каждой, чтобы полностью прикрыть всю территорию США. Однако всего было развернуто девять баз в США и две базы в Канаде. И нигде не было по 160 ракет: максимум 56, но в основном по 28.
Планы по более широкому развертыванию были отменены, поскольку после успешных испытаний и последующего принятия на вооружение в СССР межконтинентальных баллистических ракет стало ясно, что бомбардировщики уже не являются главной угрозой, а против МБР Bomarc были бесполезны, как и против маневренных целей.
На боевом дежурстве CIM-10B (так назывались ракет IM-99B после смены обозначений в 1963 году) стояли до 1972 года, когда стало окончательно ясно, что ракеты устарели. После этого оставшиеся исправные экземпляры ещё долгое время использовались в качестве мишеней, имитирующих советские сверхзвуковые КР. Интересно, что Bomarc остались единственными в истории зенитными ракетами, заказанными ВВС США. Все остальные создавались в интересах армии, флота и КМП.
Несмотря на не очень долгую службу, ракеты Bomarc оставили свой след: радиоактивный и культурный. В 1960 году на базе Мак-Гвайр в Нью-Джерси одна из ракет загорелась прямо на позиции. Огонь охватил ядерную боеголовку, в результате радиоактивные вещества попали в окружающую среду. После инцидента утверждалось, что серьезного загрязнения не допущено, однако споры по этому поводу ведутся и в наше время.
И давайте о культурном следе. В честь ракеты назвалась музыкальная группа из Канады. Правда написание все же несколько изменили и получилось The Beau-Marks. На рубеже 50-60-х годов они написали несколько хитов.
Вы возможно спросите: а задумывались ли над созданием такого комплекса в СССР?
Отвечу: да, даже велось проектирование ракет в ОКБ Лавочкина и Микояна. Комплекс должен был называться Р-500 и перехватывать высотные высокоскоростные цели над бескрайними просторами Сибири. Но проект закрыли в 1961 году, поскольку посчитали более не имеющим смысла на фоне развития баллистических ракет. То есть в СССР пришли к тому же выводу, что и в США, но не успели потратить тонны денег на создание прототипов, испытания, серийное производство и оборудование баз. Подробнее про Р-500, возможно, расскажу в отдельном материале.
Если вам понравился пост, обязательно подписывайтесь: новые публикации у меня выходят регулярно. Также мои материалы на тему военной техники и военного кино доступны в Telegram и Дзене.
Мой канал в Telegram: https://t.me/ivanartuchannel
Канал в Дзене: https://dzen.ru/ivanartu
Меня не отпускает тема развития авиации и ракетной техники в середине прошлого века. Это было время небывалого прогресса, когда новые образцы могли устареть всего за несколько лет.
В СССР в те годы остро стоял вопрос создания средств доставки ядерного оружия. Первый ядерный заряд РДС-1 был успешно взорван еще в 1949 году, но он не был боевым: то устройство нельзя было загрузить в самолет и сбросить на цель. В 1951 году появились первые бомбы, которые можно было применять с бомбардировщиков, вот только Ту-4 (копии американских B-29) до родины своих прародителей никак не дотягивали по дальности. При этом американские бомбардировщики могли спокойно доставать территорию СССР с баз своих союзников в Европе.
Ту-4. Источник фото: http://www.airwar.ru/enc/bomber/tu4.html
Через несколько лет на вооружение примут дозвуковые стратегические бомбардировщики Ту-95 и М-4. Первым хватало дальности долететь до США и вернуться обратно, вторым для этого требовалось дозаправляться в воздухе.
Ту-95 и М-4
Но мало долететь, нужно еще преодолеть ПВО, насыщенное реактивными перехватчиками и первыми ЗРК, например, MIM-3 Nike-Ajax.
Так что появление бомбардировщиков с нужной дальностью вопрос гарантированного поражения объектов на территории США не снимал. Руководство страны прекрасно это понимало, поэтому прорабатывались и другие носители: сверхзвуковой стратегический бомбардировщик М-50, баллистические и межконтинентальные крылатые ракеты.
Как мы все сейчас знаем, лучший результат в итоге показали баллистические ракеты: сначала на дежурство встала королёвская Р-7, а затем Р-16, созданная под руководством Янгеля. М-50 же не вышел за пределы единственного опытного экземпляра.
Ну а сегодня мы поговорим про ещё одну стратегическую систему, которая проиграла конкуренцию баллистическим ракетам – это сверхзвуковая межконтинентальная крылатая ракета В-350 «Буря».
В наше время основным средством доставки ядерных боезарядов являются межконтинентальные баллистические ракеты. Их двигатели работают только на активном участке траектории: маршевые ступени отделяются по мере израсходования топлива, после чего остаётся боевая часть с одной или несколькими боеголовками. А они уже летят благодаря полученному импульсу и силе земли притяжению Земли. Самая простая аналогия: брошенный под углом камень.
Крылатые же ракеты ближе к самолётами. У них есть крылья, обеспечивающие подъемную силу и двигатель, который работает на протяжении всего (ну или практически всего) полета.
Сейчас мы знаем, что МБР проще, у них меньше подлётное время и их очень сложно сбить. Но на заре стратегических ядерных сил все было не так очевидно.
«Буря» была как раз крылатой ракетой, которая должна была доставить заряд на территорию США на скорости, превышающей 3 маха, следуя к цели на высоте 17-18 км.
Изначально темой стратегических крылатых ракет занималось ОКБ-1 Сергея Королёва, но было решено, что коллектив сосредоточится на разработке баллистической ракеты Р-7, а работы по крылатым ракетам постановлением Совмина от 20 мая 1954 года поручили ОКБ-301 Семёна Лавочкина и ОКБ-23 Владимира Мясищева.
Предполагалось создать два типа двухступенчатых ракет: «Буря» и «Буран». При внешней схожести «Буран» отличался наличием четырех разгонных блоков первой ступени вместо двух, более высокой взлетной массой (52,5 тонн против 33,5 тонн) и большей массой боевой части (3,5-5 тонн против 2,35 тонны). Сразу скажу, что к будущему космическому кораблю многоразового использования с таким же именем тот «Буран» отношения не имел никакого.
Общий вид межконтинентальной крылатой ракеты «Буран» (М-40). Источник фото: Рисунок В. Некрасова из книги «Иллюстрированная энциклопедия самолётов ОКБ В.М. Мясищева» (2001)
Обе ракеты должны были предъявить на совместные испытания меньше, чем через три года после выхода постановления: в первом квартале 1957-го.
Летные испытания «Бури» стартовали летом 1957 года на полигоне недалеко от станции Владимировка в Астраханской области. «Буран», который собирались впервые запустить в августе, оказался не готов и сроки перенесли. А в ноябре работы по нему и вовсе закрыли, посчитав, что ОКБ-23 и так сильно загружено работой по самолёту М-50 и вообще можно обойтись более лёгкой «Бурей».
Про испытания расскажу чуть дальше, а пока давайте рассмотрим конструкцию «Бури».
Ракета имела две ступени. Первая состояла из двух жидкостных ракетных ускорителей, вторая представляла собой крылатую ракету с прямоточным воздушно-реактивным двигателем, треугольным крылом и оперением. Внешне она походила на среднестатистический реактивный самолёт той эпохи вроде МиГ-21 или Су-7.
Теперь рассмотрим, как должен был проходить полет до цели.
После отделения от стартового комплекса ускорители поднимают ракету до высоты 17,5 км. На этой отметке включается двигатель маршевой ступени и разгоняет «Бурю» до 3 махов, ускорители же в это время отделяются.
Ускорители были нужны потому, что прямоточный воздушно-реактивный двигатель, используемый на маршевой ступени, не может стартовать с нулевой или низкой скорости, поскольку не имеет компрессора и воздух внутрь попадает благодаря набегающему потоку.
Далее ракета на скорости в 3,1-3,2 маха продолжает путь на высоте 17-18 км. При подходе к цели «Буря» делает горку: поднимается на 25 км, после чего пикирует и поражает цель ядерным зарядом. Предельная дальность полета обозначалась в 8000 км.
Для следования по маршруту применялась новейшая на тот момент система астронавигации, оборудование которой размещалось под обтекателем, похожим на фонарь кабины пилота.
Да, вы правильно поняли, система ориентировалась по звёздному небу. Испытания на самолёте Ту-16 показывали, что при полете на дальность 4000 км при скорости в 800 км/ч и высоте в 11 км система имела ошибки в пределах 3,3-6,6 км. Для тех времён это был хороший результат, а погрешность можно было нивелировать мощностью ядерного боеприпаса.
При создании «Бури» приходилось осваивать много новых технологий. Например, впервые в СССР была применена сварка титана, которая очень пригодится в будущем. Кстати, титан был выбран в качестве материала обшивки благодаря жаропрочности: при полете на 3 маха обшивка маршевой ступени нагревалась свыше 200 градусов. Традиционный для авиации дюралюминий на такой температуре начинает терять свойства.
Первый пуск «Бури» состоялся 1 сентября 1957 года. Закончился он через пару секунд после начала: газовые рули, которые использовались на старте, отделились не по достижении необходимой скорости, а сразу же. В итоге после отрыва ракета накренилась, сделала небольшую горку и врезалась в землю.
Последующие запуски были чуть успешнее, но впервые отделить ускорители от маршевой ступени удалось только на пятом пуске в мае 1958-го. Многочисленные неудачи на начальном этапе понятны – инженерам в кратчайшие сроки приходилось решать проблемы, к которыми до этого в отечественной авиа- и ракетной промышленности никто не сталкивался.
Тем не менее, трудности преодолевались: в десятом и одиннадцатом пусках ракета показала рекордные результаты, улетев на 1350 км при скорости 3300 км/ч и на 1760 км при скорости 3500 км/ч. На таких скоростях в СССР ещё не летал ни один аппарат за исключением боевых блоков баллистических ракет.
С двенадцатого пуска на ракету установили систему астронавигации (до этого управление велось по радиокомандам с земли). При пуске 2 декабря 1959 года «Буря» пролетела 4000 км, половину пути пройдя по астронавигации (после 2000 км ракета развернулась и дальше летела по радиокомандам).
Последний пуск состоялся 16 декабря 1960 года. Ракета пролетела 6500 км, не дотянув до проектных 8000 км. Хотя двигатели отработали штатно, был зафиксирован повышенный расход топлива. Причиной тому было повышенное лобовое аэродинамическое сопротивление воздухозаборника. Проблему можно было решить, но на «Буре» уже поставили крест.
К 1960 году на боевом дежурстве уже стояла баллистическая ракета Р-7 и готовилась к испытаниям Р-16. Они были проще, летели дальше и быстрее, и не могли быть сбиты за исключением момента старта. Ресурсы были не бесконечными, поэтому руководство страны решило сделать ставку именно на баллистические ракеты, которые уже давали результат здесь и сейчас, а не «Бурю», которая только в перспективе должна была достичь требуемых характеристик по дальности.
Кроме того, полет на высоте 17-18 км пусть и со скоростью в 3 маха не гарантировал прорыв американского ПВО, которое в начале 1960-х получило на вооружение ЗРК CIM-10 Bomarc с ядерной боевой частью и досягаемостью по высоте в 18 км.
Использовать же «Бурю» для поражения целей обычной боеголовкой не позволяло вероятное отклонение от точки прицеливания, составлявшее до 7 км. Если в ядерном варианте это ещё было терпимо, то с обычной БЧ толку от такого применения не было никакого.
5 февраля 1960 года вышло постановление Совмина о прекращении работ по созданию межконтинентальной крылатой ракеты. Чтобы спасти свое детище хотя бы в каком-то другом варианте, Лавочкин предложил использовать «Бурю» в качестве скоростного разведчика или мишени для испытаний перспективного ЗРК «Даль». Последние четыре пуска как раз были совершены в интересах разработки разведчика, но дальше работы не пошли. Финальным ударом по программе стала смерть Лавочкина в июне 1960 года – защищать проект стало некому и вскоре все работы прекратились.
Про «Бурю» часто говорят как о гениальном проекте, который опередил свое время и был закрыт зря. Не спорю, объем работ, проделанных за короткий срок и их результаты вызывают уважение. Технологии, освоенные при создании ракеты, потом ещё не раз пригодились в других проектах, был получен неоценимый опыт. Однако выйти на запланированные характеристики конструкторам так и не удалось, а баллистические ракеты уже успешно летали на требуемую дальность. «Буря» действительно опередила время, но на технологиях 1950-х годов она не могла стать по-настоящему эффективным оружием.
К выводу о неперспективности межконтинентальных крылатых ракет пришли и в США. Там в 1950-е годы создавались межконтинентальные крылатые ракеты SM-62 Snark и SM-64 Navaho.
Snark мог летать на дальность до 10 180 км при средней скорости в 1050 км/ч, на сверхзвук ракета выходила только на финальном участке полета для прорыва ПВО в районе цели. Практический потолок составлял 17 км, что было уже маловато для уверенного преодоления обороны. Минимальное отклонение от цели, продемонстрированное на испытаниях, составило 7,5 км, то есть примерно как у «Бури».
Snark приняли на вооружение в 1958 году, но уже в 1961-м президент Кеннеди официально закрыл программу как устаревшую. Всего на боевом дежурстве находилось одновременно до 30 ракет на одной базе. «Снарками» предполагалось атаковать цели в глубине территории СССР, но развертывание комплексов С-25 и С-75 оставляло маломаневренным ракетам, летящим на большой высоте с околозвуковой скоростью не так много шансов.
SM-64 Navaho повезло меньше. Как и «Буря», SM-64 должна была обладать межконтинентальной дальностью и крейсерской скоростью в 3 маха.
Проект, начинавшийся в конце 1940-х, закрыли в 1957 году на фоне собственных неудачных пусков и многообещающих результатов испытаний баллистических ракет.
Максимальная дальность, на которую смогла улететь Navaho составила всего 2 000 км. Да и то такой «рекордный» полет прошел уже после официального закрытия программы.
В итоге американцы тоже сделали ставку на МБР, а МКР остались лишь смелыми проектами времени небывалого прогресса в области авиации и ракетостроения.
Если вам понравился пост, обязательно подписывайтесь: новые публикации у меня выходят регулярно. Также мои материалы на тему военной техники и военного кино доступны в Telegram и Дзене.
Мой канал в Telegram: https://t.me/ivanartuchannel
Канал в Дзене: https://dzen.ru/ivanartu