HypnosisMoscow

HypnosisMoscow

пикабушник
Страница автора https://hypnosismoscow.livejournal.com/ https://zen.yandex.ru/hypnosis
поставил 13 плюсов и 22 минуса
отредактировал 0 постов
проголосовал за 0 редактирований
16К рейтинг 169 подписчиков 295 комментариев 165 постов 30 в горячем
-12

Тревожность, невроз, ВСД и паническая атака от А до Я. Как психологически лечить ПА?

Что такое вегето-сосудистая дистония и панические атаки? Как развиваются симптомы от тревожности до соматических проявлений вегето-сосудистой дистонии? с) Психолог Иван Рябцев

○ ЖЖ “Я не могу...!” - психологическое лечение беспомощности: от панических атак до импотенции

Тревожность, невроз, ВСД и паническая атака от А до Я. Как психологически лечить ПА? Панические атаки, Психосоматика, Психология, Видео
4

Что такое экспозиция в терапии?Как работа экспозиционная терапия на примере формирования монофобии

Экспозиция - это метод поведенческой терапии, который был разработан, чтобы помочь людям противостоять своим страхам и фобиям.

Использование экспозиции началось еще в 1950-х годах. Тогда психолог Джеймс Тейлор (1897–1973) впервые использовал экспозицию для лечения тревоги. Некоторые из методов, которые применял Тейлор в далеких пятидесятых не только сохранились , но и используются в настоящее время. С помощью экспозиционной терапии лечат постоянное беспокойство и стресс, особенно в отношении конкретных предметов или ситуаций, генерализованное тревожное расстройство, фобии,посттравматическое стрессовое расстройство, обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР), приступы паники и социальное тревожное расстройство.

Так что же такое экспозиционная терапия? Экспозиционная терапия работает по принципам, открытым знаменитым русским исследователем Павловым.

(с) Озвучка Никита Симохин, дизайнер Наташа Гаранина. Автор идеи психолог, гипнотерапевт Геннадий Иванов
Что такое экспозиция в терапии?Как работа экспозиционная терапия на примере формирования монофобии Поведенческая терапия, Психология, Психосоматика, Фобия, Видео, Длиннопост
Что такое экспозиция в терапии?Как работа экспозиционная терапия на примере формирования монофобии Поведенческая терапия, Психология, Психосоматика, Фобия, Видео, Длиннопост
Показать полностью 2
9

Как можно использовать экспозиционную терапию для нахождения травматических воспоминаний

Как можно использовать экспозиционную терапию для нахождения травматических воспоминаний Поведенческая терапия, Психосоматика, Фобия, Психология, Видео, Длиннопост

Экспозиция - это "то, что видно", а в психологии - симптом расстройства, стимулированный с лечебной целью. Как правило, экспозиция используется как инструмент для коррекции психики: человек учится идти навстречу своим кошмарами, чтобы убедиться, что за ними ничего нет. Я в погоне за своими экспериментальными целями стал пытаться удлинить экспозицию, которая теперь представляла не только сам приступ, но и его дальнейшее усиление до абреактивных форм. Процесс происходит по принципу постепенного закипания воды с кульминацией в виде откровения, то есть открытия амнезированных пластов памяти. Они, как правило, хранят не только недостающие звенья психотравматической цепочки, но и информацию для терапевтического "инсайда" - новой информации, позволяющей переосмыслить травматическое событие. Таким образом, экспозиция у меня превратилась в некий канал с частотой патогенного воспоминания. Оно, как правило, заблокировано в недрах памяти, но метод психологической возгонки позволяет почти мгновенно выйти на него и спокойно приступить к терапии.

Для иллюстрации приведу пару примеров. Моей пациент находился в процессе коррекции с хорошей динамикой, когда я почувствовал, что эффективность работы стала падать. Как будто мы во что-то уперлись. Решил предложить ему посмотреть провоцирующее видео с насилием над животными (знаю, что с детства любит собак и прочую живность). Увидел, как он эмоционально закипает и на этой волне помог ему регрессировать в младенческой возраст. Открылась картина, когда бабка в очередной раз перечит деду, а тот в приступе бешенства хватает подвернувшегося под руку котенка и разбивает его об стену. Бабка сразу же бросается к свидетелю этой сцены - ошеломленному внуку. Выводит его из комнаты, успокаивая и наставляя, что ничего не произошло, что не надо об этом думать и т. д. Насколько сильным был застрявший в голове образ, говорит тот факт, что на его выражение моему подопечного потребовалось порядка 10 минут. Все это время он плакал.

Другой пример связан с женщиной, пришедшей на прием по интимным вопросам. Во время одного из сеансов я случайно выявил бессознательный автоматизм в отношении к слову "педофил". Стал выяснять. Оказалось, ничего связанного с педофилами и педофилией в ее жизни не было, и у знакомых тоже. Тогда стали смотреть видео с новостями о маньяках-педофилах. Появилось напряжение, которое я подхватил, стимулируя регрессию в прошлое. Так мы оказались в семилетнем возрасте, когда девочку-первоклашку трогает за библейские места, ее двоюродный брат, 11-летний подросток. Он говорит ей, чтобы молчала, "а то хуже будет". И так продолжалось несколько месяцев. Открывшая психотравма позволила мой подопечной понять, почему ей не нравилось, когда муж прикасался к эрогенным зонам. Впрочем, главный эффект от "возгонки" оказался в другом - открылся целый пласт патогенных воспоминаний, которыми был нашпигован тот год. Мы их все разрядили и психика женщины постепенно вернулась в норму.

(с) Психолог, гипнотерапевт Геннадий Иванов. Отрывок из книги "Когнитивный гипноанализ"

Показать полностью 2
23

Преступление и наказание. Записки гипнотерапевта

Преступление и наказание. Записки гипнотерапевта Психология, Психологическая травма, Гипноз, Гипноанализ, Видео, Длиннопост

Хочу поведать занятный случай, имевший место в моей практике. О нем мне напомнила благодарность спустя год от главного героя этой поучительной истории. Теперь он впорядке, а когда впервые пришел ко мне на прием, то у меня сложилось обратное впечатление. Предыстория такая: мужчина, которому нет и сорока, испытывает приступы тоски по открытым искренним отношениям. Все женщины, с которыми он сходится, относятся к нему, прежде всего, как к источнику материальных благ. Друзей нет (какие друзья в 40 лет?). Сотрудники за спиной шепчутся. Вспоминает детство, когда мальчишки, вне зависимости от статуса родителей, дружили, дрались двор на двор, играли в футбол и т. д. Для него это эталон чистоты в человеческих отношениях, которая утрачена безвозвратно. Понимая, что вечно подавленное настроение - это ненормально, стал читать книги по психологии. Там он вычитал все, чему учат на многочисленных курсах по гипнотерапии, - о психологической травме в младенческом периоде, которая питает его расстройство. Потом он прослушал мое аудио для тех, кто хочет, чтобы его недугом занимался я. Как и полагается, испытал предгипнотическое состояния, во время которых обнаружил свои перинатальные воспоминания о думах беременной матери, которая вроде бы его не хотела. Правда, никаких особых эмоций по этому поводу у себя не обнаружил. Пришел ко на прием с целью, чтобы я помог ему перепрожить это травматическое воспоминание и после абреакции освободится от своей хандры.

Лозунг всякого гипнотерапевта - "работай с пациентом на языке его представлений", поэтому я не стал тратить время на разубеждение. Применил свою "фирменную" технологию гипнотизации, и мы почти мгновенно оказались в реальном пекле его амнезированной памяти. Это, конечно, был не "танец маленьких лебедей" на вечную тему нежеланного ребенка. Передо мной распахнулась картина "железного балеро" - событий, перевернувшие внутренний мир человека. Это был тот самый случай, который поделил жизнь моего собеседника на "до" и "после". В тот день он освободился от своего партнера по бизнесу. Они сто лет были друзьями "не разлей вода", а потом, по мере совместного накопления богатств, стали все более настороженно относиться друг к другу, пока дело не дошло до того, что оба стали думать, как избавиться друг от друга. Мой подопечный оказался быстрее…

Я слушал исповедь большого серьезного человека и понимал: он не простил себя. В тот день, перешагнув через запретную черту, он сам лишил себя права на любовь и дружбу. Передо мной сидел Родион Раскольников, преступление которого ввергло его в мир, где нет искренности и чести. Окружающие его тени полны двуличия. Они всегда готовы предать, хотя в глаза твердят о верности и любви. Вот почему почему этому человеку, успешному по нормам сегодняшней морали, все время лезли голову мысли об своем дворовом детстве - это был преданный им мир, который продолжал существовать в подсознании, терзая и мучая как вечное напоминание о содеянном преступлении. Самое интересное, что все это было наглухо амнезированно, поэтому мне пришлось презентовать этот Ад, от чего моего подопечного стало колотить так, что я уже обеспокоился о его самочувствии. В общем, разрядили и переосмыслили мы страшное прошлое, а потом с помощью образной терапии разобрались с партнером, переставить быть другом. Тяжелая и сложная история, на которую потребовалось восемь сеансов, но результат был достигнут. Как сообщил мне мой бывший пациент уже год приступов тоски нет, с женщинами тоже все слава богу. Портрет друга стоит в рамке на столе. Теперь эта история воспринимается как преступление, за которое пришлось заплатить. Как грозное напоминание о том, почему "люди гибнут за металл".

(с) Психолог, гипнотерапевт Геннадий Иванов

Показать полностью 1
16

Панические атаки или, когда мир превратился в ад. Отзыв клиента о лечении паники

Панические атаки или, когда мир превратился в ад. Отзыв клиента о лечении паники Панические атаки, Психосоматика, Фобия, Видео, Длиннопост

На правах анонимности рассказ клиента спустя полгода после гипноанализа «Представьте себе, что вы едете в автобусе и неожиданно начинаете ощущать, что что-то не так. Вам как будто не хватает воздуха, а голова начинает пульсировать. Сначала вы стараетесь не обращать внимание на это, но ощущения быстро усиливаются. Вам уже совсем не хватает дыхания, и вы начинаете задыхаться. Вы стараетесь сохранить самообладание, пытаясь ухватить хоть глоток воздуха, как только открываются двери автобуса. Но легче не становится. У вас начинают кружиться в голове различные мысли: «Что со мной?», «Может в автобусе просто душно?», «Надо успокоиться, а то люди начнут странно смотреть на меня», «Может это болезнь?», «Может я умираю?», «Я не могу ничего сделать, я беспомощен». Вас охватывает страх и паника, и в итоге вы начинаете метаться между людьми пытаясь найти место, которое хоть как-то проветривается, после чего выскакиваете из автобуса, как только открываются двери на следующей остановке.

Если вам такой сценарий кажется маловероятным, то для меня он стал реальностью. Именно это случилось со мной, когда я ехал на очередное собеседование (совсем недавно я лишился работы). Но тогда я не придал этому особого значения, решив, что то, что случилось было лишь временным помутнением, вызванным духотой в автобусе. С таким объяснением я прожил примерно месяц, до того момента, как однажды, сидя дома, я не испытал это ощущение снова. Здесь я уже не мог все свести на духоту или усталость, ведь в комнате была вполне нормальная атмосфера. Теперь мне стало реально страшно, ведь дело действительно могло быть в моем здоровье. Я уже хотел позвонить в скорую, но сдержался в этот раз… Ограничившись парой таблеток.

Однако, после этого приступа, я уже серьезно решил для себя, обратиться к врачу, что и сделал на следующий день. В результате, меня направили на множество обследований, в основном, связанных с сердцем и давлением, однако, ни одно из обследований ничего не показало. При этом в течении всего этого времени, приступы мало того, что повторялись, так еще и стали происходить чаще. Я даже стал избегать многих мест, которые, как мне казалось, способны его спровоцировать, например, общественный транспорт и лифт. Меня все чаще стала посещать мысль, что «я беспомощен». И хотя я настаивал на дополнительных обследованиях, невролог сказала мне, что это вряд ли будет иметь смысл и проблема «скорее в голове» и посоветовала мне обратиться к психиатру.

Конечно, к психиатру мне идти не хотелось, но потратив немного времени, я нашел информацию о психическом расстройстве, которое соответствовало моим симптомам – «Панические атаки». Отчасти, меня успокоилото, что с моим физическим здоровьем все нормально, однако, по факту мне в это не особо верилось. Не верилось в то, что простой страх может заставить тебя чувствовать себя настолько плохо: задыхаться, напрягаться всем телом, так что сводит желудок и кружиться голова, тебя тошнит, а стук сердца отражается биением в висках. Все же мне опять до последнего не хотелось идти к психиатру (если честно, просто не хотелось признавать, что я какой-то псих). И поэтому я решил помочь себе сам, как люди обычно это и делают с помощью google. Я прочитал, какие таблетки способны купировать приступ панических атак. На самом деле это были

простые успокоительные. Купил их, и они действительно помогали. Однако, помогали они лишь до того момента, пока я не переставал их принимать. А затем все повторялось снова.

Тогда я отыскал некоторые упражнения, которые вроде как должны были помочь с паническими атаками. Например, во время панической атаки надо было считать до десяти, чтобы отвлечь внимание. Это тоже помогало, но уже хуже. Как только начиналась паническая атаки, я начинал считать, пытаясь при этом регулировать свое дыхание. И, да, через какое-то время паника проходила, ощущения, вроде как исчезали, а переживания были не такими сильными. Однако, наверно невозможно описать, в каком напряжении я находился в момент счета и сколько усилий мне требовалось приложить, чтобы удерживать свое внимание на счете. Более того, в эти моменты я не мог думать ни о чем другом. Это нормально, считать много раз до десяти, если ты сидишь у себя дома и можешь спокойно пялиться в пол во время счета, регулируя свое дыхание, однако, сами можете представить, как это выглядит в общественном месте или в кругу друзей, когда ты зависаешь и пытаешься успокоится, как будто уходишь в какую-то свою реальность. Я все больше убеждался в своей беспомощности.

В таком состоянии я прожил чуть меньше года, пока, наконец, не признал свое поражение перед этим недугом – паническим расстройством. Я понял, что необходимо обратиться к специалисту и искоренить причину проблемы, а не просто пытаться подавить панику, какими-то уловками типа счета. Но, опять же к психиатру мне идти не хотелось, и я решил обратить свой взор на других представителей медицины. Так мне показались рабочими подходами массаж и иглоукалывание. Однако и они давали лишь временное облегчение. И вскоре я начал обращать внимание уже на более сомнительные для меня направления. И, в какой-то момент обнаружил такую штуку как гипноз. Я заметил, что гипноз вообще достаточно популярен на сегодняшний день, да и есть много положительных отзывов о лечении с помощью этого метода. Хотя тогда меня это еще не очень впечатлило, ведь я вполне допускал, что все это обычная реклама, а даже если нет, то вполне может оказаться, что на мне это все не сработает, ведь я пребывал в полной уверенности, что я «негипнабелен». Но, была не была, решил попробовать и нашел специалиста в интернете.

При первой же нашей встрече все мои ожидания были опровергнуты. И, действительно, ведь я ожидал, что гипноз это, что-то по типу того, что нам показывают в фильмах и по телевизору:ты приходишь, а грозный гипнотизер проводит на тебе всяческие тесты и заставляет твои руки склеиваться,и если ты проходишь тесты, то он просто внушает тебе, что все проблемы уходят… Да именно такое наивное понимание у меня было в тот момент.Стоит ли говорить, что реальность оказалась совсем иной.

Сам гипнотерапевт оказался вполне нормальным человеком, без какого-то пафоса и «гипнотического взгляда» (вряд ли бы я выдержал такое). Да, и тестировать он меня не стал (ну или я не понял, что он это делает). Он просто попросил меня сесть поудобнее в кресло, закрыть глаза и расслабиться, а далее принялся начитывать очень своеобразный текст. Скажу честно, что сначала меня это не очень впечатлило, однако, я действительно расслабился, пока в какой-то момент, я не решил совсем отпустить свой внутренний контроль (уж если идти, то до конца), и тогда что-то поменялось. Я как будто впал в сон наяву. В голове появлялись образы и картинки, но никак при простых фантазиях, а по-другому – ярко и более реально. И когда, гипнотизер просил меня, представить, что что-то происходит, например, что моя рука отяжелела настолько, что ее невозможно поднять, это действительно происходило.

Панические атаки или, когда мир превратился в ад. Отзыв об успешном лечении паники в гипнотерапии

Однако, в целом я понимал, что происходит и что в любой момент могу прекратить это. Действительно впечатлило, то, что происходило потом, когда начался непосредственно процесс терапии. Гипнотерапевт, не делал мне никаких внушений, по типу «паника проходит» и все в таком роде. Нет, он просто просил меня концентрироваться на ощущениях, а затем вспоминать различные ситуации. И я действительно вспоминал их. Но не так как обычно. Я был в этих ситуациях. Был прямо там…

Первое, что я вспомнил— это ощущение, которое появилось, когда я потерял любимую работу. Это было именно «то самое» ощущение. Но сейчас, как будто все прояснилось те чувства, которые я пытался тогда подавить, в процессе сеанса полностью раскрылись. Я понял, что в момент, когда мне сказали: «Мы вынуждены попрощаться с тобой», я ощутил, как будто земля уходит из-под ног и голова начинает кружится. Тогда это чувство, было как бы на фоне, но сейчас оно расцвело во всех красках. Гипнотерапевт попросил меня не бороться с этим чувством, а окунуться в него еще больше и вспоминать события моей жизни.

И,сделав это, я действительно начал вспоминать все более ранние случаи из жизни. Я вспомнил ситуацию, когда врач мне сказал, что придется закончить мои занятия спортом. И, оказалось, что там было тоже самое чувство и похожие мысли, хотя я раньше никогда не связывал увольнение и ту травму.

Но мы пошли еще дальше, а я как будто становился моложе, путешествуя по своей памяти. Вспомнил несколько событий из школы, где также испытал отчаяние. Первая девочка, которой я решил признаться в любви отказала мне, хотя я думал, что у нас все получится. Затем я вспомнил, как однажды меня забыли забрать из школы, и я также ощущал потерянность и отчаяние. Я впервые за долгие годы вспомнил, как я тогда плакал сидя в одиночестве в школе. И я впервые за долгие годы расплакался и наяву. Но мы продолжали идти все дальше и дальше, пока не закончился сеанс…

Когда я вышел из кабинета, что-то поменялось. Как будто тяжесть прошлого ушла с груди, а мир вокруг, стал более настоящим и насыщенным. Мне действительно стало лучше, а следующий приступ панической атаки произошел намного позже, чем я ожидал. На следующий сеанс я скорее шел с ожиданием, чем с опасением и был решительно настроен на работу.

Я снова погрузился в это состояние, и, как мне кажется, уже намного глубже чем в прошлый раз. Видимо те результаты, что я наблюдал, заставили меня полностью довериться процессу. И мы снова начали вспоминать события моей жизни. Иногда всплывали те же самые события. Например, я снова был в школе и снова эта девочка. Но теперь помимо отчаяния, я обнаружил в себе еще и стыд, а самое главное гнев. Гнев не только на нее, но и на весь этот мир. Это был гнев, который я подавлял практически всегда в своей жизни, и сейчас я понимаю, к каким издержкам это приводило: я часто не мог отстоять себя или защитить других, не мог уверенно общаться как это делают другие… Но в этот раз терапевт помог мне выразить это гнев, помог его ощутить. И… он прошел… А возвращаясь к той девочке, ситуация больше не возбуждала во мне никаких чувств, и я стал относится к ней спокойно.

После второго сеанса, я снова получил «эти» эффекты на выходе: мир ярче, а ощущения полнее, но, что важнее, как только наступила следующая паническая атака, все стало по-другому. Да, были снова эти ощущения, но теперь, я как будто мог относится к ним осознанно, не давая им полностью получить надо мной контроль. Мне стало легче…

На третьем сеансе продолжилось исследование моей памяти. Да, изначально я не совсем понимал, зачем вообще что-то вспоминать, если моя проблема она вот «здесь и сейчас», однако, полученные результаты толкали меня на продолжения. И я вспоминал… и, переходя от одного воспоминания к другому, вспоминал даже те события, которые в обычном состоянии казались мне забытыми. Снова вспомнил школу, вспомнил как меня оставили, вспомнил, как разошлись родители, и в конце концов вспомнил ситуацию своего детства, когда папа бил мою маму.Мне кажется, иногда, мне снились такие сцены, но я бы и в жизни не мог предположить, что такое происходило, по крайней мере мама никогда об этом не рассказывала. Но здесь было все как наяву. Я был тогда еще совсем маленьким, но уже тогда пытался как-то ей помочь. Я бросался на него вновь и вновь, но так ничего и не смог сделать. И тогда в моей, голове и прозвучала мысль «Я не могу ничего сделать, я беспомощен». Вместе с моим терапевтом мы проживали эту ситуацию вновь и вновь, пока наконец, у меня не появилась возможность будучи ребенком ответить ему – моему отцу. И я сделал это. И пускай это была фантазия, но то, что я испытал тогда, те ощущения, были наверно самым реальным, что вообще случалось в моей жизни.

После этого понадобилось еще лишь несколько сеансов, чтобы я избавился от моей проблемы полностью. Но избавился я не только от паники, поменялось многое в моей жизни, как будто, между мной и миром исчез заслон из прошлых травм, и теперь я мог жить по-настоящему.»

После этого понадобилось еще лишь несколько сеансов, чтобы я избавился от моей проблемы полностью. Но избавился я не только от паники, поменялось многое в моей жизни, как будто, между мной и миром исчез заслон из прошлых травм, и теперь я мог жить по-настоящему.»


(с) Клиент дал право на публикацию. Сеансы проводил психолог Геннадий Иванов

Показать полностью 1
8

Заикание. Обзор научных статей о лечении и симптомах заикания

Заикание. Обзор научных статей о лечении и симптомах заикания Заикание, Логоневроз, Психосоматика, Фобия, Психотерапия, Видео, Длиннопост

Обзор механизмов формирования логоневроза и способы лечения заикания (медикаментозное и психологическое)

Заикание, также известное как запинание и дисфемия, это расстройство речи, при котором поток речи прерывается неконтролируемыми повторениями или удлинениями звуков, слогов, слов или фраз или неконтролируемыми паузами и блоками, при которых заикающийся не способен выражать звуки.[1] В большинство случаев термин «заикание» ассоциирован именно с повторением отдельных звуков, но также часто встречаются колебания и паузы в речи, которые сами заикающиеся обычно зовут блоками и удлинения звуков, обычно гласных или полуслогов.

В соответствии с Уоткинсом, заикание — это расстройство «выбора, инициации и исполнения моторной последовательности продукции речи»[2]. Для многих людей, страдающих от заикания, основной проблемой являются именно повторения. Сам термин «заикания» предполагает под собой разный диапазон тяжести, от едва заметных запинок, которые чаще всего не особо заметны, до серьезных симптомов, препятствующих эффективному устному общению. В мире примерно в четыре раз больше мужчин страдает от заикания чем женщин, а всего заикающихся насчитывается 70 миллионов человек или 1% от населения Земли[3].

Влияния заикания на жизнь человека, его функциональное и эмоциональное состояние может быть ужасным. Сюда включаются: страх произносить определенные гласные или согласные; страх того, что другие люди обратят внимание на заикание; самоизоляция; тревога; стресс; стыд; низкая самооценка; страх стать мишенью для издевательств (особенно у детей); необходимость заменять некоторые слова и фразы на другие, чтобы скрыть заикание; чувство потери контроля во время речи.

Иногда заикания рассматривают как симптом тревоги, однако, прямой корреляции здесь не найдено (хотя, как сказано выше, заикание вполне может порождать тревогу)[4].

Заикание, это не проблема в физической продукции определенных слов и не проблема в формулировании своих мыслей. А нервозность и стресс не являются причиной заикания, но они вполне могут спровоцировать его у людей с речевыми расстройствами. Подобная постоянная подверженность стрессу увеличивает хроническую стрессовую нагрузку, что в итоге снижает порог чувствительности человека к стрессу. Это приводит к тому, что уже намного меньшее количество стресса заставляет его заикаться. Именно такая ситуация и была названа «синдром речевого заикания»[5]. Однако ни острый, ни хронический стресс сам по себе не создает предрасположенности к заиканию.

Расстройство также сильно варьируется, а, в частности, может проявляться по разному в разных ситуациях, например, в таких как разговор по телефону или с большой группой людей; заикание также может быть более или менее серьезным в зависимости от того осознает ли сам человек свое заикание; больные заиканием часто замечают, что заикание может варьироваться просто исходя из дня недели, поэтому бывают «хорошие» и «плохие» дни. Часто степень заикания может варьироваться просто случайным образом.[6]

Несмотря на то, что конкретная этиология или причина заикания неизвестна, по-видимому, играют роль и генетические и нейрофизиологические факторы. Существует множество способов лечения и терапии заикания, которые помогают людям с несильно выраженным заиканием. Однако, на сегодняшний день нет признанного лекарства от этого расстройства. А интенсивность логопедического лечения будет зависеть от тяжести заикания. При тяжелом заикании требуется долгая и тяжелая терапия.[7]

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ЗАИКАНИИ (СИМПТОМЫ)

Типичное поведение

К типичному поведению при заикании относятся наблюдаемые признаки изменения речи, например, повторяющиеся звуки, слоги, слова или фразы, паузы в речи и удлинения звуков. Такие проявления периодически могут возникать и у здоровых людей, однако, при заикании они возникают чаще, дольше и требуют большего количества усилий для преодоления. Расстройства заикания также различаются по качеству: общие расстройства речи, как правило проявляются в повторяющихся движениях, фиксациях и избыточном поведении. Каждая из этих групп состоит из подтипов заикания и расстройств речи[8].

Повторяющиеся движения

- повторение слога – повторяется отдельный слог в слове (например, на-на-на стуле) или часть слога (о-о-открой)

- повторение неполного слога – повторяется неполный слог, например, согласный без гласной (х-х-холодно)

Многосложное повторение – включает повторение более одного слога, например, целого слова или более одного слова «Я знаю – я знаю – я знаю много информации».

Фиксации

- со звуковым потоком – происходит удлинение звука типа «мммммммм»

- без звукового потока – например, блок или напряженная пауза в речи, когда человек не может говорить не смотря на усилия.

Избыточное поведение

- вербальное избыточное поведение подразумевает включение различных междометий, таких как «ээм», «э» или различных возвратов и коррекций, например «я – моя подруга», т.е. слово «Я» было заменено на «Моя».

- невербальное избыточное поведение – это видимое или слышимое речение поведение, такое как причмокивание губами[9]

ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ

Тяжесть и интенсивность заикания не является постоянной величиной даже для людей с тяжелым заиканием. Например, люди с заиканием, которые пытаются говорить в унисон с другим оратором, копируя его речь; говорят шепотом; осуществляют пение; разговаривают с животными, маленькими детьми, самими собой, сообщают о резком снижении уровня заикания. Другие ситуации, такие как публичные выступления, телефонные разговоры, наоборот, пугают людей и приводят к усиленному заиканию. [10]

ЧУВСТВА И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ

Заикание, также оказывает значительное негативное влияние на когнитивное и аффективное состояние человека. Это можно представить в виде айсберга, с непосредственно видимыми и слышимыми симптомами заикания на верхушке и более широким набором симптомов, таких как отрицательные эмоции, скрытыми ниже ватерлинии[11]. Чувства смущения, стыда, разочарования, страха, гнева, обиды и вины, часто встречаются у людей, страдающих от заикания[12], и способны увеличивать напряжение человека, лишь усиливая само заикание[13]. Со временем, эти негативные ощущения могут превращаться в негативную «я»-концепцию и неадекватный образ самого себя. Многие воспринимают заикающихся как менее умных из-за их расстройства несмотря на то, что люди с заиканием, чаще всего, имеют интеллект выше среднего. Человек, который заикается, может проецировать свое отношение к себе на других, считая, что люди воспринимают его как нервного или глупого. Такие негативные чувства и установки, как правило, тоже включаются в программу лечения[14].

Многие люди с заиканием сообщают о жизненных проблемах, к которым ведет заикание, например, о сложностях в получении работы и продвижения, а также о сложностях в создании отношений[15]

БЕГЛОСТЬ РЕЧИ И ЕЕ ОТСУТСТВИЕ

Определенные лингвистические задачи могут вызывать заикание. Подобные задачи обычно требуют контролируемой языковой обработки, которая подразумевает лингвистическое планирование. При этом в задачах, которые не требуют таких обработки и планирования, люди с заиканием, чаще всего, не испытывают никаких проблем. Например, пение «Happy birthday» или исполнение других, относительно распространённых, языковых сценариев могут выполняться людьми с заиканием вполне нормально. Подобные задачи сводят к минимуму семантическое, синтаксическое и просодическое планирование, в то время как спонтанная, «контролируемая» речь или чтение вслух требует, чтобы мысли трансформировались в языковой материал, а затем синтаксис и просодию. Некоторые исследователи выдвигают гипотезу, что у людей, которые заикаются происходит нарушение схем ответственных за контролируемый язык, в то время как люди, которые не заикаются, только иногда демонстрируют дисфлюентную речь и ненормальные схемы.[16]

ПРИЧИНЫ ЗАИКАНИЯ

На сегодняшний день не получилось выделить какой-то конкретной причины заикания. Различные гипотезы и теории предполагают наличие множества разных факторов, способствующих появлению заикания[17]. Однако, есть убедительные доказательства, что заикание имеет генетическую основу[18]. У детей, имеющих родственников, которые заикаются, вероятность развития заикания в три раза выше.[19] Однако, близнецовые и исследования усыновленных детей показывают, что для возникновения этого расстройства необходимо взаимодействие генов с факторами среды, и многие люди, которые заикаются не имеют заик в семейной истории.[20] Также есть данные, что чаще от заикания страдают дети, у которых наблюдалось запоздалое развитие речи, производилось обучение нескольким языкам или имелись двигательные трудности. Роберт Уэст, пионер генетических исследований заикания, предположил, что наличие заикания связано с тем, что артикулированная речь является последним крупным приобретением в эволюции человека.[21]

Другая точка зрения состоит в том, что заикание – это сложный тик. Причины такого взгляда состоят в следующим: заикание всегда появляется из повторения звуков или слов. Маленькие дети любят повторение и чем больше они напрягаются, тем больше им нравится разрядка этого напряжения. Таким образом, заикание у детей возникает в результате самоподкрепления, являющегося следствием сброса напряжения. Например, когда 3-летний ребенок узнает, что у него появилась маленькая сестренка или братик, он может начать повторять различные звуки. Повторения могут стать автоматическими, и последующая борьба с ними приведет к блокировке речи. При этом мальчики страдают заиканием в 4 раза чаще чем девочки. Это происходит, потому что мужская гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая ось (ГПА) более активна. Большее выделение кортизола приводит к напряжению и тревоги, которые могут стать хроническими.[22]

В статье 2010 года Деннис Дрейн и его команда обнаружили три гена, коррелирующие с заиканием: GNPTAB, GNPTG и NAGPA. Исследователи подсчитали, что изменения в этих трех генах присутствовали у 9% людей с заиканием, которые имеют семейную историю заикания.[23] [24]

Для некоторых людей, которые заикаются, врожденные факторы могут играть определяющую роль. Они могут включать в себя физические травмы при рождении, неспособность к обучению, а также детский церебральный паралич. У других людей, которые заикаются, основным фактором может стать влияние стрессовых ситуаций, таких как рождение брата или сестры, переезд или внезапный рост лингвистических способностей.[25] [26]

Существуют четкие эмпирические данные о структурных и функциональных различиях в мозге людей, страдающих заиканием. Исследования несколько осложняются возможностью того, что такие различия могут быть следствием заикания, а не причиной, но недавние данные, полученные на детях старшего возраста, подтверждают структурные различия, тем самым придавая силу аргументу, что по крайней мере некоторые из таких различий не являются следствием заикания.[27] [28]

Дефицит слуховой обработки также может рассматриваться в качестве причины заикания. Заикание менее распространено у глухих и слабослышащих людей, и заикание может быть уменьшено при изменении слуховой обратной связи, например путем маскировки, замедленной слуховой обратной связи (DAF) или частотно измененной обратной связи[29]. Есть некоторые свидетельства того, что функциональная организация слуховой коры может отличаться у людей, которые заикаются[30]

Существуют свидетельства различий в лингвистической обработке информации между людьми, которые заикаются, и людьми, которые не заикаются.[31] Сканирование мозга взрослых людей, которые заикаются, выявило повышенную активацию правого полушария, которое связано с эмоциями, чем в левом полушарии, которое связано с речью. Кроме того, наблюдалась пониженная активация в левой слуховой коре.[32] [33]

Для учета неоднородности расстройства была предложена модель возможностей и требований. При таком подходе речевая продуктивность варьируется в зависимости от способности индивида производить беглую речь и требований, предъявляемых к нему речевой ситуацией. Способность к беглой речи может зависеть от предрасположенности к расстройству, слуховой обработки или моторного речевого дефицита, а также когнитивных или аффективных проблем. Требования могут быть повышены внутренними факторами, такими как отсутствие уверенности или самоуважения, недостаточными языковыми навыками или внешними факторами, такими как давление сверстников, ограниченность по времени, напряженность ситуации в разговорной речи, стремление к идеальности речи и тому подобное. При заикании тяжесть расстройства возрастает, когда требования, предъявляемые к речи и языковой системе человека, превышают его возможности. Однако точная природа расстройства так и не была определена.

ДИАГНОЗ И ЛЕЧЕНИЕ ЗАИКАНИЯ

Далеко не все особенности заикания видны на глаз. Именно поэтому для диагностики заикания необходимо участие специалиста. Диагностика заикания использует информацию как из непосредственного наблюдения за человеком, так и информацию о его прошлом, через историю болезни.[47] Информация из обоих источников должна учитывать такие факторы, как возраст и период, когда возникло заикание и другие препятствия.[48] Логопед может собирать историю болезни данного лица посредством подробного интервью или беседы с родителями (если клиент является ребенком). Он также может наблюдать за взаимодействием родителей и детей и наблюдать за речевыми паттернами родителей ребенка.[49] Общая цель оценки специалистом будет состоять в том, чтобы (1) определить, существует ли речевая недостаточность, и (2) оценить, имеет ли смысл проводить лечение. Во время непосредственного наблюдения за клиентом специалист диагностирует различные аспекты речевого поведения индивида.

Заикание — это многогранное, сложное расстройство, которое может по-разному влиять на жизнь человека. Дети и взрослые подвергаются мониторингу и оценке на предмет возможных социальных, психологических или эмоциональных признаков стресса, связанных с их расстройством.

Затем специалист попытается объединить информацию, полученную в ходе исследования конкретного случая клиента, с информацией, полученной в ходе оценок, чтобы принять окончательное решение относительно наличия расстройства беглости речи и определить наилучший курс лечения для клиента.

Заикание также может быть диагностировано в соответствии с диагностическими кодами DSM-5[50] клиническими психологами. Самая последняя версия DSM-5 описывает это речевое расстройство как «расстройство беглости речи в детском возрасте (заикание)».

НОРМАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ В РЕЧИ

У детей дошкольного возраста часто возникают трудности с речью, связанные с двигательным планированием и исполнением; они могут проявлятся как расстройства, связанные с развитием речи (называемые нормальной дисфункцией или «другими расстройствами» в соответствии с классификацией).Этот тип нарушения речи является нормальной частью речевого развития и временно присутствует у детей дошкольного возраста, которые учатся говорить[51]. Эти обычные отклонения могут представлять собой междометия («ГМ»), многосложные повторы («я хочу, я хочу это сделать») или заторможенные высказывания («я хочу/ Эй, что это?»). Нормальные отклонения должны быть исключены до постановки диагноза заикания.[52]

КЛАССИФИКАЦИЯ

Заикание при развитии (также известное как расстройство беглости речи в детском возрасте) — это заикание, которое возникает, когда ребенок учится говорить, и которое может сохраняться по мере взросления. Заикание, которое сохраняется после семи лет, классифицируется как стойкое заикание[53].

Другие менее распространенные причины заикания включают нейрогенное заикание (заикание, возникающее вторично после повреждения мозга, например после инсульта) и психогенное заикание (заикание, связанное с психологическим состоянием).[54]

Другие расстройства с симптомами, напоминающими заикание, включают аутизм, болезнь Паркинсона, эссенциальный тремор, палилалию, спазматическую дисфонию, избирательный мутизм и социальную тревогу.

ЗАИКАНИЕ ПРИ РАЗВИТИИ

Заикание, как правило, является расстройством развития, начинающимся в раннем детстве и продолжающимся во взрослом возрасте по крайней мере у 20% детей.[55] [56] Средний возраст начала заикания составляет 30 месяцев. Хотя существует вариативность, раннее заикание обычно состоит из повторения слов или слогов, в то время как вторичное поведение, такое как напряжение, избегание или бегство, отсутствует. Большинство маленьких детей не осознают, что их речь прерывается[57]. У молодых заикающихся расстройство речи может быть эпизодическим, а за периодами заикания следуют периоды относительно нормальной речи[58].

Хотя частота раннего восстановления очень высока[59], со временем молодой человек, который заикается, может перейти от легкого, расслабленного повторения к более напряженному заиканию, включая блоки и пролонгации. Некоторые предполагают, что родительские реакции могут влиять на развитие хронического заикания. Рекомендации «притормозить», «сделать вдох», «повторить» и т. д. со стороны родителей, могут усиливать тревогу и страх ребенка, приводя к еще большим трудностям с речью и, в «цикле заикания», к еще большему страху, тревоге и ожиданию заикания[60]. Со временем может образовываться вторичное заикание, включая такие формы поведения, как моргание глаз и движение губ, а также страх и избегание звуков, слов, людей или речевых ситуаций. В конце концов, многие полностью осознают свое расстройство и начинают идентифицировать себя как заик. Вместе с этим могут прийти еще более глубокое разочарование, смущение и стыд.[61] Были описаны и другие, более редкие паттерны развития заикания, включая внезапное начало, когда ребенок не может говорить, несмотря на попытки сделать это. Ребенок обычно не в состоянии произнести первый звук предложения и демонстрирует высокий уровень осознания и разочарования. Другая разновидность также начинается внезапно с частого повторения слов и фраз и не включает развитие вторичного заикания.[62]

НЕЙРОГЕННОЕ ЗАИКАНИЕ

Заикание также может быть вызванным нейрофизиологией. Нейрогенное заикание — это тип расстройства речи, при котором человеку трудно реализовывать нормальную, плавную речь. Люди с расстройствами беглости речи могут иметь речь, которая звучит фрагментарно или прерывисто, с частыми перерывами и трудностью производить слова без усилий. Нейрогенное заикание обычно возникает после какого-либо повреждения или заболевания центральной нервной системы. Повреждения головного и спинного мозга, включая кору, подкорку, мозжечок и даже области нервных путей[63].

ПРИОБРЕТЕННОЕ ЗАИКАНИЕ

В редких случаях заикание может быть приобретено в зрелом возрасте в результате неврологических проблем, таких как травма головы, опухоль, инсульт или употребление наркотиков. Такое заикание имеет иные характеристики, нежели заикание при развитии: оно имеет тенденцию ограничиваться частичными повторениями слов или звуков и связано с относительным отсутствием тревоги и вторичным заиканием. Такие методы, как измененная слуховая обратная связь, которые могут способствовать снижению уровня заикания, не эффективны при приобретенном типе[64]. [65] [66]

Психогенное заикание может также возникнуть после травматического переживания, такого как горе, разрыв отношений или психологическая реакция на физическую травму[67].

ЛЕЧЕНИЕ

Перед началом лечения необходима диагностика сертифицированного логопеда[68]. Хотя полноценного лечения заикания не найдено, существует несколько вариантов лечения, которые помогают людям лучше контролировать свою речь. Многие из доступных методов фокусируются на обучении стратегиям минимизации заикания посредством снижения скорости, регуляции дыхания и постепенного перехода от односложных ответов к более длинным словам и, в конечном счете, к более сложным предложениям. Кроме того, некоторые методы лечения заикания помогают справиться с тревогой, которая ухудшает симптомы заикания[69]. Такой метод предполагает комплексный подход, при котором основной акцент лечения направлен на улучшение отношения говорящего к общению и минимизацию негативного влияния заикания на жизнь[70]. Лечение квалифицированным логопедом может принести пользу людям, которые заикаются в любом возрасте[71].

Специалисты обучают людей с заиканием, осознавать и контролировать скорость, с которой они говорят. Кроме того, люди могут научиться произносить слова немного медленнее и с меньшим физическим напряжением. Они также могут научиться осознавать и контролировать свое дыхание. Когда люди учатся контролировать скорость речи, они часто начинают практиковать плавную речь со скоростью, которая намного медленнее, чем обычная речь человека, используя короткие фразы и предложения. Со временем пациенты учатся разговаривать быстрее, с использованием более длинных предложений и в более сложных ситуациях, пока речь не будет звучать свободно и естественно. При лечении заикания у детей, некоторые исследователи рекомендуют проводить оценку каждые три месяца, чтобы определить, является ли выбранный вариант лечения эффективным. «Последующие» или «поддерживающие» сеансы часто необходимы после завершения формального лечения, чтобы предотвратить рецидив.[72]

ТЕРАПИЯ БЕГЛОСТИ РЕЧИ

Терапия беглости речи, также известная как «говорите более свободно», «продолжительная речь» или «связная речь», предполагает обучение людей, которые заикаются, говорить менее сбивчиво, контролируя дыхание, фонацию и артикуляцию (губы, челюсть и язык). Она основана на методах оперантного обуславливания.[73]

Люди, которые заикаются, обучаются снижать скорость речи, растягивая гласные и согласные, а также используя другие методы снижения скорости потока. В результате получается очень медленная, монотонная, но беглая речь, используемая только в речевой клинике. После того как человек, который заикается, овладевает этими навыками, темп речи и интонация постепенно повышаются. Эта более нормально звучащая, беглая речь затем переносится в повседневную жизнь вне речевой клиники, хотя отсутствие естественности речи в конце лечения часто является поводом для критики. Подходы к формированию беглости преподаются в программах интенсивной групповой терапии, которые могут занять от двух до трех недель, но в последнее время было показано, что программа Camperdown, подразумевающая гораздо более короткий период, также показывает эффективность.[74]

МОДИФИЦИРУЮЩАЯ ТЕРАПИЯ

Цель терапии модификации заикания состоит не в том, чтобы устранить заикание, а в том, чтобы изменить его так, чтобы заикание переживалось легче и было менее трудоемким[75]. Логическое обоснование состоит в том, что, поскольку страх и тревога вызывают повышенное заикание, снижение страха, тревоги и напряжение приведет и к снижению заикания. Наиболее широко известный подход был опубликован Чарльзом Ван Рипером в 1973 году и также известен как терапия блочной модификации. Однако, в зависимости от пациента, логопедическая терапия может оказаться неэффективной[76].

ЭЛЕКТРОННЫЕ СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ БЕГЛОСТИ РЕЧИ

Измененная слуховая обратная связь, при которой люди, которые заикаются, слышат свой голос по-разному, используется уже более 50 лет в лечении заикания.[77] Эффект измененной слуховой обратной связи может быть получен, если говорить хором с другим человеком, блокируя голос человека, который заикается во время разговора (маскировка), слегка задерживая голос человека, который заикается (отложенная слуховая обратная связь) или изменяя частоту обратной связи. Исследования этих методов дали неоднозначные результаты: у некоторых людей, которые заикаются, наблюдается значительное снижение заикания, в то время как у других оно снизилось лишь незначительно или не произошло улучшений вовсе[78]. В обзоре эффективности лечения заикания 2006 года ни одно из исследований измененной слуховой обратной связи не соответствовало критериям качества эксперимента, таким как наличие контрольных групп[79].

МОБИЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ

Существуют специализированные мобильные приложения и компьютерные программы для лечения заикания. Цель, преследуемая приложениями такого рода - восстановление речевого цикла «я говорю- > я слышу - >я строю фразу - >я говорю» и так далее, используя различные методы коррекции заикания[80].

Пользователь взаимодействует с приложением через измененную слуховую обратную связь: он говорит что-то в микрофон гарнитуры и слушает свой собственный голос в наушниках, обработанный определенным способом[81].

В приложениях обычно используются следующие методы коррекции заикания:

MAF (маскировка слуховой обратной связи). Используется в основном маскировка «белым шумом» или синусовыми шумами собственной речи пользователя. Ученые считают, что заикающиеся могут говорить более гладко, когда они не слышат своей собственной речи. Этот метод считается старомодным и неэффективным.[82] [83] [84]

DAF (отложенная обратная связь). Этот метод предполагает передачу голоса пользователя с микрофона на наушники с задержкой в доли секунды. Цель: научить заикающихся растягивать гласные и снижать темп речи. После коррекции речи с большими задержками приложение настраивается на более короткие задержки, которые увеличивают скорость речи до тех пор, пока она не станет нормальной.[85] [86]

FAF (частотно-смещенная слуховая обратная связь). Этот метод включает в себя изменение частоты тона голоса пользователя, который он слушает, по сравнению с его собственным голосом. Диапазон сдвига может быть разным: от нескольких полутонов до половины октавы.[87]

Использование метрономов и темпокорректоров. В этом методе используются ритмичные удары метронома. Эффективность метода связана с тем, что ритм оказывает положительное влияние на заикающегося, особенно при медленном произношении.[88]

Использование визуальной обратной связи. Этот метод определяет речевые параметры пользователя (например, темп речи) и представляет их на экране в виде визуальной информации. Основная цель метода заключается в том, чтобы позволить пользователю эффективно управлять своим голосом путем достижения определенных целевых параметров. Предполагается, что пользователь видит визуальное представление как текущих, так и целевых параметров (таких как темп речи) на экране во время произнесения[89].

ЛЕКАРСТВА

Хотя ни одно лекарство не одобрено FDA для лечения заикания, несколько исследований показали, что некоторые лекарства оказывают благотворное влияние на уменьшение тяжести симптомов заикания. Несмотря на то, что были исследованы различные классы лекарств, в многочисленных исследованиях было показано, что те, которые обладают блокирующей дофамин активностью, оказывают положительное влияние на заикание. Эти лекарства одобрены FDA в Соединенных Штатах и имеют аналогичное одобрение в большинстве стран для других состояний, и их профили безопасности хорошо зарекомендовали себя при этих расстройствах.

Наиболее изученным лекарством при заикании является Оланзапин, эффективность которого была установлена в ходе повторных исследований. Оланзапин действует как антагонист допамина к D2-рецепторам в мезолимбическом тракте и аналогично действует на серотониновые 5ht2a-рецепторы во фронтальной коре головного мозга[90]. Было показано, что в дозах от 2,5 до 5 мг Оланзапин более эффективен, чем плацебо, в уменьшении симптомов заикания и может служить в качестве фармакологического лечения заикания первой линии, основанного на преобладании данных о его эффективности. Однако другие лекарства, как правило, лучше переносятся с меньшим увеличением веса и меньшим риском метаболических эффектов, чем Оланзапин.

Рисперидон и галоперидол также показали эффективность в лечении заикания. Однако галоперидол, в частности, часто приводит к плохой долгосрочной комплаентности из-за таких побочных эффектов, как двигательные расстройства и повышение уровня пролактина, которые также могут возникать при приеме рисперидона[91].Другие активные дофаминовые препараты, которые, как сообщается, положительно лечат заикание, включают арипипразол, асенапин, лурасидон, которые, как правило, лучше переносятся, чем Оланзапин с меньшим увеличением веса. Все эти препараты, а также Оланзапин могут нести потенциальный риск длительного двигательного расстройства, известного как поздняя дискинезия.

Исследуемое соединение экопипам уникально по сравнению с другими антагонистами дофамина тем, что оно действует на рецепторы D1 вместо D2, что приводит к незначительному риску двигательных расстройств. Открытое исследование экопипама у взрослых продемонстрировало значительное улучшение симптомов заикания без каких-либо сообщений о паркинсонических двигательных расстройствах или поздней дискинезии, которые можно наблюдать при применении антагонистов D2[92]. Кроме того, сообщалось, что экопипам не увеличивал вес, но вместо этого приводил к потере веса. В предварительном исследовании он был хорошо переносим у испытуемых, эффективно уменьшал тяжесть заикания и даже был связан в краткосрочном исследовании с улучшением качества жизни у людей, которые заикаются.

Перед приемом этих лекарств следует проконсультироваться с врачом, чтобы понимать потенциальные риски и преимущества.

(с) Подготовил психолог Геннадий Иванов, целиком материал и список литературы указан в статье "ЗАИКАНИЕ. ОБЗОР НАУЧНЫХ СТАТЕЙ О ЛЕЧЕНИИ И СИМПТОМАХ ЗАИКАНИЯ"

Показать полностью 9
8

Иллюстрации по психосоматике

Иллюстрации по психосоматике Психология, Психологическая травма, Психология травмы, Длиннопост

Решили иллюстрировать основные идеи когнитивной, эмоционально-образной и гипно- терапии. Желающие могут поучаствовать, как вариант прислать экскиз или описание метода, если это реально изобразить и в целом понравится, добавим в соавторы. Стиль примерно такой как на рисунках ниже. Делаем все на собственные средства, поэтому раз в неделю по картинке.

(с) Автор идеи психолог Геннадий Иванов, иллюстратор Нефедченко Ирина @ira_chka_3

Иллюстрации по психосоматике Психология, Психологическая травма, Психология травмы, Длиннопост
Иллюстрации по психосоматике Психология, Психологическая травма, Психология травмы, Длиннопост
Иллюстрации по психосоматике Психология, Психологическая травма, Психология травмы, Длиннопост
Иллюстрации по психосоматике Психология, Психологическая травма, Психология травмы, Длиннопост
Иллюстрации по психосоматике Психология, Психологическая травма, Психология травмы, Длиннопост
Показать полностью 5
20

Аэрофобия: причины, механизмы боязни и способы лечения страха полета

Аэрофобия: причины, механизмы боязни и способы лечения страха полета Аэрофобия, Фобия, Психосоматика, Видео, Длиннопост

Об аэрофобии

Страх полетов (аэрофобия, авиафобия, боязнь полета) – это страх передвижения и нахождения на тех или иных летательных средствах. Такой страх может возникать, уже при простом присутствии на летательном средстве, таком как самолет или вертолет. Аэрофобия или страх полетов, также тесно связана с другим страхом – акрофобией (страхом высоты). В соответствии с американской [1] и международной [2] классификациями болезней, страх полетов определяется как специфическая фобия.

История открытия

Впервые страх полетов обсуждался в биомедицинской литературе в конце Первой мировой войны английским врачом, который назвал его «Аэро-неврозом». В своей работе он описывал пилотов и экипаж, которые беспокоились о полетах. Однако, до 1950-х годов, т.е. до того как появились коммерческие авиаперелеты и вошел в моду психоанализ, этот вопрос почти не обсуждался. Но уже начиная с 1970-х годов проблема страха полетов решалась с помощью поведенческого и когнитивного подходов [3]. Интересно, что сразу же после терактов 11 сентября жители Америки предпочли использовать для передвижения именно автомобили, а не самолеты, при этом из-за дополнительного трафика в дорожно-транспортных происшествиях погибало примерно на 350 человек больше, чем обычно. [4]

Симптомы аэрофобии

Люди больные аэрофобией могут испытывать страх в ожидании полета, непосредственно перед полетом, во время полета, а иногда и просто представляя себе полет. Часто такие люди проявляют избегающее поведение: они всячески стараются избежать возможности полета, выбирают иные средства передвижения нежели летательные. Если же перелет неизбежен они склонны применять различные средства абстрагирования, например, выпивают алкоголь, а также используют различные средства поддержки, например, просят рядом сидящего поддержать их во время полета, используют счет и контролируемое дыхание во время турбулентности.

Именно турбулентность, а также процесс взлета и плохая погода в наибольшей мере вызывают страх у таких людей. В самом крайнем случае у больных аэрофобией возникает паника и рвота при одном лишь упоминании о полете или летательном средстве[5].

На сегодняшний день примерно 60% людей со страхом полетов сообщают о том, что у них имеются и еще какие-то тревожные расстройства[6]. А распространенность самой аэрофобии варьируется от 2,5% до 40%, в зависимости от того диагностировал ли заболевание пациент сам у себя или это делал профессионал. Но даже 2.5% от населения являются достаточно серьезным числом, ведь аэрофобия приводит к ухудшению качества жизни людей, мешает им передвигаться удобным способом, а также создает проблемы на работе при необходимости ездить в командировки.

Причины возникновения страха полетов

На сегодняшний день причины возникновения аэрофобии не совсем однозначны. Во-первых, аэрофобия сама по себе тесно связана с Акрофобией (страхом высоты). Страх высоты – это страх, заложенный в нас природой и потому, многие люди имеют предрасположенность к данному виду страха. Однако, чаще всего, необходимо и какое-то провоцирующее событие для активизации данного страха, например, падение с большой высоты, паника на аттракционе и др. В этом случае, в соответствии с механизмом открытым поведенческим психологом Джоном Уотсоном, происходит обуславливание страха, наш страх ассоциируется с высотой и болью от падения, а природная предрасположенность делает такую ассоциацию более легкой.

Точно также страх полета может возникать из-за травматических событий, произошедших непосредственно во время полета, например, в случае аварийной посадки самолета. Хотя такие события могут быть и не связаны напрямую с полетом, например, если на глазах у человека кто-то умер в самолете, это также может послужить причиной для образования аэрофобии и страха перед самолетами. Примерно также страх может образовываться на основе детских травм, когда ребенок ассоциирует изначально не связанное травматическое событие с полетом (например, при смерти бабушки мама говорит ребенку «она улетела в мир иной»)

Существует и теория, что страх полетов является производным от клаустрофобии. Люди с клаустрофобией начинают испытывать страх и панику находясь в тесной кабине самолета или другого летательного средства. В итоге этот страх ассоциируется непосредственно с летательным аппаратом и человека заболевает аэрофобией. Именно поэтому достаточно сложно поставить четкий диагноз для специфического страха полетов, ведь часто он является лишь симптомом генерализованного тревожного расстройства или боязни замкнутых пространств.

Также были попытки исследовать возникновение страха полетов с позиции когнитивных искажений, таких как иллюзорная корреляция (когда человек воспринимает некоторые вещи как сигналы к возможному бедствию) и предвзятость ожиданий (когда человек ожидает, что случится авиакатастрофа), однако, такие исследования не увенчались успехом [7].

Аэрофобия: причины, механизмы боязни и способы лечения страха полета Аэрофобия, Фобия, Психосоматика, Видео, Длиннопост

Способы лечения аэрофобии

Хотя и существует большой спектр способов лечения страха полетов, в том числе фармако- и психотерапия, выделить наиболее эффективный из них на сегодняшний день не удается так как в случае страха полетов для психотерапии невозможно использовать плацебо- или другой вид контроля.

Фармакотерапия

Достаточно часто для лечения острой тревоги, в том числе и перед полетом, применяются, так называемые анксиолитики или противотревожные препараты. В этом случае больной принимает лекарство за определенное время перед полетом, что должно сделать данный полет комфортным. Такое воздействие достаточно часто имеет под собой не только физические основания, но также и эффект плацебо, т.е. человек перестает боятся полета, просто потому что верит, что таблетка помогает. На сегодняшний день сложно считать фармакотерапию наиболее оптимальным видом лечения. Хотя прием лекарств иногда и способен искоренить фобию, за счет понижения чувствительности к пугающей ситуации, чаще такое лечение просто делает человека зависимым от таблеток, которые ему приходится принимать перед каждым полетом. Сюда можно добавить экономическую составляющую (затраты на таблетки), а также возможность появления различных побочных эффектов. В этом плане психотерапия выступает как более оптимальный способ лечения.

Экспозиционная терапия

На сегодняшний день экспозиционная терапия рассматривается как наиболее эффективный метод лечения большинства фобий [8]. Она состоит в обучении человека прогрессивной релаксации, а затем в помещении его в непосредственно пугающую ситуацию. Это приводит к угасанию условного рефлекса страха, проще говоря, человек в какой-то момент привыкает к пугающей ситуации и страх уходит. Часто при таком лечении применяются технологии виртуальной реальности, когда пугающая ситуация моделируется с помощью шлема, надевая, который клиент попадает на виртуальный летательный аппарат.

Николай, 38 лет (аэрофобия с акрофобией). Николай обратился к поведенческому психотерапевту со страхом высоты, который обостряется во время полета на самолете настолько, что последние 10 лет Николай полностью отказался от каких-либо перелетов. И даже когда ему было необходимо лететь в командировку, он, либо находил себе замену, либо избегал полета тем или иным способом, либо выбирал иной способ передвижения, который был абсолютно неудобен для него. В основе же аэрофобии Николая лежал именно страх высоты, он боялся выходить на балкон, смотреть в окна, подниматься на прозрачных лифтах, кататься на аттракционах и др.

Психотерапия началась с обучения Николая расслаблению. Терапевт использовал методику прогрессивной релаксации, при которой клиент учится поочередно максимально расслаблять свои мышцы. После этого совместно с терапевтом Николай составил, так называемую иерархию страхов, где максимальный ужас вызывал именно полет, чуть меньший страх – езда на большом аттракционе в стиле американских горок, далее поездка в стеклянном лифте и наконец выглядывание в окно на разных этажах. Было принято решение начинать с простого – сначала расслабление стоя на стуле, затем выглядывание в окно на разных этажах: как только Николай привыкал к виду из окна на одном этаже, он поднимался на этаж выше. Постепенно, проходя все данные этапы экспозиции дело дошло до самолета. Помимо вышеуказанных техник терапевт провел и когнитивную работу с убеждениями, он показал Николаю, что статистика аварий при полетах совсем не такая большая как он думал и что она в разы меньше той же статистики автокатастроф. Он рассказал Николаю о том, что на борту самолета всегда присутствует врач, а также второй пилот, который может взять на себя управление. Конечно, возможность полета у Николая была не всегда, однако за несколько месяцев работы с психологом, ему все-таки удалось совершить несколько перелетов, и он сообщил о серьезном снижении страха и о своем намерении в дальнейшем продолжать работу.

Психодинамическая психотерапия

Психодинамическая психотерапия в отличии от предыдущих типов лечения направлена не на симптом, а на поиск причины проблемы, что осуществляется с помощью разных методов (которые заключаются в основном в актуализации ассоциативного ряда, связанного с проблемой).

Василий, 29 лет. Василий обратился к регрессивному гипнотерапевту со страхом полетов. Этот страх стал в последнее время стал для него особенно актуальным из-за смены работы, где передвижение за границу было просто необходимо. Гипнотерапевт провел предварительную диагностику, которая показала, что Василий имеет нормальный уровень гипнабельности и данная терапия может оказаться для него достаточно эффективной.

На сеансе, гипнотерапевт произвел гипнотизацию Василия, что должно было способствовать его погружению в проблемную ситуацию и актуализировать механизмы воспоминаний и обучения. Гипнотерапевт попросил клиента припомнить недавнюю пугающую ситуацию полета, а после отыскать более ранние события, связанные со страхом. После воспоминания банальных событий, которые и так были знакомы Василию, неожиданно всплыла незнакомая ему ситуацию, когда он был совсем маленьким. Его отец в нетрезвом состоянии решил поиграть с ребенком, но пытаясь взять его на руки, случайно уронил с небольшой высоты. Хотя физического урона практически не было, маленький Василий понял для себя, что, во-первых, он на высоте беспомощен (так как не мог остановить отца), а во-вторых, что высота сама по себе опасна. Переосмысление этих убеждений позволило Василию избавиться от своего страха всего за несколько сеансов, и он смог вполне нормально осуществлять свои перелеты.

Часто в психодинамической психотерапии используют образные техники, которые напрямую не выявляют причину проблемы, однако помогают справится с ней на бессознательном уровне.

Мария, 42-года. Девушка обратилась к гештальт-терапевту за помощью в борьбе со своим страхом полетов. Этот страх мешал ей путешествовать и жить полной жизнью. Гештальт-терапевт предложил Марии объективировать данный страх, т.е. вынести его во вне в виде образа: «Мария, когда вы говорите о своем страха обратите внимание, где этот страх у вас в теле? На что он похож и как выглядит?». Мария представила свой страх в виде черной бездны, в которую она боится упасть. Далее произошел диалог с этой бездной, и неожиданно Мария поняла, что на месте этой бездны находится ее мать, которая все детство накладывала на нее непосильные обязанности, с которыми Мария часто не могла справится и периодически испытывала нервные срыва будучи ребенком. И хотя девушка уже давно живет отдельно, для нее это страх оказался своеобразным способом сохранять связь с матерью. После осознания этого факта, Мария поняла, что сама по себе высота не несет в себе угрозы и перестала страдать от фобии.

Заключение

На сегодняшний день именно психотерапию стоит рассматривать как приоритетный способ лечения страха полетов, так как она несет в себе меньше побочных эффектов и экономических затрат, позволяет получить полное исцеление от фобии, а также приводит к меньшему числу рецидивов.

Литература


[1] American Psychiatric Association. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fifth Edition (DSM-5). — Arlington, VA: American Psychiatric Publishing, 2013. — 992 p.

[2] International Classification Of Diseases - 9 - CM, (1979). Wonder.cdc.gov. Retrieved on 2014-06-20.

[3] Oakes, M; Bor, R (November 2010). "The psychology of fear of flying (part I): a critical evaluation of current perspectives on the nature, prevalence and etiology of fear of flying". Travel Medicine and Infectious Disease. 8 (6): 327–38.

[4] "Afraid to Fly After 9/11, Some Took a Bigger Risk - In Cars". Wall Street Journal. March 23, 2004. Retrieved October 11, 2013.

[5] Мulcahy, RA; Blue, RS; Vardiman, JL; Castleberry, TL; Vanderploeg, JM (2016). "Screening and Mitigation of Layperson Anxiety in Aerospace Environments". Aerospace Medicine and Human Performance. 87 (10): 882–889.

[6] Clark, GI; Rock, AJ (2016). "Processes Contributing to the Maintenance of Flying Phobia: A Narrative Review". Frontiers in Psychology. 7: 754.

[7] Wiemer, J; Pauli, P (August 2016). "Fear-relevant illusory correlations in different fears and anxiety disorders: A review of the literature". Journal of Anxiety Disorders. 42: 113–28.

[8] Oakes, M; Bor, R (November 2010). "The psychology of fear of flying (part II): a critical evaluation of current perspectives on approaches to treatment". Travel Medicine and Infectious Disease. 8 (6): 339–63.


Материалы по лечению фобий на Пикабу


Что такое психотравма по науке? Структура психический травмы

Панические атаки что это и доказанные методы лечения

Отзыв о лечении панических атак в когнитивной терапии


(с) Автор психолог, гипнотерапевт Геннадий Иванов
Аэрофобия: причины, механизмы боязни и способы лечения страха полета Аэрофобия, Фобия, Психосоматика, Видео, Длиннопост
Показать полностью 2 3
10

Метод возвращения эмоциональных инвестиций (психолог Николай Линде) | Эмоционально-образная терапия

Идея метода возвращения эмоциональных инвестиций со слова автора психолога Николая Линде: "Вместе с потерей любимого объекта от человека «отрываются» и те инвестиции, которые он когда-то вложил в него в надежде получать эмоциональные «дивиденды». Он чувствует потерю, потеряна часть его души. Он не может создать новые отношения, потому что нечего больше вкладывать. Но капиталовложения в отношения делают их надежными и весомыми, тогда отношениями дорожат. Если другой человек отвечает первому взаимностью, то все счастливы, и между ними осуществляется прочная эмоциональная связь, обеспечивающая хорошую основу для создания семьи. Когда обе стороны процесса делают взаимные вложения, то это обеспечивает их счастье, они обладают не только любимым объектом, но и собственными вложениями, ведь они тоже с ними, если отношения не нарушены. Да еще с ними находятся и те инвестиции, которые сделала в них «противоположная сторона». Каждому приятно осознавать, что он дорог для любимого человека, что он для тебя старается.

Эта идея стала основой целой серии удачных работ по преодолению эмоциональной зависимости. Конечно, нельзя говорить, что сердце одного индивида действительно перемещается в любимого им человека, и последний им распоряжается. Но не зря любящие так часто говорят о том, что отдали свое сердце тому, кого любят. Как пишут поэты: «В горах мое сердце, а сам я внизу…» В субъективной реальности возможно то, что не происходит объективно, однако, оказывает на жизнь индивида вполне реальное и объективное воздействие. (с)

Николай Линде

(с) Озвучка Никита Симохин, дизайнер Наташа Гаранина. Сценарий психолог, гипнотерапевт Геннадий Иванов


Описание метода на примера с подбором видео лекции на Яндекс Дзене

Метод возвращения эмоциональных инвестиций (психолог Николай Линде) | Эмоционально-образная терапия Психосоматика, Психология, Зависимость, Фобия, Смерть, Видео
Показать полностью 1
14

Регрессия в прошлые жизни или как психотравма превращается в ложные воспоминания

Регрессия в прошлые жизни или как психотравма превращается в ложные воспоминания Гипноз, Реинкарнация, Психологическая травма, Регрессивный гипноз, Видео, Длиннопост

У регрессивной гипнотерапия на сегодняшний день имеется две основных трактовки. Первая касается поиска травматических воспоминаний и их проработки. Она имеет под собой достаточные научные основания. А вот второй тип регрессивной терапия подразумевает так называемые регрессии или путешествия в прошлые жизни, где по мнению авторов этого направления, и находятся корни наших проблем. И такой подход порочит имя психотерапии в целом, так как опирается на лженаучные воззрения и показывает невысокую эффективность (вопреки всем заявлениям регрессологов). Но наверняка кто-то из читателей все-таки верит в прошлые жизни, да и к тому же, каковы причины думать, что их нет? Ну что ж, существование прошлых жизней, а точнее возможность их воспоминания в гипнозе, опровергается достаточно легко, приведем лишь некоторые факты.

Люди неспособны воспроизвести конкретику о своих прошлых жизнях. Например, человек может вспомнить, что он был Юлием Цезарем и, даже сказать, что у него был венок на голове, а еще красный плащ (это регрессологи выдают за доказательство истинности воспоминаний). Однако, любой из нас и так знает, что Юлий Цезарь носил венок и красный плащ, однако, если у регрессировавшего в прошлую жизнь начать спрашивать, в каком конкретно году он находится, какие племена он захватывал, какова была численность его войска и т.п., то человек вам либо не ответит, либо ответит наугад (если только, конечно, он не является историком).

Иногда люди находясь в прошлых жизнях под гипнозом все-таки сообщают точные данные, но происходит это опять же, если человек является историком, или прочитал информацию в какой-то книге, чего регрессологи никогда не учитывают.

Люди не способны воспроизвести язык, на котором он говорили в прошлых жизнях (ну опять же если не знали его до гипноза), так что обычно они начинают просто нести какую-то тарабарщину.

Воспоминания людей в прошлых жизнях достаточно однотипны, и вполне возможно встретить несколько людей с воспоминаниями, с воспоминаниями о том, что в прошлой жизни они были Цезарем.

Регрессологи утверждают, что существование прошлых жизней доказано, просто на основе того, что есть записи, как люди эти прошлые жизни вспоминают, сами же воспоминания регрессологи никак не проверяют. Проблема в том, что под гипнозом человек может вспомнить и то, как его похищали инопланетяне или как, он общался с богом или что угодно еще, все зависит лишь от его фантазии и намеков терапевта.

Воспоминания людей прошлых жизней под гипнозом зависят от их убеждений. То есть если человек в принципе не верит в прошлые жизни и не ожидает их вспомнить, он их никогда и не вспомнит, а если к нему и придут какие-то образы не связанные с реальной памятью, он просто воспримет их как метафоры.

Воспоминания прошлых жизней зависит от ожиданий человека. В частности, проводился эксперимент [1], где перед гипнозом исследователь представлялся специалистом по прошлым жизням и рассказывал человеку, что в прошлой жизни он был Юлием Цезарем. В итоге, все кому это было рассказано, это и вспомнили. Понятно, что реально экспериментатор никаким специалистом по прошлым жизням не был.


Доказано, что наши воспоминания могут искажаться и меняться под влиянием текущих установок и простой фантазии[2], а в гипнозе количество ложных воспоминаний в разы увеличивается[3]. И здесь встает очевидный вопрос «почему же регрессологи используют гипноз?». Сразу хочется ответить, что гипноз – это техника, которая открывает дверь в подсознания и родовую память. Но на самом деле, гипноз — это не более чем измененное состояние сознание, которое, кстати, достигается далеко не у всех и которое характеризуется повышенной концентрацией внимания, усиленным воображением, а самое главное, повышенной внушаемостью. Проще говоря, регрессологи используют именно гипноз, просто потому что в нем легче внушить человеку идею о прошлых жизнях. И более того, как показывают исследования, если человек вспомнил, что-то под гипнозом, то он становится более уверен в таких воспоминаниях[4].

Резюмируя, стоит сказать, что на сегодняшний день нет никаких доказательств существования прошлых жизней и нет никаких основания для применения регрессии в прошлые жизни в качестве эффективной методики лечения.

Однако, остается вопрос откуда же тогда берутся воспоминания о прошлых жизнях? Понять ответ на него будет не так просто, ведь все подобные воспоминания – это символы и метафоры нашего мозга, которые он нам выдает, воплощая в них всю боль человека, а может, наоборот, не давая ему погрузиться в реальные травмы своего прошлого. Не говоря уже о том, что большинство наших травм происходят в глубоком детстве, где мы постоянно смешиваем фантазии с реальностью, какими затем и представляются наши воспоминания. Хороший пример таких искажений был приведен в книге Ф. Шапиро, когда девушка на терапии вспомнила, что была изнасилована дьяволом, однако при дальнейшей работе оказалось, что это был никакой не дьявол, а знакомый отца, который приставал к девочке, надев на себя карнавальную маску[5]. Далее мы приведем примеры похожих сеансов.

Сеансы из психологической практики

«Я плыла на корабле домой. Как будто это была Польша или Германия. Я ведьма с красивыми рыжими волосами, в зеленом платье. По прибытии меня встречало множество людей, я была важной персоной, возможно я плыла на шабаш ведьм. У меня был муж, красивый и высокий брюнет. И с ним у нас было двое детей – мальчик и девочка. Мальчик был в костюме, а девочка в маленьком платьице. Мальчик был весь в отца. Мы имели большой красивый дом. В нем мы устраивали балы, где со мной флиртовало множество мужчин. Умерла я в глубокой старости, когда муж и дети были рядом со мной».

Можно сразу заметить, что это воспоминание не более чем, воплощение типичной женской мечты: хороший муж, большой дом, славные дети и внимание окружающих. И это неудивительно, ведь девушка пришла с проблемой ожирения, из-за которого ей никак не удавалось найти мужа, а при дальнейшей работе всплывали воспоминания о том, как над ней смеялись в школе и как ее отвергали мальчики.

«Я гуляла в саду при дворце. На мне было нежно розовое длинное платье, и я шла босиком по траве. А потом я увидела, как умираю в темной комнате в полном одиночестве».

Девушка обратилась с проблемой зависимых отношений. А при дальнейших сеансах всплывали уже реальные воспоминания:

«У нас закончился день в дет садике и всех забирали родители. Но за мной никто не пришел, я осталась последней в группе и долго плакала. На самом деле я знаю, что тогда родители просто задержались на работе, но в тот момент для меня это было сравни смерти».

С тех пор девушка начала боятся оставаться одна и ей всегда был нужен кто-то рядом. Она впадала в зависимость от молодых людей, чем они часто и пользовались, заставляя ее страдать.

«Я не понимаю, что я вижу, вокруг меня люди, но их лица как будто смазаны, а потом начал чуть болеть живот как будто это ранение. Да думаю это было война я была раненой девушкой (плачет)»

Девушка обратилась с постоянной тревогой, которая, по ее словам, находилась у нее в животе, так что неудивительно, что в процессе воспоминаний она вообразила именно ранение в живот. Однако, дальнейшая работа показала, что все было совсем иначе.

«Болит живот и люди вокруг. Я совсем маленькая лежу в кроватке. Люди – это родители! Они ругаются. Мне страшно, но я не могу ничего сделать».

Таким образом первоначальная причина тревоги оказалась в детской ситуации ругани родителей, когда она, будучи ребенком не могла ни на что повлиять и не знала, что произойдет дальше, что и закрепило тревожную реакцию на любую ситуацию неизвестности.

«Я жена влиятельного дворянина, по-моему это Франция 19 века. Я блондинка с серыми глазами, отчетливо вспоминаю лицо мужа и горничной, у меня был красивый статный муж, высокий брюнет, горничная была 20 летней симпатичной девушкой, у нас был большой красивый дом со множеством спален, я была счастлива, но дальше происходит смерть мужа (плачет). Однажды ночью к нам в дом врываются незнакомцы и стреляют в моего мужа он скончался, я убегаю и… я нахожусь в старой лачуге, я собираюсь повеситься...»

Еще одно воспоминания воплощающее типичные женские мечты о семье и статусном муже, а также страх перед разрушением этой мечты. Женщина боится, что у нее не получится завести семью, потому что она «не такая». В дальнейшем она вспоминает.

«Папа с мамой ругаются, он уходит. Это был последний раз, когда я видела своего отца.», «Мама мне говорит, что так всегда и будет, не надо ни на кого надеется, и что «ты будешь никому не нужна», и мне было больно это слышать, ведь я очень любила папу».

Часто можно слышать и воспоминания о перинатальном периоде «Я нахожусь в утробе у мамы, начинаются роды и мне очень больно, я задыхаюсь и пытаюсь плакать или крикнуть, но не могу или не умею, сильно сдавливает голову, потом появляюсь на свет, но меня уносят от мамы, но я не хочу этого…»

Такие воспоминания также являются ложными, так как мы не способны запоминать столь ранние периоды нашей жизни. Просто однажды в детстве мама рассказала своей дочке историю о тяжелых родах, о том, как ей накладывали щипцы. Для ребенка это была ужасная информация, которую девочка представила очень ярко, и тогда было проще ее вытеснить, однако, эти знания продолжали влиять на жизнь и самооценку девушки, и в итоге все-таки проявили себя непосредственно в сеансе в виде воображаемой картине.

При дальнейшей работе девушка вспоминала много событий ссор с матерью, где она думала, что она не нужна, и что ей в принципе не стоило рождаться.

«Я девушка с темными длинными волосами, хожу по деревне в порванном платье, там воняет и я сажусь на лошадь и еду к озеру, чтобы утопиться, ко мне подходит какой-то мужчина с рогами и дает мне бумагу, я ее выкидываю и хожу по полю»

В последующем вскрывается, что это воспоминание ярко воплощает событие из прошлого девушки, где у нее возникло чувство сильнейшего стыда. Это были первые месячные… Девушка убежала в туалет и долго сидела там, не понимая, что с ней происходит и вытираясь туалетной бумагой. После этого события, у девушки упала самооценка, она решила, что с ней что-то не так и что лучше избегать чужого внимания. Так у нее образовалась социофобия.

«Я крестоносец в какой то деревушке, меня окружают крики и стоны, мои товарищи грабят дома и убивают местных жителей, теперь мы стоим на льду, который покрывает озеро, а по другую сторону похоже русские, у меня двуручный меч, но в пылу битвы меня самого протыкают мечом, и я смотрю с неба как убивают моих товарищей, я отправляюсь на небеса и вижу Бога, спрашиваю его «что мне делать?» Он отвечает, что я много грешил, но так как я делал это за веру, у меня будет шанс все исправить и я смогу переродится…»

Данное воспоминание очень символично передает последующую реальную ситуацию, которая всплыла в сеансе гипнотерапии

«Я маленький сижу с мамой, папа напился. Я в целом любил папу, но только, когда он трезвый. Как будто, когда он пьяный и трезвый это два абсолютно разных человека. Он начинает орать на мать и бить по столу кулаком. Они и раньше дрались. И сейчас мне кажется, что он снова побьет ее. Я пытаюсь ее защитить и пихаю его, говорю, чтобы уходил. Отец кричит матери «вот и оставайся с этим уродом» и, действительно уходит. Я вроде как рад, что он ушел, но в то же время мама плачет, и я начинаю думать, а что будет если он не вернется»

Очень часто можно видеть и другие воображаемые или неопределенные ситуации, которые создает наш мозг в попытках воспроизвести давно забытые события, которые несут в себе много боли. Например, могут всплывать расплывчатые события, где непонятно, что происходит: могут возникать метафорические ситуации в стиле встречи с ангелами или космосом, или вообще абстрактные образы, например, черные пятна, темные облака; а иногда, вообще ничего не возникает, просто человек погружаясь в гипноз неожиданно начинает испытывать сильный наплыв чувств и плакать, кричать, вибрировать телом. Стоит понимать, что всё это явления одного порядка, и все они скрывают под собой реальную травму, до которой и необходимо докопаться в процессе гипнотерапии. При этом нет никаких оснований верить в существование прошлых жизней и эффективность их поиска.


Литература

[1] Уотерфилд, Р. ГИПНОЗ. Скрытые глубины: История открытия и применения. —М.: ACT:, 2006. — 477 с.

[2] E. F. Loftus & J. C. Palmer, Reconstruction of automobile destruction: An example of the interaction between language and memory, Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior 13 (1974), 585–589

[3] Steblay, N.M. & Bothwell, R. (1994). Evidence for hypnotically refreshed testimony: The view from the laboratory. Law and Human Behavior, 18, 635-652.

[4] Steblay, N.M. & Bothwell, R. (1994). Evidence for hypnotically refreshed testimony: The view from the laboratory. Law and Human Behavior, 18, 635-652.

[5] Шапиро Ф. Психотерапия эмоциональных травм с помощью движений глаз: Основные принципы, протоколы и процедуры/Пер. с англ. А. С. Ригина. — М.: Независимая фирма «Класс», 1998. — 496 с. — (Библиотека психологии и психотерапии).

● Что такое гипноз и какие есть современные исследования по гипнозу. Лекция Дэвида Шпигеля ● доктора медицины Стэнфордского университета.
● Регрессивный гипноз и гипноанализ для лечения фобий и психосоматики.

● О гипнозе и гипнотерапии с научной точки зрения.

(с) Психолог, гипнотерапевт Геннадий Иванов

Показать полностью 4
Отличная работа, все прочитано!