Falkmar

На Пикабу
Дата рождения: 9 июля
3004 рейтинг 10 подписчиков 47 подписок 3 поста 2 в горячем
Награды:
5 лет на Пикабу

Стоит ли идти в аспирантуру? (Личный опыт)

Хотелось бы поделиться личным опытом по вопросу аспирантуры. Может кому-то оно и поможет, ну или подписчикам будет интересно.

Сразу скажу, что рассматриваю только то, что наблюдал сам, конкретно в вашем случае может быть по другому.

Немного вводной информации. Я учился в аспирантуре в опорном ВУЗе России около 10 лет назад. Диссертацию написал, послушали один раз на кафедре и один раз предварительно в диссовете. Затем я бросил это дело и ушел работать на производство (аналитическое управление в нефтедобывающей компании).

Итак. Зачем идти в аспирантуру?

  1. Хочется заниматься наукой. Не работать на условном конвейере, а разработать что-то новое и интересное.

  2. Перегаситься от армии (сейчас уже не очень актуально). Надо защищаться, просто пересидеть уже не выйдет.

  3. Работать доцентом в университете, получать деньги и при этом иметь свободный график, плюс 56 календарных дней отпуска. Конференции, интересные знакомства, стажировки по стране и за рубежом.

  4. Разное. Напишите в комментариях свое видение, зачем вы пошли в аспирантуру.

Собственно, в моем случае почему я пошел в аспирантуру? Я был молодой и глупый и хотел что-то изобретать. Нравилось писать статьи, заниматься исследованиями. Оставаться в университете мне не очень хотелось, я планировал потом со степенью устроиться работать уже по специальности на производство (плохая идея). Также в аспирантуре были проекты для нефтегаза, есть даже до сих пор направление, которому почти не учат, т.к. вещь необходимая в производстве, но учебных часов мало, учить особо некому, а специалисты нужны. Под этой эгидой, кафедрой брался реальный проект с производства и на нем обучались студенты под контролем аспирантов и молодых преподавателей. Потом эти студенты ехали в компанию-заказчик работать. Такой спецзаказ на высококвалифицированных специалистов для производства. Звучит красиво, а по факту мы с коллегой вели два проекта в одну каску, а начальство пилило деньги, скидывая (как потом выяснилось) нам по 5% от суммы проекта. Я ушел, а коллега там до сих пор работает. А студенты? Какие студенты? Это все ширма. Если кому интересно расскажу подробнее.

По факту изобретать было нечего, все что касалось «науки» было обычной графоманией ради распила грантов. Также могу рассказать, если интересно.

Основной успех в защите диссертации это руководитель. Это вот наверное 90% успеха. Если руководитель в вас заинтересован, то вы защититесь. Если нет - будете ходить оббивать пороги до пенсии. Конечно, если у вас гениальная работа, то вы можете пойти соискателем и руководитель сам вас найдёт, но такое редкость.

В моем случае я был нужен, потому что делал денежные проекты, за которые получал какие-то крохи. Подумайте чем вы будете полезны руководителю, если настроены на защиту диссертации.

После аспирантуры и защиты диссертации, допустим вы не захотели заниматься наукой или преподавать, а решили пойти работать в НИПИ. Вот тут оказывается, что ваша диссертация никому не нужна. Я сталкивался с тем, что начальство откровенно гнобило тех у кого ученая степень. Некоторые руководители относились к этому просто презрительно, вроде «То есть вот эта работа, это тот максимум который ты смог сделать в своей жизни? Слабовато как-то. И что теперь? Ты стал лучше работать? Освоил новые компетенции?». А ну и надбавки за ученую степень убрали, раньше было 25% к окладу, теперь только за докторскую дают.

Как вариант, уже работая, можно поступить в аспирантуру и писать кандидатскую в организации, за это при публикациях и успешной защите, организация премирует.

Лично для себя, я за время аспирантуры научился работать в специализированном и востребованном ПО, какие-то общие знания приобрел, но как оказалось потом уже на производстве, все что мы делали было липой и даже исходные данные загружали некорректно.

Почему я не стал защищаться? Руководитель малость оборзел. 4 года аспирантуры (а у нас она была аж 4 года), я делал все, что ни попросят - везде ездил, вел занятия за руководителя, собирал ему кухонные уголки, проектировал кабинет и следил за строителями, ездил с прорабом за стройматериалами в свой отпуск во время ремонта на кафедре летом, клал линолеум, прибивал плинтуса, врезал замки, ставил розетки, вешал камеры, совмещал работу сисадмина и зав лабораторией, смешивал реактивы для занятий, занимался закупками и тендерами, носил бумажки, даже за одного профессора экспертировал в мин. образования работы кандидатов на гранты, в общем работал «За себя и за Сашку!». Не привезли фурнитуру для мебели в кабинет руководителя? Я еду на мебельную фабрику. Хочет кофемашину? Я еду за ней после работы в магазин. Надо ему сдать охрану труда и пожарную безопасность? Я еду за него сдавать. Звонок утром в 8 утра «У меня там пары сейчас начнутся, но есть дела - иди проведи». И я мчусь на кафедру утром по пробкам, хотя в этот день у меня вообще нет занятий и я дома диссертацией планировал заниматься, чтобы не ехать через весь город на кафедру.

По итогу, диссертацию я написал в последний год аспирантуры в июне, говорю «Давайте слушаться», началось «Ну нееет, ну что все в отпусках, что они скажут? Будто мы в кулуарах слушали! Нужна публичность! Давай в сентябре, а пока проект надо делать. Иди пока делай». Хорошо. Лето прошло, иду в сентябре спрашивать. «Ой да потом, там сейчас поездку нашу в зарубежный ВУЗ готовь, в октябре послушаем». В октябре мне пришла уже повестка в армию. Нужно пройти предзащиту, чтобы дали еще год отсрочки. Вроде назначили. Всех позвал. Тут руководитель говорит «Нас там ректор вызвал, отменяй». А призыв то все ближе. На 2е ноября. На 27е октября назначили слушание, потом снова «Нас там ректор вызвал…». Тут я сказал «Ничего не знаю. Ректор точно не будет ночами сидеть, давайте слушаться вечером, мне нужен протокол предзащиты, иначе я ухожу в армию». Послушали кое как-получил отсрочку. Дальше предзащита в диссовете. Она в Москве. А аспирантура-то кончилась. Стипендии нет, надбавок нет, зарплата 13 тр за полторы ставки преподавателем, стипендия у меня была президентская, это в сумме с обычной давало где-то 8000₽ в месяц. Прошу перевести на старшего преподавателя. Там 17 тр хоть за полторы ставки. По сути просто подпись поставить, дальше я бумаги все оформлю и отнесу. Начинается «Ой да ладно там 4 тысячи разница, чего бумагу марать, сразу доцентом будешь!»(после защиты можно корочки до года ждать кстати). Поездки в Москву никто не оплачивает, все за свой счет. В декабре говорю «Давайте звонить в Москву, назначать предзащиту». «Ой тут праздники» «Давайте в январе». «Ой там у них сессия». В итоге в Москву я съездил только в апреле. Оставил там 20 где-то тысяч при зарплате в 13. Получил замечания. Потом мне повторное слушание назначили на июнь, потом перенесли на октябрь. Я в июне и уволился, потому что предложили работу на производстве. Мне высказали, что я неправильно увольняюсь, пришел видите ли и заявление «кинул», а должен был за полгода сообщить, что хочу уйти, чтобы начали кого-то искать (или меня эти полгода гнобить?). При увольнении я поступил по совести со своей стороны-принял все что можно и закрыл все что можно и уволился уже после сессии, чтобы коллеги моих студентов не принимали и долги мои по работе за меня не закрывали. Как потом выяснилось, очередь мою на предзащиту в октября в Москве аннулировали, как сказал председатель диссовета «Звонил твой руководитель, сказал, что ты не хочешь защищаться и мы твою очередь аннулировали». Потом встречался с руководителем, где мне прямым текстом сказали «Это все мое! Вся работа сделана на моих материалах! Попробуешь сунуться куда с ней, я тебя задавлю и никто у тебя ничего не примет!» Про материалы вопрос спорный конечно, т.к. акт о внедрении и практическую значимость мне руководитель не дал сделать своим «Да потом», я делал сам через знакомых и в другой организации. Применил свою методику на их объекте, выпустил статью в ВАКовском журнале и внес в диссертацию результаты. Но я решил, что овчинка не стоит выделки и забил на это дело. О чем собственно ни капли не жалею.

Надеюсь мой опыт поможет читателям в принятии решений.

Показать полностью

Высшее образование в одном отдельно взятом направлении обучения1

Собственно как-то образовались тут 8 подписчиков, да в комментариях просили рассказать про высшее образование в РФ подробнее.

Предыстория. Я 7 лет отработал в опорном ВУЗе России в 2010х, сначала был лаборантом, потом 5 лет преподавал. Был в должности сначала преподавателя, потом старшего преподавателя. Писал диссертацию, написал даже, но не защитил - ушел работать на производство. Как говорится: «Лошадь сдохла - слезай».

Рассказать я хочу больше про систему высшего образования, чем про ВУЗ. Допускаю, что это в нашем направлении Нефтегазового дела все так. Может где-то по-другому, но выдумывать за других я не хочу. В нефтегазовое дело я объединяю разработчиков, буровиков, геофизиков и геологов. Работаю я также в этой сфере уже на производстве.

Ну так начнем. Основная проблема высшего образования в том, что оно по сути не нужно такому количеству людей. Это звучит оскорбительно, но это на самом деле не так. Просто пережиток советской культуры, что если ты хочешь почета и уважения, у тебя должен быть диплом. Я лично работал уже по специальности с 3го курса, делал разные научные изыскания, строил карты, помогал по грантам и тд, всю жизнь работал по специальности. Мой диплом никто ни разу не посмотрел. Даже вкладыш не надо было сканировать обычно, достаточно скана титульника с номером и сам номер. Дальше уже делали запрос действительно ли я учился и все. А то, что там средний балл 4.9 всем фиолетово всегда было. Главное знания. О них подробнее.

Представим ситуацию. Родители своего сына пихают в университет (в этом ничего предосудительного, школьнику часто сложно представить что делать и на кого учиться). Покупают ему ЕГЭ, потом платят за него по 150тр в год. Он откровенно не понимает зачем ему это. Ему это не интересно все, у всех разный склад ума, кто-то хорошо усваивает лекции, кто-то через практику быстро схватывает, но в университете много именно лекций. В основном не бывает тупых людей, за редким исключением, просто им нужна своя сфера и свой подход. Все что данный молодой человек слушает, почти не оседает в его голове. Далее как-то он заканчивает 4-5 лет обучения (там где я работал до сих пор есть и бакалавриат и специалитет), ищет работу. У нас было распределение даже и оплачиваемые практики. Ему конечно же предлагают пока только рабочую специальность. А для нее диплома уже не достаточно, нужна корочка оператора по добыче или помощника бурильщика например. Их параллельно с учебой обычно получают на курсах. После этого наш подопытный устраивается вахтой или на постоянку в Сибири оператором по добыче например. Ничего сложного ему там не доверят, всегда будет под присмотром. Что делать покажут, что не знает - расскажут, что не умеет - научат. Дальше получает разряды и идет дальше и дальше по линии промысла. В офис или НИПИ он вряд ли сядет. Тут уже опыт есть, всех знаешь, разряд, а в офисе или НИПИ все фактически с нуля и зп ниже и многие любят вахтой работать, а не пятидневку. Все. Он молодец, он все умеет и знает и получает деньги. Но!

Но по сути все эти 4-5 лет в ВУЗе ему ничего не дали. Его всему научили на промысле. Ему нужна была только корочка оператора по добыче. А какие-то основы ему могли коллеги рассказать или краткие трехмесячные курсы (когда работаешь, теория лучше ложится, если она по работе). Получается, он мог после школы уже работать и зарабатывать деньги, а не тратить родительские 4-5 лет. Но без бумажки ты букашка. Нужен диплом, так сказало государство, чтобы как-то оправдать траты бюджетных средств на ВУЗы и «науку», в кавычках потому что зачастую это все фикция и распил грантов. Я знаю пару ВУЗов где реально есть наука, но часто она монетизируется и они бы и без государства прекрасно выжили.

Что мы имеем в сухом остатке?

  1. Мы платим налоги, они идут на зп преподавателей и обеспечение учебного процесса (как оно там делится это отдельная уже история). Есть конечно контрактные средства от тех кто учится платно, но у нас основные доходы были за счет бюджета.

  2. Государство вводит дипломы о вышке в обязаловку для всех. Доходило до абсурда, людей кто уже много лет работал, заставляли идти на заочку получать корочки, потому что у них не профильные специальности. Я учил, например, женщину, которая изучала мою дисциплину еще в техникуме и закончила его в году, когда я родился. Потому что нужна бумажка. Иди трать время и деньги. Зачем? Человек делает свою работу.

  3. Эти толпы людей потом в мыле ищут работу, не все находят по специальности. Работодатели плюются, мол вы ничего не знаете.

  4. Потрачено время и деньги людей, специалистов часто вышло 10% из потока, остальные ушли на промысел работать там, где эти знания и потраченные годы им вряд ли пригодятся.

  5. ???

  6. Profit!!!

Из всего этого следуют вопросы:

  1. Но ведь высшее образование, оно развивает там нейронные связи, расширяет кругозор! Какие связи оно расширяет, если человек не понимает зачем ему это все и не занимается? Если его родители туда пнули и он не понимает где он это будет применять? Как можно расширять кругозор тому, кто не ходит на занятия по философии и прочим дисциплинам или предметы эти просто покупаются? А те кто ходит, те зачастую и так достаточно развиты и просто сдают или выводят преподавателя на конфликт, потому что не все преподаватели готовы к дискуссии. Это как заставлять день ото дня фаната хоккея смотреть выступления оперных певцов. Кому-то чуть интересно, остальным просто не зашло. Но оно каждый день и надо это все еще сдавать как-то. Ну не хочет человек потом идти в НИПИ например, ну не его это. Он хочет делать понятную ему работу и получать хорошие деньги. Зачем его обвинять в том, что он не знает принцип неопределённости Гейзенберга? Ну не надо ему это. Дайте вы ему работать-то, зарабатывать деньги и покупать на них себе что он захочет.

  2. Ну как же так? Но ведь вышка! Пусть будет, может пригодится. Ну так идите еще три высших получите. Можете быть вечным студентом. Есть те кто любит учиться, кого прям прет с дипломов. Я не осуждаю, каждый сам решает куда направить и как тратить свои ресурсы. Понадобится вышка? Получит вышку заочно. Или курсы там. Но часто их нет и не на всех специальностях есть заочка. Опять же возвращаемся к системе образования.

  3. И что же нам теперь делать? Ничего. Пока государство будет просто отчитываться о том как классно они выполнили планы по обучению и освоили бюджет, но фактически выпустив на улицу безработных с дипломами. Пока работодатели будут только нос воротить от, как им кажется, бестолковых студентов, фактически получая работников нахаляву (да есть целевое обучение от организации, но это также фикция). Так все и будет. Если государство выделило деньги на обучение человека, пусть потом дает ему работу по специальности. Если работодатели хотят себе хороший специалистов, пусть участвуют в образовательном процессе. Когда работодатели будут размещать заказы на обучение специалистов, а не получать их за бюджетные деньги, они сильно удивятся и порежут часы всяких философий и культурологий или вообще их уберут. Скажут, что мы не готовы платить за 5 лет, из которых спец предметы начинаются на 3м году. Все убираем и вот 3 года осталось. Преподаватели ваши кто? Деды по 80 лет, которые читают лекции по книжкам 60х годов? Которые ПК пользоваться не умеют? Нам нужны люди, с актуальным производственным опытом. За это мы платить не будем. Не идут на такие деньги? Так повыгоняйте три этажа бухгалтеров, которые жрут бюджет, но для ВУЗа денег не зарабатывают. Оптимизируйтесь. А мы пока пойдем вон в тот ВУЗ, там специалистов себе заказывать, там у них подороже, но зато учат нормально.

  4. Ну а как же налоги? Ведь нефтегазовые компании платят налоги! Вот и учат специалистов на эти налоги. Да платят и они идут в фонд национального благосостояния, а оттуда только сейчас стало что-то доставаться и гаситься дефицит бюджета. Также часть налогов списывается за благодарность. Строят школу в поселке и это дешевле, чем налоги платить. Так что все также: государство для них учит работников, а они нос воротят.

В целом как-то так. Все это конечно вряд ли когда-то будет. Потому что время проведенное в гос учреждении дало следующее понимание: «Если что-то очевидно, но не делается, значит кому-то надо, чтобы оно не делалось и оно так и останется»

Наше высшее образование это пережиток советской системы. Когда все было государственное. И государство готовило само себе специалистов и из одной кубышки все оплачивало. А сейчас государство учит специалистов зачастую забесплатно для частного капитала. К качеству этого обучения также есть вопросы. Но они вытекают из самой системы.

Если есть вопросы - пишите в комментариях. Постараюсь ответить, если тут не расписал. Может созреет еще один пост.

Показать полностью

Ответ grimoura в «До сих пор обидна»20

У меня таких историй тоже воз и маленькая тележка. Зря девушка это все так близко принимает к сердцу. Я когда работал в науке, было в порядке вещей, что если где-то нарыл грант, то впиши туда руководство обязательно и пофиг, что им с их зарплатами будет выхлопу 1000 в месяц, а так ты бы получал 4000, но получаешь из-за них также 1000 (зп тогда была у меня 8700/месяц).

Та же ситуация с научными статьями, написал статью - впиши руководство, и давай еще впишем сына какого-то знакомого, он защищаться планирует, но публиковаться ему времени нет, он пока ты тут вкалываешь за десятку в месяц, в Ираке на скважине в баксах зп получает.

Доходило до абсурда. Человек с производства, дал материалы, я провел на них исследования. Написали с ним статью, я договорился о публикации в журнале рецензируемом ВАК, оформил все и тут выясняется, что надо вписать туда начальника и его зама для кучи. Просто потому что потому. А иначе мне визу не поставят, а журнал без визы руководства статьи не принимает.

По итогу, я и гранты перестал делать, потому что сам найди, сам оформи, сам ходи обосновывай целесообразность выделения средств, но еще трех левых людей вписать не забудь.

Были также хозрасчетные договора. Там просто песня. Два проекта, как оказалось каждый оплачивался по 1.5 млн р (по состоянию на 2015-2016гг). Один проект вел я, второй менее опытный коллега. Сделай свое, помоги товарищу. Мы же команда, мы одно дело делаем! Только за работу эту за год я получил тогда 150-200тр. За два проекта в сумме на 3млн. Проект не отменял текущую работу и задачи, т.е. сделал основные задачи и когда все пошли домой, сиди работай. Бывало и до 12ти ночи приходилось, и в выходные, и в отпуск. Чтобы потом мне сказали «почему в этом году отчет по проекту такой тонкий?». Ну может потому что в этом году в проекте был один объект исследования, а в прошлом восемь? Такой ответ не устроил, обвинили в саботаже и еще прочитали нотацию «мы еще подумаем и посмотрим, на следующий проект тебя приглашать или нет». Я сидел и думал «а кого ж еще вы найдёте?». Так и было потом. Позвали и сидят важные, вещают «мы тут подумали, долго думали, решали и решили все же дать тебе второй шанс поучаствовать в новом проекте». На что я ответил «Не надо, я же саботирую. Теперь не буду саботировать. Делать это гнилье не буду и саботировать не буду». А через полгода уволился. Не без скандала конечно.

Отличная работа, все прочитано!