Altoria.history

Altoria.history

На Пикабу
56 рейтинг 5 подписчиков 0 подписок 11 постов 0 в горячем
Награды:
5 лет на Пикабу

Что на самом деле скрыто за восстанием Спартака?

Рассуждаю о том, какое стечение обстоятельств определило ход событий восстания


Если задаться вопросом “а почему”, то восстание Спартака выбивается за рамки привычного мероприятия.


Почему?

В Риме не было ни одного восстания гладиаторов ни до ни после. И если первые два восстания рабов на Сицилии — в 135-132 гг. до н.э. и 104-99 гг. до н.э. — были связаны со скотским отношениям к рабам со стороны хозяев, то третье, вспыхнувшее в Капуе, совершенно не от словосочетания “плохо обращались”.

Гладиаторский бой. Художник Лео Хао.

Жизнь простого раба сопровождалась изнурительным трудом, он был вынужден самостоятельно зарабатывать себе еду и воду.


На фоне этого прозябания иначе дело обстояло с гладиаторами. Как минимум, такой раб имел возможность выкупить себя из рабства после нескольких удачно сложившихся поединков — зарабатывали гладиаторы вплоть до нескольких десятков тысяч сестерциев за один бой.


Помимо заработка, гладиатор, несмотря на то, что фактически он находился в неволе, пользовался “полным соцпакетом”, который был далеко не у каждого свободного римлянина.


Бонусы пакета включали хороших медиков, женщины, кров, отличное питание. Помимо прочего гладиатор имел возможность стать учителем в школе гладиаторов.

Эволюция снаряжения гладиатора - мирмиллона (слева направо): 10 год н.э., 25 год н.э., 60 год н.э., 200 год н.э..

А кем он стал бы, выкупив себя из рабства — был ли в этом смысл?


Ланиста относился к бойцам, от которых зависел подчас его политический статус и напрямую размер кошелька, если и не как к своим детям, то как к очень дорогому ресурсу, который отлично монетизировался в политическом эквиваленте. Без должного ухода гладиатор не имел возможности показывать превосходный результат на поле боя — игры вполне могли быть признаны скучными и неэффективными. В таком случае народ остался бы неудовлетворенным. А гнев толпы, знаешь ли, так себе бонус в древнем Риме.


Более того, дороже гладиаторов на рабском рынке стоили только наложницы, которых, порой, оценивали в сотни тысяч сестерциев. Цена же самых отменных гладиаторов колебалась в пределах десятков тысяч сестерциев.

Сестерций, 76 н.э., Монета Веспасиана, Римская Империя

Ланиста Батиат, который стремился войти в коллегию народных трибунов, всячески искал поддержки среди простых римлян. Все, что он предложить им со своей стороны — дать качественные, зрелищные бои гладиаторов. А это означало, что в последних он вкладывался по максимуму. Возникает законный вопрос: что такого могло произойти, чтобы Спартак не просто вступил в конфликт с Батиатом, но и при этом получил поддержку других гладиаторов, которые согласились поменять все что у них было, на возможность умереть за идею.

Не вяжется между собой ни линия поведения Батиата, ни мотив гладиаторов. Небезосновательно можно предположить: а так ли это было на самом деле?

А было ли восстание Спартака таким, каким нам его преподносит история?

еще обсудим, а то лонгриды не всем заходят :D

Финал гладиаторского поединка. Художник Steve Noon

Показать полностью 4
1

Как употреблять альтернативную историю?

С попаданцами, или без?!


Представляет собой отлично взбитый коктейль из художественной прозы, научной фантастики и исторических фактов.


Первые, как ни странно, рассуждения о том, как изменилась бы реальность, если бы история пошла по иному витку, принадлежат кому?


Правильно — римлянину. Историк Тит Ливий позволил себе пофантазировать на тему противостояния Римской Империи и Александра Македонского, если бы тот не умер в 323 году до н.э.

Тит Ливий, 59 год до н. э.— 17 год н. э., древнеримский историк

Популярному ныне жанра “альтернативности” тысячи лет, и такую крутую штуку умудрились не просто “забить”, хотя есть достаточное количество годной литературы и кинематографа, но и сделать посмешищем, замешав туда попаданчество.


Как будто в коктейль кто-то сыпанул слабительного. И тут у всех начало поддавливать.


Я не буду вдаваться в подробности того, почему попаданцев не любят, хейтят и высмеивают. Объективные причины есть и лишний раз касаться их — проявлять невежество, топча чьи-то труды. Даже если они не фонтан и монетки в них не побросать. Обойдемся без удачи.


Идея, которую я транслирую — историю можно изучать “на лайте”.


Не вбивая себя, подобно гвоздю, в пучину исторических, тяжело читаемых летописей, а постепенно ввинчивая, подобно шурупу. Почитал, понравилось - углубился и изучил.


На примере Спартака Рафаэлло Джованьоли: книга шикарная, есть художественные допущения, сохраняется историческая достоверность. При этом она достаточно тяжелая для восприятия — читатель, не обладая определенной информационной подготовкой, с большой вероятностью, не сможет проникнуться всеми описываемыми событиями. До момента, который вовлечет его в мир Римской Республики окончательно, можно просто не дочитать.

Художник Бродский Савва, иллюстрация из Спартака Рафаэлло Джованьоли, издательство Речь, 2019 г.

Альтернативный вариант — почитать “Я — Спартак!” Валерия Атамашкина, который в прошлом году стал бестселлером на Лабиринте. Стал ведь как-то.

Полка Читай-города

Вероятно зашло?


История альтернативная, посыл которой задуман через инструмент попаданчества.


Здесь есть немало книг, которые добротно отображают ту или иную веху истории и сочно ее описывают. Ложкой дёгтя в некоторых из них будут те, в которых попаданцы — люди, оказавшиеся "случайно" в нужном месте и в нужное время. Как то: реконструкторы — в любое время вообще, конструкторы оружейные или сильные ребята из армейских подразделений, которые своим горбом могут вытолкнуть историю на новую спираль.


Если пристальнее рассмотреть задумку реализации альтистории через попаданцев можно выделить следующие моменты:


- событие которое имеет историческую важность, показывается через личную драму


Здесь мы глубоко уходим в переживания и эмоциональное состояние главного героя — не за этим ли мы читаем художественные книги? Стыдно признаться, но ведь для многих это стабильный ресурс, питающий собственное эго.

Римские каникулы (1953, Одри Хепберн, Грегори Пек

- история конкретного персонажа


А почему бы и да? Почему бы не докрутить фантазией переживания того же Спартака: что чувствовал человек, который восстал против рабства? Мы видим событие, но что чувствовала живая плоть под плетями, что ощущал человек, когда его угнетали — каким было его восприятие?


Как он справился? Тут, если отойти от темы, добрая часть книг нон-фикшн посвящена теме самооценки и поиску себя. Почему бы это не подать через художку?

кадр из сериала Спартак

-Побыть участником событий, которые проживает главный герой


Мы любим кино за картинку. Нам нравится смотреть и видеть то, что происходит: сопереживать, наслаждаться, любить, испытывать страх.


Не во всех фильмах мы находимся с персонажем тет-а-тет, не везде он раскрывает свои мысли. Да, что то можно докрутить самостоятельно, но это не для всех.

Художник Бродский Савва, иллюстрация из Спартака Рафаэлло Джованьоли, издательство Речь, 2019 г.

А представь, что ты читаешь об этом, мозг рисует ту картинку, которую хочешь видеть сам. Полностью управляешь сюжетом, останавливаешься в моменты, когда необходимо больше времени на фантазии и домысливания. Или чай заварить.


Читатель буквально живет жизнью своего персонажа, мозг раскручивает воображение на всю катушку, погружая в спектр эмоций героя.


Художественная литература позволяет оживить, персонифицировать персонажа с самим читателем - этим то книги и прекрасны.

«Спарта́к» — художественный фильм, пеплум режиссёра Стэнли Кубрика, поставленный по одноимённому роману Говарда Фаста в 1960 году.

Читая хорошую книгу жанра попаданчества, в которой автор постарался передать эпоху, показать ее глазами нашего современника, он вполне может погрузить читателя в рассуждения “а что было бы, если..”. И тут уже человек может капнуть глубже, изучая какие события происходили на самом деле, какие признаны домыслом, а какие принадлежат официальной точки зрения.


Важным остается одно - провести читателя по тонкому льду, не ломая его жесткими несоответствиями. Пусть попаданец живет в этом мире — показывает его нам, передает свои переживания и эмоции, которые вызывают у него эпоха, нравы и обычаи.

Показать полностью 7
3

Исследуем обложки

Обсуждая гипотезу о том, какой все же должна быть обложка, которая будет нравиться читателю, я продолжил исследовать полки книжных магазинов.


Цель - найти подтверждение догадкам о том, что жанру альтернативной истории попаданчества достаются обложки без изысков и эффекта “вау”.


В этот раз был в книжном в ТЦ Ривьера, в Москве.


Стеллаж фантастики большой. Попаданцам на ней выделена полка в середине.

Первой книгой, которая притянула взгляд, была “Немного ненависти” Джо Аберкромби. Шлем сразу привлек внимание - изображен фактурно, приятно прикасаться и проводить по нему пальцем. Форзац запечатан цветной иллюстрацией, есть так любимый мной глоссарий.

На книжном столике в Ревьере

Понравилась книга Дениса Исупова “В глубинах времени”, издательства DELIBRI - эти парни специализируются на подарочных книгах. Качество потрясающее, приятно держать в руках и - что самое главное - с торца она также интересна как и с фронта.

книга издательства DELIBRI

На самой полке фантастов, которые работают в жанре попаданчества толком то и нет.

Павел Корнев, Ренегат

Останусь при мнении, что любимый многими жанр кричит и требует о том, чтобы добротное чтиво упаковывали со вкусом.


Напрашивается единственный вывод: не можешь найти то, что тебе по вкусу — создай. Что думаете?)

Показать полностью 3

Читаем "Викинга" Александра Мазина

-Время прочтения 7 часов


-Жанр: попаданцы


В свой прошлый поход в книжный решил купить книгу Александра Мазина. Из всего, что было, мне по душе пришелся “Вождь викингов” из серии “Викинг”.

Александр Мазин

К моему разочарованию, из всей ветки были представлены только две книги: третья и четвертая. Решил поэкспериментировать насчет того, можно ли, начав читать серию с середины, разобраться в чем, собственно, суть.

Полка в Читай-городе

Вначале с непривычки настолько сбивали имена и топонимы, что я решил в них не вчитываться. Сразу добавлю, что со временем вполне комфортно стал читать имена, а иногда просто скользил по ним взглядом, потому что выговорить их — даже “про себя” — нужно постараться.

Почему?


Книга написана простым, понятным языком. Нет сложных предложений и витиеватых оборотов. Есть броские, сочные формулировки, которые здорово передают настроение рассказчика. Здесь мне понравилось то, что главный герой периодически ввинчивает понятные читателю словечки из XX века, что придает повествованию еще больший сок.

Пример:

На кирпичной морде Медвежонка отчетливо написано: “да”. Вернее не просто “да”, а “О! Да, да! Классная тема” — вот особенно по вкусу именно такие обороты мне и пришлись.

Середина серии — трудно?


Несмотря на то что читал я, собственно, самую середину саги, нехватка информации на тему “что было раньше” меня абсолютно не затрагивала — Александр Владимирович ведет читателя по сюжету, который гармоничен и самодостаточен. Кое-что, конечно, хочется домыслить — что за волк, к примеру, и как героя звали в наше время, но это мелочи, которые никак не повлияли на чтение.

Вот она, сейчас будем читать

Было подозрение вначале, что будет скучно. Переживания развеяло первое описание боевых действий, ради которых, собственно, книжку я и взял.


- Хольд церемониться не стал. Задача у него была простая, как мычание. Меня прикончить”.


Поединки описаны достаточно развернуто — лично мне “заходит” повествование о том, кто куда наступил и кто с чем в руках прыгнул в конкретный момент.


- Я отпрыгнул, но не вверх, а вправо, и еще и сгруппировавшись. А поскольку обзор оказался закрыт не только у меня, но и у моего противника, то отработанную связку он прерывать не стал: подшаг, удар щитом… И Вдоводел уперся в левую подмышку. Я чуток не рассчитал, забыв, что он без доспеха, и укол получился настоящим: клинок на полсантиметра погрузился в межреберную мышцу.


Запомнился момент в виде нативного мостика между эпохами — главный герой рекомендует викингам привычным нам способом защититься от дыма:


- Конечно, и нашим дым глаза ел почем зря. Но скандинавы к дыму привычны — всю зиму в нем живут, а рожи у наших были предварительно замотаны мокрыми (моя идея!) тряпками.

Послевкусие

Буду ли я читать всю сагу целиком?


Однозначно — да!


Рекомендовать почитать — разумеется.


Единственный вопрос, ответ на который я не нашел, — есть ли у серии тираж в лучшем качестве: с офсетной бумагой вместо газетной и другого качества обложкой. Мое умозаключение весьма корыстно — любой подарок, каким бы он ни был хорошим внутри, не может быть средним снаружи. Нужно лучше, чтоб дорого-богато выглядело. Я бы такую подарил.

удобное издание в формате покетбук

Зато нашел удобную, которую можно взять в путешествие:)

Показать полностью 5

Почему мы теряем интерес к бумажным книгам

Книга с полки Читай-города

Изучая жанр попаданчества, книги изначально я покупал в бумажном формате. Со временем стал акцентировать внимание на электронных книгах, хотя в душе я ратую за бумагу и только бумагу.


Почему так?


Споры о том, какая книга лучше — бумажная или электронная вряд ли угаснут в ближайшее время. Электронка проще, доступнее, быстрее. Бумажка — со своим запахом, тактильными ощущениями и самой атмосферой чтения. К этой атмосфере готовятся: выкраивают время, оборудуют место для чтения, предвкушают.

Роман норвежского автора, ставший бестселлером уже в двенадцати странах. Не совсем наш формат, но делит место на полке вместе с попаданцами

Почему я перестал тратить деньги на бумажные книги и покупаю лишь некоторые из них — ниже.

Заходим в любой книжный, уходим подальше от рядов с книгами жанра нон-фикшн. Берем книгу в руки. Сверяем ощущения:


- Качество печати.


Бумага на ощупь шершавая, просвечивается даже при отсутствии попадания прямого освещения. Называется газетная. Упомянутый тот-же нон-фикшн печатается на белой бумаге высокой плотности, от прикосновения к которому становится уютно.

Эксмо, Военно историческая фантастика

-Обложка, чаще всего, представляет собой жертву начинающего иллюстратора, осваивающего фотошоп.


Чаще это глянец, на котором, в лучшем случае, частично отображен сюжет. Выбор книги в магазине, тем не менее, обусловлен именно размещенной на титуле иллюстрацией. Если она “не зашла” — книжка возвращается на привычное место на полке.

Я далеко не знаток авиации, но смотрящие в одну сторону ребята меня заинтриговали

-Отсутствие иллюстраций.


Тот факт, что мы переключились на аудиовизуальное восприятие контента нельзя не брать в расчет. Мы любим глазами, нам нравится скользить взглядом, докручивая сюжет воображением. К примеру читатель знакомится с Древней Грецией, читает про какого-то гоплита. И объяснение даже есть, но. Возникает интерес к тому, как этот самый гоплит выглядит — читатель начинает серфить в интернете и от гоплита постепенно переключается на какие-то отвлеченные темы, откладывая книгу “на потом”.


-Отсутствие интерактива


Продолжая тему с мобильными. Мы привыкли, что смартфон находится в наших руках постоянно, причем от слова абсолютно. Если чтение скучное, то мы обязательно отвлечемся на мобильный. Почему бы не добавить интерактива, в виде тех же qr-кодов, переходя по которым читатель мог бы познакомиться с видео-контентом, посвященному событиям книги. Вовлеченность в чтение прыгнула бы в разы — собственная фантазия читателя начинает дополняется визуализацией и аудио-контентом. Шик.


-Упаковка


Я о том термине, который нам привили маркетологи. Текст беден на наличие вспомогательных материалов, таких как глоссарий, географическая на форзацах. Замечу, что лет с десять назад этот прием был успешно применен в фэнтези, куда ушел — не ясно.

Несмотря на это, мне удалось найти похожу книгу, с запечаткой на форзаце в виде карты и глоссария:

-Уважение


Книгу такого формата не жалко испортить. Белоснежные страницы не будешь листать сальными пальцами, Дорогую обложку будешь беречь, защищая от царапин. Да и после прочтения поставишь куда-нибудь, где место свободное есть — первый ряд не для нее.

И второй пример книги коллеги по цеху:


И тут у меня вопрос к читателю: какую книгу вы бы с удовольствием купили для подарка?



Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала — новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте.

Мы будем рады видеть вас в списке наших подписчиков, подписывайтесь на канал.

Показать полностью 5 2
2

Дно жанра. Как заработать?

Древний мир, Средние века, Новое и Новейшее время.


Страницы истории насчитывают множество глав.


Революции, годы правления великих правителей, войны, культурные отпечатки цивилизаций, формировавших наш привычный современный мир тысячелетиями — терабайты знаний, которые не то что переварить, а даже перечитать кажется занятием сомнительным.


И если Пушкин в своем Евгении Онегине писал: «Москва… как много в этом звуке для сердца русского слилось. Как много в нем отозвалось!»

То давай представим, какие эмоции и тайны хранят в себе такие звуки, как Шумер, Аккад, Вавилон, Египет, Греция, Рим, Средневековая Европа, Османская Империя и сама Русь.


Насколько этот список длинный на самом деле?

Как долго его можно упорядочивать, сортировать, поддавать логике и, при этом, сохранять шанс не упустить чего-то значимого?


Если проявить любопытство и начать копать глубже, то окажется, что каждая из названных стран олицетворяет собой уникальную, с точки зрения истории, эпоху. И в каждой из них происходили события, которые на уровне мирового масштаба звучащие впервые. Каждая страна в своих летописях хранит ключевые даты и события, которые в определенный момент взяли историю на излом и обусловили ее дальнейший ход.


Рассмотрим, к примеру, Рим или Грецию – в обиходе мы используем Римский календарь, правовую систему, ссылаемся на опыт греческих ученых. Сколь угодно можно рассуждать об их влиянии и значимости, но стоит признать, что наши текущие достижения — например освоение космоса — связаны именно с этими странами.


Рассматривая историю под таким углом, очень скоро можно прийти к выводу, что список ключевых исторических событий, которые переломно влияли на цивилизацию, окажется бесконечным.


К чему я так долго подводил — современные авторы, имея в рукаве такое разнообразие как событий, так и их трактовок, умудрились не просто зайти в тупик своей фантазии, но и загнать в него своего читателя.


Жанр альтернативной истории, в частности попаданчества, исчерпал себя и медленно деградирует — вот что я неизменно слышу из уст разных людей, которым задаю один и тот же вопросы: “Что вы думаете об альтернативной истории и попаданцах?”


И это действительно так: читатели открыто плюются, а сами авторы, как бы это странно это не прозвучало — обгладывая одну и туже тему, загоняют и себя и читателей в литературный тупик. И это, повторюсь, при бесконечном количестве вариантов и вариаций исторических событий, от которых, на самом, захватывает дух.


Факт жанра, который большинство — как читателей, так и самих писателей — признают правдивым — большинство книг про попаданцев и альтернативную историю создаются по заезженному лекалу, потерявшим изначальные формы.


Удел таких бестселлеров один — собирать страницами пыль на полках складов сетевых книжных. Что-то будет продано, что-то сгниет. При всем интересе к жанру альтернативной истории ситуация такова, что вместо удовлетворения спроса читателей, авторы штампуют однотипные произведения, которые не просто оставляют читателя равнодушным, но и постепенно гасят его интерес к теме.


Почему так происходит?


У меня предположение одно — авторы сознательно отказываются от тысяч историй. Как писатель, работающий в жанре попаданчества и альтистории, я сталкиваюсь с одним и тем же мнением: есть темы которые читателю заходят, а есть те, которые не заходят. Вот и все. Вопрос решили.


Интересно только — самого читателя спрашивали?

То, что пипл хавает — успешный коммерческий проект, все остальное — продукт неуспешный, тот, который не будет иметь продаж.


С точки зрения бизнеса объяснение вполне логичное. А если вернуться к началу рассуждений и помозговать о том, что у читателя особо то никто и не интересовался — “чего вы, собственно, товарищ читатель, хотите?”


Как пошла поехала определенная волна — ее и держим. Щупать рынок и обжигаться никому не интересно, каким-то невообразимым образом сформировавшееся мнение о том, что “прет — это” а вот это “не прет” перекрыло читателю кислород в виде тех самых тысяч исторический вариаций и сюжетов, которые могли бы взорвать рынок.

Почему просел жанр?


Ответ нашелся быстро — не столько после ответов писателей, сколько объективного взгляда на состояние дел на литературном рынке альтернативной истории и попаданчества. Я быстро понял, что трендом, забитым в крышку гроба, считается история СССР, которая по задумке большинства коллег все еще — якобы — должна продолжать цеплять и будоражить читателя.


Действительно — средний возраст поклонника жанра колеблется в районе 40 лет. Весьма объективно считать, что рожденному в Союзе читателю интересно узнать о том, что было бы, если события 90-х были другими, если бы ход Великой Отечественной получил иной виток.

Было — здесь ключевое слово – тема СССР в альтернативной истории и ее производных затерты до дыр. Подавляющая часть авторов попросту не могут дать читателю ничего свежего и нового.


Вариации на тему “ а что будет, если в руки к Сталину в 1940 попадет ядерная бомба или АК-74 малость поднадоели. Звучит смешно, но проще написать читателю методическое пособие по попаданчеству в годы Великой Отечественной Войны, где он смог бы самостоятельно выбирать нужную опцию – что окажется в руках Сталина, какую важную информацию получит штаб и так далее. Варианты развития событий весьма очевидны. За идею не благодарите.


Шутки шутками, но читатель видит одно и тоже: в прошлое попадает не простой человек, а не совсем обычный, обладающий узкопрофильными навыками которые — о!какое совпадение! — применимы именно в этом месте и в это время

Я уверен, что жизнь в жанр могут вдохнуть такие приемы, как следование автором истории реальной, подкручивая сюжет через прием попаданчества — необходимо отказаться от привычного шаблона, что, конечно, весьма затруднительно


Такие книги есть. Впрочем, как и их успешность, которая уже состоялась — они любимы и хорошо продаваемы. При знакомстве с такими произведениями оказывается, что их успех ознаменован вовсе не приемами, которые приведены выше.


Он определен тем, то что автор нашел ключевую точку и показал возможность реальной альтернативы, наложил поверх истории захватывающий сюжет и получил вкусную конфету, которую читатель готов разворачивать и смаковать раз за разом.


Почему то этот успех сопутствует высоким продажам — к чему бы это?:)

Давай развернем и погрызем. Чувствуется, что вишенкой на торте — читай фундуком под шоколадом — оказывается компетентная проработка глубокой исторической достоверности. Это сложно, это долго, это страшно. Только потому, что можно ошибиться и утонуть в критике. Даже при том, что это возможно и осуществимо, многие писатели не рассматривают этот вариант по двум причинам:


Неумению и нежеланию учиться и осваивать это мастерство.


Понимание того, что работа займет много времени. Зачем перенапрягаться, ведь можно написать две или три книги вместо одной. Получить сопоставимые деньги и при этом выжечь интерес читателя к теме дотла.


Эти причины легко просматриваются в книгах о попаданцах в период Великой Отечественной. И мне очень печально, что такое чтимое и знаковое событие марается изо всех сил.


Возвращаясь к тематике бизнеса, подведу итог: продукт обречен быть успешным, если сделан качественно — это правила рынка.


Автор может — имея желание — создать такой продукт, который станет лидером рынка.

Вопрос в навыках и желании создавать качество. Необходимо отойти в сторону, оценить, что есть и другие темы помимо тех, которые мы затираем в текущий момент, осваивая раз за разом зачитанные до дыр сюжеты о культовых фигурах и исторических событиях.


Читатель хочет большего, свежего, интересного.

Как поднять жанр на былой уровень?

Начать давать читателю то, чего он хочет на самом деле: историю и сюжет, от которых волосы дыбом и мурашки по коже. Писать о том, что действительно интересно читателю, вопреки убеждению что читателю интересно “вот именно это” а еще мне это легче написать.


Уважать своего читателя за выбор и помнить, что сериал Викинги, снятый по заказу канала History, и уж точно имеющий отношение к Штатам весьма посредственное, входит в топы. Просто ребятки взяли и создали годный продукт, без привязки к мнению “им — зайдет, а им — нет”. А зашло всем, и это факт.

Дно жанра. Как заработать?
Показать полностью 1
7

Важен ли визуальный контент, если речь заходит о жанре альтернативной истории?

Переступая порог книжного, посетитель первым делом касается взглядом обложки книги,и только после берет ее в руки. Причем выбор он делает на основе первого визуального контакта.

Мгновение, порой случайный взгляд. Этого, обычно, достаточно для того, чтобы понять что книга, какой бы крутой она не была по содержанию, останется на полке, ввиду отсутствия интереса. Или же наоборот - станет достоянием полки владельца только потому, что ее в кайф подержать в руках еще разок другой.


Встречают, как принято в России, по одёжке. Книга вряд ли станет исключением. Чем сочнее она завернута в интригующее изображение, тем больше вероятность, что ее купят только потому, что визуально она - чудесна.


Сейчас все воспринимается достаточно просто. А простота, как известно - хуже воровства. Казалось бы, нарисуй любое событие, хоть краем уха связанное с описываемым сюжетом. Пишешь о СССР — изображай Сталина, о Великой Отечественной - достаточно танка, причем не важно какого, можно любую тридцатичетверку. Такой подход вывел индустрию иллюстрации на ту грань, когда можно рисовать как угодно, и что угодно. При этом держать в подкорке, что сюжет, сам по себе, может оказаться достаточно захватывающим и уютным - хочется читать без перерыва. Пока книга не закончится. А после закрываешь книгу, и снова погружаешься взглядом в тусклую дешевую бумагу.


Почему так происходит?


Чем книги, которые хочется забрать домой и поселить на полке, отличаются от тех, которые еще долго будут собирать дорожную пыль ботинок посетителей?


Я пообщался с одним из лучших художников работающих в жанре фантастики - Сергеем Захаровым.


За его спиной сотрудничество с такими писателями, как Ник Перумов, Сергей Коротков, Маргарита Пушкина. Параллельно руководит альманахом “ЧемоданЪ” и каналом на YouTube.


— Сергей, что интересного узнал, работая над обложкой «Спартака?»


добавлю, что обложку рисовал он для меня :)


— Работая на обложкой этой книги, я столкнулся с таким моментом, что римляне, к примеру, вовсе не носили штанов. Ошибиться довольно легко, если проявить леность и не погрузиться в детали. Когда я рисую книжную иллюстрацию, то очень тщательно подбираю референсы — пропускаю через себя огромное количество вспомогательных источников: от энциклопедий до проверенных интернет-ресурсов.

— Откуда такая любовь к деталям?

— Я — реалист. Если рисую автомат Калашникова, то это будет не просто узнаваемый силуэт именитого оружия, а конкретная модель, например АК-74, с прорисованным, до мельчайших деталей, дульным тормозом.

Аналогичного подхода придерживаюсь, изображая любую композицию: будь то фортификационное сооружение или судно ушедших эпох. Рисуя замки — я изучаю кладку средневековых фортификаций, галеон — к какому веку постройки он относится и какими конструктивными особенностями обладает. Особенности одежды, интерьера и архитектуры. Иллюстрации к историческим книгам должны быть максимально достоверными и приближенными к реальностям эпохи.

— А как насчет обложек книг, которые ты видишь на полках магазинов?

— По-разному. Есть замечательные обложки, есть сносные, а есть просто ужасные в плане исполнения художником. Мне дико видеть книги, обложки которых, подобно Франкенштейну, собраны из разнообразных персонажей — руку отрежут у одного, ногу от второго, голову — у третьего. После всего в фотошопе добавят автомат забавных пропорций и вытолкнут получившееся в печать. Но такая тенденция имеет свои объективные причины.

— Добротная иллюстрация радует глаз. Как можно сделать книгу еще лучше?

— Сам я старинный библиофил — рос на настоящих книгах. Тактильные ощущения для меня не менее важны. Приятно держать в руках не просто хорошую книгу, но и ту, которая вызывает эстетическое удовольствие от прикосновения к добротной обложке. У которой качественные внутренние иллюстрации на хорошей бумаге. Которую хочется поставить на полку среди подобных.


Отвечая на свой собственный вопрос, анализируя то, что вижу на полках магазинов и опираясь на мнение того, кто в этой сфере собаку съел и может дать компетентный ответ скажу одно: хорошим обложкам и иллюстациям быть, если всю эту кухню снять с безудержного конвейера и чуть замедлиться. Остановиться. Вдохнуть. Выдохнуть.

Задуматься над тем, как создать то, что затронет душу, заденет за живое.

Хорошее, уютное, приятное на ощупь и близкое взору.

Важен ли визуальный контент, если речь заходит о жанре альтернативной истории?
Показать полностью 1

Кто шарлатан? Какую историю нам показывают?

Положительные грани альтернативной истории. Связь с литературным жанром


Давать оценочные характеристики проще всего — поверь, я сам так умею. Очень легко поддать критике что-либо. Для этого не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы выплеснуть ушат негатива и злобной критики. Опираюсь на собственный опыт: критиковать и поддавать сомнению приходится много и часто в силу своей профессиональной деятельности.

Ниже привожу три аспекта, которые можно выделить, как преимущества жанра альтернативной истории.


1. Возможность тестировать различного рода исторические гипотезы.

В том числе и те, в которых на данный момент есть белые пятна. Такие гипотезы абсолютно недоказуемы — и по ним, например, нельзя написать исторический роман в виду отсутствия источника.

Приведу примеры:

Слухи об исчезновении IX испанского легиона. Информация, которую о нем имеет историческое сообщество, крайне скудна.


Перемещения Александра Македонского в Индии. Может кто-то подкинет достоверный источник информации, Сашу может спросим?

Недостаток информации всегда порождает множество слухов — здесь важную роль играет фантазия дискутирующего и его кругозор. Чем он шире, чем больше человек позволяет себе выдумывать — тем шире домыслы.


Я полагаю, что каждый из нас — беру во внимание тех, кому вообще тема интересна — желает знать, что произошло на самом деле. И имеет на это полное право.


Важную роль играет то, что помимо архивов и иных источников мы имеем возможность опираться на такой фундамент, как человеческий фактор. Беря его за основу, за неимением лучшего, можем смело описывать поведение исторических персонажей. Они могут быть любыми: как ключевыми, так и второстепенными — только бы играли роль в событиях исследуемого периода. Например, записи походов в Индии вел не сам Македонский, а его летописец, который конспектировал происходящее, пропуская все через собственную парадигму восприятия мира.

Результатом наших рассуждений могут стать смоделированные диалоги и ситуации в местах, где классическая история изобилует белыми пятнами. Фактически мы прокладываем дорожку событий в контексте того, как исследуемые события могли сложиться под взглядом альтернативного обозревателя.


Проводя такие исследования, основанные на свободе мысли, автору не стоит забывать что история — это наука. Параллельно держать в подкорке, что все происходящее — жизнь. Суммируя эти два фактора, автор смело может приступать к тестированию теперь уже литературной гипотезы и, исходя из этого, моделировать поведение своих персонажей.


Любую историческую гипотезу, которую невозможно довести до ума ввиду отсутствия информации о периоде или событиях, можно обыграть с точки зрения литературной гипотезы. Это будет и интересно, и полезно — такой подход сильно раскачивает как критическое мышление, так и возможность мыслить посредством причинно-следственных связей.


Второе утверждение логикой вытекает из первого пункта.


2. Возможность выйти за рамки научного исторического исследования и сделать историю доступной каждому.


На страницах книг, посвященных жанру альтернативной истории, автор, к примеру, может описывать не исторические события, а саму жизнь и решения, которые были приняты ключевыми историческими персонажами. Эти решения могут быть такими, как если бы их принимал ваш знакомый - наш современник. Иногда понятных и поддающихся логике, а иногда — нет. Не стоит забывать, что все исторические личности были такими же простыми людьми, как и мы - кожаные мешки из костей и плоти. Некоторые стихи писали, как Сталин. Или Гитлер. Последний еще и картины рисовал.


Опираясь на человеческий фактор, я выделяю третью структурную составляющую жанра альтернативной истории.


3. Превращении истории в искусство, как, например, это делает кинематограф.

И в этом нет каких-либо противоречий. Историю пишут люди. Именно они становятся причиной великих свершений, о которых мы читаем и фантазируем. Нам привычнее говорить о них, как о личностях. Раскрытие характера такой личности ярче всего происходит через инструменты искусства. Если такой подход реализовать посредством книг, то чтиво получится захватывающим и интересным. Более того, опираясь на правду и человеческие недостатки, книга получится искренней и правдивой. Как в кино — фильмы, которые завоевали любовь зрителей — искренние и правдивые,это фильмы где нет места наигранности и лжи.


В наше время история в школе преподается на общих основаниях, в общем контексте всей своей сути — только для того, чтобы маленький человек знал, что сначала был Рим, потом Русь, а после и все остальное. Тот же контекст трактуется в университетах.


История научная, в рамках исторического исследования — изучение частности. Это глубокое исследование, посвященное конкретному периоду, событию или личности.


Такая история, в принципе, уже недоступна для обычного человека, что вполне поправимо.

Историю научную можно раскрыть и донести читателю ее смысл через историю альтернативную.


Больше интересных постов читайте в нашем телегам-канале https://t.me/AltoriaBooks

Кто шарлатан? Какую историю нам показывают?
Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!