Заметка об истории XVIII века в России, часть 2 [Пётр Первый]

Личность Петра Первого в России - это феномен. Такой же, как и Иван Четвёртый и Иосиф Сталин. Причина, разумеется, очевидная - коренные изменения в устройстве общества, чётко поделившие историю России на "до" и "после". С точки зрения научного материализма, роль личности истории минимальна - Петра Первого определили его воспитание, окружавшие его люди и современное ему бытие. С точки зрения консервативной истории, воля Петра была решающей в становлении "петровской" России. Эта заметка в силу своего скромного размера не рассматривает этот вопрос. Зато она объяснит суть петровских реформ и поможет продраться через дебри терминов и терния имён к свету понимания происходивших событий с 1689 по 1725 года


Для лучшего понимания статьи рекомендую прочитать первую часть:

Заметка об истории XVIII века в России, часть 1 [Пролог]

Заметка об истории XVIII века в России, часть 2 [Пётр Первый] История, Россия, История России, Культура, Петр I, Длиннопост

Допетровскую Россию многие интеллектуалы как девятнадцатого (19) века, так и современности очень любят выставлять отсталой, дремучей и тёмной. Это не так. Россия развивалась в нормальном и комфортном для себя темпе, как и прочие державы Азии, особенно такие как Сефевидский Иран и Япония Токугава


Проблема всего мира была в том, что это как раз Европа развивалась слишком быстро - возможно, причиной стал колониальный империализм, сосредоточивший в руках европейцев богатства половины Земли; возможно, причиной стал уникальный сплав древних правоведческих традиций и протестантской этики (особенно эту теорию любят сами европейцы - они же, впрочем, её и придумали). Факт в том, что если в пятнадцатом (15) веке Европу населяли 140 миллионов из 350-500 миллионов, то уже в начале восемнадцатого (18) века - 180 миллионов из 600-700 миллионов. При этом Западная Европа лидировала в мире по количеству мельниц, первой в мире с шестнадцатого (16) века использовала доменную печь. Уровень урбанизации в Нидерландах почти достигал сорока процентов (40%), в Италии находился на уровне более двадцати процентов (20%), в среднем в Европе колебался от пятнадцати до двадцати процентов (15-20%)


Таким образом, развитие Европы имело интенсивный, а не экстенсивный характер и значительно опережало Россию количественно и качественно. Исправить это было физически невозможно. В России на тот момент проживало пятнадцать (15) миллионов человек, тогда как в одной только Франции - двадцать один (21) миллион. При этом урбанизация Франции была девять-двенадцать (9-12) процентов, а России - около пяти (5) процентов


1) В России было холодно, стоял разгар Малого Ледникового периода

2) Из-за холода и средневековых технологий население не могло собирать большой урожай

3) Без достаточного количества излишков пищи Россия не могла сформировать большое городское население

4) Без достаточного городского населения Россия не могла сформировать достаточную долю ремесленников, деятелей культуры и бюрократов

5) Не имея возможности интенсифицировать развитие (в том числе экстенсивно Россия развивается до сих пор, осваивая новые сельскохозяйственные угодья и источники сырья), наша страна развивалась экстенсивно, догоняя количественно своих политических врагов

6) В конце семнадцатого (17) века, как и многие государства Азии с аналогичной проблемой, Россия отстала от Европы


Ни один царь не мог сделать главного - дать стране больше урожая и больше горожан. У России не было никакой возможности догнать более успешные, тёплые и богатые страны естественным путём. Тогда Пётр Первый сделал то, что желал правящий класс - прямой импорт продукта труда иностранных интеллектуалов


Действительно, зачем изобретать велосипед?..

Заметка об истории XVIII века в России, часть 2 [Пётр Первый] История, Россия, История России, Культура, Петр I, Длиннопост

К моменту начала царствования Петра Первого, абсолютно все институты России были сформированы исторически, они буквально имеют преемников вплоть до Рюрика. Ближняя дума (всевозможные "постельничьи", "стряпчие", "ключники") - прямое продолжение Боярской думы и личной челяди великих князей. Боярская дума - прямое продолжение ещё великокняжеской Боярской думы, землевладельческой аристократии. Помещики-дворяне, "дворовые люди" - следствие реформ Ивана Грозного (который "испомещал" служилое сословие), но также следствие испомещённых ещё великими князьями дворян. В России оставались такие атавизмы Средневековья, как холопы (которые ещё в начале семнадцатого века вполне могли быть "боевыми холопами"), однодворцы (военизированные приграничные землевладельцы), а также "чёрное" (лично зависимое) и "бело" (лично независимое) крестьянство


Петровские реформы затронули всё российское общество. Ранее в экономике был винегрет сословий с чёткой социальной иерархией, где в самом низу были холопы, а в самом верху - бояре. Пётр Первый объединил всё дворянское сословие в единый монолит следующими тремя реформами:


-) в 1690 году разрешил торговлю крестьянами помещикам ("испомещённых" дворян)

-) в 1714 году разрешил обмен поместий и вотчин (объединив таким образом служилое и боярское сословия в одно)

-) в 1719 году закрепил крестьян за помещиками


Чего он этим добился?


1) Обеспечение рекрутской и налоговой реформы. Появилась возможность заменить подворовый налог (когда налог идёт со двора, обнесённого забором) подушным (когда налог идёт с "души" мужского пола). По этим же спискам государство собирает рекрутов в армию. Землевладелец превратился в государственного надзирателя, местного чиновника, который передаёт правительству оброк и рекрутов


2) Замена местничества (когда на должности назначаются люди в зависимости от знатности своего происхождения, согласно разрядным книгам, где указана их генеалогия) Табелем о рангах - теперь любой дворянин, от захудалого приграничного дворянчика до выходца из самих Долгоруких теоретически имеет равные шансы выбиться в действительные тайные советники; их происхождение отныне равноправное


3) Обеспечение капиталистических отношений между дворянами, позволившими сложиться кругу магнатов-латифундистов, физически способных собирать в одном месте большое количество крестьян для интенсификации землепользования


4) Обеспечение нового монолитного правящего класса временем и деньгами, которые можно потратить на образование или обучение военному ремеслу, дабы воспитать образованный правящий класс

Заметка об истории XVIII века в России, часть 2 [Пётр Первый] История, Россия, История России, Культура, Петр I, Длиннопост

Остальные реформы Петра Первого - уже частности


1) Политическая

Приказы были заменены коллегиями. Потому что приказная система эволюционировала из великокняжеского и царского домашнего, дворцового делопроизводства, постепенно разрастаясь от крохотной московской времён Ивана Третьего до совсем уж монструозной во времена Алексея I Тишайшего. Например, после завоевания Казанского ханства, недолго думая, был создан Приказ Казанского дворца - то есть, выражаясь современным языком, костыль государственного управления. Вся эта система себя переросла и вместо того, чтобы "изобретать велосипед", Пётр Первый просто импортировал шведскую (а на тот момент Швеция была великой европейской державой, которая била и немцев, и поляков) коллегиальную модель государственного управления - в ней уже был учтён строгий раздел обязанностей каждой коллегии, а также заложен принцип коллегиального управления - когда легитимность подкрепляется, а обязанность исполнить распределяется между всеми участниками коллегии


2) Административная

Первую административную реформу, заменяющую архаичное средневековое управление страной современной, провёл Иван Четвёртый (т.н. "Земская реформа"). Коротко говоря, вместо самовластных местных бояр и князей, оставшихся нередко ещё с ордынского времени, появились местные выборные представители, осуществлявшие административные полномочия. В свою очередь, Алексей Михайлович Тишайший провёл приказную реформу, когда значительная часть полномочий перешла от региональных администраций центральной, московской. Наконец, Пётр Первый провёл губернскую реформу, разделив Россию на восемь губернаторств, в дальнейшем - на ещё более мелкие части, создав трёхступенчатую административную структуру (опять же, по шведскому образцу). Эта система уже была вылизана европейским опытом, поскольку предполагала разделение полномочий, дополнение губернатора выборным дворянским советом, а также системой контроля за сбором налогов и рекрутов


3) Церковная

Отношения между постепенно всё более и более абсолютным монархом и могущественнейшей церковью в России всегда были непростыми. Уже при Иване Третьем в пятнадцатом (15) веке появились ересиархи, которые предлагали великому князю фактически секуляризовать церковное имущество. В тот момент правитель Великого княжества Московского решил поддержать церковников. На тот момент это было выгодно - Россия тогда во многом импортировала культуру балканских православных (греческих, молдавских, литовских русских) и не могла претендовать на свой будущий статус главной мировой православной державой. Уже при Иване Четвёртом (по решению т.н. "Стоглавого собора") церкви передаются просветительские и образовательные функции (дабы даром свой хлеб не ела), что, на МОЙ взгляд, является огромной ошибкой. Дело в том, что именно монополия церкви на культуру затормозила развитие светской русской культуры на полторы сотни лет. С другой стороны, государство смогло не тратить на эту сферу лишнюю копейку, полностью передав её компетентному, с точки зрения общества, органу. В дальнейшем Алексей Михайлович конструирует российский абсолютизм, в том числе - воюет с патриархом Никоном за право доминирующего положения царя над церковью. Пётр Первый завершает этот процесс - создаёт светское всесословное образование (впрочем, цифирные школы для низших сословий - в том числе для крепостных крестьян - будут закрыты почти сразу после его смерти) и уничтожает церковную монополию на культуру. Наконец, подчиняет церковь гражданскому лицу - обер-прокурору


Существует один очень важный процесс, который раскрывает теневую сторону Церковной реформы Петра Первого. К моменту синодальной реформы 1721 года России не нужны были православие и греческий язык - среди православных жителей Земли не осталось никого, кто мог бы научить нашу страну новым знаниям или оспорить лидерство России среди православных народов. Российскому дворянству нужно было учить латинский, французский, немецкие языки, импортировать европейскую систему высшего образования (которая изначально фундаментально строится на католической вере), войти в культурную среду европейского дворянства. России нужно было светское дворянство и принижение религиозного фанатизма позволило нашей стране стать более культурно открытой. Если в середине семнадцатого (17) века датский принц Вальдемар Кристиан боялся ехать в Россию свататься к сестре Михаила Фёдоровича, то уже при Петре Первом Император Священной Римской империи раздаёт подданным Петра титулы

Заметка об истории XVIII века в России, часть 2 [Пётр Первый] История, Россия, История России, Культура, Петр I, Длиннопост

Остальные действия Петра Первого в контексте мировой истории вообще ерундистика для жёлтой прессы. Ну ходили до него с бородами, после него ходят уже без. До него горловые шапки бояре носили, после него - парики. Ну назывались раньше канцлер ключником, а губернатор - губным старостой. Весь этот напускной карго-культ стал следствием культурного сдвига России - европеизации. Правящий класс захотел читать европейские книги, выглядеть как европейские дворяне и это хорошо. Культурное будущее России - это рассвет после долгой ночи. Это первые университеты, первое масштабное каменное строительство за долгие века, первая массовая светская литература, первые театры


В качестве вывода лучше всего обозначить достижения России при Петре Первом:


-) Коренная реформа армии. Замена архаичного помещичьего ополчения и пришитой к ней армии Иноземного строя всеобщим рекрутским набором с унифицированной казённой экипировкой


-) Коренная реформа правящего класса России. Дворяне из военнообязанного служилого сословия трансформировались в офицерство на казённом жаловании и гражданскую бюрократию - административную и центральную. Слияние всех слоёв правящего класса в единое унифицированное сословие


-) Импорт гражданских институтов из передовых европейских держав


-) Создание первого светского образования и ликвидация монополии церкви на культуру


Также детали: освоение уральских месторождений металла, внедрение мануфактурного способа производства, первое с двенадцатого (12) века масштабное каменное строительство, в том числе строительство новой столицы, присоединение Ингерманландии и получение выхода к морю, строительство первого в истории России современного парусного флота ("небывалое бывает"), разгром шведского великодержавия на пике его могущества, присоединение к общеевропейскому дворянству династическими браками

Возможно, что-то упустил


Были ли у России после Петра Первого какие-то необходимые политические или экономические цели?.. Нет. По всему периметру границ у России отсутствовали принципиально более сильные враги, общество имело идейный консенсус как внутри каждого сословия, так и между сословиями. После смерти Петра Первого настали сытные времена поступательного развития страны

Лига историков

13.9K постов50.9K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения