Забытый город Афродиты

Многим нравятся разные «заброшки». Но обычно их возраст редко превышает несколько десятилетий. А я хочу рассказать про город, который был заброшен почти на тысячу лет. Про город, посвященный богиням и его градоначальника, чем-то похожего на Лужкова.

В начале прошлого века судьба занесла французского археолога Поля Годена в небольшую турецкую деревушку Гейре на склоне горы Бабадаг (в нескольких десятках километров от Памуккале). Поль понял, что он удачно заехал, когда при первом же осмотре в ближайшей оросительной канаве нашел голову от античной скульптуры (потом ее идентифицировали как богиню судьбы Тихе). Потом было еще несколько ценных находок. Но развернуть полноценную экспедиционную работу тогда не получилось. Это было сделано уже после Второй мировой войны турецкими археологами, которым с 1960-х годов активно помогают ученые Нью-Йоркского университета.

Их усилиями совместно с другими учеными удалось не только раскопать в этих местах целый античный город, но и идентифицировать его. Так был найден Афродисиас. И не просто найден. Благодаря обилию находок удалось достаточно подробно реконструировать его облик и больше узнать об истории города. Хотя в ней осталось еще столько «белых пятен», что хватит не на одну диссертацию.

Забытый город Афродиты История, Античность, Древний город, Длиннопост

Например, до сих пор неизвестна точная дата его основания. Официальная версия звучит так: в 190 году до нашей эры римские легионы успешно раздолбали армию сирийского правителя Антиоха III, после чего эти земли, называвшиеся в то время Карией, перешли под власть Рима. Тогда и был основан городок Афродисиас как форпост власти Рима.

Но есть один нюанс. «Основан» он был не в чистом поле, а на вполне себе обжитом месте. Археологи нашли тому массу доказательств. Первые стоянки людей появились тут в эпоху неолита (7-8 тысяч лет назад). А во времена расцвета Вавилонского царства в этих же местах располагался город Нинова – один из центров культа богини Иштар. Затем он не то что бы был совсем заброшен, но скажем так, пришел в упадок. Вместе с культом самой Иштар. В эллинистическую эпоху в этих краях ее место заняла Афродита. И не удивительно, что город, когда-то посвященный Иштар, стал возрождаться именно как город Афродиты.

Кроме культа Пеннорожденной, римляне привнесли новый принцип планировки города (также придуманный греками): хаотичное переплетение улочек сменила строгая геометрия кварталов, в которых все новые поселенцы получали равные по площади земельные участки.

Город хоть и был небольшим, да еще и расположенным где-то на границах Империи, приобрел немалую известность благодаря архитектуре своих храмов и статуям в них установленным. И во многом это заслуга некоего Заиласа, который начинал как раб Юлия Цезаря, получивший свободу. Довольно быстро он обрел власть и богатство в Афродисиасе. И большую часть своих средств он вложил в обустройство города, финансировал обустройство его общественных пространств, украшение их скульптурами и барельефами, которые теперь увлеченно раскапывают и исследуют археологи.

Забытый город Афродиты История, Античность, Древний город, Длиннопост

А их коллеги-историки занялись историей успеха самого Заиласа. Главным источником сведений стала его могила, точнее, надписи и изображения на ее надгробии (заменявшие древним некрологи).

Чтобы был понятен масштаб: гробница, найденная при раскопках – трехярусное сооружение, площадью в пять метров, украшенное колоннами. Стены этого мавзолея были полностью покрыты надписями и рельефами, описывающими достижения покойного, правда, полностью сохранилась лишь одна из четырех стен, что не могло не оставить «белых пятен» в его биографии.

Тут надо понимать, что положение рабов в Древнем Риме могло сильно отличаться. Одни за пару лет сгорали гребцами на галерах, не имея ничего своего, кроме одежды да миски. Другие умирали на потеху публике в гладиаторских играх, но удачливым бойцам светило освобождение, слава и даже, возможно, некоторый «стартовый капитал». А образованный раб, благодаря своей усердной службе, мог «дорасти» до управленца в хозяйстве своего владельца и пользоваться уважением с его стороны. А освобождение было распространенной формой награды таким рабам после долгой службы. Именно так складывалась жизнь Заиласа, который вместе с свободой получил от Цезаря немалую сумму и место в свите императора. После были несколько лет войн Цезаря с галлами и завоевание Британии, которые, принесли Заиласу не только долю в трофеях, но и опыт, в дальнейшем очень пригодившийся. С этим «багажом» Заилас вернулся в свой родной город – Афродисиас.

Еще один важный нюанс – Цезарь считал Венеру (так именовали Афродиту римляне) своей покровительницей и потому благоволил городу, посвященному этой богине. Это отношение выразилось в виде золота и нескольких готовых скульптур. Подарок императора имел и символическое значение: здорово повысил статус захолустного приграничного городка в глазах остальной римской элиты.

Но в 44 году до н.э. Цезаря убивают, что вызывает политический кризис. И враги Рима – Парфянское царство сочли этот момент подходящим для решения давних территориальных споров. Парфянское войско вторгается на земли империи и вскоре жители Афродисиаса обнаруживают, что война стоит на их пороге. Оборону города возглавляет Заилас, который приехал в город незадолго до смерти Цезаря. Ему удалось отбить нападение парфянцев, что принесло бывшему рабу не только новую богатую награду, но и место правителя города.

Так что секрет успех Заиласа можно озвучить так – получай образование, усердно работай, решай поставленные задачи, не отступай перед опасностями и дорастешь от раба до градоначальника. Хотя, конечно, нужна еще и удача, поскольку старательных куда больше, чем успешных.

Победа при Афродисиасе стала поворотной, после этого парфяне только отступали. В награду Марк Антоний (который управлял провинцией, где расположен Афродисиас) полностью освободил жителей города от налогов. Статус «оффшора» благотворно сказался на городской экономике, сэкономленные средства пошли в основном на строительство, в частности – крупного храмового комплекса Афродиты (основной храм 30 на 9 метров, и 42 колонны вокруг него, не считая вспомогательных построек).

Забытый город Афродиты История, Античность, Древний город, Длиннопост

Инициатором стройки был уже известный нам Заилас. Спустя полтысячелетия языческий храм стал христианским собором, а спустя еще пятнадцать веков – объектом изучения археологов. В частности, ученые пробуют реконструировать строительные технологии I века до н.э.

Например, не имея в распоряжении метрической системы, в начале строительства одному из каменных блоков присваивали статус «модуля», и потом его размер служил стандартом при изготовлении остальных каменных блоков (равных или кратных, в зависимости от задач). Здешний «модуль», найденный и идентифицированный по специальной метке, был чуть менее тридцати сантиметров. Большие блоки перемещали на нужное место с помощью натяжных блоков и аналогов подъемных кранов.

Идеальная прямота колонн храмов была залогом их устойчивости (в том числе, сейсмоустойчивости). Добивались этого так: в центре каждой секции колонны сверлили отверстие, когда их собирали, в отверстие сначала заливали жидкий свинец (для предотвращения коррозии), а потом, пока тот до конца не застыл, вбивали железный штырь. Штырь соединял две секции, потом сверху ставили третью и процесс повторялся. Оптимальным соотношением высоты и диаметра колонн считалось 7 к 1.

Забытый город Афродиты История, Античность, Древний город, Длиннопост

Кстати, строительным проектам Заиласа помогало то, что в непосредственной близости от города было целых шесть месторождений мрамора, чем не мог похвастать ни один античный город той эпохи. Он вообще был фартовый, этот Заилас, и дальше будут еще примеры этому.

В закрытой от простых горожан части храма стояла статуя самой Афродиты, позже перенесенная в подвал и там откопанная. Что сказать, делал ее не Пракситель, автор вдохновлялся не гетерами, а более древним культом Иштар. И античная богиня любви получилась очень на нее похожей.

Верховным жрецом храма был избран… правильно, Заилас (в Римской империи статус равный статусу гражданского судьи, порой даже функционал совпадал). Это окончательно закрепило возвышение бывшего раба и вольноотпущенника.

Еще одним объектом, которым город обязан Заиласу, стал новый городской амфитеатр, где проходили городские праздники  и собрания свободных горожан для принятия важных решений.

Забытый город Афродиты История, Античность, Древний город, Длиннопост

Во время его раскопок, ученые нашли несколько надписей с логотипом спонсора упоминанием заслуг Заиласа в его возведении. Судя по найденным там же статуям, амфитеатр тоже был посвящен Афродите. Неподалеку построили стадион. Он был выстроен в греческом стиле, узким и вытянутым, но при этом стороны зрительских рядов немного изогнули, а торцы закруглили - так, чтобы все зрители могли хорошо видеть арену («изюминка» этого стадиона).

Забытый город Афродиты История, Античность, Древний город, Длиннопост

В результате, на нем проходили и гладиаторские бои, и соревнования по традиционным олимпийским дисциплинам 262 метра, его окружали 30 зрительских рядов (сидячих), на которых могли разместиться 30 тысяч человек, то есть больше, чем население самого города. Зачем это было надо, чуть дальше.

Тем временем, в Римской империи политический кризис перешел в стадию военных действий: на трон претендовали племянник Цезаря Октавиан и Марк Антоний (тот, что женился на Клеопатре). Заилас призвал горожан поддержать первого и, как показало время, интуиция его снова не подвела: Марк Антоний проиграл, а Октавиан в благодарность профинансировал достройку амфитеатра и стадиона.

Но амбиции Заиласа на этом не закончились, став первым человеком в городе, он приложил немало усилий, чтобы Афродисиас, в свою очередь, стал коммерческим, религиозным и культурным центром региона (а не захолустьем у восточной границы Империи). Именно для этого строился огромный храмовый комплекс и не менее огромный амфитеатр, возводились десятки статуй. И на некоторое время ему это удалось. Про Афродисиас заговорили далеко за его пределами, на праздничные представления, соревнования (афродизиады) и храмовые церемонии ехали посмотреть любопытствующие, за ними тянулись купцы. В городе открылись школы скульптуры и философии, которые также получили известность.

Последним строительным проектом Заиласа стала реконструкция агоры – главного общественного и торгового места города. Обновленную агору считали одной из самых красивых в Римской империи: крытая двухярусная колоннада по периметру, крытые переходы прямо в главный храм Афродиты защищали горожан от жары или дождей, статуи и барельефы. Здесь же, на прилегающей территории и находится объект, который археологи считают могилой Заиласа.

Закат города начался спустя несколько веков, когда Восточная Римская империя стала христианской, а столица ее провинции Карии (этот статус был тогда у Афродисиаса) оставался центром языческого культа. Город переименовали в Ставрополис, храмы Афродиты были закрыты, а языческие игрища (гладиаторы, бои с дикими животными и приношение жертв) запрещены. Это в разы снизило приток паломников и доходы от них в городскую казну. Спустя некоторое время начался отток населения. Он усилился в следующем веке, когда город сильно пострадал от землетрясения, а средств на восстановление не было.

В XI веке город был разрушен во время нашествия турок-сельджуков, которые и стали новыми обитателями этих земель. Но не на месте Афродисиаса, а по соседству (чему потом ученые были очень рады). О городе очень быстро забыли. Ну а как нашли, я писал в начале поста.

Что интересно, спустя века забвения, проекты Заиласа «выстрелили» вновь, сделав его город одним из самых популярных объектов уже у археологов (почти как Помпеи), благодаря большому количеству сохранившихся артефактов.

Лига историков

13.8K поста50.7K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения