ВВС Александра I, или «вундервафля» против Наполеона

Вера в некое чудо-оружие, которое способно решить ход не только сражения, но и войны в целом существует, наверное, со времен «греческого огня», а то и раньше. Но эта история произошла намного позже, в начале позапрошлого века.

И началась в Париже, зимой 1812 года. В то время казалось, что Парижу суждено быть столицей главной мировой державы, армии Наполеона одерживали победу за победой, под контроль императора перешли Испания, большая часть Италии и Германии (тогда они представляли собой набор мелких государств) и не удивительно, что многие европейцы пытались делать карьеру именно там, в столице империи Бонапарта. В их число попал немецкий изобретатель Франц Леппих. На тот момент ему было под сорок и в активе он уже имел несколько патентов, главным образом в области музыкальных инструментов. Но к двору Наполеона он прибыл совсем с другой идеей – постройки управляемого воздушного шара. И не просто шара – а такого, что мог бы нести взрывчатые снаряды и сбрасывать их с воздуха на вражеские армии. Бомбардировщик, на наши деньги.

ВВС Александра I, или «вундервафля» против Наполеона Военная техника, Отечественная война 1812 года, Оружие, Длиннопост

Летающая лодка Франца Леппиха

Вообще, Леппих был не первым, кому пришла в голову такая идея. В 1783 году братья Монголефьер (тоже французы) совершили первый полет на воздушном шаре. А уже через год генерал и математик Жан Батист Мёнье предложил идею дирижабля. По его проекту он имел форму эллипса и приводился в движение с помощью трех воздушных винтов, которые должны были вручную вращать восемьдесят человек. Собственно, это и стало причиной, почему проект был не реализован – ручное вращение делало его слишком ненадежным, а большое количество «гребцов» оставляло мало места в гондоле для грузов. После Мёнье были и другие проекты, с веслами, парусами и прочими приспособлениями, которые могли бы заставить шар лететь не по ветру, а в заданном направлении.

Один из таких проектов и представил Наполеону Леппих. Император назвал его шарлатаном и велел выслать из страны. Изобретатель, вернувшись домой, связался с русским посольством. 22 марта 1812 года оттуда ушло донесение другому императору – Александру I, в нем, в частности, говорилось: «Механик Леппих, после многих поисков нашел, что птицы маханием крыльев своих делают пустоту в атмосфере, которая принуждает их стремительно расширяться в облегченном пространстве. Он приноровил начало их к шару… и невступно в три часа он в различных направлениях… подымаясь и опускаясь по своему произволу, сделал 45 французских миль». Далее сообщалось, что изобретатель готов изготовить 50 таких шаров для использования их российской армией в качестве все тех же носителей снарядов.

Александра, в отличие от Наполеона, идея вдохновила и уже в мае Леппих в сопровождении фельдъегерского прапорщика Иордана под именем доктора Шмидта прибыл в подмосковное село Воронцово, где в обстановке строгой секретности началась реализация проекта. Контролировал ход работы лично генерал-губернатор Москвы граф Федор Ростопчин.

Справедливости ради, надо сказать, что немец не был жуликом и он действительно придумал рабочие технические решения, главное из них – нижняя ферма жесткости, которая примыкала к баллону. Позже такие конструкции использовались в дирижаблях полужесткого типа. Но, видимо, желая найти инвестора под свой проект, он, как это бывает у изобретателей, выдал желаемое за действительное.

Очень быстро стало понятно, что одно дело – управление маленьким шаром (на котором ставил свои опыты Леппих) и совсем другое – масштабировать его в шар, способный нести десятки человек экипажа и груз взрывчатки. Ростопчин, кстати, догадался об этом одним из первых, еще в начале постройки первого большого шара он предположил, что пружины, которыми приводятся в действие весла-крылья, не выдержат тяжести этих крыльев, при увеличении их размера. Судя по его докладам, так и вышло: «Пружины ломались при первых ударах весел. Он сваливал вину на дурное качество железа. Я доставил ему лучшее – английское, которое ломалось точно так же. Наконец, он потребовал железо, из которого делают математические инструменты. Скуплены были все такие инструменты, какие только можно было найти и опыт точно так же был неудачен».

Вообще, для проекта средств не жалели. Леппиху передали три тонны серной кислоты (для производства водорода, которым наполнят шар), требуемое железо и еще 8 тысяч рублей на всякие расходы. Ему в свою очередь удалось убедить Ростопчина, что шар все же полетит. Даже назначил дату – 15 августа, о чем было доложено императору. Пока же работа кипела, смета росла. К концу лета на проект потратили уже 72 тысячи рублей, состояние по тем временам. А вот результаты не радовали. Через полтора столетия эксперты подсчитали, что из закупленных реактивов можно было получить 800 кубометров водорода, что позволило бы поднять в воздух одного-двух человек. Но поскольку «лодку» предполагалось приводить в движение чисто мускульной силой гребцов (как и у Мёнье), то их требовалось не менее полусотни, по расчетам Леппиха.

Близился момент «Ч». 3 сентября, за несколько дней до Бородинского сражения, Кутузов пишет Ростопчину: «Государь говорил мне о еростате, который тайно готовится близ Москвы. Можно ли будет им воспользоваться… и как его употребить удобнее». Александр Iдает распоряжение отправить Леппиха с его «небесной лодкой» в распоряжение Кутузова, отдельно указав, что нельзя допустить, чтобы она как-то попала в руки неприятеля. Но «лодка» так и не взлетела. Сражаться при Бородино пришлось без поддержки с воздуха.

За три дня до занятия французами Москвы Ростопчин отправляет еще одно донесение: «С прискорбием извещаю Ваше Величество о неудаче Леппиха… Прошло пять дней и ничего не готово. Вместо 6 часов он употребил целых 3 дня, чтобы наполнить газом шар, который не поднимал и двух человек… Большая машина не готова, и, кажется, надо отказаться извлечь из нее ту пользу, которую ожидали». Далее Ростопчин сетует на 148 тысяч рублей, потраченных напрасно и называет немца шарлатаном. Хотя вряд ли им двигал злой умысел, судя по всему, изобретатель искренне верил, что сможет построить летающий аппарат. Но осуществлять подобные проекты стало возможно только, когда появились двигатели, превосходящие возможности мускульной тяги. А войну с Наполеоном мы выиграли без «вундерваффе», все решили другие факторы – доблесть солдат, таланты полководцев и т.п.

Что интересно, несмотря на провал изобретателю дали второй шанс. Сначала он продолжил работы под Петербургом под контролем Аракчеева.

Для облегчения аэростата Леппих усовершенствовал свой летательный аппарат — построил новую гондолу, попутно облегчив конструкцию и заменив деревянные стойки пеньковыми канатами. Он возвратил точку крепления крыльев с гондолы на обруч на оболочке шара. Но когда и год спустя лодка не взлетела, проект был передан на экспертизу ученым и военным. Ряд опытов, проделанных в их присутствии доказал, что «лодка» может летать только по ветру, не отличаясь ничем от других воздушных шаров. Проект был окончательно закрыт и в 1814 году Леппих покинул Россию. Впоследствии ему так и не удалось воплотить в жизнь свою идею управляемого воздушного шара. А первый дирижабль поднялся в воздух почти 40 лет спустя. На нем были установлены воздушные винты и паровая машина мощностью в три лошадиные силы. Но это была уже совсем другая история.

Лига историков

13.5K пост50.3K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения