Воспоминание о необычном знакомстве с Карлом Роджерсом

Воспоминание о необычном знакомстве с Карлом Роджерсом Психология, Психотерапия, Высшее образование, Образование, Роджерс, Карл Роджерс, Что почитать?, Саморазвитие, Личность, Обучение, Развитие, Реформа образования, Педагогика, Занимательная педагогика, Клиентоориентированность, Гуманистическая терапия, Длиннопост

Во время обучения в магистратуре среди прочих дисциплин было преподавание психологии в системе высшего образования. Пары на тот момент проводила очень пожилая, но не растерявшая стремление к жизни и свою природную харизму дама. В последнюю предэкзаменационную пару эта женщина заболела, ее заменил другой преподаватель той же кафедры.

Пара началась с его признания в том, что он решает не проводить с нами семинар, так как не знает нас, следовательно, оценивать подготовленные нами материалы было бы чуть более чем бесполезно, исключая формальность требований программы. Вместо этого он предложил нам подискутировать о влиянии идей Карла Роджерса на педагогику.

Видимо, что он изначально верно предположил, что большей части группы К. Роджерс был известен как представитель направления гуманистической психологии; возможно, что кто-то бы вспомнил его "я-концепцию"; мне в голову на тот момент почему-то пришло выражение "беседа по Роджерсу", имея ввиду его клиенто-центрированную психотерапию.

Выслушав все, что студентам приходит на ум о личности американского психотерапевта, преподаватель предложил нам послушать некоторую выдержку из 13 главы книги К. Роджерса "О становлении личностью: психотерапия глазами психотерапевта", а далее подискутировать о том, почему идеи Роджерса и его взгляд на образование так и не были приняты повсеместно.

Я не буду в этой заметке декларировать всю главу, но намерен продемонстрировать читателю, возможно, фигуру К. Роджерса с той стороны, которая сравнительно реже затрагивается, когда речь заходит о его идеях и влиянии.

На этом предлагаю перейти к знакомству с идеями К. Роджерса, направленными на переосмысление процесса обучения, критикой имеющейся системы академического образования и педагогики в целом.

Вследствие этого замечу, что мне придется делить даже ту небольшую часть главы книги на отдельные тезисы, имеющие по моему мнению прямое отношение к мыслям К. Роджерса о педагогике.

Мысли, выписанные в формате тезисов, были озвучены К. Роджерсом во время выступления на конференции, которая была организована Гарвардским университетом. "Методы обучения, влияющие на человеческое поведение" - так звучала тема конференции. К. Роджерса попросили  выступить с его мыслями об "обучении, центрированном на обучающимся". Научение по Роджерсу представляло из себя то обучение, которое было основано на принципах психотерапии.

Стоит отметить, что К. Роджерс не хотел проводить стандартную двухчасовую конференцию, такой подход он посчитал "фальшивым". Вместо этого он зачитал ряд тезисов, но его ждала не совсем та реакция аудитории, которая включала и  преподавателей, которую он мог ожидать.

Собственно поэтому данный текст, окрашенный частицами воспоминания о последней паре по преподаванию психологии в вузах, возможно, что будет интересен как педагогам, так и психологам, а также тем, кто занимается разговорной терапией.

Я хочу предложить вам несколько очень кратких положений, надеясь на то, что, если они вызовут у вас какую-либо реакцию, это может пролить новый свет на мои идеи.

Далее стоит обратить внимание на следующее выражение:



...У меня такое впечатление, что когда я пытаюсь найти смысл своего опыта, это почти всегда приводит меня к тому, что другие люди считают абсурдным.

Поэтому ниже я попытаюсь изложить смысл своего опыта, полученного на занятиях и в ходе индивидуальной групповой психотерапии. Это вовсе не выводы для кого-то или руководство к тому, какими следует быть и что следует делать....

Так как К. Роджерс в собственных выводах затрагивает не только педагогику, но и собственное восприятие, а также чисто психологические вопросы,  я нахожу наиболее оптимальным цитирование отдельных мыслей, оставляя место за тем хронологическим порядком, который соблюдал Роджерс.


1. Я могу с равным успехом начать с целей этой конференции. Мой опыт показал, что я не могу научить другого человека, как обучать. Все мои попытки сделать это в конце концов оказываются тщетными.

2. Мне кажется, что все, чему можно научить другого, относительно неважно и мало или совсем не влияет на поведение. (Это звучит до такой степени нелепо, что, утверждая это, я не могу не подвергнуть это сомнению в тот же самый момент.)

***


4. Я почувствовал, что значительно влияет на поведение только то знание, которое присвоено учащимся и связано с неким открытием, которое сделал он сам.

5. Знание, которое добыто лично тобой, истина, которая добывается и усваивается тобой в опыте, не может быть прямо передана другому. Как только кто-то пытается передать такой опыт непосредственно, часто с естественным энтузиазмом, он начинает учить, и результаты этого – малозначимы...

***



6. Вследствие того, о чем было сказано выше, я понял, что у меня пропал интерес быть учителем.

7. Когда я пытаюсь учить, как я иногда это делаю, я ужасаюсь тем, настолько незначительны достигнутые результаты, хотя иногда кажется, что обучение проходит успешно. Когда это случается, обнаруживается, что в результате приносится вред. По-видимому, обучение вселяет в человека недоверие к своему собственному опыту и разрушает значимое для него знание. Поэтому я почувствовал, что результаты обучения либо не важны, либо вообще вредны.

8. Когда я, оглядываясь назад, вспоминаю мое обучение в прошлом, кажется, что его истинные результаты аналогичны – мне либо был нанесен вред, либо ничего существенного не произошло. Откровенно говоря, это меня беспокоит.

9. Вследствие этого я понимаю, что мне интересно обучаться только самому, предпочитая изучать то, что для меня имеет смысл, что оказывает значимое влияние на мое собственное поведение.

10. Я нахожу, что очень полезно обучаться – в составе группы, в отношениях с одним человеком, как в психотерапии, или самостоятельно, самому.

11. Я нахожу, что один из лучших, но наиболее трудный для меня путь обучения – это отбросить свое собственное защитное поведение (хотя бы временно) и попытаться понять, как другой человек переживает свой опыт и какое он имеет для него значение.

12. Я нахожу, что другой способ обучаться состоит в том, чтобы обозначить свои сомнения, попытаться прояснить неясные вопросы и таким образом приблизиться к смыслу нового опыта, который, вероятно, он на самом деле имеет для меня.

На этом К. Роджерс прерывает, как описывается в книге, свое выступление на конференции в Гарвардском университете.



...я даже вздрагиваю немного, узрев дистанцию, которая отделяет меня от обычного, "правильного" мира. Лучше я проиллюстрирую это, сказав, что, если бы опыт других людей был аналогичен моему, и если бы они обнаружили в нем аналогичный смысл, из этого вытекало бы следующее:

1. Это привело бы к тому, что мы отказались бы от обучения. Люди собирались бы вместе для этого лишь в случае, если очень хотели бы учиться.

2. Мы отказались бы от экзаменов. Они измеряют не тот вид знания, который важен для человека, добывающего знания.

3. Последствия состояли бы в том, что мы отказались бы от отметок и зачетов по той же причине.

4. Мы отказались бы от степеней как мерила компетентности, частично по той же причине. Другая причина в том, что степень отмечает конец или завершение чего-либо, а тот, кто учится, заинтересован лишь в непрерывном процессе научения.

5. Мы отказались бы от представления результатов, так как осознали бы, что никто не может хорошо изучать что-либо, исходя из результатов.

Я думаю, тут мне лучше остановиться. Я не хочу далее плодить фантазии. Мне хотелось бы прежде всего узнать, перекликаются ли мои внутренние размышления, которые я старался передать, с прожитым вами опытом обучения, и если да, то какие смыслы заключены для вас в вашем опыте.

Это было заседание, которое привело его участников к размышлению. В конце выступления аудитория "встретила" К. Роджерса молчанием. Затем кто-то из преподавателей, конечно, высказался о собственной солидарности с идеями Роджерса, мол, его посещали подобные мысли, но ему и в голову не приходило высказывать что-то подобное... Но, как писал К. Роджерс, многие после его слов даже забыли изначальную тему конференции. А после прослушивания его речи долго не могли заснуть ночью.

Большая часть педагогов восприняли идеи К. Роджерса с критикой, "нападая" на него неудобными высказываниями. Но Роджерс не посчитал разумным "защищаться" или комментировать критику.

Однако же, как замечал К. Роджерс в его "О становлении личностью: психотерапия глазами психотерапевта", то, что он высказал на той конференции, до сих пор четко отображало его самые главные мысли об образовании.

Лига Педагогов

1.7K постов5.6K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Можно:

Писать все, что можно отнести к педагогам и педагогике.

...

Нельзя.

1. Попрошайничать;

2. Рекламировать;

3. Оскорблять участников сообщества;

4. Писать не по теме;