Три жизни Мадса Розенбома
Вызвался тут слегка подсобить коллеге со статьей про Выборгское морское сражение 1790 года, с которым связан один весьма интересный факт. Выборг-1790 в соответствующей историографии порой называют "прогоном сквозь строй" или "Выборгскими шпицрутенами". Обусловлено это тем, что шведская эскадра была вынуждена прорываться сквозь заслон русского флота, взявшего ее в два огня (что очень плохо и чревато). В итоге шведы все-же прорвались, пусть и с потерями (едва не погиб сам король Густав III), однако речь не об этом.
Прорыв возглавлял 64-пушечный линкор "Dristigheten" ("Дерзновенный", спущен на воду в 1785). В "Путешествии Нильса с дикими гусями" )в оригинале - "Чудесное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции") Сельмы Лагерлеф в главе "Бронзовый и деревянный" (в оригинале - "Карлскруна") деревянный моряк Розенбом утверждает, что был старшим боцманом на этом корабле вплоть до своего ухода с флота в 1809 году.
Что характерно, в Карлскруне (а Лагерлеф своего "Нильса" писала как своеобразный сказочный путеводитель по современной ей Швеции) помимо памятника Карлу XI ("Бронзовый") есть и деревянный Розенбом - он стоит у местной Адмиралтейской церкви. Правда, согласно городской легенде (и как гласит шведская Википедия), он был бедняком, частенько просившим милостыню у церковного порога, где и умер (то ли замерз, то ли сердце прихватило) в самый канун 1717 года. Статуя же появилась в 1793 или даже раньше.
В городской книге Карлскруны действительно есть некий Мадс Розенбом, который там жил примерно в те годы. Он был морским офицером, перебравшимся в город Карла осенью 1679 года. В последний раз в офицерский списках его имя фигурировало в 1704 году - тогда же, вероятно, он вышел в отставку, после чего вместе с семьей уехал из Карлскруны. Умер он, вероятно, ранее 1717 года, и уж точно - не побираясь на пороге Адмиралтейской церкви. Кроме того, он никак не мог быть боцманом на "Dristigheten", спущенном на воду аж 80 лет спустя.
Однако в оригинальном тексте Сельмы Лагерлеф упоминается именно 1809 год, а также корабельный мастер Чапман (который и построил Густаву III новый флот перед войной с Россией) и Юхан Пюке, командовавший "Dristigheten" во время выборгского прорыва.
Разница во времени в книге тоже объясняется. Бронзовый (Карл XI) увлеченно рассматривает модели кораблей, которые явно не застал при жизни, а Розенбом ему рассказывает о том, кто их строил и т.д., в том числе и о Чапмане и обо всем, что было до 1809 года, когда он был списан на берег.
Там еще забавная ностальгическая нотка - "Он и Бронзовый больше всего любили старые деревянные корабли. Похоже, они не понимают новые линкоры". Книга про Нильса была написана в начале 20 века, кстати буквально за несколько лет до ее выхода на воду спустили броненосец "Dristigheten", названный именно в честь линкора 1785 года постройки, так что здесь еще и отсылка для современных детей к временам шведской воинской славы. В русскоязычном пересказе все это пошло под редакторский нож, увы, да и наши дети вряд ли поняли бы эти отсылки.
Таким образом, книжный Розенбом, учитывая примерные годы его службы, вполне мог бы находить на борту "Dristigheten" во время выборгского прорыва и пережить сражение, вошедшее в историю как "Трафальгар Балтики".
Лига историков
14.8K постов51.6K подписчика
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения