Так ли хорош Jagdpanzer 38(t)?
Автор: Дмитрий Зайцев.
Люди пытаются мыслить экономно и этим искажают историю до потери смысла. С одной стороны, им нравятся простые образы. Если герой, то герой во всём. Если машина, то замечательно устроена до последнего болта или же абсурдно неудачна. С другой стороны, люди тиражируют одни и те же образы. Когда по сотому кругу пережёвывается одно и то же, критика теряет связь с фактами и складывается традиция ругать или хвалить. Так и сложился положительный образ немецкой самоходки Jagdpanzer 38(t) - проворной, компактной, массовой, недорогой, с хорошей пушкой и крепким лбом. Но сегодня я предлагаю посмотреть на любимого многими бронегероя без грима.
В годы Второй мировой войны немцы восполняли дефицит танков более дешёвыми самоходками. Не зря StuG III со StuH 42 выпустили даже больше, чем Panzer IV. В октябре 1943 года заводы Alkett и MIAG совместно построили почти 400 StuG III, выйдя на рекорд, а в ноябре завод Alkett разбомбили. Немцы развернули сборку StuG IV, однако шасси четвёрки требовались и для производства самих Panzer IV. Alkett пыталась продолжать выпуск StuG III, но американцы снова сбросили бомбы.
Немцам срочно была нужна замена StuG III. Производство решили развернуть на чешском заводе BMM, который выпускал самоходки на базе Pz.Kpfw.38(t). Проблема в том, что оборудование этого завода годилось только для сборки лёгких машин, поэтому Jagdpanzer 38(t) пришлось в спешке разрабатывать на переделанном шасси лёгкого разведчика Pz.Kpfw.38 nA. И это не пошло ему на пользу. Узкая база вынудила сместить орудие к правому борту, так что влево оно наводилось всего лишь на 5 градусов. В StuG III и Jagdpanzer IV заряжающий сидел справа, но в Jagdpanzer 38(t) он мог находиться только слева от орудия, поэтому процесс перезарядки был очень неудобным. Боекомплект был невелик - 41 выстрел распихали во всех свободных местах. Что и говорить, от заряжающего требовались способности акробата. Командиру пришлось не сильно лучше, с его места был очень плохой обзор, а вторая створка люка уехала на надмоторную плиту.
Изначально немцы хотели лёгкую самоходку весом 13 тонн с максимальной скоростью в 50-60 км/ч. Но как чехи ни ужимали корпус, вес Jagdpanzer 38(t) всё равно дошёл до 16 тонн. Это было пределом шасси, трансмиссия работала на честном слове. Центр тяжести сместился вперёд, поэтому самоходка «клевала» носом. Наконец, вместо перспективно 220-сильного дизеля пришлось поставить старый форсированный мотор на 160 л.с., из которого дожали последние капли. С таким больным сердцем Jagdpanzer 38(t) еле разгонялся до 40 км/ч. Читатель спросит: ну хоть броня, броня-то была хорошей? Да, на бумаге лобовые плиты толщиной 60 мм под углами в 60 и 40 градусов смотрятся здорово. Но на самоходки шла броня самого низкого качества, поэтому от снарядов они защищали очень условно.
Дело было не только в крайне сжатых сроках и в отсутствии подходящей базы. Коллектив конструкторов под руководством Алексея Сурина потихоньку саботировал работы, намеренно ухудшая конструкцию. Например, у первых Jagdpanzer 38(t) были буксирные крюки по типу Pz.Kpfw.38(t), которые рассчитывались под 13 тонн, поэтому их пришлось переделывать. Хотя перегруз носовой части был очевиден, передние узлы подвески усилили не сразу. Вместо этого Сурин предложил для облегчения вырезать куски лобовой брони и закрыть их 5-мм заглушками. Пока немцы чесали затылки в раздумиях, что же делать с перегрузом, чехи порезали первые 20 самоходок, фактически сделав их небоеспособными. Вообще немцы с самого начала не доверяли коллективу BMM, поэтому долго такой саботаж продолжаться не мог. Однако Сурин симулировал тяжёлый приступ и ушёл от наказания.
Симпатичный гробик с тесным корпусом, бронёй низкого качества, небольшим боекомплектом, ужасными условиями работы, плохим обзором, чахоточным мотором, ненадёжной трансмиссией и подвеской на последнем издыхании. Был ли Jagdpanzer 38(t) хорош сам по себе? Конечно, нет. Это эрзац-самоход, созданный в спешке командой саботажников. И одновременно с этим Jagdpanzer 38(t) был большой удачей для немцев. При том же орудии он стоил вдвое дешевле Jagdpanzer IV и мог массово производиться на скромном оборудовании. В войсках новинка скорее понравилась, ведь лучше плохо ехать, чем хорошо идти. При всех недостатках у Jagdpanzer 38(t) было одно неоспоримое достоинство - сам факт их наличия.
Источник: https://vk.com/wall-162479647_141781
Автор: Дмитрий Зайцев. Альбом автора: https://vk.com/album-162479647_260288627
Личный хештег автора в ВК - #kedoki@catx2, а это наш Архив публикаций за февраль 2020
Лига историков
15.2K постов52K подписчиков
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения