Святой Лука и его евангелие

Врач, художник, писатель - это все Святой Лука.

Святой Лука и его евангелие Религия, Бог, Христианство, Иисус Христос, Длиннопост

Евангелист Лука.Икона яндекс картинки.

Грек по происхождению по имени Лукиос, которого близкие звали Лукас, родился, по всей видимости, в Антиохии. Есть версия, что он был вольноотпущенником одной из богатых семей Антиохии. По роду деятельности он был врач, а также занимался живописью. Первые иконы приписываются ему.

Антиохия была крупным эллинистическим центром, в котором в это время уже существовала христианская община, сыгравшая немалую роль в становлении нового культа. Лука принял эту новую веру, отзываясь всем сердцем на все что было в новой религии человечного и сказочного. В Антиохии часто бывал Павел, и Лука стал его последователем, участвовал в нескольких миссионерских путешествиях вместе с ним. Лука настолько проникся идеями Павла, что некоторые библеисты даже называют его евангелие Евангелием от Павла.

На основе анализа текста евангелия, время его написания определятся в районе 90 года. Этот вывод делается исходя из того, что евангелист знает о разрушении Иерусалима и преследованиях христиан при Домициане, но ему не известны послания Павла, получившие известность после 95 года.

Святой Лука и его евангелие Религия, Бог, Христианство, Иисус Христос, Длиннопост

Апостол Павел. Фрагмент картины Эль-Греко.

В церковных биографиях Луки ( прошу прощения - в житиях) вы можете прочитать о том, что он был апостолом от семидесяти, и потом именно он встретил воскресшего Иисуса в Эммаусе. Никто из других евангелистов, не только канонических, но и апокрифов этого эпизода не знают. Полагаю, что это позднейшие благочестивые выдумки. Имя Луки нигде в Евангелиях не упоминается. Да и он сам, косвенным образом, подтверждает, что не встречался с Христом и не был свидетелем описываемых событий.

"Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен."

Так Лука начинает свое повествование (разбивку по стихам удалил я). Ключевыми словами тут являются "как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова..." Тут Лука прямо говорит, что он не являлся очевидцем, а пользовался тем, что рассказывали другие. Среди современных библеистов не мало таких, которые высказывают сомнения в идентичности автора евангелия и спутника Павла. Об этом же говорит и тот факт, что примерно до середины второго века канонические ( в будущем) евангелия не имели авторства. Но для нас вопрос авторства не имет определяющего значения, гораздо интереснее сам текст. Сегодня можно с уверенностью утверждать. что евангелие от Луки является компиляцией. Примерно треть текста Луки позаимствовано у Марка, вместе с тем Лука не был знаком с евангелием от Матфея. Именно поэтому, такой ключевой эпизод жизни Иисуса, как рождество, у него кардинально отличается от того, что написал Матфей. Другим источником являются так называемые логии - краткие изречения, приписываемые Иисусу. Они занимают примерно пятую часть текста евангелия. Ну и, разумеется, те мифы и сказки, которые ходили в среде вновь обращенных.

Лука талантливый писатель, образ Иисуса в его изображении полон милосердия и любви к малым сим. Для того, что бы понять задачи, которые ставил перед собой Лука, взглянем на время, когда он жил и творил. Это были годы после разгрома первого Иудейского восстания и разрушения Иерусалима. Римские власти очень опасливо и внимательно наблюдали за иудеями и жестоко пресекали любую попытку действия со стороны иудейских группировок. В это, да и в более позднее, время римские власти не отличали последователей Христа от правоверных иудеев. Собственно первые христиане и были одной из многочисленных иудейских сект, и отличались от правоверных тем, что верили в то , что мессия пророчеств уже пришел, и это Христос. Поэтому те репрессии, которые обрушились на евреев после разрушения храма, не обходили стороной и христиан. И именно с этого момента христианские общины стали дистанцироваться от иудеев. Первой задачей Луки стало показать римским властям, что учение Иисуса не угрожает существующим порядкам. Отсюда обещанное пророками царство, это царство не в обычном земном смысле, это царство в духе. Отсюда же и "Кесарю - Кесарево", что должно было показать лояльность к властям. И наконец. возложение вины в смерти спасителя на иудеев и оправдание римских властей. Всячески подчеркивается желание Пилата спасти Иисуса, и упорное желание иудеев его смерти.

"Пилат снова возвысил голос, желая отпустить Иисуса. Но они кричали: распни, распни Его! Он в третий раз сказал им: какое же зло сделал Он? я ничего достойного смерти не нашел в Нем; итак, наказав Его, отпущу. Но они продолжали с великим криком требовать, чтобы Он был распят; и превозмог крик их и первосвященников. И Пилат решил быть по прошению их, и отпустил им посаженного за возмущение и убийство в темницу, которого они просили; а Иисуса предал в их волю."

Так описывает Лука эпизод осуждения Христа.

Другой его задачей, как верного последователя Павла, было показать вселенский характер нового учения. Иисус - врачеватель, учитель, который возлюбил всех людей без различия национальности, пришедший чтобы спасти не одних только иудеев, но всех людей. И если Матфей возводит родословную Иисуса к Аврааму, то есть его интересует только иудейская часть человечества, то Лука продолжает родословие до Адама, как прародителя всего человечества.

У Луки Иисусом движет любовь и сострадание ко всем обездоленным, ко всем голодающим и угнетенным. Евангелие от Луки - это евангелие бедности, евангелие милосердия. Недаром многие библеисты считают это евангелие самым поэтичным и гуманистическим произведением Нового завета.

Лига историков

14K пост51K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения