Лига историков

Статья за слова. За 1000 лет до того, как это стало европейским мейнстримом

Автор: Андрей Гуренко (@Dutash).

В Скандинавии XI-XIII вв. одним из самых страшных – можно даже сказать, смертельных – оскорблений считалось сравнение свободного мужчины – с женщиной. Или с кобылой. Или с любым другим зверем женского пола. Ещё гарантированно нарваться на неприятности можно было, если сказать человеку, что:
– он беременный
– он был взят (изнасилован)
– он не мужественен (в смысле: импотент)
– он занимается женским колдунством (сеидом)

Статья за слова. За 1000 лет до того, как это стало европейским мейнстримом Cat_cat, История (наука), Текст, Викинги, Оскорбление, Длиннопост

Норвежские законы Гулатинга (юго-восток) и Фростатинга (север), во многом отражающие нормы IX-XI вв., но записанные двумя столетиями позже, уже при христианах, полагали за такие слова полную денежную виру. Как за убийство.

На культурной окраине скандинавского мира и вовсе особо не церемонились. Записанные чуть раньше норвежских, общеисландские законы Грагас гласят, что пожизненным изгнанием из общества карается употребление мужчиной в адрес мужчины трёх слов:
ragan (или ragr) = женоподобный,
stroðinn = взятый
sorðinn = изнасилованный.
Пока не собрался тинг (то есть большую часть года), за такие слова можно законно убить. Но после того, как собрался – нужно начинать тяжбу, добиваясь изгнания по приговору общины.

Немного мягче обстояли дела в Норвегии со сравнением человека с животным (быком или жеребцом). Лестное сейчас, тысячу лет назад оно стоило половинной виры. Правда, непонятно, возникла эта норма под влиянием христианства или присутствовала в устном праве изначально.

Статья за слова. За 1000 лет до того, как это стало европейским мейнстримом Cat_cat, История (наука), Текст, Викинги, Оскорбление, Длиннопост

Как же обстояли дела с женщинами? Законы, к сожалению, этого не знают (хотя женщины и их особый статус освещены в них отдельно). В сагах – например, о людях из Лососьей долины или о Гисли – сильные дамы очень даже способны защитить свою честь, иногда беря в руки оружие (но не на поле битвы). Или принуждают мужа приструнить злословов.

Что касается "мужеподобности", то в саге о людях из Лососьей долины рассказывается, что об Ауд Штаны, жене Торда из Холма, ходили упорные слухи, что она-де носит штаны с ластовицей – типичного мужского кроя. На вопрос третьего лица о последствиях такой разнузданности Гудрун, глава рода, пользующаяся всеобщим уважением, отвечает, что они такие же, как для мужчины, который вдруг стал носить рубаху с вырезом до живота – типичного женского кроя. Всего-то развод (конечно, по языческим нормам, а не по христианским).

Исландские саги очень внимательны к деталям распрей и жизни конунгов, о которых они рассказывают. Например, завязкой конфликта в саге о Ньяле является, прошу прощения, проклятый половой орган исландского парня, который неосторожно принял в подарок от матери норвежского конунга зачарованный браслет. При всей такой внимательности содомии в имеющихся родовых и королевских сагах – не встречается.

Однако в Старшей Эдде, мифе о скандинавских богах и героях, присутствуют несколько фееричных сцен. Например, беременность бога хитрости Локи от коня великана-строителя, привёдшая к рождению скакуна самого Одина – восьминогого коня Слейпнира. Или маскировка Хельги, Убийцы Хундинга среди прядущих в женской зоне дома девушек.
Тут можно только сказать, что далее обоих героев эпоса нещадно выстёбывали в словесных поединках: Локи – боги, а Хельги – соратники. И даже не бывали за это биты. Миф – на то он и миф, чтобы то, что по законам общества людей считалось смертельным оскорблением, в божественно-комическом мире эпоса выглядело нормой.

Статья за слова. За 1000 лет до того, как это стало европейским мейнстримом Cat_cat, История (наука), Текст, Викинги, Оскорбление, Длиннопост

Собственно, при таких раскладах довольно странными выглядят попытки некоторых иностранных исследователей всеми силами отыскать следы гомогейства в древнескандинавских источниках. В ЖЖ, помню, в 2010-х гуляла одна переводная статья: источников там была масса, только вот почти ни одного употреблённого к месту. Это подход, вообще характерный для приплетающих статей: что ж, хотя бы сейчас экология и феминизм стали популярнее ЛГБТ, а найти в исландской истории экологические проблемы проще: вот, например, классическая заметка о том, как вырубка деревьев погубила целый остров.

Вернёмся к теме: к оскорблениям, которым надо бы подвести итог. Как видно, возможность нанесения таких чудовищных обид собеседнику в скандинавском обществе уравновешена ответственностью, которую понесёт обидчик: начиная от штрафа, заканчивая изгнанием. Однако вплоть до позднейшего (XII-XIII вв.) времени приводить в исполнение приговор общины необходимо было самому обиженному. Вот такое вот общество взаимной ответственности.
Понятное дело, что закон рисует в какой-то степени идеальную картину, однако в нашем случае – будучи отражением устного права – он тесно связан с правоприменительной практикой в частности и с реальностью вообще.

Закончить заметку о столь быстрой мести, однако, я бы хотел на призыве к миру. Помните, что прошла уже добрая тысяча лет, и находимся мы с вами в совершенно другом мире, переживающем совершенно другие времена. Пожалуйста, не надо платить членовредительством и уж тем более рукоприкладством за слова, пусть даже очень обидные – это лишает вас человеческого достоинства.

Статья за слова. За 1000 лет до того, как это стало европейским мейнстримом Cat_cat, История (наука), Текст, Викинги, Оскорбление, Длиннопост

Источники:
1) https://vk.com/wall-28048621_15641 – исчёрпывающая заметка с переводами нужных фрагментов из законов Гулатинга, Фростатинга и Грагаса. Ссылки на оригиналы Фростатинга и Грагаса там же.
2) https://www.nb.no/items/URN:NBN:no-nb_digibok_2015012.. – сайт Норвежской национальной библиотеки, издание всех этих законов на древнескандинавском. Нужная главка Гулатинга называется Um fullrettes orð.
3) https://svart-ulfr.livejournal.com/345489.html – та самая прескверная статья об ЛГБТ-викингах. Переводчик сомневается в изложенной аргументации вовсе не зря! Она притянута за уши.
4) https://norroen.info/dct/cleasby/r.html – древнеисландско-английский словарь Клисби. Искать слово "ragr" – убедитесь, сколь много у него других переносных значений, помимо "женственный".

Оригинал: https://vk.com/wall-162479647_461796
Пост с навигацией по Коту

Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!

Лига историков

13.9K постов50.9K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения