Щедрый подарок автосалонам от судей. Навязанная страховка отныне намертво приклеена к скидке на авто?

Щедрый подарок автосалонам от судей. Навязанная страховка отныне намертво приклеена к скидке на авто? Защита прав потребителей, Лига юристов, Юридическая помощь, Право, Юристы, Суд, Закон, Авто, Обман, Справедливость, Длиннопост, Негатив

Несмотря на невеселую историю, мы все (потребители) можем извлечь из нее массу полезных сведений и навыков. Наш "Клуб потребительской самообороны" начинает свою работу.

Summary

Верховный Суд РФ в марте 2022 года оставил в силе печальные решения трех нижестоящих судов. Истец пытался доказать, что скидку, предоставленную в обмен на страховку - нельзя требовать назад. Даже в том случае, когда клиент расторгает (не нужный ему) договор страхования. Очень серьезный удар по потребителям, которые и так в текущих условиях переплачивают втридорога за авто. Мы сделали перевод с юридического на русский. Текст судебного акта для любителей правовой точности можно найти по этой ссылке. Примеров подобной судебной практики очень много, суды повсеместно отказывают потребителям в защите их права на скидку.

1. Сделка

В 2019 году Автосалон "Аксель-Ренорд" в Мурманске сделал гражданину щедрый подарок - Renault Arkana, 2019 года выпуска, стоимостью 1 589 970 рублей. Сейчас такая трехлетняя красавица с пробегом стоит те же самые 1,5 млн рублей.

Щедрый подарок автосалонам от судей. Навязанная страховка отныне намертво приклеена к скидке на авто? Защита прав потребителей, Лига юристов, Юридическая помощь, Право, Юристы, Суд, Закон, Авто, Обман, Справедливость, Длиннопост, Негатив

Также клиент подписал бумагу, что ему предоставляется скидка 269 970 рублей в связи с тем, что он покупает пакет не нужных ему услуг за бешенные деньги. Любите заглядывать в чужие пакеты? Вуаля:

- договор добровольного страхования жизни и здоровья на 900 000 рублей (автосалон выступает посредником такой сделки и берет себе часть от уплаченной суммы) на 2 года - 59 884 рубля;

ВАЖНО: Обратите внимание, что рыночная стоимость такой страховки составляет не более 6 000 рублей.

Щедрый подарок автосалонам от судей. Навязанная страховка отныне намертво приклеена к скидке на авто? Защита прав потребителей, Лига юристов, Юридическая помощь, Право, Юристы, Суд, Закон, Авто, Обман, Справедливость, Длиннопост, Негатив

- договор имущественного страхования - КАСКО (автосалон также в доле как посредник) 63 149 рублей 85 копеек (при этом страховая умудрилась дополнительно навязать продать страхование от несчастных случаев за 515 рублей, хотя жизнь и здоровье клиента уже были застрахованы на 900 000 рублей);

- добровольное имущественное страхование - GAP (схема та же, автосалон - посредник), из кошелька потребителя изъято 26 400 рублей.

ВАЖНО: Договор GAP - это покрытие убытков только в случае угона или тотальной аварии. Поскольку КАСКО будет выплачиваться очень хитро (стоимость выплаты уменьшается с износом - каждый день или каждый месяц), то полная сумма по КАСКО (при угоне) не покроет покупку нового авто. GAP эту разницу худо-бедно восполняет. Но все эти услуги не работают, если автомобили дорожают на 50 или 100% за год. Чудовищно расточительно и бесполезно, учитывая мизерную вероятность срабатывания такой страховки и совсем небольшое (200 000 рублей) покрытие, которое она обеспечивает.

- заключение с автосалоном договора купли-продажи бывшего в употреблении автомобиля Renault Duster (год выпуска) 2014 - скидку по программе "Трейд ин" в размере 70 000 рублей.

ВАЖНО: Никогда не подписывайте договор "Трейд ин", если не уверены на 100% в репутации автосалона. Такая продажа очень часто выступает первым этапом преступной схемы (от клиента потом требуют купить автохлам под угрозой того, что заберут себе "трейдиновский" автомобиль как компенсацию за срыв сделки).

Щедрый подарок автосалонам от судей. Навязанная страховка отныне намертво приклеена к скидке на авто? Защита прав потребителей, Лига юристов, Юридическая помощь, Право, Юристы, Суд, Закон, Авто, Обман, Справедливость, Длиннопост, Негатив

Таким образом общие расходы потребителя составили почти 220 000 рублей, а скидка была 270 000 рублей. Выгодно ли это клиенту? Очевидно, что все услуги, купленные через автосалон-посредник обошлись втридорога. Также очевидно, что никакой реальной скидки продавец не даст и при отказе от дорогих услуг придется покупать авто на 20% дороже. Честно ли выстраивать продажи таким способом - можете поразмыслить сами.

ВАЖНО: В договоре прописано, что аннулирование любой из данных сделок ведет к полной потере права на скидку.

2. Отказ от страховки

Тот факт, что скидка нужна как воздух, а страховка - нет выявился сразу, как развеялись алкогольные пары новогодних праздников. 10 января 2020 клиент уже был в салоне страховой компании и писал отказ от договора страхования жизни и здоровья.

ВАЖНО: Если вы решили избавиться от навязанной страховки это нужно сделать в течение 14 дней! Наш герой это успел сделать, поэтому страховая вернула ему большую часть денег.

3. Суды

Спустя пару месяцев автосалон вооружился дубьем из скрученных в трубочку договоров и дополнительных соглашений и пошел в суд, требуя от гражданина вернуть скидку. Гражданин в ответ тоже подал иск, требуя признать соглашение о возвратной скидке правовой ересью и юридическим нигилизмом, а заодно компенсировать истраченные нервные клетки на сумму в 80 тысяч рублей.

Гибель нервных клеток суд не оценил, а вот соглашение о скидке признал добротным и постановил выплатить автосалону утраченную прибыль.

Потребитель бился как лев в четырех инстанциях, но проиграл.

ВАЖНО: Если вы подписываете бумагу, что в обмен на скидку к товару вы покупаете другой продукт (пусть даже на ту же сумму), то обратите внимание, обязывает ли вас продавец вернуть скидку, если вы откажетесь от дополнительного товара или услуги.

Потребитель потерял не только скидку, но еще 13 тыс рублей сверху.

Его заставили выплатить автосалону 269 970 рублей, а также проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 7043 рублей 60 копеек, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 5970 рублей. Расходы на юристов автосалон взыскивать не стал, хотя это еще могло добавить 20-30 тысяч рублей убытков.

В уловках со скидками есть очевидные вопросы:

1. Является ли цена автомобиля со скидкой общедоступной (упоминается ли она на сайте или в рекламе)?

2. Законно ли под видом скидки (создание правомерного интереса) предлагать услуги по нерыночной цене?

3. Не является ли безальтернативная скидка в совокупности с завышением стоимости услуг элементом обмана потребителя и навязывания ему дополнительных услуг?

4. Какую долю от платы за дополнительные услуги получил автосалон как посредник?

Впрочем, есть информация, что Конституционный Суд заинтересовался такой практикой и возможно, мы вскоре увидим новые подходы к этой ситуации.

Жалоба гражданина К.В.Матюшова на нарушение его конституционных прав пунктами 2 и 3 статьи 428 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Принята к рассмотрению.

Судья-докладчик – А.Ю.Бушев.

Матюшов Кирилл Валерьевич - тот самый покупатель (из рассмотренного нами судебного дела), который прошел все судебные инстанции и сейчас судится за всех потребителей страны против решений судов о том, что скидку можно отобрать.

Кому удобно, может отслеживать наши новые публикации в телеграм-канале. В нем также публикуем микро-новости из области защиты прав потребителей и потребления.

Лига потребителей

393 поста2.2K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Приветствуются посты:

1. О том, как возникла проблема при приобретении товаров и услуг и что вы сделали для ее успешного решения.

2. Свое мини-расследование или полезное наблюдение, которое поможет людям избежать проблем. Просто поделитесь знанием о рисках, подводных камнях и лайфхаках.

3. Об интересной и необычной практике решения проблемы потребителя со стороны различных компаний, общественных организаций, цифровых сервисов, государственных органов, публичных людей и правозащитников.

4. О бесплатных полезных ресурсах и сервисах, которые помогают решать проблемы потребителей.

5. Об интересных, познавательных, развивающих историях, связанных с рекламой, маркетингом, экономикой, правом, если герои таких историй оставили свой след в развитии потребительской экономики.

6. Свои рекомендации по приобретению товаров и услуг, если это не реклама, обзор честный, а наблюдения достаточно ценны и должны стать достоянием общественности.