1875

Ребенок не говорит. История первая.Про часики

Я логопед. Занимаюсь с неговорящими детьми. Эти дети все очень разные, как снежинки. Причины отсутствия речи тоже разные. Сегодня мы поговорим о сценарии, который развивается позитивно. Ко мне на занятия пришел малыш, три года. Давайте назовем его Илья. У мальчика не было ни одного слова. Мамы, папы, бабы, ничего не было. Зато были жесты (не жестовый язык, а обычные бытовые жесты). Он таким образом мог взаимодействовать с родными, показывать какие-то свои просьбы. (Это хороший звоночек, у парня есть инициатива в общении). Звуки, даже звукоподражания тоже были (му - это корова, бе - это барашек, ав - собачка и т.п.). А речи не было.

А ещё у парня было "замечательное" поведение. Надо сказать, что у детей с таким речевым диагнозом поведение это частый гость. Их злит, что их не понимают. Они не знают, когда им дадут ту или иную вещь, а если вообще не дадут? Поэтому на отказ дать ему вещь "вотпрямщаз" начинается скандал. А мы ведь с вами понимаем, что ВСЁ дать ребенку невозможно. Эмоционально-волевая сфера не зрелая, сами себя остановить они уже не могут. И поэтому случаются истерики, драки и прочие неприятные вещи. Сразу скажу, шлёпать не вариант. Каким образом удар по мягкому месту поможет ему успокоиться? Никаким. Он начнет бить вас в ответ. Этот юноша кстати дрался очень больно.

Пока наш товарищ заливается слезами и орет, давайте поговорим про речевой диагноз. У него нет аутизма (нет ни одного диагностического критерия по МКБ-11). Это моторная алалия. То есть у ребенка сохранен интеллект, сохранно понимание речи. Нарушена только моторная сторона речи. То есть его язык, губы могут отлично двигаться, но он не понимает как ими двигать. Нам надо его научить. Это самый благоприятный прогноз, на мой взгляд. Само оно конечно не восстановится, но с регулярными занятиями у парня есть отличные шансы даже пойти в обычную школу.

Итак, что было сделано? Мне не удалось уговорить родителей на ABA, пришлось устаканивать поведение в рамках лого-занятий, чтобы мы вообще могли заниматься. С помощью введения ряда правил парень понял, что единственный способ от меня получить игрушку - это сделать задание. Нет задания - нет приза. Также за хорошее поведение у него отдельный супер-приз. Я даю ему ставить часики (таймер) на десять минут. Если он начинает рыдать, или драться, или убегать я таймер останавливаю. Делает задание, снова включаю. Через десять минут, когда часики начнут пищать, Илья может сбегать к маме за конфетой или за соком или просто побегать. Через минуту возвращается (сам!!!) И снова ставит себе часики. Поведения уже давно нет. А речь? Полгода назад ничего не было. А сейчас он может рассказать как его зовут, что папа купил ему машинку, мама дала конфету, машинка большая, а конфета вкусная, и много чего ещё. Работы ещё много, динамика отличная. Самое главное, что теперь его понимают не только родители, но и все вокруг, и он больше не злится.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
47
Автор поста оценил этот комментарий

Здравствуйте, моему сыну 2,8, есть буквально десяток слов типа мама-папа-баба, все понимает, жестами объясняет и точно так же крики и истерики, т к не понимаем. Если просим повторить слог, повторит, но слога в слово не составляет. Педиатр говорит, норма, но теперь, после вашего поста, я понимаю, что у моего ребёнка такая же ситуация. Скажите, возможно ли дома заниматься с ребёнком? И где найти материалы? Или срочно искать логопеда?

раскрыть ветку (32)
112
Автор поста оценил этот комментарий

Здравствуйте, в этом возрасте ребенок в норме говорит предложениями, я бы поставила задержку речевого развития (зрр). Вам нужно пройти логопедическую диагностику, чтобы вам написали заключение. Логопед соберёт анамнез, протестирует ребенка и на основании этого будет ясно, что делать дальше. На самотёк пускать не надо ни в коем случае, сейчас очень благоприятный возраст. Что спросит у вас логопед?

1. Были ли у невролога, что написано в заключении?

2. В норме ли слух? Делали ли ксвп? Скорее всего вы не делали, можете заранее про это почитать)

3. Делали ли ещё какие-то исследования, ЭЭГ например

4. Спросят про беременность и роды, вспомните были ли какие то проблемы и когда.

5. Раннее развитие, болезни, инфекции, температура 40, судороги, травмы.

Это поможет логопеду понять причины задержки.

Мои рекомендации на этом этапе:

1. Развитие слухового внимания. Звените в колокольчик, задача сына обернуться и посмотреть. Насыщайте его разными звуками в течении дня. В том числе и тихими звуками (шуршание пакета, бумаги и т.п.) посмотрел на источник звука, похвалили. Через какое то время из другого места пошумели. Если идеально будет смотреть, используйте речевые звуки - слоги, гласные, зовите его по имени.

2. Правильно организуйте речевую среду. Представьте, что ваш сын иностранец и он учит ваш язык. Говорите мало и медленно. Ему надо научиться расслышивать то, что вы говорите, чтобы научиться произносить. Уберите фоновый шум в виде телевизора. Инструкции сыну сократите до простых. Вместо "сыночек дай пожалуйста эту конфетку", покажите на нее пальцем и скажите - дай. А потом, когда ваш сын захочет что-то, пусть покажет на это и вы ему подскажете -"дай". Ещё глаголы для него- открой, лей, включи, неси, иди - то есть глаголы повелительного наклонения. Они облегчат вам жизнь. Их не обязательно идеально говорить, например если он покажет на дверь и скажет "Окой" - вы его все равно поймёте, и это сейчас наша цель.

раскрыть ветку (13)
29
Автор поста оценил этот комментарий
Здравствуйте. А что делать, если ребенок все это понимает и выполняет все просьбы - выкинь мусор, снимай обувь, одевайся; где глаза и тд- показывает; сам себе греет кушать, понимает когда говорю идем гулять или идем только по делам, даже есть базовые слова «мама, папа, нет, вот, ага», но больше слов нет и не повторяет за мной - когда показываю глаза, нос или еще что-то. Но сам постоянно показывает пальцем вокруг и звуком «а» просит назвать этот предмет. Ребенку 2,3
раскрыть ветку (12)
36
Автор поста оценил этот комментарий

Здравствуйте, в этом возрасте у ребенка должна появиться фраза, запас произносимых слов крайне мал, и отсутствие имитации мне тоже не очень нравится. Сходите к неврологу, поищите логопеда для развития речи. Сами пока можете тренировать имитацию, помогать ему, когда не делает, делать его руками, но снижать подсказку, чтобы постепенно начал это делать сам. Начните с простых вещей, дай 5, хлопать, стучать, руки вверх и т.п.

раскрыть ветку (11)
6
Автор поста оценил этот комментарий
Спасибо большое вам
2
Автор поста оценил этот комментарий
Здравствуйте, буду благодарна если ответите и мне. Педиатр и невролог сказали ждать до 2.5 и если не заговорит, то только тогда топать к логопеду.
Сын 2.1 возраст. Есть слова мама-папа, тетя-дядя, баба-деда. Нёёня(Луна), дёёти(звезды), нана(банан), маня(малина), звуки животных. Из действий: На, де(идём). Бип-бип, вруунь- машинки. Маааа(маленький), дёёдя(здоровенный). Цвета все называет одним словом с разной интонацией. Мелкая моторика:всякие сортировки, пинцеты, бусы, гири по размерам всё умеет, делает. Крупная: прыгает, бегает, передвигается чаще на беговеле(4 колеса), балансировочный диск хорошо освоил, может делать зарядку (руки вверх-вниз-в стороны, присесть и тд)
речь понимает хорошо.
Но уже несколько месяцев ни новых слов ни новых слогов. Каждый день перед сном(дневным и ночным) читаем 2-3 книжки такие мелкие-детские.
2 раза в неделю бассейн.
Любит рисовать и карандаши и краски (кисть и пальчиковые), особенно по пунктирам обводить. Пластилин хуже.
Одеться может(трусы, носки, футболки, кроссовки, сандали, шапку) снять тоже всё кр футболки. Ест сам и вилка и ложка. Иногда готовим вместе (тесто)
Есть переживание за речь. Врачи говорят мол ему не нужно и так понимают. В саду исправят. Но что-то как-то неспокойно.
раскрыть ветку (9)
8
Автор поста оценил этот комментарий

Понимаю ваше переживание, с одной стороны выглядит благополучно, но слов как-то мало. Попробуйте стимулировать называние предметов одним словом. Например, показываете на кота и говорите - "кот". Без инструкций, без "кто это". Просто показали - назвали. И так несколько раз. Но, в первый раз вы назвали сразу, а потом показали и назвали через секунду. А потом через две секунды. Как будто даём ребенку паузу сказать самому, но если он не говорит, то подстраховываем его. Скажет приблизительно что-то похожее - шумно радуемся, хвалим и хлопаем. Максимальная пауза - 4 секунды. Читаете книжки, можно также называть картинки.

Помимо называния можно стимулировать поиск предметов с ответом "тут".

Где мяч ?-  Ребенок находит мяч, тыкает в него пальчиком и вы за него произносите - тут! Также, с задержкой подсказки. Это может быть весело, искать разные предметы в комнате, потом можно на кухню пойти и там показывать. Если в каком то из двух заданий будет сложность, не будет вас понимать, или совсем ничего не сможет повторить, сходите на диагностику к логопеду, если все будет хорошо, пишите, я вам посложнее задания дам.

раскрыть ветку (8)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Здравствуйте
Про поиск предметов да, виммельбухи обожает, часто смотрит.
За всё время я смогла научить (именно научить, просила повторять) только 1 слово лю(люблю) буквально через час после первой просьбы повторить он начал говорить Лю. И больше этот фокус не срабатывал :)
Про называть с задержкой попробую. Спасибо большое
1
Автор поста оценил этот комментарий
Можно вас ещё попытать?
Были у 2х логопедов:)
Одна девушка активно с ним играла и комментирвала все действия. Спустя месяц спрашиваем(знакомство, притирка) что как? Не видит причин почему не говорит, возможно не дозрел(ему 2.3 сейчас). Сказала приходить позже.
Вторая примерно такие же выводы, но играла по-другому. Пыталась вытянуть звуки и артикуляционную гимнастику делать, но так же отправила домой на пару месяцев.
Делает рядочки ( 1-2-1-2 и 1-2-3-1-2-3) собирает по подобию. Новые звуки появляются, но он перестал называет некоторые старые (как делает осел ИА). Невролог и педиатр так же говорят ждать до 2.6. Дома я с ним играю, стараюсь делать акцент на одном слове при игре(кати, лепи, лови, дай) пока результата нет.
Начал ходить в сад, там он самый младший. Часть детей говорят, часть как наш
раскрыть ветку (6)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Здравствуйте, как с пониманием речи? Может по вашей вокальной просьбе (если вы ни жестом ни взглядом не покажете на то, что надо сделать, только попросите) найти и показать разные предметы, похлопать, попрыгать, что-то поднять/включить/принести и т.п.

Использует ли жесты при общении с вами?        (Показывает пальцем, машет привет/пока, машет "иди сюда", использует активно мимику).

Проявляет ли он инициативу в общении? Сам хочет с вами общаться? Как он просит то, что хочет?

раскрыть ветку (5)
1
Автор поста оценил этот комментарий
С пониманием речи отлично. Принеси из спальни жёлтый мяч, принесёт. Тут всё ок. Знает разницу кати и бросай мяч и тд. Пальцем показывает да, пока машет, дай-дай рукой делает.
Инициатива в общении, ну он любит играть в машинки, чаще подходит и даёт машинку или говорит бип-бип и тянет за руку в комнату. У него есть слово ДУ оно на его языке означает делай. Даёт мяч и "ду" - значит кидай, даёт машинки и слово "бах" это игра в аварии(запускать машинки много и чтобы они стукались). Есть игоушка кот, может принести и сказать мяу (значит играем в спасательную операцию) Просит кушать если голодный (ам или на своём хлеб/банан). Книжки носит, чтобы почитали
Игрушки он не просит. Любит машинки и с ними играет. Остальные игры в основном я предлагаю (те же квадраты никитина, мозайки и пазлы)
Про сам общаться. Если скучно, то придёт обниматься и звать играть
раскрыть ветку (4)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Слух в норме? По неврологии все в норме? Имитирует движения крупной моторики? (Руки вверх, покружиться, попрыгать и.т.п)? Повторяет движения рук (руки в замок, класс, коза и т.п.)? Как имитирует артикуляцию (улыбнуться, вытянуть губы в трубочку, широко открыть рот, показать язык)? Брови за вами нахмурит? Движения выполняет  в полном объёме? Части тела на себе может показать? Может ли он повторять звуки и слоги  за вами с первого раза? Все звуки четкие и без ошибок? А цепочки слогов? Ма-ма, па-па-пу, га-ги-гу , та-ка-на и т.п. если вы ударите по столу два,три или четыре раза, он повторит ритм?

раскрыть ветку (3)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Слух в норме. Брала 4 инструмента музыкальных. Звонила в них и он угадывал. На звук угадывает животных(на карточку показывал)Зарядку делает. Я говорю руки в стороны-на пояс, присел и тд. Всё делает. На балансире стоит, присидает (подушка такая) мяч ловит, пинает, бросает, катит. На беговеле (4 колеса на улице катается) ходит в бассейн 2 раза в неделю. Прыгает 2 ногами вперёд. Любит ходить по шинам вкопанным(хз как вам объяснить типа заборчика) когда сам, когда за руку. По бордюрам чаще сам ходит. Ест вилка/ложка. Одеть сам может трусы, штаны, носки(мизинец иногда не сразу попадает) Футболки с коротким рукавом. Кроссовки, сандали на липучке. Снять всё это тоже может, кроме майки и иногда с длинным рукавом проблемы.
вот с артикуляцией не очень. Я не могу заставить его повторять за мной. То есть сам по себе он и брови вверх может и хмурить, но не по сигналу.
улыбнуться заставить могу (добрая мать) он говорит Ииииии когда улыбается
Изображает сову уууууу губы в трубочку.
Рот по просьбе широко откроет.
Язык. вперед высунуть да, по просьбе. Сам когда что-то делает сосредоточено на бок язык двигает.
Части тела на себе показывает.
Слоги не повторяет ни с первого раза ни вообще :(
Цепочки. есть распечатка такая типа картинка козы-овцы-козы-овцы и он будет говорить ме-бе-ме-бе
именно повтори за мной ме-бе-ме-бе нет.
последний пункт не делали. Но он может стучать ладонь-кулак 2 руки, потом наоборот кулак-ладонь
0
Автор поста оценил этот комментарий
Из того что меня беспокоит это не могу научить артик.гимнастику делать. Ложку не облизывает, губы тоже. Язык из стороны в сторону(часики) нет. Цокать как конь умеет. Как рыбка делает. Язык вверх до губы нет. Держать карандаш между губой и носом нет
раскрыть ветку (1)
28
Автор поста оценил этот комментарий

Есть простая формула для определения норма или не норма. В норме слова у ребенка появляются а 12-14 месяцев. Фраза -в 2 года. К этому сроку плюсуем год. Это ЗРР . Нет слов в 24-26 месяцев и фразы в 3 года- это уже патология, сколько бы вам не рассказывали обратное.

раскрыть ветку (5)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Слова в год? А что нужно делать, чтобы ребёнок словами в год говорил? Мои только гулят, а слова появляются позже, к полутора-двум.

Я с ними разговариваю, и старшие дети разговаривают, то есть малявка постоянно слышит речь и даже понимает простые обращённые к ней фразы. Жестовый язык тоже в районе года есть. "Хочу на ручки", например, показывает. Но раньше полутора-двух слова ни у одного из четырёх не прорезались.

раскрыть ветку (3)
14
Автор поста оценил этот комментарий

В данном случае слова - определённый набор звуков, всегда одинаковый, обозначающий конкретный предмет, действие и т.п. Т.е., если Ваш ребёнок кошку всегда называет, "ки", а гулять просится "гугу", то это - слова.

раскрыть ветку (1)
10
Автор поста оценил этот комментарий
А, ну тогда у нас богатый словарный запас, чо...
4
Автор поста оценил этот комментарий

Нормы не меняются со временем. Делать ничего особого не надо, достаточно погружения в языковую среду. И в год только  появляются слова, звукоподражания тоже считаются. А уже к 1.5-2 годам их количество растет.А так советы банальны- нет гаджетам, да-общению, чтению и играм.

3
Автор поста оценил этот комментарий
По словам мамы я в 1.8 лет четверостишия Пушкина декламировал, а сосед в 2 лишь папа-мама лепетал. В дальнейшем оба нормально пошли в один обычный класс
12
Автор поста оценил этот комментарий
Нарушение ритма и слоговой структуры. Проблемы с чередованием и переключаемостью.
Что надо делать.
1. Осваиваем визуально-ритмические ряды. Почитайте про них в сети. Сначала просто выкладываем, потом подключаем чередование звуков. А-У, У-О.
2. Работаем с ритмом. Обнимаете ребёнка, поёте "мишка косолапый" и начинаете его качать в такт. Когда усвоить телесный ритм, переходите на топот - пусть топает в такт песне.
3. Прохлопывание слов. Набираете игрушек с названием из двух простых слогов - ки-са, ми-ша, ма-ша и т.д. Вытаскиваете по одной и поехали. С хлопками в ладоши - ми-ша, ма-ша.
4. Игры с простыми глаголами. Связка глагол-действие. Берём мяч, говорим: ка-ти. Сначала сами катим, потом только по команде ребёнка. Глаголы: ка-ти, тя-ни, ле-ти, бе-ги и т.д.
раскрыть ветку (4)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Спасибо, добрый человек.
Как раз 2.1 сейчас будет человеку. Пытается в фразы, но пока больше существительных. Глаголов мало. Есть ещё вместо слов слоги.
«Мама, ди (иди)» «Лёва ко(высоко)»
«Бух! Саса пае! (Саша упал)»
«какА, пое! какА, сии кАка! какА, няу! (Пока, поезд, пока, синий трактор, пока, Кошка)»
«Дай Уова кая (дай Лёве кашу)»
Кстати! Может кто-то подскажет? Как проработать местоимения? Пока говорит обо всех в третьем лице.
раскрыть ветку (3)
12
Автор поста оценил этот комментарий
Всё, что в первом комментарии написала, для вас тоже актуально.
Про местоимения, в частности Я. Там всё не так просто. Для того, чтобы осознать это самое Я, ребёнок должен научиться осознавать себя как автономную единицу, прочувствовать границы собственного тела, отделить себя от окружающего мира. Для этого работаем с телом. Изучаем, где у нас что - ноги, руки, глаза и т.д. Показываем на кукле, потом просим показать на себе. Используем местоимения. Т.е., не "Где у Лёвы глазки?", а "Где у тебя глазки?" и "Где у меня глазки". Следите за своей речью, избегайте говорить о сыне в третьем лице. Мы их сами к этому приучаем.
Далее, игры с заворачиваниями в одеяло, прожимания, проминания. Проминание фитболом.
Далее, просим назвать части тела ориентируясь не на зрение, а на ощущения. Под одеялом хватаем за ногу "А что это у тебя тут?" и т.п.
Далее, упражнения перед зеркалом. "Это мой рот, а это твой рот" и т.д.
Что навскидку вспомнила
раскрыть ветку (2)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Спасибо большое!
Части тела знает и свои, и на других показывает. С одеялом попробуем.
Про «приучили» согласна полностью. Сами же спрашиваем «где у Лёвы носик» и так далее. Будем работать.
раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Если части тела выучил, переходите на направления - право-лево, верх-низ, зад-перёд. И на теле, и в пространстве.
Например, ребёнку не очевидно, что правая рука и правая нога с одной и той же стороны.
Работа с телом: что у тебя спереди? Глаза, нос, рот, лицо, живот и т.д. Что у тебя сзади? Затылок, спина, попа, пятки. Что у тебя сверху - голова. Снизу - ноги.
В пространстве - раскидываете игрушки по полу - что перед тобой, что сзади, что справа, что слева? Потом поворачиваете на 90 градусов и повторяете.
В плане копирования речи взрослого. У когда сын начал говорить фразами, обнаружилось, что он у нас магистр Йода. "Мультики смотреть я хочу", "Не хочешь ты, мама, лежать на диване" и т.п. Долго думала, откуда он берет такие конструкции. И только через полтора года поняла, что я часто также всрато строю фразы. Но то, что взрослый считает баловством и сарказмом, ребёнок принимает как образец.
3
Автор поста оценил этот комментарий

Определенно проконтролировать ситуацию нужно, но без паники, по интернету диагноз не ставится.

Посмотрите, возможно у вас в городе есть специальные бюджетные организации для детей ( например,  ГУЗ  "Центр детской психоневрологии"). 

Моё мнение, что за 10 минут приема в поликлинике бывает сложно оценить полноценно ситуацию, а в специализированных организациях бывает возможность выделить на прием ребенка больше времени.

Но я не врач, а так - мама-мимокрокодил )

3
Автор поста оценил этот комментарий
ЭЭГ, УЗИ шея, голова, невролог, еще что то из анализов сдавали, невролог (ищите по рекомендации, а не в поликлинике) смотрит на результат, чтобы понимать причины, вариантов почему нет речи очень много, и от жтого назначает тактику, ну и логопед-дефектолог нужен, потому как заниматься чем раньше, тем лучше коррекция идет.
2
Автор поста оценил этот комментарий

у меня сын также разговаривал в таком возрасте, был долго на ГВ (уже частичном). как только окончательно убрала ГВ, так речь "пошла". для себя сделала вывод: пока мышцы заняты сосанием, ребенку трудно научиться произносить слова. возможно из-за этого как раз задержка. своего я никуда по этому поводу не водила, не проверяла, специально не занималась. всё само наладилось именно после отмены ГВ

раскрыть ветку (3)
4
Автор поста оценил этот комментарий
Я кормила до двух с половиной (после года-полутора примерно только на сон уже), но у меня ребёнок болтал дай боже, не заткнешь. Точную хронологию не помню, но в год с копейками она играла с куклами и комментировала каждое действие. Кукла идёт, топ-топ, о! Горка! Кукла катается! Бух, упала! Мама, на куклу. Играй. (Разумеется, слова у нее ещё неполноценные были, Кука вместо куклы и тд, но это уже другой момент).
раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

по данным исследований у девочек речь развивается раньше, возможно по тому, что мозг по-другому устроен - между полушариями больше связей.

2
Автор поста оценил этот комментарий

Да, крутой вывод, так и есть. Всему свое время)

0
Автор поста оценил этот комментарий

Моему ребенку дизартрию поставили - очень похоже на ваш случай. Имхо, логопед никогда не будет лишним.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку