Разборы Властелина колец. В доме Тома Бомбадила

Самая необычная глава, которая самая настоящая песня. Хоббиты попадают в песню. И там происходят очень интересные вещи.

И ведь всё по большому счёту понятно. Эти главы – то самое «продолжение Хоббита», чем Толкин и задумывал поначалу ВК, это детская сказка, но эти главы были всё-таки оставлены и неспроста.
Первый раз, когда я читала эту главу, я была ей сильно озадачена. Я не поняла, что за чертовщина такая началась, в какую степь уехало повествование, что это за стишата-прибаутки, барсуки какие-то, и зачем оно надо. В итоге в первый раз я не то, что слона, я целое стадо олифанов не приметила за этой необычной формой повествования.

Златеника. Я не заметила реакцию Фродо на встречу со Златеникой. А она стоит того, чтобы её заметить.

‘Fair lady Goldberry!’ said Frodo at last, feeling his heart moved with a joy that he did not understand. He stood as he had at times stood enchanted by fair elven-voices; but the spell that was now laid upon him was different: less keen and lofty was the delight, but deeper and nearer to mortal heart; marvellous and yet not strange. ‘Fair lady Goldberry!’ he said again. ‘Now the joy that was hidden in the songs we heard is made plain to me.

«Прекрасная леди Златеника!» – наконец вымолвил Фродо, чувствуя, как его сердце наполняется неизъяснимой радостью. Он стоял, как раньше бывало стоял, зачарованный чистыми эльфийскими голосами, но эти чары были другого рода: радость была не такая щемящая и возвышенная, а глубже и понятнее сердцу смертного, чудесная, но в то же время знакомая. «Прекрасная леди Златеника!» - повторил он. «Теперь радость, сокрытая в услышанных песнях, открылась мне».

O slender as a willow-wand! O clearer than clear water!
O reed by the living pool! Fair River-daughter!
O spring-time and summer-time, and spring again after!
O wind on the waterfall, and the leaves’ laughter!’

Легка, как шорох тростника,
Чиста, как тишина лесная,
Светла, как песня родника, -
Прекраснейшая Дочь Речная!
Приходит лето за весной,
И вновь - весна сменяет лето!
О ветер, шепчущий с волной!
О смех листвы в лучах рассвета! (И. Гриншпун)

Если это не описание восхищения мужчины женщиной, то я Том Бомбадил. И этот маленький штрих к портрету Фродо такой значимый! Фродо мы уже знаем как мечтательного товарища немного не от мира сего, любящего гулять по лесам под звёздами, потом на Фродо свалилось такое, что явно должно перетягивать на себя все мысли и силы, читатели сидят-боятся назгулов и ужасного кольца, они уже поняли, что кардинал не дама кольцо не шутки, разговор в книжке пойдёт не о любви, и тут Фродо встречает Златенику и… что это?!

Автор нам вдруг понять даёт, что Фродо-то, оказывается, очень даже замечает, какую красивую женщину встретил. Он стихами заговорил, выражая явное восхищение её красотой! Он здесь абсолютно реальный, земной, тёплый, из плоти и крови, живой человек (хоббит). Как здорово, что автор показал его и с такой стороны! И как жаль, что ему придётся отдать всего себя без остатка своему предназначению, оно заберёт его целиком и личной жизни и семьи у него не будет. А могла бы быть.

Здесь ясно показано, что любовная линия у Фродо вполне могла бы быть, просто не судьба. Ну с его-то «везением» по жизни неудивительно, что сильно понравившаяся женщина оказалась замужем, и шансов ноль вообще. Можно спокойно топать дальше в свой безнадёжный поход, не отвлекаясь на мечты о любви. Хотя вот Сэму это не помешало дойти до Горы.

И в этом можно увидеть ещё разницу между ними. У Сэма мотивация всё же более личная. Он идёт за Фродо, потому что он предан Фродо, он идёт помогать ему спасать Шир не только потому, что он любит Шир, он ещё любит в нём конкретных людей – Рози, Гаффера и прочую родню. У Фродо нет таких привязанностей в Шире, был Бильбо, да и тот ушёл. Он в принципе до своего похода к сородичам относился несколько свысока, считая их глуповатыми обывателями и почти ни к кому не был привязан, не считая нескольких друзей, большая часть из которых отправилась с ним. Но когда встал вопрос об опасности для Шира, для всех этих не очень близких ему по духу и интересам хоббитов, он практически не задумываясь и не считаясь с тем, чем это грозит ему, взялся отвести эту опасность.

«Радость, сокрытая в услышанных песнях, открылась мне».

Песня, которой встречала их Златеника, тоже заслуживает внимания.

Now let the song begin! Let us sing together
Of sun, stars, moon and mist, rain and cloudy weather,
Light on the budding leaf, dew on the feather,
Wind on the open hill, bells on the heather,
Reeds by the shady pool, lilies on the water:
Old Tom Bombadil and the River-daughter!
Начинаем нашу песню! Подпевайте хором -
О тумане, что скользит по лесным озерам,
Солнце, звездах и луне, облаках и ветре,
О серебряном луче и зеленой ветви,
О цветах на глади вод, синеве глубинной
,
Старом Томе Бомбадиле и его любимой! (И. Гриншпун)

Перечисление вот этого всего, оно ничего не напоминает?
Златеника – радость жизни, любви, чувства, ощущения, природа. Фродо умел сполна радоваться жизни и ценить её красоту.
И, в итоге потом что -

No taste of food,
no feel of water,
no sound of wind,
no memory of tree
or grass
or flower,
no image of moon
or star
are left to me.

Эта глава ещё преддверие первого подвига Фродо, его дебюта в качестве героя. Подвига, который ему единственный не вышел боком, за который ему мироздание сразу не отвесило никакого ответного удара. И по ней интересно посмотреть, с чем он подходит к этому. Абсолютно гармоничная личность, он деятельный и любит жизнь, с потенциалом, о котором он сам ещё даже не догадывается, за плечами у него принятое решение и принятая на себя ответственность, но он ещё пока не успел показать, да не то, что показать, узнать не успел, на что сам способен.
И это опять же передышка после очередного отрезка пути с приключениями, как у Мэггота и в Крикхоллоу, снова с вкусной едой, разговорами и встреча с новыми персонажами, готовыми им помочь.
И очередная порция снов. Фродо видит сон о Гэндальфе, о том, как он спасается из Орфанка. С одной стороны это совсем жирный намёк на то, что Фродо получает дар предвидения. А с другой Гэндальф обладатель кольца Нарьи, и эти видения Фродо и другие их контакты на расстоянии ещё могут быть связаны с кольцами. С Галадриэль тоже.
Кроме этого Фродо снятся чёрные всадники, Пиппину страшное дерево, а Мерри потоп. И только Сэм не видит абсолютно никаких снов и не испытывает никаких страхов. Интересно, почему.
Стоит отметить ещё подозрительность Фродо – его страх, не подменил ли Бомбадил Кольцо и его попытка тотчас же проверить это. Это такой эпизод, вносящий диссонанс в светлую и умиротворяющую главу, бросающий тень на светлый образ Фродо и показывающий, что колечко взялось за свою «работу» над ним.
Том хозяин, ничего не боится и ничем не владеет.
Кто он? – Спрашивает Фродо. – Он есть, получает ответ.

Eldest, that’s what I am. Mark my words, my friends: Tom was here before the river and the trees; Tom remembers the first raindrop and the first acorn.
КК: . Я – Старейший. Запомните, друзья мои: Том был здесь прежде, чем потекла вода и выросли деревья. Том помнит первую каплю дождя и первый желудь.

Том не подвержен влиянию Кольца. Получается, что Том могущественнее Гэндальфа? В этом смысле он точно его превосходит. Тот страшится Кольца, Том нет, Том не исчезает сам и видит Фродо, надевшего его. Том, кто бы он ни был, явно не человек и не эльф, это какое-то существо, существовавшее ещё до эльфов и людей.
Толкин специально оставил его загадкой. Может, он посланник автора, чтобы научить хоббитов обращаться к высшим силам за помощью? Не случайно он отзывается на крик Фродо о помощи, а потом учит хоббитов песенке, чтобы призвать его, если понадобится.

‘Did I hear you calling? Nay, I did not hear: I was busy singing. Just chance brought me then, if chance you call it. It was no plan of mine, though I was waiting for you.
КК: Что? Спрашиваешь – слышал я крик или не слышал? Нет, не слышал ничего: я был занят песней. Случай ли меня привел? Называйте – случай, если так угодно вам . Случай, значит, случай. Я не думал повстречать вас – но не удивился.

Фродо воспользуется этой песенкой, а потом научится обращаться к Лютиэн, Элберет, Галадриэль, Эарендилю.
Мне нравится чьё-то предположение, что Том отголосок Музыки айнур.
Толкин сам писал, что Златеника символизирует смену времён года. Если Том - музыка, а его жена символизирует природу, то вполне объяснима их связь. Из музыки возникла Арда.

Книжная лига

23.2K постов78.8K подписчиков

Правила сообщества

Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.


ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА

При создании поста обязательно ставьте следующие теги:


«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;


«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;


«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».


Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.


ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.