Пятнистый кот индейцев наска: Значение и эволюция образа мифического существа в искусстве древнего народа
Продолжая серию статей о мифических существах индейцев наска, которую мы начали постом про Ужасную птицу, сегодня мы расскажем про Пятнистого кота.
Считается, что прообразом этого мифического существа послужила пампасская кошка или оцелот.
Иллюстрация: Пампасская кошка и оцелот.
Изображение Пятнистого кота встречается уже на ранней керамике наска. Один из примеров находится в коллекции Музея искусств Далласа.
Иллюстрация: Сосуд. Наска, 50 г. до н.э. - 300 г. н.э. Коллекция Dallas Museum of Art.
На сосуде представлены кошки с пятнами на спине, полосками на лапах и хвосте. Именно эти полосы и пятна и указывают на вероятный прообраз этого существа. В лапах кошки держат ростки. Стилизованные ветви растений находятся между лапами.
Образ этого мифического существа был заимствован из иконографии паракас. В коллекции Чикагского института искусств находится сосуд в виде пампасской кошки.
Иллюстрация: Сосуд в форме пампасской кошки. Наска, 180 г. до н.э. - 500 г. н.э. Коллекция Art Institute of Chicago.
Эксперты музея идентифицируют его как керамику наска, что вполне возможно. В то же время, гравировки по контуру рисунка, которые ремесленники наска в дальнейшем заменят тонкими черными линиями, и цветовая гамма росписи напоминают изделия культуры паракас (о смене традиции изготовления керамики см. "Культура индейцев наска").
В качестве дополнительного примера можно привести еще один сосуд в виде кошки, уже, без сомнения, культуры паракас, который находится в коллекции Музея искусства "Метрополитен".
Иллюстрация: Сосуд в виде кошки. Паракас, 4-2 вв. до н.э. Коллекция The Metropolitan Museum of Art.
Лапы и хвост покрыты полосами, тело - пятнами. Небольшие уши, как на росписи наска, явно выделены усы.
Образ Пятнистого кота, пожалуй, самый беззлобный во всей иконографии наска: кот довольно часто изображается без явно представленных трофейных голов. Вероятно, это связано с тем, что пампасская кошка и оцелот хоть и являют собой грозную силу, но по натуре достаточно игривы и не проявляют агрессию в сторону человека. Эти небольшие кошки могли рассматриваться как некие покровители сельского хозяйства, т.к. они питаются небольшими животными, которые наносят вред посевам.
Изображения кошачьего мифического существа встречаются не только на керамике. В коллекции Художественного музея Кливленда находится великолепная инкрустированная камнями и золотом раковина спондилюса, на которой представлена фигура Пятнистого кота.
Иллюстрация: Раковина с инкрустациями. Наска, 100 г. до н.э. - 700 г. н.э. Коллекция Cleveland Museum of Art.
Интересно, что в данном случае лапы животного покрывают пятна, а не полосы.
Образ кошачьего мифического существа постепенно становятся более детальными, уточняются детали маски, добавляется высунутый язык. На фрагментах ткани из коллекции Чикагского института искусств язык кошки представлен в виде ростка.
Иллюстрация: Фрагмент ткани. Наска, 100 г. до н.э. - 200 г. до н.э. Коллекция Art Institute of Chicago.
Существует и альтернативное мнение о прообразе этого мифического существа. Некоторые исследователи считают, что на изображениях представлена вовсе не кошка, а выдра. Усы выдры значительно длиннее кошачьих и могут быть направлены в сторону ушей, как на росписи сосуда из коллекции Национального музея Шотландии.
Иллюстрация: Сосуд. Наска, 200-300 гг. н.э. Коллекция National Museum of Scotland.
Или на сосуде из коллекции Британского музея.
Иллюстрация: Сосуд. Наска, 100 г. до н.э. - 600 г. н.э. Коллекция The British Museum.
Связь животного, ведущего полуводный образ жизни, с культом плодородия также вполне объяснима.
Начиная примерно с 300-400 гг. н.э., образ Пятнистого кота существенно усложняется. К нему примешиваются антропоморфные черты и признаки других мифических существ. На изображениях в этих случаях почти всегда присутствуют трофейные головы. Глаза кошки иногда украшают узоры, которые связывают с образом хищной птицы.
В коллекции Британского музея находится сосуд с изображением мифического существа с признаками и Пятнистого кота, и Ужасной птицы.
Иллюстрация: Сосуд. Наска, 100 г. до н.э. - 600 г. н.э. Коллекция The British Museum.
Также в качестве примера приведем прорисовку росписи керамики из того же собрания со смешанным образом Пятнистого кота и Змеиного существа с антропоморфными признаками.
Иллюстрация: Прорисовка сосуда. Наска, 100 г. до н.э. - 600 г. н.э. Коллекция The British Museum.
После 500-550 гг. н.э. Пятнистый кот полностью исчезает из искусства наска. Его признаки иногда можно заметить как часть изображения личины, которая заменяет собой образы мифических существ в росписи керамики поздней наска. Пример сосуда с такой маской-личиной есть и в нашей коллекции.
Иллюстрация: Сосуд с изображением маски-личины. Наска, 550-750 гг. н.э. Коллекция A-Gallery, Москва.
От Пятнистого кота на этом изображении остались лишь стилизованные усы, частично головной убор и схематичные изображения ростков.
Лига историков
13.9K поста50.9K подписчиков
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения