Продолжение поста «Роберт Хайнлайн. Как стать фантастом. Полный текст. (Много букв. Думаю это будет интересно только писателям)»

Меня заинтересовали комментарии к «5 советов для писателей» Роберта Хайнлайна.


В основном всё свелось к доказыванию кто такой творец, и имеет ли он право зарабатывать.

Эта тема мне как раз не очень интересна. Так как каждый просто тянет одеяло на себя.

Кого читают говорят, что творцы только те — кого читают.

Кого не читают говорят, что творцы только те — кого не читают.

Но эти споры позволили мне наткнуться на очень любопытный материал от Роберт Сойера, канадского писателя-фантаста, не известного в России. Хотя в мире-то он достаточно известен, у него есть и Хьюго, и Небьюла, и Аврора, и Премия Кэмпбелла, и так-то больше пятидесяти наград...


Сойер на свой лад комментирует советы Хайнлайна.

Вот что он пишет про эти знаменитые пять советов. Перевод мой:

Правило первое: вы должны писать

Звучит до смешного очевидно, не правда ли? Но применять это правило очень сложно. Нельзя просто говорить о желании стать писателем. Вы не можете просто пройти курсы, или прочитать о процессе письма, или мечтать о том, чтобы когда-нибудь это удалось. Единственный способ стать писателем — это сесть за клавиатуру и приступить к работе.


И не жаловаться, что у тебя нет времени писать.


Настоящие писатели покупают время, если не могут получить его другим способом. Возьмем, к примеру, Теренса М. Грина из Торонто, учителя английского языка в средней школе. Его третий роман, «Тень Пепла», только что вышел в издательстве «Тор». Каждые пять лет Терри берёт неоплачиваемый годовой отпуск, чтобы написать книгу.

И большинство писателей, которых я знаю, приносили подобные жертвы ради своего искусства.


(Из ста наших первоначальных писателей-претендентов половина никогда не удосужится написать что-либо. Остается пятьдесят...)



Правило второе: вы должны закончить то, что начали
Вы не сможете научиться писать, не доведя текст до конца.

Первые страницы могут быть слабыми, и может возникнуть соблазн их выбросить. Не надо.


Продолжайте заставлять себя писать, пока не закончите. Когда у вас будет общий черновик с началом, серединой и концом, вы удивитесь, насколько легко увидеть, что работает, а что нет.

И вы никогда не овладеете такими вещами, как сюжет, неизвестность или развитие персонажа, если вы не создадите целый и законченный фрагмент.


По связанному с этим вопросу: если вы работаете в писательской мастерской, не позволяйте людям критиковать ваш роман по главе за раз. Никто не может правильно судить о книге по фрагменту, извлеченному из нее наугад, и вы получите всевозможные бессмысленные советы: «Эта часть кажется неуместной». «Ну, нет, вообще-то, через сто страниц это очень важно…»


(Из пятидесяти оставшихся потенциальных писателей половина никогда ничего не закончит — в процессе осталось только двадцать пять...)



Правило третье: вы должны воздержаться от переписывания, за исключением требования редактора
Из-за этого у Хайнлайна возникли проблемы с учителями писательского мастерства.


Возможно, более подходящей была бы формулировка: «Не пытайся бесконечно возиться со своей историей». Вы можете бесконечно изменять, корректировать и полировать. Есть старая поговорка, что истории никогда не заканчиваются, их можно только забросить — научитесь отказываться от своих.

И хотя многие новички в это не верят, Хайнлайн прав: если ваша история близка к публикации, редакторы скажут вам, что вам нужно сделать, чтобы ее можно было продать.

Некоторые небольшие журналы делают это подробно, но вы также получите советы от Analog, Asimov's и The Magazine of Fantasy & Science Fiction.


(Из наших оставшихся двадцати пяти писателей двенадцать будут играть бесконечно, и теперь они выбыли из игры. Еще двенадцать, наконец, объявят произведение готовым...)



Правило четвертое: вы должны продать свой текст
Это самое сложное правило для новичков.

Вы не можете просто заявить о себе как о профессиональном писателе. Скорее, это титул, который вам должны дать те, кто готов платить деньги за ваши слова. Пока вы на самом деле не покажете свою работу редактору, вы можете жить фантазией о том, что вы ничем не хуже Гая Гавриэля Кея или Уильяма Гибсона. Но для большинства людей очень сложно понять, имеет ли эта фантазия какое-либо обоснование.


Я знаю одного канадского писателя-претендента, которому удалось задержать рассылку своего рассказа на два года, потому что, по его словам, у него не было никаких американских марок для конверта с адресом и маркой. И это несмотря на то, что он знал десятки людей, которые регулярно ездили в Штаты и могли получить для него марки, и несмотря на то, что он мог сам проехать через границу и забрать марки.


Нет, ему не хватало не штампов, а позвоночника.

Он боялся узнать, продавалась ли его проза. Не будьте трусом: разошлите свою историю.


(Из оставшихся двенадцати авторов половина никогда так и не решится подать заявку, осталось только шесть...)



Правило пятое: вы должны пытаться продать свой текст до тех пор, пока он не будет продан
Это факт: работы все время заворачивают.

Почти наверняка ваша первая заявка будет отклонена.

Не позвольте этому останавить вас. В настоящее время у меня в файлах 142 заявления об отказе; у каждого профессионального писателя, которого я знаю, есть их стопки (плодовитый канадский писатель ужасов Эдо ван Белком делает отличную лекцию на конвенциях научной фантастики под названием «Процветание на неприятии», в которой он зачитывает отрывки из многих отказов, которые он получил за долгие годы).


Если в записке об отказе содержится совет, который вы считаете правильным, пересмотрите историю и отправьте ее снова. Если нет, то просто повторите манёвр: отправьте ее по почте, отправив на другой рынок. Держись! Не сдавайся. Мой собственный рекорд по максимальному количеству поданных перед продажей рассказа — восемнадцать, но история в конечном итоге нашла хорошее применение.

(И через несколько дней я снова продал его в антологию, предназначенную только для перепечатки; первая публикация статьи открывает совершенно новые рынки.)

Если ваш текст завернули, отправьте его в другое издательство в тот же день.


(Тем не менее, из наших шести оставшихся авторов трое будут настолько обескуражены этим первым отказом, что бросят писать навсегда. Но еще трое будут продолжать...)



Правило шестое: начинайте работать над чем-то еще
Это мое собственное правило (Robert J. Sawyer).

Я видел, как слишком много начинающих писателей годами трудились над одним рассказом или романом. Как только вы закончите одно произведение, переходите к другому. Не ждите, пока первая история вернется от редактора, которому вы ее отправили; приступайте к работе над своим следующим проектом. (И если вы обнаружите, что испытываете писательский кризис в своем текущем проекте, начните писать что-то новое - настоящий писатель всегда может что-то написать.) Вы должны создать объем работ, чтобы считать себя настоящим профессионалом.


Из нашей первоначальной сотни подражателей только один или двое будут следовать всем шести правилам. Вопрос в том, станете ли вы одним из них? Я надеюсь на это, потому что если у вас есть хотя бы немного таланта и если вы будете жить по этим шести правилам, у вас все получится.


Я взял информацию с сайта: https://www.sfwriter.com/ow05.htm

Лига Писателей

3.7K поста6.4K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Внимание! Прочитайте внимательно, пожалуйста:


Публикуя свои художественные тексты в Лиге писателей, вы соглашаетесь, что эти тексты могут быть подвергнуты объективной критике и разбору. Если разбор нужен в более короткое время, можно привлечь внимание к посту тегом "Хочу критики".


Для публикации рассказов и историй с целью ознакомления читателей есть такие сообщества как "Авторские истории" и "Истории из жизни". Для публикации стихотворений есть "Сообщество поэтов".


Для сообщества действуют общие правила ресурса.


Перед публикацией своего поста, пожалуйста, прочтите описание сообщества.